Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные компоненты культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


8.2.Основные компоненты  культуры 
 
Самая мелкая, далее неделимая  единица культуры называется элементом культуры. В материальной культуре таким элементом будет какой-то глубже неделимый предмет, например, гайка, в нематериальной - рукопожатие как составляющая ритуала приветствия. Таких единиц в любой культуре можно насчитать тысячи и тысячи.
Как правило, элементы культуры не существуют самостоятельно, без  связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между  собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного  элемента и функционально с ним  связанных, называется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила  игры, этика судейства). Объединение  нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т.д.
Среди культурных элементов  особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся:
язык;
ценность;
культурная норма.
Язык – понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают  мир, осмысливают, фиксируют его  элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, немного не так, как  другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.
В фундаменте культуры лежат  ценности. Разные культуры различаются  в первую очередь разным набором  ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.).
Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения. Например, работа женщин на производстве или участие в общественной жизни является совершенно нормальным явлением в жизни европейских стран, в России, США и др., но осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама.
Но есть ценности, общие  для всех культур и народов, так  называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.
Ценностью называется любой  объект, способный удовлетворить  общественную или индивидуальную потребность. В систему ценностей социального  субъекта могут входить следующие  ценности:
смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.д.);
 универсальные, которые, в свою очередь подразделяются на:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация и т.д..);
б)  общественного признания (высокое социальное поло-жение, трудолюбие и т.д.);
в)  межличностного общения (честность, доброжелатель-ность, бескорыстие и т.д.);
г) демократические (свобода слова, совести, националь-ный суверенитет и т.д.);
партикулярные (привязанность к “малой Родине”, семье, а также всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалам и т.д.).
Система ценностей крайне важна для человека: ценностная установка  представляет собой своеобразную программу  деятельности и общения, связанную  с выбором вариантов поведения, которые сделали бы эту деятельность и общение успешными. Ценностные установки вырабатываются обществом  в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в  процессе обучения, воспитания и т.д. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют  его деятельность. Процесс усвоения ценностей происходит в ходе социализации личности.
Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.
Способом закрепления  и сохранения самих культурных ценностей  выступают нормы культуры.
Культурная норма – это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.
Норма служит главным образом  для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать  определённым образом, их исполнение и  предписание обеспечиваются разными  формами принуждения, начиная с  общественного и кончая государственными.
Совокупность норм образует нормативную систему.
К основным типам нормативных  систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.
Остановимся подробнее на обычае и морали.
Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей. Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы.
Примерами обычаев являются свадьба, празднование Нового года, хождение в гости и т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного  мнения группы – мы ведем себя так, как предписывает обычай, не задаваясь  вопросом почему следует вести себя именно таким образом, а не иначе. Реализация обычных норм часто выражается в обрядах и ритуалах – строго определенной последовательности символических  действий, воплощающих те или иные социальные явления.
Обряды сопровождают самые  важные моменты в жизни человека - рождение (крещение, внесение новорожденного в специальные книги записи актов  гражданского состояния), взросление (инициация), создание семьи (венчание или регистрация  брака), смерть (гражданская панихида, отпевание, погребение). Социальный смысл  обряда состоит в способствовании  лучшему усвоению индивидом групповых ценностей и норм, а сила обряда заключается в его эмоционально-психологическом воздействии на личность. На это направлена эстетическая сторона обряда – музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т.д., сопровождающие ритуальные действия.
Обрядность связана не только с религией. Фактически обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инаугурация президента и т.п.
Разновидностью обычая являются нравы.
Нравы - особо значимые для группы высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение.
Слово “нравы” (mores) также древнеримского происхождения, оно означало “священный обычай”. Именно от него происходит понятие морали.
Мораль (нравственность) – совокупность культурных норм, в основе которых лежат присущие данной культуре идеалы добра, справедливости, честности и т.д.
Например, обычай праздновать  день рождения не относится к нравам, а обычай гостеприимства – относится.
Особой формой нравов является табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, слово. Табуирование (процесс наложение табу) было широко распространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей. Но и в современных культурах табу не исчезло. Табуированию подвергаются отдельные стороны кровнородственных отношений - например, запрет на инцест (брачные и сексуальные связи с родственниками), процесс питания – запрет на каннибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман и др.
Обычай, сохраняющийся и  передающийся из поколения в поколение, называется традицией (от лат. tradicio - передача, предание).
Традиция - это способ воспроизводства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основного  содержания культуры - ценностей и  норм.
Традиции сохраняют все  самое ценное в культуре. Механизмами  такой передачи являются фольклор, т.е. изустное предание, и имитация, т.е. повторение образца поведения. Адекватность достигается путем многократного повтора имитируемых действий, и в этом велика роль ритуалов.
В доиндустриальных обществах большинство, а в дописьменных все содержание культуры передавалось через традиции. С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, университетов, изобретением радио, телевидения, т.е. созданием принципиально новых носителей информации в результате технического прогресса культурное значение традиций в жизни общества стало уменьшаться. Если в догосударственных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем по мере развития общества, основную роль стали играть институциализированные системы, например, право.
Значение традиций для  жизни общества огромно. В обществе они играют роль, подобно наследственности в живом организме. И как нарушения  в аппарате наследственности могут  привести к гибели организма, так  и культурные разрушения и утраты могут привести к деградации общества. Традиции аккумулируют культурный опыт всех предшествующих поколений и  передают его потомкам, что позволяет  им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки.
Прерывание культурной традиции (в результате природных катастроф  или войн) ведет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-исторической памяти, в результате чего народ  перестает ощущать себя субъектом  истории, подобно тому, как человек, потерявший память, перестает ощущать  себя личностью.
http://vor-stu.narod.ru/posob-2.html#12

