Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности рынка труда России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Сторонники этой концепции (Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл и др.) утверждают, что безработица является добровольной, а причину безработицы усматривают в отказе работников трудиться за меньшую заработную плату. Приверженцы этого похода считают, что спрос и предложение ресурсов труда обеспечиваются посредством регулирования цены труда, позволяющего достигать равновесного состояния спроса и предложения, что цена труда гибко реагирует на спрос рынка рабочей силы. Неоклассики отрицательно относятся к установлению государством минимальной заработной платы, к профсоюзам, они трактуют это как «несовершенство» рынка.  
 
3. Кейнсианская теория рынка труда исходит из того, что решение проблем рынка труда нужно искать не на стороне предложения, а на стороне эффективного спроса. Проблема занятости была исходным пунктом макроэкономического анализа. По Кейнсу, уровень занятости определяется динамикой эффективного спроса, который, в свою очередь, складывается из ожидаемых расходов на потребление и предполагаемых инвестиций. 
 
Согласно концепции рынка труда Кейнса, суть государственного регулирования заключается в том, чтобы переместить уровень равновесия на уровень полной занятости, под которой понимается так называемый нормальный уровень безработицы (от 3 до 7 % общей численности рабочей силы). Решающим фактором увеличения занятости, по Кейнсу, является повышение нормы накопления. Следовательно, государство выступает основным стимулятором роста занятости населения. 
 
Кейнсианская концепция рынка труда утверждает, что рынок труда находится в состоянии перманентного неравновесия, поэтому, согласно этому подходу, не существуетмеханизма, который бы обеспечивал полную занятость. Причем, как полагают сторонники этой концепции (Дж. Кейнс, Р. Гордон и др.), полная занятость является случайной,но не закономерной. Сторонники этого концептуального подхода выступают за государственное регулирование рынка труда посредством увеличения либо уменьшения совокупного спроса, что предотвратит неравновесное состояние рынка труда. Приверженцы этой концепции отрицают возможность влияния на рынок труда посредством изменения процентной ставки и эластичности соотношения цен и заработной платы. Согласно взглядам кейнсианцев, цена рабочей силы — жестко фиксированная величина и в сущности не изменяется, в частности в сторону понижения, а цена труда не выступает регулятором рынка труда. По их мнению, спрос на рабочую силу регулируется не изменениями рыночных цен на трудовые услуги, а совокупным спросом либо объемом выпуска продукци. 
 
4. Монетаристская теория рынка труда исходит из того, что рыночная экономика характеризуется устойчивостью и способна к саморегулированию. Наличие определенных диспропорций монетаристы определяют причинами внешнего вмешательства. Эта концепция отрицает государственное вмешательство в экономику, поскольку, как утверждают они, оно нарушает экономическое развитие. 
 
Монетаристская концепция рынка труда исходит из того, что обеспечить занятость можно посредством проведения денежно-кредитной политики. С целью установления равновесия на рынке труда монетаристы предлагают использовать учетную ставку Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка. 
 
Основными представителями этого направления теории рынка труда являются М. Фридмен, Ф. Кейген, Д. Майзелман, К. Бруннер, А. Мельтцер и др. Они выступают против установления государством минимальной заработной платы, укрепления позиций профсоюзов. Отсутствие информации о наличии вакантных рабочих мест и безработных, которое, по их мнению, углубляет неравновесное состояние рынка труда, рассматривают как отрицательные факторы рынка труда. Монетаристы считают, что в любой момент существует определенный уровень безработицы (имеет свойство совместимости с равновесием уровня реальной заработной платы), который 
 
они именуют «естественной нормой безработицы», отклонения от него могут наблюдаться лишь в коротком периоде времени. Поэтому проблемы рынка труда — это проблемы борьбы с отклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы. 
 
Каждая из названных теорий имеет свои достоинства и недостатки. В современной практике того или иного государства можно проследить тяготение или к кейнсианству, или к монетаризму. 

