Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования аграрной политики на современном этапе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ
1.2         Государственное регулирование аграрной сферы: исторические аспекты
 
Начиная с середины 16 века реформы царского периода в большинстве своем  приводили к ужесточению административно-репрессивных методов управления крестьянством. В результате, сельская экономика  постоянно находилась в состоянии  угнетения. Первые же меры по демократизации управления деревней, принятые в начале 19 века Александром 1, дали положительные  результаты. Особенно наглядно это  проявилось после отмены крепостного  права, когда государство стало  применять экономические методы в сочетании с демократизацией  собственности и управления (передачей  земли в собственность крестьянам, развитием общинного самоуправления).
    Продразверстка (1919-1921 гг.) привела к разорению деревни (методы управления — административно-репрессивные).
    Продналог (1921-1929 гг.) существенно оживил сельскую экономику: в 1922-1928 гг. среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил около 13, 4 %. Это самые высокие темпы развития сельского хозяйства в истории России (методы управления — экономические).
    Коллективизация (1929-1940 гг.), несмотря на рост уровня механизации, ухудшила положение дел в сельской экономике. За указанные годы среднегодовой объем производства сельхозпродукции в сопоставимых ценах составил всего 60,0 млрд. рублей, что на 9,1 % ниже, чем в 1926-1928 гг. (методы управления — административные и административно-репрессивные).
    Реформа 1953 года (1953-1964 гг.). В 1954-1958 гг. среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил почти 8,7 %, что в 2.1 раза выше, чем в 1946-1953 гг. (методы управления — административно-экономические). В последующем, с переходом на административные методы, в сельском хозяйстве наблюдается относительный застой.
    Реформа 1965 года (1965-1982 гг.) повторила судьбу предыдущей. В 1966-1970 гг. использование экономических методов управления (хозрасчета) дало среднегодовой прирост производства 6.2 %. В последующие годы, с возвратом к административным методам, прирост снизился до 1.6 %.
    Реформа 1982 года (1982-1991 гг.). В 1982-1983 гг., когда получили реальное развитие такие экономические методы управления, как аренда и подряд, среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил 11.1 %. Затем, в результате ограничения самостоятельности предприятий и внутрихозяйственных коллективов, то есть возврата к административным методам, этот показатель снизился до 0.3 %.
    Реформа постсоветского периода (1992 г.) формально предоставила предприятиям полную самостоятельность. В сущности же федеральный центр отказался от выполнения функции регулирования межотраслевых пропорций. Практикуемая им экспортно-импортная политика тормозит развитие собственного производства. В итоге процесс его свертывания продолжается 6 лет. Методы государственного управления носят репрессивно — экономический характер (завуалированная форма административно-репрессивных методов).
Таким образом, уровень развития сельской экономики, прежде всего, зависит от методов  государственного управления. Каждая реформа, основанная на экономических  методах, сопровождается ростом эффективности  производства. Недостаточное развитие отрасли является следствием того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или  репрессивно — экономических  методах. Следовательно, резервы хозяйственного управления имеют вторичную природу.
Из материалов таблицы следует, что часть реформ вместо подъема привели к снижению эффективности сельской экономики. В 20-м столетии подобных реформ было три: период продразверстки (1918-1921 гг.); период коллективизации (начался в 1929 г.); постсоветская реформа 1992 года.
Заслуживает внимания и то, что повышение роли экономических методов способствовало развитию общинного и земского самоуправления[9].
 
1.2 Сущность, назначение и структура АПК.
 
