Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок свободной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии: сравнительный анализ использования ресурсов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая работа

на тему «  Рынок свободной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии: сравнительный анализ использования  ресурсов » 

по курсу  «Микроэкономика»

Проверила Выполнила
к. э. н. студентка факультета М и М
доцент кафедры ЭТ 2 курсу 7 группы
Степаненко Н. А. спец. «Административный 
менеджмент»
Гринь Е. П.
Харьков, 2005
Содержание
Введение 3
1.Совершенная конкуренция  4
1.1. Спрос и предложение  фирмы в условиях 
совершенной конкуренции 4
1.2. Объем выпуска и  реализации в условиях
совершенной конкуренции 5
2. Монополия 8
2.1. Что такое монополия? 8
2.2. Предельный доход  монополиста 9
2.3. Максимизация прибыли  монополистом 10
2.4. Монополия и эластичность  спроса 12
2.5. Как влияют налоги  на поведение монополиста? 13
2.6. Оценка монопольной власти 13
3. Монополистическая  конкуренция 17
3.1. Цена и объем  производства в условиях 
монополистической конкуренции 18
4. Олигополия 21
4.1. Что такое олигополия? 21
4.2. Модели олигополии 21
5. Использование и  распределение ресурсов фирмой 27
5.1. Предельная доходность  ресурса 27
5.2. Предельные издержки  ресурса 29
5.3. Какое количество  ресурса следует использовать? 30
5.4. Выбор варианта  сочетания ресурсов 31
Заключение. 35
Список использованной литературы 37
Словарь экономических  терминов 38
Введение
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип  рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или  отсутствия ограничений на вход в  отрасль и выход из нее, доступности  информации о ценах, нововведениях.
В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно  существуют рынки монополистической  конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а  также олигополии (автомобильная  промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить "идеальный" рынок с реальным.
Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет "свое лицо", и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.
Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.
Совершенная конкуренция
1.1. Спрос и  предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Поскольку объем продаж фирмы в условиях совершенной  конкуренции составляет лишь малую  долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Если, например, мы предлагаем 1% от всего количества продаваемых на рынке яблок, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену.
Отсюда можно сделать  вывод, что спрос на продукцию  отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным. Если цена 1 кг яблок составляет Р0, то кривую спроса на них можно изобразить в виде горизонтальной линии D, показывающей, что любое количество предлагаемой нами продукции будет продаваться по цене Р0 (рис. 1.1,а). Напротив, график рыночного спроса на яблоки будет наклонным, отражая готовность потребителей приобрести различное количество яблок при всех возможных уровнях цен (рис. 1.1,б); при цене Ро будет приобретено Qо яблок.
Рис. 1.1. Спрос на продукцию  конкурентной фирмы (а) и отраслевой спрос (б)
Поскольку цена продукции  конкурентной фирмы задана извне  и не зависит от объема продаж (производства) общий (валовой) .доход фирмы TR (англ. total revenus) будет равен произведению цены на количество проданной продукции  Р * Q. При этом предельный доход MR(англ. marginal revenuе) - прирост дохода, связанный с выпуском (продажей) каждой дополнительной единицы продукции - будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене. [1]
Например, мы продали  на рынке 5 кг яблок по рыночной цене 7 грн. за 1 кг. Общий (валовой) доход составит 5(7=35 грн., средний и предельный доходы будут равны 7 грн. На графике кривые среднего и предельного доходов совпадают между собой, а также с горизонтальной линией спроса на продукцию конкурентной фирмы; валовой доход линейно зависит от объема проданной продукции (рис. 11.2).
Рис. 1.2. График валового TR и предельного MR доходов конкурентной фирмы
1.2. Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции
Какой объем производства должен быть достигнут, чтобы обеспечить фирме максимальную прибыль при  ограничениях в принятии решений, наложенных динамикой издержек фирмы и спросом  на продукцию?
Отвечая на этот вопрос, прежде всего следует провести различия в рассматриваемых временных интервалах. Краткосрочным назовем период, недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее. Долгосрочный период, напротив, является достаточным для вступления новых фирм в отрасль, если представляется возможность получения более высокой прибыли, и выхода из отрасли, если фирма начинает нести убытки.