 
 
Содержание:
 
Введение
1. Сущность  рынка труда, его типология  и структура
1.1 Эволюция  понятия рынка труда
1.2 Рынок  труда и заработная плата
1.3 Типология  и структура рынка труда
2. Необходимость  и возможность регулирования  рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России
2.1 Формы  регулирования рынка труда
2.2 Деятельность  профсоюзов
3. Проблемы  функционирования рынка труда  в переходной экономике современной России
Заключение
Использованная  литература
 

Введение
 
Рынок труда  как экономическая категория  долгое время рассматривался как  явление, присущее лишь капиталистическим  странам, а безработица – как  следствие господствующих отношений  на рынке труда, возникающих в  результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое  время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для  полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и  приоритет общественного над  личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Но и  тогда реалии жизни вступали в  противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало  наличие трудоизбыточных районов, прежде всего, в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики.
Переход к рынку заострил проблемы занятости  и добавил к ним новые, связанные  со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых  трудовых отношений, обусловленных  разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение  работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и  пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.
Объект  курсовой – рынок труда и заработная плата. Предмет - особенности его  формирования и функционирования в  современной экономике России. Задачи – рассказать историю эволюции понятия  «рынок труда», как взаимодействуют  рынок труда и заработная плата, рассмотреть типологию и структуру  рынка труда, механизмы саморегулирования, а также государственное и  правовое регулирование рынка труда  Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного  функционирования в сегодняшних  условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно  осветить в первой части теоретические  вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования  его деятельности, а в третьей  – практический аспект функционирования рынка труда в современных  российских условиях.
 
 

1. Сущность рынка труда,  его типология и структура
 
      Эволюция понятия «рынок труда»
 
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной  частью рыночной экономики. На нем предприниматели  и трудящиеся совместно ведут  переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий  труда и заработной платы.
Исследуя  механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что  рабочая сила как «совокупность  физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая  личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей  силы, где ее ценой является заработная плата.
С развитием  капитализма, переходом его в  монополистическую стадию усложнились  экономические связи и экономические  отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей  силы. Рабочее движение привело к  расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и  гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.
Изменилось  отношение к рабочей силе и  у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной  подготовке, творческому отношению  к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.
Организационной формой выражения таких интересов  на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство  же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и  инвестора, финансируя крупные проекты  и программы развития. Однако главная  его функция заключается в  определении правил регулирования  интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений  и основой механизма регулирования  рынка труда, куда включается и система  социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Механизм  регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка  труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
 
