Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формы работы педагога с неблагополучными семьями

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
 
 
       ВВЕДЕНИЕ
 
1.ХАРАТЕРИСТИКА  НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ
 
2.ХАРАКТЕРИСТИКА  СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
 
       3.РАБОТА  С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. МОДЕЛИ  И ФОРМЫ РАБОТЫ
 
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с  которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье  закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует  его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Как социальный институт семья  призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и  хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с  ее структурными и функциональными  параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).
Особенности социального  статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и  характер детско-родительских отношений.
Семейное воспитание имеет  ряд несомненных достоинств. К  ним следует отнести, благоприятный  эмоциональный и морально-психологический  климат, атмосфера любви, заботы и  поддержки, близость родительского  воздействия, духовная связь и преемственность  между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения  и общения и т.д. Однако встречаются  так называемые неблагополучные  семьи, воспитание в которых, как  правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные  семьи являются источником социального  сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
Структурные изменения в  семьях- увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности  в отношениях между взрослыми  членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный  фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение  с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности  той или иной семьи оказывают  влияние на успешность / неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом, социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи оказываемой конкретной семье.
 
М.А. Галигузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [6]:
Благополучные семьи успешно  справляются со своими функциями  и практически не нуждаются в  поддержке социально педагога. В  случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
 
Семьи группы риска характеризуются  наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются  с задачами воспитания ребенка с  большим напряжением своих сил.
 
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются  с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем  социальный педагог оказывает таким  семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
 
Асоциальные семьи. Семьи, где  родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых  жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим  требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими  семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными  органами и органами опеки и попечительства.
 
Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:
 
Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с  недостаточно высоким общим уровнем  развития родителей, не имеющих возможности  оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени  на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный  фон для воспитания детей;
 
Конфликтные семьи: в таких  семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие  дети, протестуя против существующего  конфликта, встают на сторону одного из родителей;
 
Нравственно неблагополучные  семьи. Среди членов такой семьи  отмечаются различия в мировоззрении  и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей  в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого  и т.п.;
 
Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в  таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.
 
Неблагополучие в семье  порождает насилие (физическое, психическое  или эмоциональное, сексуальное).

1.ХАРАТЕРИСТИКА НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ

 
Невыполнение  семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.
В научных исследованиях нет четкого  определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные  семьи, вкладывает свой смысл в это  определение, поэтому во многих научных  исследованиях понятие неблагополучная  семья имеет разный смысл.
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для  ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет  значения. Это может быть семья, в  которой или оба родителя, или  один родитель, и экономически состоятельная  семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой  неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Под семьей «группы риска» мы понимаем наличие в семье нарушения  взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и  разные характеристики осложненного поведения  членов семьи, которые порождают  трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.
Семья «группы риска» — это неблагополучная  семья, в которой существует два  вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая  семья представляет опасность для  общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска связан с трудностями  социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться  нормально, так как в семье  отсутствуют условия для нормального  психического и физического развития ребенка. В таком случае сама семья  и специалисты, работающие с ней, справиться с ее социализацией не могут. В результате ребенок из семьи  изымается, а родителей лишают родительских прав по отношению к детям. При  наличии одного вида риска в семье, при своевременном оказании помощи можно преодолеть ситуацию семейного  неблагополучия и семья социализируется.
Асоциальная семья — тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Она опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением детей.
Неблагополучная семья — это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены.
Семья «группы  риска» — тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную. Отклонения не стали дезадаптирующим фактором, но осложняются другими отрицательными характеристиками. Несоответствие социальным стандартам не осознается членами семьи как важная проблема, способная нарушить жизнедеятельность такой семьи. Семьи «группы риска» занимают промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями.
Статус  семьи — комплексная характеристика, отражающая положение семьи в определенной сфере жизнедеятельности в данный момент времени, ее адаптацию, воспитательные и педагогические функции в отношении детей, взаимоотношения между членами семьи и отношение к детям, отражающая уровень ее культуры, соответствие ее ценностей нормам и правилам жизни в обществе.
Социальный  статус ребенка — комплексная характеристика, отражающая положение ребенка в семье в данный конкретный момент времени. Это забота родителей о детях, отношение к ним, уровень проявления педагогических и воспитательных функций членов семьи, соответствие членов семьи ценностям, нормам и правилам жизни в обществе. В него также входит характеристика экономического, психологического, культурного, ролевого и правового статусов ребенка.