Агропромышленный  комплекс является жизненно необходимой  сферой экономики любой страны. Он обеспечивает население продуктами питания, а отрасли, производящие предметы потребления, сырьем. На современном  этапе развития хозяйства России происходят значительные изменения  в аграрном секторе экономики. Это  связано с переходом от государственно-административных принципов управления хозяйством к  экономическим, направленным на создание условий для формирования различных  форм собственности, развития земельного рынка, свободной конкуренции товаропроизводителей.
В условиях становления и развития рыночных отношений в России роль АПК в  значительной степени повышается, так  как именно аграрная сфера экономики  решает главную задачу рыночной экономики  — повышение жизненного уровня населения. От уровня развития АПК зависит благосостояние населения, здоровье населения, а значит и его способность строить  экономически процветающее государство  рыночной экономики. Поэтому трудно переоценить роль АПК в хозяйственном  комплексе страны.
Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:
- достижение  устойчивого роста сельскохозяйственного  производства;
- решение  продовольственной проблемы страны  и приближение уровня потребления  продуктов питания к научно  обоснованным нормам;
- удовлетворение  спроса населения на непродовольственные  товары из сельскохозяйственного  сырья;
- перестройка  агропромышленного производства  на преимущественно интенсивную  форму развития, обеспечение опережающего  роста производства конечной  продукции;
- улучшение  использования ресурсного потенциала  и повышение на этой основе  эффективности производства;
- изменение  структуры внешнеторгового оборота  в целях постепенного превращения  страны в экспортера продовольственной  продукции.
Конечная  цель АПК коротко может быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и  других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного  сырья, при минимальных затратах труда и средств производства[10].
Агропромышленный комплекс (АПК) является важной составной частью экономики  страны, включающей отрасли по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке  и доведению до потребителя, а  также обеспечивающие сельское хозяйство  и перерабатывающую промышленность средствами производства. В структуре  АПК выделяют четыре основные сферы, или группы отраслей и производств:
1. Сельское хозяйство (земледелие  и животноводство), лесное и рыбное  хозяйство. 
В структуре сельского хозяйства  выделяются две важнейшие отрасли:
растениеводство и животноводство,  которые в  свою очередь подразделяются на под  отрасли.
В растениеводстве  — это зерновое хозяйство, производство технических культур, картофелеводство и овощеводство, плодоводство и виноградарство, производство кормовых культур.
В животноводстве выделяются такие под отрасли, как  скотоводство, свиноводство, коневодство, овцеводство, оленеводство, пчеловодство, пушное звероводство, рыбное хозяйство. Более низкие ступени иерархического ряда в отдельных под отраслях — это производство отдельных культур в растениеводстве, например, рисосеяние, выращивание масличных культур, а в животноводстве этот иерархический ряд связан главным образом с направлениями развития, например, выращивание молочного скота, мясного скота, беконное свиноводство и т.д.
2. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное  сырье (пищевая промышленность, отрасли  легкой промышленности, связанные  с первичной обработкой льна, хлопка, шерсти, кож и др.).
Это —  пищевая промышленность, включающая в себя большую группу под отраслей, например, мукомольная, крупяная, сахарная, маслобойная, плодоовощеконсервная и  др. К третьей сфере в структуре  АПК относят группу отраслей легкой промышленности, связанной, например, с обработкой льна, шерсти, кож, пушнины  и т.д.
3. Отрасли промышленности, выпускающие  средства производства для сельского  хозяйства и перерабатывающих  сельскохозяйственную продукцию  отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, машиностроение, выпускающее  оборудование для пищевой и  легкой промышленности, мелиоративную  технику, минеральные удобрения  и др.).
Это —  машиностроение сельскохозяйственного  назначения — производство тракторов, комбайнов, машин для выращивания  и сбора урожая отдельных сельскохозяйственных культур, машин для животноводства и кормопроизводства, мелиоративной  техники, прицепного инвентаря и  т.д.
В эту  сферу входят производство минеральных  удобрений, стимуляторов роста, ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйственными  вредителями, а также микробиологическая промышленность, производство комбикормов  для животноводства, сельское производственное строительство (птицефабрик, животноводческих ферм, элеваторов и т.д.).
4. Обслуживающая  (производственная и непроизводственная  инфраструктура), обеспечивающая заготовку,  хранение, транспортировку и реализацию  продукции агропромышленного комплекса.  В эту сферу входят также  научное обслуживание и подготовка  кадров для АПК.
Сбалансированное развитие всех сфер АПК — необходимое условие  решения проблем обеспечения  страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводит к большим потерям продукции сельского хозяйства как на стадии уборки урожая, так и на стадии транспортировки и хранения. Потери на этих стадиях составляют около 30% собранного зерна, 40 — 45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 50 — 60%, а степень износа оборудования достигает 70 — 75%.
В доперестроечный период в снабжении действовала система  фондового распределения ресурсов. Эта система не способствовала рациональному использованию техники, которая часто выходила из строя, не прослужив нормативный срок. Производители техники не знали трудностей с ее сбытом. В условиях рыночных отношений поставки необходимых материально-технических средств осуществляются по прямым связям с изготовителем, через оптовых посредников, а также путем закупки через организованную рыночную инфраструктуру (товарные биржи, аукционы, ярмарки и пр.). Реализация техники осложнилась, так как у сельскохозяйственных предприятий нет наличных средств для ее закупки. Производители техники, не находя рынка сбыта, сокращают объем ее производства, что приводит к нарушению сбалансированности в потребности и производстве основных средств и к повышению себестоимости продукции. Становление рынка средств производства, повышение качества продукции отраслей первой сферы АПК и снижение ее себестоимости необходимы для создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства в России[2].
1.3 Государственное  регулирование в аграрной сфере.
 
