Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи, как важнейший памятник древневосточного права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1  Становление Вавилона как государства 4
     1.1 Законник  Хаммурапи……………………………………………………...7
2  Правовой анализ отдельных  правовых институтов по Законам 
     Хаммурапи ………………………………………………………………….. 12
2.1 Сферы жизнедеятельности  согласно Законов Хаммурапи.………...…12
2.2 Институт права собственности  ……………………………………….. 25
2.3 Брачно-семейные отношения  и права наследовании .…………….......29
2.4 Преступление и наказание……………………………………………….34
2.5 Суд и судебный процесс…………………………………………………38
2.6 Воинская обязанность и права военнослужащих  согласно Законов   Хаммурапи.…………………………………………………………………...41
2.7 Социально-классовая структура………………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………….…51
Список использованных источников……………………………………….......53
Приложения…………………………………………………………………...…54
 
 

 
 
 
 
 
Введение 
Темой курсовой работы является законодательство Вавилонского царя Хаммурапи, как важнейший памятник древневосточного права. Сталкиваясь, каждый день с законами и нарушением этих самых законов, приходится задуматься о том, являются ли они верными и действующими, признаются ли они гражданами сейчас в качестве табу на различные свои действия и действия других людей.   Знакомясь с положениями Законов Хаммурапи и поведением людей той эпохи, их отношением к существующим нормам жизнедеятельности, можно с уверенностью сказать, что Законы Хаммурапи принимались населением Вавилона, как единственное верное правило их жизни, Законы уважались, а наказаний согласно Законам боялись.
За несколько тысячелетий  своей истории  Древний Восток несчетное число раз видел, как  возникали, расцветали и гибли без  следа не только города, но целые  страны и народы. Проходили века, сменялись цари и завоеватели, однако ни один из них, не смел, поднять руку на священный Вавилон. И вот Вавилона не стало. Он стерт с лица земли. В  настоящее время мы говорим о  Вавилоне, как о легенде прошлой  эры, о государстве, не существующем ни на карте, ни на глобусе – государстве, которое для нас стало лишь еще одной страничкой истории  человечества. Однако после своей  гибели, Вавилон оставил вечными  в истории такие понятия как: Вавилонское столпотворение, Вавилонская  башня и конечно Законодательство царя Хаммурапи, которое существует не только на словах и учебниках по истории, но и реально. Материальный источник древневосточного права, представляющий собой так называемый кодекс в виде огромной глыбы, черной, устрашающей и величественной, с высеченными на ней «Законами царя Хаммурапи».
 
 
 
 
1 Становление Вавилона как государства
 
Для понятия законодательства царя Хаммурапи, необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи — так называемом Старовавилонском периоде (нач. XVI —кон.  XX вв. до н.э.).
 В XXI в.  до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились  кочевники-амореи,   обитавшие   ранее   в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы,  и общественно-экономический строй  древней Месопотамии,  а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими  крупными  царствами  с  аморейскими  (в Эшнунне   — аккадской)  династиями  во главе.  Это были:  верхнемесопотамская держава Шамшиадада I,  Вавилонское царство,  царство Эшнунны на Дияле  и царство Ларсы на  юге Нижней Месопотамии,  от которых зависел ряд более мелких политических образований.  После распада первого из  этих  государств, на среднеевфратское царство Мари иверхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту  гегемонию над всей  Месопотамией  на  несколько лет захватывают эламиты .  Этой  обстановкой воспользовался  Хаммурапи, царь  Вавилона (1792-1750) — незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764г. он, в союзе с Мари,  поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со  всеми остальными государствами Месопотамии,  их общим покровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом  он  открыто провозгласил  восстановление общемесопотамской державы «Шумера и Аккада»,  некогда уничтоженной  кочевниками. Около   1755г.   война   завершилась   полным  триумфом  Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу  дела  подчинил,  а затем   и   уничтожил  союзное  Мари)  и даже  западный  Элам  с общеэламской столицей Сузами.
Среди городов Древнего Востока  Вавилон был самым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.
Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались. Крестьяне работали теперь на небольших  клочках земли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирал урожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева  решали сами выращивать ли им ячмень или  финиковые пальмы, сами распоряжались  урожаем. С приходом кочевников –  амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделий. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы. К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.
Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику и заключали союзы с  сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного  партнера. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно  расширить свои владения, но вровень  со своими союзниками, пока вавилонский  трон не возглавил царь Хаммурапи. Древневавилонское  государство  достигло расцвета в  царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей  эры), вавилонские войска завоевали  Шумер,  одержали  ряд  побед  над  северными государствами, в  том числе и над государством Мари, расположенным к западу от Евфрата.
«Я — Хаммурапи,  царь справедливости,  которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения».   
            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.1 Законник Хаммурапи
 
