Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие чрезвычайной ситуации. Виды и классификация

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.05.2013. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение
    Понятие чрезвычайной ситуации. Виды и классификация   3
    Типы техногенных чрезвычайных ситуаций:
2.1. Химическая авария         8
2.2.Радиационная авария        8
2.3.Гидродинамическая авария        8
2.4.Транспортная авария         9
2.5.Внезапное обрушение  зданий              10
2.6. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения  10
2.7.Пожары и взрывы                11
3.Предупреждение и прогнозирование  чрезвычайных ситуаций                  12
Список используемой литературы                        16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
 
 
 
Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.
Человек и среда его  обитания образуют систему, состоящую  из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).
Негативные воздействия факторов техногенной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации  и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Понятие чрезвычайная ситуация, виды и классификация.
Чрезвычайная  ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.
ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время – это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих  химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.
 

В зависимости от причины  возникновения  ЧС делятся:
      на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв;
      катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.
По масштабу распространения  и с учётом тяжести последствий  ЧС могут быть:
    Локальные - это ЧС, масштабы которых ограничиваются одной промышленной (энергетической) установкой, поточной линией, цехом, и в результате которых пострадало не более 10 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел., и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. Для ликвидации последствий локальной ЧС достаточно сил и средств, имеющихся на объекте.
    Местные - это ЧС, масштабы, которых ограничиваются посёлком, городом, районом и в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 чел. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, расположенных на их территориях. В отдельных случаях могут привлекаться в/ч ГО и подразделения МЧС.
    Территориальные - это ЧС в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 чел., и зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ. Территориальные ЧС и их последствия ликвидируются силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого произошли ЧС.
    Региональные – это ЧС, последствия которых распространяются на два субъекта Российской Федерации, и в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 чел., либо, нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 чел. Ликвидацией последствий таких ЧС занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые Министерством (Правительством) оперативные группы. Для проведения спасательных и др. неотложных работ (С и ДНР) привлекаются воинские соединения и части ГО, мобильные отряды и др. подразделения МЧС, МО, МВД,ФСБ.
    Национальные (Федеральные) ЧС - охватывают обширные территории страны, но не выходят за её границы, в результате которых пострадало свыше 500 чел. либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 чел., зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ. Для проведения С и ДНР привлекаются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают к иностранной помощи.
    Глобальные ЧС(трансграничные) - их последствия настолько велики, что захватывают значительные территории нескольких Республик, краёв, областей и сопредельные страны, т.е. выходят за пределы РФ, либо ЧС произошла за рубежом и ее последствия затрагивают территорию РФ. Проведением С и ДНР, как правило, занимается специально созданная Правительственная Комиссия во главе с начальником ГО страны - Председателем Правительства или его заместителем. Для ликвидации последствий ЧС привлекаются все основные силы МЧС, части и соединения ВС, МВД, ФСБ и др. ведомств.
Независимо от происхождения  катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:
    число погибших во время катастрофы;
    число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);
    индивидуальное и общественное потрясение;
    отдаленные физические и психические последствия;
    экономические последствия;
    материальный ущерб.
К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.
 
Сведения  о чрезвычайных ситуация, происшедших на территории Российской Федерации за 1 полугодии 2011 года.
Чрезвычайные ситуации по характеру  и виду источников возникновения
Масштабность чрезвычайных ситуаций
Количество чел
Всего
лок
мест
терр
рег
фед
т-гр
Погиб.
Постр.
Техногенные ЧС
68
44
15
4
3
2
0
218
355
Аварии, крушения грузовых и  пассажирских поездов, поездов метрополитена
6
3
3
0
0
0
0
4
3
Аварии грузовых и пассажирских судов
2
1
1
0
0
0
0
0
12
Авиационные катастрофы
16
13
2
0
1
0
0
64
19
ДТП с тяжкими последствиями*
28
23
5
0
0
0
0
136
129
Аварии на магистральных  трубопроводах и внутрипромысловых   нефтепроводах и газопроводах
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ
1
0
0
0
1
0
0
0
12
Аварии с выбросом (угрозой  выброса) АХОВ
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Аварии с выбросом (угрозой  выброса) РВ
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Аварии с выбросом (угрозой  выброса) ОБВ
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород
2
2
0
0
0
0
0
4
7
Обрушение зданий и сооружений жилого, соц-бытового и культурного назначения
3
1
2
0
0
0
0
4
18
Аварии на электроэнергетических системах
6
0
1
4
1
0
0
0
0
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Аварии на тепловых сетях  в холодное время года
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Гидродинамические аварии
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных и с/х объектах
2
0
0
0
0
2
0
1
100
Взрывы в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения
2
1
1
0
0
0
0
5
55
Крупные террористические акты
3
0
2
0
1
0
0
30
123

