Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Любовь как нравственное чувство

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
      Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии
      Любовь как высшая нравственная ценность
      Возрастно-психические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях
      Заключение
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
О любви сказаны миллионы слов и  написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мир человека,его эстетическая сущность – это,пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам,одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем,что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное,индивидуальное и социальное,личное и общечеловеческое,понятное и необъяснимое. Любовь как высшее человеческое чувство – это часть жизни любого из нас. И думаю,что каждый согласится с высказыванием Ван Гога,который говорил: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви…иначе я замерзну и превращусь в камень.» Так говорил великий художник о любви к женщине.
 Более того,без любви не  может формироваться моральный  облик человека,не происходит  нормального развития. Она может  быть в разной степени развита,  но ее не может не быть. «Любовь  – единственный удовлетворительный  ответ на вопрос о проблеме  существования человека,» - говорит  Э.Фромм. Однако,что же такое  любовь? Достаточно точного определения  еще не удалось дать никому. Такие научные дисциплины,как  физиология,в том числе физиология  высшей нервной деятельности,психология,выявляют  материальные основания любви,общественные  условия ее возникновения и  развития. Но в ее существе  частные науки разобраться не  могут. И этому есть причины.  Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении.
Любовь как нравственное чувство  позволяет развить вкус к жизни,научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому,что связано со многими сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием,которое развивает в ребенке чувство любви,гордости; с трудовым воспитанием,которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей,видеть красоту сделанного.
Осознание любви как нравственного  чувства позволяет развить такие  чувства у человека как уважение,жалость  к близкому,бескорыстие в поступках.
Все эти качества просто необходимы для воспитания всесторонне развитого  человека.
Таким образом,актуальность исследования любви как нравственного чувства  обусловлена потребностью и запросами  реальной жизни.
Целью данной работы является исследования любви как нравственного чувства, видов любви и ее разновидностей.
 
    Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии
 
 Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете  книгу, слушаете музыку, ищете ответ  на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными  формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему  миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада это разнообразные чувства и эмоции. Они одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли…» - отмечает Ф. Энгельс.
По  мнению ряда ученых,строго научное  использование термина «чувство»  должно ограничиваться лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного,т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам.
По  П.В.Симонову (1962),чувство – это «устоявшееся отношение человека к явлениям действительности»; Г.А.Фортунатов (1970) определяет чувства как «отражение в мозгу человека его реальных отношений,т.е. отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам»; по А.Н.Леонтьеву,чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. В «Психологическом словаре» (1983) чувства определяются как «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности,отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами». А.В.Петровский (1986) пишет,что «чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому,что происходит в его жизни,он  познает или делает».
Если  в восприятиях,ощущениях,мышлении и  представлениях отражаются многообразные  предметы и явления,их различные  качества и свойства,всевозможные связи  и зависимости,то в эмоциях и  чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком  и окружающим миром складываются объективные отношения,которые становятся предметом чувств и эмоций.
В эмоциях и чувствах проявляется  также удовлетворенность и неудовлетворенность  человека своим поведением,поступками,высказываниями,деятельностью. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к  окружающей действительности и к  самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают  в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций и чувств служат объективно скществующие предметы и явлени,выполняемая  деятельность,изменения,происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних  и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды,выпитый для утоления жажды,приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека,не испытывающего  жажды,то может возникнут переживание  неудовольствия,раздражения. Приятно  послушать музыку,но если концерт  затягивается слишком долго,то притупляются переживания и наступает утомление.
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями,мотивами,стремлениями,намериниями  человека,особенностями его воли,характера. С изменением какого-либо из этих компонентов  меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение  человека к действительности.
Мир чувств и эмоций очень сложен и  многообразен. Тонкость его организации  и многогранность выражения нередко  не осознаются самим человеком. Сложность  психического анализа испытываемых чувств объясняется также их многообразием.
Многогранность  чувств,их проявление на различных  уровнях отражения и деятельности,способность  к сочетанию и слиянию,их приспособительный  характер исключают возможность  простой линейной их классификации.
Чувства различаются по модальности,по интенсивности,продолжительности,глубине,осознанности,генетическому  происхождению,сложности,условиям возникновения,выполняемым  функциям,воздействию на организм,формы  своего развития,по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие),по психическим процессам,с которыми они связаны,по потребностям,по предметному  содержанию и направленности,по особенностям их выражения,нервному субстрату.
 