Также, в пору царствования Хаммурапи утвердилось резкое деление  общества на классы рабовладельцев и  рабов, выделение из общей массы  свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев  населения, в виде неполноправных жителей  завоеванных территорий (мушкенумов), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.  Хаммурапи испытывал особую  страсть к правосудию. Данный факт подтверждают дошедшие до нас находки археологов, а именно документы в которых говорится о царе, как о судье. В одном из  своих писем он  дает  инструкцию насчет допроса взяточников, в другом - требует явки очевидцев. И основным источником правосудия в Вавилоне в период царя Хаммурапи, был легендарный свод законов, так называемые «Законы Хаммурапи», который по праву считается памятником, а также своеобразным и основополагающим источником для правосудия «Эпохи Хаммурапи».
Законы  Хаммурапи - сборник  моральных установлений или «отчет»  царя перед богами с описанием  тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя  к  единому  мнению. Законы  эти  дают историкам  широкую картину жизни Древнего Вавилона. В   целом   же, Законы   Хаммурапи  были  направлены  на  поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям  в обществе.
«Законы» принадлежат  к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время  послужили  основой  вавилонского  права и тем самым  дают возможность восстанавливать  многие стороны социально-экономического строя  Месопотамии  II  тыс.  до  н.э.
В 1901 году французская археологическая  экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. Законник  оказался  в Эламе,  скорее всего, в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царем, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от  старых  надписей месте предполагалось  начертать что-нибудь  хвалебное. Но  дни славы Элама, очевидно, были слишком короткими. В отличие от римлян  и славян, писавших  свои  законы  на  деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный  на  городской площади "столб законов"  должен был служить правосудию, совершавшемуся  здесь же, и одновременно  напоминать: никто не может отговариваться незнанием права. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи жезл- символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом, пытались придать им большую силу. У древних евреев бог самолично, является на гору Синай, чтобы вручить Моисею скрижали законов. В другом случае еврейские законодатели пытались представить составленные ими законы неожиданно найденными в храме. Древние египтяне верили в то, что их легендарный царь-законодатель Сесострис получил законы из рук самого бога. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми.
Статьи Законника Хаммурапи  составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся  изложить норму закона так, чтобы, оставаясь  достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных  явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного  решения по конкретному делу, норма  права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: "Если человек выбьет зуб  равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. " Такую  форму изложения называют "казуальной". В судебнике не выделены чётко  не только статьи, но и разделы. Однако специалисты вычленяют несколько  групп параграфов, посвящённых разным вопросам: общим принципам отправления  правосудия; охране собственности царя, храмов и населения; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям  с недвижимостью и торговле; семейному  праву; наказаниям за телесные повреждения; операциям с движимым имуществом. Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским  или процессуальным они не проводили. Расположение законов внутри групп  и переход от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1-5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п.26- 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за                   “дезертирство“, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
           Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам: 
п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции. 
п.127 - 195 - семейное право. 
п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения. 
п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один). В судебнике выделялись три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенум и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за те или иные поступки. Так, за ущерб, нанесённый какому-либо. Мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» ещё дешевле, а за правонарушения, совершённые им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев – беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всём том раб имел определённые права -  на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус.
Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.
В некоторой своей части  Законник восходит к более древним - шумерийским законам. Много общего имеется между ним и также найденным Законником царя Билаламы из города Эшнуны, который составлен на 200 лет раньше. Можно предположить, что, объединив в единое государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им всем общее законодательство. Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Правовой анализ отдельных правовых институтов
по Законам  Хаммурапи
 