Главной целью государственного регулирования  аграрной сферы экономики в любом  цивилизованном государстве является повышение уровня и качества жизни  граждан страны посредством достижения опосредующих целей. Данные цели могут  быть достигнуты в том числе при  помощи различных методов и инструментов регулирующего воздействия государства, сведенных в единую систему.
Государственное регулирование аграрной сферы реализуется  по следующим направлениям:
- общеэкономическое  регулирование;
- регулирование  цен на сельскохозяйственную  продукцию и контроль потребительских  цен;
- прямое  регулирование сельскохозяйственного  производства и сбыта сельскохозяйственной  продукции;
- регулирование  спроса и предложения продукции;
- регулирование  земельных отношений;
- регулирование  экспорта и импорта;
- косвенная поддержка производства.
Для реализации каждого из этих направлений могут  быть применены и применяются  различные методы регулирования.
Методы  можно классифицировать по критерию элементов человеческой деятельности, на которые они опираются. Методы:
- административные;
- правовые;
- экономические;
- идеологические (мотивационные);
- социально-психологические  (кадровые)[16].
Административные  и правовые опираются на силу и  авторитет государственной власти; экономические – на использование  различных групп экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности; идеологические – на потребность осознания человеком своей общественной роли, а также на понимание социальных процессов; социально-психологические – на психологическую сторону человеческой деятельности.
В процессе регулирования аграрного производства, безусловно, все методы используются в комплексе. Так, применение правового  метода сопровождается соответствующим идеологическим, психологическим обеспечением в плане учета экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая нужные и исключая ненужные экономические стимулы и санкции.
Помимо  предложенных возможно использование  и других критериев при классификации  методов регулирования сельскохозяйственного  производства. Известна классификация  П. Ридера, который выделяет методы воздействия на экспорт, импорт, внутренний спрос, внутреннее предложение, то есть использует критерий соотнесения методов  воздействия с объектом рынка, на который они призваны воздействовать.
Наблюдаемые процессы экономического оживления  в аграрной сфере экономики различных  регионов страны свидетельствуют о  начале устойчивых позитивных тенденций, подкрепляемых общеэкономической  стабилизацией на макроуровне, развитием  и углублением рыночных преобразований, формированием и расширением  финансовых, кредитных институтов, ориентированных на обслуживание непосредственного  производителя сельскохозяйственного  сырья и агропродовольствия, формированием  с 2008 года в стране национального  резервного фонда и фонда благосостояния. Резервный Фонд предусмотрен в объеме не ниже 10% ВВП или около 4 трлн. руб. Эта сильная финансовая подпитка инициирует Правительство РФ на разработку различных государственных программ поддержки отраслей  экономики, ориентируя их на достижение новых целей и  решение сложных народнохозяйственных задач, которые до недавнего времени  казались трудноразрешимыми.
Следует заметить, что в последнее время приняты важнейшие документы, позволяющие определить стратегические задачи и наметить меры правового, социально-экономического и организационного характера для их решения. Речь идет о Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», приоритетном национальном проекте «Развитие АПК».
Конечно, национальный проект «Развитие АПК» не мог решить все проблемы села. Он был направлен на ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования. Но главная его заслуга в том, что он привлек внимание к проблеме, разбудил интерес как у крестьянства, так и у властных структур.
С 2008 г. проект «Развитие АПК» перерос в Государственную программу, которая была принята в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», и носит системный, комплексный характер, включая конкретные задачи и пути их решения. «Это трансформация, а не завершение проекта, - подчеркнул Президент России Дмитрий Медведев. - По сути, теперь приоритетными являются не отдельные фрагменты нашей работы, а все, что заложено в Государственную программу развития сельского хозяйства».
Итак, постановлением Правительства  РФ от 14.07.2007г. №446 утверждена  Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования  рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
В соответствии с программой  общий объем её финансирования составит: за счет средств  консолидированного бюджета – 1095,6 млрд. руб. (доля федерального бюджета  – 50,3%;  доля средств бюджетов субъектов  Российской Федерации – 49,7%). Кроме  того, в течение пяти лет с начала осуществления программы 311 млрд. руб. предусматривается привлечь из внебюджетных источников.
Также в  качестве государственной поддержки  начинает  формироваться система  ипотечного кредитования в сфере  АПК.
Сложное финансовое положение сельского  хозяйства Российской Федерации  в настоящее время, как уже  говорилось, обусловлено недостатком  собственных источников финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и низкой эффективностью производства сельскохозяйственной продукции.
Развитие  ипотечных отношений в сельском хозяйстве в современных условиях приобретает большую значимость в связи с необходимостью привлечения  дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс в целях возрождения  агропромышленных предприятий. Недостаточность  и низкое качество залогового обеспечения  ограничивают доступ сельскохозяйственных организаций к кредитным ресурсам  и повышают кредитные риски банка.  В связи с этим становление  земельного рынка является первостепенной задачей, решение которой позволит запустить в действие механизм ипотечного кредитования в сельском хозяйстве, где в качестве обеспечения выступят сельскохозяйственные земли, являющиеся наиболее приемлемым видом залога для  получения инвестиционных кредитов[3].
Залоговые отношения в сельском хозяйстве  включают в себя отношения по поводу залога сельскохозяйственной продукции  и недвижимого имущества, и в  первую очередь основного средства производства – земли. Важнейшей  предпосылкой для развития системы  кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог недвижимого  имущества  является принятие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения». Основные преимущества ипотечного кредитования сельскохозяйственных производителей заключается в следующем:
    обеспечивает доступ новых и действующих сельскохозяйственных товаропроизводителей к приобретению новых и расширению используемых земельных участков;
    позволяет привлечь финансовые ресурсы для ведения сельскохозяйственного производства;
    способствует переливу капитала в сельское хозяйство из других отраслей национальной экономики в целях его наиболее эффективного использования.
При становлении  земельных кредитных систем на первых порах очень важна роль государства, его активное участие в формировании сети земельных ипотечных банков, создании кредитных ресурсов, предоставлении льготных кредитов, удешевлении кредитов путем компенсации высоких процентных ставок, подготовке кадров, создании системы  законодательной защиты прав на земельную  собственность. По мере развития ипотечного кредитования потребность в кредитных  ресурсах со стороны государства  уменьшится[10].
Одним из важных шагов на пути решения всех проблем, имеющихся в агропромышленном комплексе, является, по мнению экономистов, учреждение Правительством Российской Федерации  в качестве оператора  системы ипотечного кредитования в  АПК Земельного банка Российской Федерации с соответствующей  сетью банков в регионах, который  призван решать следующие задачи:
    проведение государственной политики и разработка концепции системы ипотечного рынка
    оказание услуг залогодателям по оформлению  ипотечных договоров, договоров                 страхования и т.д.
    контроль за деятельностью субъектов ипотечного рынка – страховых, оценочных, риэлтерских агентств и региональных систем ипотечного кредитования
    учет движения земельных участков, находящихся в залоге
    и т.п.
Главным  инструментом, обеспечивающим легитимность залоговых операций, является также  создание Российской федеральной земельной  биржи[16]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Анализ развития аграрной сферы в современной экономике
 
За последние 15 лет системный кризис сельского  хозяйства привел к
значительному снижению производственного потенциала продовольственного сектора  АПК.
В  России,  как  и  во  всем мире, аграрное производство является крупнейшей     жизнеобеспечивающей    сферой    народно-хозяйственного комплекса.     Его    состояние    и    экономическая    эффективность  функционирования     оказывают    решающее    влияние    на    уровень продовольственного обеспечения и благосостояния народа.

Таблица 1 - Урожайность  сельскохозяйственных  культур, ц/га убранной площади ( в хозяйствах всех категорий )[18].

