Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Шпаргалка по " Истории отечественного государства и права"

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.05.13. Год: 2012. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Ответы  по Истории отечественного государства и  права 

    Политические  образования периода  формирования феодализма в европейской  части страны.
    В начале XII века на смену Киевской Руси пришли самостоятельные княжества и феодальные республики, которые нередко впоследствии дробились на десятки вассальных владений.
    В конце XII-XIII веков на Руси определились основные политические центры:
      Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь);
      Галицко-Волынское княжество (Южная и Юго-западная Русь);
      Новгородская республика (Северо-западная Русь).
    Северо-восточная  Русь отделилась от Киева во время  княжения в Суздале Юрия Долгорукого. Наивысшего расцвета Владимиро-Суздальское  княжество достигло при Всеволоде  Большое гнездо. Территория Владимиро-Суздальского княжества охватывала всю территорию северо-восточных земель – от Северной Двины до Оки и от истоков Волги  до впадения Оки в Волгу.
    Волынское княжество отделилось от Киева в  середине XII века в 1199 году. Волынский князь Роман Мстиславович объединил Галицкую и Волынские земли и присоединил Юго-западную Русь.
    В XII веке в Новгороде сложилась аристократическая республика. Большую роль играло вече, его деятельность направлялась интересами боярства и купечества. Их представителями были новгородские власти (архиепископ, посадник). Князь приглашался вече для руководства вооруженными силами и при вступлении в город должен был заключить договор, которым бояре ограждали свои права. В случае нарушения договора князь изгонялся. Новгородская земля была обширна, но неудобна для земледелия, здесь развивались рыболовство, охота, солеварение, торговля.
    Процессуальное право по соборному уложению 1649 года.
    Судебное  право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию  суда и процесса. Еще более определенно, чем в Судебниках здесь происходило  разделение на две формы процесса: ”суд” и “розыск”. Глава 10 Уложения подробно описывает различные процедуры  “суда”: процесс распадался на суд  и “вершение”, т.е. вынесения приговора. “Суд” начинался с “вчинания”, подачи челобитной жалобы. Затем происходил вызов приставом ответчика в суд. Ответчик мог представить поручителей. Ему предоставлялось право дважды не явиться в суд по уважительным причинам (например, болезнь), но после трех неявок он автоматически проигрывал процесс. Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота.
    Доказательства, используемые и принимаемые во внимание суда в состязательном процессе, были многообразны: свидетельские показания (практика требовала привлечения  в процесс не менее 20 свидетелей), письменные доказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы), крестное целование (допускалось при спорах на сумму  не свыше 1 рубля), жребий.
    Процессуальными мероприятиями, направленными на получение  доказательств, были “общий” и “повальный”  обыск: в первом случае опрос населения  осуществлялся по поводу факта совершенного преступления, а во втором - по поводу конкретного лица, подозреваемого в  преступлении. Особым видом свидетельских  показаний были: ”ссылка на виноватых” и общая ссылка. Первое заключалось в ссылке обвиняемого или ответчика на свидетеля, показания которого должны абсолютно совпасть с показаниями ссылающего, при несовпадении дело проигрывалось. Подобных ссылок могло быть несколько и в каждом случае требовалось полное подтверждение. Общая ссылка заключалась в обращении обеих спорящих сторон к одному и тому же или нескольким свидетелям. Их показания становились решающими. Своеобразным процессуальным действием в суде стал так называемый “правеж”. Ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания, число которых равнялось сумме задолжностей (за долг в 100 рублей пороли в течении месяца). “Правеж” не был просто наказанием - это была мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство: у него могли найтись поручители или он сам мог решиться на уплату долга.
    Судоговорение в состязательном процессе было устным, но протоколировалось в “судебном  списке”. Каждая стадия оформлялась  особой грамотой. Розыск или “сыск” применялся по наиболее серьезным уголовным  делам. Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления (поличного) или с обычного наговора, неподтвержденного фактами обвинения – “язычная молва”). После этого в дело вступали государственные органы. Потерпевший подавал “явку” (заявление), и пристав с понятыми отправлялся на место преступления для проведения дознания. Процессуальными действиями был “обыск”, т.е. допрос всех подозреваемых и свидетелей. В главе 21 Соборного Уложения впервые регламентируется такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли послужить результаты “обыска”, когда свидетельские показания разделились: часть в пользу обвиняемого, часть против него. В случае, когда результаты “обыска” были благоприятными для подозреваемого, он мог быть взят на поруки, то есть освобожден под ответственность (личную и имущественную). Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз, с определенным перерывом. Показания, данные на пытке (“оговор”), должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, “обыска”). Показания пытаемого протоколировались.
