Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международная деятельность Банка России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание:
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Теоретические и правовые  аспекты осуществления международной   деятельности Банка России……………………………………………………....6
1.1. Сущность и необходимость  международной деятельности РФ………..…6
1.2. Нормативно-правовое регулирование международной деятельности……9
2.Современное состояние  международной деятельности  Банка  России……12
2.1. Деятельность Банка  России  на международном финансовом  рынке …..12
2.2.Взаимоотношения Банка  России с международными финансовыми  институтами……………………………………………………………………...16
2.3. Банк России как  финансовый агент Правительства  РФ……………….....31
3. Направления развития  международной деятельности Банка  России……...36
3.1.Усиление роли Банка  России как финансового агента Правительства РФ…………………………………………………………………………………36
3.2. Управление средствами  Стабилизационного Фонда РФ…………………38
Заключение ………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………43
 
Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
  Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
 В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Международная деятельность Банка России – тема актуальна для сегодняшнего времени, так как взаимоотношения Центрального Банка Российской Федерации с международными валютно-кредитными и финансовыми  институтами  развиваются очень бурно и количество кредитно – денежных сделок растет.
Целью курсовой работы является изучение международной деятельности  Банка России на современном этапе  и направления ее развития.
Достижение целевой установки  предполагают решение следующих  задач:
- рассмотрение сущности и необходимости международной деятельности РФ
- изучение нормативно-правового  регулирования международной деятельности 
-рассмотрение Банка России  как финансового агента Правительства  РФ
- проведение обзора деятельности  Банка России на международном  финансовом рынке 
- рассмотрение взаимоотношений  Банка России с международными  финансовыми институтами 
- выявление направлений  развития международной деятельности  Банка России.
Объектом настоящего исследования является современное состояние деятельности Банка России.
Предметом исследования является специфика и особенности Банка России на международном финансовом рынке.
Методологическими основами исследования являются методы обработки и обобщения информации, логические, аналитические и экономические методы.
Теоретическую и методическую основу курсовой работы составили труды  российских и зарубежных ученых, постановления  правительства РФ, периодические  издания, методические рекомендации.
Структура работы: исходя из поставленных целей и задач, была выполнена работа, которая состоит  из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
В первом разделе были рассмотрены  вопросы, касающиеся теоретических и правовых аспектов осуществления международной деятельности Банка России, а так же выявлена необходимость международной деятельности.
Во втором разделе особое внимание уделяется деятельности Банка  России на международном финансовом рынке. Также подробно рассмотрены  взаимоотношения ЦБ РФ с финансовыми  институтами.
В третий раздел посвящен основным направлениям развития международной  деятельности Банка России.
Структура и объем работы в значительной степени позволяют  раскрыть исследуемую тему.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Теоретические  и правовые аспекты осуществления  международной деятельности Банка  России.
1.1.Сущность и  необходимость международной деятельности  РФ.
         Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, коммерческих банков, включая их филиалы, а также других кредитных учреждений.
        Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, Банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России является "банком банков", он предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение бумажных денег. Такую функцию другие банки в РФ не имеет. [5]
        Банк России выступает на международном финансовом рынке во всем многообразии ролей, тем самым, образуя разветвленную банковскую систему и инфраструктуру.  Являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, Центральный Банк обладает всеми правами и признаками юридического лица. Он продает свои услуги, производит и продает «продукт». Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не противоречащей его уставу.
        В кредитных отношениях кто-то из сторон кредитор и кто-то заемщик. В каждой данной кредитной сделке, взятой в отдельности всегда две стороны, причем кредит выражает особое специфическое отношение между ними. В отличие от кредита банк - это одна из сторон отношений, которая хотя и может одновременно выступать в качестве кредита и в качестве заемщика, однако в каждый данный момент в отдельно взятой сделке выступает то ли в качестве кредитора, то ли в качестве заемщика. Следовательно, банк - это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке одну из противостоящих друг другу сторон. Тем самым мы видим банк как кредитное предприятие.
         Еще одной сферой деятельности банка является биржевая деятельность. Каждый банк постоянно является участником биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами. Но это не превращает банк в часть биржевой организации, о чем говорит тот факт, что банки появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг. Торговля ценными бумагами является частью банковских операций, но далеко не главной, поэтому мы можем говорить в этом отношении о банке как об агенте биржи.
        Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным.   Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус - срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли посредника, устраивающего знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.
