Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и источники права внешних сношений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Понятие и источники права внешних  сношений
Право внешних сношений представляет собой отрасль международного права, которая состоит из принципов  и норм, регулирующих отношения между  государствами, а также между  государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления  дипломатической деятельности.
Представляется целесообразным дать определение понятию "дипломатическая  деятельность государства". В литературе под подобного рода деятельностью понимают официальную деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима международного правопорядка и законности.
Основными источниками права  внешних сношений являются Венская  конвенция о дипломатических  сношениях 1961 г., Венская конвенция  о консульских сношениях 1963 г., Венская  конвенция о представительстве  государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., другие международные документы  как универсального, так и локального характера.
Что касается внешних сношений РФ, то среди правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских  сношений с иностранными государствами, следует выделить Конституцию РФ, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. "О международных договорах  Российской Федерации". Дипломатическая  деятельность государств реализуется  через систему органов внешних  сношений. Различают внутригосударственные  и зарубежные органы внешних сношений.
К внутригосударственным  органам внешних сношений относятся: глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел, другие ведомства и службы, в функции  которых входит осуществление внешних  сношений по отдельным вопросам.
Статья 86 Конституции РФ устанавливает  следующие полномочия Президента:
1) осуществление руководства  внешней политикой Российской  Федерации;
2) ведение переговоров  и подписание международных договоров  Российской Федерации; подписание  ратификационных грамот;
3) принятие верительных  и отзывных грамот аккредитуемых  при нем дипломатических представителей.
Статья 114 Конституции РФ определяет компетенцию в области  внешних сношений Правительства: осуществление  мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а  также реализация внешней политики Российской Федерации. Более подробно его компетенция закреплена в  Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве  Российской Федерации" (с изм. и  доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г.).
Федеральный конституционный  закон "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает следующие  общие полномочия Правительства  Российской Федерации (ст. 13):
1) организация реализации  внутренней и внешней политики  Российской Федерации; осуществление  регулирования в социально-экономической  сфере;
2) обеспечение единства  системы исполнительной власти  в Российской Федерации, направление  и контроль за деятельностью ее органов;
3) формирование федеральных  целевых программ и обеспечение  их реализации;
4) реализация предоставленного  ему права законодательной инициативы.
Полномочия Правительства  РФ в сфере внешней политики и  международных отношений закреплены в ст. 21 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации":
1) осуществление мер по  обеспечению реализации внешней  политики Российской Федерации;
2) обеспечение представительства  Российской Федерации в иностранных  государствах и международных  организациях;
3) в пределах своих полномочий  заключение международных договоров  Российской Федерации, обеспечение  выполнения обязательств Российской  Федерации по международным договорам,  а также наблюдение за выполнением  другими участниками указанных  договоров их обязательств;
4) отстаивание геополитических  интересов Российской Федерации,  защита граждан Российской Федерации  за пределами ее территории;
5) осуществление регулирования  и государственного контроля  в сфере внешнеэкономической  деятельности, в сфере международного  научно-технического и культурного  сотрудничества.
Таким образом, компетенции  Президента РФ и Правительства РФ в области внешних сношений определены достаточно широко и подробно.
Согласно Положению о  Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 (с изм. от 19 октября 2005 г.), МИД России осуществляет следующие  полномочия:
1) разрабатывает и представляет  в установленном порядке Президенту  РФ и в Правительство РФ  предложения по вопросам отношений  Российской Федерации с иностранными  государствами и международными  организациями на основе анализа  информации по всему комплексу  двусторонних, многосторонних отношений  и международных проблем;
2) вносит Президенту РФ  и в Правительство РФ проекты  федеральных конституционных законов,  федеральных законов, актов Президента  РФ и Правительства РФ, проекты  других документов, по которым  требуется решение Президента  РФ или Правительства РФ, по  вопросам, входящим в компетенцию  МИДа России, а также проект  плана работы МИДа России и  прогнозные показатели его деятельности;
3) на основании и во  исполнение Конституции РФ, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента РФ  и Правительства РФ самостоятельно  принимает нормативные правовые  акты по вопросам, относящимся  к установленной сфере его  деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых  в соответствии с Конституцией  РФ, федеральными конституционными  законами, федеральными законами, актами  Президента РФ и Правительства РФ осуществляется только федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;
4) реализует дипломатическими  и международно-правовыми средствами  усилия Российской Федерации  по обеспечению международного  мира, глобальной и региональной  безопасности, в том числе с  учетом ее ответственности как  постоянного члена Совета Безопасности  Организации Объединенных Наций,  участника общеевропейского процесса  и других региональных механизмов;
5) обеспечивает участие  Российской Федерации в деятельности  Организации Объединенных Наций,  Содружества Независимых Государств, органов Союзного государства,  международных организаций, в  работе международных конференций,  форумов, содействует повышению  роли Российской Федерации как  члена мирового сообщества в  решении глобальных и региональных  международных проблем;
6) участвует в разработке  и реализации государственной  политики в области обеспечения  прав и свобод граждан Российской  Федерации, обороны и безопасности  государства, расширения торгово-экономических  и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена  Российской Федерации с иностранными  государствами и международными  организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
7) осуществляет дипломатическими  и международно-правовыми средствами  поддержку российских участников  внешнеэкономической деятельности, защиту их законных интересов  за рубежом;
8) участвует в работе  правительственных и межведомственных  координационных и совещательных  органов по вопросам, входящим  в компетенцию МИДа России;
9) ведет переговоры с  иностранными государствами и  международными организациями;
10) содействует осуществлению  межпарламентских и других внешних  связей Федерального Собрания  РФ;
11) содействует развитию  международных связей субъектов  РФ и осуществляет их координацию,  а также осуществляет иные  полномочия.
