Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинг в турфирме

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее  время, когда условием экономического развития предприятий является активная деятельность последних на рынке, жизненно важными становятся знание конечного потребителя, умение фирм гибко реагировать на все его требования. Иначе не может быть обеспечена продажа товара, повышена доходность предприятия.
Маркетинг – один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной  борьбе за выживание и процветание. Маркетинг является разноплановой  концепцией. Прежде всего, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок». С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение. Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что целью должно быть именно повышение качества жизни, а средством ее достижения – применение концепции социально-этичного маркетинга. Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере и некоммерческой сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.
Деятельность по управлению маркетингом - целенаправленное воздействие на организацию, ориентированное на приведение повышения продаж в предприятии. В связи с этим тема работы «Проект совершенствования
маркетинговой деятельности «Интертур Люкс» является актуальной.
Туризм –  это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет регионам,  даже не относящихся к числу наиболее экономически развитых,  завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии – проведении активной государственной политики в области развития туризма.  Основными направлениями этой политики являются:  защита прав туристов,  интересов производителей туристского продукта,  всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма.
Развитие туризма  в большей степени зависит  от информированности людей о  возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации позволило туристским организациям пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.
В ближайшее  десятилетие туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в ряде регионов мира, в том числе и в России. Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все более широкий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями; продолжится дальнейший процесс концентрации капиталов, создания крупных интернациональных компаний и корпораций; сохранится тенденция интеграционных процессов в индустрии туризма.
В настоящее  время по привлекательности предлагаемого туристского продукта Россия становится одной из лидирующих стран, разумеется, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления индустрии туризма.
Объект исследования: туристическая фирма ООО «Интертур Люкс».
Предмет исследования: маркетинговая деятельность туристического предприятия.
Цель работы: разработка проекта совершенствования маркетинговой деятельности.
Для достижения данной цели в  исследовании  поставлены  следующие  задачи:
- выявить теоретические и методические основы изучения маркетинговой деятельности;
-   рассмотреть  роль и место агентства в системе ЗАО «Интертур Люкс»;
- дать экономическую характеристику туристической фирмы;
- исследовать маркетинговых подходов в деятельности предприятия;
-  разработать проект по улучшению маркетинговой деятельности ООО «Интертур Люкс» и дать экономическое обоснование.
В исследовании использовались методы: сравнение, наблюдение, анализ, планирование, качественная  и  количественная  обработка  экспериментальных  данных. Использованные методы относятся к общенаучным методам. Так, анализ позволяет рассматривать каждую ситуацию как объект для исследования внутренних и внешних причинно-следственных связей. Сравнение и наблюдение, как комплексный подход дают возможность рассмотреть маркетинговую ситуацию разносторонне, во всех ее проявлениях. Системный анализ и комплексный подход очень тесно взаимосвязаны и не могут быть реализованы отдельно. Метод программно –целевого планирования используется при стратегическом и тактическом планировании на предприятии.
Методологической  основой дипломного проекта послужили пособия  следующих авторов:  Балабанова И.Т., Балабановой А.И., Бутко И.И., Голубкова Е.П., Демченко Е.В., Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Ковалева А.И., Герчикова Р.С., Кибанова А.Я.  и других авторов и материалы  туристической фирмы ООО «Интертур Люкс».  Структура  дипломного проекта:  дипломный проект состоит  из введения,  трех  глав,  заключения,  списка  использованных источников и приложения. Во введение отражены актуальность темы, цели и задачи работы. В первой главе дано теоретическое обоснование темы и задачи исследования. Во второй главе представлены результаты исследований маркетинговых подходов, результаты опроса, положений услуг. В третьей главе представлен проект и дано экономическое обоснование проекта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 МАРКЕТИНГ, КАК ФАКТОР УСПЕХА РАБОТЫ.
1.1 Обзор туристических услуг Республики Саха (Якутия).
На территории Якутии туристической деятельностью занимаются 40 предприятий, в том числе 24 туроператора, вошедших в Единый федеральный реестр туроператоров. Из них: 28 – малых предприятий, 6 – индивидуальных предпринимателей, 6 – крупных и средних предприятий [14].
Эксперты министерства предпринимательства  за 2008 год назвали четыре наиболее преуспевающие фирмы по внутреннему и выездному туризму, это «Ленатурфлот», «Алросакруизы», «Хикари», «Турсервис центр» и «Сахатур» (таблица 1).
  Таблица 1 - Преуспевающие предприятия туристического рынка РС (Я)
Название 
Вид организации
Вид туризма
Ленатурфлот
ООО
Въездной и выездной
«Турсервис центр»
ООО
Въездной и выездной
«Алроса - круизы»
Филиал закрытого акционерского  общества «Гостиницы Алроса»
Выездной
«Саха - тур»
ГУП ЦРТ
Въездной и выездной
«Хикари»
ООО
 Выездной 

Наиболее распространенным по числу специализаций туроператоров  является выездной туризм (87%). Из всех туроператоров только 42 % предлагают внутренние туры.
Наиболее распространенными  видами туризма среди опрошенных туристических фирм являются: маршрутно - познавательный туризм (72%), лечебный туризм (68%), курортный туризм (61%), шоп - туры (49%) и образовательные туры (49%). Остальные специализации туризма имеют не столь значительные доли [14].
Активно работают на въездной туризм 8 предприятий (НТК «Якутия», «АЛРОСА-Круизы», ОАО ГАВС, ООО «Турсервисцентр», ООО «Сахатур», ООО «Мир путешествий»). В современной экономике Республики туризм пока не играет существенной роли. Общий объем услуг, предоставленных туристическими организациями, в 2007 году по данным официальной статистики составил 154,5 млн. рублей. В туристической отрасли работает 176 человек [23].
Вклад туристической  отрасли в ВРП, произведенный  на территории Республики  - 185 млрд. рублей, в настоящее время также  не велик – менее 0,1 % [27]. Однако в расчете на одного работника производство ВРП составляет: в сфере туризма более 340 тыс. рублей,  средний показатель по республике -411 тыс. рублей. В среднем на каждого работника сферы туризма приходится 878 тыс. рублей выручки, что соответствует российским показателям. В 2007 году туристическая деятельность на территории республики принесла более 18 млн. рублей прибыли.
Об уровне привлекательности  туризма, как сферы приложения труда, можно судить по среднему уровню оплаты труда: в туризме около 11 тыс. рублей в месяц, при среднем по Республике – 16 тыс. рублей. Привлекательность  туризма как сферы бизнеса характеризует средний показатель прибыли, приходящийся на одного работника – более 100 тыс. рублей за год. Аналогичный показатель по сумме всех отраслей материального производства составляет 120 тыс. рублей на 1 занятого в  данной сфере. Устойчивость этих отраслевых параметров за последние годы и позитивная динамика благоприятных факторов в будущем указывают на то, что туризм представляет собой перспективную область коммерческой деятельности.                     
За последние  годы в динамике туристических потоков устойчивую тенденцию роста имеет выездной туризм, который в 2007 год достиг отметки 14,4 тыс. туристов (рисунок 1.1) [14], выехавших за пределы Республики.  Преобладание выездного туризма, по сути, означает импорт услуг и вывоз ВРП. Для республики в плане поступательного социально-экономического развития приоритет должен отдаваться въездному туризму, иначе говоря, туристическая деятельность должна быть ориентирована на ввоз ВРП. В данном случае въездной туризм понимается, как посещение Республики туристами из других регионов России и зарубежных стран.  Наряду с этим большое значение имеет и развитие внутреннего туризма, понимая под этим туристические поездки жителей Республики в пределах ее территории.