      Рынок труда и заработная плата
 
Заработная  плата по характеру влияния на рынок труда, занятость и безработицу  явление сложное и противоречивое, одновременно воздействующее на формирование спроса на рабочую силу и предложения  рабочей силы, т.е. выступает фактором двоякого, разнонаправленного действия. Кроме того, заработная плата существенным образом затрагивает экономические  интересы основных контрагентов рынка  труда — покупателей рабочей  силы (предпринимателей) и ее продавцов — наемных работников.
Рассмотрим  связь заработной платы, ее величины и динамики с движением спроса на рабочую силу, т.е. проанализируем проблему со стороны лишь одного из действующих на рынке труда лиц  — предпринимателя.
Рабочая сила в рыночной экономике — это  фактор производства первостепенного  значения; без этого фактора само производство становится невозможным. Когда предприниматель решается начать выпуск какой-либо продукции, он должен выйти на рынок труда, чтобы  приобрести этот фактор производства в определенном количестве и требуемого качества.
Однако  исходить из предпосылки «совершенной конкуренции», или чисто конкурентного  рынка труда, значит исходить из идеальных  условий формирования цены рабочей  силы, или заработной платы. В действительности таких условий никогда не существовало и не существует в настоящее время. Если бы такие условия существовали, предпринимателю не надо было заниматься проблемой определения цены спроса на труд, или ставки заработной платы.
Ситуация  первая — высокая заработная плата. В работах западных экономистов  высокий уровень заработной платы  однозначно рассматривается как  главная причина ограничения  спроса фирм на рабочую силу, его  падения и, следовательно, снижения уровня занятости трудоспособного  населения, роста безработицы. Негативное воздействие высокой заработной платы на движение спроса на рабочую  силу обусловлено законом спроса. Суть этого закона применительно  к рынку труда сводится к следующему: чем выше цена товара рабочая сила, тем ниже спрос, и наоборот, чем  ниже цена, тем выше спрос на данный специфический товар.
Действие  закона спроса применительно к рынку  труда не столь однозначно, как  это представляется на основе формально-логического  подхода. Высокая заработная плата  или цена спроса на специфический  товар рабочую силу влечет за собой  не только негативные последствия.
Во-первых, повышение заработной платы означает рост покупательной способности  наемных работников (основной массы потребителей производимых в обществе товаров и услуг). Это увеличивает объем реализации продукции фирм, максимизацию прибыли, в результате увеличивается спрос на рабочую силу.
Во-вторых, между повышением заработной платы  и падением спроса на рабочую силу существует определенный временной  лаг. Прежде чем начнется падение  спроса на рабочую силу, заработная плата в своем повышательном  движении должна пройти определенную дистанцию. Эта дистанция измеряется эффективностью (прибыльностью) деятельности фирмы. Падение спроса на рабочую силу не произойдет, пока повышение заработной платы не достигнет (в рамках цены производимого фирмой продукта) определенного пункта, за которым начинается (если рост заработной платы будет остановлен) сокращение прибыли фирмы. Речь идет о соотношении параллельно происходящих движений заработной платы наемных работников и стоимости предельного продукта их труда. Суть этого соотношения такова: заработная плата может повышаться (а в производство будут вовлекаться дополнительные работники, т.е. будет происходить расширение спроса на рабочую силу) до тех пор, пока ее величина не окажется на одном уровне с величиной стоимости предельного продукта труда. Равенство между величиной заработной платы и величиной предельного продукта в денежном выражении и есть та критическая точка, за которой начинается падение спроса фирмы на рабочую силу, сокращение занятости. Строго говоря, спрос на рабочую силу (соответственно увеличение суммы выплачиваемой заработной платы) может быть продолжен и за этим пунктом, но тогда начнется убывание предельного продукта; производство станет невыгодным и в дальнейшем будет прекращено.
Ситуация  вторая — низкая заработная плата. Роль низкой заработной платы в формировании спроса на рабочую силу сложна и  противоречива. Понижение уровня оплаты труда не влечет за собой автоматически  расширения спроса на рабочую силу. Это доказал Дж.М. Кейнс, сделавший обоснованный вывод: сокращение денежной заработной платы необязательно приведет к увеличению занятости.