Помимо вышеназванных  к органам внешних сношений Российской Федерации относятся: Государственный  таможенный комитет РФ, Федеральная  пограничная служба и др.
Зарубежными органами внешних  сношений являются дипломатические  и консульские представительства, торговые представительства, представительства  государств при международных организациях, делегации на международных совещаниях и конференциях, специальные миссии. 
 
 


Среди различных органов  государства особое место занимают органы внешних сношений. Они действуют  не только на территории данного государства, но и за его пределами. Главная  их задача - установление и поддержание  официальных отношений между  государствами и иными субъектами международного права, осуществление  дипломатическими средствами внешнеполитического  курса страны.
Органы внешних сношений государства - это действующие на его территории и за ее пределами  органы, представляющие страну в ее официальных отношениях с другими  государствами и иными субъектами международного права.
Государственные органы внешних  сношений по месту их нахождения и  деятельности можно разделить на две группы - внутригосударственные (центральные) и зарубежные.
В свою очередь, внутригосударственные  органы внешних сношений делятся  на конституционные и специализированные. Образование первых предусматривается конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых зависит от законодательства, практики и наличия соответствующих международных договоров, на основании которых государство осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.
Конституционными органами внешних сношений являются парламент, глава государства, правительство  и его глава.
Парламент как общенациональный представительный орган власти решает обычно вопросы войны и мира, территориальных  изменений, ратификации международных  договоров, определяет расходы на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран правительство  подотчетно парламенту в области  внешней политики.
В Российской Федерации парламент - Федеральное Собрание - решает вопросы  войны и мира, статуса и защиты государственной границы, ратифицирует и денонсирует международные  договоры России. Причем принятые Государственной  Думой федеральные законы по этим вопросам подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции).
Глава государства осуществляет высшее представительство страны в  ее международных отношениях. Он официально назначает на должность и освобождает  от нее глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников других стран. Глава государства, равно как глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, представляет свою страну по всем вопросам внешних сношений ex officio (по должности). Три указанных лица пользуются защитой международного права, иммунитетами и привилегиями.
В Российской Федерации Президент  наделен Конституцией весьма широкими полномочиями в области внешней  политики и международных сношений. Он определяет основные направления  внешней политики, представляет страну в международных отношениях, назначает  и отзывает после консультаций с  соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранных государствах или  при международных организациях.
Президент России осуществляет руководство внешней политикой  государства, ведет переговоры и  подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей (ст. 86 Конституции). Правительство и  его глава практически осуществляют внешнеполитический курс страны. Они вносят на утверждение главы государства и парламента различные предложения по внешнеполитическим вопросам, организуют выполнение международных договоров Российской Федерации.
К специализированным органам  внешних сношений относятся такие  органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях. В России такими органами являются прежде всего Министерство иностранных дел и Министерство торговли.
Внешнеполитическое ведомство - орган непосредственного оперативного руководства в области внешних  отношений. В России, Великобритании, Франции и многих других странах  оно называется министерством иностранных  дел, в США - государственным департаментом. Внешнеполитическое ведомство непосредственно  представляет и защищает интересы и  права государства в международном  общении. Оно поддерживает установленные  между государствами дипломатические  и консульские отношения, осуществляет связи с международными организациями, контролирует деятельность всех дипломатических, консульских и других официальных  представительств государства за границей, обрабатывает поступающую от зарубежных представительств информацию, готовит  визиты делегаций на высшем и правительственном  уровнях.
