Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в Российской Федерации полным ходом развернулось реформирование социальной сферы. В связи с этим исследование различных аспектов понятия социальных прав как важнейшей
составляющей  общей системы прав и свобод человека и гражданина является необходимым.
Права человека представляют собой ценность, принадлежащую  всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст.ст. 1 и 7) определяет Россию как демократическое правовое социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого. Одним из обязательных его признаков, отличающим социальное государство от иных, является конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту.
Основным элементом  конституционно-правовой концепции  социальной государственности выступают, как было сказано ранее, конституционные социальные права. Данные права в условиях современной цивилизации выступают как основные, неотъемлемые возможности каждого человека, гарантирующие защиту и поддержку со стороны общества и государства в случаях объективной невозможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи, содействие в получении доступа к основным ценностям цивилизованного общества.
В настоящее время в нормативных правовых актах и научной литературе отсутствует единый подход к определению понятия социальных прав человека и гражданина. В подавляющем большинстве научных трудов по конституционному праву основные социальные права рассматриваются в единстве с экономическими и культурными правами, что, естественно, затрудняет точное уяснение понятия и содержания самих социальных прав.
Целью данной работы является раскрытие понятия «основные права человека и гражданина в РФ».
Задачи:
      уточнить понятие основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации; показать их место и роль в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина; более полно раскрыть с позиций государственно-правовой науки суть, содержание и специфические характеристики основных социальных прав;
      уточнить классификацию основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации;
      исследование механизмов реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации.
Объектом данной работы выступают социальные права человека и гражданина в РФ.
Предмет – понятие социальных прав человека и гражданина в РФ.
Методологическую  основу исследования составили общенаучные  методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, метод комплексного подхода и другие.
Теоретической базой курсовой работы послужили труды таких выдающихся специалистов, как: М.В. Баглай, В.А. Туманов, А.А. Мишин, Козлов А.Е., Иваненко В.А., Иваненко B.C.,  Глотов С.А., Кочеткова Л.Н., И.В. Суркова, Валеев Р.М., Зорькин В.Д., Михалев И.В.

Глава 1. Конституционно-правовая природа социальных прав.

1.1.Понятие и сущность социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации.