Возможности расширения спроса на рабочую силу благодаря понижению заработной платы существенно ограничиваются факторами экономического, социального  и правового характера.
Во-первых, спрос на рабочую силу величина производная, зависимая от спроса на продукцию  фирмы, а объем последнего, в свою очередь, зависит от покупательной способности потребителей, основную массу которых составляют наемные работники. Поэтому снижение заработной платы означает падение покупательной способности указанной группы потребителей и, следовательно, уменьшение емкости внутреннего рынка со всеми вытекающими отсюда негативными для производителей последствиями — затруднением в сбыте продукции, сокращением массы и падением нормы прибыли.
Во-вторых, понижение заработной платы неизбежно  наталкивается на противодействие  объективных требований воспроизводства  рабочей силы. Заработная плата, как  известно, есть цена специфического товара — рабочей силы. Величина этой цены в каждый данный момент должна быть достаточной для удовлетворения материальных и нематериальных потребностей наемного работника и членов его  семьи, т.е. для осуществления процесса воспроизводства рабочей силы. Сведение заработной платы до минимального уровня подорвет процесс воспроизводства  рабочей силы нормального качества и, в конечном счете, приведет к падению  эффективности производства.
В-третьих, низкая заработная плата разрушает  мотивацию к высокопроизводительному  труду наемных работников, подрывает  их заинтересованность в труде, в  наращивании трудовых усилий; порождает  равнодушное, подчас недобросовестное отношение к труду; ослабляет  дисциплину труда; вызывает высокую  текучесть рабочей силы, что наносит  немалый экономический ущерб  хозяйственной деятельности фирм.
В-четвертых, низкий уровень заработной платы, открывающий  возможность снижения издержек производства и максимизации прибыли, «подогревает»  склонность предпринимателей к расширению спроса на рабочую силу, но не стимулирует  предложения рабочей силы, напротив, сжимает его. Понижение заработной платы, достигнув критического уровня, неизбежно порождает и усиливает отток рабочей силы с предприятия, масштабное сокращение занятости и, если этот процесс не будет остановлен, может завершиться полным прекращением производства.
В-пятых, в индустриально развитых странах  Запада велика роль государственного регулирования сферы трудовых отношений, одним из основных элементов которого является законодательство о минимальном  уровне оплаты труда. Этот уровень достаточно высок — от 40 до 50% средней заработной платы, выплачиваемой работникам в  обрабатывающей промышленности — ведущей  отрасли экономики. Покупатель рабочей  силы и ее продавец, вступающие в  отношения на рынке труда, не вправе нарушить требования этого закона, создающего надежную социальную защиту лиц наемного труда от произвола  работодателей и попыток понижения  оплаты труда за пределы установленного законом минимума даже под благовидный предлогом расширения спроса на рабочую силу, обеспечения занятости и сокращения безработицы.
Закон предложения  — рыночный закон, напрямую и безоговорочно  действующий применительно к  товарным рынкам, точнее, рынкам товаров  — вещей. На этих рынках цена безусловный  регулятор спроса и предложения  товаров, движения товарных потоков. Однако то, что верно применительно к  рынкам товаров-вещей, совсем неверно  по отношению к рынку труда. Функционирующий  на этом рынке товар рабочая сила чрезвычайно специфичен, что обусловливает  специфичность самого рынка. На рынке  труда закон предложения действует  не столь прямолинейно, как на остальных  товарных рынках. Жесткой связи между  движением цены товара и его предложением не существует. Повышение цены труда  не обязательно сопровождается увеличением  его предложения, точно так же, как и понижение цены рабочей силы не влечет за собой автоматически сокращение численности занятых, т.е. уменьшения объема предлагаемого труда. Об этом свидетельствует и нежелание работников добровольно уходить с предприятия при понижении заработной платы, и предпочтение наемными работниками более низкой оплаты труда при гарантиях стабильной занятости.
На практике высокая заработная плата действует  двояким образом: она может увеличивать  предложение труда и сокращать  его в зависимости от приоритета целей экономического поведения  работника. В этом отношении возможны два основных целевых варианта.
