Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация работы с обращениями граждан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая работа
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ  ГРАЖДАН
 

Специальность: документоведение
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 

Введение
Глава 1. Определение понятия «обращения граждан» и их виды
1.1 История становления института  обращений граждан в Республике  Беларусь
1.2 Понятие «обращения граждан», и их классификация
Глава 2. Организация делопроизводства с обращениями граждан
2.1 Правила организации приема  и первичной обработки, порядок  рассмотрения и принятия решений  по обращениям граждан
2.2 Ведение делопроизводства по  обращениям граждан на примере  учреждения социальной защиты  «Территориальный Центр социального  обслуживания населения»
Заключение
Список использованных источников и литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
 

Во все времена органы государственной  власти и управления особое внимание уделяли организации взаимоотношений  с населением. Еще в древности государственная власть и ее исполнительно-распорядительные органы стремились заручиться поддержкой жителей находившихся в их управлении территорий и административно-территориальных образований.
Право граждан на обращение в  государственные органы гарантирует  статья 40 Конституции Республики Беларусь. Кроме того, обращения являются одной  из важнейших форм реализации гражданами своего права на участие в управлении делами государства, закрепленного  в статье 37 Конституции Республики Беларусь.
Каждое письмо и устное обращение  является показателем нужд, запросов и настроений народа. Обращения граждан  представляют собой один из главных  источников выражения общественного  мнения; это своеобразный диалог между  гражданином и государством.
Обращения, как реализация конституционного права граждан, будут всегда актуальны, так как они являются важным источником информации, полезной для решения  государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан  к органам государственной власти.
Цель работы – выявить особенности  организации работы с обращениями  граждан
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить этапы становления института  обращений граждан в Республике Беларусь;
дать определение понятие «обращения граждан» и их виды;
определить процесс организации  делопроизводства по обращениям граждан;
определить порядок ведения  делопроизводства на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр  социального обслуживания населения  г. Полоцка» Объединить в одну задачу и добавить недостатки и пути их решения.
Теоретическую базу исследования составили:
нормативная правовая база Республики Беларусь по обращениям граждан;
периодические издания;
исследования в области организации  работы с обращениями граждан
Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закрепляет определения понятий  «обращение» и виды обращений [1].
В Положении о порядке ведения  делопроизводства по обращениям граждан, в значительной степени учтен  положительный опыт ведения делопроизводства по обращениям граждан, накопленный  в предыдущие годы [2].
Периодика представлена статьями А.Е. Рыбакова, Э.Н. Давыдовой, Д.Г. Нилова, в которых освещены общие требования к ведению делопроизводства по обращениям граждан, порядок рассмотрения обращений граждан, вопросы регистрации, назначения ответственных лиц за ведение делопроизводства по обращениям граждан, и порядка хранения обращений. Раскрываются вопросы, связанные с проблемами классификации обращений граждан в государственные органы, историей развития и современным состоянием правового регулирования права граждан на обращения. В частности, рассматривается история становления указанного права в Республике Беларусь, начиная с нормативных актов ХV века и до нашего времени [14].
Работа с обращениями граждан  в 20-е годы ХХ века подробно описана  в учебном пособии Т.С. Оскерко «Разрешите обратиться? Работа с обращениями граждан» [12].
Кроме того, для анализа делопроизводства по обращениям граждан на примере  учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения г. Полоцка», использовались действующие организационные документы  учреждения, такие как устав и  инструкция об организации работы с  обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических  лиц, обращениями граждан, рассматриваемых  по принципу работы «одно окно», книгой замечаний и предложений.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава посвящена  истории становления обращений, раскрывается их классификация.
Во второй главе описывается  порядок работы с обращениями  граждан, а именно их прием, первичная  обработка, порядок рассмотрения и  принятие решений. В третьей главе  проводиться анализ делопроизводства на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального  обслуживания населения г. Полоцка».
 

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ  «ОБРАЩЕНИЯ ГРЖАДАН» И ИХ ВИДЫ
 

1.1 История становления  института обращений граждан  в Республике Беларусь
 

В качестве одной из гарантий защиты прав и свобод граждан и участия  их в решении государственных  дел Конституция Республики Беларусь называет институт права граждан  на обращение в государственные  органы. Согласно статье 40 Конституции  каждый гражданин имеет право  направлять личные или коллективные обращения в государственные  органы. [7, с. 8]
Становление института обращения  граждан в государственные органы имеет в Республике Беларусь многовековую историю. Условно можно выделить три этапа:
досоветский — с первых упоминаний права граждан на обращение в  нормативных актах до Октябрьской  революции 1917 г;
советский — период с момента  победы Октябрьской революции до распада СССР;
постсоветский (современный) — период с момента распада СССР по настоящее  время.