2.1 Сферы жизнедеятельности  согласно Законов Хаммурапи
 
Нормы, выраженные в Законах  Хаммурапи можно разделить на главы, которые регулируют различные  сферы деятельности людей в Древнем  Вавилоне.
Глава 1: Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи Сельское хозяйство.
 Месопотамия (а в  переводе на наш язык Междуречье), расположена между двумя крупными  реками Тигром и Евфратом, которые  и являлись основным крупным  источником влаги. Воды этих  горных рек несли ил, который  содержал растительные остатки  и растворенные соли горных  минералов, и во время половодья  оставался на полях, удобряя  их. Земли Мессопотамии отличались исключительным плодородием, о чем единодушно говорят Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Только на севере Мессопотамии можно было расчитывать на естественное орошение (дожди, таяние снегов), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие каналы, что гарантировало снабжение полей водой. Во Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей (освоения залежных и целинных земель). В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием больших и малых каналов.
Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной  повинности, привлекалось все трудоспособное население, от способных до рабов, а  за уклонения от неё, виновные наказывались, вплоть до смертной казни. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке (п.53, 54, 55, 56). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём, кстати, говорится в п.53: "Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой, будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил". В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба (п.54). "Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода". Важным своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного "Рекой Хаммурапи", о котором говорилось, что это богатство народа, приносящее, "изобилие воды Шумеру и Аккаду". Например, п.43, направленном на арендаторов, говорится: 
"Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля".
Другие две статьи носят  по смыслу примерно такое же содержание. И они были написаны вовсе не для борьбы с тунеядством, а для сохранения плодородия почв, так как из-за жаркого климата, земля быстро засыхала, и если её не обрабатывать постоянно, то она теряла свои качества и, таким образом, после этого арендатора тунеядца эту испорченную землю было очень трудно опять отдать в аренду, а это уже означало сокращение земельного фонда, что для такой аграрной страны, могло иметь негативные последствия, особенно, если бы это происходило в массовых количествах.
Садоводство:
Одной из отраслей сельского  хозяйства в Мессопотамии было садоводство, а главной выращиваемой культурой в садах, судя по Законам Хаммурапи, была финиковая пальма. Причем самым распространённым способом садоводства была сдача хозяином земли или целины другому человеку в аренду на определенный срок для создания сада, и по истечении этого времени, последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем земли поровну. Правда, хозяин выбирал свою долю первым. "Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод насадит сад и будет растить сад в течение 4х лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым. "А на случай недобросовестного выполнения своих обязанностей со стороны садовода вводились статьи, карающие столь нехорошее деяние.
Например, в п. 61 говориться о том, что та часть сада, которая  осталась невозделанной, при разделе, должна войти в долю садовода. В  случае же полного невыполнения своих  обязанностей садоводом действовала  статья под номером 62, гласящая, что  и в этом случае садовод должен выплатить арендную плату полностью  и к тому же эту землю, перед  тем как отдать хозяину, должен обработать (это правило не распространялось только на целинные земли).
Скотоводство:
Скотоводческая отрасль  включала в себя разведение, как  мелкого (овцы), так и крупного (быки) рогатого скота. Скот передавался для  пастьбы специальным пастухам (наемным  или царским людям), которые несли  ответственность за потраву, а также  за любой другой ущерб, происшедший  в стаде по вине пастуха. Статьи 244 251, также, можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не всякий, а только достаточно состоятельные люди. В то время, как обработка земли требовала больших усилий, и без помощи животных здесь было бы очень трудно обойтись.
Ремесло:
Прежде всего, надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности в Мессопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству. Это как раз можно проследить в п. 188, гласящем : "Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники, и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду". Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку. И вот этот ребенок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец (который в это время мог быть в плену) и начинает требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто: если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло, забирайте, если успел, не вернется, т. к. переняв ремесло, он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу.
Торговля:
Месопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортировала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло. К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов.