 
Становление России как социального государства объективно приводит к возрастанию роли социальных прав. Они закреплены в Конституции РФ и международных правовых актах. В связи с этим является достаточно актуальным исследование различных аспектов понятия социальных прав как важнейшей составляющей общей системы прав и свобод человека и гражданина.
Важной чертой социальных прав является то, что при  помощи них обеспечивается удовлетворение жизненных потребностей личности, без  которых невозможна нормальная  жизнедеятельность человека. То есть - это то, что объединяет человека и общество. Социальные права, как и иные группы прав человека, представляют собой юридически гарантированные возможности, правовое «одобрение» определенных притязаний индивида к обществу. Реальность этим правам придает закрепление на уровне конституций государства. Вместе с тем социальные права являются ключевыми в системе прав человека, что нашло свое отражение в Конституции СССР 1977 года, и, думается, не случайно.
"Об особом  месте социальных прав среди других конституционных прав граждан можно говорить лишь в том смысле, что они возникли в нашем конституционном законодательстве"1. Конституции других государств до 40-х годов XX века не упоминали о социальных правах граждан, за исключением мексиканской Конституции 1917 года и Веймарской Конституции 1919 года.
В настоящее время в нормативных правовых актах и научной литературе отсутствует единый подход к определению понятия социальных прав человека и гражданина.
М.В. Баглай и  В.А. Туманов не выделяют социальные права в самостоятельную группу и дают определение их понятия через общую дефиницию всей группы родственных прав - «экономические, социальные и культурные права призваны гарантировать свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах, дать ему возможность удовлетворить свои жизненные потребности»2. Аналогична позиция и А.А. Мишина, который отмечает, что «социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества»3.
В научной литературе предпринимались попытки классифицировать группу прав человека и прав личности с выделением в них социальных прав. В подавляющем большинстве научных трудов по конституционному праву основные социальные права рассматриваются в единстве с экономическими и культурными правами, что, естественно, затрудняет точное уяснение понятия и содержания самих социальных прав. Так, например, социально-экономические права рассматривались учеными цивилистами в свете трудовых отношений и их взаимосвязи с имущественными отношениями. Ученые государствоведы чаще делили основные социально-экономические права на экономические, социальные и культурные. Третьи к социальным правам относили право человека на жизнь. Четвертые выделяли группу социальных прав в широком смысле, куда включались права граждан на образование, на пользование достижениями культуры. Пятые к социальным правам относили также пpaво на жилище, право на образование, право на охрану здоровья. Шестые часто квалифицировали социально-экономические права как трудовые, к которым, в частности, относили право на труд, на отдых, на материальное обеспечение старости, в случае болезни и т.д. Выделение в системе прав личности социальных прав, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей, отличается своей неопределенностью, поскольку удовлетворение таких потребностей происходит при помощи всех социально-экономических, политических и личных. В то же время эти права возникают между участниками общественных отношений, их осуществление гарантируется государством, и поэтому они не могут быть не социальными. Данный тезис продолжает сохранять свою актуальность и применительно к ныне действующей Конституции Российской Федерации, поскольку в удовлетворении многообразных потребностей граждан и в настоящее время участвует весь спектр прав человека, закрепленный Конституцией РФ, который действует в обществе, потому он является общественным, т.е. социальным. Социальные права в современной Конституции РФ отдельно не выделены и включены в главу вторую.
Вместе с  тем не существует единого понятия в сфере международного права и в рамках Европейского Союза относительно социальных прав, социальной защиты и социального обеспечения. Национальные законодательства в каждом конкретном случае решают этот блок вопросов по-разному.
При рассмотрении проблемы социальных прав необходимо отметить, что все позитивные права  имеют отношение либо ко всему  обществу в целом, либо к отдельно взятому человеку. Позитивное право  регулирует отношения между людьми, т.е. общественные отношения. Поэтому с этой точки зрения их все можно отнести к социальным правам. Однако такой подход определенности в данный вопрос не внесет.
Думается, что  более удачным был бы подход, при  котором к числу социальных прав отнесены не все позитивные права, принимаемые в обществе, а только те, которые имеют непосредственное отношение к конкретному человеку и определяют его материальное и духовное благополучие в обществе. Это также достаточно широкий круг прав, но имеющих нечто более определенное и конкретное. В этом случае не нужно будет некоторые социальные права называть социально-экономическими или культурными и т.д. Все они имеют одинаковую природу происхождения, прямое отношение к отдельно взятой личности, определяют ее материальное и духовное положение в конкретном обществе. 
По мнению В.А.Иваненко и В.С.Иваненко, термин "социальные права" обозначает совокупность определенных прав и свобод человека, обеспечивающих ему достойный уровень жизни и необходимую социальную защищенность. Ими также отмечается, что "социальные права в современной отечественной науке не получили еще должного исследования”4. Кроме того, вышеупомянутыми авторами, наряду с термином “социальные права”, употребляется термин “социальные права человека”. Думается, что с ним можно согласиться, поскольку в понятийном смысле он не расширяет смысла первого термина и в обоих случаях речь идет о правах, имеющих непосредственное отношение к человеку. То есть и социальные права, и социальные права человека могут употребляться как равнозначные термины.
По мнению А.Е.Козлова, главной характерной чертой социальных прав является то, "что они призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии"5. К их числу он, прежде всего, относит такие социальные права, которые направлены на удовлетворение материальных потребностей гражданина и, как правило, вне зависимости от количества и качества вложенного труда.
Здесь необходимо отметить, что А.Е.Козлов под социальными  правами понимает те, которые направлены на удовлетворение лишь материальных благ человека. С этим сложно согласиться, поскольку при таком подходе вопросы удовлетворения духовных потребностей человека остаются без рассмотрения, что, по нашему мнению, недопустимо.
Н.В. Путило в диссертационном исследовании на тему “Основы правового регулирования социальных прав” предлагает определение социальных прав как “естественных, неотчуждаемых возможностей, гарантирующих защиту и поддержку со стороны общества и государства в случае объективной невозможности самостоятельно обеспечить достойные условия существования для себя и своей семьи, обеспечивающих доступность элементарных благ цивилизованного общества”6. С такой позицией также трудно согласиться, т.к. она носит общий характер и в ней не говорится о духовных потребностях человека, без которых трудно представить человека человеком.
И, наконец, В.А.Иваненко и В.С.Иваненко одними из немногих предлагают следующее понятие социальных прав: "Социальные права - это признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых для нормального физиологического и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности"7. Безусловно, данное определение более конкретно, но так же не лишено недостатков. При этом важно отметить, что определение социальных прав должно содержать следующие признаки:
- комплекс прав  и свобод;
- относятся  к человеку или гражданину;
- должны быть  закреплены позитивным правом;
- человек или  гражданин наделяется этими правами; 
- государство  материально и юридически гарантирует  их реализацию;
- обеспечивают достойный материальный и духовный уровень субъекту, который определяется аналитическим путем и соответствует сложившемуся историческому уровню материального и духовного развития общества, с учетом мирового опыта человечества.
Таким образом, в качестве определения социальных прав можно предложить следующее. Социальные права - это исторически сложившийся в обществе и признанный государством комплекс прав и свобод, которым должен обладать каждый человек или гражданин, в соответствующих случаях, для получения возможности иметь достойный материальный и духовный уровень благополучия и который соответствует уровню материально-экономического и духовного развития общества на определенном этапе его развития. В него, как представляется, необходимо включить:
- экономические права;
- трудовые права; 
- право на  пенсионное и социальное обеспечение; 
- право на  жилище;
- право на  охрану здоровья и медицинское  обслуживание;
- право на  благоприятную окружающую среду; 
- культурные  права и др.
Наряду с  этим вполне уместно предложение по разработке и принятию кодифицированных нормативных актов по следующим группам социальных прав, например:
- пенсионного  и социального обеспечения РФ;
- медицинского  обслуживания РФ;
- общего и  профессионального образования  РФ;
- культурных прав человека РФ;
- экологических  прав человека РФ.
Проведенный анализ нормативного содержания социальных прав позволил В.А.Иваненко и В.С.Иваненко сделать вывод о том, что “социальные права представляют собой обособленный комплекс норм и принципов, составляющих институт права”, с которым трудно согласиться. В литературе термин “институт” означает устойчивую совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, связанные между собой внутренним единством8. Совокупность социальных прав не одна, их множество, и они расположены в самых различных отраслях российского права. Некоторые отрасли, содержащие в себе совокупность социальных правовых норм, уже сложились и функционируют в качестве таковых, другие же социальные права только начинают формироваться в соответствующие институты, подотрасли и отрасли права.
Таким образом, социальные права - это сложное, многомерное, многоуровневое, комплексное правовое явление. Социальные права - это совокупность отраслей, подотраслей и институтов права.
В то же время, учитывая интеграционный подход к проблеме, необходимо отметить, что социальные права, как и право в целом, содержат в себе идеальное и материальное начала: совесть, идеологию, справедливость, нравственность, психологию, правосознание, волю, экономику, политику, позитивное право и др. Не учитывая в полной мере весь многогранный характер, в том числе социальных прав, сложно проводить взвешенную, согласованную, приемлемую социальную политику в обществе, находящемся на конкретном историческом этапе своего развития.

