Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Доходы населения в России и их дефференцирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Автономная  некоммерческая организация.
Среднего  профессионального образования
«Колледж  экономики, страхового дела и информационных технологий КЭСИ»
 
 
 
 
 
 
 
Доходы  населения в России и их дифференциация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работу  выполнил :
Студент 2 курса
  группа ДК – 201
Аничкина  Валерия
 
Научный руководитель
Нефедова  Татьяна Васильевна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2012
 
Доходы  населения в России и их дифференциация
 
2.1 Заработная  плата, как основной источник  доходов населения
 
Заработная  плата, или ставка заработной платы – это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда:
    рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий;
    специалистов – юристов, врачей, преподавателей и т.д.;
    владельцев мелких предприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.
Важно также  провести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата  – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно  приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата –  это «покупательная способность» номинальной  заработной платы.
За прошедшие  пятнадцать лет социальных и экономических  реформ большинство жителей России смогло на личном опыте убедиться в правоте Уильяма Черчилля, сказавшего, что социализм это равномерное распределение нищеты, а капитализм - неравномерное распределение богатства. Но если с фактом стремительного неравномерного распределения общенародной собственности в результате приватизации российское общество вынуждено смириться, то увеличивающееся с каждым годом неравенство в трудовых доходах вызывает все большее недовольство и обеспокоенность властей. По данным Росстата за первый квартал 2007 года, на 10% самых обеспеченных граждан России приходится 30% всех доходов (в Москве эта доля еще выше — 42,5%), а на 10% самых бедных - только 2%. Таким образом, в 2007 году богатые становятся богаче бедных в 15 раз. В 2001 году разница между доходами двух этих групп была десятикратной. Похожие процессы идут и на микроэкономическом уровне: согласно оценкам, недавно обнародованным Комитетом Государственной думы по труду и социальной политике, заработная плата руководителя частной российской компании превышает оклад рядового работника в 20-30 раз; независимые эксперты считают, что разница в доходах может быть на порядок выше.
Главным фактором, определяющим высокий уровень  бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и  стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия  воспроизводства работников и членов их семей и скорее исполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально  неоправданной дифференциацией  в оплате труда высших менеджеров. Различия между минимальной и  максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.
Межрегиональная дифференциация в заработной плате  существует во всех странах. Оплата труда  не может быть единой для всех регионов страны, поскольку региональные рынки  труда предъявляют спрос на работников разной квалификации и в то же время  по-разному оценивают труд работников схожих профессионально-квалификационных групп. Более того, в условиях конкурентной экономики на рынке труда генерируются компенсирующие различия в заработной плате. Согласно теории компенсирующих различий, работники должны получать компенсацию в терминах заработной платы за занятость в регионах с относительно худшими условиями  проживания и более высокой стоимостью жизни.
Меньше  всего зарабатывают жители Южного, Приволжского и Сибирского федеральных  округов. Если среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата в  августе 2009 года в целом по России составила 17928 рублей, то, например, в  Южном округе 12584рублей.
 
Таблица 1. Регионы Российской федерации, в  которых средняя зарплата ниже всего:
Средняя зарплата
регионы
Федеральные округа
8579,6
Республика Дагестан
Южный
10119,4
Республика Калмыкия
Южный
10170,2
Республика Северная Осетия - Алания
Южный
10386,2
Республика Ингушетия
Южный
10007,0
Карачаево-Черкесская Республика
Южный
10592,5
Кабардино-Балкарская Республика
Южный
10229,3
Алтайский край
Сибирский
10780,4
Ивановская область
Центральный
10619,3
Брянская область
Центральный
10769,8
Республика Марий Эл
Приволжский
10890,3
Тамбовская область
Центральный
11140,2
Ульяновская область
Приволжский
12102,1
Республика Алтай
Сибирский
10846,9
Республика Адыгея
Южный
11019,3
Республика Мордовия
Приволжский
12068,1
Кировская область
Приволжский
12092,5
Ставропольский край
Южный
11897,2
Псковская область
Северо-Западный
11597,8
Курганская область
Уральский
11982,8
Костромская область
Центральный
12619,5
Чеченская Республика
Южный
11234,5
Орловская область
Центральный
12568,5
Владимирская область
Центральный
11666,1
Курская область
Центральный
11038,6
Чувашская Республика
Приволжский
12487,0
Саратовская область
Приволжский
12394,7
Смоленская область
Центральный
12551,9
Пензенская область
Приволжский
12517,8
Воронежская область
Центральный

 
Разрыв  между богатыми и бедными россиянами увеличивается на общем фоне экономического роста, сопровождающегося ускоренным ростом доходов населения. Основная доля прироста среднего дохода приходится на группу самых обеспеченных граждан  России, в то время как реальные доходы бедных и их уровень жизни  могут снижаться.
 