         Рассмотренные сферы банковской деятельности являются основными, но далеко не полным перечнем, поскольку с каждым годом сфера влияния на экономику, как отдельной страны, так и мировую в целом, возрастает все более быстрыми темпами, деятельность банков затрагивает все новые отрасли хозяйственной деятельности предприятий. Таким образом, образуется все более разветвленная банковская система.
          Несмотря на некоторое снижение активности в условиях глобального экономического спада, Центральный  Банк сохранил свои позиции на международном финансовом рынке.
         Развитие ЦБ РФ осуществляется по следующим направлениям:
- расширение международной  банковской деятельности;
- слияние банков как  в пределах одной страны, так  и в международном масштабе;
        В глобальном масштабе международная деятельность Банка России развивается сегодня в направлении:
а) унификации, стандартизации национальных законов о банковской деятельности, приводимых в соответствие с международными стандартами банковского  дела;
б) выработки на международном  уровне в соответствии с Базельским соглашением единых подходов (стандартов) к оценке (анализу) финансового состояния  коммерческих банков органами банковского  надзора;
в) создания единого органа управления и регулирования банковской деятельности в лице Мирового центрального банка, возможность и необходимость  создания которого обсуждают эксперты многих стран мира.
        Вышеназванные тенденции развития международной деятельности Центрального Банка в основном сформировались в последнюю четверть XX в. и действуют сегодня. Но для определения перспектив развития мировой банковской системы важно оценить не только существующие, но и вновь нарождающиеся тенденции, дать их краткую характеристику. Тем более что сегодня эксперты многих стран сходятся во мнении, что XXI век в экономике - это так называемая "новая реальность", характеристиками которой являются революционные преобразования на рынках информатики и телекоммуникаций, с одной стороны, и на финансовых рынках с другой.[4]
1.2. Нормативно-правовое  регулирование международной деятельности
          Нормативно-правовое регулирование международной деятельности Центрального банка Российской Федерации, как и банковской системы, в целом, осуществляется нормами различных отраслей российской системы права. Среди них наибольшее значение имеют нормы государственного права, банковского права и гражданского права. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями Конституции РФ правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности осуществляется только на федеральном уровне. В п. "ж" ст. 71 Конституции РФ закреплено, что в ведении Российской Федерации находится "установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки". Валютное регулирование, кредитное регулирование, денежная эмиссия составляют содержание банковской деятельности. Органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления регулировать банковскую деятельность не могут.
          Поскольку Центральный банк Российской Федерации - составная часть банковской системы, нормативные акты, регулирующие банковскую систему и банковскую деятельность, в целом исчерпывающие и определены не только в федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Приложение 1), но и в федеральном законе "О банках и банковской деятельности". Конституция Российской Федерации содержит три группы норм, которые имеют непосредственное отношение к организации и деятельности Банка России.[1]
       Первая группа - нормы, содержащиеся в ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, которая предусматривает, что "денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссию других денег в Российской Федерации не допускается". Таким образом, на конституционном уровне закрепляется монопольное право Центрального банка Российской Федерации осуществлять денежную эмиссию.
           Вторая группа - нормы, содержащиеся в ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что "защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти". Здесь две нормы.
         Первая норма закрепляет защиту и обеспечение устойчивости рубля. В Конституции РФ говорится об этом как о функции Центрального банка. Вторая норма ч. 2 ст. 75 Конституции РФ закрепляет независимое осуществление Центральным банком Российской Федерации своей основной функции. Причем, как установлено в данной статье, независимо от других органов государственной власти.
