Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование заработной платы на неконкурентных рынках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Сибирский федеральный университет»
 
 
 
 
 
 
 
ИЭУиП
 
Кафедра экономических  теорий
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
 
Тема: «Формирование заработной платы на неконкурентных рынках»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Руководитель: Доцент К.Э.Н. Ковалева Т.В.
Студент: группа № ЭЭ11-03 ,зачетная книжка №131102212
Айзиман Елена
 
 
 
 
 
 
Красноярск 2012
Введение
ГлаваI. Рынок труда и заработная плата
     1.Специфика рынка труда
     2.Сущность заработной платы и ее функции
     3.Типы рынков труда
     3.1 Рынок совершенной конкуренции
     3.2 Рынок несовершенной конкуренции
Глава II. Влияние профсоюзов на рынок труда
      1.Рынок труда и профсоюзы.
2.Модели влияния профсоюзов на рынок труда
   2.1Модель стимулирования спроса на труд.
   2.2Модель сокращения  предложения труда.     
        2.3Модель прямого воздействия на зарплату.
   2.4Модель двойной власти.
Заключение
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
Известно, что покупателем  в рыночной экономике может быть только продавец, то есть тот, кто может предложить на продажу пользующийся спросом товар. Но большинство людей не занимаются изготовлением товаров в домашних мастерских, не содержат магазины и, тем не менее, успешно посещают их с пачками денег в кармане. И это закономерно, поскольку деньги получены людьми от продажи совершенно особого товара: их рабочей силы. Торговать своей рабочей силой наемные работники приходят на особый рынок - рынок труда.
Рынок труда - способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям - нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.
Этот рынок и похож, и не похож на остальные товарные рынки. Здесь тоже действуют законы спроса и предложения, формируются равновесные цены здешнего товара - рабочей силы. Цены эти называются заработной платой, которая составляет важнейшую часть доходов работников наемного труда и является не только источником обеспечения жизнедеятельности человека, но и выступает мощнейшим инструментом регулирования экономических интересов.
Данная тема очень актуальна на сегодняшний день, так как заработная плата представляет собой один из основных факторов социально- экономической жизни каждой страны, коллектива, человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятий рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство. Рынок труда тоже является неотъемлемой сферой социально-экономической жизни общества, рынок труда выполняет многосторонние функции: именно на рынке труда определяются величина заработной платы, ее форма и другие условия найма работников, их занятость и структура, динамика безработицы, возможности переквалификации и повышения квалификации работников.
 
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность рынка труда, а так же рассмотреть теорию заработной платы в условиях монопсонии.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1) охарактеризовать структуру и сущность рынка труда;
2) дать определение заработной платы как экономической категории;
3)раскрыть сущность монопсонии;
4)проанализировать влияние профсоюзов на рынок труда.
 
 
ГлаваI. РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
 
1.Специфика рынка труда
 
Рынок труда - один из рынков ресурсов, имеет, как и рынки других факторов производства, свои отличительные признаки и характерные черты. Отличительной чертой рынка труда является присутствие на нем важнейших институтов (профсоюзов, корпораций, государства), без учета которых невозможен анализ спроса и предложения труда. Сам ресурс, или фактор производства - труд, отличается от других известных нам факторов, т. е. капитала и земли, тем, что является функцией жизнедеятельности человека. Поэтому, когда речь идет о проблеме выбора на рынке труда, не будем забывать, что решения принимает не только фирма, предъявляющая спрос на ресурс, но и наделенные волей и сознанием экономические субъекты, осуществляющие предложение своеобразного вида услуг.
Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Так  что же продается и покупается на этом рынке? Ответ как будто очевиден, - конечно же, труд, Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. А ведь экономическая, а, следовательно, и политическая свобода есть важнейшее условие рыночного хозяйства. Свободный человек не может быть продан (как это, например, было при рабовладении), так и не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель - бизнес или государство - покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Поэтому в общепринятом выражении «рынок труда» следует видеть категорию «рынок услуг труда». Сделав эту оговорку, избавимся от необходимости каждый раз уточнять, что покупаются или продаются именно услуги труда, а не труд.
Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке ресурсов, или факторов производства, является производным и зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса. Так, рост
потребности в хороших  дорогах вызовет увеличение спроса на услуги дорожных рабочих, а падение спроса на автомобили приведет к уменьшению спроса на услуги автомобилестроителей.
Вышеописанная специфика  самого товара и формы его купли-продажи  на рынке труда предопределяют нижеследующие особенности этого рынка:
        1. большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (исключение составляют дорогостоящие изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда;
       2. большую роль играют сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др
       3. значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные институциональные структуры - профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг - наемные работники - составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.
 
