Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Правовое обеспечение деятельности профсоюзов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.05.13. Год: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание 

 

Введение
 
     Правовые  основы профсоюзной деятельности заложены Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Основами законодательства РФ об охране труда, Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. № 2491-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ). Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ. Законом города Москвы "О социальном партнерстве" от 22 октября 1997 г. № 44 и другими нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Уставом МФП, утвержденным Московской городской межсоюзной конференцией профсоюзов, 15 декабря 1990 года (с изменениями и дополнениями от 17 февраля 1994 г., от 22 июня 1995 г. и 30 ноября 1995 г.), основными направлениями деятельности МФП является работа по заключению соглашений с правительством и предпринимателями г. Москвы, другими органами и организациями и осуществление контроля за их реализацией, а также координация действий членских организаций по вопросам проведения политики в области заработной платы, ценообразования, занятости, охраны труда, экологии, заключения коллективных договоров и соглашений.
     В Трудовом Кодексе РФ (статья 212) указывается, что работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск представителей общественного контроля в целях  проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (статья 218) в состав комитета (комиссии) по охране труда входят представители профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа [4, C. 98].
     Цель  работы – охарактеризовать правовые основы деятельности профсоюзов в России.
     Задачи  работы:
     1. Изучить правовые особенности  деятельности профсоюзов.
     2. Охарактеризовать права профсоюзов  в России.
     3. Изучить правовые аспекты функционирования  инспекции труда.
      
 

1 Правовое обеспечение деятельности профсоюзов
 
     Профсоюз - добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях  представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установленном порядке [8, C. 117].
     Это право профсоюзов подтверждено Законом Российской Федерации от II марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ). Эти законы устанавливают право профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников. Эти важные правовые нормы, как правило, отражены в уставах профсоюзов и положениях о первичных профсоюзных организациях. Тем самым предотвращены конфликты в части правомочности профсоюзов представлять и защищать интересы работников независимо от их членства в профсоюзах. Закон о коллективных договорах и соглашениях предоставляет право на ведение коллективных переговоров и иным уполномоченным работниками представительным органам, при этом профсоюзы имеют право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров. Профсоюзы наделены правом осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров или соглашений. Статья 14 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" дает профсоюзам право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров. Они могут участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, с изменением условий труда, невыполнением обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда. К сфере охраны труда относятся трудовые споры по вопросам условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты и другим вопросам, включенным в коллективный договор. [5, C. 68]
     В случае возникновения коллективного  трудового спора профсоюзы могут  выступать в качестве представителей работников и защищать их права, вырабатывать требования работников, предъявлять их работодателю, участвовать в рассмотрении требований. Профсоюзный комитет имеет право по просьбе члена профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться для защиты трудовых прав работников в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры (разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда и условий трудового договора). Здесь рассматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с производственной травмой и профессиональным заболеванием, изменение условия труда, несоблюдение требований охраны труда на рабочем месте и т.д. При разрешении индивидуальных трудовых споров права профсоюза отражены в статьях 384, 385, 387, 391 Трудового Кодекса РФ. Так, при образовании комиссии по трудовым спорам представители работников могут делегироваться представительным органами работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
     Принятие  в декабре 1993 г. новой Конституции  РФ лишило профсоюзы права законодательной  инициативы, однако в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О  профессиональных союзах, их правах и  гарантиях деятельности" они сохранили возможность участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в социально-трудовой сфере. Профсоюзы могут подготавливать предложения в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, участвовать в предварительных консультациях" экспертизе проектов законов и других нормативных правовых актов и их согласовании.
     В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам предоставлено право участвовать  в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Основы законодательства Российской Федерации об охране труда утверждают право профессиональных союзов осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда [7, C. 38].
2 Права профсоюзов России
 