Указом Президента России от 14 марта 1995 г. утверждено Положение  о Министерстве иностранных дел  Российской Федерации. Основными задачами МИД определены: реализация внешнеполитического курса России; координация международных связей субъектов Российской Федерации, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями; координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
12 марта 1996 г. Президент  России подписал Указ "О координирующей  роли Министерства иностранных  дел Российской Федерации в  проведении единой внешнеполитической  линии Российской Федерации".
В 1999 г. в субъектах Российской Федерации действовало свыше 30 представительств МИД России. Правовой основой их деятельности являются Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" 1998 г. и Положение о представительствах МИД России на территории Российской Федерации 1996 г. На представительства МИД России возложено решение таких задач, как обеспечение взаимодействия министерства с исполнительной властью субъектов Федерации, оказание им содействия в осуществлении международных и внешнеэкономических связей, решение консульско-визовых вопросов, оформление заграничных паспортов, ведение информационно-справочной работы и др.
Зарубежные органы внешних  сношений можно разделить на две  группы - постоянные и временные. К  постоянным относятся дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские учреждения, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях.
К временным зарубежным органам  внешних сношений следует отнести  специальные миссии, направляемые в  другие государства для участия  в церемониальных мероприятиях, ведения  переговоров и т.д., делегации  и группы наблюдателей на международных  конференциях, делегации для участия  в работе сессий международных организаций  и др.
 


1. Дипломатическое  право
1.1. Понятие,  система и источники дипломатического  права
Дипломатическое право - отрасль  международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных  органов внешних сношений.
Система дипломатического права  соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические придставительства или через так называемые специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.
Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. Частичная официальная  кодификация дипломатического права  была впервые предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (20 февраля 1928 г. была принята Гаванская  конвенция о дипломатических  чиновниках). В настоящее время  дипломатическое право в основном кодифицировано.
Основным договорным актом  в данной области является Венская  конвенция о дипломатических  сношениях 1961 года. В 1969 году Генеральной  Ассамблеей ООН была также принята  Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на дипломатической конференции  в Вене - Конвенция о представительстве  государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов.
Органы внешних сношений. Существует деление органов внешних  сношений на внутригосударственные и зарубежные.
К внутригосударственным  относятся: высшие государственные  органы, а именно высший представительный орган, который обычно определяет основы внешней политики данного государства; глава государства (коллегиальный  или единоличный), который осуществляет высшее представительство данного  государства на международной арене; правительство, осуществляющее общее  руководство внешней политикой  государства; ведомство иностранных  дел, которое является органом правительства  по осуществлению внешней политики.
Зарубежные органы внешних  сношений принято подразделять на постоянные и временные.
К постоянным органам относятся  дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства  при международных организациях, консульские учреждения.
К временным органам относятся  специальные миссии и делегации  на международных конференциях или  в международных органах.
Состав и функции дипломатического представительства. Установление между  государствами дипломатических  отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное  международное право предусматривает  возможность указанного обмена на одном  из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и их персонала.
Каждому уровню соответствует  определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень - посольство, во главе которого стоит дипломатический  представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая  посланником, и затем миссия, возглавляемая  поверенным в делах.
Внутренняя структура  дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т. д. определяются законодательством  аккредитующего государства.
В большинстве государств существуют также дипломатические  ранги, то есть служебные звания, присваиваемые  дипломатическим работникам. Они, как  и дипломатические должности, устанавливаются  внутренним законодательством соответствующего государства.
Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.
Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 года, правда, допускает возможность предложений  со стороны принимающего государства  относительно сокращения персонала  иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как  правило, влекли за собой ухудшение  отношений между соответствующими государствами.
К функциям дипломатического представительства относятся: представительская  функция (выступать от имени аккредитующего государства); защита интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение  переговоров с правительством государства  пребывания; развитие дружественных  отношений между аккредитующим  государством и государством пребывания; консульская функция; функция информации своего правительства о стране пребывания.
Перечень функций дипломатического представительства, приведенный в  Венской конвенции, нельзя считать  исчерпывающим.
Начало и конец дипломатической  миссии. Сразу же по достижении договоренности об обмене дипломатическими представительствами  и об их уровне возникает необходимость  в практическом формировании дипломатического представительства.
Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность  после вручения верительной грамоты.
Обязанность запрашивать  агреман, то есть согласие государства  принять конкретное лицо в качестве главы иностранного дипломатического представительства,- твердо установившееся правило, подтвержденное в Венской  конвенции 1961 года. Отказ в агремане может не сопровождаться объяснением  его мотивов.
 
  

1.2 Состав  и функции дипломатического представительства
Установление между государствами  дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право  предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые  не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и  привилегий дипломатических представительств и их персонала. Каждому уровню соответствует  определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический  представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем  миссия, возглавляемая поверенным в  делах.
Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих  должностей и т.д. определяются законодательством  аккредитующего государства.
В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые  дипломатическим работникам. Они, как  и дипломатические должности, устанавливаются  внутренним законодательством соответствующего государства.
Персонал дипломатического представительства  подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.
Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 года, правда, допускает возможность предложений  со стороны принимающего государства  относительно сокращения персонала  иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как  правило, влекли за собой ухудшение  отношений между соответствующими государствами.
К функциям дипломатического представительства  относятся:
представительская функция (выступление  от имени аккредитующего государства); защита интересов аккредитующего государства  и его граждан; ведение переговоров  с правительством государства пребывания; развитие дружественных отношений  между аккредитующим государством и государством пребывания; консульская  функция; функция информирования своего правительства о стране пребывания.
Перечень функций дипломатического представительства, приведенный в  Венской конвенции, нельзя считать  исчерпывающим.
 


1.3. Начало  и прекращение дипломатической  миссии
Сразу же по достижении договоренности об обмене дипломатическими представительствами  и об их уровне возникает необходимость  в практическом формировании дипломатического представительства.
Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность  после вручения верительной грамоты.
Обязанность запрашивать агреман, то есть согласие государства принять  конкретное лицо в качестве главы  иностранного дипломатического представительства, — твердо установившееся правило, подтвержденное в Венской конвенции 1961 года. Отказ  в агремане может не сопровождаться объяснением его мотивов.
Без положительного ответа на запрос агремана предполагаемый глава представительства  не назначается на свою должность.
Вступление главы представительства  в должность связано с вручением  им своих полномочий (верительной  грамоты) органу или должностному лицу, при котором он аккредитуется.
Полномочия (верительные грамоты  для послов и посланников, аккредитуемых  при главе государства; верительные  письма для поверенных в делах, аккредитуемых  при главе ведомства иностранных  дел) оформляются в соответствии с правилами, принятыми в стране, их выдавшей, однако они должны иметь  ряд обязательных реквизитов: указание на орган, назначивший главу представительства, страну назначения и т.д.
На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются  приступившими к исполнению служебных  обязанностей с момента уведомления  компетентных властей (обычно министерства иностранных дел) государства пребывания.
В отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запроса агремана.
Прекращение дипломатической миссии может произойти при прекращении  государствами поддержания официальных  отношений без их разрыва, при  разрыве дипломатических отношений, вооруженном конфликте, исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством), а также иногда при социальной революции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене  правительства.
Функции члена дипломатического персонала  могут прекратиться в связи с  его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona nоn grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.
 


1.5. Дипломатический  корпус
В узком смысле дипломатический  корпус — это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком  смысле — совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических  представительств в данном государстве  и членов их семей.
Существование понятия дипломатического корпуса в первом значении обусловлено  причинами протокольного характера; дуайеном (старшиной, старейшиной) среди  глав всех иностранных дипломатических  представительств считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной стране (в некоторых странах — папский нунций).
Понятие дипломатического корпуса  во втором значении объясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатические иммунитета и привилегии.
 


1.6. Иммунитеты  и привилегии дипломатического  представительства и его сотрудников
Работники дипломатического представительства  пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства  пребывания) и привилегиями, то есть льготами, преимуществами, которые  обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.
Иммунитеты и привилегии предоставляются  не для личных выгод, а с целью  создать максимально благоприятные  условия для осуществления функции  дипломатического представительства. Кроме того, их юридическая природа  обосновывается тем, что одно суверенное государство не может подчиняться  власти другого, а дипломатическое  представительство и его дипломатический  персонал олицетворяют именно государство.
В Венской конвенции 1961 года дипломатические  иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.
К первой категории относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств  передвижения, корреспонденции и  архивов; фискальный иммунитет; право  на беспрепятственные сношения представительства  со своим центром и другими  представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии.
