Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие теории социальной работы в 20 веке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования
«Омский государственный  технический университет»
Факультет гуманитарного  образования
Кафедра социологии, социальной работы и политологии
 
 
 
 
 
 
 
 
Развитие теории социальной работы
в 20 веке
 
 
 
 
 
                                                        Выполнила: студентка
                                                                      гр. ЗСР-517
                                                                       Утенко МН.
                                                  Проверила: преподаватель
                                                                   Савченко Т.В.
                                           
 
 
Омск – 2012
Содержание:
 
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Становление теории  социальной работы………………………………………..4
2. Оформление теории  социальной работы до 1920 года…………………………6
3. Теоретические подходы  к теории социальной работы в 1921-1930 годах…..10
4. Теория социальной работы в 1945-1960 годах………………………………...16
5. Теория социальной  работы в 1961-1970 годах………………………………...18
6. Теоретические проблемы  социальной работы в 1970-1990 годах……………21
Заключение………………………………………………………………………….24
Литература…………………………………………………………………………..25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Социальная работа как  теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет  глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные  принципы реагирования на изменения  в жизненном сценарии индивидуума. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы помощи и поддержки нуждающихся. Христианская парадигма знания предложила свои подходы к социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Впоследствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям. Деятельность добровольных помощников современного западного мира позволяет формулировать новые принципы помощи нуждающимся, формировать методы поддержки и защиты на различных уровнях.
Теоретические подходы  той или иной школы могут использоваться в социальной работе и в своей целостности. В этом случае сама практика вырабатывает те или иные принципы присвоения, если парадигма того или иного теоретического подхода состоит из нескольких базовых концепций. Таким образом, теория социальной работы, пройдя определенный социально-исторический путь развития сегодня, представляет собой самостоятельную разновидность научного знания, имеющего общезначимую ценность.1
 
 
 
 
 
 
1. Становление теории социальной работы
 
Научный этап становления  социальной работы был связан со многими  факторами его эволюции, и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно  изменились во многих странах к началу ХХ века. Какие же причины приводят к изменению парадигмы социальной помощи? Основными причинами являются следующие:
    разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;
    урбанизация и индустриализация;
    увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек.
Это основные причины, повлиявшие на эволюцию социальной работы в целом. Каковы же макро-, мезо- и микрофакторы эволюции в начале ХХ века, приведшие  к существенному изменению процесса помощи и становлению теории и практики социальной работы?
Макрофакторы эволюции:
    промышленная революция начала века;
    изменения социальной политики в области прав человека и его защиты;
    организация системы социального страхования для больных и престарелых.
Мезофакторы эволюции:
    смещение акцентов помощи с материальных на обучение клиентов самостоятельно решать свои проблемы;
    изменение практических интересов социальных работников, переход от классовых интересов в направлении к личности клиента,
Микрофакторы эволюции:
    концентрация внимания социальных работников “на работе со случаем”;
    обоснование и внедрение в практику психоаналитических подходов со случаем;
    становление техник и методов индивидуальной работы, где деятельность социального работника строится на основе запросов клиента.2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Оформление теории социальной работы до 1920 года
 
Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты  феминистками во многих странах мира – Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США.
Но наибольших успехов  в области теоретических исследований добивается M. Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной работы. Ее подходы формировались на основе медицинских подходов, бихевиористической школы психологии, психоанализ З. Фрейда.
Одной из первых книг M. Ричмонд в области теории социальной работы является фундаментальный труд “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях”. Помощь и поддержка нуждающихся осмысляется как некая дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. Однако воздействие направлено не только на нуждающегося, но и на изменение социального окружения, негативно относящегося к людям, испытывающим бедность и нищету.
В начале ХХ века получает распространение идеология индивидуального  подхода к нуждам клиентов, которая  находит применение в различных  областях социальной работы: медицинской, консультирования в области трудовых отношений, по проблемам пенологии (науки о наказаниях в тюрьмах), детского попечительства. К этому времени в практике социальной работы оформляются следующие принципы индивидуальной работы:
Причины неумения человека приспособиться к окружающей среде  вызваны экономическими и социальными факторами.
Люди реагируют на социальные явления, используя личностные ресурсы: биологические и интеллектуальные.
Люди, независимо от социального  статуса, имеют чувство собственного достоинства, они достойны уважения.
Установление правильного  диагноза сопровождается изучением отдельной проблемы в качестве индивидуальной. Необходимо исследовать различные стороны жизни клиента: социальные, экономические, семейные, интеллектуальные.
В процессе анализа фактов с клиентом должны быть установлены  дружеские отношения.
После установления диагноза социальный работник формулирует план лечения и знакомит с ним клиента. Доброта и дружелюбие - необходимое  условие выполнения поставленных целей.
В 1917 году выходит книга  “Социальные диагнозы”, в которой M. Ричмонд были описаны теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В “Социальных диагнозах” суммируется предшествующий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работе.
Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы лечения больных, M. Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как “диагноз”, “лечение”, “клиент”, но с новым семантическим значением. В последствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как “медицинская модель” индивидуальной работы.
Выделив общественные и  личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, она считала, что социальная работа – это “искусство помощи”, своеобразно охарактеризовав процесс взаимодействия социального работника и клиента “как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации”.
Согласно ее концепции, интервенции со стороны социального работника могли осуществляться директивным и недирективным лечебным методом. “Директивное лечение” осуществлялось в непосредственном взаимодействии – “ум на ум”. Однако под этим M. Ричмонд понимала сложную процедуру взаимодействий, которые включали в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента в решении его собственных проблем. Доминирующими техниками в этой связи должны были выступать внушения, убеждения, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, честность, участие.
“Недирективное воздействие” – косвенный метод лечения  состоял в том, что процесс  помощи сосредоточивался на окружении  клиента, на изменении среды его обитания.
В процессе взаимодействия с социальным работником клиент должен был получить объективную картину  своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих социальное функционирование.
Вместе с тем в  этой книге впервые были обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые состояли из следующих основных этапов:
    получение информации;
    диагноз (исследование состояния социального отклонения);
    прогноз (предположение перспективы улучшения);
    лечение (оказание помощи клиенту).
В индивидуальной работе с клиентом в “Социальных диагнозах” намечаются отход от методов моральных  убеждений и альтернатив и  переход к методам воздействия  и социально-психологического взаимодействия. Впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.
Принципы индивидуального  подхода, разработанные M. Ричмонд, получают рекомендации Христианского общественного союза не только для работы с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов “с различными культурными и жизненными стилями”. Разработанные принципы начинают применяться в работах с группами и в сообществе.
Теоретические подходы M. Ричмонд имели большое значение не только для практики, но и для развития ее теории. Теоретическое осмысление личности в ситуации, актуальных проблем социального взаимодействия в обществе дали толчок к развитию “помогающей науки”. Прикладная теория базировалась на реальных фактах, которые получали оценку в системе научной рефлексии, тем самым начинали формироваться контуры будущей специфики теории познания в социальной работе.
“Социальные диагнозы”  стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что, в свою очередь, послужило началом новой эры развития индивидуальной социальной работы. Grace Macus, через 20 лет после публикации этой книги, высказал следующее о M. Ричмонд и ее книге:
“Это явилось выдающейся школой, которая занималась исследованиями тех аспектов, которые противостояли искушению схоластических обобщений, и которые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали решению определенных проблем. Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципе индивидуализации в процессе изучения и обучения основам теории и практики индивидуальной социальной работе”.
 
 
 
 
 
 
 