Существующие  классификационные схемы различаются  соотношением своей теоретической  и эмпирической обоснованности.
 
 
Традиционное  деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем,что за чувства принимаются приэмоции,отражающие биологическую сущность человека. Чувства  же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой  степени обобщенности (любовь к Родине,ненависть  к врагу и т.д.)
Исходя  из того,какая сфера социальных явлений  становится объектом высших чувст,их делят (например: Рудик,1978) на три группы: нравственные,интеллектуальные и эстетические.
Интеллектуальными называют чувства,связанные с познавательной деятельностью человека. К ним  К.К.Платонов (1984) относит любознательность,любопытство,удивление,радость  решения задачи,а П.А.Рудик – чувство ясности или нечеткости мысли,удивление,недоумение,чувство догадки,чувство уверенности,сомнение. Из этого перечня ясно,что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях,чем о чувствах в изложенном выше понимании.
Эстетическими называют чувства,связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия,вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов,будь то явления природы,произведения искусства или люди,а также  их поступки и действия. Это понимание  красоты,гармонии,возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются  через эмоции,которые по своей  интенсивности простираются от легкого  волнения до глубокой взволнованности,от эмоции удовольствия до эстетического  восторга.
К.К.Платонов выделяет еще и практические чувства,к  которым относит интерес,скуку,радость,муки творчества,удовлетворение достижением  цели,чувство приятной усталости,увлеченности делом,азарта. Как видно из этого  перечня,большинство названных Платоновым феноменов относится либо к эмоциям,либо к интеллектуальным процессам (понимание  чего-то),поэтому его попытку расширить  список чувств следует признать неудачной.
Нравственными называют чувства,которые переживает человек в связи с осознаванием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности общения с ними,отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества,коллективизма,патриотизма,долга и т.д.
К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма,эгоизма,вражды,зависти,злорадства,ненависти,недоброжелательности и др.
Нравственные  чувства – исторически развившиеся  чувства. Они усваиваются людьми в процессе общественной жизни и  воспитания. В конечном итоге они  определяются общественно-экономическим  строем общества и господствующими  в нем производственными отношениями  между людьми.
Теория  нравственных чувств как основы морали развивалась английскими философами 17 века (Адамом Смиттом,Давидом Юмом,Шефтсбери,Хатчесоном). Главные проблемы,которые возникли в этой теории,следующие: каким образом формируются нравственные чувства и какова их иерархия. Некоторые считали,что нравственные чувства имеют врожденный характер (Шефтсбери). Другие утверждали,что моральные чувства формируются социальной средой,воспитанием и культурой (Мандевиль).
Теория  нравственных чувств сыграла свою положительную  роль в развитии представлений о  структуре морального сознания. Действительно,чувства  играют наиболее фундаментальную роль в морали. Нравственные чувства формируются в раннем детстве,и если они не сформированы в свое время,то уже не формируются никогда. Никакое образование не сможет компенсировать отсутствие нравственных чувств,а без нравственных чувств невозможны ни нравственность,ни мораль. Человек,не испытывающий сострадания к слабым,любви к своим близким,благоговения перед жизнью – способен на любое преступление,его нельзя считать человеком,он хуже животного.
Следует отличать эмоции и чувства. Чувства  – более устойчивые,постоянные образования. Эмоции могут быть мимолетными. Эмоции могут помогать или мешать человеку в принятии решений. Излишняя эмоциональность  иногда является следствием информационного  голода,и наоборот,лишняя информация порождает отсутствие эмоций. Тем  не менее,эмоции выполняют важные функции. Они возникают на базе физиологических  потребностей и постепенно перерастают  в чувства (чувства справедливости,чести,долга,патриотизма,творческого  вдохновения).
 
