Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Факторы политической социализации белорусской молодежи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: «Гуманитарные науки, философия и право»
 
 
 
 
Реферат на тему:
Факторы политической социализации белорусской молодежи
 
 
 
 
 
 
 
Подготовила:
Студентка 1-го курса
Группы 1011114                                                                                Хусарь Г.А.     
 
Преподаватель:                                                                             Евстафьев В.А.
 
 
ПИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
    Политическая социализация: понятие и типы…..………………………..4
    Этапы политической социализации……………………………………….6
    Агенты политической социализации……………………………………...9
    Функции политической социализации……………………………………11
    Специфика политической социализации студенческой молодежи в РБ……………………………………………………………………………….12
    Государство как фактор политической социализации…………………...20
Заключение…………………………………………………………………….22
Cписок использованных источников………………………………………...23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Расширение политического участия широких слоев населения, рост интереса к политике представляют сегодня глобальную тенденцию мирового развития. В сложный мир политики вступают новые поколения, что предполагает формирование у них отношения к политическим целям и ценностям, которые они застают в конкретном обществе. Для обеспечения преемственности политического развития и сохранения целостности социального организма в ходе смены поколений важно знать, как осуществляется передача политических убеждений и стандартов политической жизни от одного поколения к другому и, следовательно, как происходит формирование самостоятельного и ответственного политического субъекта [6].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Политическая социализация: понятие и типы.
 
Осмысленное и самостоятельное  участие личности в политике предполагает наличие у нее политических знаний, опыта, культуры. Они помогают политическому  субъекту эффективно осуществлять его  политические роли и функции, не становиться заложником политических игр различных сил. Индивиды не рождаются с заранее усвоенными политическим опытом и культурой, они приобретают их на протяжение всей своей жизни.
 
Политическая  социализация – процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих им эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы [1-3,5,6,7-14].
 
Политическая  социализация- процесс передачи вступающим в жизнь поколениям преобладающих в данном обществе представлений о политических ценностях и ориентирах, отношений к политике, к власти [14].
 
Политическая  социализация – не однолинейное, последовательное восхождение к политике. Кто-то будет активен, кто-то пассивен, а кто-то принципиально предпочитает держаться от политики подальше [4].
 
Различия в механизме  передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить соответствующие типы политической социализации. К ним можно отнести:
    гармонический тип политической социализации, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей;
    гегемонистский тип, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
    плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам;
    конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками [2,4,6,7,8,13].
Следует также отметить конъюнктурный тип, политические взгляды и поведение в рамках которого всецело зависят от ситуации, к коей человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов [6].
Данные типы политической социализации выражают зависимость формирования тех или иных свойств и качеств человека от влияния доминирующих структур и институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей (официальной) политической культуры (т.е. это типы т.н. вертикальной социализации). Наряду с этими устойчивыми ориентациями людей на соответствующие способы взаимодействия с властью в обществе складываются и многочисленные модели политического поведения, нормы и ценности которым задают различные группы, ассоциации и объединения граждан (например партии, чьи цели находятся в резкой оппозиции правящему режиму). Такие типы «горизонтальной» политической социализации носят частный характер. Однако переплетение именно этих специфических норм, ценностей и способов включения в политическую жизнь подтверждает сложный и противоречивый характер поиска человеком собственных политических идеалов, предпочтительных способов защиты своих прав и ведения диалога с властью. Эти микромодели политического участия граждан выражают творческий характер политической социализации, а равно сложность воспроизводства и развития политической культуры общества [8].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Этапы политической социализации
Через какие стадии происходит процесс политической социализации? Некоторые политологи выделяют четыре этапа: дошкольный, школьный, трудовой и посттрудовой периоды; другие – три: начальный этап, этап зрелости и пенсионный.
    На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство, права и обязанности и др. Естественно, что это знакомство происходит в кругу семьи, в школе, в соответствующих возрастных группах. Своеобразие данного этапа состоит в том, что образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам.
    Следующий этап – этап зрелости - это период сложившихся политических представлений и предпочтений индивида. Это также наиболее деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды или изменившихся условия жизни.
    Третья стадия связана чаще всего с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческой косностью и негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое отношение к политическим новациям и реформам [3].
 
Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей (поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же образцами политического поведения), а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.
 
Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с трех—пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. По мнению американских ученых Д. Истона и И. Дениса, здесь необходимо различать четыре аспекта процесса социализации: непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах; «персонализация» политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти (например президент, полицейский, которых он часто видит по телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с политической системой; «идеализация» этих политических образов, т.е. образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике; «институциализация» обретенных свойств, свидетельствующих об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.
 