        Банк России взаимодействует с Правительством Российской Федерации. Это взаимодействие построено таким образом, что оно само по себе свидетельствует о независимости Банка России и о том, что он не является органом исполнительной власти. Его нельзя считать и органом государственного управления. Однако в Конституции России этот термин не употребляется, так как он не соответствует принципу разделения властей. Все органы государства объединяются понятием "орган государственной власти". Государственные органы делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Такое деление отражает принцип правового государства - принцип разделения властей. Соответственно термин "орган государственного управления" вообще не применим к Банку России.                                                                                                                                                                             Третья группа - нормы, которые закрепляют порядок формирования руководящих органов Центрального Банка Российской Федерации. В п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации говорится, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. При этом п. "г" ст. 83 Конституции России предусматривает, что Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
 
 
 
 
2. Современное  состояние международной деятельности  Банка России
2.1. Деятельность  Банка России на международном  финансовом рынке
          Банку России предоставлены широкие полномочия в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, при этом он руководствуется цепью поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Банк выдает и отзывает лицензии на ведение банковской деятельности, назначает временные администрации в так называемые «проблемные» банки, устанавливает обязательный для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, а также сложившейся мировой практики и требований международных надзорных органов Банк вправе устанавливать им обязательные нормативы, контролировать их выполнение, проводить инспекционные проверки деятельности банков на местах, а также применять к банкам санкции, вплоть до отзыва лицензии.[20]
        Целям укрепления российской банковской системы, внутреннего валютного рынка, а также расширения взаимовыгодных связей с мировым финансовым рынком служат разрешенное законом участие Банка России в капиталах ОАО Сбербанк России, ОАО Внешторгбанк, ОАО Московская межбанковская валютная биржа, Некоммерческое партнерство, «Национальный депозитарный центр», росзагранбанков Московского народного банка (Лондон), Ост-Вест Хандельсбанка (Франкфурт-на-Майне), Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка (Париж), Донау-банка (Вена), Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург). [28]
         В интересах наиболее полного учета интересов Российской Федерации в отношениях с внешним миром Банк России взаимодействует с международными финансово-экономическими организациями, зарубежными странами и их центральными банками. Так, банк имеет разносторонние отношения с Международным валютным фондом (МВФ); Международным банком реконструкции и развития (МБРР); является акционером Банка международных расчетов (БМР). Центральный Банк проводит работу по расширению сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), рядом региональных банков развития; налаживает связи с другими международными организациями - Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организацией (ВТО); участвует в переговорах и встречах, проводимых в рамках «Группы -20» и «Груп-пы-7», «Комитета сотрудничества Россия - ЕЭС».
        Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. р. Совокупные активы (на 1 янв. 2011) составляли 1 346 096 млн. р. В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 проц. фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется по решению Совета директоров в резервы и фонды различного назначения.
        Банк России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Банк России сотрудничает с МВФ, БМР, ВБ, ЕБРР, ЕЦБ и др. С МВФ, ВБ, Лондонским клубом взаимодействует Банк России в целях решения проблемы внешнего долга. Сотрудничество Банка России с зарубежными центральными банками и ЕЦБ осуществляется с целью создания благоприятных условий для проведения международных операций. Взаимодействие Банка России с координацией действий центральных банков государств - участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) проводится Банком России по вопросам, связанным с инвестициями в экономику, осуществлением валютно-финансовых, расчетных и межбанковских отношений.[30]
         Международный кредит – это форма движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанная с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности.
         Можно выделить 4 направления внешнего заимствования России: Парижский клуб (задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств). В 2005 г. долги Парижскому клубу погашены. Лондонский клуб (кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий). Задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг. Долги международным валютно-финансовым организациям: МБРР, ЕБРР.
        Банк России привлекает средства с международного межбанковского рынка в основном в двух формах – торговое финансирование (экспортно-импортные операции) и синдицированное кредитование. Преобладают связанные кредиты, т. е. предназначенные для оплаты поставок из страны банка – иностранного кредитора. (Приложение 2)
        Международные расчеты - это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими, культурными отношениями между юридическими лицами и гражданами разных стран. Международные расчеты включают, с одной стороны, условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями, с другой - ежедневную практическую деятельность банков по их проведению. 
        Деятельность  Банка России в сфере международных расчетов, с одной стороны, регулируется национальным законодательством, с другой - определяется сложившейся практикой, которая существует в виде установленных правил и обычаев либо закрепляется отдельными документами. Условия платежа - важный элемент внешнеэкономических сделок. Среди них различаются:
1) наличные платежи;
2) расчеты с предоставлением кредита;
3) кредит с опционом  наличного платежа.
        Понятие наличных платежей в международных расчетах подразумевает оплату экспортных товаров после их отгрузки покупателю или платеж против документов, подтверждающих отгрузку товара согласно условиям контракта. Однако в современных условиях в большинстве случаев товар прибывает в страну импортера раньше документов, подлежащих оплате, и покупатель может получить товар до его оплаты, как правило, под сохранную (трастовую) расписку или банковскую гарантию. Таким образом, платеж фактически производится уже после прибытия товаров.
