Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Влияние классического танца на детей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
 
Актуальность темы исследования «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», обусловлена  тем что, в настоящий период развития художественной самодеятельности, требования к исполнительской культуре становятся едиными как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах. Требования едины, а процесс подготовки различен, Профессиональные исполнители  получают знания и навыки в области  танца с детских лет, их тщательно  отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к  данному виду творчества, с ними ежедневно занимаются высококвалифицированные  мастера хореографического искусства. А в самодеятельность приходят люди потому, что любят танцевать и  занятия проводятся два-три раза в неделю.
 
В основе подготовки танцовщиков  любителей народного танца наряду с системой «Народно - сценического танца» Т.С.Ткаченко, используется, система  упражнений классического танца, в  мировой практике называемая «системой  А.Я. Вагановой». Но принцип двигательной деятельности исполнителя народного  танца отличается от принципа двигательной деятельности классического танцовщика. Несмотря, на то, что система Т. И. Ткаченко универсальна, во многих коллективах  активно применяется классический тренаж и в частности, его первый раздел, упражнения у «станка», что  порождает ряд противоречий, выраженных в анатомо-физиологической проблеме восприятия классического танца  «народниками». Но, тем не менее, несмотря на проблемы восприятия классического танца, именно классический танец, влияет на формирование сценической культуры, которая не всегда находиться на должном уровне. Данная проблема объясняет актуальность исследования средств классического тренажа способствующих формированию исполнительской культуры в ансамбле русского танца.
 
Основная цель нашего исследования провести сравнительный  анализ народного и классического  танца и организовать учебно-тренировочный  процесс исполнителей народного  танца с использованием средств  классического тренажа.
 
Объектом исследования являются средства формирования исполнительской  культуры.
 
Предметом исследования - классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле русского танца.
 
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что занятия  классическим танцем эффективно влияют на формирование исполнительской культуры, самодеятельного хореографического  коллектива.
 
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
 
1. Изучить принципы, выявить  цели и задачи деятельности  народных ансамблей.
 
2.Провести сравнительный  анализ экзерсиса дисциплин русского  и классического танцев. Выявить  элементы классического танца,  восполняющие недостающий эффект  в формировании исполнительской  культуры народных ансамблей.
 
3. Создать программу  по классическому танцу для  преподавания в ансамбле народного  танца.
 
Теоретической базой  являются труды А.Я. Вагановой, Т.С. Ткаченко.
 
Методологической основой  являются труды: Н.П. Базаровой, В.С Костровицкой, А. М. Мессерера, А.А.Климова, Т.А. Устиновой, Г.П. Гусева, А.А. Борзова. 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение
 
Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества.
 
1.1. История создания  танцевальных самодеятельных коллективов
 
1.2. Структура ансамбля  народного танца
 
1.3. Историко-эстетические  основы и виды русского танца
 
1.4. Структура и содержание  экзерсиса у станка народного  и классического танцев
 
1.5. Понятия и принципы  танцевальной исполнительской культуры
 
1.6. Принцип формирования  репертуара в ансамбле народного  танца
 
Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
 
2.1. Эстетические и  технические требования к исполнительской  культуре танца
 
2.2 Влияние экзерсиса  классического танца на формирование  исполнительской культуры
 
Глава III. Формирования исполнительской культуры средствами классического танца.
 
3.1. Планирование педагогической  работы
 
3.2. Практическая деятельность  по реализации учебной программы
 
Заключение
 
Список используемой литературы
 
Приложение 
 
Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества
 
 
1.1 История создания  танцевальных самодеятельных коллективов
 
 
До революции 1917 года понятия "художественная самодеятельность" не существовало, «но энергия созидания, потребность прекрасного, обострённое  чувство вкуса русских людей  проявлялись в художественных промыслах, в богатстве и содержательности бытовой культуры, которая, как и  талант русских людей была необычайно многогранна и самодостаточна. Народное творчество, или крестьянская культура не была подвержена идеологическим изменениям, в отличие от скоморошества, которое  постоянно меняло идеологические маски, так как слово крестьянин - христианин, человек «Божий». От этого основная идея христианской культуры - «Любовь и красота». Народное творчество, в современном его понимании не имело широкого выхода на зрительскую аудиторию, так как было одновременно и творцом и зрителем» [33].
 