Наиболее раннее упоминание о праве  граждан на обращение в государственные  органы закреплено в Судебнике Казимира 1468 года. Так, статья 21 Судебника дает право жаловаться самому великому князю, если кому-то «сталася кривда» в результате «порубов» или «наездов». [7, с. 8]
Дальнейшее развитие право граждан  на обращение получило в общеземском привилее великого князя Жигимонта Казимировича 1506 года, в статье 8 которого закреплялось право всех подданных направлять свои «законные петиции» великому князю. В качестве одного из оснований их принятия в привилеях Бельском 1564 года и Виленском 1565 года указывались «челобитные».
Важную роль в закреплении права  граждан на обращение сыграли  статуты Великое княжество литовское (далее - BКJI.) [7, с. 8] Например, в статье 1 раздела 6 «О судьях» Статута BКJI 1529 года говорится, что воеводы и старосты, маршалки и державцы дошкны «судить наших подданных» по законам, «которые мы дали всем подданным нашего Великого княжества». Если же какой-либо из тяжущихся сторон показалось бы, что ее судили не по этим законам, то она имела право жаловаться на такого «врадника» самому великому князю или панам радным .
В Статуте BКJI 1566 года также закрепляется право жалобы. Однако если ранее жалобы носили административный характер, то теперь они могли рассматриваться как в административном, так и в судебном порядке. Связано это с тем, что Статут ВКЛ 1566 года наметил первые шаги по отграничению судебной власти от исполнительной. В соответствии со Статутом ВКЛ 1566 года образовывались независимые от администрации поветовые земские суды и специальные земельные подкаморские суды.
Статут BКJI 1588 года развил и уточнил положения Статута 1566 года относительно права на обращение. В документе 19 раз употребляются термины «жалобщик» и «жалоба».
Рассматривая Статуты BКJI 1529, 1566 и 1588 годов, следует отметить, что термин «жалоба» используется в них как многозначное понятие. Под «жалобой» понималось обращение в суд или в иной государственный орган лица с заявлением, иском, жалобой по причине причинения вреда, совершения преступления, а также подачи апелляции на решение нижестоящего суда. [7, с. 8]
Наиболее древними из известных  документов по обращениям граждан являлись челобитные (происходит от словосочетания «бить челом» низко кланяться).
В XV-XVЙЙЙ вв. в ВКЛ, основу которого составляли белорусские земли, челобитными  назывались прошения, подаваемые в  вышестоящею инстанцию низшими  сословиями, так называемым тягловым населением. Однако «били челом» королю и великому князю и представители привилегированных сословий (шляхта, бояре, дворяне) и даже высшая знать – паны-рада, входившие в состав правительства. Принимаемые на основании челобитных решения фиксировались в великокняжеских привилеях (привилегиях). Сохранившиеся в архивах документы того времени дают немало примеров, когда на основании челобитных феодалам жаловались земельные владения вместе с проживавшим в них населением.
Однако не только челобитные ограничивался  состав документации по обращениям граждан  того времени. На вальных сеймах королю и великому князю по различным  вопросам подавались от имени всего  Великого княжества Литовского, отдельных  земель, воеводств, поветов, должностных и частных лиц. Они излагались письменно и составляли рейстр или цедулу. Решения по просьбам депутатов великий князь формировал в отказах (ответах). Просьбы и отказы включались в сеймовые ухвалы и во многих случаях, таким образом, приобретали статус законов. [4, с. 42]
Законодательство XV-XVЙЙЙ вв. уделяло внимание не только порядку подачи обращений в вышестоящие инстанции, но и ведению делопроизводства по ним. Закон требовал, чтобы при написании дела писари вносили в специальные книги только самое главное и добавляли все, что желали стороны, заявившие письменное ходатайство. Выписки по делу также должны были быть конкретными, чтобы «обширностью писания исполнение людям не затруднялось» (Статут ВКЛ 1588 г. / Разд. ЙV, арт. 4, 103. Мн., 1989). [4, с. 43]
После вхождения белорусских земель в состав Российской империи на них  распространилось российское законодательство, в том числе и об обращениях граждан. [7, с. 9]
В период Российской империи обращения  составляли отдельную группу документации, получившей название «просительской». По указу Екатерины ЙЙ с 80-х гг. XVЙЙЙ в. было предписано «вместо челобитен подавать жалобницы или прошения».
Вся просительская документация была представлена четырьмя видами документов: прошениями, жалобами, доносами, отзывами. Наиболее распространенным видом были прошения, которых насчитывалось 12 разновидностей (тяжебные, исковые, встречные, мировые). Прошения, подаваемые в присутственные места, адресовались на имя императора. Ошибка в написании императорского титула делала документ недействительным, вследствие чего прошения часто писались на бумаге с заранее отпечатанным в типографии титулом.