        Наиболее сложная и ответственная банковская операция - платеж по аккредитиву. Расчеты в форме документарного аккредитива проходят через банк, причем данная форма расчетов является наиболее сложной. Порядок проведения расчетов в форме документарного аккредитива. (Приложение 3)
       При данной форме расчетов банк проверяет только качество требуемых и представленных к оплате документов. Контрольная функция банка заключается в тщательной проверке документов и их соответствия условиям аккредитива. При этом главное внимание уделяется трем критериям: полноте представленных документов, внешнему их соответствию принятым нормам и отсутствию противоречий между ними. Если по внешней форме документы, представленные в банк, не отвечают условиям аккредитива, банк-эмитент может решить принять или отклонить их. Если документы отклонены, сообщение об этом необходимо направить тому банку, от которого они получены, или бенефициару, если они были получены непосредственно от него. В уведомлении должны быть указанные неучтенные данные, приведшие к отклонению документов. В обычный набор документов по документарному аккредитиву обычно входят товарная накладная, счет-фактура, спецификация, сертификат происхождения, сертификат качества, коносамент, авианакладная, железнодорожная расписка или транспортная накладная, если товар везется автотранспортом, а также тратта или переводной вексель, которым практически и рассчитываются импортер и экспортер.[26]
2.2. Взаимоотношения  Банка России с международными  финансовыми институтами.
 МВФ и Россия
          Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд в июне 1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что говорит о признании МВФ статуса Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР.
          В настоящее время МВФ является официальным кредитором РФ. Заемщиком выступает Правительство РФ или Центральный банк России. По официальной линии предоставляются также кредиты региональным администрациям, предприятиям и организациям под гарантии государственных органов и без гарантий.
         За последние восемь лет Фонд предоставил Российской Федерации целую серию кредитов, и так как резервная квота была практически сразу же выбрана нашей страной, то в дальнейшем кредитование осуществлялось в рамках различных кредитных механизмов Фонда, в первую очередь механизма кредитования системных преобразований (МКСП). Данный механизм призван обеспечивать оказание помощи государствам-членам, сталкивающимся с трудностями в осуществлении внешних платежей в результате глубоких нарушений традиционных торговых связей и структуры платежей, вызванных переходом от государственной торговли по ценам, не связанным с рынком, к многосторонней торговле по рыночным ценам.
       Сотрудничество с МВФ остается одним из важных направлений российской внешнеэкономической политики и непосредственно связано как со специфическими проблемами финансовой деятельности, так и с созданием предпосылок для устойчивого роста в будущем производства в условиях экономики переходного типа. Особенно важны кредиты Международного валютного фонда для Российской Федерации в нынешней ситуации, ведь сотрудничество с Фондом является гарантией кредитоспособности страны в глазах иностранных инвесторов, чье присутствие жизненно необходимо экономике России. Получение кредитов поможет России реструктурировать долги Парижскому и Лондонскому клубам. Также немаловажно заметить, что кредиты МВФ являются наиболее дешевыми и долгосрочными из доступных кредитных ресурсов.
         К сожалению,  можно констатировать факт определенной политизации взаимоотношений России с Фондом в нынешних условиях, ведь сама вероятность получения кредитов Фонда существенно возросла после событий на Балканах, когда угроза возврата России к мобилизационной экономике планового характера заставила Фонд пойти на определенные компромиссы и пересмотреть свои предельно жесткие требования.
        Очень важным моментом в отношениях с Международным валютным фондом является позиция нашей страны в вопросе борьбы с утечкой капитала. МВФ не намерен кредитовать счета российских коммерческих банков в США. Совершенно справедливо указывается на необходимость контроля за входящими и выходящими денежными потоками, на необходимость пресечения незаконного вывоза капитала, так как ни о каких иностранных инвестициях не может быть и речи, если даже национальный капитал "бежит" из Российской Федерации. Хотя очевидно, что конъюнктура рынка переменчива и само заявление о задержке очередного транша кредита способно значительно ухудшить политическую и экономическую ситуацию в России, Международный валютный фонд все же продолжает жестко увязывать выделение кредита с активизацией усилий, направленных на борьбу с коррупцией, отмыванием денег, незаконным вывозом капитала, нецелевым использованием средств международных финансовых организаций.
           К сожалению, в результате скандала МВФ может совсем перестать содействовать России в переговорах по возврату российских долгов странами "третьего мира", что лишает Россию надежды на получение средств, способных значительно облегчить долговое бремя страны. Такая ситуация не может развиваться позитивно даже в среднесрочном периоде. Поэтому необходимо перевести отношения с Фондом на некую "экономическую основу", когда программа развития и рыночные индикаторы, а не жесткие заявления политических властей обеспечивают получение кредитов.
