Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образовательное учреждение как агент социализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                                 СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение 3
1. Теоретические  основы проблемы социализации  в образовательных учреждениях 5
1.1  Понятие социализации в современной  отечественной и зарубежной науке 5
1.2  Социально-психологические факторы  социализации 8
1.3 Агенты  социализации в современном обществе 9
2. Функции  и ресурсы  образовательного  учреждения как агента социализации 13
2.1 Ресурсы  системы образования по обеспечению  социализации 13
2.2 Функции  образования, направленные на  социализацию личности учащихся 16
2.3 Социализационный  потенциал микросреды образовательного  учреждения 18
2.4 Требования  к образовательному учреждению, способного реализовать функции  социализации 21
Заключение 24
Список  использованной литературы 26
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
   Проблема социализации, получая разные терминологические оформления, всегда оставалась актуальной и представляла интерес для теоретического, религиозного, художественного и просто обыденного осмысления уже в силу того, что социализация является единственным и универсальным способом «врастания» индивида в социальную ткань, вне которой его бытие и невозможно, и немыслимо. То, что вхождение в социальность, бытие в мире людей представляет для человека одну из самых важных проблем, объясняет ее принципиальную значимость и актуальность.
Особенность современного звучания указанной проблемы определяется спецификой общества XXI века как среды социализации. Эта специфика проявляется как  на глобальном, так и региональном и страновом уровнях.
В связи с глобализацией  как существенной характеристикой  современного состояния общества в  последние десятилетия обрели актуальность вопросы места российского образования  в этом процессе. Обозначились общеевропейские  ориентиры в развитии образовательных  систем, в создании европейского пространства высшего образования. Цели и задачи исследования определяются сущностью  исследуемой проблемы. Его главная цель заключается в выявлении тех специфических черт сущностной природы образовательного учреждения, как агента, который определяет его социализирующий потенциал и превращают его современных условиях в оптимальное средство социализации учащихся.
Объект исследования: процесс социализации
Предмет исследования: образовательное учреждение как агент социализации
        Задачи:
1.Охарактеризовать понятие и социально-психологические факторы социализации;
2. Дать понятие агента социализации в современном обществе;
3.Описать ресурсы системы образования по обеспечению социализации;
4.Проанализировать функции образования, направленные на социализацию личности учащихся и социализационный потенциал микросреды образовательного учреждения;
5.Изучить требования к образовательному учреждению, способного реализовать функции социализации.
Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  проблемы социализации в образовательных  учреждениях