После поражения в  Русско-японской войне царское правительство  приняло решение о повышении  патриотических настроений в империи. Создаются «Народные дома России»  в этих учреждениях открывались  кружки любителей: танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства  и народного творчества, как показывает история, судьба их была непродолжительной, так как начавшаяся в 1914 году война, а вслед за ней и революция  не позволили развиться любительскому  движению. В первые годы становления  советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные.
 
Но необходимость  формирования «нового человека» - строителя  коммунизма, поставила перед необходимостью поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Идеологи Советской России, руководители государственных  и партийных органов власти увидели  в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения  культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов", "До крайности важно, - говорил А.В.Луначарский, - нам в  нашем Союзе, с одной стороны, дать лучшие достижения человеческой культуры народным массам, а с другой - распечатать те бурные источники, те кипучие гейзеры народного  творчества, которые были замкнуты и онемели за время капиталистического периода нашей страны" [24. с. 379].
 
По аналогии с «Народными домами России», с движением «ОРЮР» в Советской России развивается  новая форма хореографического  любительского творчества. Создаётся  пионерская организация и открываются  «Дома Пионеров», в которые принимаются  только дети, вступившие в пионерскую организацию, открываются «Дома  культуры», в которых наряду с  различными кружками работают танцевальные кружки, на их базе создаются самодеятельные танцевальные коллективы и студии.
 
Важным документом, повлиявшим на дальнейшее развитие советской литературы и искусства, явилась резолюция  ЦК РКП(б) "О политике партии в  области художественной литературы", принятая в 1925 году. "В классовом  обществе нет, и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа  искусства вообще и литературы в  частности выражается в формах, бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике" [27. с.344].
 
В первые годы после революции  появилось много течений в  искусстве и литературе. Одни деятели  отрицали различие между буржуазной и социалистической культурой. Сторонники других теорий под флагом борьбы за «новое» призывали объявить культуру прошлого устаревшей, отрицали ценность для народа произведений А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.И.Глинки. Наиболее чётко  эта позиция выявилась в деятельности организации, называемой Пролеткультом. Деятели Пролеткульта считали, что  социалистическая культура возникнет  без связи с культурой прошлого и призывали полностью отказаться от культурного наследия, уничтожив  его, как ненужное.
 
Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном  его понимании достигло после  Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда  во многих сферах искусства к руководству  пришли бывшие фронтовики, которым  было что рассказать и создать  в искусстве.
 
«Благодаря руководству  Советского правительства в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства страны. Одно из составных частей большой работы в области культурного строительства явилась художественная самодеятельность» [20. с.3]. Советская власть создала все условия для развития и расцвета народного творчества. Выдающаяся роль в организации художественной самодеятельности принадлежит женщине-министру куль туры СССР Е.В.Фурцевой.
 
«Художественная самодеятельность приняла необычайно широкий размах, стала организованной формой художественного  коллективного творчества народа. Появились  десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с  миллионными участников в них. Многочисленные смотры художественной самодеятельности, олимпиада народного творчества, охватившие всю страну вплоть до самых  отдаленных ее уголков, выявляют народные таланты, знакомят советскую общественность со всеми местными разновидностями  русского народного танца» [37. с. 5].
 
«Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности - яркое свидетельство успехов  в этой области» [20. с.4]. «Художественная  самодеятельность впервые вывела русский  танец на большую сцену, поскольку  возникла потребность показывать эти  великолепные произведения народного  творчества широкой аудитории» [17. с.7].
 
Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Создается большое  количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни  и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы: Государственный академический  ансамбль народного танца СССР (основатель и руководитель - И. А. Моисеев), Государственный  академический хореографический ансамбль «Березка» (основатель и руководитель в течение многих лет - Н. С. Надеждина), Государственный академический  русский народный хор имени Пятницкого (основатель танцевальной группы и  ее руководитель - Т. А. Устинова), дважды Краснознаменный ансамбль песни  и пляски Советской Армии имени  А. В. Александрова, Государственный  академический Северный русский  народный хор, Государственный Уральский  русский народный хор, Государственный  Воронежский русский народный хор, Государственный Омский русский  народный хор и множество других коллективов и др.
 
Огромную работу по собиранию  русского танцевального фольклора  проводят созданные за годы Советской  власти многочисленные дома народного  творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского народного танца ведется также  в научно-исследовательских институтах и отделениях консерваторий. В многочисленных институтах культуры, театральных институтах, в хореографических и культпросвет училищах русский народный танец  введен в качестве самостоятельного предмета [17. с.22].
 
Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет существующие в профессиональном искусстве виды и жанры хореографии. С этой стороны  влияние профессионального искусства  на художественную самодеятельность позволяет  творчески заимствовать методы работы и учебный процесс и в определенной степени репертуар. Вместе с тем  процесс взаимовлияния при кажущемся  активном влиянии профессионального  искусства значительно сложнее.
 
Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического  формирования личности, служат делу массового  воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца. «Ещё Ницше, анализируя музыку Вагнера, говорил: «Слово воздействует сначала  на интеллект, далее на чувства и, ввиду длинного пути, случается, что  не достигает своей цели. Музыка, напротив, смягчает сердце, она есть единственный универсальный язык, который  повсюду понят», танец, имея музыкальную  основу, играет ту же роль в воздействии  на зрителя, посредством дополнительного  визуального восприятия» [32].
 
За исторически кратчайший срок в культурной жизни нашей  страны произошли глобальные перемены, и, не смотря на то, что в результате демократических преобразований всё  более активно развиваются капиталистические  отношения, которые, несомненно, играют важную роль жизни современных самодеятельных коллективов, но эта роль не является мировоззренческой доминантой. По сути, большая часть самодеятельных коллективов  постсоветского пространства осталась на советских позициях [33. с. 15].
 
1.2 Структура и сущность  ансамбля русского танца
 
 
Русскому танцу сотни  лет, но в советскую эпоху он как  бы переживает свою вторую молодость. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными  формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются  новые формы построения. Интерес  к нему повсеместен. Все больше количество молодежи [17. с.22]. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, совершенствуется исполнительское  мастерство, обогащается репертуар. Работа этих коллективов способствует тому, что искусство танца в  нашей стране развивается и становиться  все более массовым. Достаточно сказать, что к 1953 году у нас в стране было 13.988 танцевальных коллективов, с  общим числом участников 205.962 человека. Танцевальные коллективы путем правильно  организованной и систематически проводимой учебно-воспитательной работы добиваются успешного решения задач, стоящих  перед художественной самодеятельностью: воспитание участников коллектива и  зрителя и дальнейшего развития народного искусства [37. с.4].
 
Изучение русского народного  танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера  и манеры его исполнения дает возможность  создавать на сцене средствами танца  правдивый образ русского человека, образ нашего современника [20. с.23].
 
Как и вся художественная самодеятельность, хореографическая ее разновидность предполагает общественный характер и художественность этого  явления. Отсюда и двуединство сущности самодеятельных коллективов, определяющееся емкими качествами: массовость и мастерство. Эти, казалось бы, взаимоисключающие  понятия и составляют наиболее полное содержание самодеятельной хореографии.
 
Как уже говорилось, природа  танца органична, его корни лежат  в потребности человека выразить пластически свои чувства. Потому это  искусство эмоционально, выразительно и заразительно. Эта особенность  делает привлекательным занятия  танцем в коллективах художественной самодеятельности. Такие коллективы - это своеобразное организованная форма художественного творчества народа. Наличие педагога - руководителя в этих творческих группах позволяет  методически вести в них занятия  по усвоению основ танцевального  искусства, во многом опираясь на опыт профессиональной хореографии.
 
Потому как важно  в художественной самодеятельности мастерство, позволяющее выполнить  вторую функцию созидателя нового, развивающегося искусства хореографии.
 
Освоение высот хореографического  искусства, его условно - обобщенной образности требует совершенствования  во владении его языком и приемами сценической выразительности.
 
Это определяет наличие  коллективов разной степени подготовки, а внутри коллективов - индивидуальной работы с исполнителями в соответствии с их способностями и уровнем  знаний.
 
В соответствии с имеющимся  в хореографии видами танца (народно - сценическим, классическим, эстрадным  и бальным) создаются и коллективы, позволяющие заниматься именно тем  видом танца, интерес к которому проявил участник самодеятельности.
 
Различаются и типы хореографических коллективов. Это в первую очередь  проявляется в формах их организации. Существуют так называемые танцевальные кружки, студии танца, ансамбли и театры. Соответственно видам хореографии  это могут быть ансамбли народного, классического, эстрадного танца, соответственно - кружки и студийные коллективы.
 
Особо важным для художественной самодеятельности является вопрос самобытности репертуара, отличающий один коллектив  от другого и делающий занятия  в нем увлекательными и творческими. Для ансамблей народного танца, ведущего жанра в художественной самодеятельности, эта проблема решается на основе освоения местного «для каждого  коллектива» хореографического  материала.
 