2.Сущность заработной платы и ее функции
 
Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т. д.
Что же такое заработная плата?
Существуют различные теории,  в  которых  этот  термин  трактуется  по-разному, кроме того, существуют и разные  методы  исчисления  зарплаты.  Для выяснения этого вопроса обратимся к международному  законодательству.  Итак, согласно генеральной конференции МОТ, проходившей  в  Женеве  в  1949  году, были  приняты  ряд  положений,  принявших  форму  Конвенции  №95  об  охране заработной платы. Статья  №1 этого документа  гласит:  «  Заработная  плата, независимо от названия и метода исчисления, означает  всякое  вознаграждение или всякий заработок, исчисленные в деньгах  и  устанавливаемые  соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного  или  устного договора о найме работодатель уплачивает за  труд,  который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо  должны быть оказаны» .  Далее в статье  №2  указывается сфера действия  этого документа:  «Настоящая  Конвенция  применяется  ко   всем   лицам,   которым причитается  или выплачивается заработная   плата».   Как   видно   из определения,   зарплата   возникает   в   процессе   взаимоотношений   между работодателем и наемным работником. Помимо этих двух сторон, чтобы  говорить о зарплате, необходим также труд, который должен выполнить наемный  работник (причем неважно, выполнен этот  труд  до  получения  заработной  платы  или после), и договор о найме (независимо  от  формы  его  заключения).  Данное определение позволяет отличить зарплату от других выплат.  Например,  нельзя относить к заработной плате подаяние, подносимое нищему на улице (так  как отсутствует труд, выполняемый нищим в  пользу  подающего),  а  также  чаевые швейцара, работающего в  гостинице  (поскольку  в  этом  случае  отсутствует договор о найме между швейцаром  и  лицами,  дающими  чаевые).   Зато  можно считать заработной платой вознаграждение, получаемое  водителем  автомобиля, который подвозит «остановившего» его  прохожего,  или  репетитором,  который дает  уроки  абитуриенту.  Здесь  присутствуют  все  необходимые   участники взаимоотношений,  то  есть  работодатель  (в  нашем  случае   прохожий   и абитуриент, соответственно), наемный работник (водитель  и  преподаватель), а также услуга, оказываемая работником работодателю и договор о  найме  ( в указанных  случаях  этот  договор,  как  правило,  устный,  но  все  же   он присутствует). На практике,  заработная  плата  принимает  различные  формы.
Наиболее распространена оплата труда за  определенное проработанное  время. Плата,  определяемая   проработанным   временем,   называется   повременной. Заработная плата, определяемая  количеством  произведенных  изделий,  работ, услуг, называется сдельной. В реальной жизни зарплата часто принимает форму премий, гонораров,  месячных  окладов,  комиссионных  вознаграждений.  Важно провести  различие  между  номинальной   и   реальной   заработной   платой.
Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная  за  определенный труд. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг,  которые можно купить  на  номинальную  зарплату.  Иначе,  реальная  зарплата  -  это покупательная  способность  номинальной  зарплаты.  Очевидно,  что  реальная зарплата зависит от номинальной зарплаты  и  от  цен  на  товары  и  услуги.
 
                                              W   (номинальная зарплата)
         Реальная зарплата =  —————————————-
                                                        P (уровень цен)
 
Отсюда понятно, что  реальная заработная плата возрастет  с увеличением номинальной оплаты труда, но сокращается при увеличении цен (особенно резко происходит это сокращение в условиях инфляции).
Обратимся к оценке уровня и динамики номинальной и реальной заработной платы в России.
Уровень и динамика среднемесячной заработной платы в  России      (1991-1999 гг.)
 