 
 
Зерновые  и  зернобобовые  культуры
18,9
 
19,8
 
23,8
 
22,7
Пшеница  озимая  и  яровая
19,5
21,0
24,5
23,2
Рожь  озимая  и  яровая
17,1
19,2
21,1
20,7
Ячмень  озимый  и  яровой
18,9
18,7
24,6
23,1
Овес
14,7
16,3
17,1
17,9
Кукуруза  на  зерно
36,2
29,3
38,6
35,3
Просо
10,4
11,2
13,8
10,0
Гречиха
8,1
8,4
9,2
9,0
Рис
43,9
45,1
46,0
51,4
Зернобобовые  культуры
16,0
14,1
18,4
16,5
Лен-долгунец (волокно)
6,1
7,2
7,8
8,2
Сахарная  свекла  (фабричная)
325,4
292,0
362,4
323,2
Подсолнечник на зерно
11,4
11,3
12,3
11,5
Соя
9,1
8,5
10,5
11,9
Картофель
130,2
129,0
137,5
142,7
Овощи
178,9
183,8
196,2
199,2

 
Рассмотрев  таблицу, мы можем увидеть  непостоянность в урожайности. В разных сельскохозяйственных культурах урожайность самая  разная. Сбор зерновых и зернобобовых культур постепенно увеличивался в  период с 2006 года по 2008 год, так к 2008 году он увеличился на 4.9 ц/га, а вот  в 2009 году произошел спад на 1,1 ц/га по сравнению с 2008 годом.
Примерно  тоже самое мы можем увидеть в  урожайности пшеницы. До 2008 года урожайность  увеличивалась, а 2009 году произошло  уменьшение, но все равно превышало  значение 2006 года на 3,7 ц/га.
Урожайность овса с годами растет. Так в 2009 году он добрался до значения 17.9 ц/га, что  на 3.2 ц/га больше, чем в 2006 году.
В сборе  кукурузы мы видим непостоянность. С годами происходит то увеличение, то уменьшение урожайности. В 2007 году произошло  уменьшение, а в 2008 – увеличение и она превысила значение 2006 года, а в 2009 году произошел спад и стал равняться значению 35,3 ц/га, что меньше 2006 года на 0,9 ц/га.
Урожайность гречихи находится примерно на одном  уровне, если изменения и происходят, то совсем незначительные.
Урожайность риса с годами растет, так в 2009 году она выросла на 7,5 ц/га по сравнению  с 2006 годом.
Урожайность растет и в такой культуре как  картофель и в других овощах. Но это происходит не со всеми культурами, каждая культура развивается по своему, что зависит от самых разных условий.
Таблица 2 – Поголовье скота и птицы, тысяч голов[18].
 
1
2
3
4
5
КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ
       
в хозяйствах всех категорий
21562
21546
21040
20677
В  том числе:
       
в  сельхозорганизациях
10616
10296
9863
9555
в хозяйствах населения
9853
10026
9944
9765
в крестьянских (фермерских)  хозяйствах
1092
1223
1233
1358
Из  них:  
КОРОВЫ
       
в хозяйствах всех категорий
9360
9320
9127
9029
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
В том числе:
       
в  сельхозорганизациях
4077
3975
3862
3768
в хозяйствах населения
4805
4816
4727
4627
в крестьянских (фермерских)  хозяйствах
477
530
538
634
 СВИНЬИ
       
в хозяйствах всех категорий
16185
16340
16165
17236
В том числе:
       
в  сельхозорганизациях
8431
8711
9247
10598
в хозяйствах населения
6938
6775
6121
5869
в крестьянских (фермерских)  хозяйствах
816
854
797
769
ОВЦЫ И КОЗЫ
       
в хозяйствах всех категорий
20195
21503
21772
21988
В том числе:
       
в  сельхозорганизациях
4168
4116
4189
4678
в хозяйствах населения
10808
11138
10987
11196
в крестьянских (фермерских)   хозяйствах
5219
6250
6596
6114
ПТИЦА
       
в хозяйствах всех категорий, млн голов
 
375
 
389
 
405
 
436
В том числе:
       
в  сельхозорганизациях
256
275
299
333
в хозяйствах населения
115
111
102
99
в крестьянских (фермерских) хозяйствах
 
4
 
4
4
4

 
 
Анализируя  таблицу, мы можем сказать, что происходит увеличение поголовья скота почти  во всех видах, исключение составляют лишь коровы. Их число с годами уменьшается. Так если в 2006 году их число составляло 9360 тысяч, то в 2009 – 9029 тысяч, что на 1,04% меньше 2006 года.
Поголовье остальных видов животных с годами растет. Так число свиней выросло  на 1051 тысяч голов по сравнению  с 2006 годом и на 1071 тысячу – с 2008 годом. Увеличивается и число  коз и овец: в 2007 году произошло  увеличение на 1308 тысяч, в 2008 – на 269 по сравнению с 2007 годом, а в 2009 –  на 216 сравнивая с 2008, что на 1793 тысячи больше 2006 года. Происходит увеличение птицы, так в 2009 году число поголовья  птицы увеличилось на 1,16% к 2006 году.
Из диаграмм мы видим, что меньше всего скота  находиться в крестьянско-фермерских хозяйствах, на втором месте по численности  находятся хозяйства населения. Но первое почетное место занимают сельхозорганизации. Они выращивают больше всего животных и с годами их численность выращивания крупнорогатого скота падает, а численность свиней растет.
Таблица 3 - Производство  основных  видов  продукции  животноводства[18].
 
 
Скот и птица на убой (в живой массе), тыс. т
       
в хозяйствах всех категорий
8064
8746
9331
9972
В том числе:
       
в  сельхозорганизациях
3780
4292
4851
5482
в  хозяйствах населения
4061
4185
4175
4163
в  крестьянских (фермерских) хозяйствах
 
224
 
270
 
304
 
327
 
Молоко,  тыс. т
       
в хозяйствах всех категорий
31339
31988
32363
32570
В том числе:
       
в  сельхозорганизациях
14135
14163
14246
14495
в  хозяйствах населения
16081
16542
16737
16651
в  крестьянских (фермерских) хозяйствах
 
1123
 
1284
 
1379
 
1425
 
Яйца,  млн шт.
       