Жалобами назывались прошения, подаваемые в высшие учреждения по поводу несправедливых решений или действий низших учреждений. Доносы представляли информацию о преступлениях, злоупотреблениях или проступках. Отзыва использовались в судопроизводстве и имели значение апелляционных  документов.
Тексты прошений и жалоб излагались по пунктам, в первом из которых указывалась  причина написания документа, в  последующих – «само дело», в  конце документа приводилась  «просьба». [4, с. 44]
Манифестом от 1 января 1810 года Александр 1 учредил Государственный совет, в состав которого входила комиссия прошений, которая рассматривала  три вида обращений: жалобы, прошения наград и милостей, проекты. Указом от 21 марта 1890 года Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых. [7, с. 9]
В середине XIX века право ходатайствовать  «о прекращении местных злоупотреблений» или об «устранении неудобств, замеченных в местном управлении» непосредственно  перед его Императорским Величеством  имело только дворянство. Другие группы населения таких прав не имели. Поэтому  возникала необходимость в структурах, занимающихся исключительно рассмотрением  просьб, жалоб и прошений.
В итоге были учреждены Отдел  прошений, Комиссия прошений, Канцелярия Его Императорского Величества по принятию прошений, а в качестве исполнительного  органа при военном министре - общая  Канцелярия. В задачу последней входило  представление на решение военного министра «силою законов все затруднения, проистекающие не от недостатка или  неясности закона или постановления, но собственно от недоразумения местных  исполнителей военно-сухопутного управления».
В 1869 году в Своде Военных Постановлений  было особо оговорено, что «делопроизводство  по частным просьбам», поступающим  на имя военного министра, поручается лицам из числа состоящих в  распоряжении самого министра. Круг обязанностей этих лиц явился своего рода основой  для образования Особой комиссии, позже выросшей в Особую канцелярию для приема посетителей и разбора  просьб, подаваемых военному министру.
Комиссия занималась в основном жалобами на неправильное назначение дополнительно выделяемых от ведомств или предприятий эмеритальных пенсий или неправильный отказ в назначении таких пенсий, а также вопросами, касающимися гербового сбора, назначения единовременных пособий, наград и милостей [10].
До 1905 года прошения подавались строго по сословному признаку. В соответствии с Указом императора Николая II от 18 февраля 1905 года право подачи прошений было предоставлено всем гражданам  России [5, с.85-87]. Вместе с тем, в отличие  от других политических прав и свобод подданных Российской империи, право на обращение еще не стало их конституционным правом, поскольку в тексте Основных государственных законов, утвержденных императором 22 апреля 1906 года оно не было закреплено. [7, с. 9]
Октябрьская революция 1917 года повлекла за собой значительные изменения  в системе работы с обращениями  граждан. В частности, была отменена такая разновидность документа, как прошение. В практику документирования вошли новые виды документов, отражавшие специфику революционных преобразований, например «заявление», выражающие право «заявлять», а не «покорнейше просить». [4, с. 44]
После Октябрьской революции все  ранее действовавшие правила  по работе с прошениями были отменены. [7, с. 9]
В послереволюционный период институт обращений по инстанциям реализовывался в различных формах. К примеру, его выражением стали «ходоки  к Ленину», обеспечивавшие в свое время высшему руководству обратную связь с населением [10].
Работа с обращениями граждан  в 20-е годы XX века велась следующим  образом. Поступающие обращении должны были вскрывать проявления бюрократизма и привлекать к борьбе с ними органы партийно-государственного контроля. Большинство жалоб не относились к указанным вопросам об устранении неполадок в работе госаппарата, как рассчитывали инициаторы данного органа. Поэтому несмотря на отдельные достижения в работе Бюро жалоб оставалось много нерешенных вопросов, перед Бюро ставились новые задачи. Процесс их становления и перестройки растянулся на несколько лет. В 1924 г. даже вставал вопрос ликвидации Бюро жалоб при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР (далее НК РКИ).
Порядок работы местных бюро жалоб  в каждой республики определялся  особо. В 1921 г. были подготовлены циркулярные  письма Президиума Верховного Центрального исполнительного комитета о порядке  подачи жалоб и заявлений, в которых  более точно и конкретно определяются права и обязанности Бюро жалоб, в том числе и местных. В  сентябре 1921 г. на имя заведующего  Бюро жалоб при НК РКИ БССР поступила  докладная записка заведующего  Бюро жалоб НК РКИ СССР с проектом Положения о Центральном и  Местных Бюро жалоб РКИ Белоруссии. На его основании в 1922 г. было разработано  Положение о Бюро жалоб при  НК РКИ Белоруссии, а также Положение  о Местных Бюро жалоб. В 1929 г. эти  положением были переработаны.