 
Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.
Все чаще аварии принимают  катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например – Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.
В общем случае в своем  развитии чрезвычайные ситуации проходят пять основных фаз:
    Фаза накопления отклонений объекта от нормального протекания процесса, характеризующаяся продолжительностью, возможностью фиксации отклонения и принятием профилактических мер.
    Фаза инициирования события (аварии, стихийного бедствия, катастрофы). Эта фаза скоротечна и характеризуется отсутствием времени для осуществления эффективных действий для предотвращения чрезвычайной ситуации.
    Фаза непосредственного развития и протекания процесса чрезвычайной ситуации. В это время происходит непосредственное воздействие поражающих факторов на людей, объекты и природную среду. Эта фаза носит длительный характер, а в случае промышленной аварии процесс ее протекания определяется не начальными событиями, а структурой производства и используемыми технологиями, что затрудняет прогнозирование развития ЧС.
    Фаза действия остаточных факторов поражения, в течение которой возможно распространение поражающих факторов за пределы объекта поражения.
    Фаза ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, которая может быть начата в ходе протекания третьей фазы. В ходе ликвидации последствий ЧС могут привлекаться силы и средства организации — объекта поражения, а при широких масштабах поражения — войска гражданской обороны РФ, силы МЧС РФ, воинские подразделения Министерства обороны и т.д.
Концепция гражданской  защиты населения предусматривает: защиту населения и территорий и гражданскую оборону. Защита населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды (гражданская защита) от действия чрезвычайных ситуаций любого происхождения, а также постоянная готовность к ликвидации их последствий достигается:
    уменьшением возможных масштабов источников аварий, катастроф и стихийных бедствий;
    локализацией и сокращением времени действия существующих поражающих факторов;
    снижением опасности поражения людей путем установления требований к размещению опасных объектов, планированию населенных пунктов, строительству устойчивых зданий и сооружений;
    повышением устойчивости функциональных объектов экономики и жизнеобеспечения;
    проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    ликвидацией последствий ЧС и реабилитацией населения, территорий и окружающей среды.
 
Основные причины  аварий:
просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
некачественное строительство  или отступление от проекта;
непродуманное размещение производства;
нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.
 
 
 
 
 


2.Типы техногенных чрезвычайных ситуаций.
2.1 Химическая  авария.
Химическая авария – это  нарушение технологических процессов  на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу аварийных химически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, функционирования биосферы.
Крупными запасами АХОВ, главным образом хлора, аммиака, фосгена, синильной кислоты, сернистого ангидрида и других веществ, располагают  химические, целлюлозно-бумажные и  перерабатывающие комбинаты, заводы минеральных  удобрений, черной и цветной металлургии, а также хладокомбинаты, пивзаводы, кондитерские фабрики, овощебазы и водопроводные станции.
Опасность химической аварии для людей и животных заключается  в нарушении нормальной жизнедеятельности  организма и возможности отдаленных генетических последствий, а при определенных обстоятельствах – в летальном исходе при попадании АХВ в организм через органы дыхания, кожу, слизистые оболочки, раны и вместе с пищей.
 