          Наряду с этим до сих пор продолжаются дискуссии о целесообразности получения кредитов МВФ. Ведь рецептура, предлагаемая Фондом, весьма стандартизирована и зачастую не учитывает особенностей развития той или иной страны. По мнению ряда экспертов, требования МВФ по ужесточению бюджетной и денежной политики часто только усугубляли тяжесть кризиса, приводя к дефляции и рецессии. Кроме того, стандартные процедуры МВФ никак не препятствовали распространению "азиатского кризиса" по странам и континентам.
        В заключение хотелось бы сказать, что те проблемы, с которыми сталкивается Россия в своих взаимоотношениях с Международным валютным фондом, типичны не только для нее и уже неотделимы от проблем мировой экономики.[30]
Международный банк реконструкции и развития – МБРР
          Россия стала членом МБРР 16.06.1992 г. Депозитарием средств МБРР был назначен ЦБ РФ, все операции и сделки поручено осуществлять Минфину РФ, он же стал выполнять функции канала связи. Установлено, что управляющий от РФ и его заместитель по представлению Правительства РФ утверждаются Верховным Советом РФ (в дальнейшем эта функция перешла к Президенту РФ).
        Участие в ежегодных заседаниях руководящих органов МБРР (которые обычно совмещают с мероприятиями МВФ) принимает делегация России, которая утверждается Распоряжением Правительства РФ. В состав делегации входят управляющий от РФ и его заместитель, исполнительный директор от РФ, председатель ЦБ РФ и его заместитель, заместитель министра финансов, директора профильных департаментов МИД и ЦБ, Посол РФ. Всемирный банк финансирует и оказывает содействие в реализации проектов по запросам Правительства РФ. Согласование проекта, его компонентов, сроков реализации и оценка стоимости осуществляется путем проведения переговоров. Перед началом реализации проекта он должен быть одобрен и подписан Советом директоров МБРР.
         По состоянию на 01.08.2011 г. Всемирный банк финансирует 14 проектов в России на общую сумму 1, 51 млрд. долл. США.    
        В данный период деятельность МБРР в России определяется трехлетней стратегией партнерства с Россией (финансовые годы 2007–2009), реализация которой достигла своей первичной цели внедрения новой формы сотрудничества с применением нетрадиционных подходов. Срок действия текущей стратегии партнерства с Россией истек в июне 2009 года и был продлен с 2010 по 2012 финансовые годы. С учетом хорошего положения государственных финансов страны число проектов в портфеле МБРР сократилось с 22 до 16, и нацелены они главным образом на реформирование государственного аппарата (60% по объему), а также сферы социальных и коммунальных услуг (20%). Объемы новых заимствований на федеральном уровне ограничивались лишь удовлетворением крупных институциональных потребностей в областях судебной реформы и государственной статистики.[32]
Международная финансовая корпорация – МФК
            В декабре 1992 г. Россия стала членом МФК. Центральный банк РФ назначен депозитарием средств МФК, а Минфину РФ поручено выполняет функции канала связи.
           МФК отнесена к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния. Совет управляющих, наделенный всеми корпоративными полномочиями, делегирует их основную часть исполнительному органу  — Совету директоров, состоящему из 24 директоров, право голоса, которых взвешено в соответствии с тем акционерным капиталом, который представляет каждый директор. Формируется по тому же принципу, что и Совет управляющих. При голосовании по вынесенным на обсуждение вопросам голоса распределяются пропорционально доле в уставном капитале, которую представляет каждый из директоров. Президент МБРР является по совместительству Председателем Совета директоров МФК.
           В июне 2011 г. Внешэкономбанк, Минфин РФ и МФК создали Фонд капитализации российских банков объемом до 1 млрд. долл. США. Взнос ВЭБ и МФК в капитал Фонда составит по 250 млн. долл. США, Минфина  — 50 млн. Фонд должен начать работу с начала 2012 г., его объем может составить до 1, 5—1, 7 млрд. руб., при этом взносы МФК, ВЭБ и Минфина увеличиваться не будут. Срок деятельности Фонда составит 8-10 лет, в течение которого он инвестирует в 10—15 российских банков, как крупных, так и небольших. В каждый из 3-4 крупных банков (10-60-е место по объему активов) может быть инвестировано 100—300 млн. долл. США, в менее крупные банки (60-200-е место по активам) может быть вложено по 20—100 млн. долл. США.