1.2.Классификация основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации.

 
Понятие социальных прав достаточно широкое и не умещается в рамках только одной конкретной отрасли права. То есть это категория межотраслевая, она может включать в себя, в соответствующих случаях, подотрасли и институты права некоторых отраслей права. Так, например, в социальных правах человека представляется уместным выделить:
- экономические  права; 
- трудовые права; 
- право на  пенсионное и социальное обеспечение;
- право на жилище;
- право на  охрану здоровья и медицинское  обслуживание;
- право на  благоприятную окружающую среду; 
- культурные  права. 
В свою очередь, в каждую из перечисленных категорий  включаются вполне конкретные права.
Так, экономические  права личности включают в себя:
- право частной  собственности; 
- право на  экономическую деятельность.
Трудовые права, в свою очередь, включают в себя:
- право на  труд;
- право на  отдых; 
- право на оплату труда соответственно его количеству и качеству;
- право на  охрану труда и другие.
Право на пенсионное и социальное обеспечение включает в себя все права, регулируемые одноименной  отраслью права. Право на жилище также  включает в себя все права, регулируемые отраслью жилищного права. Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание включает в себя весь перечень прав, связанных с медицинским обслуживанием населения. Право на благоприятную окружающую среду включает в себя всю совокупность экологических прав человека. И, наконец, культурные права включают в себя следующие категории права:
- право на  образование; 
- право на  свободу творчества;
- право на участие в культурной жизни и другие.
Таким образом, становится возможным выделение  из всего массива позитивного права конкретных прав, имеющих прямое отношение к материальному и духовному благополучию граждан. Одновременно отпала бы необходимость различать социальные права в широком и узком смыслах, а право на социальное обеспечение продолжило бы обособленное существование в виде отдельной, устоявшейся отрасли права. В тоже время, весь комплекс прав, содержащихся в данной отрасли права, является неотъемлемой частью социальных прав.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина

2.1.Конституционные гарантии социальных прав гражданина в Российской Федерации

 
Права человека представляют собой ценность, принадлежащую  всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей; устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»9.
Конституция Российской Федерации не только закрепляет социальные права граждан, но и тем самым  выступает как основная гарантия доступности для личности системы  общественных благ как минимально необходимых для развития ценностей цивилизации. Сам принцип социального государства вполне может рассматриваться как способ и форма конституционно-правового воплощения идеи социальной справедливости. Социальные права в условиях современной цивилизации выступают как основные, неотъемлемые возможности каждого человека, гарантирующие защиту и поддержку со стороны общества и государства в случаях объективной невозможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи, содействие в получении доступа к основным ценностям цивилизованного общества.
Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит свое развитие в других конституционных нормах.
Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, что само по себе очень важно и характеризует качественное состояние государства, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества.
В связи с этим должен быть определен круг (каталог) социальных прав, подлежащих конституционно - правовой защите.
Конституция РФ, определяя правовое положение личности, вслед за Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом 1966 года провозгласила такие права, как право на труд и его оплату, право на справедливые условия труда, на защиту трудовых прав всеми предусмотренными законом способами, включая право на забастовку, (п. 1-4 ст. 37), право на объединение в профессиональные союзы и свободу профсоюзной деятельности, на отдых (п. 5 ст. 37), защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42),  право на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44)
Этот перечень основных социальных прав - в силу ее статей 17 (часть 1) и 55 (часть 1) - не может считаться исчерпывающим и не препятствует конституционной защите других общепризнанных социальных прав и свобод человека и гражданина.
Наиболее полный перечень социальных прав содержится в части 1 Европейской Социальной Хартии от 3 мая 1996 года (не ратифицирована Российской Федерацией).
Российская Федерация  подписала Европейскую социальную хартию в 2000 г. Ратификация Европейской  Социальной Хартии позволит расширить  каталог социальных прав, подлежащих конституционно-правовой защите. В Конституции РФ в достаточной мере нашли отражение все основные положения Европейской Социальной Хартии, принятой 18 октября 1961 года, и дополнительных протоколов к ней. Речь идет о праве на труд и его справедливые условия (ст.1, 2, 3, 4 Хартии и ст,37 Конституции РФ); праве граждан на объединение (ст.5, 9 Хартии и ст. 30 Конституции РФ); защите материнства и детства (ст. 9 Хартии и ст,43 Конституции РФ); праве на образование (ст. 10 Хартии и ст. 43 Конституции РФ, включая право на профессиональное объединение); праве на охрану здоровья (ст. 11 Хартии и ст. 41 Конституции РФ); социальном обеспечении (ст. 12 Хартии и ст. 7 Конституции РФ); о правах иностранцев (ст. 19 Хартии и ст. 62 Конституции РФ); праве пожилых людей па социальную защиту (ст. 23 Хартии и ст. 39 Конституции РФ) и о праве на жилище (ст. 31 Хартии и ст. 40 Конституции РФ). Конституция РФ и действующее российское законодательство могут быть дополнены конкретными нормами новой редакции Европейской Социальной Хартии, включая право на защиту от бедности и социального отторжения (ч. 1 п. 30), на информацию и консультации на предприятии (ст. 21 Хартии), право участвовать в определении и улучшении условий труда в производственной среде (ст. 22 Хартии), более развернутую редакцию права граждан на социальную защиту людей (ст. 23 Хартии - права пожилых людей, создание социальных служб и т.д.), а также законодательным закреплением идей социальной солидарности, являющихся основой социальной стабильности и цивилизованного экономического развития.
Так же стоит  отметить, что ускорение процесса ратификации Европейской социальной хартии и реализация ее основных положений не только будет способствовать реализации принципа, зафиксированного в статье 7 Конституции Российской Федерации, но защитит и позволит значительному числу россиян выжить в условиях кризиса.