Согласно этим документам Бюро жалоб  являлось самостоятельным структурным  подразделением в составе НК РКИ  БССР. Жалобы должны были приниматься  от всех без исключения граждан в  присутственные дни. Жалобы и заявления подавались в Бюро лично и по почте, в письменном или словесной форме, все они регистрировались в журнале.
В журнале регистрации жалоб  фамилии и инициалы жалобщиков размещались  в алфавитном порядке. Каждой жалобе присваивался регистрационный номер, который являлся порядковым номером  поступившей жалобы. Этот номер проставлялся вслед за фамилией. После него указывался номер дела, в котором хранились исполненные жалоба или заявление, а также ее порядковый номер в деле.
Устные жалобы также заносились в журнал в присутствии заявителя, зачитывались ему и им подписывались, если он был грамотен.
Жалобы и заявления должны были содержать точные сведения о заявителе (его фамилию, имя, отчество, адрес) и  о лице или учреждении, на действие которого приносится жалоба, изложение  обстоятельств дела, перечень свидетелей и доказательств, подтверждавших жалобу, если такие были. К жалобам или  заявлениям могли быть приложены  необходимые документы в подлинниках  или заверенных копиях, которые после  рассмотрения жалобы возвращались заявителю.
Большинство жалоб оформлялось  от руки на бумаге различного формата, а также на черновиках. Это объяснялось  дефицитом бумаги. Подача жалобы или  заявления осуществлялась без всякой оплаты гербовым, канцелярским или  простым почтовым сбором.
Рассмотрению подлежали жалобы, в которых сообщалось о нарушениях или неисполнении декретов, распоряжений центральной власти, злоупотреблением должностных лиц, канцелярской волоките, грубом обращении с гражданами, арестах, обысках, конфискациях ревизиях имущества  граждан. Жалобы на действия частных  лиц рассмотрению Бюро не подлежали.
Жалобы могли подаваться не только лично потерпевшим, но также лицами и учреждениями, оказавшимися свидетелями  незаконных действий. Жалобщики ни в коем случае не подвергались административным репрессия (лишь в исключительных случаях).
Все жалобы и заявления, поступающие  в Бюро, должны были быть рассмотрены  в 3-7-дневный срок, если по ним не требовалось справок и материалов из других городов. Все постановления  и решения Бюро жалоб утверждались, затем сообщались заявителям и подлежали  обязательному исполнению в сроки, устанавливаемые Бюро. Виновные в  неисполнении решений несли ответственность  в соответствии с Уголовным кодексом. Вынесенные постановления и распоряжения по жалобам могли быть обжалованы в вышестоящие инстанции в 2-недельный  срок с того дня, когда они стали  известны жалобщику.[11, с. 14-15]
В настоящее время право граждан  на обращение в государственные  органы в Республике Беларусь закреплено конституционно и является важным средством  осуществления и охраны прав личности и участия граждан в управлении делами государства и общества. Порядок  рассмотрения обращений граждан регулируется широким кругом нормативных актов, основным из которых является Закон от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан» (в ред. от 1 ноября 2004 г.) (далее - Закон).
Таким образом, в истории развития института «обращений граждан» можно  выделить следующие этапы: досоветский, советский, постсоветский (современный). Каждый из этих этапов имеет свои особенности  перечислить в организации работы с обращениями граждан, знание которых, необходимо для правильного понимания  сущности права граждан на обращение  как одной из несомненных ценностей  современного общества.
 

1.2 Понятие «обращения  граждан», их классификация
 

Как отмечается в научной литературе, термин «обращение» носит обобщающий, собирательный характер. Обращения  содержат различную информацию, не совпадают по общественной и юридической  направленности, и влекут разные правовые последствия.
Собирательный характер термина «обращение»  воспринял и белорусский законодатель. [7, с. 9] В соответствии со статьей 1 Закона обращение – индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме [1].
Актуальным является вопрос о возможности  подачи обращений в интересах  третьих лиц. Так, одни ученые, в частности  Л.И. Ратнер, признают такую возможность. Другие (П.И. Кононов), исходя из принципа уважения и недопустимости вторжении в личные права и свободы личности, отрицают. Третьи (например, Л.И. Иванова) считают, что такие обращения возможны, но только в случаях, прямо установленных в законодательстве. Согласно статье 4 Закона граждане вправе обращаться в государственные органы и иные организации лично или через своего представителя. В силу статьи 7 Закона одним из оснований оставления обращения без рассмотрения является неприложение к письменному обращению документов, подтверждающих полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан. Следовательно, наш законодатель закрепляет второй подход. Представляется, что в некоторых случаях подавать обращения в интересах третьих лиц не только возможно, но и необходимо. Так, в главе 11 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь 1999 года прямо закреплено право государственных органов, юридических лиц и граждан от собственного имени защищать права других лиц, но только в случаях, указанных в законодательстве.