    В законодательстве того времени все  еще отсутствовало четкое разграничение  между гражданско-процессуальным и  уголовно-процессуальным правом. Однако различались две формы процесса — состязательный (суд) и следственный (розыск), причем последний приобретал все большее значение.
    В состязательном процессе большое значение имели такие доказательства, как  ссылка из виноватых и общая ссылка. При ссылке из виноватых стороны по договоренности ссылались на группу свидетелей. Если хотя бы один из свидетелей давал показания, противоречащие утверждениям стороны, то последняя автоматически проигрывала дело. При общей ссылке обе стороны ссылались на одного свидетеля, условливаясь, что его показания будут решающими для дела. 
В качестве доказательства сохранялась и присяга. В Соборном Уложении 1649 г. она именовалась крестным целованием, порядок которого подробно регламентировался правовыми нормами.

    Земская реформа 1864 года.
    Земская реформа была проведена на основе Положения о губернских и уездных  земских учреждениях 1864 года. По закону роль распорядительных органов выполняли  губернские и уездные земские  собрания, члены которых избирались по трем избирательным группам, называемым куриями. Прежде всего избирались уездные земские собрания. К первой избирательной курии относились уездные помещики, владевшие землей определенных размеров, которые устанавливались в зависимости от местности. Нормы колебались от 200 до 800 десятин. В первую курию входили не только помещики, но также крупные торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стоимостью не менее 15 тыс. руб., либо с оборотом не менее 6 тыс.руб. в год. Тем самым буржуазия получала доступ в первую курию.
    Второй  была городская курия. В ней получали избирательное право городские  жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий  в черте города с оборотом не менее 6 тыс.руб., а также владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс.руб. в зависимости от величины города. Избирательные права по первым двум куриям имело, таким образом, лишь незначительное меньшинство населения.
    В крестьянской курии (третьей) избирательным  правом пользовались все крестьяне  домохозяева, но не непосредственно. Вначале  на волостных сходах избирались выборщики  данного уезда, которые затем  выбирали гласных уездного земского собрания.
    Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне  всегда оказывались в меньшинстве. На первых же выборах в 29 губерниях  гласных уездных земских собраний из дворян было 42%, из крестьян – 38. Выборы в губернские земские собрания проводились  гласными уездных земских собраний. Распределение количества гласных  по куриям здесь оказалось еще  больше в пользу имущих классов. По тем же 29 губерниям дворяне получили 74% гласных, крестьяне – 11%.
    Избирательный механизм работал в соответствии с интересами помещиков, которые, получив  преимущество в земствах, имели возможность  проводить там соответствующую  политику. В исполнительных органах  земских учреждений (губернских и  уездных земских управах) также  преобладали помещики.
    Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными  и некоторыми культурными вопросами. Они заботились о состоянии путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), занимались организацией медицинского обслуживания населения, строительством и материальным обеспечением школ.
    Земства действовали под строгим контролем  правительственных органов в  лице губернатора и местной полиции. Губернатор мог приостановить любое  постановление земства по мотивам  нарушения законов либо по соображениям противоречия государственным интересам, что могло истолковываться как  угодно. Сенат принял специальные  постановления, запрещавшие сношения земств друг с другом. Царизм боялся объединенных, согласованных действий земств, они были возможны только через государственные органы.
    Земствам  запрещалось публиковать свои постановления  и отчеты без разрешения губернатора.
    Борьба  земств за расширение своих прав, а  царских властей против этого  закончилась победой последних. В 1890 году была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в  земства. Сохранились три курии, но в первой курии вводился сословный  принцип: могли избирать и быть избранными только помещики-дворяне (потомственные  и личные). Тем самым уменьшилось  представительство буржуазии в  земствах. Существенные изменения произошли  в крестьянской курии. Отныне крестьяне  выбирали только кандидатов в уездные  земские собрания. Далее все зависело от губернатора. Из числа избранных  кандидатов он назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью  земств со стороны администрации. Все  же контрреформа 1890 года не превратила земства в дворянские учреждения. Следует также отметить, что в  земствах большую роль играли обуржуазившиеся  дворяне.
    Общественный строй в период образования Русского централизованного государства.
    С начала XIV века дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание Русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.
    Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой суждено было стать столицей великой державы.
    В централизованном Русском государстве  происходили существенные изменения  в формах феодальной собственности  на землю и в правовом статусе  основных группировок господствующего  класса феодалов. Россия в XV-XVI веках была феодальным государством.