         В 2010 г. Россия оказалась на 4-м месте среди заемщиков МФК (в 2007 г. – на первом), получив 2, 3 млрд. долл. США за счет собственных средств МФК, что составляет 6% кредитного портфеля.
         Россия в МФК является реципиентом и поэтому не принимает участия в большинстве программ Корпорации, ограничиваясь получением средств для реализации отдельных проектов, таких как «Развитие первичного рынка ипотечного кредитования в России», «Программа по стимулированию инвестиций в энергосбережение», «Корпоративное управление в России», «Агропромышленная финансовая компания», «Развитие производителей автокомпонентов» и др.[32]
Многостороннее  агентство по гарантированию инвестиций – МАГИ
            Российская Федерация вступила в МАГИ в 1992 г. Центральный банк РФ назначен депозитарием средств МФК, а Минфину РФ поручено выполняет функции канала связи и осуществлять от имени России все операции и сделки с Агентством.
           Уставный капитал Агентства в 2011 г. составлял 181 755 акции (1, 962 млрд. долл. США), из которых 163 745 акции были распределены по подписке стран-членов. Каждая акция равна 10 тыс. СДР (при фиксированном курсе 1 СДР = 1, 082 долл. США). Подписной капитал составляет 1, 768 млрд. СДР.
          Подписка России в капитале МАГИ по состоянию на 30 июня 2011 г. – 5528 акций (59, 813 млн. долл. США), что составляет 3, 13%. Россия имеет 5769 голосов или 2, 63% от общего количества голосов (218961) при принятии решений.
         В 2010 финансовом году совокупный объем предоставленных гарантий по 19 проектам, реализуемым в развивающихся странах-членах МАГИ, составил 1, 5 млрд. долл. США. Это немногим больше, чем в 2010 году, когда объем новых гарантий МАГИ составил 1, 4 млрд. Доходы от страховых премий, комиссионных и инвестиций составили 70 млн. долл. США.
Европейский банк реконструкции и развития – ЕБРР
          Верховный Совет СССР в 1991 г. ратифицировал подписанное в апреле 1990 г. года соглашение об учреждении ЕБРР. Уставный капитал Банка. Разрешенный к выпуску акционерный капитал составляет 20 млрд. евро. Число голосов распределяется в соответствии с количеством акций. Квота России в капитале ЕБРР  — 84041 акций или 4, 04 % (на долю бывшего СССР приходилось 6%), количество голосов – 4, 06%.
           Финансовый сектор традиционно играет ключевую роль в деятельности ЕБРР, и благодаря своей обновленной стратегии Банк в 2010 году активизировал усилия и подписал новые сделки в финансовом секторе 27 стран на сумму 3 млрд. евро.
        В 2010 г. ассигнования ЕБРР, включающие приростное финансирование существующих проектов составили 9, 0 млрд. евро. Привлечено было средств на 13, 2 млрд. евро.
       В России ЕБРР вложил ассигнований в 2010 году 2, 3 млрд. евро, что на 2% ниже уровня 2009 года в 2, 4 млрд. евро и составляет 26% от общего объема сделок в 2010 году. А в целом за период 1991-2010 гг. – 17, 7 млрд. евро или 28, 5% от общего объема инвестиций.
         В отраслевом разрезе формирования структуры портфеля российских проектов ЕБРР выделяются четыре основных сектора: финансовые учреждения, инфраструктура и муниципальное хозяйство, промышленный сектор, сырьевой сектор и агропромышленный комплекс. Наибольшая часть операций ЕБРР в нефинансовом секторе приходится на сырьевую промышленность и энергетику, развитие инфраструктуры, транспорта и сельского хозяйства.
        Надо сказать, что представители РФ в банке не используют в полной мере имеющиеся условия для инвестиций в энергетику. Например, в 2008 году доля финансируемых донорами ассигнований на операции в области устойчивой энергетики в России составила 14% от общего объема донорских средств, направленных на поддержку деятельности ЕБРР в рамках ИУЭ. Это равно доле стран, находящихся на начальном этапе перехода (СНЭП). Однако на Россию приходится 49% выбросов CO2 в регионе операций ЕБРР по сравнению с 7% в странах СНЭП. Очевидно, что ЕБРР имеет все основания привлечения дополнительных донорских средств для повышения энергоэффективности экономики России.
