Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Этапы развития психологического знания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ………………………………………4
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ….……5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
История психологии - одна их немногих комплексных дисциплин, синтезирующих  знания по отдельным областям и проблемам  психологии.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что история психологии позволяет понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики. История психологии учит не только факторам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции.
Цель работы - изучение этапов развития психологического знания. Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
    Раскрыть сущность и понятие психологического знания;
    Рассмотреть этапы развития психологического знания;
    Определить какую роль играет психологическое знание для каждого индивида.
 
 Логика научного знания, анализ  формирования новых методов и  подходов к изучению психики  доказывают, что появление экспериментальной  психологии и методологический  аппарат психологии были определены  и отрефлексированы учеными.
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ
Одним из наиболее привычных, но вместе с тем и мало к чему обязывающих выражений, употребляемых  в отношении психологии, является словосочетание "отрасль знания": психология – это отрасль знания, или, в более расширенном варианте, система доказательного (специально удостоверенного) знания о психической  реальности. Ключевым при такой квалификации является слово "знание". Чтобы эта квалификация стала более содержательной, конкретной, требуется уяснить, что же такое знание вообще и в чем специфика (если таковая имеется) психологического знания.
 
Знание, опять-таки достаточно привычно, можно определить как результат  отражения в сознании субъекта свойств  и признаков познаваемого объекта. Знание – это то, что конституирует  само сознание, является его элементом, а сознание по отношению к знанию – это форма его существования. Сознание – это со-знание, или совокупное знание, или то, что сопровождает любое знание.
Знание возможно обо всем в том числе о сознании. Именно здесь, в обусловленности психологического знания своим специфическим объектом, мы обнаруживаем признак, лежащий в основе всех других специфических признаков психологического знания. Психологическое знание в существенной свой части – это знание о сознании. Психическая реальность как реальность сознания впервые в истории европейской науки явственно выступает в концепции Декарта. Сущностный признак этого знания в его эвидентности. Совершим в связи с констатацией этого обстоятельства небольшой исторический экскурс.
 
 
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В.Вундт — немецкий психолог, физиолог и философ — открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России — В.М.Бехтерев, Г.И.Челпанов, Н.Н.Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, — особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Выделив «простейшие элементы сознания» — ощущение и элементарные чувства, — Вундт считал основной задачей.
Как и любая система  научных знаний, психология имеет  свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.
На первом этапе представления  о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет  душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
На втором этапе развития психологии как науки сначала  в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.
На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.
Зарубежная психологическая  наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический(Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).
Российская психологическая  наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX — начале XX вв. его активно разрабатывали И. М Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.
Рассмотрим следующую классификацию  этапов развития психологического знания.
Донаучный период. Развитие психологических представлений в античности и средневековье.
Первые представления о душе можно проследить в мифических и  религиозных системах древности.
Позднее с формированием философских  воззрений проблема души стала предметом  философского размышления. Одним из первых философское представление  о душе высказал Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.) Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Космос представлялся Гераклиту в образе вечного живого огня, а душа («психея») - в образе его искорки - огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен микрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос.
Другой известный греческий  мыслитель - Демокрит (430 - 370 гг. до н.э.) представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования - атомы. Душа также состоит из атомов. Атомы души подобны огню, они наиболее подвижны, поскольку шарообразны. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту, - движущее начало и орган ощущения и мышления.
Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.
С изменением общественной жизни в  центре философских размышлений  становится человек. Родоначальниками этого направления были софисты  и Сократ. «Софист» - от греческого София - мудрость, «мудрец», «искусник», «изобретатель».
Софисты учили об относительности  человеческих представлений о добре  и зле, подчеркивали условность моральных  оценок, правовых норм, государственных законов. В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: коммуникации между людьми. В связи с этим детальному обсуждению подверглись приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словами, мыслью и воспринимаемыми предметами. Душа рассматривалась как явление культуры, анализировались входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы.