в хозяйствах всех категорий
38216
38208
38058
39429
В том числе:
       
в  сельхозорганизациях
28537
28428
28396
29858
в  хозяйствах населения
9406
9467
9325
9261
в  крестьянских (фермерских) хозяйствах
 
273
 
314
 
337
 
310
 
Шерсть,  тыс. т
       
в хозяйствах всех категорий
50,3
52,0
53,5
54,7
В том числе:
       
в  сельхозорганизациях
11,3
11,0
9,9
10,8
в  хозяйствах населения
26,6
28,9
29,6
29,4
в  крестьянских (фермерских) хозяйствах
 
12,4
 
12,0
 
14,0
 
14,4

С годами производство животноводческой продукции  увеличивается по всем показателям. Это происходит и в производстве скота и птицы, в производстве молока, яиц, шерсти. Увеличение происходит равномерное без видимых скачков.
Причины, по которым люди выбирают пищу, являются комплексными, на решение оказывают  влияние индивидуальные и социальные возможности и предпочтения. К  тому же, пищевые приоритеты быстро меняются, и смена предпочтений, как количественных, так и качественных, учащается по мере роста благосостояния людей и урбанизации населения  в целом.
 
2.2 Оценка  состояния аграрной сферы в России
 
О состоянии  растениеводства. По состоянию на 10 октября 2011 г., зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с площади 39,4 млн. га (89 % к площади сева). Намолочено 90,9 млн. тонн зерна в бункерном  весе (61,3 млн. тонн и 93,0 млн. тонн – на соответствующую дату в 2010 г. и 2009 г). Урожайность составляет 23,1 ц/га (в 2010 г. – 18,9 ц/га, в 2009 г. – 24 ц/га).
Ход уборки основных сельскохозяйственных культур  на 10 октября 2011 г. представлен в  таблице.
Таблица 4 – Ход уборки основных сельскохозяйственных культур на 10 октября 2011 г[18].
Наименование регионов
Обмолочено, тыс.га
% к площ. уборки
Намолочено, тыс. тонн
Урожайность, ц/га
2011
2010
2009
2011
2010
2009
Зерновые и зернобобовые культуры
39405,4
89,3
90921,0
61250,7
93027,8
23,1
18,9
24,0
Пшеница
23525,2
91,6
56673,3
41058,6
58887,5
24,1
19,6
24,7
Ячмень
7504,5
94,3
17179,0
8423,6
18197,3
22,9
17,4
24,7
Кукуруза на зерно
540,6
31,0
2399,5
2134,1
1044,2
44,4
28,3
35,0
Подсолнечник
1995,4
26,3
3431,7
3675,9
3296,5
17,2
10,5
13,5
Рапс
693,5
75,4
853,2
572,8
529,6
12,3
11,8
12,8
Продолжение таблицы 4
Сахарная свекла
503,8
39,0
18785,9
10402,2
12041,0
372,9
223,9
296,4
Соя
597,4
49,0
939,2
564,4
185,5
15,7
12,0
13,3
Картофель
160,6
71,3
3109,9
1985,7
3698,7
193,6
127,7
188,6
Овощи
53,3
51,5
932,9
883,8
1099,8
174,9
151,4
191,7