В целом особенности первичного этапа политической социализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключения в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохранения естественного характера включения его в политический мир предпочтительны те социальные формы, где политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, примером деятельности старших и ни в коем случае не содержит жестких идеологизированных образов и понятий. Только на этой основе развивающееся детское сознание можно подкреплять императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нормами и представлениями (ценностями, идеалами, принципами).
Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет т.н. обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций [5-9].
Изучение особенностей политического мышления у детей  позволило выделить неравномерность  политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное  развитие политических представлений, в период с 16 до 18 лет этот процесс  заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно  большей степенью абстракций (используются такие понятия, как “власть”, “свобода”, “права человека”), нежели мышление 11 -летних детей (носящее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок (см.: Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988. С. 124).
Сформированные  в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки  являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколь-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых  ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализации) является весьма болезненным  и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением структуры личности [7].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Агенты политической социализации
 
В рамках любой  политической системы действуют  специальные институты, целью которых  является формирование определенного  типа личности, в том числе политическая социализация. Одним из таких институтов является прежде всего семья. Семья – это первое для ребенка окно во внешний мир, первый контакт с политикой и властью. В западной политологии семья называется "ключевым агентом", через который политическая культура передается от одного поколения к другому (Dawson R.E., Prewitt K. Political Socialization. – Boston, 1969. – ?. 107). В силу своей интимности, доверительности социализирующая роль семьи огромна. Благодаря этому она способна "перекрыть" все другие виды социализирующего воздействия на личность. Вместе с тем необходимо отметить некоторую консервативность семейного влияния в деле социализации. Семья может передавать политические установки, которые уже не соответствуют изменившимся условиям, мешают пластичности в политических ориентациях.
Другим важным средством политической социализации является школа и иные учебные заведения. Они оказывают влияние на процесс социализации через обучение, воспитание и неформальные связи, которые там устанавливаются. Своеобразие этого "агента" социализации состоит в том, что учебные заведения могут осуществлять политическое воспитание целенаправленно через учебные программы и соответствующий подбор педагогов. Короче говоря, в процессе образования проще всего осуществляется целенаправленная передача накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, и создается возможность свободного отбора индивидами сообщаемой информации.
Значительное  влияние на политическую социализацию молодежи оказывают сверстники, или "родственные группы", как их называют на Западе. К ним относятся школьные друзья, коллеги, приятельские "кланы" и т.д. Сила социализирующего влияния этих групп вытекает из тех же факторов, которые определяют социализирующее влияние семьи, а именно: тесные контакты и доверительные отношения.
В качестве важного  средства политической социализации выступают партии и политические организации, которые ведут значительную пропагандистскую работу и тем самым способствуют политическому образованию граждан.
Наконец, эффективным "агентом" политической социализации являются средства массовой информации. Во всех технологически развитых странах они играют большую непосредственную, а еще больше – косвенную роль в формировании политических взглядов и умонастроений людей. Они же чаще всего используются властью в качестве средств манипуляций политическим сознанием и поведением граждан. Отличительной особенностью данного средства политической социализации является то, что СМИ способны воздействовать на огромное количество людей в максимально короткий промежуток времени (см.: Шаран П. Сравнительная политология. Пер. с англ. Ч. 2. – М., 1992. – С. 173).
Могут быть и  другие средства политической социализации. При этом важно иметь в виду: если воздействия от различных средств  социализации совпадают, то процесс  социализации развивается гармонично. В обществе наблюдается политическая стабильность. И наоборот, если граждане воспринимают противоречивую информацию и сомнительные установки, исходящие  от разных "агентов" политической социализации, в таком случае могут  возникать политические волнения, конфликты  и кризисы [1-3,4,9].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Функции политической социализации
Политическая  социализация выполняет ряд важнейших  функций:
1) определяет  политические цели и ценности, к которым стремится и которые  хочет постичь индивид через  политическое участие; 
2) формирует представления  о приемлемых способах политического  поведения, об уместности тех  или иных действий в конкретной  ситуации;
3) определяет  отношение индивида к окружающей  среде и политической системе; 
4) вырабатывает  определенное отношение к политической  символике; 
5) формирует способности  к познанию окружающего мира;
6) формирует убеждения  и отношения, являющиеся “кодом”  политической жизни [7,9].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Специфика политической социализации студенческой молодежи в РБ
 
Глобализация всех сфер жизни современного человечества, модернизация и трансформация деятельности социальных институтов и организаций, нарастающая информатизированность любой сферы деятельности современного человека не могут не оказывать существенного воздействия на протекающие социокультурные процессы, видоизменяя их содержательные и сущностные характеристики, а также формы и способы социализации подрастающих поколений, т. е. молодежи.
 