Основополагающим свойством души Сократ считал разум и мышление. Именно разум по Сократу способен дать высшее обязательное основание  для деятельности души - знания. Сократ разработал особый метод «майевтику», который помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим Сократ побуждает у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашает к рассуждениям, к выработке собственной позиции, которая была бы достаточно обоснованной.
А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов.
Благодаря методу Сократа можно  назвать предтечей психоанализа, поскольку с помощью правильно  поставленных вопросов он стремился  обнажить то, что скрыто в недрах сознания. Таким образом, Сократ развивает  культурологическую тенденцию в  психологии. После Сократа в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, ее и продукта и ценности, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально-культурный характер.
Большую работу по систематизации все  предшествующей психологической мысли  проделал Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции. Мировая душа, по Платону, находится не внутри Космоса, а окутывает его. Она одушевляет все конкретные формы бытия мира, в том числе звезды и планеты, животных и растений. Души людей причастны Мировой душе. Человеческая душа, как и всякая другая душа, бессмертна. Платон - сторонник идеи переселения душ.
Душа, по Платону, управляет человеком. Ее основу составляет Разум, который постигает идеи - познавательные, этические, эстетические (Истину, Добро, Красоту).
Платон впервые сформулировал  идею сложного структурного характера  устройства души человека. По учению Платона, душа состоит из 3-х частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).
Принципиально новый шаг в развитии психологии был сделан Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.) Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвященная проблемам психологии, - его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии.
Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная  сущность, а форма, способ организации  живого тела. Аристотель утверждал  идею о неразрывности души и тела в организме.
Аристотель выделил три уровня существования души, которые различаются  своими функциональными качествами. Функции души: 1) вегетативная - питание  и ощущение; 2) животная - стремление, память и движение; 3_ разумная - мышление. Вегетативная душа присуща растениям, но ее функции присущи животным и  человеку. Свойства животной души присущи  животным и человеку. И только человеку присуща разумная душа с функцией мышление.
Учение Аристотеля - это вершина  античной философской и психологической  мысли. Развитие психологии продолжалось и в эпоху эллинизма. Здесь  следует отметить учение эпикурейцев  и стоиков. Эпикурейцы не верили в бессмертие души. По их мнению, душа, как и тело, смертна. Разрабатывая свою нравственно-этическую проблематику о возможностях достижения счастливой жизни, эпикурейцы заложили основу для учения об иерархии потребностей. Эпикур в знаменитых «Письмах к Менокию» разделяет желания на естественные и необходимые.
Стоики, как и эпикурейцы, не признавали бессмертие души. По их представлениям, хотя душа и «долговечная пневма» может существовать и после отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. Стоики уделяли большое внимание анализу положительных и отрицательных эмоций на психику человека, возможность управлять этими эмоциями. В этом состоит их главный вклад в развитие психологии.
В античной философии были сделаны  первые умозрительные попытки найти  ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как  она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями  и т.д.
В средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный  подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой  философии идет в рамках двух взаимосвязанных  проблем: взаимоотношение души и  тела, души человека с Богом. Наиболее крупный вклад в развитие психологии в средние века внес Августин Аврелий (354 - 430 гг. до н.э.) Он и другие религиозные мыслители, утверждает идею бессмертия души. Человеческая душа представляется им как идеальная духовная сущность, царица духовной сущности Бога.
Августину также принадлежит довольно детальная разработка познавательной способности души, в которой он существенное значение придает действию воли.
 
Становление психологии в  Новое время
Очередной поворотный пункт в развитии психологии происходит в Новое время  и связан с творчеством таких  мыслителей, как Р.Декарт, Б.Спиноза, Дж.Локк, Д.Юм, А.Гартли и др.
Значительный вклад в разработку проблем психологии внес французский  мыслитель Рене Декарт (1596 - 1654). Декарт первый ввел в науку понятие «рефлекса», ставшим фундаментальным для  физиологии и психологии. При выработке  своей концепции рефлекса Декарт основывался на тех представлениях об устройстве нервной системы, которые  были распространены в его время. Термин «рефлекс» в переводе с латинского и означается отражение. Рефлекс, по Декарту, - это мышечная реакция. А реакция мышц - неотъемлемый элемент поведения.