2.2 Радиационная авария.
Радиационная авария –  это нарушение правил безопасной эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при  котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящей к облучению населения и загрязнению окружающей среды. Основными поражающими факторами таких аварий являются радиационное воздействие и радиоактивное загрязнение. Аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами.
Радиационное воздействие  на человека заключается в нарушении  жизненных функций различных органов (главным образом органов кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта) и развитии лучевой болезни под влиянием ионизирующих излучений.
Радиоактивное загрязнение  вызывается воздействием альфа-, бета- и гамма- ионизирующих излучений и обусловливается выделением при аварии непрореагированных элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлак, пыль, осколки ядерного продукта), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (например, грунта) в результате их облучения.
 
2.3. Гидродинамическая  авария.
Гидродинамическая авария –  это чрезвычайное событие, связанное  с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или  его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы).
Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.
Последствиями гидродинамических аварий являются:
- повреждение и разрушение  гидроузлов и кратковременное  или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;
- поражение людей и  разрушение сооружений волной  прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (для горных районов – до 100 км/ч);
- катастрофическое затопление  обширных территорий слоем воды  от 0,5 до 10 м и более.
 
2.4. Транспортные аварии.
В настоящее время любой  вид транспорта представляет потенциальную  угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.
Аварии на железнодорожном транспорте.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном  транспорте являются неисправности  пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
Аварии на автомобильном транспорте.
Около 75% всех аварий на автомобильном  транспорте происходит из-за нарушения  водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений  по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины). 
Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.
 
Аварии на воздушном  транспорте.
Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым  последствиям приводят разрушения отдельных  конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
Аварии на водном транспорте.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов.
 
2.5.Внезапное обрушение зданий.
Полное или частичное  внезапное обрушение здания –  это чрезвычайная ситуация, возникающая  по причине ошибок, допущенных при  проектировании здания, отступлении от проекта при ведении строительных работ, нарушении правил монтажа, при вводе в эксплуатацию здания или отдельных его частей с крупными недоделками, при нарушении правил эксплуатации здания, а также вследствие природной или техногенной чрезвычайной ситуации.
Обрушению часто может  способствовать взрыв, являющийся следствием террористического акта, неправильной эксплуатации бытовых газопроводов, неосторожного обращения с огнем, хранения в зданиях легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ. 
Внезапное обрушение приводит к длительному выходу здания из строя, возникновению пожаров, разрушению коммунально-энергетических сетей, образованию завалов, травмированию и гибели людей.
 
2.6. Аварии на  коммунальных системах жизнеобеспечения  населения.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения – электроэнергетических, канализационных системах, водопроводных  и тепловых сетях редко сопровождаются гибелью людей, однако они создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время года.
Аварии на электроэнергетических  системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей, обширных территорий, нарушению графиков движения общественного электротранспорта, поражению людей электрическим током.
Аварии на канализационных  системах способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
Аварии в системах водоснабжения  нарушают обеспечение населения  водой или делают воду непригодной для питья.
Аварии на тепловых сетях  в зимнее время года приводят к  невозможности проживания населения в не отапливаемых помещениях и его вынужденной эвакуации.
 
2.7. Пожары и взрывы.
Наиболее распространенными  источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:
- на промышленных объектах;
- на объектах добычи, хранения  и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
- на транспорте;
- в шахтах, горных выработках, метрополитенах;
- в зданиях и сооружениях  жилого, социально-бытового и культурного  назначения.
Пожар – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.
Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).
Основными опасными факторами  пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении. Критическими значениями параметров для человека, при длительном воздействии указанных значений опасных факторов пожара, являются:
температура – 70 С;
плотность теплового излучения – 1,26 кВт/м2;
концентрация окиси углерода – 0,1% объема;
видимость в зоне задымления – 6-12 м.
Взрыв – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы.
Основными поражающими факторами  взрыва являются воздушная ударная  волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.
 