 
Лен-долгунец вытереблен на площади 51,5 тыс.га, что  составляет 91% площади сева (в 2010 г.- 46,тыс.га., в 2009 – 59,3 тыс.га).
Валовой сбор зерна в 2011 г. прогнозируется в  объеме 90 млн. тонн (в весе после доработки), что позволит с учетом переходящих  остатков, имевшихся на начало сельхозгода, и объема внутреннего потребления  экспортировать в 2011/2012 сельхозгоду  около 20 млн. тонн зерна.
Минсельхозом  России проведены организационные  мероприятия по подготовке государственных  закупочных интервенций в отношении  зерна нового урожая. Однако на фоне положительных изменений конъюнктуры  зернового рынка и наличия  значительных объемов зерна в  интервенционном фонде (6,6 млн. тонн) решение о начале интервенций  будет приниматься с учетом фактических  объемов валового сбора зерна  в различных регионах.
О состоянии  животноводства. В январе-сентябре 2011 г., в хозяйствах всех категорий, по оценке, произведено скота и  птицы на убой 7,0 млн.тонн (в живом  весе), что на 4,5 % больше, чем за соответствующий  период прошлого года. Производство свиней на убой увеличилось на 4,6 %, птицы  – на 11,4 %, овец и коз – на 1,3 процента. Производство крупного рогатого скота при этом уменьшилось на 5,3 процента.
Производство  молока уменьшилось на 1,7 % и составило 25,0 млн. тонн при увеличении среднего надоя молока на одну корову (в сельхозорганизациях) на 0,8 % или 30 кг (до 3602 кг).
С начала года произведено 31,2 млрд. шт. яиц или 100,9 % к 2010 году. Средняя яйценоскость в сельхозорганизациях превысила  уровень 2010 года на 2 шт. и составила 230 шт.
На 1 октября 2011 г. в хозяйствах всех категорий  насчитывалось крупного рогатого скота 20,7 млн. голов (98,2 % к 1 октября 2010 г.), в  том числе коров – 8,9 млн. голов (99,4 %), свиней – 18,7 млн. голов (100,1 %), овец и коз – 24,1 млн. голов (102,0 %), птицы (в сельхозорганизациях) - 365,2 млн.голов (106,0%).
О финансовом обеспечении сельхозтоваропроизводителей. На государственную поддержку сельскохозяйственного  производства и социальное развитие села в 2011 г. предусмотрены субсидии в объеме 109515,8 млн.рублей. По состоянию  на 1 октября т.г. указанные субсидии профинансированы в объеме 80322,8 млн.рублей (73,3%), из них на возмещение части  затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет  предусмотрено – 47513,2 млн.рублей, профинансировано – 34802,6 млн.рублей (73,2%); на возмещение части  затрат на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе предусмотрено  – 5897,6 млн.рублей, профинансировано – 4160,2 млн.рублей (70,5%); на возмещение части  затрат на уплату процентов по кредитам, полученные на срок до 1 года предусмотрено - 18713,4 млн.рублей, профинансировано – 14443,3 млн.рублей (77,2%); на развитие промышленного  рыбоводства предусмотрено – 140,0 млн.рублей, профинансировано – 121,3 млн.рублей (86,6%); на поддержку элитного семеноводства  предусмотрено – 1716,9 млн.рублей, профинансировано – 1021,1 млн.рублей (59,5%); на компенсацию  части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и  многолетних насаждений предусмотрено  – 5000,0 млн.рублей, профинансировано – 3426,3 млн.рублей (68,5%); на поддержку завоза семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрено – 405,6 млн.рублей, профинансировано – 358,1 млн.рублей (88,3%); на поддержку производства льна и конопли предусмотрено – 246,7 млн.рублей, профинансировано – 53,9 млн.рублей (21,9%); на закладку и уход за многолетними насаждениями предусмотрено – 771,4 млн.рублей, профинансировано – 460,1млн.рублей (59,6%); на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений предусмотрено – 252,8 млн.рублей, профинансировано – 194,4 млн.рублей (76,9%); на поддержку племенного животноводства предусмотрено – 3500,0 млн.рублей, профинансировано – 3436,9 млн.рублей (98,2%); на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота предусмотрено 5000,0 млн.рублей, профинансировано в полном объеме (100,0%); на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства предусмотрено – 369,5 млн.рублей, профинансировано – 224,2 млн.рублей (60,7%); на поддержку овцеводства предусмотрено – 769,7 млн.рублей, профинансировано – 646,4 млн.рублей (84,0%); на поддержку экономически значимых региональных программ предусмотрено – 6000,0 млн.рублей, профинансировано – 399,6 млн.рублей (6,7%); на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации в рамках ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2012 годы и на период до 2013 года» предусмотрено – 5500,0 млн.рублей, профинансировано – 4852,4 млн.рублей (88,2%); в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований) предусмотрено – 3199,0 млн.рублей, профинансировано – 2554,3 млн.рублей (79,8%) и субсидии на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, предусмотрено – 4520,0 млн.рублей, профинансировано - 4167,7 млн.рублей (92,2%).
Кроме того, в рамках ФЦП «Сохранение и  восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального  достояния России на 2006-2010 годы и  на период до 2013 года» предусмотрено - 5505,0 млн.рублей, профинансировано – 5270,3 млн.рублей (95,7%), из них на мелиоративные  и реабилитационные мероприятия  предусмотрено – 1440,0 млн.рублей, профинансировано – 1369,8 млн.рублей (95,1 %); на строительство  мелиоративных систем предусмотрено  – 4000,0 млн.рублей, профинансировано – 3900,5 млн.рублей (97,5%); на мониторинг плодородия почв предусмотрено – 65,0 млн.рублей, финансирование не производилось.
 
2.3 Партнерство  России с другими странами  в области аграрной сферы
 
Россия  исторически была аграрной страной  и одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Сельскозозяйственные отрасли  страны разнообразны: производство зерновых культур, животноводство, овощеводство и многое другое. Однако за последние  несколько десятилетий страна начала выступать в роли импортера сельхозпродукции. Проблемы села - одни из наиболее насущных в современной экономике России.
В 2006 г. Россия занимала 1-е место в мире по производству подсолнечника (было собрано 6,7 млн  т семян подсолнечника) и 5-е место  в мире по производству зерна (после  ЕС, Китая, Индии и США; было произведено 44,9 млн т зерна, что составляет 7% от мирового производства.
Однако, имея 10% пашни всего мира и 50% чернозема, Россия выступает теперь в роли импортера  и, почти половину продуктов завозит  из-за границы. При этом "беспризорными" остаются 40 миллионов гектаров пашни.
Например, по импорту сахара-сырца Россия занимает 1-е место в мире (в 2006 г. ввезено 2,63 млн т). В том же году был  удвоен импорт свинины в Россию из Германии, Дании, Канады.
К 2009 г. импорт продовольствия вырос в два раза, по сравнению с 2005 г. Это связано  с разрывом между ростом внутреннего  спроса на продовольствие и ростом отечественного производства: доходы населения за период вырастут почти  наполовину 48%, а производство сельхозпродукции - лишь 12%.
В разных сегментах рынка ситуация резко  отличается. Самое сильное давление импорта идет на рынке мяса, консервированных овощей.
Ситуация  в птицеводстве лучше. Доля импорта  курицы уменьшается из года в год (за первые 7 месяцев 2006 г. импорт снизился на 11,3 тыс. тонн. Производство мяса птицы  в России растет уже пятый год  подряд в среднем на 15% в год. К 2009 году общий рост к показателю 2005 г. составит 50%.
Издержки  наших сельхозпроизводителей растут (например, почти на 20% выросли тарифы на электроэнергию в 2006 г.). Меры принимаемые  государством: зерновые интервенции, увеличение пошлин на экспорт пшеницы и ячменя, уменьшение пошлин на ввоз молочных продуктов, а также договоренности с торговыми  сетевиками заморозить цены,- дают лишь временные результаты и не могут  остановить рост цен на российскую сельхозпродукцию. К концу 2007 г. российские цены на зерно практически достигли уровня мировых, разница составила  примерно 10%. За зерном подтягивается  и мясо.
В частности, хороший урожай зерновых 2009 года сделал зерно стратегическим экспортным продуктом  – более 20 миллионов тонн российского  зерна было продано на мировом  рынке. Данная тенденция сохранилась  и в 2010 году – за январь 2010 года было экспортировано 1.54 млн т зерна, что  превышает показатели за аналогичный  период прошлого года. Такой прорыв позволил нашей стране войти в  тройку мировых лидеров зернового  рынка.
Основными покупателями российского зерна  на мировой арене выступают страны Южной Европы, Северной Африки и  ближнего Востока, а также страны СНГ. Одновременно Россия импортирует  ряд зерновых культур, в частности  кукурузу из европейских стран и  США, а также наша страна закупает ценную пшеницу из Казахстана, Италии, Канады[11].
Производство  ряда наименований с/х продукции  не может полностью удовлетворить  потребности россиян, и это приводит к зависимости от импорта данных товары. Конкретно это касается мяса, молочной продукции, сахара – от 15 до 40% этой продукции ввозится в Россию из-за рубежа. Мясо наша страна закупает в Белоруссии и странах латинской  Америки, а мясо птицы — в Европе и США. Молочные продукты ввозятся из стран Евросоюза, Белоруссии, Украины. Поставщиками сахара для России являются Белоруссия и другие страны СНГ, а  также ряд государств дальнего зарубежья, например, Бразилия. Однако производство этих продуктов в нашей стране растет год от года, поэтому доля импорта сокращается.
Продовольственные интересы России удовлетворяются за счет собственного производства внутри страны и ввоза импортных продуктов. В то же время высокие темпы  производства отдельных наименований сельскохозяйственной продукции позволяют  осуществлять экспорт в другие страны[11].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1  Государственная  программа на 2013-2020 годы
 