Идея рефлекторной основы поведения  получила свое развитие в одном из важнейших для психологии сочинениях «Страсти души». В «Страстях души»  Декарт обстоятельно излагает свое понимание  механизма связи раздражения органов чувств с мышечной реакцией. Связь эта, по Декарту, осуществляется посредством нервов, которые, наподобие нитей, тянутся от мозга ко всем прочим членам тела и скреплены с последним так, что нельзя прикоснуться ни к одной части человеческого тела, чтобы тем самым концы нервов, рассеянные по ней, не пришли в движение, а это движение передается другим окончаниям нерва, собирающимся в мозгу».
Декарт поставил перед психикой важную проблему, признав, что тело и душа - это две независимые  друг от друга субстанции. Декарт рассматривает  душу как самостоятельную, независимую  от дела субстанцию. Декарт стремится доказать, что основной функцией души является мышление. При этом мышление ни как ни связано с телом. Принципом работы души (мышления) является рефлексия, т.е. мысль, обращенная на самое себя.
Декарт положил начало новому предмету психологии - сознанию. В его рассуждениях содержится и метод изучения сознания - взгляд на сознание изнутри, то, что  впоследствии начало именоваться интроспекцией.
Определенную роль в развитии психологии играл голландский мыслитель  Бенедикт Спиноза (1632 - 1677). Взгляды Декарта  на соотношение души и тела определяются как дуализм. Спиноза монист. Он утверждал  существование единой субстанции. Человек - это сложный модус, с образующими  модусом душой и модусом телом. Душа же понимается как ум, модус  мышления и состоит из модуса идей.
Голландский мыслитель сформулировал  закон ассоцианизма, т.е. закон специфической  связи, устанавливаемой между идеями. Принцип ассоцианизма впоследствии станет одним из основных в психологических  концепциях Нового времени.
Таким образом, в XVIII веке сформировался  качественно новый уровень развития психологии - психология сознания. Она  базировалась на следующих положениях:
1. Для характеристики психики  человека еще используется термин  «душа», но отныне душа понимается  как сознание.
2. В основе душевной жизни  лежат простые элементы. Эти элементы носят чувственный характер) образы ощущений, впечатлений).
3. Более сложные образования  возникают как сложение простых  на основе принципа ассоциаций.
4. Источником знаний о душе  являются интроспекция, самопознание  людей, наблюдения за собой,  отмежевание своих собственных  состояний и т.д.
5. Законы душевной жизни одинаковы  для всех людей.
Основные направления  зарубежной психологии
В становлении психологии как науки  большую роль сыграли естественнонаучные исследования и, прежде всего, исследования в области физиологии, медицины, физики.
С XVIII века учение о психике связывается  с мозгом. До этого душа размещалась  во всех частях тела, включая сердце и печень.
Конец XVIII в. начало XIX в. ознаменовались открытием рефлекторной дуги чехом И.Прохаска, французом Ф.Мошанди и англичанином Ч.Беллу. Эти врачи и натуралисты открыли различия между чувственным (сенсорным) и двигательным (моторным) нервным путем, ведущим в спинной мозг. Таким образом, получила физиологическое подтверждение идея рефлекса, возникает конкретное представление о рефлекторной дуге. Это открытие имело важное методологическое значение. Благодаря точным опытам оно доказывало зависимость функций организма, касающегося его поведения от телесного субстрата, а не от сознания или души как некоей бестелесной сущности.
Второе направление, которое укрепляло  материалистическое истолкование психологической  жизни, сложилось при изучении органов  чувств, их нервных окончаний. Немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801 - 1858) открыл закон «специфической энергии нервов». Из этого закона Мюллер сделал вывод, что никакой специфической энергией нервная ткань не обладает, кроме известной физикам, и это укрепило материалистический взгляд на психику: показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов внешнего раздражения и свойств нервного субстрата.
Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795 - 1878) исследовал так называемый «порог чувствительности»: насколько  следует изменить силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущениях. Обнаружилось, что существует вполне определенное отношение между первоначальным раздражением и последующим, при  котором субъект начинает замечать, что ощущение уже стало другим.
Герман Гельмгольц (1821 - 1894) открыл сущность прохождения импульса по нерву. Голландский физиолог Р.Дюндер (1818 - 1889) замерила экспериментально скорость реакции субъекта на воспринимаемый им объект. Отсюда следовал вывод: психический процесс может быть измерен. Он совершается в пространстве и во времени.
В середине XIX в. появляется теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 - 1882), которая анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства. Дарвинская теория стимулировала исследования в области зоопсихологии, в которых изучались общие элементы в различных проявлениях психики животных и человека, в частности, интеллектуальные и речевые способности.
Свою лепту в разграничении  психики и сознания внесли исследования гипноза. Гипноз убедительно демонстрировал факты психически регулируемого  поведения с включенным сознанием, тем самым поддерживал представление  о бессознательной психике.
Основателем научной психологии принято  считать немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832 - 1920). Он первым начал собирать и объединять в новую дисциплину созданное в различных областях науки. Вундт дал новой дисциплине древнее название «психология». Вундт в 1879 г. открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в г.Лейпциге. Отныне психология покинула сферу умозаключительных спекуляций и начала базироваться на опыте. В психологии конца XIX в. проводилось большое количество лабораторных исследований, которые осуществлялись в строго контролируемых условиях, чтобы получить сопоставимые результаты у разных испытуемых. Предметом психологии был признан «непосредственный опыт». Проделанная Вундтом и его учениками работа заложила основы экспериментальной психологии. Но вундтовская методология показала бессилие в исследовании таких сложных психических явлений, как мышление и воля.
В конце XIX века в США появилась  теория «потока сознания», созданная  американским мыслителем Уильямом Джемсом (1842 - 1910). Джемс обратил внимание не только на постоянное движение сознания, но и на функциональное предназначение сознания. Его называют основоположником функционализма в психологии. Джемс  полагал, что помимо решения вопроса, как устроена душа, что лежит в  ее основе, как она изменяется, по каким причинам, не менее важно  для человека знать, чему она служит. С точки зрения Джемса, главная  задача души приспособить человека к  внешнему миру.
Наряду с функционализмом возникает  структурализм или гештальтпсихология. Зародилась в Германии, ее создатели - Макс Вертгеймер (1880 - 1943), Курт Коффка (1816 - 1841), Вильгельм Келлер (1887 - 1967). Центральное понятие этой школы «гештальт», трактуемое как динамическая форма, структура.
Гешталисты утверждали приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты (как «сооружение из кирпичей» (ощущений) и цемента (ассоциаций). Как утверждал М.Вертгеймер, существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Иначе говоря, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Этот и множество других фактов подтверждали идею целостного восприятия.
Бихевиоризм
В начале ХХ века возникает новое  мощное течение в психологии - бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), утверждавшее в качестве предмета психологии поведение. Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон (1878 - 1958).
Бихевиоризм стремился внести в  психологию естественно-научные критерии исследования. С точки бихевиоризма, предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения. С этой позиции, поведение - это совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды. Д.Уотсоном была представлена программа - научиться управлять поведением. Он ставил перед психологом три главные задачи: 1) выявить и описать типы реакций; 2) исследовать процесс их образования; 3) изучить законы их комбинаций, т.е. образование сложного поведения.
Тема изучения навыков, приобретения навыков путем проб и ошибок стала  центральной для этого течения. Был собран огромный экспериментальный  материал о факторах, определяющих модификацию поведения.
Однако уже в 20-х годах стало  очевидно, что нельзя объяснить ни поведение животных, ни поведение  человека одним сочетанием наличных стимулов. Экспериментальная практика показала, что в ответ на воздействие  одного и того же стимула могут  следовать разные реакции, одна и  та же реакция может побуждаться  различными стимулами. В классическое учение бихевиоризма были внесены коррективы.