     Для осуществления контрольных функций  профсоюзы правомочны создавать  свои инспекции (правовую и техническую). Эти законы предоставляют определенные полномочия членам профсоюзных органов  предприятий и вышестоящих профсоюзных  органов, а также другим правомочным представителям этих органов. При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда они имеют право посещать и осматривать организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, требовать и получать от руководителей и иных должностных лиц предприятия, учреждения, организации соответствующие документы, сведения и объяснения, информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве.
     Право на информацию является одним из важнейших  прав профсоюзов. Статья 17 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления, На основании Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзные органы в организациях, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер [6, C. 47].
     Основы  законодательства Российской Федерации  об охране труда уточняют, что представления  профсоюзных органов об устранении выявленных нарушений являются для  работодателя обязательными к рассмотрению. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях проявления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязан незамедлительно выполнить такое требование. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательных и иных Нормативных правовых актов по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
     Эти организации обязаны в месячный срок сообщить профсоюзному органу о  принятых мерах. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предоставляет  профсоюзам полномочия участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда представители профсоюзов правомочны принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов. Представители профсоюзов имеют право участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и проводить их самостоятельное расследование [3, C. 27].
     Итак, профсоюзы законодательно наделены следующими правами в области  обеспечения охраны труда:
     - право граждан на объединение в профессиональные союзы;
     - право на содействие со стороны государственных органов, организаций в деятельности профсоюзов;
     - право представлять интересы членов профсоюза по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам;
     - право ведения коллективных переговоров и заключения соглашения или коллективного договора от имени всех работников;
     - право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров;
     - право контролировать выполнение требований кол договоров и соглашений;
     - право на участие в урегулировании трудовых споров;
     - право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
     - право создавать свои инспекции для осуществления контрольных функций;
     - право осуществлять общественный контроль за обеспечением социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     - право создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
     - право участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в области охраны труда;
     - право принимать участие в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и экологии;
     - право посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и другие места работы на предприятии, в учреждении, организации, где работают члены этого профсоюза;
     - право на получение информации;
     - право на обсуждение полученной информации с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
     - право вносить в соответствующие организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, которые нарушают требования законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
     - право участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), проводить самостоятельное расследование;
     - право требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обращаться в федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер;
     - право требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения федеральной инспекцией трудя при невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
     - право участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов;
     - право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
     - право принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
     Законодательство  наделяет профессиональные союзы правом осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о  труде и охране труда. Статья 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции труда по охране труда, действующие на основании положений, утвержденных профсоюзами [8, C. 112].
3 Правовые аспекты функционирования  инспекции труда
 
     Техническая инспекция труда МФП осуществляет свою деятельность в соответствии с  Положением о технической инспекции  труда МФП, утвержденным Постановлением Президиума МФП от 22 августа 1996 года № 4-5. Оно разработано на основе Положения о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов), утвержденного Постановлением Исполкома Генсовета ФНПР от 30 мая 1996 года № 3-8. Техническая инспекция труда МФП состоит из технических (главных технических) инспекторов труда МФП и отраслевых профсоюзов. Положением определены основные направления деятельности технической инспекции труда МФП, ее права и обязанности, в том числе по проведению профсоюзного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда и окружающей среды на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Положением установлено, что техническая инспекция труда профсоюзов:
     - независима и самостоятельна  в своих оценках состояния  условий и охраны труда на  производстве и экологической  безопасности;
     - взаимодействует в своей работе  с профсоюзным и другим общественным  активом, включая союзы специалистов  по охране труда, организации ученых, общественных уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда и совместные комитеты (комиссии) по охране труда, оказывает помощь профсоюзным комитетам и профсоюзному активу по охране труда;
     - осуществляет деятельность в  контакте с органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда, правоохранительными и другими специально уполномоченными органами. Техническая инспекция труда МФП и отраслевых профобъединений принимает участие в:
     - разработке предложений в раздел "Охрана труда и экологическая безопасность" трехстороннего соглашения между московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями промышленников и предпринимателей и Правительством Москвы и осуществлении контроля за их выполнением;
     - разработке предложений по вопросам охраны труда и экологической безопасности в соглашениях на отраслевом, городском и федеральном уровнях;
     - разработке, совместно с профобъединениями,  и согласовании нормативных актов  по охране труда и экологии, принимаемых на уровне г. Москвы и федеральном уровне;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.