Рисунок 1.1-Туристические потоки РС (Я)
В 2007 году Якутию посетили 300 иностранных туристов, из них 1/3 часть были представителями  стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за последние годы показал рост туристических  поездок в 25 %, а Северо-Восточная  Азия зафиксировала самый быстрый рост в 30 % [18]. Учитывая, что туристическая активность в ближайшем окружении сопредельных стран растет наиболее высокими темпами, в перспективе туристический поток из этих стран будет наиболее привлекательным для Республики.
Туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом, приобрели опыт проведения туров на территории Республики. За последние годы в рамках государственной  политики поддержки туристической  деятельности создан ряд туристических  объектов, которые, с одной стороны, создают благоприятную
среду и привлекают большое количество туристов, с другой, стимулируют частные туристические  компании на инвестиции и развитие собственных баз для туристической  деятельности. Республика вызывает все  больший интерес как в среде российских, так и зарубежных любителей туризма, но зачастую он принимает стихийный характер в виде посещений самоорганизованных туристов.
Само определение  туризма, как понятия связано  ночевками. В этой связи статистика гостиничного хозяйства достаточно полно характеризует уровень туристической активности. Из общего объема услуг гостиничного хозяйства 121, 7 тыс. размещений на долю гостиниц приходится 86,7 тыс. размещений (71 %) в том числе приехавших с туристическими целями лишь 3,8 тыс. размещений - 4,4 %.
Современное состояние  и уровень развития туристической  отрасли в Республике обусловлено  рядом проблем, которые предстоит  преодолеть в предстоящей перспективе [14]:
    Удаленность и транспортная труднодоступность якутского туристического рынка для туристов из регионов и стран, генерирующих туристические потоки;
    Слабая материально-техническая база туристской индустрии: гостиничное хозяйство, ресторанное хозяйство и система общественного питания на маршрутах;
    Неразвитость инфраструктуры для осуществления полномасштабной туристической деятельности на наиболее интересных и привлекательных направлениях (транспорт, автодороги, аэродромная сеть, речные  пути и береговое хозяйство, авиационная техника, автобусы, речные суда, связь, энергообеспечение мест отдыха);
    Отсутствие широкого выбора туристских продуктов, привлекательных для российских и зарубежных туристов.
    Недостаток профессионально подготовленных кадров, как непосредственно для туристической деятельности, так и в сфере обеспечивающих отраслей.
    Неразвитость сопутствующих туризма сфер производства и услуг, производства сувениров и прочей туристической продукции, низкое качество предоставляемых услуг
    Отсутствие необходимой нормативно-правовой базы [14].
В Республике сделаны  определенные заделы для развития туристской отрасли в плане развития гостиничного хозяйства, обустройства объектов и мест, имеющих туристическую привлекательность. Стратегия развития туризма нацелена на формирование отрасли, отвечающей требованиям и понятиям - индустриальный туризм. Это означает высокий уровень подготовки туристических продуктов, развитую инфраструктуру: хорошо организованный транспорт, связь, гостиничное хозяйство, организацию качественной системы питания и источников продовольственных ресурсов, хорошую информационную доступность, высокий уровень культуры обслуживания на маршрутах и в местах отдыха, обеспечивающих полную безопасность, полезность и комфортность пребывания в Республике.
Однако имеющийся  задел в формировании материальной базы далеко недостаточен для осуществления массового туризма. Для примера две характеристики современной инфраструктуры:
- все гостиницы г. Якутска, включая ведомственные, в летний сезон могут принять лишь 10-15 тыс. туристов;
- максимальная пропускная способность круиза «Ленские столбы» по эксплуатационным возможностям двух круизных теплоходов  «М. Светлов» и «Д. Бедный» составляет не более 6 тыс. человек за сезон [14].
Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года предусматривает - количество въездных туристов должно достигнуть к 2020 г. 75 тыс. человек, т.е. увеличиться более чем в 28 раз. Такой же туристический поток проектируется по внутреннему туризму. Тем не менее, уровни туристической активности, приведенные в Схеме, можно назвать скромными по сравнению, например, с Аляской. На Аляску, где проживает 660 тыс. человек приезжает около 1,5 млн. туристов. Каждый из них «оставляет» на Аляске в среднем 750 долларов США, в сумме туристский поток приносит туроператорам доход более 1 млрд. долларов. С точки зрения информативности проводимых сегодня туров Якутия сегодня может предоставлять туристам лишь разрозненные и крайне скудные знания о Республике и Севере. Многие интересные темы не исследованы вовсе, по иным нет достаточно достоверных знаний. Большинство материалов не адаптировано для восприятия массовым туристом. Например, история происхождения народа саха, связь археологических находок древних поселений с современными народами и народностями Якутии, глобальное значение вечной мерзлоты и т.д. Сегодня нет специально подготовленных экскурсоводов и гидов для сопровождения туристов. Профессиональные экскурсоводы и музееведы есть только в государственных республиканских музеях и выставочных комплексах, в отдельных случаях привлекаются научные сотрудники.
Существующие рекреационные ресурсы и проектируемые туристические продукты Якутии в полной мере соответствуют запросам современных путешественников. Республика Саха (Якутия) располагает объективными факторами для удовлетворения запросов потенциальных туристов путем развития следующих видов  туризма [14]:
    Особенности природно-климатических и ландшафтных условий, большое количество малых рек, возможностей обустройства лыжных и пешеходных маршрутов предоставляют широкие возможности для развития активного туризма: горный туризм, велотуры, сплавы по горным рекам;
    Круизный туризм наиболее развитый сегодня вид туристической деятельности в перспективе должен быть расширен за счет подготовки новых маршрутов и речного круизного флота;
    Малонаселенность, богатые водные ресурсы и сравнительно низкий уровень развития промышленности, благополучие общего состояния флоры и фауны позволяет говорить о благоприятной экологической обстановке региона для развития экологического, а также спортивного видов туризма;
    Наличие на территории Якутии национальных поселений, в которых сохранились носители обрядов, обычаев и традиционных верований коренных народов Севера, якутский краеведческий музей способны заинтересовать любителей этнографического туризма - этнотуры; Социальный: самодеятельный, оздоровительный, детско-юношеский туризм это социально-ориентированная сфера туризма, которая является эффективным средством физического оздоровления, активного отдыха, нравственного и патриотического воспитания и развития человека;
    История  хозяйственного освоения, земледелия и животноводства на территории Якутия, особенности жизнедеятельности коренного населения в экстремальных условиях предоставляют обширный  материал для любителей сельского туризма;
    Большое разнообразие животного и растительного мира, наличие уникальных и редких видов представителей живой природы, мест захоронений мамонта, стоянки древнего человека, а также наличие обширной зоны вечной мерзлоты на территории Якутии определяют развитие  научного и познавательного туризма: маршрут «Полюс Холода», алмазные и золотые туры, Музей Мамонта, Музей палеонтологии и этнографии, Сокровищница Якутии. Правительством Республики предприняты серьезные шаги по восстановлению исчезнувших видов крупных животных и расширению биологического разнообразия животного мира на территории Республики. В северных районах успешно идет восстановление популяции овцебыков, несколько лет также успешно адаптируются американские бизоны. Эти проекты еще больше расширяют возможности данного направления туризма.