Первый  вариант – стремление получить максимум дохода. Данная установка увеличивает  предложение труда, точнее, массу  затрачиваемых трудовых усилий. Свободное  время приносится в жертву этой цели, оно «замещается», например, сверхурочной работой, обеспечивающей увеличение дохода. Подобная ситуация именуется замещающим эффектом.
Второй  вариант - стремление получить максимум свободного времени. Данная целевая  установка имеет в своей основе высокий уровень оплаты труда, обеспечивающий материальный достаток и благополучие работника, что вызывает у него стремление иметь больше свободного времени  и создает для этого реальные возможности. При такой ценностной ориентации высокая заработная плата  мощный стимул сокращения предложения  труда. Этот процесс носит название «эффект дохода».
Высокая заработная плата, таким образом, может  не только стимулировать предложение  труда (рабочей силы), но и снижать его. Это обстоятельство имеет принципиальное значение: оно отвергает одностороннюю трактовку воздействия высокой заработной платы на формирование предложения рабочей силы, выраженную в формуле: «высокая заработная плата – высокое предложение рабочей силы».
При анализе  взаимосвязи между уровнем заработной платы и динамикой предложения  рабочей силы следует иметь в  виду, что в рыночной экономике  рост заработной платы ограничивается факторами объективного и субъективного  характера, что существенно снижает  эффект ее воздействия на рынок труда.
К числу  таких факторов относится конкуренция. Ранее была рассмотрена роль конкуренции  как фактора расширения спроса на рабочую силу. В качестве такового конкуренция выступает потому, что  она побуждает предпринимателя  увеличивать размеры накопления капитала, осуществлять расширенное  воспроизводство и, следовательно, вовлекать в производство дополнительную рабочую силу, повышая тем самым  уровень занятости трудоспособного  населения.
В контексте  излагаемого вопроса отметим, что  конкуренция выступает в роли мощного ограничителя роста заработной платы. Максимизация прибыли как  цель капиталистического предпринимательства  предполагает в качестве непременного условия снижение издержек производства, максимально возможную экономию на ресурсах, вовлекаемых в производство. Снижение издержек во имя повышения  прибыльности производства — закон  капиталистической рыночной экономики. Его действие многократно усиливается  под влиянием внутриотраслевой конкуренции  между хозяйствующими субъектами рынка  — предприятиями, фирмами, компаниями.
В условиях рыночной экономики величина заработной платы не должна и не может выходить за рамки предельного продукта труда  в его денежном выражении. Она  не может превышать отметку, за которой  начинается падение нормы и массы  прибыли, возникает убыточность  хозяйственной деятельности субъектов рынка. Снижение издержек производства, борьба с непроизводительными расходами, безусловно, позитивное явление, которое может быть поставлено в заслугу рынку. Но сокращение издержек производства является серьезной преградой роста заработной платы, что отражается соответствующим образом на динамике предложения рабочей силы.
В промышленно  развитых странах Запада с эффективной  рыночной экономикой минимальная заработная плата, законодательно установлена  на весьма высоком уровне. Она выполняет  важные социально-экономические функции, выступая в качестве социальной меры в системе обеспечения материального  благосостояния членов общества.
Соблюдение  законодательства о минимальной  заработной плате обязательно для  всех участников рыночных отношений  в сфере труда — для покупателя рабочей силы и для ее продавцов. Политика решения проблем экономического развития, в частности, проблемы занятости  и безработицы, на базе низкого уровня оплаты труда, т.е. дешевого и малоэффективного труда, характерная черта экономически слаборазвитых стран, а не высокоразвитых государств с давно сложившейся рыночной экономикой.
Политика  решения проблем экономического развития, в частности, проблемы занятости  и безработицы, на базе низкого уровня оплаты труда, т.е. дешевого и малоэффективного труда, характерная черта экономически слаборазвитых стран, а не высокоразвитых государств с давно сложившейся рыночной экономикой.
Проблемы  занятости и безработицы трудоспособного  населения и снижения безработицы  до минимального, социально приемлемого  уровня, нельзя решить уменьшением  заработной платы и, следовательно, повышения жизненного уровня населения.
 