Характеристика  основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу:
Подпрограммы  и включенные в них основные мероприятия, а также федеральные целевые  программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих  и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную  независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных  связей, устойчивое развитие сельских территорий, позитивное влияние на макроэкономические показатели страны.
Подпрограммы  развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий: производство сельскохозяйственной продукции соответствующих  видов, ее переработки, развития инфраструктуры и регулирования рынков, кредитование и страхование.
Подпрограмма  «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции  растениеводства» включает основные мероприятия:
    повышение плодородия почв, вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный оборот;
    сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;
    развитие селекции и семеноводства;
    стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;
    развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;
    развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;
    поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
    развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка продукции растениеводства;
    кредитование подотрасли растениеводства;
    сельскохозяйственное страхование;
    развитие переработки продукции растениеводства;
    регулирование рынка продукции растениеводства и продуктов ее переработки.
В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых  из растениеводческого сырья, площади  закладки многолетних насаждений и  виноградников, площади посевов  кормовых культур в районах Крайнего Севера, удельный вес отечественного производства в ресурсах внутреннего  рынка зерна, сахара, растительного  масла, картофеля.
Объем бюджетных  ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета  за весь период ее реализации составляет  
569 782 325,11 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 97 063 854,31 тыс. руб.
В подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции» выделены основные мероприятия:
    племенное животноводство;
    развитие мясного и молочного животноводства;
    развитию козоводства и овцеводства;
    развитие северного оленеводства и табунного коневодства;
    мероприятия в области ветеринарии;
    развитие переработки животноводческой продукции;
    поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
    развитие инфраструктуры и логистического обеспечения мясного и молочного рынков, регулирование мясного и молочного рынков;
    кредитование подотрасли животноводства;
    сельскохозяйственное страхование;
    регулирование мясного и молочного рынков.
Индикаторами  реализации подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла животного, мощностей по убою скота и его первичной переработки, удельный вес отечественной мясной и молочной продукции в общих  их ресурсах.
Объем бюджетных  ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета  составит за весь период ее реализации  
701 882 347,15 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 102 026 432,06 тыс. руб.
Подпрограмма  «Поддержка малых форм хозяйствования»  представляет собой продолжение  и расширение мероприятий государства  в области поддержки малого предпринимательства, включая основные направления:
    поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;
    развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
    кредитование малых форм хозяйствования;
    государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных;
    оформление земельных участков в собственность фермерскими хозяйствами.
В качестве индикаторов подпрограммы предусмотрены  следующие: количество вновь созданных  крестьянских (фермерских) хозяйств; количество построенных ими или реконструированных семейных животноводческих ферм; объемы субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования; прирост выручки сельскохозяйственных и потребительских кооперативов; площадь земельных участков, оформленных  в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Общий объем  финансирования мероприятий подпрограммы за весь период ее реализации за счет средств  федерального бюджета составит  
109 241 301,37 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 15 696 560,38 тыс. руб.
Прогноз реализации Государственной программы  основывается на достижении уровней  её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов  по соответствующим подпрограммам  и федеральным целевым программам, включенным в Государственную программу.
В части  основных показателей Государственной  программы прогнозируются:
    индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. – 139% (к 2009 г. – 127,6%), в том числе продукции растениеводства – 163,1% (к 2009 г. – 125,7%), продукции животноводства – 125,0% (к 2009 г. – 129,3%);
    индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2020 г. к 2009 г. – 1,6 раза;
    индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2010 г. – 2,3 раза;
    уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020г. – 27%;
    достижение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны к 2020 г. до 95%;
    индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010  г. – 1,7 раза.
Основные  мероприятия, осуществляемые субъектами Российской Федерации в составе  Государственной программы обеспечивают достижение её целей и задач, учитывают  специфику природно-экономических  условий функционирования региональных агропромышленных комплексов и реализуются  на основе:
    софинансирования основной части мероприятий с федеральным бюджетом в размерах, определенных в Государственной программе или в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
    реализации экономически значимых региональных программ, финансирование которых осуществляется при поддержке средств федерального бюджета, в соответствии с основными мероприятиями Государственной программы;
    осуществления региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансируемых из средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации или внебюджетных источников.
В реализации Государственной программы принимают  участие:
      ОАО «Росагролизинг»;
      ОАО «Россельхозбанк»;
      ОАО «Объединенная зерновая компания».
При реализации целей и задач Государственной  программы осуществляются меры, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных  результатов.
К рискам относятся:
    макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
    внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
    природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, росту импорта продовольственных товаров.
Управление  рисками реализации Государственной  программы будут осуществляться на основе:
    использования мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ);
    проведения мониторинга угроз и рисков развитию АПК и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК;