    Общество  делилось на классы. Класс феодалов возглавлял великий князь.  Служилые князья превратились в крупных вотчинников, сначала вассалов, а затем подданных  великого князя, обязанных ему службой.
    Бояре - крупные землевладельцы, вотчинники, также были вассалами великого князя, а затем - его подданными. Бояре-вотчинники стали основной категорией господствующего  класса феодалов в период феодальной раздробленности. Они имели большие  права на землю и живших на ней  крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали ее, меняли и т.п.; в их руках находились суд, управление, сбор податей и т.д. кроме того, бояре  имели «право отъезда» от одного князя  к другому, не влекшее за собой  ликвидацию вотчины.
    По  мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти правовой статус бояр-вотчинников существенно изменялся: было ограничено, а затем и отменено «право отъезда»; Бояре были свободны от податей и повинностей, судили своих крестьян и управляли ими. Бояре входили в состав феодального  совета при князе, занимали важнейшие  должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде. 
    Служилые  люди - дворяне - владели землей на так  называемом поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы..
    К средним и мелким феодалам относились слуги вольные и дети боярские.
    Монастыри и церковь - крупнейшие землевладельцы-вотчинники - имели до трети всех частновладельческих  земель в Русском государстве.
    Городское население. Города делились обычно на две части: собственно город, т.е. огороженное  стеной место, крепость и окружающий городские стены торгово-ремесленный  посад. Соответственно этому делилось население. В крепости - детинце жили в мирное время преимущественно  представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и  торговцы. Первая часть населения  была свободна от налогов и государственных  повинностей, вторая относилась к тяглому  «черному» люду.
    Промежуточную категорию составляло население  слободок и дворов, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных  в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина.
    Крестьяне подразделялись на несколько основных групп: чернотяглые, т.е. государевы, дворцовые и частновладельческие.
    Чернотяглые крестьяне платили подати и несли другие натуральные повинности великому князю-государю. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов, имея от них земельный надел, за что собственники земли получали ренту, либо оброк, либо барщину. Аналогичным было положение дворцовых крестьян.
    Холопы  подразделялись на несколько групп. Имелись большие, полные и докладные  холопы.
    В данный период развивается процесс  постепенного стирания грани между  холопами и крестьянами, начавшийся еще в Древней Руси. Холопы получают некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне  все больше их теряют.
    Судебная реформа второй половины 19 века.
    До 1861 г. на рассмотрение Госсовета было представлено 14 законопроектов по изменению существовавшей судебной системы. В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в которых были сформулированы принципы бессословности суда, отмены системы формальных доказательств и определения об «оставлении в подозрении».
    В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьи объявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность. Помимо этого, в это же время было введено разделение судов на общие и специальные. Существовал также и низший мировой суд.
    Существовали  мировые округа, которые делились на участки. Для участков на земском  собрании выбирался мировой судья, добавочные и «почетные» мировые  судьи (учитывая весьма высокий имущественный  ценз).
    Мировой суд становился первой инстанцией по уголовным и гражданским делам. Принимали решения по делам, принадлежавшим их участкам. Он имел право налагать штрафы до 300 руб., рассматривать иски до 500 руб. Дела рассматривались по принципам гласности, бессословности и выборности суда.
    Мировой округ включал, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.
    Окружные  суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела о «преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений, совершенных на закрепленных за ними участках.
    Апелляции подавались в уездный съезд мировых судей, который заседал два раза в год по нескольку дней. Надо было подать апелляцию именно в этот срок. Обжаловать решение съезда можно было только в высшей инстанции (в кассационном порядке).
    Институт  суда присяжных был введен только в окружных судах. Апелляция на решения  присяжных была разрешена только в кассационном порядке и только в судебную палату.
    Высшая  судебная инстанция – Сенат (департаменты и особые присутствия). Особые присутствия создавались для решения чрезвычайно важных, особых дел.
    Кассационные  департаменты Сената рассматривали  жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре вступивших в законную силу приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, дела о должностных преступлениях (в особом порядке судопроизводства).
    Были  реформированы и прокурорские органы. Во главе прокуратуры стоял министр  юстиции. Изменилась организация предварительного следствия. Была учреждена должность  судебного следователя, назначаемого министром юстиции. Новшеством являлось введение относительно независимой  адвокатуры. Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входило удостоверение различных деловых бумаг.
    Судебная  реформа не упразднила полностью  сословные суды. Кроме волостных  крестьянских судов продолжали функционировать  особые церковные суды. Появились  коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым и промышленным делам.