В последние  годы наблюдается тенденция увеличения доли внутреннего туризма. Эксперты прогнозируют опережающий рост внутреннего туризма в ближайшие годы, в связи с повышением цен на авиатранспорт. К примеру, в Республике Саха (Якутия) авиатарифы, вследствие роста стоимости авиатоплива, выросли в 2-2,5 раза. Большинство внутренних туристов представляют сегмент пользователей круизного туризма или относятся к самодеятельному туризму. Однако и на этом направлении имеются сдерживающие факторы. Большинство культурных и природных достопримечательностей республики остается вне сферы туризма, вследствие труднодоступности, неподготовленности качественных туристических продуктов. Практически не используется для развития туризма рекреационные возможности особо охраняемых территорий Республики: – «Олекминский», «Усть-Ленский» заповедники, природные парки «Аан Айылгы»: «Ленские Столбы», «Момский», «Сиинэ», «Усть-Вилюйский», «Колыма» и «Живые алмазы Якутии», 26 уникальных озер, 54 памятника природы «Айылга Мэнэлэрэ».
Ограниченный  ассортимент туристических продуктов в республике ведет к увеличению нагрузки на уже действующие объекты. К примеру, спортивная рыбалка уже не столь продуктивна вблизи существующих туристических и районных центров, а в удаленных местах (реки Ундюлюнг, Дянышка, Лямпушка и Муна), этот весьма привлекательный вид въездного туризма, из-за высоких транспортных затрат, не доступен для широкого круга туристов.
Для обеспечения  неистощимого природопользования в  процессе туристической деятельности и создания туристской индустрии необходимы организационная и правовая среда, а также наличие квалифицированного персонала, системы туристского образования.
В республике принят ряд важных документов, регулирующих правоотношения и определяющих развитие отрасли: Закон PC (Я) «О туризме и туристической деятельности в Республике Саха (Якутия)» от 29.12.1998, Концепция и Государственная целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы», Стратегия развития туристической индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 г.
Главной целью  этих документов является формирование конкурентоспособного туристского  продукта на основе эффективного использования  ресурсов республики и развития туристской инфраструктуры. Однако уже сегодня  видна необходимость доработки и развития действующего законодательства в связи с изменившимися условиями. Программные документы должны быть доработаны с учетом направлений и задач социально-экономического развития, намеченных Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
Одной из актуальных задач является формирование имиджа Якутии как туристского региона, как северного региона обладающего  уникальными туристскими услугами, создание положительной репутации. Для этого необходимо создание налаженной, продуманной и хорошо организованной маркетинговой системы продвижения и сбыта туристских услуг потребителю. На данном направлении сделаны начальные шаги по продвижению туристских маршрутов республики на международных туристских выставках «MITT» (Москва), «ITB» (Германия), «MITF» (Москва), "JATA-WTF" (Япония), «CITM» (Китай), «KOTFA» (Южная Корея )[14].
В настоящее  время только начинает развиваться  внутриреспубликанская система  информационного обеспечения туризма,  предложения туристических продуктов, информации широкого круга населения СМИ и Интернет. В целях формирования спроса и позитивного мнения о туризме в Республике за ее пределами и среди местного населения необходимо разработать комплекс мер по созданию системы информационного обеспечения и деятельности республиканских СМИ, предоставления туристическим фирмам возможности для информирования и рекламирования своей деятельности.
Строительство гостиниц в регионе имеет позитивную динамику. За 2008 -2009 годы было введено в действие 8 гостиниц. В настоящее время в Якутии насчитывается 57 гостиниц, из них 16 расположено в г. Якутск. Численность граждан, размещенных в гостиницах, включая деловые поездки, в 2009 году составила 87655 человек, при единовременной емкости всего гостиничного хозяйства - 2094 человека [23]. В целом по республике сохраняется проблемная ситуация с размещением туристов. Отсутствует развитая сеть малых гостиничных предприятий вблизи туристических объектов и мет туризма. Большинство гостиниц Якутии не соответствует международным стандартам. Пропускная способность существующего гостиничного фонда, как в Республике в целом, так и в г. Якутске не сможет удовлетворить спрос на гостиничные услуги, которые будут предъявлены к 2020 году перспективном потоком туристов.
В настоящее  время специализированной подготовкой  кадров для сферы туризма в  республике занимаются Финансово экономический  институт Якутского государственного университета, индустриально-педагогический колледж, Коммерческий лицей, филиалы Байкальского государственной университета экономики права и Московского государственного университета туризма и сервиса, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Также по линии Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке при кадров Президенте РС (Я) на специальностях в сфере туризма обучаются в вузах Центра, Сибири и Дальнего Востока.
Одно из наиболее существенных препятствий для ускоренного  развития туризма – это транспортная недоступность большого количества наиболее привлекательных для туризма мест и объектов. С одной стороны географически Республика расположена на пересечении кратчайших путей между Европой, Северной Америкой и Азией и обладает большим потенциалом международного и межрегионального транзита. Все более обнадеживающим проектом для пассажирских сообщений становятся кроссполярные авиалинии. Но, с другой стороны современное состояние транспортной системы не позволяет в полной мере использовать указанные преимущества. Республика имеет огромный рекреационный потенциал летнего туризма, но более 85% территории республики доступны лишь только с использованием сезонных видов транспорта, а наиболее интересные места для спортивного, охотничьего и рыболовного туризма доступны только дорогостоящими вертолетами.
Сезонное функционирование основных транспортных магистралей, слабое развитие наземных коммуникаций существенно увеличивают транспортные затраты, которые оказывают значительное влияние на повышение издержек производства туристического продукта. В свою очередь, изолированность транспортных сетей республики от единой транспортной сети России, рост тарифов на авиаперевозки делают регион труднодоступным для массового туриста.
Сегодня основным видом транспорта в перевозках туристов в республике является речной транспорт, но и здесь необходимы меры по преодолению проблемы старения флота. Неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений морских и речных портов республики не обеспечивает безопасность плавания и приводит к большим потерям пропускной способности берегового хозяйства и провозной способности флота. К примеру, пропускная способность туристического объекта  «Ленские столбы» более чем в два раза превышает провозную способность флота, занятого на круизах «Ленские столбы».
Итоги анализа  состояния туризма в Республике Саха (Якутия) на современном этапе можно завершить краткой сводкой основных конкурентных преимуществ и проблем развития туризма в Якутии (таблица 2).
Таблица 2- Преимущества и проблемы развития туризма
Сильные стороны
Слабые стороны
Стабильная  социальная ситуация.
Благополучная экологическая  обстановка.
Выгодное географическое положение на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и  Америкой.
Близость к странам  АТР.
Мировые тенденции  к увеличению спроса на первозданные природные территории.
Растущая популярность экологического и этнографического туризма и путешествий по северным широтам
Хрупкость и  уязвимость природного баланса северных экосистем.
Отсутствие  необходимой транспортной инфраструктуры.
Неразвитость  гостиничного сектора и общий  низкий уровень развития туристической инфраструктуры.
Слабое развитие сферы платных услуг.
Узкий ассортимент  туристических услуг. Низкий уровень  культуры сервиса и услуг в  сопутствующих отраслях.
Отсутствие квалифицированных туристических кадров.