1.1Понятие социализации в современной отечественной и зарубежной науке

 
Исследование проблем  социализации в отечественной и  зарубежной науке ведется достаточно давно и опирается на достаточно устойчивую теоретическую традицию. В социологической психологической  литературе термин «социализация» ( от лат. Socialis – общественный) характеризуется  как неоднозначный и многоаспектный. Многочисленные толкования данного  термина у социологов, философов, педагогов и психологов не только не совпадают, но и  зачастую противоположны по смыслу, таким образом, вопрос о  содержании данного термина до сих  пор не решен и вызывает споры.
Проблема социализации человека впервые была представлена в конце  ХIХ в. работой основоположника  американской социологии Ф. Гиддингса  «Теория социализации» (1887), в которой  он определил социализацию как «процесс развития социальной природы человека»[4].
В современной отечественной  социологии понятие «социализация  человека» отождествляется с  понятиями «социализация индивида»  и «социализация личности». Например, А. Ковалева назвала свою работу «Социализация  личности: норма и отклонения». Причина  отождествления понятий «социализация  человека» «социализация индивида»  и «социализация личности» видится  в том, что, во-первых, термин «социализация» был заимствован из зарубежной социологии, в которой вместо понятия «личность» употребляется понятие «индивид». Во-вторых, как отмечает Ж. Тощенко, в отечественной социологии под  «человеком» понимается «единство биологического и социального», понятие «индивид» чаще «применяется в психологии», а при рассмотрении человека «с социальных позиций» употребляют понятие «личность»[4] .
Солодникова И., кандидат социологических  наук, считает, что понятие социализации солидарно с таковым в философии  и понимается как «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать  в качестве полноправного члена  общества. Социализация включает как  социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия  на личность (воспитание), так и стихийные  спонтанные процессы, влияющие на ее формирование (с  этим понятием солидарна философия) [Философский энциклопедический  словарь.М., 1983, с. 629, цит. по 21, с. 32]. В  данном определении делается акцент на процессах воздействия на личность, как целенаправленных, так и спонтанных. Таким образом, человек выступает  как становящийся субъект, формирующийся  в социальной среде. Сходным образом  определяет социализацию И. Кон, считающий  ее усвоением социального опыта, создающего конкретную личность [7, с. 230] и Б. Парыгин, понимающий ее как процесс  вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей  и функций [12, с. 65 ].
В современной социологии распространено представление о  том, что в процессе социализации ребенка происходит формирование личности как взрослого, самодостаточного члена  общества. Делая акцент на формировании личности в процессе ее социализации, социологи ограничивают социализацию рамками детского и молодежного  периодов жизни человека. В большинстве  случаев как зарубежные, так и  отечественные психологи, педагоги и социологи понимают под социализацией  человека процесс превращения ребенка  во взрослого члена общества. В  современной отечественной социологии преобладает точка зрения, согласно которой процесс социализации человека охватывает весь его жизненный цикл и никогда не прекращается. Под  социализацией человека чаще всего  понимают процесс его вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения, установок и образцов поведения, норм и ценностей существующей культуры, присущих тем социальным общностям, к которым он принадлежит или хотел бы принадлежать, приобретение социального опыта, замещение социальных ролей и социальных статусов в общественной жизни. Н. Фещенко определяет социализацию с позиций ролевой теории личности как «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям»[Фещенко Н.В. Социология личности и семьи.-  Хабаровск, 1999.- с. 16., цит. по 4].
Таким образом, социализация личности представляет собой процесс  формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта,  нормы поведения, нормы морали, убеждения  человека определяются теми нормами, которые  приняты в данном обществе
 

1.2Социально-психологические факторы социализации

 
В самом общем виде социально-психологические  факторы социализации личности могут  быть объединены в два блока:
1. Социальные, отражающие  социально-культурный аспект (набор  ролей и статусов, предлагаемых  обществом человеку, совокупность  социальных институтов, в рамках  которых он может формировать  свои социальные качества и  т.п.);
2. Индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые  этапом жизненного пути человека (избирательность личности в освоении  образцов поведения, деятельности, проявлении гендерных особенностей, транслируемых конкретным обществом) [20, с. 45].
Механизмы социализации выделяются по разным основаниям. Первым могут  выступить направления воздействий  социализирующих факторов:
- интериоризация – усвоение, вращивание внутрь опыта человечества, зафиксированного в знаках и орудиях, в результате чего этот опыт становится достоянием личности, формирует присущие только человеку высшие психические функции, оказывает влияния на становление личности;
- экстериоризация – опредмечивание, проявление в деятельности и общении ранее усвоенных способов действия.
Одним из наиболее общих  оснований выделения механизмов социализации является степень их целенаправленности:
1) стихийные воздействия на личность социальной среды, имеющие иногда разнонаправленный характер;
2) целенаправленные воздействия в условиях социальных институтов образования и воспитания в интересах личности и общества, к которому она (личность) принадлежит [10, с. 143].
Известный американский социолог Н. Смелзер выделяет механизмы социализации по критерию их позитивности:
1) позитивные, формирующие желательные качества социального субъекта: имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения (а также других значимых взрослых), установок и ценностей как своих собственных.
2) негативные, т.е. препятствующие появлению у человека социально нежелательных форм поведения: чувство стыда, подавляющего некоторые социально-нежелательные формы поведения и чувство вины, когда речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей [19, с. 33].
 