Ко второй категории относятся: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также  от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей. Допускаются три изъятия: можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично, иск по наследственному делу, в котором эти лица выступают в качестве наследников, и т.п., а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды.
Дипломатический персонал имеет право  свободно передвигаться по территории государства пребывания с учетом правил о закрытых зонах, если таковые  установлены. Уведомительный порядок  передвижения дипломатов, существующий в ряде стран, не противоречит указанному выше правилу.
Одним из наиболее распространенных видов связи дипломатического представительства  со своим центром и другими  представительствами своего государства  является дипломатическая почта. Венская  конвенция 1961 года предусматривает  доставку дипломатической почты  дипломатическими курьерами (штатными и ad hoc) и бескурьерную (с помощью командира воздушного судна, который правами дипломатического курьера не пользуется). На практике бескурьерная доставка осуществляется также с помощью капитана морского судна и на основе соглашений между заинтересованными государствами через обычные каналы связи (почтовые ведомства). Во всех случаях, кроме последнего, дипломатическая почта пользуется абсолютной неприкосновенностью и не ограничена весом или количеством мест. Если условия этих соглашений нарушаются, дипломатическая почта может быть задержана и даже вскрыта.
Неприкосновенность личности дипломатического работника и членов его семьи  предполагает повышенную ответственность  государства пребывания за ее обеспечение. 14 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея  ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия — участница).
В Конвенции подчеркивается, что  соответствующие лица имеют право  на специальную защиту, а за поведение  самих лиц, пользующихся дипломатической  неприкосновенностью, несет ответственность  посылающее государство.
Таможенные привилегии в отношении  дипломатического багажа заключаются прежде всего в том, что он не облагается таможенными сборами, пошлинами и т.д., за исключением складских сборов, которые можно рассматривать как плату за конкретные виды обслуживания. Однако багаж, адресованный дипломатическому представительству, дипломату или члену его семьи, пропускается на общих основаниях, с досмотром.
Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи  пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвенция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в  присутствии заинтересованного  лица или его представителя, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные  к ввозу или вывозу. Практика уточнила это положение:
если принято решение о досмотре, но ничего запрещенного к ввозу или  вывозу не обнаружено, у дипломата  появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как  власти, производившие досмотр, не смогли доказать, что у них были для  этого серьезные основания.
В настоящее время в большинстве  стран авиакомпании, ссылаясь на необходимость  обеспечения безопасности гражданской  авиации, производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр.
Необходимо отметить, что член семьи  дипломата, являющийся гражданином  государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.
 
 
 


1.7
Венская конвенция 1961 года называет две основные обязаннос. Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания ти дипломатического представительства в отношении государства пребывания: использовать свои помещения только для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через ведомство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута соответствующая договоренность.
Обязанности сотрудников  дипломатического представительства  состоят в том, чтобы уважать  законы и постановления государства  пребывания и не вмешиваться в  его внутренние дела. Дипломату запрещено  заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью  в целях личной выгоды.
 


1.8. Дипломатическое  право специальных миссий
Специальные миссии дипломатического характера могут быть различными по своему уровню, как отмечается в  Конвенции о специальных миссиях 1969 года, в которой зафиксированы  международные обычаи, сложившиеся  в данной области. Ее нормы относятся  главным образом к миссиям, посылаемым одним государством в другое с  согласия последнего для рассмотрения определенных вопросов или выполнения определенной задачи. Однако ст. 6 Конвенции  несколько расширяет сферу ее действия, распространяя ее нормы  и на специальные миссии, которые  могут быть направлены в какое-либо государство двумя или несколькими  государствами для рассмотрения вопроса, представляющего общий  интерес.
В ст. 21 Конвенции предусматривается, что глава государства, возглавляющий  специальную миссию, а также глава  правительства, министр иностранных  дел и другие лица высокого ранга, участвующие в специальной миссии, пользуются в принимающем государстве  или третьем государстве привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом. Практически  Конвенция оставляет регулирование  международных отношений, возникающих  в связи с выездом указанных  лиц в составе специальных  миссий, за международным обычаем.
Четких границ иммунитетов  и привилегий глав государств и иных лиц высокого ранга, входящих в состав специальных миссий или возглавляющих  их, международный обычай не определяет. Конкретизация соответствующих  вопросов, особенно в протокольной области, осуществляется путем .согласования между заинтересованными сторонами.
Можно, однако, констатировать, что указанные лица в подобных ситуациях обладают практически  полным иммунитетом не только от уголовной, но и от гражданской и административной юрисдикции.