Дискуссионным в науке является также вопрос о круге адресатов, которым могут направляться обращения. Л.И. Иванова называет в качестве таковых только органы исполнительной власти. Статья 40 Конституции Республики Беларусь закрепляет возможность обращаться во все государственные органы, а  в статье 1 Закона в качестве возможных  адресатов называются также «иные  организации (должностные лица)». М.А. Миронов полагает, что обращения  могут направляться лишь в те органы, которые прямо указаны в Конституции. А.Г. Тиковенко допускает возможность расширения круга адресатов обращений в Законе. Более обоснованной представляется вторая позиция. Ведь никаких запретов относительно расширения в законодательстве закрепленных в Основном Законе прав действующее законодательство не содержит.
Таким образом, под обращением граждан  следует понимать форму взаимодействия гражданина (граждан), индивидуального  предпринимателя, юридического лица с  государственными органами или иными  организациями (должностными лицами), направленную на приобретение, реализацию или восстановление и защиту своих  прав, свобод и законных интересов, а в случаях, указанных в законодательстве, прав, свобод и законных интересов  иных лиц а также на совершенствование государственного управления. [7, с. 9-10]
Актуальным является также вопрос о видах обращений. Многообразие обращений граждан обуславливает их разделение по различным основаниям: 1) по содержанию; 2) по срокам рассмотрения; 3) по срокам давности; 4) по характеру обращений; 5) по форме обращения; 6) по количеству обращения в тот или иной орган; 7) по количеству авторов обращения; 8) по инстанции, уполномоченной рассматривать обращение; 9) по установленному порядку рассмотрения обращений граждан. Под содержанием обращения следует понимать сведения, заключенные в нем, а также цель, которую преследует автор, подавая обращение. В зависимости от содержания статья 1 Закона закрепляет такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба. [8, с. 38].
Предложение – рекомендации по улучшению  деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования  отношений в государственной  и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства  и общества.
Заявление – ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов  гражданина (граждан), не связанных  с их нарушением.
Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов  гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных  органов, иных организаций или граждан [1].
Необходимо обратить внимание, что  заявление порой ошибочно приравнивают к жалобам. Жалобой считается  лишь то обращение, в котором содержится информация о нарушении личных прав обратившегося или иных конкретных лиц.
Разновидностями обращений граждан, которые не нашли отражения в  Законе, являются отзывы и запросы  юридического (неюридического) характера.
Отзывы (отклики) – это обращения  граждан, содержащие личное мнение, оценку проектов законодательных актов, публикаций газет, журналов, радиопередач.
Запросы юридического (неюридического) характера – это обращения  граждан в государственные органы, общественные предприятия по предоставлению сведений и разъяснений об их правах или обязанностях отдельных органов, учреждений, организаций, предприятий  и должностных лиц по различным  вопросам. [4, с. 42]
Кроме названных видов обращений  граждан белорусскому законодательству известны также такие виды обращений, как замечание и ходатайство.
Систематическое толкование нормативных  правовых актов позволяет предположить следующие дефиниции данных понятий: замечание сообщение о нарушении  законодательства, о недостатках  в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) либо критика указанных органов, организаций (должностных лиц); ходатайство - письменная просьба лица о признании  за ним определенного статуса, прав и свобод в случаях, прямо указанных  в законодательстве Республики Беларусь.
Обращения граждан по срокам рассмотрения подразделяются на подлежащие рассмотрению в соответствии с общими сроками  и подлежащие рассмотрению в соответствии со специальными сроками.
Общие сроки рассмотрения обращений  граждан закреплены в статье 10 Закона. Специальные сроки рассмотрения обращений граждан предусмотрены  Декретом Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 года № 2 «О совершенствовании работы с населением» (далее - Декрет № 2) и Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» (далее - Директива № 2). Подразделяются обращения и по сроку давности (сроку, в течение которого граждане могут направлять их в государственные органы). Так, в силу статьи 8 Закона направление гражданами предложений и заявлений сроком не ограничено. К этой же группе следует отнести замечания и предложения, изложенные в книге замечаний а предложений, так как Декрет № 2 не содержит каких-либо ограничений по данному признаку.
Обращения граждан разделяются  и по своему характеру. Определить характер обращения - значит, установить характер прав, свобод и законных интересов, на защиту или реализацию которых  оно направлено. В Конституции  Республики Беларусь закрепляются пять основных видов прав и свобод человека и гражданина: личные, политические, экономические, социальные и культурные. Следовательно, и обращения граждан  можно разделить на обращения, направленные на реализацию и защиту: личных прав; политических прав; экономических прав; социальных прав; культурных прав.