Для адекватного  понимания современного процесса необходимо учитывать ряд факторов - от общепланетарных до индивидуально-личностных, каждый из которых оказывает свое воздействие на процессы социализации подрастающих поколений, которые родились в условиях постсоциалистического кризиса, при резкой смене приоритетных ценностей общества, постоянном росте политических амбиций новых самостоятельных государств. В этих условиях проявляются как особенно значимые две взаимоисключающие тенденции: интеграции и дифференциации народов, их сближения или изоляции друг от друга. Первая из этих тенденций предполагает унификацию и стандартизацию всей социальной практики, главным образом американизацию жизни народов и государств. Существует мнение, что в период трансформационных процессов у молодежи возник духовный вакуум. Такого явления в принципе не бывает. Произошло следующее: на периферию ценностного сознания молодежи переместились многие прежде значимые идеи и ценности, а ядро ценностного мира молодежи было заполнено ценностями западной массовой культуры с ее культом насилия, лишенной связей с обществом и направляющей все свои силы на достижение либо личного интереса (чаще всего в форме мести),
либо социального, однако без моральной оценки достижения неких абстрактных идеалов справедливости и добра. На постсоветском пространстве создался, по выражению известного политолога С. Кара-Мурзы, «голод на образы».
 
Вторая тенденция  предполагает оживление и сохранение традиционного образа жизни, восстановление традиционных базовых и инструментальных ценностей, эталонов и норм культуры, созданных в ходе истории народов, поэтому чаще всего эта тенденция обусловливает усиление борьбы за национальную независимость и самоопределение. Главным субъектом, реализующим обе эти тенденции, безусловно, является молодежь.
 
Молодежная политика стала важнейшей частью политики белорусского государства. Концептуальные основы государственной молодежной политики сформулированы в различных документах: Конституции Республики Беларусь; Указе Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. ? 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности и высших учебных заведениях потребительской кооперации на платной основе»; постановлениях Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. ? 176 «О порядке предоставления кредита для оплаты первого высшего образования», от 18 июля 1997 г. ? 736 «О мерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное время» и др.
Республиканская программа  «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 гг. предусматривает усиление правовой защиты молодых работников, создание благоприятных условий для их трудоустройства, обеспечения жильем и т. д. Социальная значимость и эффективность воздействия этой Программы на молодое поколение будут зависеть не только от обогащения ее содержания с учетом новых социальных реальностей, но в значительной степени – от последовательной реализации принципа: сама молодежь – творец, активный участник и полнокровный субъект молодежной политики. Широкий спектр направлений молодежной политики открывает реальные возможности созидательного участия для каждого из более чем 140 молодежных общественных объединений. Следует отметить и тот фактор, что современные молодые люди имеют вполне определенное и активно выраженное патриотическое сознание.
 
В настоящее время, когда трансформируются некоторые общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание всех агентов социализации. Сегодня, когда постоянно усложняется вся социальная практика, процесс социализации подвержен многообразным рискам, в том числе и потому, что социально-демографическая группа молодежи в постсоциалистических странах становится все малочисленнее в связи с современной демографической ситуацией. В этих условиях для сохранения имеющегося материально-технического и социокультурного уровня общества необходимо существенное возрастание в нем стоимости человеческого капитала, т. е. актуального предметно-деятельного и интеллектуального потенциала каждого молодого человека, для того чтобы обеспечить сохранение и изменение современной цивилизации.
 
Социализация белорусской  молодежи включает в себя достаточно широкий круг вопросов, таких как уровень политического сознания, социально-экономическое состояние, отношение к общественным и политическим институтам.
 