3. Теоретические подходы к теории социальной работы
в 1921-1930 годах
 
В эти годы происходит “проникновение” психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. “Новая психология” представленная следующими школами: бихевиористской, Адлера, фрейдистской, Юнга, Thomas View, - находит отражение в теории и практике социальной работы.
В социальной работе этого  периода актуализируются и получают интерпретацию такие феномены, как  наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость-неразвитость интеллекта. Психология и психиатрия становятся объяснительной базой ситуаций жизненного мира клиента. Так психология развития, теория З. Фрейда явились для социальной работы объяснительными парадигмами поведенческих симптомов, дали возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки. Социальный бихевиоризм оказал влияние на изучение социальной истории клиента в социальной работе.
Несмотря на то, что концепции “лечения” в социальной работе играют доминирующую роль, наряду с ними получают распространение концепции “интервенций”. “Социальная история клиента” и “лечение” стали доминантами в методе индивидуальной работы, социальными стандартами в помогающем процессе социальных работников.
В помогающем процессе начинают выделять следующие обязательные интерактивные  элементы:
1) использование ресурсов;
помощь клиенту в  понимании его проблем;
помощь клиенту в  развитии способности “работать  на свои внешние социальные программы”.
В концепциях “лечения”, диагностических подходах намечаются существенные изменения.
В 20-х годах M. Ричмонд реформирует метод индивидуальной работы, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, а это позволяло интропсихические процессы анализировать в контексте социальных проблем. Психоанализ расширял представление о диагнозе и давал научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что особенно было важно для социальных работников. Окружающая среда, в которой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой научной схеме и логике.
С 1922 года M. Ричмонд разрабатывает принципы “Социальной индивидуальной работы”, где помимо прежних подходов, “ум на ум”, получают развитие другие, такие как “индивидуальное развитие”, “регулирование человеческих отношений”. В центре внимания оказались объективные факторы, с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и акций улучшения функционирования клиентов состояли из процессов развивающих личность, регулирующих социальное окружение.
В этих подходах личность представлялась как совокупность биологических  факторов и факторов развития, связанных  отношениями с другими людьми и с самопредставлениями клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений  с другими людьми, поскольку это обусловлено многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.
Помимо разработки моделей  взаимодействия на основе психоаналитической теории, определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые M. Ричмонд называла принципами ментальной гигиены. Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника. Эти принципы включали следующие положения:
    симпатизировать клиенту;
    отдавать ему предпочтение;
    поощрять его;
    строить с ним совместные ясные планы действий.
С теоретической деятельности M. Ричмонд начинает оформляться определенный подход, школа социальной работы, которая получила свое название как диагностическая школа, диагностический подход в социальной работе.
Дальнейшее осмысление и развитие индивидуального подхода в этот период намечается в работах V. Robinson и J. Taft.
V. Robinson намечает новые перспективы  в методе индивидуальной работы. Она предлагает в центр внимания  поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта и процесс помощи строить на основе данных доминант. Большое внимание в практическом взаимодействии социального работника и клиента уделяется прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, ценностям.
Ставится вопрос о принципах  общения клиента и социального  работника, где проблемы понимания  запроса клиента играют ведущую  роль в процессе построения и оказания помощи.
Другой подход в развитии теории и практики социальной работы мы наблюдаем в направлении, которое получило свое название как функциональная школа социальной работы. Идеологами данного направления выступали О. Rank и J. Taft. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы О. Rank. Отталкиваясь от идей З. Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (клиент их получил при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника становится неизбежной независимо от различных социальных условий. Представители данного направления концентрируют свое внимание на процессе оказания помощи, проявляя значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене - вот те доминанты, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенным моментом в деятельности представителей данной школы являются отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Процесс становится ведущим понятием, базисом научной рефлексии, вокруг которого формируется понятийное поле данной школы индивидуальной работы. В центре внимания данного метода не определенный контракт личности, а процесс, который возникает между социальным работником и клиентом. Существует допущение о наличии позитивных доминант, на базе которых можно строить процесс помощи. Эти доминанты выступают для социальной работы как аксиомы, не требующие верификации, что позволяет процессу интеракций выступать проблемным полем и “местом теоретических битв”.
Функциональная школа  в основу своего теоретического построения поставила не диагноз, а процесс  взаимодействия социального работника  и клиента утверждая, что наиболее важным во взаимодействии социального  работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронических подходов, “здесь и теперь”, когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае устанавливаются другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.
В 1928 году на Милфордской  конференции социальных работников были определены основные аспекты индивидуальной работы с клиентом:
    знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни;
    использование знания норм человеческой жизни и человеческого общения;
    ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении;
    применение общепринятых методов изучения и помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке;
    использование средств и ресурсов местной общины в социальном лечении;
    применение научных знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода;
    понимание философских основ, определяющих цели, этику и особенности индивидуального подхода в социальной работе;
    соединение вышеупомянутых аспектов в единой системе социальной работы;
    оформление теории социальной работы в 1930-1945 годах.
В данный период происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школе, оформляются научные дискуссии  о приоритетах в методах поддержки  нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в коммьюните.
Дальнейшее развитие диагностических подходов связано  с деятельностью G. Hamilton, которая  расширяет понятие диагноза и  дает его новую трактовку сообразно  тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется, и он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступал в качестве модели, которая давала представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволило G. Hamilton увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику.
Ситуационный подход в диагностической школе внес две стратегии: развитие предвидения  и психологической поддержки. Развитие предвидения у клиента диагностическая школа видит как приоритетное направление, так как оно позволяет освобождаться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяет социальному работнику эффективно осуществлять интервенции. Применяя элементы психоанализа, социальные работники используют возможности памяти и конфликта, чтобы вскрыть области сознательного и доступные области предсознательного.
Психологическая поддержка  направлена на обретение уверенности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие аспекты поведения клиента. Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:
    применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;
    повышение действенности применительно к случаю;
    определение процедур поддержки в самой модели.
В данный период оформляется  полемика между диагностической  и функциональной школой о приоритетах в методах поддержки.
Golstein дал характеристику  данным двум направлениям индивидуальной  социальной работы. По его мнению, функциональная школа базировалась  на психологии развития и философии  экзистенцианализма. Предшествующие  события не играли важной роли, социальный работник выступал как помощник и фасилитатор, презентирующий взаимоотношения, повышающий и развивающий скрытый потенциал клиента. Диагностическая школа в центре обмена поставила не клиента, а социального работника и ряд процедур: диагностику проблемы, предписания, план лечения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Теория социальной работы в 1945-1960 годах
 