Таблица 2. Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата:
  2009 г.
Июнь 2009г
рублей
В % к 2008 г
рублей
В % к:
Июню 2007г
Маю 2008г
Российская федерация
17928,9
110,3
19247,1
108,2
106,9
Центральный федеральный округ
21521,1
111,9
22938,3
107,3
106,6
Белгородская область
13393,6
104,9
14554,3
105,9
105,9
Брянская область
10619,3
109,0
11977,1
111,5
113,5
Владимирская область
12568,5
111,0
13501,4
110,2
106,6
Воронежская область
12517,8
110,8
13705,5
110,8
105,7
Ивановская область
10780,4
111,4
11761,5
110,1
106,1
Калужская область
14475,2
108,6
15500,1
107,1
106,6
Костромская область
11982,8
110,1
12765,3
109,3
105,2
Курская область 
11666,1
111,4
12556,2
111,1
107,5
Липецкая область
13245,5
101,9
14058,5
103,9
108,2
Московская область
23261,3
116,9
24721,0
114,0
105,0
Орловская область
11234,5
106,8
12231,5
107,5
107,7
Рязанская область
12905,1
108,8
13966,2
109,6
108,2
Смоленская область
12394,7
110,6
13411,9
110,5
107,0
Тамбовская область 
10890,3
114,3
12049,1
114,5
108,6
Тверская область
13344,1
109,6
14443,7
109,0
106,6
Тульская область 
13831,9
114,2
14755,6
111,1
106,3
Ярославская область
13852,3
105,7
14877,5
105,8
104,4
г. Москва
31517,3
110,4
33339,4
103,6
107,1

 
В 2009 году, как и по России в целом, в Самарской  области наблюдалось замедление положительной динамики показателей  уровня жизни населения. Среднедушевые  номинальные денежные доходы населения  составили 15,7 тыс. руб. и увеличились  относительно соответствующего периода  предыдущего года на 12,3%. При этом реальные денежные доходы составили 98,5%. Ускорение темпов инфляции в конце 2008 – начале 2009 годов привело  к снижению покупательной способности  среднедушевых денежных доходов  до 3,2 величины бюджета прожиточного минимума.
Среднемесячная  начисленная заработная плата в 2009 году сложилась на уровне 14,5 тыс. руб. и увеличилась в реальном выражении на 7,6%.
Опережающая динамика заработной платы отмечалась в бюджетной сфере и в сельском хозяйстве региона. Среднемесячная заработная плата в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг в 2009 году составила 74,9% от регионального уровня оплаты труда (в аналогичном периоде 2008 года – 71,6%), в сфере образования  – 72,1% (69,0%), в учреждениях отдыха, развлечений, культуры и спорта – 62,7% (62,5%). По величине среднемесячной заработной платы работников учреждений образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг Самарская область  сохраняет лидирующие позиции в  ПФО. На сельскохозяйственных предприятиях за год реальная заработная плата  выросла более чем на 14%.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом потребительские  расходы населения увеличились  на 22,4%, обязательные платежи и разнообразные  взносы – на 40,5%, расходы на покупку  недвижимости – на 8,0%, расходы на приобретение иностранной валюты –  на 68,2%. Величина прироста сбережений во вкладах и ценных бумагах сократилась  на 84,0%.
 