Продолжение таблицы 2
Международная политика по сохранению цивилизаций  малых
коренных народностей.
Активизация деятельности региональной исполнительной власти в  отношении туризма.
политики Отсутствие единой государственной гостеприимства,
имиджевой политики.
Возможности
Угрозы
Создание высокоэффективного межотраслевого комплекса экспортной ориентации, обеспечение высокого уровня  трудовой занятости и доходов  местного населения.
Занятие собственной  оригинальной ниши в рынке туристических  услуг и обеспечение надежной конкурентоспособности туристических продуктов.
Формирование  нормативно-правовой базы системы государственного регулирования
туристской  деятельности в регионе.
Проводимые  в Республике Саха (Якутия) мероприятия  по разработке экономического и правового  механизмов приоритетной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма.
Нарастающие тенденции  укрепления международного сотрудничества со странами АТР
Отсутствие  системы стратегических документов, предусматривающих пропорциональное комплексное развитие индустрии туризма и сопутствующей инфраструктуры, индустрии туризма и защиты окружающей среды.
Повышенная  частота природных катастроф  в Республике, усиление техногенного воздействия на природные комплексы, ухудшающего качество лесных и водных ресурсов.
Неуправляемая динамика цен
 и тарифов на продукцию и услуги сопутствующих отраслей.
Некомплексность развития инфраструктуры.
Слабая подготовка кадров и обеспечение безопасности.
Неприятие потока туристов местным населением из-за непонимания позитивов развития туризма.