Развитие теории социальной работы в данный период происходит в контексте дальнейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами.
В 1957 году выходит книга F. Biestek, где осмыслялись взаимодействия социального работника и клиента. Взаимодействия в методах индивидуальной работы им представлялись как система динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение саморегулирования и развития.
F. Biestek идентифицировал  основные принципы взаимодействия  социального работника с клиентом:
    индивидуализация;
    открытость в выражении чувств;
    контроль над эмоциональным развитием клиента;
    дедирективность в отношениях;
    развитие самостоятельности;
    конфиденциальность.
Метод индивидуальной работы получает свое дальнейшее развитие и  на уровне оформления практической теории.
Helen Harris Perlman синтезировала  подходы диагностической и функциональной  школы, предложив в качестве  новой модели индивидуальной работы “метод решения проблем”. Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подход были синтезированы и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.
Основные подходы Helen Harris Perlman основываются на том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, она предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к функционированию, расширять личностные ресурсы. Существенными понятийными доминантами в ее теоретических подходах становятся такие понятия, как место, проблема, процесс, ресурсы.
Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид  не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование. Под процессом – повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в особом направлении проблемы клиента.
Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента. Последовательность действий можно представить в следующем виде:
    выпуск отрицательной энергии, снятие беспокойства, защита и помощь в формировании положительной мотивации, поддержка;
    снятие эмоциональной блокады;
    рационализация проблемы (социальный работник совместно с клиентом формулирует новое понимание проблемы, формирует отношение к ней, устанавливает, что явилось проблемой и что определило его выбор и последующие действия);
    социальный работник находит совместно с клиентом доступные и благоприятные возможности и ресурсы, которые помогают в решении его проблем и которые соответствуют его среде и его эффективным ролям.
По сути дела, на уровне техники процесс взаимодействия социального работника и клиента сводился к таким основным процедурам:
    идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали;
    взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительного понимания проблемы;
    сбор и анализ информации;
    составление плана взаимодействия, его реализация и его эволюция.
 
 
 