2.2.Механизм реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

 
Категория «социальное государство» может рассматриваться с позиции права, как институциональная характеристика, определяющая конституционно-правовой статус государства и реальные его признаки, раскрывающиеся в практическом обеспечении социальных прав человека и гражданина с помощью законодательно закрепленных и соблюдаемых государством базовых гарантий жизнедеятельности населения.
Другими словами государство является социальным при соблюдении ряда условий:
    если в нем законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно-признанных норм и стандартов;
    если в стране обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоев населения;
    если государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности.
Практически все  ученые согласны, что в нашей стране формирование социального государства  только начинается, причем проходит трудно и весьма противоречиво.
Правовую основу социального государства составляют внутригосударственные и международно-правовые акты, провозглашающие и гарантирующие социально-экономические, культурные, жилищные и другие права. Так, перечень прав и законных интересов граждан закреплен в статьях 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации. Его назначение состоит в признании, гарантировании и обеспечении реализации конституционных прав граждан на жилище, охрану здоровья, образование, социальное обеспечение, свободу научного и иного творчества, на пользование достижениями культуры.
При этом, приоритет  прав человека означает признание человека высшей ценностью в обществе. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков наличия развитого гражданского общества, правового и социального государства.
Конкретизация конституционных социальных прав и гарантий находит свое также постепенное развитие в правоприменительной практике государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций, например, в регулировании минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, минимальных гарантиях медицинской и социальной помощи и т.д.
Функционирование  социального государства обеспечивается, прежде всего, с помощью соответствующих механизмов  социальной политики.
По мнению С.А. Глотова, Л.Н. Кочетковой, «в федеративном государстве государственная социальная политика имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным»10. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Способами распределения являются: конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения (ст. 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации); договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.
Так, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, выполнение между­народных договоров находятся (согласно ст. 72 Конституции РФ) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Представляется, что достижению цели наиболее полной реализации принципа социальной государственности  способствует научная разработка и  законодательное закрепление конституционно-правовой концепции социального государства, основным элементом которой является комплекс социальных прав человека и гражданина, а также проведение эффективной социальной политики как части государственной политики России, поскольку, как верно отмечает М.В. Баглай, «каким бы продуктивным ни был дух личной ответственности человека за свою судьбу, все же значительная часть населения не способна к самообеспечению, и общество должно признать свою обязанность заботиться об их судьбе»11.
Важным шагом  на пути становления социального  государства в России стало создание “Концепции социального государства Российской Федерации”. Согласно данной «важнейшим инструментом социальной политики социального государства является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это – защита от возможных нарушений прав и свобод личности от административного произвола,  от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и от других вредоносных факторов.
В современных  условиях российской действительности в социальной защите нуждаются, прежде всего, малообеспеченные, социально  уязвимые и бедные слои населения».12
В социальном государстве  нормативно-правовые акты закрепляют определенные «государственные социальные стандарты (ГСС), то есть социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства»13. Эффективная их реализация является одним из основных признаков правового и социального государства, а также наличия гражданского общества. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно – правовыми актами социальных норм и нормативов определяют гарантии предоставления социальных услуг (их уровень и соотношения) в отраслях социальной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др. Однако этого сегодня недостаточно.
Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики. По мнению В.И. Жукова, руководителя рабочей группы по разработке "Социальной доктрины Российской Федерации", система государственных социальных стандартов должна охватывать практически все сегменты социальной сферы (в области труда, занятости, ЖКХ, образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной помощи и социального обслуживания).14
К сожалению, как отмечает Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, «на сегодняшний день не существует единой концепции осуществления указанных прав, равно как не существует и единой их классификации на основе характера выполняемой социальной роли»15.
Согласно положениям статьи 18 Конституции Российской Федерации именно права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В правовом государстве  применяются механизмы повышающие ответственность государственных  органов и должностных лиц  перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность  обретает практическое применение только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан.
Например, в  качестве соответствующих базовых  конституционных положений
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.