Показатели
Номинальная средняя зарплата, тыс.руб.
0,59
6,01
59,6
217,8
484,3
964,3
1522,6
Номинальная средняя зарплата, долл. США
10,2
27,1
63,9
99,0
159,0
166,5
54,4
Прирост потребительских цен, в % декабрь к декабрю
168,0
2508,8
844,2
214,0
131,4
11,0
36,5
Динамика реальной средней зарплаты, январь 1992 г.=100%
196,6
116,2
123,5
112,5
83,3
98,3
66,7
Динамика реальной средней зарплаты в % к предыдущему году
  -40,9
6,3
-9,0
-26,0
4,5
-12,0

 
Из приведенной таблицы  видно, что в 1999 г. Среднемесячная номинальная  зарплата составила в России 1522,6 руб. При этом за 8 последних лет (1992-1999 гг.), непосредственно связанных  с переходом экономики к рыночным отношениям, ее величина выросла почти  в 254 раза. Однако реальная зарплата с учетом инфляционного роста потребительских цен снизилась по сравнению с последним дореформенным годом более чем вдвое. Так реальное падение зарплаты оказалось скрытым за ее внешним (номинальным) ростом.
При рассмотрении же динамики реальной зарплаты по годам следует заметить, что ее максимальное уменьшение не случайно пришлось на 1992 г. (год либерализации цен с наивысшим их приростом) и составило 33%. В 1994 и 1995 гг. (после небольшого увеличения в 1993 г.) происходило ее дальнейшее падение в размере соответственно 8,0 и 28%, тогда как в течение 1996 и 1997 гг. снова наблюдался рост -6,0 и 5,0%. Однако финансовый кризис 1998 г. и девальвация, резко подняв цены, вызвали новое снижение реальной зарплаты: на 13,0% в 1998 г. И ещё на 22% в 1999 г. Новое увеличение как номинальной, так и реальной заработной платы началось лишь в 2000-2001 гг. в связи с общим подъемом экономики.
Уже  говорилось,  что  стоимость  рабочей  силы  зависит  от  разных
факторов, этим и объясняется  разница в заработных платах разных  работников. Чем  квалифицированней  работник,  тем  выше  стоимость  его  рабочей  силы, поэтому его зарплата обычно  выше,  чем  зарплата  менее  квалифицированного работника. Или, например,  потребности  жителя  Аляски больше  потребностей жителя Техаса, так как на севере возникают проблемы,  связанные  с  холодным климатом (топливо, теплая одежда). Поэтому, стоимость рабочей силы  равной квалификации   на   Аляске   больше,   чем   в   Техасе.   Кроме   того,   в высокоцивилизованных странах возникают духовные потребности  (телевидение, развлечения, культура). Поэтому, в таких странах рабочая сила  будет иметь  большую стоимость, чем, например, в государствах Центральной Африки. Так можно объяснить более высокий уровень  заработной  платы  в  развитых странах, чем в странах третьего мира.
Под зарплатой в современной  экономической  науке  понимается  цена, выплачиваемая  за  использование   труда наемного   работника.   Фирмы, предприятия нуждаются в услугах труда для выполнения своих  целей  и  задач. Этот  труд  предоставляют  наемные  работники,  которым  фирмы выплачивают заработную плату  за  использование  труда.
Размер  зарплаты  при  рыночных отношениях соответствует  количеству  и  качеству  затраченного  труда.  Чем больше трудовой вклад работника, тем  большую  зарплату  он  получит.  Кроме того, часто размер заработной  платы  зависит  от  результатов  деятельности предприятия. Такая практика особенно  распространена  в  Японии.  Заработная плата  традиционно  имеет наибольший  удельный  вес в структуре   доходов населения. В США доля зарплаты в доходах населения составляет около 75%,  а, например, в Японии эта цифра перешагнула рубеж  90%.  В  таких  экономически развитых  странах  зарплата  имеет  достаточно  высокий  уровень,  что  дает  работникам  не   только   обеспечивать   необходимые   потребности,   но   и обеспечивать потребности в предметах роскоши,  а также делать сбережения, вкладывать деньги в ценные бумаги.
          В  современных теориях  размер  заработной  платы определяется  законами  рыночной  экономики,   которые   имеют   объективный характер, то есть не зависят от воли человека. Ставки зарплаты  определяются на специфическом  рынке  труда,  где  товаром  являются  услуги  труда.
 