5. Теория социальной работы в 1961-1970 годах
 
Теория социальной работы в эти годы начинает оформляться  как направления различных международных  школ в рамках единого информационного  и идеологического профессионального пространства.
Германия:
    социальная работа является активной составной частью социальной системы ФРГ. В этом заключается основное положение и требование к социальной работе;
    социальная работа в широком смысле подразумевает все социальные потенциалы отдельных организационных служб и учреждений, созданных на приватной или государственной основе. Сюда же относится и структура социального управления;
    социальная работа входит в систему не пассивно, но должна активно содействовать осуществлению идеи социального государства в социальную реальность.
В свою очередь, социальная реальность характеризуется даже в  развитом социальном государстве наличием многоплановых социальных проблем. Но также многоплановыми являются и  социальные активаты (потенциалы) на приватном (частном), добровольческом (общинном), коммунальном (местном) и государственном уровнях.
В 60-е годы развернулась дискуссия об общественном вкладе социальной работы. Критика касалась как индивидуализированных  подходов к помощи в отдельных случаях и к педагогическим концепциям в групповой социальной работе, так и гармонизирующих стратегий в работе общины.
Дискуссии о так называемой “новой предметности” в социальной работе сконцентрировались на целях, предмете, институционных и политических рамках социальной работы и на ее общественном вкладе.
Классические методы были несколько потеснены за счет накопленного психологического опыта  и приемов. Набор технологий социальной работы и социальной педагогики увеличился посредством диагностических и лечебных методов и был расширен за счет терапевтической работы.
С целью структурирования рабочих процессов наряду с единовременной помощью использовались методы краткосрочного лечения/кризисного вмешательства, метод  поддерживающего долговременного  контакта и все в большей мере концепции системно ориентированной работы с семьей.
США
Развитие теории социальной работы данного периода развивалось  по трем направлениям:
    теоретическое развитие традиционных методов;
    развитие комплексных подходов, объединяющих теорию и практику в единую парадигму;
    развитие подходов к специфическим группам клиентов.
Развивая концепции  диагностических и функциональных подходов, F. Hollis, R. Smalley предложили концепцию  приближения. Выделив пять теоретических  концептов: оценка, личность в ситуации, процесс, взаимоотношения и интервенция, - они сформулировали свою систему взглядов на основе теоретических подходов теории систем и теории коммуникации. В последствии они распространили свои подходы не только на теорию индивидуальной работы, но и теорию групповой работы и работу в коммьюните.
G. Konopka, H. Northen, M. Ross, R. Perlman и другие начинают искать единые  подходы, позволяющие осмысливать  практические теории индивидуальной, групповой работы и работы  в коммьюните в контексте общенаучной парадигмы. Дискуссии, которые развернулись в данный период, позволили наряду с такими категориями, как “лечение”, “диагноз”, перевести частные определения, такие как “оценка” и “интервенция”, в разряд общепринятых понятий, определяющих сущность помогающего процесса.
 
В данный период получают развитие работы по теории практической социальной работы, которые освещают аспекты подготовки специалистов, формулируют  базовые подходы к необходимым  умениям и навыкам, объясняют  связь теории и практики. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции, процессы индивидуализации, и другие.
Именно в этот период начинают формироваться интегративные  подходы, к теории и практике социальной работы. В теории и практике социальной работы адаптируются подходы, разработанные в транзактном анализе, рациональной терапии, в методах модификации поведения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6. Теоретические проблемы социальной работы
в 1970-1990 годах
 
Дальнейшее становление  социальной работы как научной теории пошло по четырем основным направлениям:
    теория индивидуальной работы;
    теория групповой работы;
    теория общинной работы;
    теория социального администрирования и планирования.
Особенностью теоретической  парадигмы социальной работы данного  периода является то, что научные  школы различных стран предпринимают  попытки найти свои методы поддержки  нуждающимся, определить национальные доктрины социальной работы. В этом отношении интересны подходы к теории социальной работы в таких странах, как Германия, Канада, Скандинавские страны.
Германия
В 70-е годы социальная работа в общине определялась концепцией сопричастности.
Методы понимались уже не только как структурированные виды помощи в работе с клиентом, но также и как форма самопомощи, которая делает возможной разработку проблемы с учетом собственной ответственности клиента.
Самовоздействие рефлексировалось в группах самостоятельного опыта, психодрамы и гештальттерапии, а также в новых формах альтернативной супервизии с учетом конкретной ситуации. Все это позволило развить новые формы кооперации “социальный работник – клиент”.
Вновь открытое понятие  “социального” в социальной работе и критика медико-попечительской парадигмы способствовали возникновению новых вопросов относительно методических концепций (технологий). В концепции “Ведение диалога” преодолевались индивидуалистические ориентации и проблемные обоснования в случаях предоставления единовременной помощи. Модель жизненного пространства была введена как относительная система, а диалог использовался как средство экологической разработки конфликта. Таким образом, цель преобразовательных процессов в социальной работе состоит не в приспосабливании клиента к своим жизненным обстоятельствам, но в эмансипации его индивидуальных и социальных наклонностей.
Развивающиеся на этой основе комплексный подход к решению  проблемы, концепция социально-педагогического  воздействия,
 стратегия вмешательства и формирующаяся теория действия, объединяющая в себе проблемные и технологические подходы, стали новыми важнейшими вехами на пути раз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.