В.Соловьев в книге «Оправдание добра» построил иерархию первичных нравственных чувств. Он выделяет такие фундаментальные нравственные чувства,как благоговение и поклонение (которые человек испытывает по отношению к высшим сущностям и существам),сострадание (которое он испытывает по отношению к равным себе живым существам) и стыд (возникающий по отшению к собственной животной природе).
Оригинальную  концепцию нравственных чувств проповедовал Н.Федоров,автор «Философии общего дела». Человек – существо вертикальное. Вертикальное положение – восстание против смерти,оно означает сверхживотное требование перестройки всего существования. Если жизнь во времени – это подчинение горизонтальной,причинноследственной связи,то нравственность – это восстание против такой детерминации. Источник появления нравственной детерминации – в отношении к отцам,к умершим предкам,сострадание им,а также раскаяние и стыд. Именно чувства по отношению к умершим являются,по мнению Н.Федорова,первичным источником нравственности.
Таким образом,нравственные чувства –  это эмоциональное отношение  личности к своему поведению и  поведению других людей в зависимости  от его соответствия или несоответствия социальным нормам.
Нравственные  чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла,долга  и чести,справедливости и несправедливости.
Нельзя  обучить нравственности – моральные  правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек – не человек,боящийся  плохого поступка,а человек,испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка. Не угрозы и запреты формируют  нравственную личность; она формируется  в гуманных условиях социального  бытия,в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Любовь как высшая нравственная ценность
Любовь  – исключительно сложный объект для психологического анализа. О  любви сказано очень много  – частотные словари современных  языков свидетельствуют,что это одно из самых употребительных слов. При этом,как отмечают Дж.Каннингем и Дж.Антил, «все сказанное верно хотя бы для кого-нибудь». Кроме того,любовь еще меньше чем какой-либо другой аспект реальности,может быть с достаточной полнотой описана в рамках какой-либо одной науки,ее познание требует  междисциплинарного исследования,включающего в себя данные и приемы не только психологии,но и социологии,биологии,этнографии,истории,искусствоведения и многих других дисциплин.
Если  опросить людей,какие чувства,имеющиеся  у них,они могут назвать,то в  первую очередь будет названо  чувство любви. Философы,психологи,физиологи посвятили ей много страниц в своих работах. Уже в Древней Греции была разработана типология любви: эрос – стихийная и страстная самоотдача,восторженная влюбленность; филия – любовь-дружба,приязнь одного человека к другому; строге – привязанность,особенно семейная; агапе – жертвенная любовь,любовь к ближнему. В настоящее время Д.Ли (Lee,1977) разработал более детальную типологию любви:
 
    Эрос – страстная любовь-увлечение,стремящеяся к полному физическому обладанию; Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, – лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают, способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются
 
 
    Людус – гедонистическая любовь-игра,не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;
    Строге – спокойная,теплая и надежная любовь-дружба; Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением.
 
 
    Прагма – возникает из сочетания людоса и строге – рассудочная,легко поддающаяся контролю; любовь по расчету; Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливом балансе между «давать» и «получать». Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением и желанием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своих потребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний и интересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера. Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимую собственность, заботливо опекаемую. С ней связаны союзы, которые принято называть браками по расчету.
 
    Мания – появляется как сочетание эроса и людоса,иррациональная любовь-одержимость,для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения; Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения.
 
 
    Агапе – бескорыстная любовь-самоотдача,синтез эроса и строге; Это довольно устойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощать и принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовь может существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд на взаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающего их действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность к самообману. Вследствие этого имеет сложный, капризный и противоречивый характер. И, хотя она более склонна к смирению, временами может проявлять бунтарский дух. Иногда человек, имеющий такую форму любви, может принимать радикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым. Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность. Духовное чувство всегда преобладает над физическим.
 