 

3.Предупреждение  и прогнозирование чрезвычайных  ситуаций.
Предупреждение  ЧС - совокупность мер законодательного, экономического, административного, технического и иного характера, осуществляемых в рамках единой государственной политики на республиканском, областном и местном уровнях, направленных на выявление и изучение причин возникновения ЧС и условий, им способствующих, на разработку и реализацию мер, обеспечивающих их устранение или нейтрализацию.
На основании прогнозирования  и оценки возможных последствий  ЧС, при необходимости в определенное время производится оповещение населения о надвигающейся опасности стихийного бедствия, о случившейся аварии или катастрофе, представляющих опасность для населения.
Мероприятия по предупреждению или уменьшению последствий ЧС техногенного характера:
- размещение потенциально  опасных объектов на безопасном  удалении от жилой застройки  и других объектов;
- разработка, производство  и применение надежных потенциально  безопасных промышленных установок;
- внедрение автоматических  и автоматизированных систем  контроля безопасности производства;
- совершенствование противопожарной  защиты и контроль системы  пожарной безопасности;
- соблюдение правил безопасности  при транспортировке опасных  веществ;
- для предупреждения пожаров  проводят профилактические, организационные, технические, режимные и эксплуатационные мероприятия;
- для предупреждения аварий  и катастроф на транспорте  проводят комплекс мероприятий организационного, технического и социального характера.
Прогнозирование ЧС возможно только на основе решения задач мониторинга. Мониторинг окружающей среды - это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.
Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.
В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций различают:
Глобальный мониторинг - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование возможных  изменений.
Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями  в определенных регионах, в которых  эти процессы и явления отличаются по природному характеру или по антропогенным  воздействиям от естественных биологических  процессов, их оценка и прогнозирование  возможных изменений.
Импактный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ, их оценка и прогнозирование возможных изменений.
Базовый мониторинг - слежение за состоянием природных систем, на которые практически не влияют региональные антропогенные воздействия, их оценка и прогнозирование возможных  изменений. Это, как правило, удаленные от промышленных районов территории, биосферные заповедники.
Основными задачами системы  мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций являются:
- оперативный сбор, обработка  и анализ информации о потенциальных  источниках ЧС природного и  технического характера; 
- прогнозирование возможного  возникновения ЧС и их последствий  на основе оперативной фактической  и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдения за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения  и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
- разработка и оценка  эффективности реализации мер  по предотвращению или устранению ЧС;
- разработка сценариев  развития ЧС;
- информационное обеспечение  управления и контроля в области  предупреждения и ликвидации ЧС;
- создание специализированных  геоинформационных систем, банка  данных по источникам ЧС и  других информационных данных.
Мониторинг состояния техногенных  объектов и прогноз аварийности  организуют и осуществляют федеральные  надзоры — Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти. Надзорные органы имеются также в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях — подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.
Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.
Важность этого направления  в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в  распоряжении Президента Российской Федерации  от 23 марта 2000 г . № 86-рп, определившем необходимость  и порядок создания в стране системы  мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Система мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.
В основе структурного построения системы  мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный.
Методическое руководство и  координация деятельности системы  мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр “Антистихия”), в федеральных округах и субъектах Российской Федерации — региональными и территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — региональными и территориальными центрами мониторинга).
В целом система мониторинга  и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой целый ряд межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.), к которым можно отнести:
1.Всероссийский центр мониторинга  и прогнозирования чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера МЧС России;
2.региональные и территориальные  центры мониторинга чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера в составе соответствующих  органов управления ГОЧС;
3.Сеть наблюдения и лабораторного  контроля гражданской обороны  Российской Федерации; 
4.Единую государственную автоматизированную  систему радиационного контроля;  
Единую государственную систему экологического мониторинга;
5.Cпециальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативно-правовыми актами.
Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические  средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.
В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий  круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и  задачами управленческого характера.
Наиболее значимыми и остро  необходимыми задачами (объектами или  предметами) прогнозирования являются:
вероятности возникновения каждого  из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон;
возможные длительные последствия  при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;
потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на территории страны в целом осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти.
Без учета данных мониторинга и  прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
 
 
 


Список использованной литературы.
    Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации, краткая характеристика, классификация. – М, 2000.
    Зайцев А.П. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. – М., 2000
    Петров М.А. защита от чрезвычайных ситуаций. – М., 2002
    Сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru/stats/
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.