    В некоторых районах России судебная реформа вообще не проводилась (отдельные  губернии Сибири), в некоторых проводилась  в урезанном виде (без мировых  судов и без окружных судов  с присяжными).
    Политический строй в период образования Русского централизованного государства
    Форма государственного единства. Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю.
    Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия.
    Боярская  дума. Важным органом государства являлась Боярская дума. Оформление Думы следует отнести к XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью. Она была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. В Думу входили так называемые думные чины - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство осуществляло политику, угодную и выгодную ему. Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов является характерными особенностями раннефе-одальной монархии.
    Местные органы управления. Русское государство подразделялось на уезды-наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы - на волости. Наряду с уездами кое-где сохранялись еще земли. Существовали также разряды - военные округа, губы - судебные округа.
    Во  главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители  центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные  лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины («конское пятно», «полавочное», «поворотное» и др.). Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.
    Органы  городского управления. Городское управление в Московском государстве несколько изменилось по сравнению с киевскими временами.
    Позже появляются некоторые специальные  органы городского управления. Их возникновение  связано с развитием городов, в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной.
    Церковь в политической системе  России. В начале периода русская православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничающую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции.
    В организационном отношении церковь  представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская церковь самовольно стала  автокефальной, т. е. самостоятельной  по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии.
    Столыпинская аграрная реформа
    Можно считать, что реформа началась еще  в 1905 г., когда Манифестом 3 ноября «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения» было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину и их отмене с 1 января 1907 г. Манифест обещал и расширение льготного кредитования Крестьянским банком сделок по купле-продаже.
    Столыпинская аграрная реформа явилась важным событием в экономической и социальной жизни страны в первую очередь деревни. Столыпин был известен не только проводимыми им репрессиями. Он не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из недостатков он считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ от 9 ноября 1906 г., подготовленный Столыпиным.
    Согласно  концепции Столыпина  модернизация страны могла быть осуществлена при выполнении трех условий: во-первых, необходимо было сделать крестьян полновластными собственниками; во-вторых, необходимо осуществить всеобщее начальное обучение грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе; и наконец – добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
     Столыпин  исходил из необходимости создания в деревне массовой и более  сильной, чем помещики, социальной опоры  самодержавия – кулачества.
    Согласно  Указу от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» любой крестьянин имел право выйти из общины и потребовать в свою единоличную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования кулацких хозяйств. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию буржуазных отношений, правда, произошло, и в этом состояло прогрессивное значение реформы. Принятый 14 июня 1910 г. Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» развивал основные положения вышеназванного указа: например, во всех общинах, где не было земельных переделов, земля объявлялась личной собственностью.
    Важную  часть реформы составила переселенческая  политика. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной  России, Прибалтике, представлявшую собой  взрывоопасную силу. Было образовано широкое и добровольное переселение  крестьян на государственные земли  в восточных районах страны. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило его  результаты.
    Крестьянская  реформа 1861 г., освободив крестьян, все же не решила всех проблем, связанных с аграрным сектором. Основными узлами противоречий оставалось сохранение:
1) крупного помещичьего землевладения при малоземелье основной массы населения;
2) выкупных платежей (за надельную землю по реформе 1861 г.);
3) двух видов крестьянского землевладения: общинного (на праве общей совместной собственности) и подворного (на праве единоличной частной собственности). 

    Государство и право в период Первой мировой войны.
    Россия  вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы  господствующих классов России входили  захват принадлежавших Турции Константинополя  и проливов из Черного моря в Средиземное  — Босфора и Дарданелл, отторжение от Австро-Венгрии Галиции, овладение  Турецкой Арменией.
    В период первой мировой войны существенных изменений в правовом положении  отдельных социальных групп не произошло. Как и раньше, царизм опирался на дворянство, которое удерживало основные позиции в экономике и политике, хотя постепенно их теряло.
    Внутренняя  экономическая политика царизма  вела к дальнейшему ухудшению  положения рабочего класса. Ежегодно косвенные налоги повышались не менее  чем вдвое, значительно возросли прямые налоги. Реальная заработная плата  из-за резкого повышения цен на продукты и товары первой необходимости  непрерывно падала. Капиталисты в  период войны осуществляли и активное наступление на политические права  рабочих. Война также значительно  ухудшила положение крестьянства. Главные  тяготы войны были возложены на плечи  бедных и средних крестьян, и одновременно создавались условия для обогащения кулачества. Обстановка в деревне  была тяжелой и в связи с  тем, что большинство солдат были взяты из крестьян.