Обращение, согласно статье 1 Закона, может быть подано как в устной, так и в письменной форме. [8. 39-40]. Письменное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в письменной форме; устное обращение – обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации. [4, с. 42]
В настоящее время существует единственный способ изложения устных обращений - на личном приеме (ст. 11 Закона). В то же время в пункте 1.7 Директивы  № 2 закреплены и на практике широко применяются такие способы подачи устных обращений, как телефонные «горячие линии», проведение встреч с населением по месту жительства и в коллективах  работников и другие. Кроме того, в последнее время растет число  обращений, поданных с помощью электронных  средств связи.
В зависимости от количества обращений  в тот или иной орган обращения  подразделяются на первичные и повторные. Обращение должно быть рассмотрено и разрешено в полном объеме при подаче первого обращения. Однако нередко встречаются и повторные обращения. В соответствии со статьей 1 Закона под повторными обращениями понимаются обращения граждан (гражданина) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган. Причинами подачи повторных обращений могут быть как нарушение порядка работы с обращениями граждан со стороны уполномоченных должностных лиц, так и злоупотребление предоставленным правом на обращение со стороны граждан.
Повторное обращение является необоснованным, если первичное было рассмотрено  и разрешено полно, всесторонне, объективно и своевременно (по ним  имеются результаты исчерпывающих  проверок и гражданам даны ответы в соответствии с законодательством), а повторное обращение не содержит новых доводов или вновь открывшихся  обстоятельств.
Обращения могут быть классифицированы по такому критерию, как количество лиц, на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов которых  направлены данные обращения. Исходя из указанного критерия можно выделить обращения индивидуальные, коллективные и анонимные.
В соответствии со статьей 1 Закона индивидуальное обращение - это обращение одного гражданина в государственный орган. Коллективное, соответственно, - обращение  двух и более граждан. Под анонимным  обращением понимается обращение гражданина (граждан) в государственный орган, в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте  жительства и (или) работы (учебы), либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан). 3акон устанавливает единый порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений. В силу статьи 7 Закона анонимные обращения  рассмотрению не подлежат, за исключение обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном  преступлении.
В зависимости от инстанции, уполномоченной рассматривать то или иное обращение, можно выделить обращения, подлежащие рассмотрению в органах первой инстанции, отнесенные к компетенции вышестоящей  инстанции и обращения, поданные с нарушением компетенции. В силу пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями  граждан и юридических лиц» (далее  Указ № 498) все обращения (предложения, заявления, жалобы, а также ходатайства  и замечания) первоначально подлежат рассмотрению по существу в органах  первой инстанции. Ко второй группе относятся  жалобы граждан на решения органов  первой инстанции. Исключение составляют случаи, когда рассмотрение тех или  иных обращений относится к исключительной компетенции вышестоящего государственного органа (ст. 9 Закона).
Порядок рассмотрения обращений граждан  урегулирован различными нормативными правовыми актами. Отсюда обращения  можно разделить на рассматриваемые  в общем порядке (в соответствии с Законом) и на подлежащие рассмотрению в специальном порядке (для которых  законодательством установлен иной порядок рассмотрения). К первой группе обращений относятся предложения, заявления и жалобы. Ко второй - замечания и предложения, изложенные в книге замечаний и предложений, а также ходатайства. [8, с. 40-41].
Отнесение обращений граждан к  определенному виду в ряде случаев  условно, так как в одном документе  часто сочетаются различные виды обращений. Тем не менее определение вида обращения является важным для проведения последующего их анализа и выработки мер, направленных на своевременное устранение причин, порождающих нарушение прав, свобод и (или) законных интересов граждан, совершенствование работы с населением. [4, с. 42]
Таким образом, обращения граждан - это форма взаимодействия гражданина (граждан), индивидуального предпринимателя, юридического лица с государственными органами или иными организациями (должностными лицами), направленная на приобретение, реализацию или восстановление и защиту своих прав, свобод и  законных интересов. Обращения граждан  можно классифицировать по различным  основаниям, но наиболее распространенными  видами обращений граждан, получившими  отражение в Законе, являются предложение, заявление и жалоба.
 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН
 

2.1 Правила организации  приема и первичной обработки,  порядок рассмотрения и принятия  решений по обращениям граждан
 

Организация делопроизводства по обращениям граждан должна обеспечивать выполнение следующих основных правил:
регистрация всех поступающих обращений  граждан;
контроль за рассмотрением обращений и выполнением принятых по ним решений;
информирование граждан о решениях, принятых по их обращениям;
направление непрофильных для организации  обращений по принадлежности с обязательным уведомлением граждан об этом;
систематический анализ и обобщение  результатов рассмотрения обращений, выявление и устранение причин, порождающих  нарушения прав и законных интересов  граждан, изучение общественного мнения с целью совершенствования работы государственных органов.