 
1.2 Актуальность инструментов маркетинга в условиях кризиса.
Можно сказать, что развитие маркетинга достигло определенной зрелости, когда каждая уважающая себя компания стала использовать маркетинговые инструменты, а ВУЗы и иные учебные заведения всерьез занялись подготовкой кадров для престижной и перспективной профессии. Однако относительно стабильный период оказался весьма кратковременным, наступает экономический кризис и предприятия оказываются перед необходимостью в очередной раз перестраивать маркетинговую стратегию развития. И помимо отказов от реализации уже намеченных планов, предприятия вынуждены были разрабатывать антикризисные меры и инструменты маркетинга, которые позволяют продержаться на плаву в этот трудный для многих период. К инструментам маркетинга относятся  - реклама,  организованный сбыт, связь с потребителями. Рассмотрим каждый инструмент в отдельности [39].
1. Реклама.
Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [34].

Функции рекламы:

1) Привлечение клиентов — информирование их о новых товарах, услугах, местах продаж. Обычно в рекламном сообщении перечислены конкурентные преимущества рекламируемой компании, плюсы, которые могут приобрести ее клиенты.
2) Увеличение продаж — подразумевается, что реклама, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж. Однако для того, чтобы клиент сделал выбор в пользу рекламируемого предприятия, одного рекламного сообщения, как правило, оказывается мало. Когда клиент пришел или позвонил в рекламируемую компанию, для него важно не только то, что ему обещала реклама, но и то, правдивы ли эти обещания. Как встретят клиента, какой продукт он увидит, по какой цене он сможет его приобрести — эти и другие факторы также влияют на рост или падение продаж. Реклама лишь направляет и заставляет запомнить.
3) Регулирование  сбыта — если забывать о данной функции рекламы, можно легко заработать отрицательный имидж. Всегда нужно помнить о том, что
количество  и качество товара должно соответствовать  ожиданиям от рекламной кампании (предприятия и клиентского) [24].

По законодательству Российской Федерации согласно объекту рекламы туристического предприятия  могут быть:

- коммерческая  реклама; 

        По месту и способу размещения [26]:

- Телевизионная (ролик в рекламном блоке, виртуальная реклама, бегущая строка, телеобъявление, спонсорство).
- Радио (ролики).
- Печатная (различают рекламу в прессе и прочую: принты, листовки, наклейки, визитки).
-  Наружная
- Биллборды (от англ. bill board) — отдельные щиты с рекламными плакатами 6?3 м, 8?4 м.
- Суперсайты — отдельностоящие щиты с рекламными плакатами, как правило, размером 12?5 м.
-  Брандмауэр — огромный плакат или щит на стене здания.
- Стритлайн (от англ. streetline), шалаш, штендер — выносная складная конструкция с информацией на одной или двух рекламных поверхностях. Изготавливается из металла или пластика. Типичный размер: 0,6?1,35 м, форма рекламного поля — арка или прямоугольник. Устанавливается на тротуаре.
- Интернет-реклама (текстовые блоки, баннеры, контекстная реклама, реклама в блогах, реклама на карте)
- Прямая почтовая рассылка.
- Вирусная реклама — реклама, основанная на слухах, сплетнях, передающаяся от человека к человеку.
В условиях кризиса, чтобы не терять клиентов и сильно не понизить объемы продаж нужно пользоваться не слишком дорогой рекламой. Если хорошо разработан анализ сегментации и потребностей пользователей услуг, деятельность рекламы нужно направить целенаправленно.
2. Сбыт туристического  продукта.
Сбыт – одна из многих функций коммерческой деятельности. Если предприятие
маркетинга, как хорошо поработало над такими разделами выявление потребительских нужд, разработка подходящих туров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то туры наверняка пойдут и в кризисное время.
Изучение рынков сбыта, определение ассортимента турпродуктов, установление цен и прочие вопросы маркетинговых исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализации товарной продукции.
Тот факт, что  прибыль в конечном итоге реализуется  в сфере обращения, объясняет  пристальное внимание, которое уделяется  каждой фирмой и совершенствованию своих сбытовых операций. Исследование основных форм и методов сбыта направленно на выявление перспективных средств продвижения туров от туроператоров до пользователей услуг и организацию их розничной продажи на основе всестороннего анализа и оценки эффективности используемых или намечаемых к использованию каналов и способов распределения и сбыта, включая те из них, которыми пользуются конкуренты [38].
Наряду с  рекламой, важное место в продвижении  продукта на рынке занимает стимулирование сбыта — разработка мероприятий, различного рода нововведений по стимулированию сбыта, ускорению восприятия продукта (особенно нового) потенциальными потребителями.
Но только этим элементом стимулирование сбыта не ограничивается. Если выбран сегмент, на котором будет оперировать предприятие, выделили целевой рынок, то предстоит также определить те приемы, наборы мер по работе с посредниками и потребителями по стимулированию их заинтересованности в сбыте именно продукции данного предприятя.
В целом стимулирование сбыта (предоставление различного рода льгот и скидок) включает следующие методы [40]:
- Непосредственное распространение информационных листков с предложениями льгот и скидок агентами по сбыту.
-  Рассылка информационных материалов и предложений о скидках и льготах по почте.
- Распространение информационных материалов и предложений о скидках и льготах через специализированные журналы и приложения к ним.
- Образование пакета из нескольких продуктов со скидкой.
Если сделан отбор рекламных средств, то сразу возникает вопрос, каким образом сочетать рекламу с другими элементами продвижения продукта на рынке. Главное здесь — забота о фирменном стиле, имидже предприятия или фирмы, о том, в каком виде предприятие и его продукты предстанут перед покупателями, какой образ и эмоциональное отношение сложится у потребителей в отношении марки фирмы. Это зависит не только от качества самого тура, но и от запоминающегося оформительского или делового стиля, присущего только данной компании. Вот почему желательно, чтобы все элементы рекламы и мероприятий по продвижению турпродукта на рынке имели общую концепцию в области дизайна и оформления, чтобы дизайн продукта, логотип, стиль рекламного сообщения и презентаций был по возможности унифицирован и узнаваем. Поэтому [43]:
1.Обратить внимание на внешний вид предприятия. Он должен соответствовать духу рекламы, тому имиджу, который предстоит сформировать или поддерживать.
2. Не надо  увлекаться отдельными формами и методами рекламы или  мерами
по продвижению турпродукта на рынке. Главное, чтобы у них была какая-то единая, объединяющая идея.
3. Определив  основную идею (концепцию) имиджа, необходимо строго следовать ей в рекламе и продвижении турпродукта на рынке. Можно изменить отдельные рекламные решения, но только не в ущерб общей идее.
Люди должны привыкнуть к имиджу фирмы.
При продвижении  турпродукта, если пользуются услугами турагентов, важно экономически заинтересовать его в сбыте именно этой продукции. Для этого предстоит определить возможности делиться с ними частью вашей прибыли. Другими способами являются уступка в цене при увеличении объемов заказа, совместная реклама, участие производителя турпродукта в финансировании части расходов турагента по местной рекламе.
В случае продвижения  на рынке уже действующего туристического продукта, внимание потребителей можно привлечь путем предоставления скидок. Многие зарубежные производители полагаются на двухступенчатый маркетинг, когда к продвижению продукта на рынке и к рекламной кампании привлекаются туроператоры и вся сбытовая сеть.
Задача сбыта турпродукта состоит в том, чтобы подобрать такую выкладку турпакета перед потенциальными покупателями, которая, с одной стороны, как нельзя лучше подтвердит все его достоинства, о которых шла речь в рекламе, и с другой — сделает его доступным и потому более желанным для потребителя [33].
3. Связь с  потребителями.
Взгляды, потребности  и желания клиентов постоянно  меняются. Рассматривая туристскую индустрию нельзя не заметить, что понятия населения о наилучших видах отдыха изменяются, как и мода на престижные места отдыха.
Увеличивается число деловых путешественников, взгляды и пожелания которых  тоже необходимо учитывать, так как  деловой туризм сейчас развивается очень динамично. Поэтому, любая туристическая фирма должна постоянно следить за всеми изменениями, происходящими на рынке туристских услуг, реагировать на каждое из них: отставание от более удачливых и прозорливых грозит недоверием потребителя турпродукта фирме, что может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы, т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.
Ответы на вопросы  типа: кто пользуется услугами нашей фирмы? Почему? Зачем? Что ими движет? - не только интересно, но и очень важно знать, потому что, зная ответы на эти вопросы сегодня, можно планировать деятельность фирмы, исправлять недочеты, оттачивать качество услуг, а, следовательно, привлекать большее число клиентов [20].
Маркетинговыми  исследованиями занимаются в основном крупные фирмы, которые могут  позволить себе содержать специальный  отдел. В таком отделе может работать от одного до нескольких десятков сотрудников. Среди сотрудников отдела - разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию. Мелкие фирмы могут обращаться с просьбой спланировать или провести такое исследование в специальную исследовательскую фирму или кооперироваться для их проведения.
Одной из основных задач фирмы является увеличение ее прибыли. Получение и увеличение прибыли подразумевает под собой, прежде всего наличие и увеличение числа постоянных потребителей туристских продуктов - клиентов. Однако клиентов можно привлечь и удержать, если они заинтересованы в получении услуги у данной фирмы. Московская компания «Форум» провела исследования и выяснила, что удержание клиента составляет лишь 20% от суммы, которую нужно затратить на привлечение нового клиента [28].
 Цель маркетинга сделать продажи постоянными. Цель - знать и понимать клиентов настолько хорошо, чтобы продукт или услуга подходили им и продавались сами. Таким образом, маркетинговые исследования туристических услуг - это процесс, направленный на выявление предпочтений потребителей туристского продукта, в результате которого отдельные личности и группы получают то, что им необходимо и то, что они хотят [23].
Туристское  предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся как внутри него, так и с другими экономическими субъектами. Совокупность этих отношений во многом определяет процесс проведения маркетинговых исследований.
Для того, чтобы  определить цели и задачи маркетинговой  стратегии и провести ее в жизнь  необходимо владеть следующей информацией [26]:
1) О внутренней среде туристского предприятия, ее потенциале и тенденциях развития;
2) О внешней среде, ее особенностях и месте, занимаемом в ней предприятием.
Внутренняя  среда (микросреда) - это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям [17]:
- кадры (их потенциал, квалификация; подбор, обучение и продвижение, оценка результатов труда и стимулирование; сохранение и поддержание отношений между работниками и т.п.);
- организация управления (коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения);
- финансы (поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей);
- маркетинг (маркетинговые исследования потребителей туристского продукта, анализ рынка туристических услуг и конкурентов, стратегия продвижения туристского продукта - ценовая, сбытовая и коммуникационная политика.
Внутренняя  среда определяет возможности эффективного функционирования туристского предприятия. Но она также может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга.
Главные факторы, которые  привлекают потребителей туристского  продукта - это турсервис, который  складывается из множества норм, правил и ценностей, которыми турфирма руководствуется в своей деятельности. Все здесь имеет значение - местонахождение и оформление офиса, культура и сервис обслуживания клиентов.
Внешняя среда рассматривается  как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем [46]:
- макроокружения;
- непосредственного окружения.
Макроокружение (макросреда) создает общие условия  среды нахождения туристского предприятия. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею. Изучение демографических факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей туристского предприятия. Маркетинговые исследования должны включать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Демографические изменения затрагивают и семьи. Для каждой группы населения, классифицированной по тому или иному демографическому признаку, требуется «свой» туристский продукт. У каждой такой группы свой бюджет, что также изучается специалистами по маркетингу.
Собрав данные о тенденциях в демографических процессах, можно проанализировать возможное их влияние на деятельность туристской фирмы, определить направления приложения основных усилий и прогнозировать результаты будущей работы.
Экономические факторы не менее важны, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить еще сколько и какие услуги они захотят приобрести. На платежеспособный процесс населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристские услуги от уровня дохода.
Маркетинговые исследования потребителей, выявление основных мотивов приобретения туристских услуг и анализ потребительского поведения вооружает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно - знанием своего клиента. «Знать своего клиента» - основной принцип маркетинговых исследований потребителей туристского продукта.
Правильное понимание потребителей предоставляет туристской фирме возможности [44]:
-прогнозировать их потребности;
-выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
-улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;
-приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
-понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении туристских услуг;
-выяснять источники  информации, используемые при принятии решения о покупке;
-устанавливать, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении туристского продукта;
-вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы наиболее эффективного комплекса маркетинга;
-создавать систему обратной связи с потребителями туристских услуг;
-налаживать эффективную работу с клиентами.
 