Таможенные привилегии также, судя по практике, предоставляются  указанным лицам в полном объеме, хотя до настоящего времени спорным  является вопрос о том, делается ли это на основании международного обычая или вежливости.
В тех случаях, когда в  составе специальных миссий дипломатического характера нет лиц высокого ранга, статус этих миссий в принципе аналогичен статусу соответствующих категорий  персонала дипломатического представительства.
Разумеется, функции специальной  миссии, ее состав, иммунитеты и привилегии связаны с задачами, которые перед  ней поставлены. Указанные вопросы  обычно согласовываются между заинтересованными  государствами. Эта практика получила отражение в Конвенции о специальных  миссиях 1969 года.
Вместе с тем в Конвенции  закреплены некоторые неоправданные  ограничения иммунитетов и привилегий специальных миссий. В частности, в ст. 25, предусматривающей неприкосновенность помещений, занимаемых специальной миссией, допускается вступление в эти помещения представителей местных властей в случае пожара или иного стихийного бедствия по существу без согласия главы миссии или главы соответствующего постоянного дипломатического представительства. Именно это положение явилось одной из основных причин, по которым Советский Союз не подписал Конвенцию.
Конвенция в ст. 31, посвященной  иммунитетам от юрисдикции государства  пребывания членов дипломатического персонала  специальной миссии, устанавливает, что указанным лицам могут  быть предъявлены иски о взыскании  убытков, причиненных в результате несчастного случая, вызванного транспортным средством, используемым за пределами  их официальных функций (наряду с  теми случаями предъявления исков, которые  допускает Венская конвенция 1961 г. в отношении членов дипломатического персонала представительства).
 


1.9. Дипломатическое  право международных организаций
Для того чтобы международная  организация могла нормально  функционировать, она должна пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами. Представители государств — членов международной организации и ее должностные лица также должны пользоваться привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения ими своих функций.
Эти положения, нашедшие отражение  в ст. 104 и 105 Устава Организации Объединенных Наций и в уставных документах ряда других международных организаций, являются в настоящее время общепризнанными.
В развитие положений ст. 105 Устава Генеральная Ассамблея  ООН 13 февраля 1946 г. приняла Конвенцию  о привилегиях и иммунитетах  Объединенных Наций, в которой данные вопросы регламентируются более  конкретно. 21 ноября 1947 г. Генеральная  Ассамблея ООН утвердила Конвенцию  о привилегиях и иммунитетах  специализированных учреждений. Данная Конвенция применима ко всем специализированным учреждениям системы ООН с учетом некоторых изменений, предусмотренных в особых приложениях, которые разрабатываются этими учреждениями с целью отражения их специфики.
К этому следует добавить, что ООН заключила соглашения с США и Швейцарией о штаб-квартирах  Организации на территориях этих двух стран (соответственно соглашения от 19 апреля 1946 г. и от 26 июня 1947 г.), а  специализированные учреждения, в свою очередь, имеют соглашения с государствами, на территории которых расположены  их штаб-квартиры (ЮНЕСКО — с Францией, ФАО — с Италией и т.д.). В этих соглашениях содержатся положения о привилегиях и иммунитетах представителей государств и должностных лиц соответствующих организаций.
Необходимо подчеркнуть, что иммунитет представителей государств в международных организациях значительно  шире, полнее, чем иммунитет должностных  лиц. По существу он аналогичен дипломатическому, что имеет под собой серьезные  основания. Главным здесь является то, что, как и в случае с дипломатическими представителями, в основе иммунитетов  и привилегий представителей государств в международных организациях и  в органах этих организаций лежит прежде всего право государств на международное представительство. Отсюда необходимость обладания этой категорией представителей максимально возможными привилегиями и иммунитетами, приближающимися к дипломатическим или аналогичными им.
Вместе с тем необходимо отметить, что, в отличие от дипломатических  представителей, эти представители  не аккредитованы при государствах пребывания и реализуют свои права  на международное представительство  не перед ними, хотя в них и  находятся, а в рамках международной  организации.
Аналогичное положение складывается и в отношении делегаций государств на международных конференциях, которые  также не аккредитованы при государстве, на территории которого проводится конференция. Никто, разумеется, не может обязать  государство стать страной пребывания. Но коль скоро государство взяло  на себя такую роль, оно обязано  обеспечить представителям государств в международных организациях и  делегациям на конференциях соответствующие  привилегии и иммунитета, которыми, конечно, они должны пользоваться добросовестно.