Изучение традиционного  хореографического фольклора позволяет  выполнять две задачи: собственно научную - фольклористическую, то есть знание материала для сохранения традиций, приемов творчества и самих  художественных творений как образа, а также их освоение современными исполнителями и авторами фольклорной  хореографии с целью творческой интерпретации в современном  сценическом искусстве.
 
Многообразие фольклора, его локальный колорит позволяют  самодеятельным авторам и исполнителям обогатить репертуар своих коллективов  самобытными произведениями.
 
Понимание этого процесса очень важно в общем, потоке взаимосвязей, которые происходят хореографическом искусстве. Необходимо это и для  уточнения функций художественной самодеятельности, и определения  ее места в развитии искусства  танца. Наиболее правильно было бы определить эту роль художественной хореографической самодеятельности, прежде всего как  воспитание в самом широком смысле слова, воспитание художественно - творческое, средствами танцевального искусства  участников наших многочисленных коллективов, а также формирование подготовленного  зрителя [38. с.94].
 
1.3 Историко-эстетические  основы и виды русского танца
 
 
Русский народный танец  является одним из наиболее распространенных и древних видов народного  творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к  жизненным явлениям этноса, нации, народа. На протяжении многовековой истории  своего развития русский народный танец  всегда был тесно связан с бытом  и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.)
 
Развитие русского народного  танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные  условия отражались в формах общественного  сознания, в том числе и в  народном творчестве. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и  зарождались новые виды танца, обогащалась  и видоизменялась его лексика [17. с.7].
 
Исследователи В. И. Даль, Ю. А. Бахрушин, С. Н. Худеков и др., считают хоровод древнейшим русским  танцем культового происхождения, который  на определённых ступенях развития встречается  у всех народов. Это подтверждает этимологическое родство слов: хоро (болг., молд, сербск), koro(n) (турецк.), ёхор (бурят), хоруми (груз) с греческим чпсoт - танец, который и стал основой данного термина. Танец в Греции всегда был составной частью триады - музыки, рифмованного слова и ритмичного движения - «совмещения речи, музыки и танца, в своей основе никогда не терявшей преемственности и связи с ритуально-культовыми обрядами» [9. с.81, 23, 130,192]. Для того чтобы участвовать в празднествах, необходимо было знать определённое количество хороводных песен, то есть, владеть определённым репертуаром: знать тексты песен, тексты танцев различные мелодии, а так же уметь технически исполнять танцевальные движения и владеть вокальными навыками, то есть в целом владеть определённой музыкальной, танцевальной культурой и телесной культуры.
 
Танец можно считать  одним из путей формирования такого тела, на которое указывают слова  Сократа: «...Я сделал еще одно наблюдение, что при этом танце ни одна часть  тела не оставалась бездеятельной; одновременно упражнялись и шея, и ноги, и  руки; так и надо танцевать тому, кто хочет иметь тело легким». Его воспитательное значение заключалось в том, что он должен был на деле показывать, что прекрасно и что безобразно. Платон говорил, «...всякое телодвижение и напевы, выражающие душевную и телесную добродетель -- ее самое или какое-либо ее подобие, - прекрасны, а все, выражающее порок, -- не прекрасно» [1. с.109].
 
«...Скажу о том, что  пляска не только услаждает, но также  приносит и пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад в душу смотрящего, изощряя  взоры красивейшими зрелищами, увлекая  слух прекраснейшими звуками и являя  прекрасное единство душевной и телесной красоты»[41. с.52].
 
На родство с греческой  культурой и в частности с  аполлиническим культом указывает, то, какое важное значение в русской  танцевальной традиции отводилось солярным танцам, которые были частью культа поклонения Солнцу. Ю. А. Бахрушин солярными  хороводами называет «массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой  песней, раньше посвящавшейся Солнцу. К солярным хороводам относились танцы, исполняемые в дни зимнего  и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. В  последствии танцы древних славян, были приспособлены к пришедшей  из Византии христианской религии и  дошли до наших дней, такие, как  например, Троицкие и Купальские, Святочные, Сретенские хороводы. [3. с.7]. По форме  русский хоровод имеет сходство с греческим хоросом, который  водили по кругу, олицетворяя движение солнца вокруг земли.
 