 

                1.3 Агенты социализации в современном обществе

         Под агентами социализации понимаются как социальные институты, организации, так и отдельные личности, осуществляющие процесс социализации личности, влияющие на него, участвующие в нем.
На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Как и  сама социализация, агенты и институты  социализации делятся на первичные  и вторичные.
Термин «первичная» в  социологии относится ко всему, что  составляет непосредственное или ближайшее  окружение человека. Поэтому агенты первичной социализации – это, к  примеру, семья, друзья и знакомые, сверстники, образование. Термин вторичное определяет то, что оказывает менее значительное, не столь всеохватывающее  (и, зачастую, более позднее по времени) воздействие  на человека. К примерам агентов  вторичной социализации можно отнести  государство, коллег, армию, церковь, СМИ  и т.д. [8, с. 40] Нужно заметить, что  деление на агентов первичной  и вторичной социализации в известной  мере условно и может зависеть от социальной среды и личностных особенностей каждого отдельного человека.
Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни  человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив, вторичная  социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями  и учреждениями.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего  одну или две. Роль агентов первичной  социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей  является превосходящей, а его ровесники  находятся в равной с ним позиции  и прощают ему много из того, что не прощают родители: нарушение  нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.
По мнению А. Кравченко, социализирующие  функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка  частично заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей  и ровесников: вторые могут заменить общение с родителями. Но того же нельзя сказать об агентах вторичной  социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может  заменить бригадира или учителя [8, с. 40].
О. Гребенюк предлагает разделение агентов по макро-, мезо- и микро-уровням. На макро-уровне агентами являются, прежде всего общество, государство, его  социальные институты, средства массовой информации. К мезо-уровню относятся  те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит  себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или  учится. К мезо-уровню, видимо, следует  отнести и церковь. К агентам  микро-уровня относятся те, что непосредственно  влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная  группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек  непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в  узком плане, или микросоциум  личности.
В настоящее время наблюдается  рост числа агентов социализации, модификация исполняемых ими  ролей, расширение возможностей для  социализируемого индивида самому выбирать предпочтительных агентов социализации. Наиболее значимыми агентами социализации выступают социальные институты  семьи, труда и экономической  жизни, средств массовой информации и коммуникации, образования. Противоречие состоит в некоторой односторонности  проводимой социализации каждым из агентов. Семья в некоторых случаях  транслирует или устаревшие образцы  мышления и поведения. Средства массовой информации и коммуникации в большей степени ориентированы на развлечения. Институт высшего образования не выработал ни устойчивой формальной программы, ни признанной общеразделяемой скрытой программы обучения[17, с. 56].
Специфика современной ситуации состоит в том, что число лиц, могущих выступать в ролях  «значимых других», многократно  увеличилось, особенно для молодежи. Сегодня в их число входят не только родители, учителя, герои молодежной субкультуры и популярные личности. Современные средства массовой информации позволяют молодым людям выбирать себе «значимых других» из предельно  широкого, можно сказать глобального, числа индивидов, а средства массовой коммуникации, в первую очередь, Интернет, дают возможность устанавливать  контакт с избранными «значимыми другими», используя веб-сайты, электронную  почту или SMS послания и т.д. Более  того, сегодня меняется и круг лиц, могущих быть «обобщенными другими». Это уже не только ближнее, непосредственное окружение, но и окружение отдаленное, а иногда и виртуальное. В этих условиях возможность для тех, кто  обычно должен являться «значимым другим» (например, преподаватели) и «обобщенным  другим» (например, преподавательский  коллектив в целом), серьезно проблематизируется. Глобализация контактов молодежи в  условиях кризиса ведет к разрушению иерархии «значимых других», к уравнению  «высоких» и «низких» образцов для  подражания[18, с. 58].
 Таким образом, агенты  социализации – это структурные  группы или окружения, в которых  протекают важнейшие процессы  социализации. Во всех культурах  важнейшим агентом первичной  социализации для ребенка является  семья. Однако на более поздних  стадиях жизни вступает в действие  множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации  индивида являются школа, вуз,  армия, церковь.
 Кроме того, большое  социализирующее воздействие на  человека оказывают группы сверстников,  и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Функции ресурсы образовательного учреждения как агента социализации

