Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Конкурентная разведка рынка

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.05.13. Год: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Факультет         экономики и менеджмента (ФЭМ)  

Специальность «Экономика и управление на предприятии (на транспорте)» 

Кафедра           «Экономика и управление на автомобильном транспорте» (ЭУТ) 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
                 «Конкурентная разведка рынка»           »       
(тема) 
 
 
 

                                                Выполнила студентка группы: ЭУТ-41 (Д/о)
                                                                                                Малова Н.А. (                         ) 

                                                Руководитель проекта: доц. Сычева Е.А. (                  ) 
 
 
 
 
 
 

Допущена  к защите 
 
 

Защищена  с оценкой 
 
 
 

Саратов 2011
Содержание 

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Конкурентная разведка как основной инструмент повышения конкурентоспособности  продукта. 6
1.1 Понятие «конкурентной  разведки» 6
1.2 Взаимодействие конкурентной  разведки и службы PR 9
Глава 2. Организация конкурентной разведки и её роль в стратегии предприятия. 12
2.1 Финансовое обеспечение  конкурентной разведки 12
2.2 Сбор значимой  информации без  финансовых затрат 15
2.3 Конкурентная разведка  и её роль в  современном менеджменте 18
Глава 3. Принципы конкурентной разведки. 27
Глава 4. Промышленный шпионаж. 34
Глава 5. Деятельность конкурентной разведки в условиях Российской Федерации 39
Заключение 55
Список  использованных источников: 56 

 


Введение

       В условиях рыночной экономики руководителю предприятия для эффективно управления необходима объективная и всесторонняя информация в занимаемом им сегменте рынка об изменениях в планах, стратегии и поведении конкурентов, и другими данными, в том числе о макроэкономических процессах, колебаниях спроса и предложений на рынке, о внедрении новых технологий и достижений науки в промышленное производство.
       Развитие  информационной среды в Российской Федерации, правовые аспекты доступности  информации и использование ее в  интересах предпринимательства  предопределили актуальность выбранной  темы: «Конкурентная разведка особенность  ее проведения современными Российскими  предприятиями».
       Роль  информации, ее своевременность и  достоверность имеет важное значение для успешного ведения бизнеса. С развитием структуры предпринимательской  среды появляются новые отделы и  направления оказания преимущественно  информационных услуг, которые обеспечивают успешную деятельность предприятия  в целом.
       Одним из направлений получения информации в интересах предприятия является деятельность конкурентной разведки. На мой взгляд, основные направления  деятельности или задачи конкурентной разведки сводятся к следующему:
       1.  обеспечить руководителя, определяющего политику компании, объективной, своевременной и полной информацией о положении предприятия в конкурентной среде;
       2.  своевременное предупреждение руководителя о всех неблагоприятных возможных изменениях в предпринимательской среде с тем, чтобы на основании заслуживающей внимание любой информации руководитель мог принять единственно правильное управленческое решение;
       3.  поиск новых ниш, возможностей.
       В своей деятельности сотрудники конкурентной разведки, сталкиваются с необходимостью обработки большого количества информации самого разнообразного характера. Умение ориентироваться в потоке новых  сведений и данных с тем, чтобы  правильно организовать свою деятельность, является чрезвычайно важным элементом  в работе каждого структурного подразделения.
       Профессионализм руководителя и его персональная ответственность за управленческие решения во многом зависит от осознания  им внутренних сильных и слабых сторон компании и его готовности и умения оптимально использовать данные конкурентной разведки в контексте общей обстановки.
       Одной из особенности деятельности конкурентной разведки является фидуциарный (лично-доверительный), индивидуальный характер между руководителем  предприятия и исполнителем. Эти  правоотношения могут быть основаны на трудовых обязательствах, если отдел  конкурентной разведки находится в  структуре предприятия, либо на ином договоре (обычно на договоре возмездного  оказания услуг), если исполнителем является самостоятельное юридическое лицо (либо частное охранное предприятие).
       Для обоюдного уяснения задачи необходимо представлять, какие именно факторы  могут оказать наиболее существенное влияние на предмет, который изучается  в настоящее время. Цикл сбора  разведданных состоит из четырех  базовых элементов:
       1.  выбрать (определить), что именно требуется знать;
       2.  собрать информацию и убедиться в ее достоверности;
       3.  преобразовать собранную информацию в конечный продукт (данные);
       4.  обеспечить своевременную доставку этого конечного продукта к тем, кто определяет политику предприятия.
       Информация, предоставляемая подразделением конкурентной разведки, должна позволить прогнозировать действия предприятий конкурентов. Следует учитывать, что данная информация подлежит непрерывной перепроверке в динамике ее развития с учетом изменений конкурентной среды.
       Конкурентная  разведка является важной частью стратегического  планирования. Деятельность подразделения  конкурентной разведки можно отнести  к механизму позволяющей компании составить хороший стратегический план и выполнить его, с учетом постоянных изменений в предпринимательской  среде.
       Ключевая  роль аналитической составляющей менеджмента  на основе предварительной и объективной  информации явилось предпосылками  для деятельности, связанной с  получением, сбором и обработкой данной информации.
       Цель  исследования состоит в анализе  определения места и роль конкурентной разведки в обеспечении интересов  бизнеса в Российской Федерации. Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
       – изучить принципы конкурентной разведки;
       – определить способы сбора, анализа и обработки информации:
       – отобразить легитимные, этические возможности сбора информации в современной России.
       При написании настоящей работы автором  предпринята попытка показать и  раскрыть понятие конкурентной разведки.
       Практическая  значимость работы состоит в исследовании вопросов о деятельности конкурентной разведки: раскрытие принципов деятельности конкурентной разведки, процессе деятельности конкурентной разведки (от постановки задачи до доведения информации руководителю предприятия), особенности получения информации в условиях Российской Федерации. 

Глава 1. Конкурентная разведка как основной инструмент повышения конкурентоспособности  продукта.

               1.1 Понятие «конкурентной разведки»