3.Типы рынков труда
 
3.1Рынок совершенной  конкуренции
 
Существуют конкурентные и неконкурентные рынки труда.
Конкурентный рынок труда - рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза.
Рассмотрим специфику  ценообразования на рынке рабочей силы в условиях совершенной конкуренции.
На конкурентном рынке  труда с одной стороны — большое число фирм, конкурирующих друг с другом при найме конкретного вида труда, а с другой — многочисленные работники, имеющие одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающие данный вид услуг труда. Конкурентный рынок характеризуется тем, что ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над ставкой заработной платы.
Цены на факторы производства, в том числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения.
Объединив кривую спроса и кривую предложения труда можно определить равновесную ставку заработной платы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пересечение кривых спроса на труд (DL) и предложения труда (SL) позволяет определить равновесную  ставку заработной платы (W0). Равновесие на рынке труда означает, что предприниматели, согласные платить заработную плату W0, находят на рынке необходимое количество труда. В положении равновесия находят работу все работники, желающие трудиться при ставке W0.
Для отдельной фирмы  ставка заработной платы W0 является величиной заданной. Каждая фирма, действующая на данном рынке труда, нанимает незначительную часть общего предложения данного вида труда и не может влиять на ставку заработной платы. Предложение труда такой фирмы — абсолютно эластично. Поскольку для отдельной конкурентной фирмы задана цена ресурса, то предельные издержки на данный ресурс (MRС) будут постоянны и равны цене ресурса (ставке заработной платы). Фирме выгодно нанимать рабочих до точки, в которой текущая ставка заработной платы равна предельному продукту труда в денежном выражении (MRPL). Фирма максимизирует свою прибыль путем найма рабочих до точки, при которой ставки заработной платы и, соответственно, предельные издержки на труд равны их предельному продукту в денежном выражении .
Поскольку зарплата каждого работника  равна, w0 , то совокупные издержки предпринимателя на зарплату соответствуют площади w0 El00. изменение зарплаты обуславливает объем спроса на труд.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Если зарплата вырастет с w0 до w1, то количество нанятых работников сократится с l0 до l1; если зарплата упадет до w2, то число занятых возрастет до l2. Таким образом, количество занятых обратно пропорционально уровню средней зарплаты.
        Совершенная конкуренция на рынке труда скорее исключение, чем правило. Для большинства рынков труда типична несовершенная конкуренция, которая  может существовать  в условиях монополии, олигополии,  монопсонии,  а также на  рынке дифференцированных продуктов.
 
3.2Рынок несовершенной конкуренции
 
Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.
Самым общим показателем  существования на рынке несовершенной  конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной  конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:
-значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;
-неоднородность продукта;
-наличие барьеров для входа в отрасль;
-несовершенство информации;
-участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное
влияние на решение другого  неэкономическими методами;
-производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;
-присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.
Критерием несовершенной  конкуренции является понижение  кривой спроса и цен с ростом выпуска  продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием  несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.
 

 
а)                                                          б)
 
 
Критерий несовершенной конкуренции и его последствия.
 
Таким образом, если в  условиях совершенной конкуренции  объём выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (рис. а).
Экономический смысл  этой закономерности состоит в том, что большие объёмы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовать, только снижая цены. Или по-другому, поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.
Согласно критерию несовершенной  конкуренции линия спроса на продукцию  фирмы (соответственно цен на неё, т.к. D=P) падает по мере роста объёма производства: чем больше стремится продать фирма, тем ниже она должна установить цену. Естественно, что и предельный доход (MR), т.е. доход, получаемый фирмой за каждую дополнительно проданную единицу, будет падать.  Итак, типичными последствиями установления несовершенной конкуренции являются (рис.б):
 
1)   недопроизводство товаров  (Q? < Q°);
 
2)   завышение цен (Р? > Р°);
 
3)   тенденция к получению  экономической прибыли (Р? –  АТС? > 0).
 