РЕФЕРАТ

Право в  системе социальных норм.

Социальное регулирование  и его виды. Понятие нормативно-

регулятивной системы  общества

Общество - сложная совокупность разнообразных социальных отношений, нуждающаяся во внутреннем упорядочении в целях обеспечения эффективного развития и обеспечения выживания  человека как вида.

Социальный порядок  устанавливается в обществе в  результате действия разнообразным  механизмов.

- «Стихийные» регуляторы.

Они представляют собой  «непосредственное проявление естественных законов природы и общества»  По мнению Тарасова Н.Н. в кн.: Теория государства и права. Учебник  для юридических вузов и факультетов. Под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. -М.: Норма-Инфра, 1999, стр. 243 - демографические процессы, инфляционные ожидания, стихийные бедствия, увеличение продолжительности жизни, оказывающие влияние на поведение отдельного человека;

- Социальные регуляторы.

Социальное регулирование  есть влияние правил вырабатываемых обществом на поведение человека, определение рамок этого поведения  с целью такого воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. Поэтому  объектом социального регулирования  всегда в конечном счете является человек, путем определения заранее  социально желаемого акта его  внешнего поведения в конкретной ситуации.
Способы социального  регулирования по характеру воздействия  делятся на три основные группы:
- побуждение - это  воздействие, представляющее собой  формирование у человека убеждения  в выгодности определенного поведения.  Этот способ основывается на  воздействии на индивидуальное  или групповое сознание и силе  авторитета.
-понуждение - это  воздействие, представляющее собой  стимулирование (формирование потребности)  желаемого поведения. Этот способ  основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение следующее  правилу.
- принуждение - это такое воздействие, когда  социально необходимое поведение  человека достигается возможностью  применения насилия, в случае  отклонения от установленных  правил поведения См. подробнее:  А.В. Венгеров. Теория государства  и права. учебник для юридических  вузов .-М. : Новый юрист, 1998, стр. 354
Социальное регулирование - это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам. Мальцев  Г.В. Понимание права. Подходы и  проблемы - М., Прометей, 1999, стр 121
Социальный регулятор - это механизм, обеспечивающий упорядочения общественных отношений.
Социальные регуляторы бывают следующих видов:
Ненормативные (индивидуальные) регуляторы - это такие формы воздействия  на общественные отношений, которые  не представляют собой общий масштаб  социальных действий, а предстают  как. индивидуальное упорядочение поведения  людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к  конкретным лицам.
К ненормативным  регуляторам относятся:
ценностный регулятор  представляющий собой систему исторически  сложившихся социальных ценностей, социально-психологических установок  и стереотипов. Он имеет сложную  структуру и проявляется, прежде всего, в культуре различных социальных общностей (социальных групп, этносов  и т.д.). Ценности отдельной группы оказывают определяющее влияния  на обеспечение поддержания состояния  упорядоченности общественных отношений, обеспечивая глубинный пласт  стабильных отношений. Этот регулятор  проявляется, прежде всего, в культуре всего общества и в культуре национальных общностей, а также формируется  среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп. Примером данной группы социальных регуляторов  могут служить принципы взаимопомощи, уважения достоинства, национальная гордость и т.д.
директивный регулятор  представляет собой такое воздействие  на поведение человека, когда от социально-властного органа исходит  общее указание на необходимость  решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы  ее достижения не предусматриваются, и  человек может их выбирать самостоятельно (к ним относятся, например политические программы и платформы).
способ воздействия  информационного регулятора на социальные процессы сводится к публичному распространению  сведений о конкретных случаях социального  поведения, которые служат образцами  для подражания, либо для осуждения. Большую роль при использовании  такого регулятора играют средства массовой информации, сеть интернет.
социальный институт предсказаний формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации, обеспечивая благополучие тех или  иных кланов, общин и т.д. Предсказание как регулятор возникает на основе донаучных форм предвидения, которые  развиваются первоначально в  рамках практической деятельности людей. Предвидение в форме пророчеств, прорицаний, гаданий было известно в глубокой древности. Уже в Древней  Греции, Индии, Китае, Египте и Вавилонии происходило первое фундаментальное разграничение областей предвидения на область явлений природы (солнечное затмение, предсказание урожая, изменение погоды и т.п.); область социальных явлений (наступление и исход войны, победа или поражение политической группировки и т.п.); область событий в жизни отдельного человека (смерть, болезнь, рождение, бракосочетание, обогащение и т.п.)