       Начало XXI века ознаменовалось приходом новой - "интеллектуальной экономики", где  главным источником роста благосостояния становятся не природные ресурсы, а  результаты созидания человеческого  ума - идеи и основанные на них нововведения. На первых ролях сегодня страны и  сообщества, экономики которых основаны на знаниях.
       Новая эпоха предъявляет и новые  требования к руководству предпринимательством, главной чертой которого является гибкость и быстрота реакции на внешние  условия. Однако при резком росте  объемов циркулирующей в мире информации ни один руководитель не в  состоянии охватить её без предварительного анализа и оценки профессионалами.
       И, как следствие, ключевая роль теперь отводится функции обеспечения  руководителей актуальными, специально ориентированными на принятие стратегических решений сведениями (разведывательными  сведениями) о деловом окружении  и конкурентной среде вокруг своей  организации (фирмы, компании).
       По  мере утверждения и в России рыночных отношений, становится все более  очевидной ориентация информационной потребности нового поколения руководителей  компаний на конечный результат - производство и прибыльный сбыт конкурентоспособной  продукции, основанный на последних  научно-технических достижениях. Изменение  характера инновационных процессов, более тесная увязка создания новых  технологий с их правовой охраной, необходимость  обеспечения конкурентных позиций  самой России на мировом рынке - требуют  радикальной перестройки обеспечения  принятия стратегических решений и  в российской предпринимательской  среде.
       Для обеспечения конкурентных преимуществ  и как следствие - успешного развития бизнеса, - в компаниях промышленно  развитых стран на исходе ХХ века стали  создавать специальные службы "конкурентной разведки". Основными функциями  данных служб являются сбор разведывательных сведений о намерениях конкурентов, основных тенденциях развития бизнеса, возможных рисках для бизнеса, новых возможностях бизнеса и т.д., их анализ, подготовка выводов и прогнозов, и, как следствие, их учет при принятии стратегических управленческих решений. Конкурентная разведка - это не просто информация, а, прежде всего, постоянный анализ и прогноз изменений на рынке.
Конкурентная  разведка - это проводимые на постоянной основе сбор информации и исследования, как рынка, так и всей деловой  среды, с целью выявления реальных и потенциальных факторов, которые  влияют или могут повлиять на способность  фирмы успешно конкурировать  на данном рынке.
       Результаты  исследований конкурентной разведки обрабатываются таким образом, что они непосредственно  служат основой для принимаемых  стратегических решений или являются вводными для процесса стратегического  планирования. Конкурентная разведка основана на факторе времени и  привязана к нему.
       Указанные обстоятельства, а также все возрастающая потребность бизнеса России в  практическом использовании конкурентной разведки, подвигли группу российских специалистов в области конкурентной разведки на создание и регистрацию  в г. Москве 29 августа 2002 года юридического лица в виде некоммерческой организации  в организационно-правовой форме.
       Конкурентная  разведка – урезанная в своих  возможностях версия государственной  разведки. Почему приходится урезать  функционал при переносе методов  работы государственных спецслужб  в бизнес? Потому что государственная  разведка создана для прямого  нарушения законов иностранных  государств, в том числе уголовного законодательства.
       Конкурентная  разведка – это разновидность  бизнеса, а не военной или политической машины государства. Кроме того, как  правило, она имеет менее масштабные задачи, менее сильный качественно  и количественно кадровый состав и меньший бюджет, чем государственная  разведка. Поэтому конкурентная разведка вынуждена, в отличие от государственной  разведки работать в рамках закона. Более того, она вынуждена придерживаться определенных правил, даже если нарушение таких правил не является противозаконным.
       Эти неписаные правила, нарушение которых  де-факто не приветствуется, называются этикой конкурентной разведки. Важно  понимать, что работа в рамках закона и этики – не признак особого  душевного благородства специалистов конкурентной разведки, а единственная возможность работать много лет  и оставаться на свободе и при  деньгах.
       Конкурентная  разведка возникла несколько столетий назад, но в ее современном виде появилась  в середине 1980-х в США. Появление  конкурентной разведки тогда было инициировано компанией Motorola, которая решила перенести, насколько возможно, опыт государственных  разведок в бизнес.
       Создали конкурентную разведку в ее современной  версии выходцы из американских государственных  спецслужб. Они, как справедливо  заметил известный специалист конкурентной разведки профессор Джонатан Кэйлофф (Jonathan Calof), изменили обывательское представление  о разведке. В результате сплава подходов государственных разведок к работе с информацией и опыта  представителей бизнеса коммерческая разновидность разведки превратилась эффективный инструмент достижения конкурентного превосходства. Выходцы  из спецслужб принесли в бизнес главное: понимание, что разведка – это  не сбор информации, а цикл работы с  информацией, в котором процесс  сбора находится в середине и  не является самой сложной задачей. Инструменты работы выходцы из спецслужб  тоже, конечно, привнесли в конкурентную разведку, но основным их вкладом являются не инструменты, а именно профессиональное мышление и алгоритмы работы с  информацией.
       Однако  даже те специалисты в бизнесе, которым  известно все вышеизложенное, часто  упускают из виду один очень серьезный  момент, важное направление, на котором  конкурентная разведка может работать очень эффективно.
       Дело  в том, что разведка (в том числе  конкурентная) не просто фиксирует  окружающую действительность, изучает  ее и таким образом прогнозирует будущее. И она не только профессионально  устанавливает контакты с людьми, чтобы иметь возможность с нужной регулярностью получать информацию. Словом, разведка не просто "вытягивает информацию на себя" и помогает государству или бизнесу приспособиться к внешней среде.

      1.2 Взаимодействие конкурентной разведки и службы PR

       Разведка  способна еще и активно формировать  окружающую действительность. Для этого  в ход идут механизмы влияния  на массовое сознание или механизмы  влияния на сознание отдельного человека. И вот тут-то начинается непосредственное пересечение конкурентной разведки с функциями службы PR. Ведь PR как  функция предприятия – это  тоже способ изменения окружающей действительности и воздействия на людей в интересах  бизнеса. Казалось бы, конкурентная разведка и служба PR топчутся на одной площадке и дублируют друг друга? Оказывается, нет.
       Служба PR и конкурентная разведка предприятия  не конкурируют, а дополняют друг друга. Примерно так же, как дополняют  друг друга надводные и подводные  корабли в составе флота. Служба PR публична, она на виду, сотрудничать с ней можно гласно. Служба PR может  общаться с журналистами и с представителями  властей напрямую. В этой публичности  ее сила, но в ней же и ее слабость.
       Конкурентная  разведка действует преимущественно  скрытно, ее общение с журналистами, представителями власти, клиентами  предприятия, его контрагентами  или его конкурентами происходит, как правило, через других людей, либо под прикрытием (в дозволенных  законом и этикой конкретного  общества пределах).
       Таким образом, конкурентная разведка ближе  всех прочих структур предприятия стоит  к проведению так называемых "активных мероприятий" - действий, основанных на стратегической и тактической  дезинформации, блефе, манипулировании  общественным мнением, задача которых  – в управляемом изменении  отношения целевой группы к предприятию.  

       Конкурентная  разведка за счет своих навыков, личных контактов и методов работы способна значительно усилить "надводную  часть" работы предприятия по изменению  информационного пространства, проводимую PR-службой.
       Есть  еще одна проблема, на которой я  хотел бы заострить внимание. Это  кадры. Надо ли привлекать к выполнению функций конкурентной разведки сотрудников PR-службы предприятия или их надо нанимать на стороне?
       Обучение  действующего специалиста службы PR методам работы конкурентной разведки занимает от двух до пяти дней, после  чего он вполне способен решать многие типичные проблемы, стоящие перед  предприятием в контексте PR. Однако за два-пять дней невозможно подготовить  универсального специалиста. Поэтому  в сложных случаях все равно  требуется привлечение специалистов на аутсорсинге. Правда сотрудник PR-службы, прошедший подготовку по конкурентной разведке, не тратит время на бесполезные  попытки решить самостоятельно проблемы, которые ему "не по зубам". Он обычно умеет быстро понимать, что вопрос лежит за пределами его возможностей. Что не менее важно, он знает, какого рода специалист нужен для решения  его проблемы.
       Как правило, привлекать сторонних специалистов приходится, когда требуются специальные  знания, относительно редко встречающиеся  у людей в бизнесе: например, опыт оперативной или аналитической  работы, опыт работы в условиях конкуренции  неэкономическими методами или опыт работы против криминальных групп. Иногда, учитывая, что среди специалистов PR много людей с гуманитарным образованием, может потребоваться  консультация или непосредственное привлечение технических специалистов.
       Поскольку в подобных деликатных вопросах важны  не только квалификация привлекаемого  на аутсорсинге человека, но и его  личные качества – такие как порядочность, умение хранить секреты, неподкупность, основным "кадровым центром" для  подбора таких людей становятся профессиональные объединения специалистов конкурентной разведки.
       Служба PR и конкурентная разведка предприятия  не конкурируют, а дополняют друг друга. Примерно так же, как дополняют  друг друга надводные и подводные корабли в составе флота. Служба PR публична, она на виду, сотрудничать с ней можно гласно. Служба PR может общаться с журналистами и с представителями властей напрямую. В этой публичности ее сила, но в ней же и ее слабость.
       Как показала практика, PR-службы предприятий  очень быстро воспринимают теорию и  практику конкурентной разведки и начинают самостоятельно пользоваться техниками, отточенными конкурентной разведкой. А поскольку PR-службы во многих структурах входят в состав подразделений, отвечающих также за маркетинг, инструменты  конкурентной разведки по неформальному  вмешательству в информационное пространство и его преобразованию в интересах бизнеса применяются  и в маркетинге – классическом и партизанском. 

 


Глава 2. Организация конкурентной разведки и её роль в стратегии предприятия.