Из того факта, что эти  представители не аккредитованы  в государстве пребывания, а представляют свои государства в международной  организации (органе, на конференции), вытекают по меньшей мере три правовых последствия: а) их назначение не обусловливается  получением агремана от организации  или государства пребывания; б) такие  представители не могут быть объявлены  persona non grata no правилам, применяемым в двусторонней дипломатии; в) по отношению к ним государство пребывания не может применять принцип взаимности.
Согласно ст. IV Конвенции  о привилегиях и иммунитетах  Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., представители государств-членов в главных и вспомогательных  органах ООН (делегаты, их заместители, советники, эксперты и секретари  делегаций) обладают практически всеми  привилегиями, иммунитетами и льготами, какими пользуются дипломатические  представители, иногда, однако в некоторых  соглашениях привилегии несколько  сужены.
Так, соглашение ООН с  США о штаб-квартире ООН, признавая  в принципе за представителями государств в ООН и в специализированных учреждениях ООН право на дипломатические  привилегии и иммунитеты, в то же время позволяет властям США  возбуждать с согласия государственного секретаря дела против сотрудников  представительств и должностных  лиц ООН с целью предъявления им требования о выезде из Соединенных  Штатов «при злоупотреблении своими привилегиями». Правда, в соглашении оговорено, что такое согласие может быть дано государственным секретарем США лишь после консультации с соответствующим государством - членом, ООН (когда дело касается представителя такого государства или члена его семьи) или после консультации с Генеральным секретарем или главным должностным лицом специализированного учреждения, когда речь идет о его должностных лицах.
14 марта 1975 г. на конференции ООН, созванной в Вене по решению Генеральной Ассамблеи ООН, была принята Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.
Конвенция предусматривает  свободу назначения посылающими  государствами сотрудников постоянных представительств. В ней закреплены принципы полной неприкосновенности личности представителей государств в международных  организациях и на международных  конференциях, помещений постоянных представительств, жилых помещений  делегаций, а также почты представительств и делегаций; четко очерчены правовой статус, привилегии и иммунитета постоянных представителей, постоянных наблюдателей, делегаций, а также наблюдателей в органах и на международных  конференциях. Объем предоставляемых  всем этим категориям представителей государств привилегий и иммунитетов  приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит положения о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней дипломатии.
В основе привилегий и иммунитетов  должностных лиц международных  организаций лежит теория функциональной необходимости. Конвенция о привилегиях  и иммунитетах Объединенных Наций  устанавливает, что должностные  лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебной ответственности за сказанное  или написанное ими и за все  действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они освобождаются  от обложения налогами окладов и  вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными  Нациями, от государственных служебных  повинностей, а также вместе с  женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации  в качестве иностранцев. Они пользуются теми же привилегиями в отношении  обмена валюты, которые предоставляются  должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических  миссий, аккредитованных при соответствующем  правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические  представители во время международных  кризисов; имеют право ввозить  беспошлинно свою мебель и имущество  при первоначальном занятии должности  в соответствующей стране.
Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран - членов ООН, поскольку эти  привилегии и иммунитета должны предоставляться  должностным лицам ООН на территориях  всех стран — участниц Конвенции.
Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные лица ООН в  ее штаб-квартире. Им, в частности, предоставляются: иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств, находящимся во временных служебных командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.
В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже  по объему в сравнении с дипломатическими.
Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям.
В Конвенции отмечено, что  привилегии и иммунитета предоставляются  должностным лицам ООН и экспертам  в интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный  секретарь ООН не только имеет  право, но и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для  интересов Объединенных Наций. В  отношении Генерального секретаря  право отказа от имущества принадлежит  Совету Безопасности ООН.
 


2. Консульское  право
2.1. Понятие и  источники консульского права
Консульское право можно  охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и  норм, регулирующих деятельность консульских  учреждений и членов их персонала  и определяющих их статус, функции, права и обязанности.
Исторически консульские  отношения развивались как отношения, связанные прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как. выборные или назначенные государством советники и помощники, призванные оказывать на территории иностранного государства помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество представительства интересов своего государства как такового.
С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию  консульских учреждений, неуклонно  расширялся, функции их приобретали  все более многогранный характер. В настоящее время консульские  учреждения призваны содействовать  развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских, а в некоторых  случаях и политических связей между  государствами. Тем не менее исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжают определять их специфику и отличие от дипломатических.