Этот регулятор  использовался в древности весьма эффективно для управления. Так римские  жрецы авгуры Авгуры (Augures), в Древнем Риме одна из древнейших жреческих коллегий, толковавшая волю богов на основании ауспиций. По древне-римскому преданию, учреждена Ромулом в 300 до н. э. насчитывала 9 чел. (из них 5 плебеев); при Ю. Цезаре их число возросло до 16. Принадлежность к авгурам высоко ценилась римскими аристократами, так как давала возможность влиять на законодательство. С течением времени их деятельность превратилась в формальную процедуру, при совершении которой, по сообщению Цицерона, авгуры с трудом удерживались от смеха, т. к. сами не верили в неё., ритуалы которых были связаны первоначально с божествами плодородия, улавливали поданные божеством знаки и их толковали. С течением времени выработалась целая наука авгуров, которые для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферными явлениями, полетом птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими животными и т.д. Особое значение придавалось гаданию по полету птиц (ауспиция). Римские государственные деятели должны были прибегнуть к ауспиции перед каждым политическим или военным актом, который совершался только при благополучном исходе гадания. Интересно отметить, что логическая структура предсказаний очень схожа со структурой некоторых социальных норм.
Индивидуальное  регулирование - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные  достоинства: позволяет решать жизненные  проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера  возникших отношений. Но очевидны и  его значительные недостатки: оно  социально неэкономично, не вполне обеспечивает необходимую одинаковость в повторяемых актах в процессе производства, обмена, жизнедеятельности  людей, а так как каждый раз  проблему надо разрешать заново, существуют широкие возможности для субъективных, произвольных решений
Нормативные - это  такие регуляторы, которые обеспечивают достижения желаемого поведения  человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, для тех, кто может оказаться в тех  или иных социальных ситуациях, то есть социальных норм. Социальная норма, как  правило поведения, характеризуется  четким описанием возможной ситуации, формулированием социально требуемого поведения в описанной ситуации и установлением мер принуждения, если индивид не выполняет требования правила.
Социальная норма - это обусловленное объективными обстоятельствами правило поведения  общего характера, регулирующее неопределенное количество раз социально-значимое поведение людей оказавшихся  в условиях, предусмотренных нормой.
Социальные нормы  регулируют поведение человека в  таких сферах, как поведение личности по отношению к другим, поведение  личности по отношению к обществу в целом и его ценностям, поведение  личности по отношению к самой  себе. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов.- М.: Юристъ, 1995,стр.45
Возможно выделить следующие признаки социальной нормы:
она является по своей  природе образцами, стандартами  поведения;
это мера позитивного  общественного поведения, направленного  на достижение определенного результата, интереса;
носит обязательный характер;
обладает неперсонифицированностью адресатов, поскольку выражается обычно в форме безличных и всеобщих императивов и таким образом, является носителем прескриптивной информации;
представляет собой  только такое правило, которое может  применяться неопределенное количество раз в типичных ситуациях, то есть имеют общий, а не индивидуальных характер.
создается в результате социально-волевой деятельности людей;
обеспечивается  соответствующими средствами и объединениями  людей;
исторически создается  самим обществом, людьми в процессе их взаимоотношений, а будучи созданной - упорядочивает их поведение.
обусловлена уровнем  развития общества;
в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Качественной характеристикой социальной нормы  является то, что она - проявление и  отражение естественной или общественной закономерности. Социальные нормы выражают и конкретизируют действия объективных  законов в общественных отношениях, тенденций общественного развития;
норма - это мера полезного, а по тому типичного функционирования. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе  и ее свойствам, является оптимальным  либо, по меньшей мере, допустимым для  данного процесса. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее";
регулирует общественные отношения путем разрешения, запрещения и обзывания людей действовать  определенным образом в конкретной ситуации;
имеет следующую  структуру “если…, то…., а в противном  случае”.
Социальная норма - это первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества.
Нормативно-регулятивная система общества - это особая совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.
Признаки (основные черты) нормативно-регулятивной системы  общества:
Нормативно-регулятивная система общества - это искусственная  система. Она возникает как результат  деятельности человека и является принадлежностью  ноосферы (то есть области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью);
Нормативно-регулятивная система общества - это организационная  система. Любой системе присуща  организация ее подсистем и элементов, но существуют специфические образования - организационные системы, для которых  организация является назначением  и хотя элементы такой системы  материальны, они обмениваются информационными  и вещественными продуктами. Одним  из назначений такой системы является поддержание определенного социального  порядка, который в процессе функционирования системы может трансформироваться. Нормативно-регулятивная система общества как образование, предназначенное  для упорядочения общественных отношений, является примером таких систем, поддерживая  и модифицируя общественный порядок  в процессе своего функционирования;
Структура нормативно-регулятивной системы общества состоит из ряда специфических по решаемым задачам  элементов - социальных норм. Но их функционирование и реализация подчинены единой глобальной цели, преследуемой системой и являющейся ее назначением - поддержание общественного  порядка, обеспечение такой согласованности  в действиях людей, которая бы обеспечивала максимально эффективное  взаимодействие людей для осуществления  ими своих потребностей;
Нормативно-регулятивная система общества представляет собой  единство связанных между собой  элементов - социальных норм. Многообразие их видов отражает объективный мир  и отношение людей к действительности;
Нормативно-регулятивная система общества как всякая система  несет в себе избыточность, обусловленную  необходимостью поддержания достигнутой  упорядоченности социальных связей в условиях быстро развивающего общества. В структуре нормативно-регулятивной системы содержатся правила поведения, не использующиеся в данных конкретных исторических рамках и не вносящие свой вклад в достижение целей  всей системы. Вместе с тем, они могут  быть снова востребованы и стать  даже основными в других общественных рамках;
Нормативно-регулятивной системе общества присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым  условиям, путем создания новых связей и новых правил со своими частными целями и средствами их достижения;
Еще одним качеством  нормативно-регулятивная система общества является ее целостность, несводимость ее свойств к свойствам составляющих ее социальных норм и наоборот;
Нормативно-регулятивная система общества - это устойчивая система. Она характеризуется относительной  устойчивостью введенных правил поведения и, следовательно, стабильностью  свойств структурированной, урегулированной  среды - социальных связей. Наиболее устойчивым способом обеспечения устойчивости социальных процессов является введения отрицательной обратной связей. Поэтому  правила социального поведения  предусматривают наличие санкции - наказания за нарушение, устанавливаемого нормой порядка.
Причины возникновения  нормативно-регулятивная система общества
В первоначальный хаос - гомогенность (однородность) социальных связей, характеризующаяся слабой чувствительностью к внешним воздействиям и стабильными детерминированными оценками вероятностного описания, в целях обеспечения выживания отдельной человеческой группы вносится порядок и организованность с помощью установления некоторого правила взаимоотношения людей между собой в конкретном случае, что приводит к уменьшению энтропии.
Социальные связи  в этой группе больше коррелируют с начальными условиями и более эффективно обеспечивают достижение целей выживания, создаются и предпосылки к возможности прогнозирования дальнейших событий в этой группе. Динамические процессы информационной стабилизации в системе регуляции социального поведения отдельного индивида приводят к уменьшению степеней свободы выбора поведенческих актов.
Появление упорядоченных  элементов, обладающих большей устойчивостью  нарушает первоначальную неорганизованность, а последующее развитие сформировавшихся устойчивых элементов выражается в  росте числа правил поведения  и появлении у них новых  функциональных качеств.
Нормативно-регулятивная система отражает достигнутую ступень  экономического, социально-политического  и духовного развития общества. В  ней находят отражение исторические и национальные особенности, жизни  страны, характер государственной власти, качество жизни людей.
Нормативно-регулятивная система - целостная, динамичная система  социальных норм, являющаяся необходимым  условием жизни общества, средством  общественного управления, организации  и функционирования государства, она  состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязи друг с другом.
В процессе регуляции  общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется и  корректируется другими социальными  нормами. Взаимодействие отдельных  норм в единой нормативно-регулятивной системе раскрывает комплексные  свойства у входящих в эту систему  отдельных составных частей.