2.1 Финансовое обеспечение  конкурентной разведки

            Почему у конкурентной разведки может быть маленький бюджет.
            Есть несколько причин, когда бюджет конкурентной разведки может оказаться небольшим:
            1) Компания сама по себе маленькая. В этом случае бюджет всех работ в компании, в том числе и работы с информацией, в принципе невелик.
            2) Недостаточная загруженность службы конкурентной разведки работой. Такая ситуация может сложиться, например, потому, что служба только что начала работать или, наоборот, уже проработала некоторое время, но так и не смогла доказать свою полезность.
            3) Когда конкурентная разведка воспринимается как модная игрушка и не принимает участия в обеспечении основной деятельности предприятия. В этом случае, как только на предприятии по каким-либо причинам начнут урезать бюджет, это в первую очередь касается всех вспомогательных подразделений - в том числе, конкурентной разведки.
            4) Когда руководители предприятия ошибочно считают, что знают всю важную информацию, благодаря своим деловым контактам и неформальным связям. При таком варианте конкурентной разведке отводится роль службы, собирающей газетные вырезки, с соответствующим этой функции незначительным финансированием.
             Все причины, описанные выше, за исключением первой, связаны с тем, что специалисты службы конкурентной разведки должны сначала доказать свою полезность, и только после этого претендовать на значимое финансирование.
             Если функции конкурентной разведки только-только появились на предприятии, то специалистам конкурентной разведки лучше сразу сосредоточиться на информационно-аналитическом обеспечении процесса принятия решений топ-менеджментом компании. При эффективной работе это обязательно приведет к росту финансирования.
            Удастся ли избежать двух последних причин, больше всего зависят от того, как служба конкурентной разведки работает или позиционирует себя в компании. Неудачное для конкурентной разведки развитие событий происходит в одном из двух случаев, в частности, если:
            Руководитель затребовал у специалиста конкурентной разведки необходимую информацию, но эта информация не была ему предоставлена, или же была предоставлена в непригодном для использования виде.
       Предоставленная информация не привела к появлению  у руководителя дополнительных возможностей для принятия решения, по сравнению  с теми, какими он располагал и без  конкурентной разведки.
       Тщательный  поиск слабых мест по всей цепочке  в работе конкурентной разведки - от сбора информации до ее доставки руководителю, - может помочь понять причины проблем  и дать возможность их исправить.
       Ограничения в работе конкурентной разведки, связанные  с недостаточным финансированием.
       Малый бюджет конкурентной разведки объективно приводит к целому ряду ограничений  ее возможностей. Это утверждение  справедливо по отношению к любому бизнесу, но именно в малом бизнесе  встречается особенно часто.
       Вот эти ограничения:
       1) Аналитики конкурентной разведки в организации, которая экономит на конкурентной разведке, но не отказывается от ее проведения, могут быть совместителями, работающими неполный день;
       2) Квалификация специалистов конкурентной разведки в небольшом бизнесе может быть недостаточно высока, а привлечь сторонних консультантов, которые могли бы исправить ситуацию, компания не может;
       3) Многие онлайновые базы данных и печатные источники могут быть не по карману компании. Также по причине высокой цены, могут быть ограниченны возможности участия специалистов компании в профессиональных конференциях и в неформальных контактах с коллегами.
       Важно понимать, что есть различия между  большим и малым бизнесом, а  также динамично развивающимся  бизнесом и тем, который работает в стабильной и относительно статической  отрасли.
       Так, в небольшом бизнесе руководящие  сотрудники:
       1) Контактируют с покупателями напрямую;
       2) Быстро узнают об угрозах, исходящих от конкурентов;
       3) Важным вопросом для небольшого бизнеса является грамотное сочетание личного мастерства специалистов и материальных ресурсов, необходимых для развития эффективной стратегии развития конкурентной разведки - особенно если конкуренты значительно больше по размерам, и в силу этого превосходят компанию по своим возможностям.
       В таком случае причинны, по которым  конкурентную разведку финансируют  недостаточно хорошо, связаны не с  недостатками конкурентной разведки, как таковой, а с ограниченными  финансовыми возможностями предприятия.
       В большой компании многое обстоит  с точностью до наоборот.
       Топ-менеджеры  и даже руководители отдела маркетинга, почти (а порой и совсем) не имеют  прямых контактов с клиентами. В  результате, важность информационного  обеспечения топ-менеджеров значительно  возрастает. На организацию такой  работы требуется время, поэтому  в условиях низкого финансирования повышается нагрузка на сотрудников  конкурентной разведки, а именно, им начинает не хватать времени.
       Из-за того, что организационный период затягивается, в этой ситуации специалистам приходится уменьшить резерв времени, нужный для планирования конкретной операции конкурентной разведки и непосредственного  сбора информации. Тем самым, понижается эффективность первого шага в  разведывательном цикле работы с  информацией.
       Если  такая ситуация затягивается, то в  результате формируется неправильный цикл, неизбежным результатом которого оказывается сокращение числа источников информации, так как информация, в целях экономии времени, начинает добываться из наиболее очевидных и  легкодоступных источников. Это, в свою очередь, приводит к тому, что качество конечного продукта конкурентной разведки падает (либо получаются неполные или недостоверные данные, либо данные сами по себе приемлемы, но форма их доведения до сведения руководства никуда не годится).
       Руководство, неудовлетворенное такими результатами, делает неправильный, но логичный вывод  о том, что конкурентная разведка неэффективна в принципе, и таким  образом порочный круг замыкается.
       Разорвать этот круг может либо показательная  операция с хорошим результатом, проведенная по инициативе самих  специалистов конкурентной разведки, либо какое-то внешнее событие, которое  напугает руководство компании и  заставит их уделить повышенное внимание службе, которая должна заранее предупреждать  компанию о возможных проблемах. Появление таких событий, которые  могут заставить руководство  задуматься о необходимости конкурентной разведки, наиболее вероятно в динамичных, быстро растущих отраслях, где серьезные  изменения происходят часто и  быстро.