Своим рисунком, олицетворяя  Солнце, хоровод обычно движется по кругу слева направо и заканчивается  замыканием круга…. В некоторых  местностях хоровод, начинаясь на вечерней заре, оканчивался на восходе солнца, охватывал несколько деревень». Таким образом, замкнутый хоровод  являлся кульминацией праздника  посвящённого Солнцу, которого разные славянские племена называли Даждьбог, Хорс и Велес. [бахр.] «Основой любого хоровода является хорея- единство ритмов: рифмованного слова, музыки и танца» [32].
 
Древнейшим видом  русских народных плясок культового происхождения являются пляски-игры, отображающие трудовой процесс [3. с.7], эти танцы, как правило, носили воспитательный характер и не исключали наличие  шутки и иронии.
 
В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил  отпечаток земледельческий быт  славян. На игрищах славяне не только совершали обряды, но веселились, и  добывали себе жен. Об этих древнейших игрищах и обычаях славянских племен радимичей, вятичей и северян  свидетельствует летопись: «…и браци  не бываху в них, но игрища межю селы схожахуся на игрища, на плясанье и  на вся бесовьская песни и ту умыкаху  жены собе…» [38. с.12]. Наиболее распространённой игрой для умыкания «девки» была игра в «Горелки».
 
Замечено, что даже у  первобытных людей каждому труду  соответствовал свой ритм, напев. Их танцы  носили имитационный характер, отражая  разделение труда между мужчинами  и женщинами племени. Женщины  не принимали участия в охотничьих плясках, так как охота - не женское  занятие, но шитьё, вышивание, приготовление  пищи и другие женские занятия  были основой содержания танцев примитивных  народов. Примечательно то, что история  не сохранила в русских танцах аналогичных сюжетов.
 
Введение на Руси в  конце X в. христианства повлекло за собой изменение в идеологической и культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. Церковь вела борьбу с некоторыми языческими обрядами и народными традициями, складывавшимися веками, в частности с рудиментами «дионисийского культа», атрибутами которого были ряжение, маски, или мазанье лица, сопровождающиеся чрезмерным потреблением алкоголя и бесконтрольным весельем, переходившим в оргии. Подобные языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, пляски заводимые скоморохами осуждались и преследовались церковью, они были объявлены «сатанинским прельщением». .[17. c.7]. Понимая, насколько сильны традиции и привычки в жизни русского человека, церковь не только боролась, но и была вынуждена приспосабливаться. Она сближала христианские праздники с языческими, давала имена христианских святых языческим божествам. Так, Перун-громовержец превратился в Илью-пророка, божество Велес в святого Власия и т. д.[17. c.9].
 
Развитие русского народного  танца шло по трем основным линиям: хороводы, пляски импровизационного  характера - трепаки и танцы, имеющие  определенную последовательность фигур [37. с.15].
 
Хороводы в русском  народном танце весьма многообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы  участников с песней, а зачастую и с разыгрыванием в лицах  содержания песни [37. с.15].
 
Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей.
 
Сольныё русские народные пляски в основном делятся на три  вида: перепляс, парная и импровизационно-изобразительная  пляски.
 
«Перепляс обычно исполняется  мужчинами и является танцевальным соревнованием. После того как начавший пляску танцор проделает несколько  виртуозных колен, его сменяет другой, стремящийся выполнить колена сложнее. Вслед за этим в пляс опять включается первый, снова усложняя движения. Перепляс рассматривается народом как  поединок и исполняется с соблюдением  нарочитой серьезности. Шуточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить танцующих. Если исполнители засмеялись, то они выходят  из круга. Виртуозность мужской пляски достигает здесь очень высокого уровня; вся пляска требует большого мастерства и изобретательности» [3. с.10].
 
Парная пляска исполняется  одновременно девушкой и парнем или  супругами на второй день празднования свадьбы и состоит в том, что  пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередь стремится  покорить ее лихостью и удальством. Эта пляска, изобилующая импровизационными  моментами, отличается яркой мимикой  и большой выразительностью. Сопровождается она плясовой песней или игрой  на народных инструментах.
 
Одиночная импровизационно-изобразительная  пляска, обычно исполняемая девушкой, требует богатой творческой фантазии, высокоразвитой выразительности и  тонкого художественного вкуса. Как правило, хор поет песню, повествующую о думах и судьбе девушки, а  танцующая передает ее переживания. При этом пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы. Блестящее описание такой пляски, которая под силу лишь особо одаренным художникам из народа, встречается у М. Горького в его «Детстве». Мужчины никогда  не исполняют импровизационно-изобразительной  пляски, и их одиночные выступления  являются в основном демонстрацией  техники и виртуозности, олицетворяющих смелость и отвагу.
 