Как фирма определяет объем производства в краткосрочном  временном интервале? Для этого  существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов. Фирма выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, иными словами, будет достигнут максимальный объем прибыли (рис. 1.3,а). [1]
Рис. 1.3. Выбор объема производства фирмой путем сопоставления валовых (а) и предельных (б) доходов и издержек: ТС - валовые издержки; TR - валовой  доход; МС - предельные издержки; MR - предельный доход
Однако на практике, когда  фирма уже занимается производством, перед ней встает вопрос: что ей даст производство еще одной дополнительной единицы продукции? В какой пропорции  расширение производства увеличит доход и издержки? Фирма будет сравнивать предельный доход и предельные издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит увеличивать объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек. То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой (рис. 1.3,б).
Объем производства, при  котором предельный доход равен  предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.
Используя либо первый подход (сравнение валовых дохода и издержек), либо второй (сравнение предельных дохода и издержек), фирма выберет объем производства Q0, который обеспечит ей максимальную прибыль.
Любой объем производства от Q1 до Q2 принесет фирме прибыль (см. рис. 1.3,а), однако лишь в точке Q0 эта  прибыль будет максимальной. Именно при Q0 предельный доход будет равен предельным издержкам (см. рис. 1.3,б). На участке Q1-Q0 фирма будет недополучать возможную прибыль, а на участке Q0-Q2 предельные издержки превысят предельный доход и прибыль снизится.
Исходим из того, что фирма  предпочтет производить продукцию даже в случае возникновения временных убытков, при этом ее задачей станет их минимизация. Закрытие - крайне нежелательный вариант. Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции. Производя продукцию в количестве Оо, при котором обеспечивается равенство цены (предельного дохода) и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся на рынке цена Р0 превышает минимальные средние валовые издержки (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Максимизация прибыли фирмой в условиях совершенной конкуренции
2. Монополия
2.1. Что такое  монополия?
Чтобы определить, как  влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся на теории монополии. Что  такое монополия? Как формируются  издержки предприятия-монополиста, исходя из каких принципов оно устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объем производства?
Понятие чистой монополии  также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов  внутри страны не исключает их наличия  за грнежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.
Не следует отождествлять  чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую  прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.
Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении  цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. [8] Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и вои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
2.2. Предельный доход монополиста
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и  цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает  с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.
Почему кривая предельного  дохода лежит ниже кривой рыночного  спроса? Поскольку монополист - единственный производитель продукции на рынке  и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 2.1). [1]
Рис. 2.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста:D - спрос; MR - предельный доход
Например, монополист может  продать по цене 800 грн. только одну единицу своей продукции. Чтобы  продать две единицы, он должен снизить цену до 700 грн. как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы продукции, цена должна стать равной 600 грн. за каждую из них, четыре единицы - 500 грн. и т.д. Доход фирмы-монополиста соответственно составит при продаже: 1 ед. - 800 грн.; 2 ед. - 1400 (700 * 2); З ед.-1800 (600 * 3); 4 ед.-2000 (500 * 4).
Соответственно предельный (или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу  продукции) доход составит: 1 ед. - 800 грн.; 2 ед. - 600 (1400 - 800); 3 ед. - 400(1800 - 1400); 4 ед. - 200 (2000 - 1800).
На рис. 2.1 кривые спроса и предельного дохода показаны как  две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме  выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку  монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции.
2.3. Максимизация  прибыли монополистом
Чтобы показать, при какой  цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 2.1.
Таблица 2.1.Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии.
Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 грн. В  дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 12 грн., поэтому предельный доход сокращается на 4 грн. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль. [1]
На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:
Оптимальный обьем, тыс.ед. Цена,грн
Конкуренция 15 472
Монополия 14 474
Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D - спрос; MR - предельный доход; МС - предельные издержки
Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.
Любая фирма, спрос на продукцию  которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.
2.4. Монополия  и эластичность спроса
Как уже отмечалось, предельный доход в условиях совершенной  конкуренции равен цене единицы  товара и спрос на продукцию фирмы  совершенно эластичен. При существовании  монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль.
Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р по формуле:
(2.1)
Чем выше эластичность спроса, тем  более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной  конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается  больше возможностей "взвинчивать" цены и получать монопольные доходы.