               2.2 Сбор значимой информации без финансовых затрат

       Способность мыслить нестандартно, избегать «зашоренности» мышления - это ценное качество, которое  должны развивать в себе все специалисты  конкурентной разведки. Это качество становится жизненно необходимым в  условиях, когда денег попросту нет.
       Подобное  нестандартное мышление означает способность  находить необычные и альтернативные источники информации, которые не лежат на поверхности. Так, например, один из лучших бесплатных источников новостей о событиях в США - не какой-либо сайт, расположенный в Америке, а  сайт британского издания «UK Financial Times».
       Службы  конкурентной разведки, которые не испытывают недостатка в финансировании, могут получить доступ к самым  разным инструментам и источникам. Но вот для малобюджетных служб  большинство этих ресурсов недоступны, да и никто не гарантирует, что  даже в благополучной компании финансирование завтра не сократят, поэтому специалисты  конкурентной разведки должны постоянно искать недорогие, либо совсем бесплатные источники. Так, например, членство в профессиональных или торговых ассоциациях может давать доступ в библиотеки этих ассоциаций, в том числе - к отчетам и аналитическим статьям.
       Кроме того, специалистам конкурентной разведки придется научиться профессионально  пользоваться Интернетом. Когда денег  не хватает, приходится многое искать самостоятельно. Это действительно  позволяет уложиться в ограниченный бюджет, но вместе с тем потребляет много времени. Профессионалы конкурентной разведки, которые стеснены в финансовых средствах, должны знать об Интернете  следующее:
       1) Различные средства поиска в Интернете, их сильные и слабые стороны (Хороший англоязычный сайт по этой теме - SearchEngineWatch);
       2)Средства поиска в новостях (для Великобритании это NewsBot и Excite News);
       3) Отраслевые порталы (на них есть ссылки на ресурсы по конкретной отрасли). Так, в Великобритании принято искать отраслевые порталы с помощью поисковых инструментов LookSmart;
       4) Тематические группы новостей, дискуссионные группы (форумы), тематические рассылки. Их на Западе находят с помощью ресурсов DejaNews, ForumOne и Liszt. Кроме того, хороший источник - SCIP discussion forums.
       Западные  специалисты рекомендуют сделать  закладки на следующие сайты:
       1) FT.com Это сайт издания «The Financial Times». Он сегодня становится полноценным деловым порталом. Кроме того, представляет интерес для специалиста конкурентной разведки собственная информация этого издания, содержащая новости в различных отраслях экономики, биржевую информацию. Особо следует отметить базу данных «World Reporter», собирающую новости из 3000 печатных изданий по всему миру. Сервис на FT.com - бесплатный, включая числе и доступ к базе данных «World Reporter».
       2) Northern Light позиционирует себя как поисковая машина. Однако, предоставляя качественный поисковый сервис, Northern Light «заточен» под бизнес-пользователей, собирая новости и статьи из более, чем 6400 источников. В базе данных Northern Light есть и аналитика по рынкам акций, и маркетинговые исследования. Стоимость каждого такого источника невелика - всего несколько долларов, причем с гарантией возврата денег в случае, если в статье окажется не то, на что вы рассчитывали. Northern Light постоянно развивается и модернизирует свое программное обеспечение. Существует сервис, оповещающий подписчика о появлении новой информации по интересующей его теме.
       3) Powerize предлагает бесплатный доступ к 2400 источникам, охватывающим различные отрасли, а за дополнительную плату открывает доступ к еще нескольким тысячам ресурсов. Кроме того. Powerize самостоятельно делает выпуски новостей на экономические темы.
       4) Transium упорядочивает информацию по более, чем 300 000 компаний во всем мире, что позволяет быстро и легко найти информацию по каждой из них.
       5) Hoover's создает небольшое досье на компании, включая финансовые организации и крупные компании из других отраслей. Информация предоставляется в удобном формате.
       6) Company Sleuth отслеживает размещенную в Интернете информацию об американских компаниях, акции которых свободно продаются.
       Все компетентные специалисты конкурентной разведки должны не только разбираться  в вопросах Интернета, но и владеть  приемами работы с первичными источниками. Хотя основные принципы работы одинаковы  и для крупных, и для небольших  компаний, тем не менее, специалисты  конкурентной разведки в небольших  компаниях вынуждены уметь всё  делать самостоятельно. Ведь даже внешние  консультанты или фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, не придут к ним на помощь.
       Требуется быть внимательным, чтобы не перейти  грань законности и этичности.
       Перед контактом с источником информации требуется спланировать и подготовить  встречу.
       Спланировать  время, необходимое для выполнения работы. Поскольку специалист работает самостоятельно, он должен тщательно  планировать свое время, т.к. у него нет возможности обратиться за помощью  к коллеге.
       Постоянно расширять деловые контакты. Идеально, если специалист лично знаком с сотрудниками внутри своей компании, но этого  недостаточно. Следует расширять  базу данных по внешним контактам - людям, которые хорошо ориентируются  в бизнесе, в котором компания работает. Эти контакты должны включать в себя покупателей, поставщиков, членов профессиональных ассоциаций, журналистов, которые пишут статьи для экономических  журналов, экспертов в отрасли  и пр.
       Необходимы  неформальные связи в своем сегменте рынка. Следует посещать все выставки и ярмарки и заводить там знакомства. 

       Просьба познакомить с нужным человеком  вообще должна стать второй натурой  специалиста конкурентной разведки.
       Вступить  во все профессиональные ассоциации, в которых можно познакомиться  с нужными людьми, а также получать бесплатные журналы для членов ассоциации.
       В недостаточном финансировании в  принципе нет ничего ужасного. Пока специалист конкурентной разведки не снимет телефонную трубку, не отправит электронную почту или не договорится  о встрече с человеком, он не сможет найти источник, который способен привести его к нужной информации. Именно от позиции специалиста, а  не от денег в большей степени  зависит результат. Да, без денег  вы не сможете нанять кого-нибудь, кто  вам поможет работать. Но это означает лишь то, что сотрудник конкурентной разведки, которого недостаточно профинансировали, просто должен многое сделать сам. Только так специалист сможет выполнить  работу, которая на него возложена.