Из русских танцев повсеместно распространены: кадриль  с ее многочисленными разновидностями, ланце, метелица. Поразительно, что, взяв за основу форму английской (Лансье) и французской кадрили, с крестив  их с танцевальными играми, русские  наполнив её собственным содержанием  и танцевальной техникой сделали  кадриль национальным танцем.
 
Существуют кадрили  из четырех, пяти, шести и более  фигур. Исполняются они под песни  или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия [37 с.17].
 
Народная пляска, бережно  сохраняя национальные традиции, все  время находится в состоянии  развития, связанного с особой одаренностью русского народа в этом виде искусства. Разнохарактерность мужской и женской  народной пляски -- героика первой и  лиричность второй -- исключает одностороннее  развитие, а большие художники  из народа, существующие поныне, постоянно  ее обогащают и поднимают на новые  ступени совершенства.
 
Народный былинный эпос сохранил много описаний древних  русских плясок, причем сказители  с исключительной яркостью передали манеру исполнения танца -- «выходку», присущую отдельным лицам в зависимости  от их пола и социального положения (например, былина о Садко).
 
В отличие от большинства  западноевропейских государств, где  народная пляска, попадая в среду  правящих классов, обычно подвергалась полному видоизменению, в России до начала XVIII века она повсюду сохраняла свой основной рисунок, отличаясь лишь манерой исполнения.
 
Таким образом, русский  народный танец или пляска, - не музейное искусство прошлого, и он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. До сих пор все его виды - хороводы, трепаки, переплясы - бытуют в народе. Сообразно с требованиями современной  жизни содержание танцев творчески  перерабатывается и дополняется  народом. Все эти дополнения и  видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни общества [17 с.267].
 
1.4 Структура и содержание  экзерсиса у станка русского  народного и классического танцев
 
 
Фундаментом в танце  является экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него.
 
Характер работы в  танцевальном коллективе требует специальной  обуви, в которой было бы легко  и удобно танцевать. Обувь для  занятия классическим экзерсисом нужна  мягкая на тканевой основе, для того чтобы лучше «почувствовать»  стопу, что способствует полному  натяжению и развитию стопы. В  экзерсисе народного танца часто  исполняются выстукивающие элементы, поэтому обувь должна соответствовать  характеру танца. Прежде всего, эта  обувь имеет кожаную основу, для  девушек - это туфли на среднем  каблучке (3-4 сантиметра), а юноши  танцуют в легких сапогах [20 с.5].
 
Экзерсис начинается у палки, затем по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.
 
Нагрузку в течение  урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель  находит необходимым увеличить  количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует  сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к  расслаблению мышечной системы и  связок, в результате чего легко  повреждаются ноги [19. c.9].
 
Последовательность  экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и  логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка  упражнения [14. c.10].
 
В экзерсисе разносторонне  развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает  подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению  тяжести тела на двух и на одной  ноге [35. c.23].
 
Движения в экзерсисе  у станка классического танца  включают: 1) приседание, 2) батманы, 3) круговращения  ног.
 
Приседание. Plie - общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание».
 
Plie исполняется на  пяти позициях; сначала оно делается  в половинном размере - demi-plie, а  затем переходят на большое  приседание или grand-plie [6. c.38].
 
В этом упражнении участвуют  корпус, руки и голова; мышцы и  связки ног растягиваются и сокращаются  в спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к  более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.
 
Полуприседание - demi plie и  глубокое, большое приседание - grand plie развивают ахиловое сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость ног. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.
 
Полуприседание (demi plie) является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять  особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях  движений [18. c.23].
 
Батманы. Слово battement (батман) обозначает в танцевальной терминологии отведение и приведение ноги. В  классическом танце это отведение  и приведение вылилось в многообразные  формы.
 
Battements tendus -это батман  основа всего танца. Он найден  так гениально, что, кажется,  его создатель проник в самую  суть строения и функций связочного  аппарата ноги.
 
«Чтобы разогреть  ноги перед танцем», как обычно говорят, принято делать battements tendus. Но ноги не только разогреваются этим движением, они приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей  им деятельности [35. c.51].
 
Double battements tendus (battements tendus pour le pied) является разновидностью battement tendu. Исполняется с опусканием  пятки на пол во II позиции (реже  в IV позиции). Double battement tendu может быть  исполнен с однократным, двукратным, трехкратным и более опусканием  пятки на пол. Исполнение doubles battements tendus, особенно с многократным  опусканием пятки, способствует  развитию ступни, укрепляет связки, вырабатывает упругость ахиллова  сухожилия, подъема и пальцев.
 