2.1 Ресурсы системы  образования по обеспечению социализации

 
Система образования может  быть рассмотрена на различных уровнях: общесоциальном, региональном, микросоциальном, а также в различных аспектах - неинституциализированном и институциализированном. Предмет нашего исследования ограничивает наше рассмотрение образования только как институциализированиой системы. Мы различаем здесь самообразование (в том числе и как систему) как институт социализации, и институциализированную систему образования, как такой  способ существования образовательной  сферы, в котором общество оформляет  для ее существования отдельные  социальные структуры - управления, образовательные  учреждения, исследовательские учреждения и др.
Для нас особенно важны  уровни региональный (в первую очередь  поселенческий) и учебного заведения, где проявляются как общая  социально-педагогическая ситуация, так  и социальная ситуация региона (поселения, нации и др.), где можно анализировать  качества и действия конкретных участников педагогического процесса (руководителей, педагогов, учащихся, родителей, социальные структуры и группы и др.).
Однако для конкретизации  способов социализации личности мы должны вначале уточнить общие функции  системы образования на уровне образовательного учреждения, выполнение которых позволяет  поддерживать полноценную социализацию личности учащихся. Для этого остановимся  коротко на возможностях (ресурсах), которыми располагает система образования  и, опираясь на предложенное нами определение  социализации, определим функции  по ее поддержке. Только после этого  можно сформулировать конкретные требования по поддержке социализации и определить параметры необходимой для этого  модели образовательного учреждения. При этом, исходя из специфики объекта и предмета нашего исследования, мы будем ориентироваться на рассмотрение тех ресурсов, которые поддерживают социализацию именно подростков и юношей, имеющих некоторые затруднения в образовании и социализации. В этом отношении рассматриваемые нами ресурсы и функции и будут составлять основные средства поддержки социализации личности.
При рассмотрении социализационных ресурсов образования, исходя из понимания социализации как единства деятельности, общения и отношений личности, нужно обращаться к собственно образовательным аспектам (содержание и технологии образования), к социальным аспектам (общение, отношения, взаимодействия учащихся, педагогов как между собой, так и с внешней социальной средой) и личностным аспектам (направленность, мотивация, готовность к самоопределению и др.). Однако эти аспекты должны учитываться в той логике, которая позволяет организовывать действия субъектов образовательного процесса.
Поэтому ресурсами системы образования по обеспечению социализации являются:
• содержание и технологии образования (имеются в виду и обучение и воспитание):
• ролевые и личностные общения и отношения педагогов и учащихся
• микросреда образовательных учреждений, в которой организация и содержание жизнедеятельности направлены на актуализацию активности, свободы выбора, возможности самореализации личности учащихся
• возможности влияния на взаимодействия учащегося с социальной средой, включая отдельных личностей, группы, институты, социальные структуры, в том числе и на учащихся, так или иначе склонных к отклонениям от полноценной социализации, или уже проявивших такие отклонения. При этом образовательное учреждение может влиять на учащегося как на основе регулирования воздействия на него различных сфер, так и создавая условия для проявления активности учащегося в этих сферах.
Остановимся более подробно на общих характеристиках каждого  из этих ресурсов.
Содержание и технологии обучения и воспитания аккумулируют в себе культурные достижения общества, и составляют основной потенциал  социализации в системе образования. Традиционно само по себе образование  как социальный институт считается одним "из путей социализации личности в процессе ее становления''
Выделяют общее и специальное  образование. На уровне образовательного учреждения, которому по Закону об образовании  РФ предоставлены права по формированию программ обучения, могут реализоваться  общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы. Понятно, что для поддержки  социализации личности необходимо совмещение различных программ: социализирующаяся  личность нуждается в конкретизации  своих планов, пробах различных видов  деятельности, целостном образе потребностей будущего. Это необходимо как для  адаптации, так и для развития социальной направленности и активности личности. Содержание образования должно обеспечить и возможность осознанного  выбора.
Для того чтобы формировались  социальные качества личности, необходимо изменять содержание образования таким  образом, чтобы оно представало  перед учеником не как отчужденное "знание о мире”, а как взятое в его отношении к жизни  общества и самого ученика, как то, с чем ученик работает сам, а не "получает" из рук учителя. Поэтому  для поддержки социализации особую роль начинает играть гуманитаризация  и гуманизация знания, обеспечение  его прикладного аспекта. В прикладном аспекте особенно важной является практическая направленность обучения, которая предполагает такой отбор содержания, который  был бы специально направлен на применение знаний, умений и навыков в различных  сферах человеческой деятельности, в повседневной жизни, в решении различного рода практических задач. Важным фактором социализации является и сама по себе система знаний, формируемая при усвоении учащимися содержания образования.
Таким образом, для поддержки  социализации личности через содержание образования необходимо совмещение различных видов общих и профессиональных образовательных программ, их вариативность  и разноуровневость, сочетание и  интеграция общего и специального содержания образования при усилении его  гуманитаризации, гуманизации и  прикладного характера.