               2.3 Конкурентная разведка и её роль в современном менеджменте

       Конкурентная  разведка (competitive intelligence, business intelligence) –  постоянный процесс сбора, накопления, структурирования, анализа данных о  внутренней и внешней среде компании и выдачи высшему менеджменту компании информации, позволяющей ему предвидеть изменения в этой среде и принимать своевременные оптимальные решения по управлению рисками, внедрению изменений в компании и соответствующие меры, направленные на удовлетворение будущих запросов потребителей и поддержание прибыльности.
       Как отмечают исследователи, возникла и  бурно развивается новая парадигма  управления – менеджмент, основанный на знаниях. Современная обстановка на рынках характеризуется усложнением  коммерческих схем и условий сделок, использованием сложных комплексных  продуктов, усилением конкуренции  между компаниями. Сами российские компании из небольших бутиковых  предприятий становятся акционерными структурами, со сложной хозяйственной  инфраструктурой и управленческими  связями. Финансовые потоки, движение капитала, управление ресурсами и  персоналом становятся все более  сложной задачей, связанной с  ростом объемов отчетности и документооборота, увеличением сечения и скорости информационных потоков, которые с  использованием современных корпоративных  информационных систем достигают высшего  уровня управления компания. Однако здесь  и кроется основная проблема современного управления. Если раньше основной задачей  информационной подсистемы управления компанией была задача донесения  максимально возможно без искажений  и изменений практически любых  входящих данных, связанных с компанией  и рынком, до руководителя, который  и производил фильтрацию и обработку  данных, выделял из них необходимые  знания, то теперь все изменилось. Руководителю просто не хватит времени не только на фильтрацию данных и обработку  информации, но и просто на то, чтобы  ознакомиться с этим потоком информации. Тем более что, являясь специалистами  по управлению производством, руководители, зачастую, не обладают умениями, связанными с технологией обработки информации и превращения ее в знания. И  это только с той информацией, которая поступает как стандартная  текущая отчетность, не говоря об информации, которая может поступить от специально организованной системы сбора данных об обстановке. В связи с этим, потоки информации, идущие в высший эшелон управления стали сокращать и делить, увеличивая количество промежуточных звеньев, маршрутизируя потоки с помощью референтов-секретарей и помощников, делегируя принятие решения на низовые звенья управления. Руководители оставляют себе задачу стратегического планирования и управления, что, в свою очередь, требует не только и не столько отчетной информации, которая формирует знания о настоящей ситуации в обстановке или даже о ситуации, которая была на момент сбора исходных данных, а, так называемая, прогностическая информация, которая позволяет оценить с точки зрения вероятности реализации и успеха предлагаемые планы и сценарии, а также оценить тенденции изменений обстановки. Подготовка стратегических решений с учетом таких знаний позволяет резко увеличить эффективность принимаемых решений. С другой стороны, использование технологий разведки позволяет успешно осуществлять прогноз кризисных явлений в бизнесе, то есть, реализовать функцию раннего предупреждения о кризисах. А это, в свою очередь, делает возможным предпринять предупредительные меры и снизить напряженность вероятного кризиса, произвести его локализацию, или снижение возможного ущерба. Еще одной опцией является возможность использования этого знания о кризисе в своих интересах, повернув его для упрочения своего положения или ослабления конкурента.
       Сегодняшняя тенденция такова, что роль эффективно организованной конкурентной разведки только усиливается. Кроме того, приходится не только собирать отрывочные и важные данные, но и, что самое трудное, лопатить огромные потоки разнородных и противоречивых данных, чтобы получить правильное осознание обстановки не только снаружи, но и внутри компании. Не секрет, что  достаточно часто, а особенно это  проявляется в российских условиях, менеджеры среднего звена сознательно  или не сознательно, желая показать свою деятельность в лучшем свете  перед высшим руководством или владельцами  предприятия или прикрывая свои неблаговидные поступки и промахи, приукрашивают или даже фальсифицируют данные, поступающие в высший эшелон управления. Это приводит к принятию таких решений, которые не являются оптимальными или даже наносят ущерб бизнесу. Задачей деловой разведки является проверка такой информации и исключение ситуаций с дезинформацией высшего руководства.
       Специалисты, работающие в области безопасности, могут сказать, что задачи, приписываемые  конкурентной разведке частично и раньше решались информационно-аналитическими службами структур экономической безопасности предприятий. Это так, и службы конкурентной разведки чаще всего организуются на основе таких структур.
       Отличие информационно-аналитической работы служб безопасности от работы подразделений  конкурентной разведки можно сравнить с отличием информации и коммуникации. Т.е. информация, чаще всего разовая  и однонаправленная, а коммуникация постоянна (регулярна) и взаимонаправленная. При коммуникации источник и корреспондент  постоянно меняются местами, информационные потоки регулируются с помощью обратной связи. Информационно-аналитическая  деятельность чаще всего заканчиваться  передачей информации конечному  пользователю. Поэтому эффективность  коммуникации гораздо выше.
       Обеспечение экономической безопасности есть деятельность по овладению важнейшими условиями  самореализации экономического субъекта, то идентификация этих условий, отслеживание изменений в обстановке, изучение и прогнозирование активности других субъектов, стремящихся овладеть этими  условиями, как раз то, что является сущностью конкурентной разведки, помогает эффективно управлять такой деятельностью  и повышает уровень безопасности.
       Рассмотрим  задачи службы конкурентной разведки, связанные с задачами службы экономической  безопасности более подробно. Но сначала  сделаем отступление и рассмотрим современные требования к организации  и оснащению таких служб.
       Задача  сбора и обработки информации на регулярной основе требует наличия  регулярно обновляемых информационных ресурсов. При этом это современные  аналитические технологии, так называемые Deep mining и Business Intelligence, требуют хранения данных в электронной форме. Отсюда необходимость в современной технической базе и наличии программного обеспечения, которое не только позволит собирать данные из разных источников, хранить их в структурированных и неструктурированных базах данных, но и вести поиск по информационному полю, используя те или иные критерии, обрабатывать эти данные с использованием различных алгоритмов, а также автоматизировано формировать отчеты и визуализировать аналитические результаты. Кроме инструментария задача требует наличия источников данных это и Интернет, это и онлайновые ресурсы, это средства массовой информации в электронной форме, обновляемые базы данных и электронные архивы, корпоративные информационные массивы и архивы электронной почты. Кроме этого необходимы люди – источники информации, как вне компании, так и внутри ее, а самое главное, как показывает практика, остро необходимы люди, которые могут коммуницировать с сотрудниками компании на любом уровне, умеют осуществлять целеполагание для добывающего данные коллектива и сотрудников, занимающихся их обработкой. Необходимы аналитики и поисковики, знающие правила работы с информацией и умеющие их применять на практике. Это тем более важно сейчас, когда мы говорим уже не о массивах информации, а о захлестывающих менеджмент компании потоках информации, работа с которыми все больше и больше требует внимания к фактору времени. Сокращение расстояний за счет современных средств транспорта и передачи информации привело к тому, что изменения в бизнесе и на рынке происходят очень быстро в некоторых отраслях (например, связанных с биржевыми продуктами), поэтому своевременность в выдаче информации, требующейся менеджменту для принятия решения, значительно сократилась. Если раньше сроки подготовки информации службами экономической безопасности составляли недели, то сейчас они сократились до суток и часов, а в некоторых случаях, например при выдаче потребительского кредита, срок решения составляет десятки минут или минуты. Как говорит вице-президент одного из банков, занимающихся потребительским кредитованием клиентов в торговле ТНП, срок автоматической проверки заемщика - физического лица для того, чтобы занять преимущественное конкурентное положение на этом рынке, должен быть около 30 секунд. Без современных технологий обработки информации и разведки такое не возможно.
       Важнейшим моментом в деятельности служб экономической  безопасности становится прогнозирование. Объективная ограниченность сил  и средств, выделяемых владельцами  и менеджментом из бюджета предприятия  на решение задач экономической  безопасности, вынуждает перевести  основное внимание служб безопасности с поиска сбежавших задолжников и недобросовестных контрагентов, возврата уже похищенных средств и ценностей предприятия, что становится сегодня все менее и менее эффективным, в плоскость профилактики, предотвращения таких случаев. И основную роль в этом начинает играть аналитическая работа и разведка – мониторинг обстановки. Службами экономической безопасности и деловой разведки идентифицируются риски, разрабатываются модели угроз и сценарии кризисов, определяются факторы, действующие на их развитие и признаки их приближения. Эти признаки выявляются в окружающей обстановке с целью предугадать момент и место наступления кризиса и оценить вероятность его наступления, чтобы вовремя сконцентрировать в нужном месте необходимые силы и средства, провести необходимые организационные изменения и принять превентивные меры, чтобы не допустить негативного развития кризиса. Так действуют сейчас службы экономической безопасности крупнейших российских и зарубежных компаний и холдингов.
       Аналогично  решается задача противодействия недобросовестной конкуренции. Изучение конкурентов  – часть деятельности деловой  разведки (так называемая конкурентная разведка) помогает оценивать и прогнозировать действия конкурентов, направленные на дестабилизацию деятельности защищаемой компании и самого ее центра – управляющей  подсистемы, нарушение информационных связей внутри компании. Результатом  такого прогноза и исследования являются действия по принятию превентивных мер, защите центра управления компании, ее целостности, связей, репутации на рынке.
       Отдельным случаем этой задачи является противодействие  недружественным слияниям и поглощениям. То, как происходит это сегодня, показывает, что менеджмент предприятий и службы экономической безопасности, захватываемых предприятий спохватываются только тогда, когда блокирующий пакет акций предприятия уже оказывается в руках конкурента, и он начинает активные действия по вытеснению действующего менеджмента, приступает к инициированию банкротства предприятия. А ведь вполне в силах службе, вооруженной методами бизнес разведки и отслеживающей информацию, по крайне мере, связанную с движением акционерного капитала компании, заранее увидеть и предугадать первые шаги, признаки начала такого недружественного поглощения, принять необходимые меры, которые могут оказаться гораздо менее дорогостоящими, чем применяемые тогда, когда этот процесс уже запущен и пошел в полную силу.
       Современные средства и технологии обработки  разведывательной информации позволяют  также решать задачи внутренней безопасности корпорации. Оценивать динамику лояльности персонала, выявлять центры напряженности. Анализ информации от внутренних источников и клиентов помогает службам безопасности выявлять факты утечки конфиденциальной информации, инсайд-трейдинга, иной деятельности персонала против компании.
       Учитывая  то, что деятельность по управлению экономической безопасностью входит неотъемлемой частью в систему управления общими рисками бизнес-деятельности, все подходы базовой процедуры  управления рисками справедливы  и необходимо применяются и здесь. При этом подходы конкурентной разведки применяются на всех стадиях Базовой  процедуры.
       Определение организационного контекста:
      цели, стратегии и задачи организации;
      основные заинтересованные стороны;
      взаимосвязи с окружением;
      определение критериев оценки рисков.
       Задачи  конкурентной разведки – изучение обстановки и бизнес-процессов, выявление  ключевых тематик и взаимосвязей. Взаимодействие с топ-менеджментом компании, получение от него однозначного понимания об имеющемся «вкусе к  риску» - граничных условий для последующей оценки. Мониторинг изменений в бизнес процессах и «вкусе к риску».
       Идентификация рисков:
      составление перечня факторов, которые могут повлиять на деятельность организации.
      задачи деловой разведки – выделение из исторического контекста и результатов коммуникации с топ-менеджментом компании влияющих факторов. Мониторинг появления новых факторов и исчезновения старых.
       Оценка  рисков:
      определение величины возможных результатов (позитивных или негативных) воздействия неопределенных факторов и вероятность (правдоподобность) их наступления.
       Задачи  конкурентной разведки – оценка вероятности  проявления тех или иных факторов риска и подверженность компании тому или иному риску. Мониторинг тенденций изменения вероятности  их проявления.
       Установление приоритетов рисков:
      упорядочивание факторов риска с целью отбора наиболее значимых с точки зрения влияния на деятельность организации.
       Задачи  деловой разведки – классификация  рисков с точки зрения их значимости, объединение рисков, имеющих сродство, в группы по видам. Мониторинг тенденций  изменения значимости групп рисков.
       Выбор способа обращения с рисками:
    выбирается способ обращения с выделенными видами рисков и разрабатываются сценарные планы, предписывающие действия в случае наступления неблагоприятных событий.
    производится интеграция частных методов управления отдельными рисками в целостный план, что позволяет скоординировать действия на уровне организации в целом.
       Задачи  деловой разведки – разработка совместно  с другими службами компании возможных  альтернативных сценариев управления отдельными группами рисков. Прогноз  их эффективности, представление менеджменту  рекомендаций для выбора наиболее эффективного плана управления рисками на уровне компании. Мониторинг и оценка отклонений реальных результатов от запланированных  и выработка предложений по их коррекции.
       Наблюдение  за факторами риска:
    отслеживаются факторы, входящие в модель деятельности, и в случае появления тенденции их выхода за определенные границы выполняется корректировка деятельности организации по сценарию, составленному на этапе планирования. В случае необходимости вносят изменения в содержание процедуры управления рисками, критериев и алгоритмов их оценки.
       Источники данных
       Группы  информационных источников:
       1. Опубликованные документы открытого  доступа (книги, журналы, газеты, фирменные и рекламные издания  и т.п.).
       2. Сведения, находящиеся в неопубликованных (конфиденциальных) документах, имеющихся  на фирме, а также данные, которыми  располагают ее сотрудники (например, результаты маркетинговых исследований, данные о планах, достижениях  или неудачах конкурентов, полученные  в ходе контактов на выставках  или конференциях, при общении  с реальными или потенциальными  клиентами, торговцами и т.д.).
       3. Сведения, поступающие от внешних  "агентов КР", например, работающих  в научных центрах, в других  фирмах, в органах управления  и т.д., а также сведения, полученные  с помощью специальных технических  средств и других действий, называемых  «промышленным шпионажем».
       4. Фирмы, оказывающие услуги в  сфере КР на коммерческой основе, консультанты. 