 

1.3 Типология и структура рынка труда
 
Рынок труда  имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения  нужно выделить ту его часть, которая  способна работать по найму. Но способность  работать по найму не совпадает с  понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц  определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее, в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы. Схема, приведенная в приложении, отражает составные части рынка труда: они обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.
При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости  в каждой из этих стран привела  к формированию разных моделей рынка  труда. Это разнообразие моделей  можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.
Внешний рынок труда предполагает мобильность  рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное  по выполняемым функциям и характеру  работы с прежним местом, либо на более высокие должности и  разряды. Внешний рынок труда  предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами.
Таким образом, внешний рынок труда характеризуется  большей текучестью кадров по сравнению  с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно  внутри предприятия.
Тенденции в экономическом развитии, которые  приводят к сокращению продолжительности  рабочего времени, вызывают к жизни  новую форму функционирования рынка  труда – гибкий рынок труда.
При неудовлетворении спроса предпринимателя на работников на 100% за счет тех, кто уже работал  по найму и в данный момент ищет работу, то, естественно, этот спрос  адресуется также и тем, кто впервые  предлагает свой труд. Та сфера, где  формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка  труда. Это потенциальный рынок  труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части  рынка труда заключается в  том, что здесь лишь формируется  наемный труд.
Существует  также рынок труда отдельных  профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных  профессий, что связано с научно-техническим  прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные  гарантии занятости и материальной обеспеченности:
    высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции;
    работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции;
    работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами;
    работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована;
    контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.
Наряду  с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую  силу приобретает теперь и международный  рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое  качественное развитие рынка рабочей  силы в условиях усиливающихся процессов  интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все  больше утрачивают свою обособленность и замкнутость.
Образование международного рынка труда осуществляется двояко:
    через миграцию труда и капитала;
    путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.
В основе формирования и развития международного рынка труда лежит ряд весомых  обстоятельства: процесс интернационализации  производства и специфическое капиталистическое  восприятие рабочей силы в качестве одного из элементов в общем перечне  затрат. Отчужденное отношение к труду как к безликому экономическому агрегату, изначально присущее капиталу, с еще большей силой проявляет себя с ростом масштабов производства, с его интернационализацией. Труд в его конкретном выражении оказывается уже на самых низших уровнях иерархии экономических забот.
Такое «безразличие»  капитала к конкретным формам трудовых затрат придало ему со временем необычайную  гибкость и мобильность и в  то же время заставило постоянно  искать выгодные, взаимозаменяемые источники  труда. Сам процесс капиталистической  интернационализации производства изначально определяется уже природой самого капитала. Еще К. Маркс предсказывал в свое время, что «действительная задача буржуазного общества – это создание нового рынка и производства, покоящегося на базисе этого рынка. В данном случае имеется в виду не только рынок товаров и капиталов, но и рынок рабочей силы, хотя Маркс напрямую об этом не говорит.
Таким образом, рынок труда как социально-экономическая  категория – это сложное и  динамичное явление, связанное как  с макроэкономическим развитием  страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит  за рамки понятий «занятость»  и «незанятость», которые характеризуют  лишь состояние элементов рынка  труда на данный период.
 
 

2. Необходимость и возможность  регулирования рынка труда на  современном этапе развития рыночной  экономики в России
 