      С 1997 г. Советом директоров было утверждено примерно следующее распределение годового объема принимаемых ЕБРР обязательств: 30%  — для России, 30%  — для стран, находящихся на завершающих этапах переходного процесса и 40% - для стран, находящихся на начальной и промежуточной стадии переходного процесса. Указанные пропорции сохранялись вплоть до 2010 г. С учетом стабилизации экономического положения России предусмотрена возможность повышения 30%-й доли России в общем кредитном портфеле Банка. Совет директоров одобрил стратегию ЕБРР для России на 2009-2012 гг. в рамках Среднесрочной стратегии.
         Основными приоритетами ЕБРР в работе на российском направлении на ближайшее время является осуществление финансирования инфраструктурных проектов, привлечение стратегических инвесторов на российские предприятия, усиление темпов развития малого бизнеса и поддержка процесса реформ в финансовом секторе. При выборе своих проектов ЕБРР тщательно учитывает такие факторы, как создание благоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранных показателей и инвестиций на цели энергосбережения.
         Хотя ЕБРР в 2010 году и осуществил восемь операций по синдицированию кредитов в секторе финансовых организаций (в том числе две операции в России, три в Турции, две в Армении и одну в Молдове), международные финансовые рынки для финансовых организаций многих стран операций ЕБРР оставались в «замороженном» состоянии.
Черноморский  банк торговли и развития – ЧБТР
           В июне 1994 г. 11 стран-участниц ЧЭС подписали межправительственное Соглашение об учреждении Черноморского банка торговли и развития, вступившее в силу 24 января 1997 года.
         Повседневное руководство Банком осуществляют Президент, три вице-президента и генеральный секретарь. Для обеспечения стабильности и преемственности в деятельности руководящего звена в декабре 2000 г. был утверждён принцип, в соответствии с которым основные акционеры (Россия, Греция, Турция) представлены в руководстве ЧБТР на постоянной основе.
         С начала деятельности в июне 1999 г. по конец 2010 г. Банк осуществил 225 сделок на сумму 2, 18 млрд. евро, в том числе 49 сделок (21, 8%) – в России.
          Банк осуществил операций с ценными бумагами в 2010 г. на сумму 673 млн. евро, из которых на Россию пришлось 18, 1%. В конце 2010 г. в инвестиционном портфеле банка на Россию пришлось 20, 3% одобренных сделок.
        Заинтересованность России в развертывании деятельности ЧБТР объясняется способностью Банка сыграть полезную роль в восстановлении сотрудничества России со странами СНГ и Восточной Европы, а также в обеспечении экономического взаимодействия с Турцией и Грецией. На региональном уровне Банк может стать действенным инструментом для продвижения российского промышленного экспорта, инженерно-строительных услуг и российских технологий на рынки стран региона.
Международный инвестиционный банк – МИБ
        Международный инвестиционный банк учрежден в 1970 году. Начало деятельности – 1 января 1971 года. Местонахождение – город Москва.
      Членами Банка являются: Республика Болгария, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Куба, Монголия, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Чешская Республика. Из состава членов Банка вышли Польша (1999 г.) и Венгрия (2000 г.).
        Уставный капитал Банка составляет 1300 млн. евро, его оплаченная часть – 214, 5 млн. евро. Доля участия РФ в капитале банка – 44, 7%. Уставный капитал может быть увеличен по решению Совета. Функции ведомства – представителя РФ в Совете банке возложена на Минфин РФ. На Минфин возложены полномочия по представлению кандидатур сотрудников МИБ в соответствии с квотами РФ и по отзыву этих сотрудников.
        Банк декларирует, что основным видом его деятельности является предоставление на коммерческих принципах средне- и долгосрочных кредитов для осуществления совместных инвестиционных проектов и программ, финансирования строительства национальных объектов. МИБ за весь период своей деятельности принял к кредитованию около 200 инвестиционных объектов в различных странах и предоставил кредиты на сумму более 7 млрд. евро.
         Отраслевая структура кредитного портфеля по состоянию на 31.12.2007 г.: Строительство – 56, 9%, Операции с недвижимостью – 21, 6%, Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров – 14, 2%, Обрабатывающая промышленность – 6, 1%, Воздушный транспорт – 1, 2%.
         Финансовые ресурсы получили компании из России и Монголии для строительства жилых комплексов в Московской области, Нижнем Новгороде и Улан-Баторе. Началось финансирование строительства российского предприятия по производству щебня и гравия.