              Глава 3. Принципы конкурентной разведки.

       К принципам конкурентной разведки относится:  
        I.  Законность и этичность сбора информации об основных составляющих бизнеса.
       По  мере возрастания потребностей в  получении ценной деловой информации возрастает роль этических норм.
       Соблюдение  норм морали присущих данному обществу при сборе деловой информации. Однако люди, работающие в разведке, воспитанные в академической  корпоративной среде, оценивают  свои поступки исходя из других принципов, например, стремясь не попасть на страницы скандальной хроники.
       Этические соображения становятся также чрезвычайно  важными по мере того, как компания расширяет свой бизнес и начинает деловые контакты с представителями  зарубежных стран. Общепринятые стандарты  делового поведения в разных странах  различные.
       Общество  регулируется традициями, моралью и  только в последнюю очередь (и  по наиболее значимым вопросам) – законом. Государство в лице уполномоченных органа вмешивается при нарушении  норм уголовного права. Этика очень  неоднозначна и серьезно зависит  от культурных ценностей и традиций, в отличие от законности не поддается  однозначной идентификации. В реальной жизни грань между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем  зависит от умения того, кто ее проводит, не вступать в противоречие с нормами  права.
       Важно знать, что хотя противозаконно пользоваться коммерческими тайнами чужих  компаний, во многих случаях эти  компании потеряли право называть что-то коммерческой тайной из-за своих собственных  необдуманных действий.
       Для правильной организации своей деятельности компании нуждаются в собственном  наборе этических правил – этическом  кодексе деловой разведки.
       Далее перечислим основные стандарты поведения, связанные со сбором информации. Большинство  из них ориентируется на следующие  минимальные требования, позволяющие  не нарушать законы различного уровня. К ним относятся следующие  нормы:
       Незаконно получение какой-либо информации (составляющая коммерческую тайну или нет) от конкурента силой или обманом.
       Отказ от противоправных действий (например, нарушение чужого права владения или перехват телефонных сообщений) при сборе информации.
       Возврат владельцу конфиденциальной и частной  информации, полученной случайно или  непреднамеренно. В случае получения  конфиденциальной правительственной  информации, государственные органы должны быть уведомлены о нарушении  государственной безопасности.
       Важно отметить, что приобретение информации, о которой вы не знаете, что она  «ворованная», или получение секретной  информации, о конфиденциальности которой  вы не знаете, не является нарушением закона, так как отсутствует признак  виновность в действиях лица, необходимая  для состава преступления или  правонарушения. Однако после того как вы узнали об ее противозаконном  приобретении, невозвращение владельцу  или использование ее в своих  целях уже может рассматриваться  как нарушение. В действительности, специфика кодекса конкурентной разведки должна заключаться в том, что в нем указываются виды информации, которые можно собирать и которые нельзя собирать, и приводятся дозволенные и недозволенные  методы сбора информации. Кодекс также  должен включать положения о поведении  сотрудников конкурентной разведки при случайном получении запрещенной  информации, например конфиденциальных заметок. В течение длительного  времени приверженцы этического поведения утверждают, что нарушение  норм морали и снижение этических  стандартов общества приведет к огромным затратам на обеспечение его безопасности. В качестве аргумента выдвигается  тезис, что если повсеместно этические  стандарты ухудшаются, бизнесменам  придется больше платить, чтобы защитить себя от агрессивной тактики поведения  конкурента, которая может стать  общепринятой нормой поведения в  деловом мире, и тогда превентивные меры могут оказаться очень дорогими. Можно сделать вывод, что если в деловом сообществе будет стремительно распространяться неэтичное поведение, то у высшего руководства не будет  иного выхода, как ограничить информацию для своих сотрудников.
       Я полагаю, что положение Этического Кодекса, составленного американским «Обществом профессионалов конкурентной разведки» (Society of Competitive Intelligence Professionals) для своих членов, может быть применено в российской практике:
    Постоянно стараться увеличить уважение и признание к профессии конкурентной разведки на всех государственных уровнях.
    Выполнять свои служебные обязанности с рвением и прилежанием, поддерживать самый высокий уровень профессионального мастерства и избегать всех неэтичных поступков.
    Оставаться верным политике компании, ее целям и общему курсу и выполнять обещания, данные своей компании.
    Выполнять все действующие законы
    Во время делового свидания предоставлять всю относящуюся к делу информацию, включая принадлежность к организации
    Соблюдать правила работы с конфиденциальной информацией
    Действовать в полном соответствии с этими этическими стандартами при работе внутри компании, при ведении переговоров и во всех ситуациях, когда приходится работать по специальности.
       Этические нормы ведения бизнеса широко используются и закрепляются различными крупными компаниями. Это показывает высокий уровень корпоративной  культуры для любых отраслей и  видов деятельности. Например, этические  правила поведения ведущей американской компании в области деловой разведки Fuld & Company закрепляют «десять заповедей легального сбора разведывательной информации»:
    Не лгать, когда представляетесь.
    Запрещается нарушать официальную генеральную линию вашей компании.
    Не записывать на диктофон разговор с собеседником без его разрешения.
    Не предлагать взятки.
    Не устанавливать подслушивающие устройства.
    Умышленно не вводить собеседника в заблуждение при переговорах.
    Не получать от конкурента и передавать ему ценную конфиденциальную информацию.
    Не распространять дезинформацию.
    Не воровать промышленные секреты.
    Осознанно не давить на собеседника с целью получения требуемой информации, если это может подвергнуть опасности его жизнь или репутацию.
       Высший  управленческий персонал должен следить  за тем, чтобы этические нормы  соблюдались не только в конкурентной разведке, но и в самой компании в целом.
       Этические нормы являются необходимыми предпосылками  для закрепления принципов. 
        II.  Непрерывность и комплексность проводимых мероприятий
       В связи с постоянным изменением предпринимательской  среды конкурентной разведке необходимо осуществлять непрерывный процесс. Такой процесс должен периодически повторяться по заданному алгоритму  для обновления информации, хотя конкретные действия могут быть уникальными  в каждом конкретном случае.
       Информация, предоставляемая подразделением конкурентной разведки, должна позволять прогнозировать действия конкурента. Но ее необходимо непрерывно перепроверять в динамике развития. При проверке одной и той же информации, поступающей, похоже, из разных источников, надо быть уверенным в том, что первоисточник у нее не один и тот же. 
        III.  Учет альтернативных источников влияния на бизнес
       Необходимо  учитывать тенденции, имеющиеся  в политике, экономике и промышленности; положение на рынке и соответствующие  аспекты мировой и региональной ситуации. 
        IV.  Легендирование подразделения КР
       Подразделение конкурентной разведки целесообразно  вписать в ведомость по зарплате и в штатном расписании в отделе стратегического планирования, либо в отделе маркетинга с целью повысить эффективность работы конкурентной разведки. В этом случае специалисты  конкурентной разведки смогут выполнять  свою работу, представляясь возможным  собеседникам специалистами соответствующего отдела, каковыми они формально являются, и в то же время передавать наиболее деликатные целевые данные непосредственно  руководству предприятия, сохраняя при этом необходимый уровень  конфиденциальности. 
        V.  Ограничение доступа к продукту КР
       В своей работе мы остановимся на трех видах ограничения доступа к  продукту конкурентной разведки по пользователям. Так пользователями могут выступать:
       1.  Только первое лицо или исполнительный директор. Конфиденциальность информации в интересах предприятия обеспечивается ограниченным кругом должностных лиц – сотрудников конкурентной разведки. Мне представляется целесообразным, чтобы информация, подготовленная по заданию руководителя предприятия, предоставлялась лично ему (либо заместителю). Это позволит не проходить информации через избыточные каналы, чтобы она не исказилась.
       2.  Предоставление продукта конкурентной разведки определенному кругу лиц. Так как большая часть продукта конкурентной разведки конфиденциальна доступ к системе можно получить, только если сотрудник обратится в группу конкурентной разведки и обоснует необходимость запроса. Таким образом, группа конкурентной разведки и директор организации решают, кто может получить доступ, а кто – нет.
       3.  Весь персонал организации. Для распространения на рынке продукта своей компании сотрудники вынуждены в рамках своих должностных обязанностей исследовать работу конкурентов для этого им. Информацию о конкурентах сотрудники могут получить как в средствах массовой информации, так и внутри своей компании из отдела конкурентной разведки, например, в виде обобщенной справки.
       Одна  из основных проблем конкурентной разведки – слишком широкий круг получателей. Для защиты своей информации внутри компании необходимо осуществить следующие  мероприятия:
       При оформлении в каждом документе, отмечать что информация, содержащаяся в нем, является конфиденциальной и предназначена  только для внутреннего пользования  и /или доступна в применении конкретным должностным лицом.
       В этом случае, при несанкционированном  распространении информации виновные лица могут понести ответственность.
       Обязательная  регистрация служебной информации, ее предоставления внутри компании. Ограниченный доступ к служебной информации и  ее циркуляция во внутренней компьютерной сети, классификация доступа для  персонала.
       Режим конфиденциальности устанавливает  уровень доступа к конфиденциальной информации должностных лиц предприятия, а также обеспечиваются условия, необходимые для защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Как  правило, особый режим конфиденциальности подразумевает:
    соблюдение необходимого порядка подбора, изучения и оформления лиц для работы на предприятии;
    ограничение круга лиц, допускаемых к секретным работам, документам; определение должностных лиц предприятия, имеющих право разрешать ознакомление с той или иной категорией документов и сведений;
    доведение до исполнителей только такого объема секретных сведений, который им необходим для выполнения служебных заданий;
    проведение работы среди исполнителей по разъяснению требований режима секретности, повышению их ответственности за сохранение доверенных секретов;
    организацию охраны помещений, в которых содержатся носители конфиденциальной информации, а также режима работы в них;
    закрепление технических средств обработки конфиденциальной информации за сотрудниками, определение персональной ответственности за их сохранность;
    установление порядка пользования носителями конфиденциальной информации (учет, хранение, передача другим должностным лицам, уничтожение, отчетность);
    проведение мероприятий по предотвращению утечки секретов в повседневной деятельности;
    организацию контроля за установленным порядком, предусматривающего проверку соответствия организации защиты информации установленным требованиям, а также оценку эффективности применяемых мер защиты информации.
       Как правило, контроль осуществляется в  виде плановых и внеплановых проверок силами своих сотрудников или  с привлечением других организаций, которые специализируются в этой области. По результатам проверок специалистами  по защите информации проводится необходимый  анализ с составлением отчета, который  включает: вывод о соответствии проводимых на предприятии мероприятий установленным  требованиям; оценку реальной эффективности  применяемых на предприятии мер  защиты информации и предложения  по их совершенствованию. 