Battements tendus jete -- движение  ноги вперед, в сторону и назад  из I и из V позиций с броском  на высоту 45°. Battements tendus jetes органически  связаны с battements tendus, поэтому исполняются  непосредственно за ними. Темп  исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза. [36. c.25].
 
Французское обозначение  этого батмана - jete (брошенный) - передает характер его движения. Этот батман имеет громадное воспитательное значение, и его необходимо исполнять  очень точно, следя за выполнением  правил. [35. c.53]. Бросок и возвращение  вытянутой ноги происходят равномерно, без акцента. В заключение движения акцент приходится на момент возвращения  работающей ноги к опорной, после  энергичного и резкого броска [36. c.25].
 
Battements frappe и doubles frappes, которые исполняются резко и  энергично. Это приучает мышцы  и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных  движений на резкие (стаккато).
 
Вырабатывает быстрое, свободное сгибание нижней части  ноги (от колена до носка) на sur le cou-de-pied и разгибание ее. Выполняется при  выворотном и неподвижном бедре.
 
Petit battement sur le cou de pied- движение  развивает подвижность колена  и голеностопа. Состоит из быстрого  и четкого чередования положения  sur le cou de pied впереди и сзади.
 
Battement battu- движение завершает  группу ударных battements. развивает  подвижность колена, низа ноги  при неподвижном бедре.
 
Battements fondu-вырабатывают  мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Эти  движения можно сравнить с  растяжением и сдержанным сокращением  тугой резиновой ленты.
 
Battement fondu (тающий, текучий) --сложное движение, состоящее из  сгибания работающей ноги в  условное положение sur le cou-de-pied при  одновременном demi plie на опорной  и открывания работающей ноги  в любом направлении при одновременном  выпрямлении опорной из demi plies.
 
Battements developpes-это самое  трудное движение экзерсиса; оно  исполняется на 90° и выше и  требует всесторонней подготовки.
 
Developpes развивают шаг  и силу бедра, что помогает  удерживать ногу на предельной  высоте.
 
Developpes подготавливают  тело к сложным adagio на середине  зала, а также к прыжкам, где  сила бедер необходима при  толчке от пола и мягкого  полуприседания после прыжка.
 
Grand battements jete-это большие  battements, исполняемые из I и V позиций  в направлении вперед, в сторону  и назад с броском ноги на 90° и выше.
 
Они развивают шаг  значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в  развитии шага.
 
Grand battement jete pointe-является  дополняющим упражнением к grand battements jete. Это легкое касание ногой  (вытянутой в колене и подъеме)  земли в крайней точки battements tendus, после нога снова поднимается  и продолжает движение, лишь при  последнем движении возвращается  в V позицию.
 
Ускорение темпа развивает  быстроту броска ноги на большую высоту.
 
Grand battement jete (мягкое)-это  большие мягкие battements; они исполняются  из V позиции в V в направлении  вперед, в сторону и назад на 90°. Работающая нога выбрасывается  наверх посредством developpe. Несмотря  на энергичный бросок, прием developpe придает движению мягкость, которая  и определяет характер исполнения  этих battements.
 
Grand battement jete balance. Battements balances (качающиеся) исполняются в направлении  вперед и назад на 90° через  I позицию. В сторону их делают  только на середине зала по I или V позиции попеременно одной  и другой ногой [19 с. ]
 
Круговращения ног. Rond de jambe par terre-описать круг носком работающей ноги по полу в направлениях en dehors и en dedans. Круговращательные движения тазобедренного сустава укрепляет  его и разрабатывает выворотность.
 
Rond de jambe en l'air-. круговые  движения ноги в воздухе на  высоте 45° и 90. Разрабатывает подвижность  коленного сустава и придающие  его связкам силу и эластичность.
 
Рекомендуется исполнять rond de jambe en l'air и на 90°: они вырабатывают силу бедра, и подготавливает ногу к  длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте [36. c.25].
 
Кроме того, хорошо развитая (в части ниже колена) нога, послушная  и гибкая, придает выразительность  каждому движению ноги в танце [14 c.68].
 