Сначала устанавливался общий  принцип партнёрства (п. 99) 
"Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну".  
(т.е., скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов). 
Торговое "товарищество" хорошо известно в Старовавилонский период, однако оно не являлось обязательно чем-то вроде "акционерного общества", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии со вкладом каждого. Дело, скорее всего, заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое предприятие труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал "вкладчику" его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам. Но, в основном, торговые предприятия осуществлялись, ШАМАЛЛУМАМИ торговыми агентами и ТАМКАРАМИ крупными государственными служащими, находящихся, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как частный купец - предприниматель: т.к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее, не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот пускал в оборот. Текст п. 100 заставляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамаллуму "его дни", т.е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье. "Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет его в путешествие, а шамаллум в путешествии будет умножать доверенное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара".
При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую прибыль, и рост по займу. Очевидно, что торговая прибыль подсчитывалась после того, как "отложат" основной капитал  и проценты на него. Именно поэтому  в п.100 предусматривается подсчет  роста на доверенный шамаллуму капитал: прежде всего, он, должен был возвратить тамкару капитал, и рост на него. Затем уже из "чистой" прибыли тамкар рассчитывался с шамаллумом. Вавилоняне, следовательно, полагали, что деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае давать рост (в том числе и деньги, вложенные в "товарищество"). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо шамаллум обязан был в любом случае вернуть тамкару удвоенный капитал (что и говорится в п.101), т.е. минимальная прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная, следовательно, могла быть намного выше. И лишь в том случае, если тамкар предоставлял шамаллуму беспроцентный займ, тот должен был вернуть ему основную сумму даже в том случае, если он не получил никакой прибыли п. 102).
Участие в торговых операциях, следовательно, было гораздо более  выгодным делом, чем просто отдача денег  в рост. Однако оно было вместе с  тем и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах  и средь бела дня случались  достаточно часто. И не случайно, поэтому  п. 103 предусматривает снятие с шамаллума всякой ответственности, если он по пути сделался жертвой грабежа. "Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности". Если он был ограблен на той территории, куда простиралась власть вавилонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно было надеяться на возмещение убытков за счет той общины, на территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной борьбе с разбоем на дорогах, пока ничего неизвестно, да и вообще, о международных отношениях Вавилона того времени известно на настоящее время очень мало. Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром и шамаллумом.
Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи (п. 104). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью. Подобного рода торговые операции могли также еще и подлежать учету в каруме, ибо без этого предположения неясен смысл п. 105, в которой говорится, что, если шамаллум по небрежности не взял у тамкара соответствующего документа, то "серебро без документа с печатью, не причисляется к счету". Совершенно ясно, что речь идет не о приходно-расходных книгах самих агентов, они были вольны вести их или нет, а о каком-то счете, куда серебро вносилось именно при предъявлении документа, а не денег. Такой счет мог быть только в каруме, где велся общий для всех купцов баланс. Карум в сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог нормально работать лишь при строгом учете и честности всех партнеров. Нарушение доверия здесь рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в параграфах 106 и 107 предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получение этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свидетелями" (судебные заседания карума происходили в храме Шамаша), и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере (п.106). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть сереброшамаллуму в шестикратном размере. (что говорится в п. 107)
 Как видно, Законы  даже предоставляют защиту слабому против сильного. Другой вопрос насколько удавалось слабому, в реальной жизни отстоять свои права.
Аренда и ростовщичество:
Законы Хаммурапи уделяют  большое внимание аренде недвижимости  
(в первую очередь полей и садов), а также закладу и обеспечению  
ссуд.
Существовало два вида земельной аренды: с уплатой определенной 
денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая (при аренде сада 
до 2/3) после уборки. Льготные условия предоставлялись в том случае, 
если в аренду отдавался необработанный участок (речь идет о пустоши, 
или так называемой "мертвой земле", подвергшейся затоплению во время одного из больших половодий). В этом случае арендная плата взималась, только начиная с четвертого или пятого года. Причем если чело 