 


              Глава 4. Промышленный шпионаж.

       Промышленный  шпионаж вначале был известен как коммерческий шпионаж, применявшийся  с целью получения сведений, недоступных  обычными легальными методами. Если говорить о частном секторе экономики, то многие компании, имеющие грамотный  менеджмент, давно шпионят за своими конкурентами, не жалея сил и средств. Но в 80-е годы прошлого столетия словосочетание «промышленный шпионаж» стали применять  также по отношению к шпионажу одного государства против другого. В отличие от экономической разведки, которая, главным образом, имеет  дело с открытыми источниками  информации, промышленный шпионаж предусматривает  ведение разведки специальными тайными  методами.
       Термин  промышленный, коммерческий, научно-технический  шпионаж означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц, ведущиеся негосударственными организациями  и частными лицами. Наиболее полное с юридической точки зрения определение  дает Интерпол: «Это приобретение любым  обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или  законно приобретена этим юридическим  лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь  промышленную ценность и, в более  широком плане, ценность для национальной экономики».
       Кто может стать жертвой промышленного  шпионажа? Ответ прост – практически  любой бизнесмен. Более того, крупной  фирме разглашение информации может  нанести существенный, но все же поправимый ущерб. А для небольшого предприятия такое разглашение  станет смертельным и приведет к  банкротству. Как считают западные специалисты, утечка 20% коммерческой информации в 60-ти случаях из 100 приводит к банкротству  фирмы. Ни одна даже преуспевающая фирма  США не просуществует более трех суток, если ее информация, составляющая коммерческую тайну, станет известной. Тот, кто наивно считает, что у  него нет информации, которую нужно  защищать, очень сильно ошибается. Получение прибыли – это уже предпосылка стать жертвой. Наличие конкурентов – еще одна серьезная предпосылка. Думать, что все будут соблюдать правила джентльменской игры – большая ошибка. Конкуренты попытаются сделать все возможное и невозможное, чтобы захватить весь рынок и стать монополистом. А как это сделать? Очень просто: побольше узнать о сопернике и его достоинства превратить в его же недостатки. В условиях, когда о своей защите никто не заботится, такая работа не составит особого труда. Кстати, интересный факт из практики: на десяток обращений с просьбой собрать информацию о конкурентах приходится примерно одно о защите своей информации от шпионажа. Иногда это доходит до абсурда. Бизнесмен просит провести сбор и анализ информации, а на предложение защиты его информации и проведение контрразведывательных мероприятий говорит: «Да кому я нужен, никто обо мне ничего собирать не будет». Человек хочет знать больше о конкурентах, а допустить у них такое же желание не может.
       Бывший  директор Главного управления внешней  безопасности (DGSE) Франции Клод Сильберзан в своем интервью газете «Le Monde»  открыто заявил, что «современный шпионаж является главным образом  экономическим, научным, техническим  и финансовым». В этом плане весьма показателен крупный международный  скандал, разгоревшийся в марте 1993 года. Поводом для него стал полученный посольством США в Париже пакет  с секретными документами, в которых  содержался стратегический план торговых войн начала 90-х годов. В этом плане  четко определялись задачи французской  разведки по получению конфиденциальной информации о деятельности американских фирм, банков и брокерских домов. В  сферу интересов DGSE были включены маркетинговая  стратегия, тактика заключения сделок, планы инвестиций и многое другое.
       Промышленный  шпионаж осуществляется с целью  овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров  по контрактам, перепродажи фирменных  секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и  диверсионных акций.
       При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных принципа:
       – определение целей разведывательной деятельности;
       – определение потребности в информации для достижения этих целей;
       – определение источников получения необходимой информации.
       Промышленный  шпионаж является единственной предпринимательской  отраслью, которая не страдает от возникающих  периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности  промышленный шпионаж лишь активизируется.
       Практика  свидетельствует, что негосударственные  организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют наибольший интерес  к ряду показателей фирм, организаций  и банков. Это:
       – финансовые отчеты и прогнозы;
       – маркетинг и стратегия цен;
       – технические параметры существующей и перспективной продукции;
       – условия контрактов;
       – перспективные планы развития производства;
       – финансовое положение компаний;
       – условия продажи или слияния фирм;
       – организационная структура корпорации;
       – элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.
       Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в некоторых японских фирмах разведывательной работой постоянно  занимаются до 250 человек. По данным журнала  «Тайм», из-за хищения производственных секретов американские фирмы терпят убытки примерно в 20 млрд. долларов в  год. Эта цифра, видимо, сильно занижена. Образованы специальные службы транснациональных  корпораций, сотрудничающие с государственной  разведкой, такие, как «Американское  сообщество по промышленной безопасности».
       Существует  множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и  незаконные методы, что, собственно, и  подразумевает деление добывания  информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.
       Незаконные  методы (то есть методы промышленного  шпионажа):
       – выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;
       – сманивание специалистов для получения от них информации;
       – подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;
       – засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;
       – похищение чертежей, документов и образцов изделий;
       – негласный контроль за деловой корреспонденцией;
       – незаконное получение информации у государственных чиновников;
       – получение информации с использованием технических средств;
       – ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.
       Для осуществления промышленного шпионажа используется ряд специально разработанных  средств. Среди них можно назвать:
       – специальная звукозаписывающая аппаратура;
       – приборы для съема информации с телефонных линий связи;
       – мини-радиозакладки;
       – аппаратура для съема информации с окон с помощью лазерных излучателей;
       – направленные микрофоны;
       – специальные системы наблюдения и передачи видеоизображения;
       – специальная фотоаппаратура;
       – приборы наблюдения;
       – приборы ночного видения;
       – аппаратура для выявления радиоактивного и иного излучения.
       Информация  о конкурентах, полученная как законными, так и незаконными методами имеет  свойство устаревать. По опубликованным данным, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10% в день (например, в случаях предупреждения вымогательства, краткосрочного кредитования, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца). Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10% в месяц (сведения о крупных клиентах и торговых партнерах, преступных группировках и т.д.). Информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15% в год. 