2.2 Функции образования,  направленные на социализацию  личности учащихся

 
Ресурсы системы образования позволяют сформулировать те функции системы образования, которые направлены на поддержку полноценной социализации личности учащихся.
Мы, таким образом, можем  выделить следующие социализационные функции системы образования:
Функция общеобразовательной  поддержки. Она актуализируется, когда  обеспечена социально-личностная ориентация содержания и технологий образования. Функция поддержки профессионального самоопределения. Она реализуется через организацию профессионального обучения, связь с профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями.
Функция социально-воспитательной активизации личностных ресурсов. Для  ее выполнения требуется социально-личностная ориентированность взаимодействия учащегося в группе, с педагогами, с социальной средой, формирование социально-психологического микроклимата в образовательном учреждении, становление  пространственно-временной благоприятной  среды.
Функция общесоциальной поддержки. Она воплощается в жизнь через  оказание учащимся материальной, социальной, личностной поддержки.
Профилактико-реабилитационная функция. Ее реализация требует действий по профилактике и по исправлению нарушений социализации.
Органы образования, образовательные  учреждения, как институты социализации, могут выполнять все эти функции. Следует отметить, что в современных  условиях часть из них уже входит в содержание деятельности образовательных  учреждений. Так реализуется функция  социализации детей с девиантным поведением или детей, совершивших  правонарушение. Сегодня в судах при рассмотрении дел подростков, учитывается информация и о «социальной ситуации». Установлено, что в большинстве случаев подростковая преступность вытекает из дефицита представлений о социальных ценностях и недостатков воспитания в области социальных отношений. Вполне очевидно, что миссию по устранению этих явлений должна брать на себя школа. Главнейшей педагогической проблемой в данном случае будет являться неуспеваемость и трудности с дисциплиной. Широкий общественный резонанс имеет и проблема социализации одаренных детей. При этом отмечаются значительные трудности, которые могут возникать в сфере общения и взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их сверстниками.
Таким образом, определив  в данном параграфе сущностные характеристики социализации и признаки полноценно социализирующейся личности, мы выяви  ли социализационные ресурсы системы  образования и сформулировали ее функции, соблюдение которых позволит поддержать социализацию личности, решив, таким образом, первую задачу нашего исследования. Ресурсы и функции  составляют в совокупности основные средства поддержки социализации личности.
 