век, арендуя эту целинную землю, не поднял ее, то это не освобождало 
его от взятых им на себя обязательств.  (п. 44). "Если человек арендует на 3 года целину для поднятия, но, по лености, не возделает поля, то на четвертый год он должен поле вспахать, вскопать и взборонить и вернуть поле хозяину поля, а также отмерить ему по 10 курру хлеба за 1 бур".
 Очень важным моментом  является то, что Хаммурапи в  своих законах учел также различные природные катаклизмы, что можно проследить в пунктах 45, 47, 48. Особенно это видно в п. 48, который гласит, что: "Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, а также и проценты за этот год он может не отдавать". Из вышесказанного можно заключить, что данные природные катаклизмы были не таким уж и редким явлением в Вавилонии и, что Хаммурапи был достаточно дальновидным царем, понимавшим, что человек бессилен что-либо противопоставить стихии и если не руководствовался гуманными соображениями, то, во всяком случае, пытался поддерживать численность свободных общинников, а именно они и были основными налогоплательщиками, на должном уровне, не руководствуясь сиюминутной выгодой (ведь свои деньги в качестве налогов он с этой сделки все равно получил бы), так как если этого попавшего в беду общинника заставить отдавать долг, то он, не имея из каких средств отдать, должен будет залезть в другой долг и, в конце концов, может попасть в долговое рабство. 
Это можно проследить и в других статьях, не касающихся арендно - ростовщических отношений. Например, в статье 266, гласящей, что пастух не несет ответственности, если падеж в загоне произошел по воле бога. 
Объектом аренды могла быть не только недвижимость, а также любое движимое имущество. В статьях 236 239 говорится о найме речных судов для транспортировки различных грузов водным путем. Наличие этих статей в кодексе, наверное, можно объяснить тем, что построить какое-нибудь, хотя бы мало-мальски пригодное судно, в те времена было делом хлопотным и достаточно дорогим, и позволить это себе, мог не каждый, но в тоже время в транспортных средствах для осуществления торговых операций нуждались многие, поэтому суда приходилось нанимать. Водный путь, следовательно, был самым оптимальным средством осуществления торговых сделок, ибо в статье 239 можно проследить следующее: "Если человек наймет корабельщика, он должен давать ему 6 курру хлеба в год". 
Здесь речь идет не о каком-нибудь разовом рейде, а о целенаправленной долговременной торговой деятельности, которая и осуществлялась речным путем.
Говоря обо всех этих корабельных  делах, хотелось бы упомянуть о еще  одной статье достаточно интересной по содержанию. Это статья 240. 
"Если судно, идущее вверх по течению, ударит судно, идущее вниз по течению, и потопит его, то хозяин судна, чье судно было потоплено, должен клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и судно, шедшее вниз по течению, должно возместить ему судно и все погибшее у него". Судя по содержанию этой статьи вавилонские реки, были достаточно сильны, и путь вниз по течению был достаточно трудоемок и опасен, т. к. только в условиях сильного течения можно испытывать затруднения в управлении судном. Интересно и то, что виновато оказывалось судно, идущее вверх по течению, видимо Хаммурапи считал, что у идущих вверх больше шансов увернутся от столкновения. Другой вопрос были ли в реальной жизни, идущие вверх все время виноваты, ведь если человек имеет больший шанс уклониться, это не значит, что он обязательно должен быть в состоянии им воспользоваться.
Еще одним объектом из движимого  имущества, часто бравшимся в  аренду был скот. И это не удивительно, ведь все сельское хозяйство держалось на нем. С помощью него пахали, перевозили различные грузы, крутили жернова и т. д.. Но скот, в те времена, сам по себе, стоил не малых денег, а потом еще нужно было отстегивать средства, чтобы его содержать, а меж тем в тягловой силе животных нуждались все земледельцы. Вот и приходилось тем, кто не имел скота как-то выкручиваться, брать в аренду. По-видимому это было достаточно частым занятием и столкновения между арендаторами и владельцами по различным причинам тоже происходили, раз Хаммурапи решил отвести для него ряд законов. В частности статьи 241, 249 рассматривают возможные конфликты между арендатором и хозяином животного. Причем здесь Хаммурапи тоже учел случаи потери животного, происшедшие не по вине арендатора. Например, в п. 249 говорится, что: "Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он падет, то человек, который нанял быка, должен произнести клятву богом и быть свободным от ответственности".
Ростовщичество
Теперь поговорим о  еще одной сфере экономической  деятельности о 
ростовщичестве. Ростовщичество, как известно, существовало в разных  
странах и Вавилон, конечно же, не был исключением. Если богатые могли 
обеспечить себе хорошую жизнь, то бедные, а таковых было, естественно, большинство вынуждены были, хоть как-то сводить концы с концами и, пытаясь достать, хоть немного денег, прибегали к заему у других. Такими финансовыми источниками могли быть только состоятельные люди, например те же самые тамкары или зажиточные общинники. Естественно, брать в займы, было невыгодно, ведь потом этот долг приходилось отдавать с процентами, но когда речь шла о выживании самого человека и его семьи, то над этим не особенно долго размышляли.