2.ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

 
Практические  работники (учителя, психологи, социальные педагоги, социальные работники, воспитатели  и др.) постоянно сталкиваются с  тем, что проблемы детей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, напрямую связаны с их жизнью в  семье. Ситуация в семье определяет дальнейшее развитие ребенка, его поведение, обучение и т. д. Сегодня очень  остро стоит вопрос разработки оптимальной  и психологически обоснованной тактики  оказания помощи, направленной на работу с семьей в целом и на ребенка, воспитывающегося в ней, с учетом особенностей его семейной ситуации. Наиболее трудными случаями подбора  форм и видов работы для оказания помощи являются неблагополучные семьи, в которых проживают дети разного  возраста.
Характеристики  неблагополучной семьи показывают, что проблемы, в которые они  погружены, условно можно классифицировать как социальные, правовые, медицинские, психологические и педагогические. В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому их называют мультисложными или мультипроблемными семьями.
В настоящее время социальное сиротство, когда дети становятся сиротами при  живых родителях, довольно распространено. Резкое увеличение количества детей-сирот, в том числе и социальных, в  связи с усугублением экономического кризиса приводит к тому, что появляется все больше интернатов для детей-сирот, детских домов; растет число неблагополучных  семей, где родители, доведенные до отчаяния, пытаются найти для себя выход в приобщении к алкоголю, срывают свою злость на беззащитных  детях, демонстрируют асоциальные  формы поведения (бродяжничество, попрошайничество, воровство и т. д.). Вступив на такой путь, семья деградирует в человеческом и социальном планах, обрекая на такое же скудное существование всех членов семьи и детей особенно.
Неблагополучная семья — это не только семья, материальная которой далека от нормальной, но и  семья, которая утратила веру в возможность  изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному  краху. Неверие в собственные  силы и отсутствие помощи со стороны  формируют соответствующий образ  жизни, который усваивают и дети.
Следует также выделить особое понятие неблагополучной  семьи. Это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод, т. е. неблагополучие. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д.
Под неблагополучием мы понимаем его  разные проявления: психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.), физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т. д.), социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т. д.). Опыт работы специалистов, работающих в учреждениях социально-педагогической поддержки (приютах, детских домах, школах-интернатах, социальных гостиницах, центрах реабилитации и т.д.), показывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой или даже невыносимой.
Дезадаптированная семья является одним из видов неблагополучной семьи. Большое количество отклонений в поведении детей и подростков — безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, побеги из дома и т. д. — имеют в основе, один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в семье. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия человека со средой, которое характеризуется невозможностью осуществить в конкретных социальных условиях позитивную социальную роль, соответствующую его возможностям.
3.РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. МОДЕЛИ И ФОРМЫ РАБОТЫ
Для планирования работы с  неблагополучными семьями, где ребенок  находится в трудной жизненной  ситуации, совместно с воспитателями, классными руководителями, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе, общественной инспекцией по делам несовершеннолетних и подразделением по делам несовершеннолетних составляется программа работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и ребенком, ответственные за их выполнение и достигнутый результат. Программа работы варьируется в связи с изменившимися условиями, но обязательно заслушивается на заседании общественной инспекции по делам несовершеннолетних при администрации поселка или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выполнении данной программы. Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в то же время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальный педагог должен взаимодействовать с воспитателями,учителями, классными руководителями, семьей и ребенком, приложить все усилия для результативной работы. Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы: внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
 
Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение. Социальный педагог систематически должен проводить  педагогическое просвещение родителей, привлекать их к активному участию  в учебно-воспитательном процессе, формировать потребность в самообразовании. Работа социальных педагогов с родителями осуществляется с коллективом родителей и индивидуально. Наиболее распространенные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление стендов, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.
 
Основная форма работы с коллективом  родителей - родительское собрание. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, детскому саду, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье ,детском саду и школе. Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Многое в отношении детского сада, школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский сад, впервые расстаются с ним и очень волнуются. Чтобы в будущем спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, при записи ребенка в школу родителям предлагается анкета. Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка. Также самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми.
 
Социальные педагоги должны прилагать все усилия, чтобы семья  педагогически, психологически, социально  и материально развивалась правильно  и гармонично. Благополучная семья  – это счастливое будущее детей, взрослых, всего общества. Для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть и хорошим психологом. Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными  семьями. В настоящее время социальными  педагогами активно используются следующие  модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая  и медицинская. Использование той  или иной модели зависит от характера  причин вызывающих проблему детско-родительских отношений [4].
 
Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной  педагогической компетентности родителей.
 Субъектом жалобы выступает  ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется  не столько на индивидуальные  возможности родителей, сколько  на универсальные с точки зрения  педагогики и психологии способы  воспитания.
 
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом  неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной  ситуации необходима помощь внешних  сил (пособия, разовые выплаты и  т.п.).
 
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка  лежат в области общения, в  личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в  преодолении барьеров общения и  причин его нарушений.
 
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей  специальных знаний о ребенке  или своей семье. Объект диагностики  — семья, дети и подростки с  нарушениями общения.
 Медицинская модель  предполагает, что в основе семейных  трудностей лежат болезни. Помощь  заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации  здоровых членов семьи к проблемам  больного).
 
Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения  о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта  модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:
 
Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние  ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная  жестокость» и т.д.
 
Педагогические поручения, например, организация труда в  семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или  написание письма своему ребенку  и т.д.
 
Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему  ребенку» и т.д.
 
Объектом воздействия  социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок  и сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую  помощь и поддержку семье. В его  задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области социальной педагогики (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Е.Я. Тищенко, В.П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы.
 
Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих  ситуаций в целях укрепления воспитательного  потенциала семьи. Данное направление  основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
 
Психологическое направление. Включает социально-психологическую  поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической  моделях. Такая поддержка с позиции  социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической  атмосферы в семье. Оказание поддержки  в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений  осуществляется в том случае, когда  в семье наблюдаются факты  психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение  его интересами и потребностями).
 
Посредническое направление. Данное направление содержит следующие  компоненты: помощь в организации, координацию  и информирование. Помощь в организации  заключается в организации семейного  досуга (включение членов семьи в  организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в  координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с  различными ведомствами, социальными  службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи  по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании  медицинской и социальной модели.
 
Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует  семью о важности и возможности  взаимодействия родителей и детей  в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант  — консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального  развития и воспитания ребенка в  семье. Защитник — защищает права  ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью  родителей от процесса воспитания детей.
 
В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные  и долгосрочные. Среди краткосрочных  форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.
 
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
 
Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.
 
К долгосрочным формам работы относится  социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.
 
Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором  основывается система помощи и поддержки  семьи. Проведение диагностических  процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует  расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое  исследование может быть предпринято  только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует  начинать с первичной диагностики  жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить  причины указанных нарушений.
 
Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:
 
Теоретическое положение  — причины нарушений в поведении  и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также  в искажении процесса саморазвития;
 
Практическое положение  — построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий  диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий  результат на предыдущем этапе.
 
В ходе первичной диагностики  важно разобраться в характере  жалобы или проблемы, которая может  быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.