 
Для женщин более характерны сторгические,прагматические и маниакальные проявления люблви,а  молодым мужчинам более свойственна  эротическая и особенно людическая любовь.
В древних философских учениях  любовь выступает как космическая  сила,подобная силе тяготения. Она строящая,сплачивающая,движущая энергия мироздания. Даже движение планет приписывалось любви (спустя несколько столетий Данте писал  по этому поводу: «Любовь,что движет солнце и светила»). Было создано  учение о всемирной «симпатии» вещей  и природных сил. Этот взгляд существовал  вплоть до времен Гете.
Другая  линия разрабатывалась Платоном. В диалоге «Пир» он истолковал любовь как чувственную влюбленность и эстетический восторг перед  прекрасным телом (отсюда – платоническая  любовь) – с одной стороны (это  низшая ступень лестницы духовного  восхождения по Платону),и как обсолютное благо и обсолютная красота – с другой стороны ( это высшая ступень лестницы духовного восхождения человека).
Одно  из основательных рассмотрений аффекта  любви можно найти у голландского философа-материалиста XVII века Б.Спинозы. Согласно его представлениям,любовь к кому-либо возникает вследствие того,что человек,совершивший добрый поступок,доставляет другому удовольствие. Таким образом,любовь у Спинозы – это не обязательно сильное чувство,а просто положительное отношение к другому,благожеланность. Он показал зависимость эмоций любящего от эмоций любимого человека: «Кто воображает,что предмет его любви получил удовольствие или неудовольствие,тот и сам также будет чувствовать удовольствие или неудовольствие,и каждый из этих аффектов будет в любящем тем больше или меньше,чем больше или меньше он в любимом предмете». Любовь порождает желание иметь и сохранять предмет своей любви,доставлять ему всякого рода удовольствие и отрицать все то,что причиняет ему неудовольствие. В свою очередь у любимого возникает ответное эмоциональное отношение: «Если кто воображает,что его кто-лтбо любит,и при этом не думает,что сам подал к этому какой-либо повод… то он со своей стороны будет любить его. Если он будет думать,что подал справедливый повод для любви,то будет гордиться…»
Тема  любви нашла отражение и в  трудах английского философа XVIII века Д.Юма. Он также рассматривал любовь как положительное отношение к человеку,вызываемое его добродетельностью,знаниями,остроумием и прочими достоинствами,но в отличии от Б.Спинозы,считал,что  причиной любви считается не человек,доставляющий нам удовольствие,а сам его поступок.
Пессимиттическая  философия XIX века,ярким представитедем которой является А.Шопенгауэр,стремилась разоблачить любовь. Так,Шопенгауэр утверждал,что любовь между полами есть обман,иллюзия,при помощи которой иррациональная мировая воля заставляет обманутых индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода.
На  рубеже XIX-XX веков З.Фрейд попытался перевернуть платоновскую доктрину эротической любви. Признавая в ней,как и Платон,единую причину соединения половой страсти с духовной жизнью человека,это одухотворение эроса он принимал не за конечную цель,а как обман.переряживание подавляемого полового влечения,названного им либидо.
Э.Фромм (1990) пишет,что «вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двумысленностью  и путаницей,как слово «любовь». Его используют для обозначения  почти каждого чувства,не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно  включает все: от любви к мороженному  до любви к симфонии,от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими,если они «увлечены» кем-то. Они также  называют любовью свою зависимость и свое собственничество. Они в самом деле считают,что нет ничего легче,чем любить,трудность лишь в том,чтоб найти достойный предмет,а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Но вопреки всей этой путанице и принятию желаемого за должное,любовь представляет собой весьма специфическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладает способностью любить,осуществление ее – одна из труднейших задач. Подлинная любовь коренится в плодотворности.и поэтому собственно может быть названа «плодотворной любовью». Сущность ее одна и та же,будь это любовь матери к ребенку,любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами… Это – забота.ответственность,уважение и знание».
Забота  и ответственность означают,что  любовь - это деятельность,а не страсть,кого-то обуявшая,и не аффект,кого-то «захвативший».
Акцентирование  внимания в любви на заботе и ответственности  необходимы Э. Фромму для того, чтобы  обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Не случайно любовь к конкретному человеку, по Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.
Полностью соглашаясь с тем, что слово «любовь» в обыденном понимании подчас теряет конкретное содержание [] и что любовь - не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту Фромма относительно того, что любовь - это деятельность, проявляемая лишь в заботе, ответственности (я бы добавил к ним и такие поведенческие проявления, как нежность, ласку). Все это следствие любви, ее проявление, а не ее сущность. Сущностью же остается чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо.
 