      Кредиторы,  видимо, нередко принуждали своих  должников отдавать им в "аренду" землю в счет уплаты долга, причем даже и землю на которой уже зреет урожай. Доход кредитора от такой "сделки" мог значительно превышать сумму долга вместе с процентами. Такое злоупотребление Законы Хаммурапи запрещают (п. 49 51 и 66). Законы Хаммурапи содержат положение, согласно которому должник в случае неурожая может переписать долговую расписку на следующий год и освобождается от уплаты процентов за этот дополнительный год (п. 47 и 48).
В Законах Хаммурапи имеется  также и ряд других статей, направленных на ограничение ростовщичества и  защиту свободных общинников от злоупотреблений  со стороны кредиторов. Так, устанавливается предельный размер ссудного процента: 33% с хлеба и 20% с серебра (п. 89) "Если тамкар отдаст хлеб или серебро в долг под проценты, то на 1 курру он может взять 100 зерна как процент если он отдал в долг под проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ше как процент". Кредитор, взыскавший более высокий процент, "теряет то, что дал" (п. 91). 
Определена также ответственность  кредитора за всякого рода мошеннические  махинации при расчетах (п. 92 94), причем в некоторых случаях спорная  сумма могла быть взыскана с недобросовестного  кредитора в двойном размере. Должник имел право расплачиваться с кредитором любыми материальными  ценностями, а не только теми, которые  взял в долг (т.е., например, зерном вместо денег и т. п. п. 96). Самоуправное изъятие имущества в счет долга карается утерей прав на получение долга с возвращением должнику всего изъятого (п. 113) "Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все, данное им в долг". Законы содержат также статьи, ограничивающие долговое рабство, по которым свободно рожденный человек, отданный в долговую кабалу или проданный в рабство, подлежит освобождению через три года (п. 117).
Характерно, что Законы Хаммурапи  избегают употреблять термин "раб" по отношению к таким людям. В  Старовавилонский период для обеспечения  уплаты долга существовал особый институт непутум "заложников". В отличие от случая долговой кабалы такой заложник брался насильственно заранее и содержался как бы в частной долговой тюрьме в обеспечение уплаты. Здесь тоже происходили различные злоупотребления, которые Законы Хаммурапи запрещают (п. 114 и 116). В частности, если заложник умрет в доме своего кредитора "от дурного обращения", то кредитор отвечает как за убийство, а также теряет право на взыскание долга. "Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев и дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара, если взятый в залог сын человека, то должно убить его сына, если он раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное им в долг". То, что Хаммурапи в качестве кредитора указывает лишь тамкара, наводит на мысль о том, что именно они и были главными ростовщиками. И это не удивительно, ведь ведя торговлю, они получали приличные прибыли, это и позволяло им вести ростовщическую деятельность, которая, в свою очередь, тоже приносила немалый доход. Однако это не значит, что другие свободные общинники не могли заниматься ростовщичеством, просто они, наверное, занимались этим гораздо реже, чем тамкары. Тут же речь идет и о торговых и кредитных сделках содержательниц питейных домов (п. 108 111). За обвешивание они караются "женской" смертной казнью утоплением. "Если корчемница не принимает хлеб в уплату за сикеру, принимает серебро по слишком большой гире и тарифное количество сикеры уменьшает по отношению к тарифному количеству хлеба, то эту корчемницу должно изобличить и бросить ее в воду". Казнь грозила ему и в случае, если они не донесут о сговоре между посетителями их заведений с целью совершения преступления (п. 109).
Законы показывают с несомненностью, что Хаммурапи стремился несколько  облегчить положение задолжавшей  свободной бедноты и ограничить ростовщичество. С одной стороны, это можно рассматривать как мероприятия, предпринятые в русле его общей экономической политик; с другой же здесь явно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего перед собой задачу прочного объединения страны, расширить свою социальную базу, на которую он мог бы опереться. Но также ясно, что его законы о ростовщиках носили половинчатый характер и никак не могли решить вопрос о кабальных займах, который начал вырастать в главную проблему эпохи. Положения о недействительности заемных сделок на условии процента выше 1/3 ( ! ) основной суммы носили явно утопический характер: человек, чья семья и хозяйство гибнут, не станет отказываться от предлагаемого ему займа или доносить на недобросовестного кредитора, если рискует более никогда не получать взаймы. К тому же, как уже было сказано, основными ростовщиками были царские чиновники (те же тамкары), а также храмы (жрицы которых, в частности, надитум, будучи богатыми, нередко вели собственную торговлю и также могли заниматься ростовщичеством), и апеллировать от одного бюрократа к другому было бы явно безнадежно.
Закон об освобождении заложника  на четвертый год тоже не решал  никаких проблем: заложник уходил от кредитора тем же неимущим 
бедняком, каким к нему попадал, и ему предстояло либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к "защите" царского или храмового хозяйства.
 