1.3 Планирование маркетинга предприятия.
Успех деятельности предприятия  во  многом  зависит  от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий. Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования,  а те,  что  пользуются,  не  всегда  делают  это  хорошо.  А  ведь  формальное планирование сулит целый ряд выгод. Тут и системное  осмысливание  ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более  точная  постановка задач и проч. Все это должно привести к  повышению  конкурентоспособности  и росту прибыли.
 Процесс планирования начинается с ясного понимания того, что же  нужно делать.  Он  начинается  с  общих  целей,  что  дает   возможность   выбрать направление работы. Цели  являются  категорией  долгосрочного  планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач. 
Содержание  внутрифирменного  планирования   как   функции   управления гостиничным  предприятием  состоит  в  обоснованном   определении   основных направлений  деятельности  и  дальнейшего  развития  с  учетом  материальных источников  и   спроса   рынка.   Сущность   планирования   проявляется   в конкретизации целей  развития  всего  предприятия  и  каждого  подразделения (службы)  в отдельности на  установленный период   времени;   определении маркетинговых задач, средств  их  достижения,  сроков  и  последовательности реализации;  выявлении материальных,  трудовых   и   финансовых   ресурсов, необходимых для решения поставленных задач [17].
Таким образом, назначение планирования как функции  управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все  внутренние  и  внешние факторы,    обеспечивающие    благоприятные    условия    для    нормального функционирования  и  развития  предприятий   туристической фирмы.   Оно предусматривает    разработку    комплекса     мероприятий,     определяющих последовательность  достижения  конкретных  целей  с   учетом   возможностей наиболее  эффективного  использования  ресурсов  предприятия.
Эта   деятельность   опирается   на выявление  и  прогнозирование  потребительского  спроса,  анализ  и   оценку показателей деятельности организации  и  перспектив  развития.  Отсюда  вытекает  необходимость увязки  планирования  с  маркетингом  и   порядком контроля   с   целью   постоянной корректировки деятельности  за изменениями спроса на рынке.
Потребность  в  планировании  в  туристических предприятиях вытекает   из   большого    количества    конкурентных    предприятий    все увеличивающегося в период рыночной экономики, тесных  межфирменных  связей с поставщиками услуг, с  фирмами - агентами,  включенными  в  процесс  обслуживания клиентов,   а   также   из требований научно-технического прогресса  -  быстро  учитывать  и  осваивать новейшие достижения науки и техники.  В  этом  же  направлении  действует  и такой фактор, как стремление туристического предприятия подчинить себе  рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного  спроса.
Внутрифирменное  планирование  в  рамках  туристического предприятия  охватывает  как  текущее,  так  и  перспективное  планирование, осуществляемое в виде прогнозирования. Если   перспективное    планирование    призвано    определить    общие стратегические цели и  направления  развития  предприятия,  необходимые  для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на  его основе текущие планы  ориентированы  на  фактическое  достижение  намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном  этапе развития.  Поэтому  текущие  планы  дополняют,  развивают   и   корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки [37].
 В зависимости от содержания, целей и  задач  можно  выделить  следующие формы планирования: формы планирования в зависимости от длительности планового периода: перспективное планирование (прогнозирование); среднесрочное планирование; текущее (бюджетное, оперативное) планирование [39].
 Уровень и  качество  планирования  определяются  следующими  важнейшими условиями:  компетентностью  руководства  предприятием   на   всех   уровнях управления;   квалификацией      персонала,   наличием    информационной    базы    и обеспеченностью компьютерной техникой.
Можно  выделить  некоторые  характерные  особенности   планирования   в зависимости от целей:
- в американских компаниях  главное  -  это  объединение  стратегий  распределение ресурсов;
- в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;
- в японских компаниях - ориентация на  внедрение новшеств  и повышение качества решений [34].
Планирование  предполагает:  обоснованный  выбор   целей;   определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы  достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование  заканчивается перед началом  действий по реализации  плана. Планирование  направлено  на  оптимальное  использование   возможностей предприятия, в том числе  наилучшее  использование  всех  видов  ресурсов  и предотвращение   ошибочных   действий,   могущих   привести    к    снижению  эффективности деятельности предприятия, потере клиентов. Планирование включает в себя определение [28]:
-  конечных и промежуточных целей;
-  задач, решение которых необходимо для достижения целей;
-  средств и способов их решения;
- требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
В зависимости  от направленности и характера  решаемых  задач  различают три вида  планирования [26]: 
- стратегическое  или  перспективное; 
- среднесрочное;
- тактическое или текущее (бюджетное).
Стратегическое  планирование  заключается  в  основном  в  определении главных целей  деятельности  гостиничного  предприятия  и  ориентировано  на определение намечаемых конечных результатов  с  учетом  средств  и  способов достижения поставленных целей и  обеспечения  необходимыми  ресурсами  [20]. При этом разрабатываются также новые возможности предприятия.  Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет  отдаленные последствия,  влияет  на  функционирование   всей   системы   управления   и основывается на огромных ресурсах.
 Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути  достижения  стратегических  целей   и   задач.   При   этом   детально разрабатываются средства и способы решения  задач,  использование  ресурсов.
 Предприятию туристического бизнеса в  современных  условиях  важно уделять  все  большее  внимание  развитию  перспективного  планирования  как инструменту централизованного управления. Такое  планирование,  охватывающее период от 10 до 20 лет (чаще 10-12  лет)  предусматривает  разработку  общих принципов  ориентации  предприятия  на  перспективу  (концепцию   развития), определяет стратегическое направление и  программы  развития,  содержание  и последовательность  осуществления  важнейших   мероприятий,   обеспечивающих достижение   поставленных   целей.   Перспективное   планирование   помогает принимать  решения  по  комплексным  проблемам  деятельности  предприятия  в международном масштабе [19]:
- определение направлений и размеров  капиталовложений  и  источников  их финансирования;
- формы осуществления заграничных инвестиций;
- совершенствование организации управления и кадровой политике.
Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития туристического рынка   крайне   неопределенна,   перспективное   планирование   не    может ориентировать туристическую фирму на достижение количественных  показателей  и поэтому  обычно  ограничивается  разработкой  лишь  важнейших   качественных характеристик,  конкретизируемых  в  программах  или  прогнозах.  Через  них осуществляется   координация   перспективных   направлений   развития   предприятия.
 В системе  перспективного планирования в  зависимости  от  методологии   и целей  обычно   различают   долгосрочное   планирование   и   стратегическое планирование. В системе долгосрочного планирования используется метод  экстраполяции, т. е. использование результатов показателей прошлого  периода  и  на  основе постановки  оптимистических  целей  распространение   несколько   завышенных показателей на будущий период. Здесь делается  расчет  на  то,  что  будущее будет лучше прошлого.
Долгосрочное планирование, включает среднесрочное и краткосрочное
планирование, широко  применяется  в  мировой  практике.  Долгосрочный  план обычно охватывает  трехлетний  или  пятилетний  периоды.   Он  скорее  носит описательный характер и  определяет  общую  стратегию  компании,   поскольку трудно  предугадать  все  возможные  расчеты  на  такой   длительный   срок.
Долгосрочный  план вырабатывается руководством компании  и  содержит  главные стратегически цели предприятия на перспективу. Основные области долгосрочного планирования [28]:
- организационная  структура;
- капитальные  вложения;
- потребности  в финансовых средствах;
- исследования  и разработки;
- доля рынка  и так далее.
Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в  предстоящем периоде, и на этой основе разработать  показатели  развития  предприятия  на плановый   период.   Такой   метод   наиболее   применим    для   туристической фирмы.
 Функции стратегического планирования [26]:
1.  Стратегический  план  задает  направления   для    деятельности организации  и   позволяет  ей  лучше   понимать   структуру   маркетинговых исследований,  процессы изучения потребителей,  планирования  продукции,  ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
2. Стратегический  план  стимулирует  координацию  усилий  различных функциональных направлений.
3.   Стратегический  план   заставляет   организацию   оценивать  свои сильные и слабые стороны с точки зрения  конкурентов,  возможности и  угрозы в окружающей среде.
4. Этот план  определяет  альтернативные  действия  или   комбинации действия, которые может предпринять организация.
5.    Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
Стратегическое  планирование все теснее  увязывается  с  маркетингом.  Каждая пятая фирма с объемом продаж менее 100  млн.   долларов  и  практически  все компании  с  продажами  в  2  млрд.   долларов  имеют   официальные   отделы планирования процедур оценки деятельности.
В основу при  разработке плана кладется [28]: 
- анализ перспектив развития туристического предприятия,  задачей  которого является   выяснение   тенденции   и   факторов,   влияющих   на    развитие соответствующих тенденций;
- анализ  позиций  в  конкурентной  борьбе,  задача  которого  состоит  в определении  того,  насколько  конкурентоспособны  турпакеты,   предоставляемые предприятием и что  предприятие  может  сделать  для повышения  результатов  работы  в  конкретных   направлениях,   если   будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
- выбор стратегии на основе анализа перспектив  предприятия  в  различных направлениях  деятельности   и   определение   приоритетов   по   конкретным   видам деятельности с точки зрения ее эффективности;
- анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
 Системы долгосрочного планирования применяются в 70-80% крупнейших японских корпораций, где планирование организуется следующим образом [29]:
-выбираются 5-10 ключевых стратегий и вокруг  них  формируется  политика  долгосрочного развития;
-одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения  стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов;
- высшее руководство определяет цели каждому подразделению,  а  последнее разрабатывает количественные планы  достижения  этих  целей  методом  «снизу вверх».
Стратегический  план  выражен  стратегией  корпорации.  В  нем  содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора  новых  направлений.  В  нем могут  перечисляться  основные   проекты   и   задаваться   их   приоритеты. Разрабатывается   он   на   уровне   высшего   звена   управления.    Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и  ассортимента  услуг. В них формулируются основные  задачи  на  установленный период, например,  производственная  стратегия  предприятия  в   целом,  стратегия продажи услуг  (привлечение  новых  клиентов,  т.е. выход на новые рынки, совершенствование обслуживания и  другие  мероприятия, содействующие   увеличению   продаж),   финансовая   стратегия   (объемы   и направления капиталовложений, источники финансирования,  структура  портфеля ценных бумаг), кадровая политика (состав и структура штатов,  их  подготовка и использование).