Бихевиоризм сыграл важную роль в  развитии психологии. Он внес в психологию научную методологию. Именно благодаря  ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Это проявилось во введении объективного метода исследования, основанного на регистрации и анализе событий. Благодаря этому в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Вместе с тем бихевиористы расширили класс исследуемых объектов: стало интереснее изучать поведение животных, младенцев и т.д.
Психоанализ
Наряду с бихевиоризмом и  в то же самое время психологию сознания подорвал психоанализ. Основоположником психоанализа является австрийский  врач - психоневролог З.Фрейд (1856 - 1939). Занимаясь лечением больных психическими расстройствами, З.Фрейд на первых порах  пытался объяснить их симптомы динамикой  нервных процессов.
З.Фрейд разработал свою собственную  оригинальную систему анализа душевной жизни человека, которую он назвал психоанализом.
Психоанализ основывается на идее о  том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным, к которым  относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может  себе признаться и которые поэтому  либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам.
Предметом психологии в психоанализе стала динамика отношений между  бессознательным и сознанием.
Идеи З.Фрейда заложили основу психоаналитического  движения в психологии. Наиболее яркими представителями этого движения были: Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорин, Эрих Фромм.
Значительным вкладом Юнга в  психологию являются описание основных жизненных направленностей или  жизненных установок: экстраверсия и интроверсия, а также четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция.
Когнитивная психология (У.Найсир, А.Пайвио, Ж.Плаже)
Когнитивная психология концентрирует  все внимание на механизмах познания. Она возникает как реакция  на недостатки всех психологических  концепций, принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Главное внимание было обращено на изучение того, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию о мире и о себе, каким образом  он использует ее при принятии решений  и повседневном поведении. Важной проблемой  этой психологии является проблема организации  знания в памяти субъекта, о соотношении  вербальных (словесных) и образных компонентах  в процессах запоминаний и  мышления.
Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности, - избирательность, определенность среды, неполнота познавательных схем и т.п.
Швейцарец Жан Плаже (1896 - 1980) - создатель одной из наиболее глубоких и влиятельных теорий развития интеллекта. Плаже изучал закономерности развития мышления у ребенка. В результате эмпирических исследований Плаже пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Он выделяет 4 стадии:
I стадия - до 2-х лет, детская мысль  содержится в предметных действиях;
II стадия - от 2-х до 7 лет, детская  мысль становится предоперациями (действия ума);
III стадия - от 7 до 11 лет, возникают  конкретные операции;
IV стадия - от 11 до 18 лет, формальные  операции, круг мыслей ребенка,  способных строить логические  и обоснованные гипотезы.
По мнению Плаже, все дети проходят эти 4 стадии развития, в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатки одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта общения с различными профессиями и таким социальным фактором, как внедрение языка и воспитания.
Гуманистическая психология
Термин «гуманистическая психология»  был введен в научный оборот в  начале 60-х годов ХХ века группой  психологов во главе с Абрахамом Маслоу (1908 - 1970) объединилась с целью создания жизнеспособной теорристической альтернативы бихевиоризма и психоанализу на основе принципов гуманизма. Под гуманизмом в данном случае подразумевался определенный тип мировоззрения, утверждающий самоценность человеческого бытия, стимулирующий возможности его самореализации.
Гуманистическая теория Маслоу особенно ярко проявляется в ключевой для него концепции самоактуализации. Самоактуализация, по Маслоу, - это стремление человека к наивысшей реализации своего потенциала. Самоактуализирующийся человек - это психически здоровый человек, сумевший полностью раскрыть свой потенциал.
Маслоу выделил более конкретные характеристики самоактуализирующихся людей:
1. Более эффективное восприятие  реальности, видение действительности  такой, какова она есть на  самом деле, а не такой, какой  хотели бы ее видеть. Они менее  эмоциональны и более объективны  в своем восприятии.
2. Принятие себя, других и природы,  т.е. люди принимают себя такими, какие они есть, не отягощаются праздным чувством вины, стыда, тревоги (пр.: беременность, старение, физиологические отправления).
3. Непосредственнос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.