7.2 Виды социальных  норм. Соотношение права и других 

социальных регуляторов

Социальные нормы  отличаются друг от друга по происхождению, по способу формирования, по способам обеспечения. Выделяются следующие  виды социальных норм:

Моральные нормы

Религиозные нормы

Обычай

Правовые нормы

Политические нормы

Корпоративные нормы

Некоторыми исследователями  выделяются так же эстетические норм, нормы этикета (в том числе  дипломатического), экономические, технические.

Моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели  и порока, чести и бесчестья. Эти  оценочные понятия применяются  к поведению человека и его  деятельности.

Норма морали формируются  в практических отношениях людей  между собой. То, что плохо и  вредно для общества, (то есть поведение, не способствующее его стабильности) осуждалось и запрещалось, а то что  способствовало согласию и мирному  сосуществованию людей и обеспечивало выживание вида в условиях борьбы за существование, оценивалось положительно и одобрялось большинством.

Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь  положительных моральных норм, человек  руководствуется ими в своих  действиях и осуждает тех, кто  их нарушает.

Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с  помощью общественного порицания  и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.

В обществе со сложной  социальной структурой каждая из них  имеет в соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы определяется степенью усвоения ее групповым или  общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о  содержании норм порой противоречивы, причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в  общественном климате.

В морали не существует четкой разницы между нормой и  взглядами. То, что для одного является правилом поведения, для другого - не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд).

Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются общераспространенными  и необходимыми во всем обществе. Это, прежде всего, нормы выражающие социальные качества человека по отношению к  другим людям - гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.

Религиозные нормы представляют собой правила поведения, установленные  различными вероисповедованиями.

Религиозные нормы содержатся в религиозных текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд, многочисленные священные  книги буддистов); в решениях собраний верующих и духовенства (постановление  соборов, коллегий, конфессий); в произведениях авторитетных религиозных писателей.

Нормы религии регулируют отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу и иноверцам, организацию  и функции религиозных организационных  структур.

Реализация этих норм подкрепляется божественным авторитетом  их происхождения, понятием “грех”.

Свод религиозных  канонов представляют собой регулятивную систему, действующую с самых  ранних этапов развития человечества. Мировые религии оказали влияние  не только на духовную жизни общества, но и на развитие правовых систем.

Обычай - это такая  социальная норма, которая представляет собой правило поведения, утвердившееся  в обществе в результате многократного  применения, устоявшегося подхода к  оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.

Обычай представляет собой привычную (то есть вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай, как правило поведения, связан с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически  сложившихся и в значительной степени развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай - это  правило, соблюдаемое вследствие осознания  его как необходимого общественным и групповым сознанием и обеспеченного  общественной санкцией.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.