Соответствующим образом в процессе работы с обращениями граждан  образуется комплекс документов, которые  можно разделить на три основных группы:
документы по рассмотрению и использованию  обращений граждан;
документы по анализу и обобщению  обращений граждан;
документы по реализации выводов, сделанных  в ходе анализа обращений граждан.
Ответственность за организацию работы с обращениями граждан несут  руководители государственных органов, иных организаций [1; 2]. Они обязаны  организовать работы по рассмотрению обращений граждан в соответствии с требованиями Закона, иных актов  законодательства Республики Беларусь по обращениям граждан.
Делопроизводство по обращениям граждан  в соответствии с п. 3 Положения  ведется централизовано, отдельно от других видов делопроизводства. Ведение  делопроизводства по обращениям граждан  в организациях возлагается на специально назначенных для этого уполномоченных должностных лиц (работников службы документационного обеспечения  управления, кадровую, юридическую  службу и др.) Назначение уполномоченных должностных лиц должно быть закреплено в распорядительных документах (приказах, распоряжениях). Приказ о назначении ответственного лица за ведение делопроизводства по обращениям граждан относится  к группе приказов по основной деятельности и оформляется в соответствии с правилами, установленными для  приказов этой категории. [6, с. 27] В организациях, в которых поступает значительное количество обращений, могут создаваться  специальные подразделения, осуществляющие эту работу (отделы, секторы). Как  правило, разрабатываются инструкции, положения и иные правовые акты о  ведении делопроизводство по обращениям граждан, отражающие специфику деятельности организаций. В этих документах прежде всего определяется система работы с обращениями граждан, закрепляются основные обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений, устанавливается порядок приема, регистрации и контроля за исполнением обращений, ответственность должностных лиц за сохранность письменных обращений и документов по их рассмотрению. Основные нормы работы с обращениями граждан могут включаться в соответствующие разделы или в качестве самостоятельного раздела в инструкцию по ведению делопроизводства в организации. [4, с. 42-43]
Обращения граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей, а  также юридических лиц, независимо от того, в какой государственный  орган или иную организацию они  поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:
в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных (подотчетных) им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных (подотчетных) республиканским органам  государственного управления и государственным  организациям, подчиненных Правительству, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той  административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
в другие государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций; [3]
Согласно статье 9 Закона письменные обращения подлежат обязательному  рассмотрению организациями, к компетенции  которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.
Процесс рассмотрения обращений включает в себя следующие этапы:
выяснение, относится ли вопрос, поставленный в обращения, к компетенции организации, в которую направлен;
определение порядка разрешения вопроса  по существу;
определение исполнителя;
установление срока исполнения;
непосредственное решение вопросов, поставленных в обращении;
подготовка и направление гражданину ответа.
При первичной обработки поступивших письменных обращений сверяется правильность доставки, затем конверты вскрывают и проверяют целостность вложений. Как правило, конверты, в которые были вложены поступившие обращения, уничтожаются. Конверты сохраняют в том случае, когда только проставленный на нем штемпель является доказательством даты отправления и получения обращения. Кроме того, адрес автора обращения часто бывает указан лишь на конверте. В этом случае конверт также сохраняют с обращением до конца решения вопроса, а затем подшивают в дело.
Конверты с пометкой «Лично», адресуемые руководителю или другим работникам организации, вскрываются только ими. После рассмотрения и проставления резолюции руководителем обращения  передаются на регистрацию. Обращения, поступившие непосредственно в  структурные подразделения, в день их поступления также должны быть переданы для регистрации лицу, ответственному за ведения делопроизводства по обращениям граждан.
Все поступившие в государственный  орган, иную организацию (должностному лицу) обращения граждан, в том  числе и принятые на личном приеме, регистрируются в день их поступления [2].
Обращения, поступившие непосредственно  в структурные подразделения, в  день их поступления также должны быть переданы для обязательной регистрации  лицу, ответственному за ведение делопроизводства по обращениям граждан.
На всех поступивших обращениях проставляется регистрационный  штамп, место расположения которого определяется СТБ 6.38-2004 (на нижнем поле первого листа обращения справа). В регистрационном штампе указываются  наименование организации, в которую  поступило обращение, дата и регистрационный  индекс обращения. Регистрация обращений  граждан, помимо общих задач регистрации  – учет, контроль, справочная работа, является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данной организации.