2.2 Неравенство  доходов и его причины
 
Один  из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях  благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1) величиной  имущества всех видов, находящегося  в собственности отдельных граждан; 
2) величиной  текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что, либо создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся  в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в  пользование другим людям или  фирмам. А те используют эту собственность  для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность  их неравенства.
Различия  в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство  доходов характерно для всех экономических  систем.
Неравенство доходов и богатства  может достигать огромных масштабов  и тогда оно создает угрозу для политической и экономической  стабильности в стране. Поэтому практически  все развитые страны мира постоянно  реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Причинами неравенства доходов  являются:
1. Наследственные причины, например  обеспеченность ресурсами, способностями  и наличие одаренности.
2. Человеческий капитал в виде  профессиональных качеств, наличие  опыта в какой-либо деятельности, уровень образования. Эти факторы  не являются врожденными, а приобретаются индивидом в процессе его жизнедеятельности.
3. Трудовые усилия работников, их  заинтересованность в труде.
4. Наличие или отсутствие рыночной  дискриминации.
5. Везение и другие факторы,  влияющие на решения, принимаемые  экономическим субъектом и определяющие  результат его деятельности.
6. Разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход,  чем в форме лопаты);
7. разная успешность использования  факторов производства (например, работник  в фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары  которой продаются с трудом);
8. разный объем принадлежащих  людям факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает  при прочих равных условиях  больший доход, чем владелец  одной скважины).
Кроме того, на распределение доходов  оказывают большое влияние структурные  особенности экономики: состояние  отраслей, рыночная ситуация, степень  монополизма, развитость международных  отношений, а также структура  экспорта и импорта.
На долю 10% наиболее обеспеченного  населения в 4 квартале 2009 года приходилось 29,9% общего объёма денежных доходов  населения, что на 4 % выше уровня соответствующего периода прошлого года. На долю 10% наименее обеспеченных приходилось за рассматриваемый  период 2,0% общего объёма денежных доходов  населения, что на 0,6% ниже уровня прошлого года. В 4 квартале 2009 года доходы ниже среднего уровня доходов имели 64,6% населения (на 2,2% выше уровня аналогичного периода  прошлого года).
 

Рис.3 Кривая Лоренца
 
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные  показатели. Степень неравенства  доходов отражает кривая Лоренца, названная так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет о персональном, а не функциональном распределении доходов.
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения  не получают никакого дохода, за исключением  одного- единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется  эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство  в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим  показатель, отражающий степень неравенства  в распределении доходов.
Если  площадь не заштрихованного участка  графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:
 
 Формула нахождения коэффициента G,
 
где G –  показатель, измеряющий степень неравенства  в доходах.
Этот  показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.
Коэффициент Джини для развивающихся стран составляет порядка 0,60. В странах старой Европы, где еще сильны послевоенные традиции «всеобщего благоденствия», показатели неравенства доходов существенно ниже, чем в государствах третьего мира: 0,25 для Дании, 0,28 для Германии. США по показателю разницы в заработках находятся посредине между развивающимися странами и Европой: 0,41. Отметим, что рассчитанные Росстатом коэффициенты Джини соответствуют американскому показателю (0,39-0,41), в то время как по оценкам специалистов Российской экономической школы неравенство трудовых доходов россиян в отдельных регионах сопоставимо с коэффициентами для Бразилии и ЮАР (0,61).
Кривая  Лоренца для России выглядит следующим  образом (рис. 4):
 