    подготовки и представления в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ) ежегодно в Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации Национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы, в котором при необходимости могут вноситься предложения о корректировке Государственной программы.
Эффективность реализации Государственной программы  в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам  по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к  базовому году.
Индексы валовой продукции сельского  хозяйства и производства пищевых  продуктов указывают на эффективность  реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций – на возможность осуществления  модернизации и инновационного развития, динамика производительности труда  и уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях – на эффективность  производства и экономического механизма  их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и  в целом по экономике страны –  на степень решения социальных проблем  отрасли.
Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для  расчёта динамики и темпов их изменения  по сравнению с предыдущим годом  или иным периодом.
Показатели  подпрограмм и федеральных целевых  программ предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий  или указывают на результативность наиболее существенных направлений  государственной поддержки агропромышленного  комплекса.
Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной  службой государственной статистики ежеквартально обобщают и анализируют  статистическую и ведомственную  отчётность по использованию бюджетных  средств и реализации других показателей  Государственной программы для предоставления информации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, размещения этой информации на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Для повышения  эффективности использования средств  федерального бюджета Минсельхозом России с субъектами Российской Федерации  ежегодно заключаются соглашения о  предоставлении субсидий на поддержку  сельскохозяйственного производства (далее – Соглашение).
Соглашением предусматриваются следующие обязательства  субъектов Российской Федерации:
- обязательство  представлять в Минсельхоз России  утвержденные нормативные правовые  акты субъектов Российской Федерации,  определяющие порядок и условия  предоставления средств государственной  поддержки получателям;
- обязательство  еженедельно представлять в Минсельхоз  России информацию о доведении  средств государственной поддержки  до получателей;
- обязательство  по подготовке и утверждению  решением высшего исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации  графика доведения средств государственной  поддержки до получателей и  согласованию его с Минсельхозом  России до подписания соглашения.
Оценка  эффективности выполнения показателей  Государственной программы производится на основе представляемой ежеквартально  субъектами Российской Федерации информации о выполнении соответствующих индикаторов  и количественных показателей, определенных в утверждаемым Минсельхозом России "паспорте региона".
Минсельхозом  России осуществляется еженедельный мониторинг за использованием субъектами Российской Федерации средств федерального бюджета, выделяемых на цели государственной поддержки. Приказами Минсельхоза России определены формы, сроки и порядок предоставления субъектами Российской Федерации отчетности по всем направлениям государственной поддержки.
Органы  управления АПК субъектов Российской Федерации, уполномоченные на взаимодействие с Минсельхозом России (далее –  уполномоченные органы) предоставляют  по установленной форме необходимые  для проведения анализа данные, на основании которых, в случае выявления  отклонения от взятых на себя субъектом  Российской Федерации обязательств проводится работа по определению причин невыполнения.
В случае если в отчетном финансовом году субъектом  Российской Федерации не достигнуты установленные соглашением о  предоставлении субсидии значения целевых  показателей использования субсидий, Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации принимает  решение о сокращении размера  предоставляемых субсидий на год, следующий  за отчетным финансовым годом.
Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации (выборочно) не реже одного раза в три года и в заключительный год реализации Государственной  программы проводит выборочное обследование сельскохозяйственных и других товаропроизводителей агропромышленного комплекса, хозяйств населения по вопросам реализации Государственной  программы.
Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно в срок до 15 мая  готовит Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной  программы. В Национальном докладе  дается оценка хода реализации Государственной  программы в целом, по ее подпрограммам  и вошедшим в неё федеральным  целевым программам за прошедший  год, а по наиболее значимым показателям (индикаторам) – нарастающим итогом. По каждой подпрограмме, федеральной  целевой программе анализируется выполнение намеченных задач, достижение предусмотренных в них показателей (индикаторов), эффективность использования бюджетных средств.
Национальный  доклад представляется в установленном  порядке в Правительство Российской Федерации и после его утверждения  направляется в Федеральное Собрание Российской Федерации, публикуется  в средствах массовой информации и размещается на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» Министерством  сельского хозяйства Российской Федерации создается экспертная комиссия, которая ежегодно в указанные  выше сроки составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности подпрограмм (основных направлений), федеральных целевых  программ, входящих в Государственную  программу, степень достижения целей  и задач Государственной программы  и рекомендации о внесении изменений  и дополнений в указанные подпрограммы (основные направления),федеральные  целевые программы.
В состав указанной экспертной комиссии входят независимые эксперты, представители  отраслевых ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия и других некоммерческих организаций, представители федеральных  органов исполнительной власти, представители  органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение  экспертной комиссии направляется одновременно с Национальным докладом в органы государственной власти Российской Федерации, публикуется в средствах  массовой информации и размещается  на сайте Министерства сельского  хозяйства Российской Федерации[18].
Стратегические  цели развития отрасли – это продолжение  модернизации и переход к инновационной  модели развития.
Выполняя  поручение Президента и Председателя Правительства РФ, министерство разработало  новую государственную программу  до 2020 года.
Ключевыми задачами Госпрограммы останутся обеспечение  продовольственной безопасности, поддержание  достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также комплексное развитие социальной сферы села.
Кроме того, наряду с поддержкой животноводства, растениеводства, устойчивым развитием  сельских территорий и дальнейшим совершенствованием системы информа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.