Пунктом 5 Положения определен порядок, в соответствии с которым регистрация  обращений осуществляется с использованием одной из следующих форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольной  карточке (далее РКК)), журнальной. При  этом следует учитывать, что какая  бы из указанных в постановлении  форм регистрации ни использовалась, в регистрационную форму должны быть включены реквизиты предусмотренные Примерной формой РКК.
В регистрационные формы могут  дополнительно включаться реквизиты, необходимые для учета, поиска и  анализа работы по обращениям граждан. Например: вид обращения (предложение, заявление, жалоба), отметка о передаче обращения из одного структурного подразделения  в другое и др. Учитывая, что форма  РКК устанавливает лишь общий  для всех регистрационных форма  состав реквизитов, она является примерной, что и отражено в ее названии, указанном в приложении к Положению.
Следует обратить внимание, что ранее  действовавшими правилами ведения  делопроизводства по обращениям граждан  журнальная форма регистрации обращений  граждан не предусматривалась. Возможность  использования журнальной регистрации  впервые установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2005 г. № 544. Журнальную форму  регистрации документов рекомендуется  применять при незначительном объеме поступающих обращений.
При журнальной регистрации обращения  учитываются под порядковыми  номерами в течение года. Порядковый номер может дополнительно включать первую букву фамилии заявителя  и другие обозначения. В целях  более оперативного поиска обращений  граждан журнал регистрации может  вестись в алфавитной форме, при  которой обращения будут записываться по алфавиту фамилий авторов. При  журнальной регистрации, как правило, отсутствует другой справочный аппарат (картотеки), а алфавитная форма журнала  позволяет быстро отыскать необходимые  сведения о заявителе, о повторных  обращениях и др. Ответы на обращения  при журнальной форме регистрации  также могут учитываться по этому  журналу. При использовании журналов некоторые реквизиты могут быть объединены в одну графу, что позволит сократить их количество. Например: «фамилия, имя, отчество» и «адрес места жительства и (или) работы, контактный телефон», «документ направлен на исполнение» и «дата направления», «тематика» и «содержание» и др.
Индексация обращений граждан  – один из наиболее сложных и  важных вопросов организации работы с этой категорией документов.
Необходимо отметить, что единый для всех организаций порядок  индексации обращений граждан в  Положении не установлен. Пунктом 8 Положения определено, что регистрационные  индексы обращениям присваиваются  в соответствии с принятой системой регистрации документов государственных  органов, иных организаций. Это означает, что организации следует установить порядок присвоения индексов поступающим  обращениям. При этом необходимо учитывать  основные правила регистрации документов, установленные нормативными актами по делопроизводству.
Как было указано выше, обращения  регистрируются отдельно от других поступающих  в организацию документов. Эта  особенность отражается в регистрационных  индексах обращений, которые должны иметь определенные отличия: помимо порядковых входящих номеров, присваиваемых  в течение года, регистрационные  индексы обращений дополняются  иными обозначениями, независимо от того, поступило обращение непосредственно  в организацию или же было прислано из другой организации. Необходимость  добавления дополнительных обозначений  к регистрационным индексам обращений  обусловлена тем, что по требованиям делопроизводства в одной организации не могут быть учтены два входящих документа под одним и тем же регистрационным индексом (например, индекс обращения «53» и регистрационный индекс документа, поступившего в порядке общего делопроизводства, также «53»).
Аналогичное правило установлено  для регистрации некоторых внутренних документов, например, приказов по личному  составу. Несмотря на то, что приказы по личному составу, срок хранения которых 75 лет (прием, перевод, увольнение) и 3 года (отпуска, командировки, взыскания), регистрируются отдельно, для того, чтобы в организации не было издано два приказа по личному составу с одним и тем же индексом, например, «10», к их порядковым регистрационным номерам добавляются буквенные обозначения – «К» и «Л». Соответственно, регистрационные индексы двух приказов по личному составу разных сроков хранения будут «10-К» (75) и «10-Л» (3 года).
С учетом изложенного при регистрации  обращений целесообразно сохранить  закрепленный ранее нормативно порядок, при котором регистрационный  индекс обращения включает не только порядковый регистрационный номер, но и первую букву фамилии автора обращения. Например: Д-50 (Д – первая буква фамилии заявителя, 50 –  порядковый номер поступившего обращения). При этом регистрируемый в порядке  общего делопроизводства входящий документ из другой организации также может  иметь порядковый номер 50, но без  буквенного обозначения «Д».
В соответствии с задачами, функциями, уровнем организации регистрационный  индекс обращения может дополнительно  включать код административно-территориального деления, начальную букву содержания обращения («Ж» - жильё) и др. При наличии  классификатора вопросов, поднимаемых  в обращениях, в регистрацион
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.