На протяжении последнего десятилетия белорусскими учеными проводились социологические исследования, отражающие изменения духовнонравственного мира молодежи, а также готовность участвовать в социально-политических процессах, которые в сочетании с реальными фактами участия молодежи в сфере политики являются основой для изучения политической активности молодежи в новых условиях. Эти исследования проводились в основном в студенческой среде: ведь именно студенчество является наиболее активной и перспективной частью молодежи. Как неоднократно подчеркивал белорусский социолог С. Д. Лаптенок, «именно в вузовской среде вырабатывается то специфическое молодежное сознание, та специфическая молодежная культура, те нормы поведения, которые затем распространяются на остальную молодежь или же, по крайней мере, воспринимаются окружающими как свойственные молодому поколению в целом»
.
Данное направление  в отечественной науке представлено работами Д. Г. Ротмана, Т. И. Яковук, Л. И. Шумской, М. Б. Канапацкого, В. Ф. Красю-ка, Н. П. Шумило, В. А. Зенченко, Н. В. Павлова, П. Самойловой и др., а также сборниками «Молодежь Беларуси на современном этапе» под редакцией С. Д. Лаптенка, «Студенческая молодежь Беларуси в мире современной культуры» и др. Все эти работы основываются на результатах комплексных социологических исследований, проводимых в ведущих вузах Беларуси. Раскрывая различные аспекты социального портрета белорусской молодежи, можно сказать, что они представляют собой социологическую базу для рассмотрения молодежи как потенциального и реального субъекта социально-политической деятельности. Наиболее важные социологические исследования по степени заинтересованности и включенности белорусской молодежи в политические процессы конца 1990-х гг. проводились Е. М. Бабосовым и Э. Г. Иоффе. Результаты этих исследований в сравнении с данными, полученными в 2003–2006 гг., позволяют проследить изменения в политическом сознании и динамику политической активности белорусской молодежи.
 
В процессе формирования самосознания молодежи как субъекта социально-политической деятельности существенным фактором являются ценностные ориентации, которые лежат в основе мотивации политической активности молодых людей. В условиях трансформационных процессов молодежь оказалась в непростом положении; у нее еще не сформировались свои собственные ценностные ориентиры, а в условиях социальных преобразований ценностные установки старшего поколения, как правило, подвергаются сомнению или отвергаются.
 
Взаимодействие  поколений, их преемственность или разрыв преемственности коррелируются с содержанием того нового, что привносит молодежь, и с тем, какие традиции старшего поколения она усваивает, а какие – отвергает. Стабильность и развитие поддерживаются этим взаимобалансом: новые социокультурные практики становятся механизмами институализации, которые либо изменяют, либо поддерживают нормативно-социальный порядок в обществе. Со стороны старшего поколения присутствуют опасения, что социальные практики подрывают устойчивость и стабильность. Английские социологи определили такое явление как «моральные паники».
 
Обращение к проблеме смены поколений актуально, т. к. социализация современной молодежи происходила в условиях независимости Беларуси. Влияние старшего поколения постепенно идет на спад. Социологический опрос 1000 человек (включая 815 белорусов), проведенный в 2004 г., привел к следующим результатам: сравнение ответов представителей трех поколений позволило выявить специфику присущую каждому из них. Старшее поколение выделяется более высокой степенью осознания как территориальной, так и этнической и гражданской принадлежности. На примере ответов молодежи можно проследить изменение взаимоотношений трех наиболее актуальных идентификаций за счет, с одной стороны, увеличения расхождения между этнической и территориальной, с другой - уменьшения разрыва между гражданской и этнической идентификациями. Молодые люди чаще воспринимают как более близкие категории этничности и гражданства, а представители старшего поколения - этничности и территории проживания.
 
Ответ на вопрос «Что для Вас значит быть белорусом?»  позволил выделить такие ведущие  категории восприятия респондентами своей белорускости, как этничность (чувство этнической принадлежности, память о корнях, идентификация с белорусами, качества национального характера) -26,6 %, Беларусь (Родина, страна, родная земля и общая территория) - 21, 9 %, культура (знание национальной культуры, языка, традиций, исторического прошлого) - 18,4 %, гражданство (гражданская идентификация, знание прав и выполнение гражданских обязанностей) - 9 %, установки и стремление к деятельности на благо Беларуси, причастность к жизни страны - 8,5 % [6].
 
Представители старшего поколения чаще говорят об отношении к своей белорускости (уважении, гордости своим народом и своей национальностью). Молодежи более присущи ответы, констатирующие знание о корнях, своем происхождении, родителях, т. е. чувство принадлежности к белорусам. В то же время, чем моложе респонденты, тем чаще актуализированы среди них интерпретации гражданства, связанные с политико-правовым статусом и возможностями его реализации. С мнением о том, что гражданин - это человек, который использует свои права и выполняет обязанности, согласны 26, 5 % молодежи, 21,9 % представителей среднего и 9,4 % старшего поколений .
 
Исходя из полученных ответов на вопрос о чувствах к  Беларуси, были выделены группы респондентов, указавших однозначно позитивные, однозначно негативные, противоречивые чувства и безразличие. Доли негативных и позитивных чувств среди представителей молодого и среднего поколений сопоставимы между собой. Для старшего поколения преобладание позитивных чувств имеет подавляющий характер.
 