        Доход от операций с ценными бумагами (только российских эмитентов на сумму 20, 1 млн. евро), производными и комбинированными финансовыми инструментами (крупнейших международных финансовых организаций  — 63, 5 млн. евро) составил 7, 5 млн. евро, при обороте за год 83, 6 млн. евро.
        Валютная структура кредитного портфеля по состоянию на 31.12.2007 г.: Евро – 85, 4%, Доллары США – 14, 6%.
       Учредительными документами МИБ предусмотрено, что основной задачей банка является «предоставление кредитов на коммерческих принципах для осуществления совместных инвестиционных проектов и программ развития несколькими заинтересованными членами Банка, на строительство объектов для развития национальных экономик стран-членов Банка, а также для осуществления мероприятий, связанных с участием членов Банка в мирохозяйственных связях».
Международный банк экономического сотрудничества – МБЭС
         Международный банк экономического сотрудничества учрежден в 1963 году с местопребыванием в Москве. МБЭС является межгосударственной организацией, созданной и осуществляющей свою деятельность на основе Межправительственного Соглашения об организации и деятельности Международного банка экономического сотрудничества и его Устава. Соглашение было подписано странами-членами Банка 22 октября 1963 года и зарегистрировано Секретариатом ООН в 1964 г. под № 7338.
            По итогам 2010 г. активы Банка выросли практически на 4% по сравнению с 2009 г. и составили 550 млн. евро большую часть кредитного портфеля МБЭС составляют кредитные проекты, направленные на достижение одной из главных целей деятельности банка — развитие экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами стран-членов МБЭС. Особую ценность представляет то, что основную долю кредитного портфеля составляют совместные проекты хозяйствующих субъектов стран-членов МБЭС.
         Структура кредитного портфеля по странам в 2010 г. выглядела так: Россия- 39, 2%, Болгария – 31, 5%, Монголия – 26, 9%, другие – 2, 6%. Основная масса кредитных ресурсов была направлена в нефтяную промышленность (57, 2%) и инфраструктуру (30, 8%).
        Результаты деятельности МБЭС в 2007-2010 гг. демонстрируют позитивные тенденции и адаптацию к новым условиям деятельности на финансовых рынках. Правление добилось решения долговых проблем, качественного улучшения структуры баланса, выбрала приоритетные направления и проекты, что привело к существенному улучшению показателей.
         По итогам 2010 г. собственные средства Банка составили практически 300 млн. евро, в том числе уставный капитал (оплаченная часть) — 143, 5 млн. евро. Вследствие положительного финансового результата Банка, полученного по итогам 2010 г., и увеличения стоимости активов МБЭС величина собственных средств МБЭС возросла по сравнению с итогами 2009 г. на 11%.
         Положительная динамика банка во многом обусловлена перспективным планированием деятельности. В настоящее время МБЭС разрабатывает долгосрочную Стратегию развития МБЭС и Бизнес-план Банка на 2012–2016 годы. Разработка данных документов в целом будет способствовать дальнейшему поступательному развитию деятельности Банка и укреплению МБЭС как универсального межгосударственного финансового института, обеспечивающего развитие экономики стран-членов Банка.
Евразийский банк развития – ЕАБР
         Евразийский банк развития создан по инициативе президентов России и Казахстана на основании межгосударственного соглашения, в ходе официального визита президента РФ в Казахстан. Банк официально начал свою деятельность в июне 2006 г. после подписания президентами России и Казахстана законов о ратификации этого международного соглашения и проведения первого заседания Совета Банка.
        Уставный капитал Банка превышает 1, 5  млрд. долл. Структура уставного капитала на 31.12.2010 г. следующая: Российская Федерация — 65, 98%, Казахстан — 32, 99%, Беларусь — 0, 99%, Таджикистан — 0, 03%, Армения — 0, 01%.
       Минфин РФ определен в качестве официального органа, обеспечивающего разрешение вопросов, связанных с деятельностью Евразийского банка развития, и осуществляющего функции канала связи между ЕАБР и Российской Федерацией.
        На 31.12.2010 г. текущий инвестиционный портфель Банка был равен 2 208, 8 млн. долл. США. Балансовая стоимость инвестиционного портфеля без учета провизий и дисконтов составила 1 063, 9 млн. долл. США, сумма неиспользованных кредитных линий — 1 144, 9 млн. долл. США.
       К концу 2010 г. на рассмотрении Банка находились еще 37 проектов на общую сумму 13 575 млн. долл. США, доля участия ЕАБР в них составляет 2 967 млн. долл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.