2.1 Формы регулирования рынка труда
 
Саморегулирование рынка труда.
К основным рычагам саморегулирования рынка  труда относятся цена труда, соотношение  платежеспособного спроса на него и  его предложение и конкуренция.
На рынке  труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда  ту часть населения, которая не имеет  других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы  увеличивает предложение труда  во всех сегментах рынка труда: расширяет  потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.
Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются  налоговые поступления и т.д.
В процессе саморегулирования рынка труда  не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно  его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных  затратах. Эта выгода воплощается  в размерах нормы прибыли, которая  показывает размеры дохода по отношению  к затратам предпринимателей. Предприниматель  будет стремиться туда, где норма  прибыли выше, и покидать сферы, где  она ниже.
Доход фирмы  является экономической основой  ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени  успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.
Из этого  следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и  определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.
Цена  труда также колеблется в зависимости  от спроса и предложения труда на рынке, как это уже отмечалось в Главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.
Таким образом, механизм саморегулирования рынка  труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы  сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные  рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает  инфляцию, съедает рост доходов наемных  работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту  безработицы.
Цена  труда, норма прибыли, спрос и  предложение труда, конкуренция  – все эти факторы саморегулирования  рынка труда формируют доход  населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении  доходов и богатства. Причем под  богатством они понимают имеющееся  движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом –  общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода. Западные экономисты используют так называемую кривую Лоренца для изучения распределения доходов между разными группами населения. Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Поэтому кривая Лоренца (если рассматривать ее с экономико-математической точки зрения) при продвижении от беднейших слоев населения к богатейшим получает все больший угловой коэффициент наклона касательной, т.е. поднимется все круче.
В этой связи  сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства  государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем  труде «Исследование о природе  и причинах богатства». Согласно его  трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением  к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные  теории монетаризма и рациональных ожиданий.
Но в  работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда  не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность  рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень  занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности  работников, а созданием новых  рабочих мест, снижением потребности  населения в рабочих местах и  т.п.
Перспективы занятости определяются динамикой  и уровнем экономической эффективности  производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению  с сохранением существующих рабочих  мест. Сокращение лишних работников и  увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.
Очень важно  избежать такого положения, при котором  возобновление экономического роста  будет происходить при высокой  и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
    появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
    привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
    обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.
Реализация  этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного  хозяйственного механизма в сочетании  с государственным регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование  территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности  развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных  ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.
Для обеспечения  занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор  развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки  малого бизнеса, падения платежеспособного  спроса населения, отсутствия необходимых  навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.
Условием  решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения  на основе экономического роста, но и  развитие законодательства, и соответственное  изменение общественного отношения  к данным проблемам.
Правовое  регулирование рынка труда.
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое  развитие негосударственного сектора  экономики, утрата государством функции  основного работодателя, признание  многообразия форм собственности –  всё это потребовало изменения  действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке  разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает  вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего  законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся  на положения Конституции РФ, отечественный  опыт в данном вопросе и максимально  учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.
Формирующееся в условиях экономической свободы  и конкуренции трудовое право  РФ не может игнорировать опыт регулирования  трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных  работников и работодателей в  принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались  ранее другими странами и разработать  специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.
Скорее  всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового  законодательства, отличающаяся гораздо  большей степенью вмешательства  государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских  структур в правовом плане не позволяет  передать регулирование большинства  вопросов, связанных с трудовыми  отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования  трудовых отношений.
Вместе  с тем особенностью современной  государственной политики России является децентрализация регулирования  трудовых отношений. Государство, оставаясь  фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего  работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более  тесное участие работодателей и  профсоюзов в принятии социально-экономических  решений и определении условий  труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
С учетом изложенного, к основным принципам  регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:
    признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;
    учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
    гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
    учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
    установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.
В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного  закона не достаточно, чтобы заметно  повлиять на общественное сознание. Хороший  закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.
 
2.2 Деятельность профсоюзов
 
Профессиональный  союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.
Но основная задача деятельности профсоюза –  повышение заработной платы. В связи  с этим видный американский экономист  П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.
Профсоюзы могут ограничивать предложение  труда. Это достигается, например, введением  высоких иммиграционных барьеров, содействием  принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока  учёбы при подготовке к той  или иной профессии.
Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.
Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх  по кривой спроса на труд. При этом могут  использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских  таможенных тарифов. Эти меры вызовут  увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда  и возрастет заработная плата.
Для анализа  регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в  одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские таможенные тарифы.
Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые  профсоюзы работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие условия не позволяют работодателям  заменять труд работника на какое-либо техническое новшество.
В некоторых  случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата  возрастает в обмен на согласие профсоюза  вносить определенные изменения  в производственный процесс, которые  могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.
Забастовка  – это попытка отказать фирме  в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.
Западные  профсоюзы возникли как форма  институционализации социальных интересов  наемных работников, их ведущая функция  – улучшение рыночной ситуации продажи  членами профсоюза своей рабочей  силы. Советские же профсоюзы имели  совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные  и профсоюзные. На уровне предприятия  – административные, первичные партийные  и профсоюзные организации. Профсоюзы  не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.
В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор большинство п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.