К. Изард пишет: «…Существует несколько  разновидностей любви, однако меня не покидает ощущение, что все они  имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви…» (2000, с. 411). Я полагаю, что одним из главных признаков этого чувства, «красной нитью» проходящего по всем видам любви, судя по данным ряда авторов (Bowlby, 1973; Ainswort, 1973; Hazan,Shaver, 1997), являются сердечность (warmth) и привязанность (attachment) к объекту любви. Сердечность проявляется в объятиях, поцелуях, ласкании, а привязанность - в устойчивой потребности в общении с данным человеком, в близости с ним.
Хотя  эти два параметра любви (присущие в какой-то степени и дружбе, и особенно влюбленности) взаимосвязаны, в то же время они функционируют автономно, что связано с наличием для каждого из них различных нейрофизиологических систем.
Очевидно, что быть привязанным ко всем людям  невозможно, поэтому любовь - это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным. С этой точки зрения «любовь» учителя к учащимся, врача к больным - это в большинстве случаев не более чем декларируемая абстракция, отражающая проявление интереса, эмпатии, уважения личности, но не привязанности. Ведь привязанность - это чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому- или чему-нибудь.
Имеются и другие крайние взгляды на любовь. П. В. Симонов (1962), правильно утверждая, что любовь - это не эмоция и что в зависимости от обстоятельств она порождает разные эмоции, без всяких серьезных оснований свел ее к потребности. «Любовь - это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества», - пишет он (с. 10). Не относя любовь к чувствам, своим утверждением, что «любовь неправомерно относить к разряду эмоций» (там же), он дает основание полагать об исключении им этого чувства вообще из эмоциональной сферы человека. Конечно, в чувстве любви, особенно в ее острой стадии - влюбленности, присутствует влечение, которое является разновидностью потребности, но сводить любовь только к последней - значит сильно упростить этот феномен.
Выделяют несколько разновидностей любви. Так, говорят об активной и  пассивной формах любви; в первом случае любят, а во втором - позволяют  себя любить. Подразделяют кратковременную  любовь - влюбленность и длительную - страстную любовь. Э. Фромм, К. Изард  и другие говорят о любви родителей  к своим детям (родительская, материнская  и отцовская любовь), детей к  своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая  любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу. Говорят также о взаимной и  неразделенной любви.
Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при  обострении переживания этого чувства (сентиментальности) - в нежности и  ласке. Какие эмоциональные переживания  сопутствуют человеку при проявлении им нежности и ласки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, практически не поддающееся осознанному  анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, который тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что у человека возникает  что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.
Сексуальная любовь. Э. Фромм дает следующее абстрактное определение  этой любви: это отношение между  людьми, когда один человек рассматривает  другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с  ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним  свои собственные интересы и устремления  и, что весьма существенно, добровольно  духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно  обладать им.
Р. Стернберг (Sternberg, 1986) разработал трехкомпонентную теорию любви. Первая составляющая любви - интимность, чувство близости, проявляемое  в любовных отношениях. Любящие чувствуют  себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость  по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов.
Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они  состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными  чувствами (раздражением, гневом) возникающими во время ссор по пустякам, а также  страхом быть отвергнутым. 

Вторая составляющая любви - страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в  отношениях. Хотя половые отношения  здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется  потребность в самоуважении, потребность  получить поддержку в трудную  минуту. 

Между интимностью и страстью соотношения  не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть  предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость - страстью. Важно при  этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением. 

Третья составляющая любви - решение-обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный  и долговременный аспекты. Кратковременный  аспект отражается в решении о  том, что конкретный человек любит  другого, долговременный аспект - в  обязательстве сохранять эту  любовь («клятва в любви до гроба»). 

И эта составляющая не однозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные  комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 1).
 
 
 

и т.д.................


Вид любви

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.