2.3 Социализационный  потенциал микросреды образовательного  учреждения

 
Микросреда образовательного учреждения, являясь одним из важнейших  средств поддержки социализации, способствует процессу усвоения учащимися  социальных норм и ценностей. Социологи  отмечают, что микросреда влияет на усвоение общечеловеческих, национальных, региональных, профессиональных, индивидуальных норм и ценностей Важной стороной микросреды является и школьная культура, как «система норм, обычаев, традиций, стилей поведения, которые бытуют в  каждой школе». С.А. Гильманов на основе эмпирического исследования пространственно-временных  аспектов жизнедеятельности образовательных  учреждений отмечает, что «чем выше сплоченность общешкольного коллектива и скоординированность действий педагогов и учащихся, тем сильнее  проявится единство представлений  о пространстве школы», что «высока  степень корреляции оценок урока, педагогов  и учащихся там, где учащиеся вовлечены  в процесс обучения, явно выражено их положительное отношение к  учебному предмету» и приходит к  выводу о том, что «организация жизнедеятельности  образовательного учреждения должна стать  содержательно культурной - от оформленности  пространственной среды (выделение  специализированных зон, создание смысловых  и деятельностных центров, ориентация на создание определенных ситуаций) до структурирования времени, ориентированного на совместное проживание, переживание  его учителем и учениками».
Целенаправленное формирование микросреды образовательного учреждения является одним из важнейших средств  поддержки социализации. Все в  организации жизнедеятельности  образовательного учреждения должно быть направлено на актуализацию активности, свободы выбора, возможности самореализации личности учащихся во время его пребывания в стенах школы. У учащихся в этом случае будут формироваться интересы, образцы социального поведения, аттрактивный образ школы, который может ослабить действие соблазнов асоциального поведения. На наш взгляд эта сторона организации педагогического процесса незаслуженно обделена вниманием исследователей. Только в последнее время начинает осмысливаться тот факт, что «неразработанность оснований социализации и влияния на нее переменных составляющих (время, ценности, микросреда и др.)» является одной из проблем, замедляющей социализацию личности под влиянием образовательного учреждения как средство социализации микросреда должна быть понятна, освоена учеником, где он чувствует себя личностью не менее значимой, чем педагог. Исследователи отмечают: «информированный ученик относится к школе совершенно по другому, чем тот, кто не представляет ее дальше пределов своего класса».Образовательное учреждение должно стать значимым и «обжитым социальным пространством/временем» для ученика и учителя..Общение и отношения педагогов и учащихся, особенно в их социальнопсихологических аспектах, являются одним из важнейших социализационных ресурсов образования. Они обеспечивают формирование социальных умений, поддерживая социальную адаптированность, влияют на формирование социальной направленности, на готовность к самоопределению. В литературе отмечается то, что «использование одних и тех же методов обучения и воспитания... будет определяться не только содержательными характеристиками, но и самим процессом общения».
Огромную роль играют общение  и отношения педагога и учащихся. Исследования показывают, что зачастую педагог строит свое отношение к  учащимся только как предъявление требований и строит свое отношение к ним  по тому, насколько учащийся послушен: «чем более самостоятелен учащийся в общении, в своих суждениях, тем негативнее оценивается педагогом  направленность личности данного учащегося, его характерологические особенности». Такая ситуация особенно опасна в подростковом и юношеском возрасте, когда актуализируются потребности в достижениях, в самоутверждении, самореализации, и педагог может сам стать фактором нарушений социализации. Поэтому от педагогов требуется особая выдержка, терпение, понимание учеников для того, чтобы их отношения и общение давали образцы социальных взаимодействий, отношений. Не менее важно мудрое руководство общением и отношениями в группе учащихся. Ролевая и статусная структура формальная и неформальная структура группы, установившиеся в ней способы взаимодействия, - все это влияет на социальную направленность, вырабатывает адаптационные умения, является полем приложения активности и самореализации личности. Для учащихся значимой группой является класс. Здесь, в процессе совместной деятельности актуализируются все психологические механизмы социализации - идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация. Несомненно, диалогичный стиль общения, сотрудничество, отсутствие деструктивных конфликтов - все это показатели развития классного коллектива, свидетельствующие о поддержке социализации личности.
Благодаря всем описанным  ресурсам системы образования она  получает возможности влияния на взаимодействия учащегося со всей социальной средой, которая его окружает.
 

2.4 Требования к образовательному учреждению, способного реализовать функции социализации

 
Однако для создания модели образовательного учреждения, способного реализовать функции социализации,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.