Источниками консульского права  являются международный договор  и международный обычай.
Хронологически в этом ряду первым стоит международный  обычай, поскольку в древние времена  и в период средневековья консульские  отношения регулировались главным  образом на основе обычая. В настоящее  время международные обычаи продолжают являться основой правового регулирования  консульских связей между государствами  при отсутствии их договорно-правового  оформления.
Международные договоры по консульским вопросам заключаются  как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
В современном консульском  праве действуют три многосторонние консульские конвенции. Две из них  носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 года и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.
Большую роль в консульском  праве играют двусторонние договоры и конвенции по консульским вопросам, заключать которые начали еще  в XII—XIII веках. Сейчас их число во всем мире достигает нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил с другими  государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992—1993 годах заключила  консульские конвенции с Республикой  Корея, Литвой, Эстонией, Украиной. Ведутся  переговоры с другими странами.
К источникам консульского права относятся также положения  некоторых международных договоров, которые не посвящены исключительно  консульским вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других.
Весьма важное значение имеют положения национального законодательства, определяющие статус, функции и структуру консульских органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских учреждений.
 


2.2. Установление  консульских отношений
Государства устанавливают  консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических  отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские  отношения могут устанавливаться  и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва  консульских отношений.
В настоящее время консульская  практика знает два вида консульских  учреждений: консульские отделы дипломатических  представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.
СССР в середине 20-х  годов стал инициатором введения в международную практику института  «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в составе дипломатических представительств.
Между установлением консульских  отношений и фактическим открытием  отдельного консульского учреждения может  быть разрыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских отношений, но и для  каждого конкретного случая —  об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе, территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.
Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются  приступившими к исполнению своей  миссии с момента вступления в  должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было назначено компетентными  органами представляемого государства  и признано властями государства  пребывания.
Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы  назначения своих и приема иностранных  консулов входят в компетенцию ведомств иностранных дел.
Консульское право не предусматривает  обязательного получения предварительного согласия принимающего государства. Однако в двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства  включают положения, предусматривающие  получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.
Для выполнения консулом своей  миссии необходимо получение консульского патента и экзекватуры.
Консульский патент - это  документ, выдаваемый компетентными  органами представляемого государства  и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются  полное имя назначаемого лица, его  гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение  консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания.
По получении консульского патента власти принимающего государства  решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций в  консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма  выдачи экзекватуры регулируются законодательством  принимающего государства. Экзекватура  может представлять собой отдельный  документ либо выдаваться в форме  разрешительной надписи на консульском  патенте. До получения экзекватуры  может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения мотивов.
В зависимости от времени  выдачи экзекватуры, а также от ранга  определяется старшинство консула  по отношению к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находящихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульских отделов дипломатических представительств.
Консульский корпус возглавляется  дуайеном, то есть старшим по рангу  и времени получения экзекватуры  главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции. В государстве  пребывания может быть несколько  консульских корпусов в зависимости  от количества пунктов, где имеются  консульские представительства.
Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления  консульского патента и получения  экзекватуры. Они, как и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами  персонала дипломатического представительства  и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства  пребывания.
При изменении пределов консульского округа или класса главы самостоятельного консульского учреждения от него требуется  получение новых патента и  экзекватуры. Для других членов персонала  консульства этого не требуется. Власти государства пребывания информируются  об их назначении на соответствующую  должность.
Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный  консул — это лицо, не состоящее  на государственной службе представляемого  государства, но выполняющее по его  поручению и с согласия государства  пребывания консульские функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемого  государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций  нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.
Окончание миссии консула  может иметь место в следующих  случаях:
отозвание консула представляемым государством;
аннулирование экзекватуры  государством пребывания;
истечение срока консульского патента;
закрытие консульского учреждения в данном пункте;
прекращение консульских  отношений в целом;
война между государством пребывания и представляемым государством;
7) смерть консула;
8) выход территории, где  находится консульский округ,  из-под суверенитета государства  пребывания.
Первый из вышеперечисленных  случаев наиболее распространен  и в основном имеет место при  нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При  этом государство пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте  отозвания консула, а для его  преемника испрашивается экзекватура.
Аннулирование экзекватуры  происходит гораздо реже, как правило, в результате нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23 Венской  конвенции о консульских сношениях 1963 года, консул может быть объявлен persona поп grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не обязано мотивировать причины аннулирования экзекватуры.
В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников  в государстве пребывания консулу  третьего государства.
 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.