Малоприятный набор последствий  несовершенной конкуренции вытекает из особенностей соответствующих типов  рынка.
Олигопсония- это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм. Так, в России обычно существует 20 или 30 профессиональных команд в каждом виде спорта. Большая часть профессиональных спортивных лиг имеет определенный согласованный механизм для понижения конкуренции между командами. Олигопсония сходна с олигополией в том, что  конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Для избежания отрицательных последствий ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, такие команды обычно ищут способы обуздать ценовую конкуренцию. Результат похож на создание картеля. Группа фирм действует совместно таким образом, как если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры только с одной определенной фирмой (командой) в лиге. У каждой команды имеется своя “квота” игроков и система также предполагает отсутствие возможности найма одной фирмой всех лучших новых игроков.
Когда фирмы объединяются в олигопсонию, последующее снижение конкуренции служит для оказания понижающего воздействия на цены найма услуг ресурса.
       Монопсония – это монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.
 Такая ситуация  нередко встречается в небольших  городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. Если альтернативных видов труда мало (или они не идут ни в какое сравнение по оплате с работой в данной компании), то складываются условия, близкие к чистой монопсонии.
Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого его количества.
В отличие от цены на рынке  свободной конкуренции цена, которую  монопсонист платит, представляет собой  функцию его спроса. Проблема монопсониста заключается в выборе количества, которое максимизирует чистую прибыль от покупки, - ценность товара минус уплаченная за него цена.
Чистая монопсония - тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют  лишь несколько покупателей, которые  могут приобрести товар за меньшую  цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.
Несмотря на редкую возможность  существования рынка единственного  работодателя, часто бывает, что  фирма закупает очень значительную часть всего доступного рыночного  предложения определенного ресурса. Например, предположим, что университет обеспечивает рабочими местами 70% рабочей силы в небольшом городке. Если бы ему понадобилось увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма – производитель самолетов приняла на работу 90% работников в городе,  снижение ее активности, сворачивание производства приведет к резкому понижению заработной платы в этой местности, так как в ней, в целом, понизится спрос на рабочую силу. Подобные фирмы должны считаться с тем,  что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.
Признаки монопсонии:
К основным признакам монопсонии следует отнести:
1. На рынке труда  взаимодействуют, с одной стороны,  значительное количество квалифицированных  рабочих, не объединенных в  профсоюз, а с другой – либо  одна крупная  фирма-монопсонист,  либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающие как единых наниматель труда;
2. Данная фирма (группа  фирм) нанимает основную часть  из суммарного количества специалистов  какой-то профессии;
3.  Этот вид труда  не имеет высокой мобильности  (например, из-за определенных социальных условий, географической разобщенности, необходимости переучиваться по новой специальности и.т.п.);
4. Фирма-монопсонист сама  устанавливает ставку заработной  платы, а рабочие либо вынуждены  соглашаться  с такой ставкой,  либо искать другую работу.
Рассмотрим вначале монопсоническую ситуацию на рынке труда с помощью условных данных .
Предельные  издержки на трудовой ресурс (МRСL) при монопсонии
 
Число занятых работников
(L)
Ставка заработной платы
(W)
Общие издержки на оплату труда 
(ТRСL)
Предельные издержки на трудовой ресурс (МRCL)
(1)
(2)
(3)
(4)
1
2
3
4
2
4
6
8
2
8
18
32
2
6
10
14