2.5. Как влияют налоги на поведение монополиста?
Поскольку налог увеличивает  предельные издержки, их кривая МС сместится  влево и вверх в положение  МС1 как это показано на рис. 2.3. Фирма  теперь будет максимизировать свою прибыль в очке пересечения Р1 и Q1.
(2.2)
Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчитать, используя формулу (2.1). Если эластичность спроса, к примеру, составляет -1,5, тогда
При этом после введения налога цена увеличится на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.
Рис. 2.3. Влияние налога на цену и объем производства фирмы- монополиста: D - спрос, МR - предельный доход; МС - предельные издержки без учета налога; МС1 - предельные издержки с учетом налога
2.6. Оценка монопольной  власти
Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.
Однако чистая монополия встречается  достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между  несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.
Таким образом, на рынках несовершенной  конкуренции каждая фирма в той  или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.
Как известно, разница между ценой  и предельным доходом зависит  от эластичности спроса на продукцию  фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения  дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы. [8]
В условиях чистой монополии, когда  спрос на продукцию фирмы совпадает  с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:
1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной  фирмы не может быть менее  эластичным, чем рыночный спрос.  Чем большее количество фирм  представлено на рынке, тем  более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.
Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той  информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.
2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:
H=p12 + p22 + .......+ p12 +....+ pn2 (2.3)
где Н- показатель концентрации; p1 ,p2,.......,pi .... pn - процентная доля фирм на рынке.
3. Поведение фирм на  рынке. Если фирмы на рынке  будут придерживаться стратегии  жесткой конкуренции, снижать  цены для охвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены ,могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.
Структура рынка, степень его монополизации  должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе "спокойного существования". Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с загрнежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.
Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.
Например, для открытия коммерческого  банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и "добыть" относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей.
Вместе с тем получение высоких  прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.
Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например, путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение на рынке.
Законодательные барьеры для вхождения  в отрасль также не вечны. На поддержку  государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж "безоблачным", как это кажется на первый взгляд.
3. Монополистическая конкуренция
Были рассмотрены два крайних  типа рынков: совершенная конкуренция  и чистая монополия. Однако реальные рынки не укладываются в эти типы, они очень разнообразны. Монополистическая  конкуренция - распространенный тип  рынка, наиболее близкий к совершенной  конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Усиление рыночной власти
Отметим основные черты, характеризующие  монополистическую конкуренцию:
* на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
* эти фирмы производят разнообразную  продукцию, и, хотя продукт  каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти  товары-заменители и переключить  свой спрос на них;
* вступление новых фирм в  отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.
Спрос на продукцию фирм, действующих  в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы "Рибок" готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.
Конкурентность таких рынков также  очень высокая, что во многом объясняется  легкостью доступа на рынок новых  фирм. Сравним для примера рынок  стальных тгрн и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй - монополистической конкуренции. [8]
Выход на рынок стальных тгрн затруднителен  из-за большого эффекта масштаба и  крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное  предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).
3.1. Цена и  объем производства в условиях  монополистической конкуренции
Как определяется цена и  объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В  краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
На рис. 3.2 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 3.2,а), другая - минимизирует убытки (рис. 3.2,б).
Рис. 3.2. Цена и объем  производства фирмы в условиях монополистический конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):D - спрос: MR- предельный доход; МС - предельные издержки: AVC - средние переменные издержки; АТС - средние валовые издержки. [1]
Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1.
Однако на рынках монополистической  конкуренции экономическая прибыль  и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).
Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 3.3.
Рис. 3.3. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D - спрос; MR- предельный доход; МС - предельные издержки; АТС - средние валовые издержки
Отсутствие экономической  прибыли лишает новые фирмы стимула  для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.
Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции  эффективным? С точки зрения использования  ресурсов - нет, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками (см. рис. 3.3): производство Q0 не достигает  величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т.е. составляют величину Q1. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.
4. Олигополия
4.1. Что такое  олигополия?
Олигополией называют тип  рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При  этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов. [12]
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений  фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.
4.2. Модели олигополии
Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.
Модель Курно. Впервые  попытка объяснить поведен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.