Grand rond de jambe jete -- это усложненное  продолжение rond de jambe par terre, исполняемое  энергичным броском ноги на 90°.  Оба эти движения, наиболее эффективные  во всем экзерсисе, выполняют  общие (но различные по степени  сложности) функции, направленные  на развитие вращательной подвижности  тазобедренного сустава, от которой  зависит диапазон выворотности  ног.
 
Grand rond de jambe jete развивает  подвижность в суставе, охватывает  всю площадь деятельности бедра.
 
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и  активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.
 
Подводя итог экзерсису  у палки, мы видим, что каждое упражнение вносит в работу мышц, тазобедренного и коленного суставов новое дополнение: вводится подъем на полупальцы, комбинации становятся более сложными, в ряде движений ускоряется темп (например: ronds de jambe en l'air, petits battements sur le cou-de-pied и т. п. сначала исполняются четвертями, затем на восьмые и шестнадцатые доли).
 
Большая нагрузка падает в экзерсисе и на опорную ногу, сильно вытянутую, выворотную и принимающую  на себя тяжесть всего тела.
 
Корпус во всех упражнениях  находится в вертикальном и подтянутом положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегиба или  поворота требует комбинация.
 
В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость. Постановка рук и закрепление  правильной формы происходят главным  образом на II позиции.
 
Всевозможные наклоны  и повороты головы сопровождают все  движения экзерсиса, начиная с первого  упражнения у палки [19 с.37].
 
Классификация движений в экзерсисе у станка русского народного танца повторяет таковую  в экзерсисе у станка классического  танца. Вместе с тем, движения в экзерсисе  народного танца имеют ряд  особенностей и отличаются отдельными элементами движений.
 
Приседания в народном танце, также как и в классическом, делятся на два вида: полу приседания и полные приседания, включая в  работу соответствующие мышцы. Но у  станка народного танца есть ряд  отличительных особенностей, а именно: полуприседания и полные приседания подразделяются на медленные (мягкие, плавные) и быстрые (резкие, отрывистые), и исполняются по всем открытым и  прямым позициям (как медленные, так  и быстрые).
 
Упражнения на развитие подвижности стопы. В упражнении этого раздела заложена основа идентичная battements tendus в классическом танце. Отличительным  движением является движение в переводе стопы с носка на пятку и  обратно, при этом колени обеих ног  вытянуты. Исполняются варианты этого  упражнения, включающие в себя сочетания  основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию; подъемом пятки опорной ноги при возвращении работающей ноги в позицию; ударом работающей ногой об пол и полуприседанием на обе ноги; с двойным ударом работающей ногой об пол; проведением работающей ногой по полукругу и переводом ее с носка на пятку и обратно и т.п.
 
Маленькие броски. В основе упражнения лежат элементы классического  танца. Элементами, принадлежащими народному  танцу, являются исполнение движения на полуприседании, где в работу включается пятка опорной ноги, которая при  броске работающей ноги опускается на пол, а в момент возвращения ее в позицию, переводится на полупальцы.
 
Круговые движения ногой  по полу или по воздуху. Движения данного  раздела являются важной составной  частью урока русского народного  танца у станка и отличаются всеми  составляющими элементами от классического. При исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром внешней  стороны от пятки до носка опорной  ноги (положение скошенного подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до II позиции или  назад. В результате попеременного  сокращения мышц внутренней и наружной стороны голеностопного сустава  развиваются и укрепляются мышцы  стопы, вырабатывается подвижность  в голеностопном и тазобедренном  суставах. Круговые движения ногой  исполняются по полу носком или пяткой, тяжесть корпуса - на вытянутой в  колене опорной ноге. Движения могут  усложняться полуприседанием на опорной ноге, поворотом пятки  опорной ноги, «восьмеркой», «растяжкой». Круговые движения ногой по воздуху  исполняются с вытянутым подъемом, с сокращенным подъемом, с добавлением  полуприседания на опорной ноге, с  поворотом пятки опорной ноги, с подъемом на полупальцы, с подскоком, с подъемом и поворотом пятки  опорной ноги.
 
Каблучные упражнения являются спецификой народного танца. Упражнения исполняются на полуприседании, при  этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Каблучные  упражнения можно разделить: 1) низкие, 2) средние и 3) высокие. Они развивают  подвижность в коленных суставах, укрепляют голеностоп, ахиллесово сухожилие, икроножную мышцу, мышцы бедра.
 
Низкие и высокие  развороты ноги. Как видно из названия, есть два вида упражнения: низкие и  высокие развороты ноги. Они по характеру и темпу исполнения могут быть мед
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.