 
 
2.2 Институт права  собственности. 
 
В Вавилоне существовали следующие  виды земельной собственности:
-царские;
-храмовые;
-общинные;
-частные.
При царе Хаммурапи частная  собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. Царским  и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности  на землю происходил упадок общины. Земли могли свободно продаваться  и сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких–либо ограничений  со стороны общин на подобные сделки не существовало. Большую роль в  земельных отношениях того времени  играет аренда земли, поэтому в Законах  Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще  не освоенной земли.
Земельные наделы воинов и  имущество солдат подчинялись особому  правовому режиму.
Некоторые статьи Законника  наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами  эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой  степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение. Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине, Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества.
 Продажа земли и  строений, аренда пахотного поля  и сада, наем быков для работы  в поле, заклад имущества при  сделках займа - денежного и  натурального - все это подробным  образом регламентируется в кодексе.  Для наиболее распространенных  сделок, например купли - продажи,  Законник предусматривает три  условия действительности: чтобы  имущество не было изъято из  оборота, например, илку, земли воинов, чтобы продавец был действительным собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее хозяину, чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей. Если оказывалось лицо, заявлявшее, что оно является действительным собственником проданной вещи, покупатель обязывался привести продавца и свидетелей сделки. Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной казнью как вор. Если он мог это сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или указать свое право на вещь иным образом, иначе ему грозила смерть. Если, наконец, заявитель не мог привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец он, который возводит клевету.
В Законах Хаммурапи упоминаются  следующие договоры:
-аренды;
-имущественного найма;
-личного найма;
-займа;
-купли – продажи;
-хранения;
-товарищества;
-мены;
-поручения.
   В ряде статей  упоминаются различные виды имущественного  найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается  плата за них, а также ответственность  в случае потери или гибели  нанятого имущества. 
  При помощи договора  личного найма нанимали сельскохозяйственных  рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок  оплаты  труда этих лиц и  их ответственность за результаты  труда. Царь занимался и крестьянскими  долгами. Раньше крестьяне платили  налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать  налоги серебром. Но не все  крестьяне продавали продукты  на рынках. Многим приходилось  брать серебро в долг у торговцев  – тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату.  Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого–нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:
-ограничения максимального  срока отработки долга тремя  годами;
-ограничение процентов,  взимаемых ростовщиком;
-ответственность кредитора  в случае смерти должника в  результате дурного обращения  с ним.
 Договор купли–продажи  был очень распространен ввиду  существования частной собственности  на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.
Малоземелье, явившееся результатом  роста населения, разграбления общинной земли и тесных пределов орошения, вызвало необычайное распространение  арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину поля определенную долю, не зависящую от урожая: весь риск падал на арендатора. Доля эта была значительной и колебалась в среднем  между 1/3 и 1/2 того, что может принести поле. Не лучшими были условия договора займа. Проценты составляли 20 годовых, по денежным займам и 33 - для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось "смочить договор" то есть размягчить глину, на которой он был написан. Это значит: стереть все ненужное.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3 Брачно-семейные  отношения и права наследования
 
Брак заключался на основе письменного договора между будущим  мужем и отцом невесты и  был действительным только при наличии  этого договора. Главой семьи был  муж. Замужняя женщина обладала некоторой  правоспособностью: она могла иметь  свое имущество, сохраняла право  на принесенное ею приданое, имела  право на развод, могла наследовать  имущество после мужа вместе с  детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при  соблюдении определенных юридических  формальностей: необходимо было заключить  брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128) "Если человек  возьмет жену и не заключит письменного  договора, то эта женщина не жена". Неверность со стороны жены каралась смертью (129).
Были установлены подробные  правила для разбора обвинений такого рода (130 136). При определенны обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится : "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". То есть, здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами", что может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.
Но, если этот человек, так  сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад  не должна была возвращаться к нему (п. 136). 
"Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена 
войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133). Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170 ). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128).
"Если жена человека  будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должны их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба". Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж буде изменять ей с свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142 ).
В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь  детей ( п. 145 ), плохое поведение 
жены ( п. 141 ) муж мог взять вторую жену.
Мужу запрещалось расточать  имущество жены или распоряжаться  им без согласия последней. Закон  стремится примирить между собой  два требования: а сохранить за детьми имущество их матери и не изымать его при этом из оборота. Весьма вероятно, что для замужней женщины практические возможности  независимой хозяйственной деятельности были невелики. Но незамужняя женщина  могла при известных условиях, если она - пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под  опекой и пр. действовать вполне самостоятельно и с широким размахом.
Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: "Если жена человека, которая живет в доме человека вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня".
Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать  о том, что замужние женщины в  др
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.