Среднесрочные     планы предусматривают разработку в  определенной  последовательности  мероприятий, направленных  на  достижение  целей,  намеченных   долгосрочной   программой развития.
Текущее планирование осуществляется путем детальной  разработки  (обычно на один год)  оперативных  планов  для  компании  в  целом  и  ее  отдельных подразделений,  в  частности,  программ  маркетинга,   планов   по   научным исследованиям, планов по производству,  материально-техническому  снабжению [34]. Основными звеньями текущего плана производства  являются  календарные  планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют  собой  детальную конкретизацию целей и  задач,  поставленных  перспективным  и  среднесрочным планами.  Календарные  планы  составляются  на  основе  сведений  о  наличии турпакетов, предварительных заказов (брони), обеспеченности их, т.е. востребованности того или иного тура.
Реализация  оперативных планов осуществляется через систему бюджетов,
или финансовых планов, которые составляются  обычно  на  год  или  на  более короткий  срок  по  прибылям фирмы.   Благодаря  финансовому  прогнозированию  и   финансовому   планированию руководитель предприятия  способен  определить  будущие  финансовые  потребности компании и определить цели, достижение которых поможет сохранить  намечаемые уровни  прибыльности. Это  необходимо  для  того,  чтобы   определить   ту финансово-кредитную  политику,  которая  должна  проводиться  для  успешного решения поставленных перед компанией задач.
Разработка  подробного  бюджета  дает  возможность  компании   сравнить фактические  результаты  своей  деятельности   с   запланированными.   Такое сравнение  проводится  из  месяца  в  месяц,  и  в  обязанность  финансового директора входит  выявление  и  устранение  любых  серьезных  отклонений  от прогнозируемого уровня.
Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов- бюджетов (сроком до одного года), в которых содержится детальная  разработка рычагов  и  инструментов  воздействия  на  процесс   предоставления   услуг. Показатели технических и оперативных планов являются основой для  разработки стратегического плана на высшем уровне управления [31].
Текущее  планирование  позволяет  точнее   определить   направление   инновационной   деятельности, ориентированной на оптимизацию процесса  предоставления  услуг  и  внедрение новой конкурентоспособной продукции.
Планирование  маркетинга предусматривает составление  детализированных планов развития туристической  фирмы. План маркетинга включает [31]:
- сводку контрольных  показателей;
- оценку текущей  маркетинговой ситуации;
- определение  целей, задач, проблем, возможностей в деятельности фирмы;
- стратегия  маркетинга туристической фирмы;
- программу  действий;
- бюджет и  порядок контроля.
При разработке плана маркетинга необходимо  проанализировать:
- положение  фирмы в настоящий момент. Здесь  целесообразно выявить направленность туристических услуг, цены, наиболее выгодные услуги, с точки зрения реализации, финансовые ресурсы фирмы. Важным является и анализ состояния рынка – конкурентов, клиентуры, отличительных особенностей
фирмы, проблем  и возможностей;
- цели и  задачи фирмы. При формировании  целей  и задач необходимо сферу деятельности при оказании туристических услуг, типы клиентуры и т.д;
- возможные  действия или стратегии. 
Рассмотрим  подробнее некоторые аспекты  планирования маркетинга. Прежде всего, после исследования рынка целесообразно выявить проблемы и возможные перспективы деятельности фирмы. Для этого необходимо рассмотреть недостатки в деятельности туристической  фирмы, например, несоответствие с ожидавшимися результатами; снижение популярности фирмы, количества клиентов; недостатки в организации маркетинга (нехватка персонала, плохая  организации рекламы), качества услуг.
При рассмотрении проблемы необходимо учитывать политико – правовые и экономические факторы. Исследование проблем всегда ведет к выявлению возможностей для нахождения своего места на рынке. Каждая туристическая фирма должна стремиться к оказанию неповторимых услуг, т.е. обслуживать клиентов так, как это не делает никто другой.
После анализа  проблем, возможностей можно определить и цели туристической фирмы. Их подразделяют на [24]:
- экономические.  Это максимизация прибыли, определение  новых сегментов рынка, системы  распределения, предупреждение устаревания  некоторых видов услуг;
- эгоистические.  К ним относятся: повышение  престижа, имиджа фирмы, страны, местности.
- социальные. Это  развитие услуг, которые подходят  для слоев населения, характеризующихся  невысоким уровнем дохода, например, путевки для школьников во  время каникул. 
Экономические цели должны увеличить прибыль предприятия. Для увеличении прибыли можно не только получить дополнительный прибыль путем улучшения маркетинговой деятельности, но и сэкономить фонд заработной платы различными путями. Пути возможного направления получения прибыли и экономии денежных средств показаны формулами ниже.
Экономический эффект от совмещения профессий выражается по формуле:
? С з.п . = Ч выс. Х (З ср.г.  – d сов.  х ЗП ср.г.) х К нач.                                                          (1)
где, З ср.г. 
d сов.  – доплата за совмещение профессий
ЗП ср.г. – среднегодовая зарплата по предприятию
К нач    коэффициент начислений за заработную плату
Расчет эффективности  мероприятий по совершенствованию  системы адаптации персонала. Расчет экономии времени, составляющего период адаптации нового работника, выполняется по формуле:
                       ПВ
Эвр =  ПА х Ч ад.р. х -------                                                                      (2)                                 100
где ПА - период адаптации, дней;
Ч ад.р. - численность работников, проходящих адаптацию, чел.;             
ПВ - средние потери времени в период адаптации, в  %.
Условное высвобождение  численности рассчитывается по формуле:
  Эвр
?Ч  = -----                                                                                        (3) 
           Дэ
где Дэ - эффективный фонд рабочего времени 1 работника в год. дни.
Снижение себестоимости  за счет экономии по фонду заработной платы
рассчитывается  по формуле:
? С з.п . = Зср.г.  х ?Ч  х  К нач.                                                                                (4) 
где Зср.г.  - среднегодовая заработная плата 1 работника, руб;
К нач. - коэффициент начислений на заработную плату;
?Ч – количество человек.
Экономические, эгоистические и социальные цели относятся к общим целям туристического предпринимательства. Конкретная же цель должна относится к одной из областей, например, цель относительно услуг, цен, места, способа облуживания, клиентов и так далее. Постановка целей деятельности предполагает и разработку задач по ее реализации. Задачи представляют собой конкретизацию целей, т.е. это определенные действия, выполненные в определенный промежуток времени. Так, если фирма поставила себе цель- повышение имиджа, то задачей является выпуск новой рекламной продукции о деятельности фирмы, об оказываемых услугах и, конечно, о курортах, путешествиях, предлагаемых этой фирмой. При анализе клиентуры, ее типов необходимо провести сегментацию рынка, выделить целевой рынок.
Составляя план маркетинга, необходимо на основе анализа целей, задач, сегментации, конкуренции определить стратегии, которые составляют для каждого элемента маркетинга.   При этом можно рассматривать ряд стратегий. Стратегии устанавливаются для каждой составляющей концепции маркетинга: услуг, способов оказания услуг, гонораров за них, доставки услуг клиентам. Стратегия показывает механизм достижения установленных целей, определяет, чем, где, когда и как будет заниматься фирма. Помимо этого, стратегия учитывает временные и денежные затраты фирмы.
Стратегия оказания услуг – это и предложение  новой услуги и изменение уже  существующей, и ликвидация неперспективной. Ценовые стратегии, которые предопределяют политику фирмы в области цен. Стратегии распространения услуг – это сбыт с помощью  письменного заказа, по телефону, через общественные организации, профсоюзы, различные клубы, ассоциации, и, конечно, через агентства, бюро путешествий. Стратегии распространения информации об услугах – это отношение с клиентами, публичные выступления, участие в различных организациях, прямой маркетинг, маркетинг, рассылка рекламных проспектов, использование средств массовой информации, выпуск рекламных сувениров [24].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРЯТИЯ ООО «ИНТЕРТУР ЛЮКС»
2.1 Роль и место агентства в системе ЗАО «Интертур Люкс». Экономическая характеристика предприятия.
Закрытое акционерное  общество «Интертур Люкс» зарегистрирован  в Едином Федеральном реестре  туристических операторов по номером  МВТ 001536. Расположен по адресу 119330, г. Москва, ул. Дружбы, д.4, стр.1. Размер финансового  обеспечения 30 000000 рублей, предоставлении ОАО «Ингосстрах».
Туристическая фирма «Интертур Люкс» расположен в Якутске по адресу: 677027, ул. Кирова 18, блок «В», офис 103. Телефон/ факс:  8(4112) 42-54-96. E-mail:  elena. Ilchenko @ itlux.ru. Лицензия о деятельности МВТ 1091435005199.
Туристическая фирма «Интерлюкс» была основана 3 июня 2009 года. По организационно - правовой форме фирма является обществом  с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью является коммерческая организация, созданная одним или несколькими учредителями, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами, участники которой не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в размере внесенной доли уставного капитала.
Свою деятельность фирма «Интертур Люкс» начала как туристическое агентство, занимающееся реализацией и продвижением туристического продукта, созданного туроператором  «Интертур Люкс», головной офис которого находится  в городе  Москве и у которого это первый филиал по России. Деятельность фирмы осуществляется на основании лицензии на турагентскую деятельность, выданной от 2009 года  под № 1091435005199, федеральным агентством по туризму. Фирма имеет право выполнять функции реализации комплексного туристического продукта для группового и индивидуального туризма, предлагать путешествия различной стоимости и продолжительности по различным направлениям и в разное время года, организовывать рекламу и получать долю в размере 10% от полученного дохода.  Кроме этого фирма выполняет услуги кассы, бронирующего и продающего авиабилеты по всем направлениям и по России, и по всему миру.  Предприятие «Интертур Люкс» аккредитирована в Транспортной клиринговой палате и 27 июля 2009 года получила № 42МОС 92-3 6794 0 и получила право в соответствии с требованиями «Положения об аккредитации агентств по продаже воздушных перевозок на бланках СПД и электронных билетах НСАВ - ТКП» реализовывать билеты.
Форма собственности  ООО «Интертур Люкс» - ООО (общество с ограниченной ответственностью). Основными источниками правового  регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «Интертур  Люкс» являются: Конституция Российской Федерации, гражданский кодекс РФ и Федеральные Законы РФ «Об основах деятельности в Российской Федерации» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Общество с ограниченной ответственностью «Интертур Люкс» осуществляет свою деятельность на основании устава. Участники договариваются о деятельности общества с ограниченной ответственностью, формируют учредительный документ – устав.
Устав ООО«Интертур Люкс» был оформлен на момент создания общества в 2008 году, Генеральным директором является Бугай Татьяна Николаевна.  Уставной фонд сформирован путем внесения денежных средств. Учредителями ООО «Интертур Люкс» являются Бугай Татьяна Николаевна и Ильченко Елена Валентиновна. Уставной капитал предприятия составляет 100 тысяч рублей [27].
Система управления туристической фирмой.
Высший орган  управления компании «Интертур Люкс»  – общее собрание участников. Исполнительный орган – директор, который в  свою очередь принимает решения  текущего порядка. Контрольный орган  – ревизионная комиссия. Чистая прибыль после уплаты налогов принадлежит обществу. Часть чистой прибыли направляется на формирование фондов общества, а остальное – на выплату дивидендов участникам. Структура управления  фирмой  «Интертур Люкс» представлена в  рисунке 2.1.