Причина возрастной специфики восприятия гражданства  и этничности – в отношении  к государственным и негосударственным институтам, социально-экономическим и политическими потрясениям, принципиально изменившим белорусское общество и далеко не лучшим образом повлиявшим на межпоколенные связи и взаимоотношения.
 
Вызывает интерес  и то, какие именно проблемы волнуют современного молодого человека.
 
Проанализировав результаты социологических опросов студентов белорусских вузов, проводимых в течение последних лет, можно выделить некоторые характерные особенности ценностных приоритетов белорусских студентов, влияющих на политическую активность этой социальной группы. Прежде всего, следование личному, частному интересу обладает сегодня гораздо более высоким престижем, чем следование общественному. Практически во всех социологических исследованиях общественно-политическая деятельность занимает последнее место среди приоритетных видов деятельности белорусской молодежи. В сознании молодых людей все больше укореняется позиция, что их успех зависит только от них самих. Необходимо также отметить, что в процессе трансформации резко возросло чувство личной свободы, которая основывается, прежде всего, на свободе передвижения и свободе выражения своих политических пристрастий. У белорусских студентов свобода личности в структуре других инструментальных ценностей (честность, выгодные знакомства, получение профессионального образования, духовность, профессиональное самосовершенствование, гражданственность) занимает приоритетную позицию (44,7 %).
 
Современная молодежь начинает все больше осознавать, что  важным условием для достижения любой  социально значимой цели является предоставление личности достаточной свободы в принятии решений, выработке индивидуальной программы ее деятельности. Ориентация молодежи на собственные ресурсы ярко отражается в социологических опросах по степени доверия другим социальным и политическим силам. Как показывают социологические опросы, проведенные кафедрой политологии и права БГПУ им. М. Танка в 2003 г., у студенческой молодежи не пользуются доверием существующие государственные институты. Так, только 29 % опрошенных доверяет Национальному собранию, 37,4 % – Совету Министров. Более того, 29 % ответили, что их вообще не интересует деятельность высших и местных органов власти. Наибольшее доверие студенты испытывают к себе (81,9 %) и своей семье (76,8 %).
 
Представляют интерес  данные, полученные в результате социологического исследования, проведенного в 2006 г. среди студентов БГУ: 58,75 % опрошенных не смогли назвать ни одной белорусской политической партии. Такое незнание является результатом не только слабой освещенности деятельности политических партий в средствах массовой информации, но и отражением реального положения и роли политических партий в политической системе Беларуси.
 
Несмотря на это, определенный процент белорусской молодежи все-таки интересуется деятельностью политических партий и общественных движений. По результатам социологических исследований, проведенных в БГПУ им. М. Танка в 2003 г., большей симпатией пользуются менее политизированные движения, такие как движение зеленых (85,5 %) и движение за права человека (69 %). Далее следуют социал-демократические партии (35,1 %), партии либерально-демократической направленности (33,3 %), национал-радикалы (9,5 %), а самый низкий показатель – у коммунистических партий (2,4 %). Таким образом, политические лозунги не пользуются популярностью среди белорусской молодежи. И, как следствие, большинство молодых людей не связывают свое будущее с социально-политической деятельностью.
 
Однако, представляя  собой достаточно образованную социальную группу, молодежь следит за политическими событиями в Беларуси и в мире. Так, по данным информационно-аналитической службы Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины за 2005 г., 57,5 % белорусских студентов внимательно следят за информацией о политических событиях в стране и за рубежом. Политическую активность сами студенты определяют через такие виды деятельности, как участие в выборах (73,6 %), участие в политических движениях, членство в партиях (63 %), участие в акциях протеста, забастовках, митингах (38,5 %).
 
Среди социально-политических проблем, вызывающих интерес молодежной аудитории, лидируют проблемы социальной политики (45 %). На втором месте – борьба с недостатками (бюрократизмом, формализмом и т. д.) – 36 %. Менее популярными являются такие проблемы, как ответственность человека перед обществом (19,4 %), участие граждан в управлении государством (13,7 %), проблема инициативы и творчества (8,8 %).
 
Одной из важнейших  детерминант политической социализации молодежи является степень ее включенности в общественную жизнь. Исследования в этой сфере среди студентов столичных вузов убедительно свидетельствуют о падении интереса к общественной работе у молодого поколения на протяжении последнего десятилетия. Пожалуй, одной из наиболее ярко выраженных характеристик современного молодого поколения выступает прагматизм. При этом наблюдается тенденция инструментализации ценностей молодежи – на первый план выходят такие ценности, как престиж, карьера, материальное благополучие, в то время как 52,2 % респондентов считают, что время, потраченное на о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.