Рис.4 Кривая Лоренца для России
 
Характерный для экономик в целом рост неравенства  доходов имеет место и в  частных компаниях. Но если в старой Европе доходы высших управляющих компаний превышают уровень зарплат их работников не более чем в 30 раз, то в США топ-менеджер частной  фирмы зарабатывает в 200-300 раз больше своих работников. В России заработки  топ-менеджеров крупных компаний и инвестиционных банков также растут опережающими темпами. Средняя годовая зарплата гендиректора крупной российской компании составляет по разным оценкам от 0.5 до 2.5 млн. $. Расчеты специалистов, включающие данные по официальной и «теневой» зарплате (удельный вес которой, по данным Минэкономразвития, еще недавно составлял порядка 40%), показывают, что доходы руководства и служащих российских компаний могут различаться в 100-500 раз.
В российских дебатах о неравенстве трудовых доходов «виноватым», как правило, оказывается государство, которое  отказывает в полноценной социальной защите, как работающим гражданам, так  и различным категориям нуждающихся. Появление нового класса «работающих  бедных» россиян объясняется  тем, что их зарплата существенно  меньше реальной стоимости воспроизводства  рабочей силы. Недооценка труда россиян  оказывается весьма значительной даже с учетом традиционно низкой производительности труда: по некоторым расчетам, среднестатистический российский работник производит на 1 доллар зарплаты в 3 раза больше товара, чем  европеец или американец. При этом согласно данным Всемирного банка, правительство (через механизм минимального размера оплаты труда) гарантирует трудящимся зарплату, эквивалентную лишь 11% валового национального дохода (в государствах с развитыми стандартами социальной защиты граждан отношение годовой минимальной зарплаты к ВНП на душу населения составляет не менее 30%). В сохранении такой ситуации заинтересованы не только работодатели, извлекающие прибыль из разницы между низкой стоимостью труда и рыночной ценой его результата, но и чиновники, получающие из этой прибыли «административную ренту». В России, в отличие от стран с развитыми механизмами социального обеспечения, основную массу бедных составляют те, кто находится на попечении государства - в первую очередь, работники ряда категорий бюджетной сферы и пенсионеры. При этом, как утверждается в недавнем докладе Всемирного банка, в России отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы распределения социальной помощи, которые позволили бы поднять уровень дохода самых бедных, а значительная доля выделяемых средств, направляемых через социальные программы, попадает не бедным, а даже богатым россиянам (10% субсидий получают граждане, принадлежащие к 20% самых богатых россиян). Основной причиной называется невозможность адресной социальной помощи в условиях, когда теневая экономика составляет 44% ВВП.
3. Политика  государства в области доходов
 
Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального  дохода переходит от слоев населения  с высокими доходами к слоям с  низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные  трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в  хозяйственной деятельности в настоящее  время или в прошлом. Целью  социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности  и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.
Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых  рынком, например, гарантированием  цен фермерам и введением минимальных  ставок заработной платы.
Главный аргумент в пользу равного распределения  доходов заключается в том, что  оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или  предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит  в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в  виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а, следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство рискует войти в полосу затяжной стагнации.
Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Оукена» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).
Государство непосредственно вмешивается в  первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение  оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  национальной продукции, поощрения  инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В России с 1 января 2009 года МРОТ равен 4330 рублей.
Значительное  влияние на уровень реальных доходов  населения оказывает инфляция. Поэтому  одним из важнейших условий рационального  государственного регулирования доходов  является учет роста цен на потребительские  товары (включая тарифы на услуги населению).
Особое  значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов  населения, позволяющий частично или  полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание  покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения  с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных  семей, а также молодежи.
Индексация  осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий  через коллективный договор. Она  предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации  самых высоких.
В России индексация денежных доходов установлена  законом от 24 октября 1991г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной  сферы, а также на пенсии, стипендии  и пособия.
Индексация  доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более  напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Также важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно  рассматривать как экономическое  состояние части общества, при  котором определенные слои населения  не имеют минимальных по нормам данного  общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.
Для отнесения  определенных категорий населения, к числу имеющих право на получение  социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
Абсолютная  черта бедности — это минимальный  уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и  жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров  и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В  России абсолютная черта бедности совпадает  с прожиточным минимумом.
Прожиточный минимум представляет собой натуральный  набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные  товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре  затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.
Относительная черта бедности показывает, сколько  стоит минимальная потребительская  корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной  чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах —  членах ЕС — менее 50% средних суммарных  расходов домашних хозяйств по стране.
Бедность  также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. Глубина  бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем  для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в  нашей стране отличается большей  глубиной, чем в странах Центральной  и Восточной Европы.
Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых  для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное  бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов  по отношению к ВВП.
Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более  широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров  и услуг в объеме, необходимом  для обеспечения нормальной жизнедеятельности  человека. В России этот бюджет составлен  на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания.
Рациональный  потребительский бюджет отражает потребление  товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание.
Дифференциация  населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет  выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
1) «бедные»  семьи, душевой доход в которых  ниже или соответствует прожиточному  минимуму;
2) «малообеспеченные»  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  прожиточным минимумом и минимальным  потребительским бюджетом;
3) «обеспеченные»  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  минимальным потребительским бюджетом  и рациональным потребительским  бюджетом;
4) «богатые»  семьи, уровень душевого дохода  в которых выше рационального  потребительского бюджета.
 
 

Заключение
 
Анализ  изменений в уровне жизни населения  России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует  ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальное  государство обязано проводить  активную государс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.