 


Глава 5. Деятельность конкурентной разведки в условиях Российской Федерации

         В Российской Федерации «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
       Информация  в различной форме используется в самых разных отраслях человеческой деятельности. В дипломной работе будут рассмотрены понятия информации, которые представляют собой разнообразные  сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В таком  значении и форме представления  информация наиболее соответствует  деятельности конкурентной разведки.
       В законодательстве Российской Федерации  имеется и другая формулировка: «массовая  информация» – это предназначенные  для неопределенного круга лиц  печатные, аудио-, аудиовизуальные и  иные сообщения и материалы. Если исходить из того, что специализированное понятие «массовая информация»  образуется от более общей категории  «информация» посредством уточняющей формулировки «предназначенные для  неопределенного круга лиц», то можно  сделать следующий вывод: информация – это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы.
       В Федеральном Законе «О средствах  массовой информации» термин «сообщения»  используется законодателем неотрывно  от термина «материалы». Две приведенные  формулировки отражают различные подходы  к пониманию сущности информации. Принципиальное отличие второго  подхода – представление информации исключительно в «овеществленном» виде, т.е. на каком-либо материальном носителе.
       Все это можно было бы воспринять как  отвлеченные научные теории, если бы в ряде случаев от применения той или иной концепции при  толковании правовых норм не получались бы юридически значимые последствия, существенным образом отличающиеся друг от друга. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне», под «передачей информации, составляющей коммерческую тайну» понимается передача информации, зафиксированной на материальном носителе. Вместе с тем, при определении там же термина «разглашение» законодатель подчеркивает, что несанкционированное получение информации третьими лицами может осуществляться «в любой возможной форме» (например, устной).
       Правовое  регулирование в сфере информации основывается на принципах:
       1.  свобода поиска и получения, передачи, производства и распространение информации любым законным способом.
       2.  установление ограничений к доступу информации только Федеральными законами.
       3.  открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
       Всю информацию можно условно разделить  на две основные категории доступа: открытую (общедоступную) и с ограниченным доступом. В свою очередь, информация с ограниченным доступом по своей  правовой природе также подразделяется на два вида: сведения, составляющие государственную тайну; конфиденциальная информация.
       Если  информация не подпадает ни под один из двух вышеназванных видов, то она  является открытой. Термин «конфиденциальная  информация» определяется статьей 2 Закона «Об информации, информатизации и защите информации», как «документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством  РФ». Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ №188 от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», в соответствии с которым к конфиденциальной информации относятся:
       1) сведения о фактах, событиях и  обстоятельствах частной жизни  гражданина, позволяющие идентифицировать  его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;
       2) сведения, составляющие тайну следствия  и судопроизводства;
       3) служебные сведения, доступ к  которым ограничен органами государственной  власти в соответствии с Гражданским  кодексом РФ и федеральными  законами (служебная тайна);
       4) сведения, связанные с профессиональной  деятельностью, доступ к которым  ограничен в соответствии с  Конституцией РФ и федеральными  законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки,  телефонных переговоров, почтовых  отправлений, телеграфных или  иных сообщений и так далее);
       5) сведения, связанные с коммерческой  деятельностью, доступ к которым  ограничен в соответствии с  Гражданским кодексом РФ и  федеральными законами;
       6) сведения о сущности изобретения,  полезной модели или промышленного  образца до официальной публикации  информации о них и некоторые  другие.
       Коммерческая  тайна является одним из видов  конфиденциальной информации. Указ Президента РФ определяет ее как «сведения, связанные  с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами». Данное определение носит  отсылочный характер.
       В законе «О коммерческой тайне» законодательством  разделены понятия «коммерческая  тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну». Согласно пункту 1 вышеназванного закона коммерческая тайна – это «конфиденциальность  информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных  обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить  положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».
       Перейдем  к анализу установленных законодателем  условий, которые позволяют говорить о принадлежности информации к категории  «коммерческая тайна».
       Во-первых, информация должна быть зафиксирована  на любом материальном носителе –  документах, изделиях или даже физических полях. На идеи, замыслы, сведения и  иные данные, независимо от их коммерческой ценности для их обладателя, если они  не облачены в какой-либо материальной форме, правовой режим охраны коммерческой тайны не распространяется.
       Во-вторых, обладателем может выступать  юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. Граждане, выступающие  в гражданском обороте в качестве потребителей, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью  без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут выступать  в качестве обладателей коммерческой тайны.
       Следует отметить, что в соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона «О коммерческой тайне», право на отнесение  информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение  перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации за исключением случаев, установленных  законом.
       В-третьих, информация, должна обладать следующими критериями:
       – коммерческая ценность в силу неизвестности третьим лицам;
       – отсутствие свободного доступа на законных основаниях;
       – обладателем приняты меры к охране ее конфиденциальности.
       Все меры, подпадающие под понятие  режима коммерческой тайны, можно условно  разделить на обязательные, которые  обладатель информации должен предпринимать  для охраны ее конфиденциальности в  силу требования законодательных актов, и произвольные – они осуществляются по собственной инициативе обладателя. Единственное условие, накладываемое  на них, – они не должны противоречить  законодательству Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.