 
Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от совершенной  конкуренции, - это рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося числа работников. Другими словами, если для компании – совершенного конкурента предложение труда абсолютно эластично и фирма может нанять любое потребное ей число работников по одной и той же ставке, то при монопсонии график предложения имеет обычный, повышающийся с ростом цен вид. И это понятно: монопсонист – фактически фирма-отрасль. Увеличение его спроса на труд автоматически означает и рост общеотраслевого спроса. Чтобы привлечь дополнительных рабочих, их приходится переманивать из других отраслей. Соотношение спроса и предложения в экономике меняется, цены на труд растут.
Монопсония на рынке  труда выражается также в том, что для фирмы-монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой  трудовых ресурсов, растут быстрее  ставки заработной  платы (ср.колонки 4 и 2 ).  Действительно, пусть фирма решила нанять дополнительно к двум рабочим третьего (переход от второй к третьей строке в таблице). Каковы будут ее дополнительные издержки? Во-первых, придется платить зарплату третьему рабочему (6 единиц), т.е. в этой части предельные издержки вырастут в соответствии с ростом ставки заработной платы. Но этим добавочные расходы не ограничатся. Во-вторых, фирма должна будет повысить ставку заработной платы двум уже работавшим с 4 единиц до того же уровня в 6 единиц. В итоге заработная плата вырастет не только с 4 до 6 единиц, но и предельные издержки увеличатся с исходного уровня в 6 единиц до 10 единиц (действительно: 6+[2х(6-4)]=10).
Последствия этой ситуации хорошо видны на графике 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предложение труда  и спрос на него в условиях монопсонии.
 
Кривая предельных издержек на труд (MRCL) расположена выше кривой ставок зарплаты, по которым предлагается труд (SL). При этом кривая спроса на труд (DL), совпадающая для фирмы с кривой денежного предельного продукта труда (MRPL),  будет пересекаться с кривой предельных издержек на труд (MPCL) в точке В.
Следовательно, по правилу MRC=MRP фирма примет в данном случае на работу LM человек. Больше людей монопсонисту нанимать не выгодно. Поэтому спрос на труд со стороны монопсониста обрывается на этом уровне и принимает форму ломаной кривой линии (АВML), выделенной на графике с помощью утолщения. А поскольку в соответствии с кривой предложения SL такое число работников можно нанять с оплатой их труда по ставке WM, то именно столько и будет платить им монопсонист.
Обратим внимание на то, что точка М не совпадает с  точкой пересечения графиков спроса и предложения О. То есть равновесие устанавливается в иной точке, чем  при совершенной конкуренции. По сравнению с фирмой, функционирующей  на свободном конкурентном рынке, монопсонист приобретает меньшее количество труда (LM<LO). Иными словами, устранение конкуренции работодателей путем установления диктата фирмы-монопсониста закономерно ведет к общему падению занятости (а значит, и производства) и снижению жизненного уровня населения.
Для формирующегося российского  рынка труда проблема монопсонии имеет большое практическое  значение.
Монопсония (пусть и  в специфической форме) уходит своими корнями в нашу прежнюю централизованно  планируемую экономику. При которой главным (и почти единственным) работодателем выступало государство.
 Социалистическая монопсония в отличие от чисто рыночного монопсониста не сокращала занятость населения. Напротив, полная ликвидация безработицы считалась одним из главных преимуществ социализма перед капитализмом. Однако, пользуясь своим монопсоническим положением, оно твердо удерживало заработную плату на низком уровне. Видимо, не случайно в те времена возникла ехидная поговорка: «Государство делает вид, что оно нам платит, а мы делаем вид, что работаем».
В ходе реформ государство  перестало быть единственным работодателем. Однако и сегодня на российском рынке  труда можно встретить монопсоническую  ситуацию, которая возникает в  результате переплетения остаточных элементов  государственной монопсонии с действующими рыночными механизмами хозяйствования.
Монопсония наглядно обнаруживается на северных территориях  России, в бывших «закрытых городах», работавших на оборону, а также во многих местах, где некогда в плановом порядке были построены градообразующие предприятия. Неотделима она  и от ряда естественных монополий, какой является, например, гигантский хозяйственный комплекс Министерства путей сообщения – своеобразное «государство в государстве», имеющее на своем балансе целые города и поселки.
В подобных случаях трудящиеся вынуждены предлагать свой труд единственному  работодателю, от которого целиком  зависит их денежный доход, а порой  и само существование. Ведь возможность  найти нового работодателя связана  либо с переездом работника в  другой регион, либо со сменой профессии. Отдельному человеку и даже большой
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.