 




 
 
Рисунок 2.1 Структура управления
В турфирме «Интертур  Люкс» существует линейно-функциональная организационная структура. Этот вид  структуры наиболее приемлем для  турфирмы, так как она имеет  небольшой штат сотрудников. И эта  организационная структура является оптимальным вариантом для общества с ограниченной ответственностью. Она представляет собой синтез линейной и функциональной организационных структур. В ее основу положены вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным службам организации (маркетинг, работа с клиентами, планирование, финансы, реклама и др.). При такой организационной структуре сохраняется движение по инстанциям, но функции, относящиеся ко всей организации, например кадровая политика, подготовка производства, планирование сроков и контроль их выполнения и т.д., выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения. Руководители линейного и функционального отделов имеют право на совместное принятие решений для соответствующего отдела организации. За конечный результат организации в целом отвечает ее руководитель, задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам. К достоинствам данной системы управления относятся: высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков; централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации; функциональная специализация и опыт; высокий уровень использования потенциала специалиста по функциям; экономичность, достигаемая за счет однородности работ и рынков.
В ООО «Интертур  Люкс» генеральный директор является главным и ему подчиняются  все работники. Заместитель генерального директора по совместительству выполняет функции кассира по продаже авиабилетов. Менеджер по продажам занимается реализацией туристических пакетов.
Права, обязанности  и ответственность генерального директора определяются законодательными и правовыми актами, уставом и договором (контрактом), заключенным между ним и ООО «Интертур Люкс». Генеральный директор осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия  и подотчетен общему собранию участников.
Основные функции  генерального директора следующие:
-  утверждает и исполняет текущие и перспективные планы работ;
- утверждает  правила, процедуры и другие  внутренние документы Общества, за исключением документов, утверждение которых отнесено настоящим уставом к компетенции других руководящих органов Общества;
-  определяет организационную структуру  Общества;
- утверждает штатные расписания Общества, филиалов и представительств Общества;
- принимает  на работу и увольняет с  работы сотрудников;
- открывает расчетный, валютный и другие счета Общества в банковских учреждениях, заключает договоры и совершает иные сделки, выдает доверенности от имени Общества;
- организует бухгалтерский учет и отчетность;
- представляет  на утверждение  Общего собрания  участников годовой отчет и  баланс Общества;
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется генеральным директором. Генеральный директор несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации.
Заместитель генерального директора в пределах своей компетенции вправе заключать договора, подписывать приказы и распоряжения, направлять запросы, письма и ответы на них в соответствии с утвержденным распределением обязанностей и доверенности, выдаваемой на срок не более одного года. Также заместитель генерального директора занимается бронированием  авиабилетов, гостиниц.
В обязанности  менеджера по туризму входит: формирование и работа с клиентской базой, разработка и проведение компаний по привлечению  клиентов, маркетинговое исследование рынка туристических услуг, организация работы офиса, оформление туристических документов, консультирование по турпродукту, консультация клиентов и выявление потребностей.
Трудовые доходы персонала предприятия определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.
Численность и  образование работников ООО «Интертур  Люкс» составляет 3 человека (таблица 3).
Таблица 3 – Уровень образования сотрудников
Персонал 
Год принятия на работу
Образование
Генеральный директор
2008
Санкт- Петербурская Академия гражданской авиации
Заместитель генерального директора
2008
Санкт- Петербурский институт гидрометеорологии
Менеджер по выездному туризму
2009
Филиал Байкальского государственного университета экономии и права в г. Якутске по специальности менеджмент туристического и гостиничного хозяйства.

Все сотрудники ООО «Интертур Люкс» имеют  высшее образование, двое сотрудников  владеют английским разговорным языком. Так как предприятие
 
«Интертур Люкс»  является туристическим агентом  и занимается только продажами турпакетов, авиабилетов и бронированием  авиабилетов и гостиниц, то знание иностранного языка не является первой н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.