Государственная дума. Дума четвертого созыва, избранная  в 1912 г. на основе избирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское  учреждение
    Государственная дума поддерживала царское правительство  в ведении войны, одобрила законопроекты  о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на укрепление царизма. Несмотря на то, что все предложения, вносившиеся  в Думу царским правительством, ею одобрялись, IV Дума созывалась царем  нерегулярно.
Особые  совещания. Государственный аппарат  оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость  в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. были образованы межведомственные органы — особые совещания. Эти органы состояли из представителей различных  учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание  по снабжению армии, которое несколько  позднее было преобразовано в  четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке  топлива, продовольственных и военных  грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.
    Местными  органами особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в  губернских городах, уполномоченные действовали  как в губернских городах, так  и в уездных.
    Наиболее  важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями. 
    Чрезвычайное  законодательство конца XIX в. составило  юридическую основу расширения репрессивной компетенции высшей и местной  администрации и военных властей  в местностях, объявленных на военном  положении. В ходе войны был издан  и ряд актов, которые расширяли  компетенцию военных властей  по различным вопросам, в том числе  и в области судопроизводства.
    Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.
    Изменения в системе судебных органов. Война  вызвала изменения в системе  судебных органов и порядке их деятельности. В районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.
    Военно-полевым  судам были подсудны все военнослужащие, лица, состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской  армией, лица гражданского ведомства  в местностях, объявленных на военном  положении, военнопленные.
    Право
    Война вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов. Ряд изменений был внесен в  административное, финансовое, гражданское, трудовое и уголовное право.
Административное  законодательство. В первый же день войны царским указом вводилось  Временное положение о военной  цензуре. Положение предусматривало  образование органов цензуры  как в местностях театра военных  действий, так и вне их.
    1 сентября 1916 г. царское правительство  издало Положение, по которому  министерство внутренних дел  или лицо, им уполномоченное, получило  право закрывать любое народное  собрание или собрание общественных  организаций, их комитетов и  иных исполнительных органов.  Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революционных организаций.
Финансовое  законодательство. В период войны  царское правительство увеличило  прямые и косвенные налоги и ввело  новые. Был повышен налог на землю  и наследство, на зрелища. Введен налог  на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог  и на грузы. Увеличены косвенные  налоги на товары первой необходимости  — сахар, спички, керосин; повышалась квартирная плата, стоимость проезда  в городском транспорте. Таким  образом, бремя новых налогов  ложилось в основном на плечи трудящихся.
    Гражданское право. В военное время были внесены  некоторые изменения в регулирование  права частной собственности. Вводилась  гужевая и автомобильная повинность. Для обеспечения нужд армии и  флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось  принудительное отчуждение сырья. Был  воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного  сырья (металлов, руды). Все промышленные предприятия обязывались выполнять  в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось  в принудительном порядке.
    Уголовное право.
Виновные  в побеге со службы в военное время  подвергались лишению всех прав состояния  и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Лица, совершившие побег  к неприятелю или пытавшиеся его  совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.
    Война внесла определенные изменения в  государственный механизм и право  Российской империи, однако они не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными. Вновь созданные  государственные и полугосударственные  органы лишь дополняли сложный бюрократический  аппарат, часто работавший на холостом ходу. Вместе с тем в годы войны  возросло влияние буржуазии на государственное  управление, развивался процесс сращивания государства и монополий. Буржуазия  рвалась к власти. Но в годы войны  обострились и всякого рода противоречия, характерные для тогдашней России,— противоречия между трудом и капиталом, борьба крестьян за землю, национальные конфликты. В стране назревала революционная ситуация.
    Наследственное право по Русской правде.
    Наследственное  право характеризовалось открыто  классовым подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать  могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество  считалось выморочным и поступало  в пользу князя. В науке был  спорен вопрос о существовании в  Древней Руси наследования по завещанию. На наш взгляд, следует согласиться  с теми авторами, которые решают данный вопрос положительно. На это  указывают законодательство, а также  практика. Завещания были, конечно, устными.
    При наследовании по закону, т. е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. На наследников возлагалась  лишь обязанность выдать сестер замуж. Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была роба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.
    В законодательстве нет указаний на наследование восходящих родственников (родители после  детей), а также боковых (братьев, сестер). Другие источники дают основание  предполагать, что первое исключалось, а второе допускалось.
    Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены. Жена тоже не наследует  после мужа, но остается управлять  общим хозяйством, пока оно не будет  разделено между детьми. Если это  имущество будет делиться между  наследниками, то вдова получает определенную сумму на прожиток. Если вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.
    Уголовное право по Соборному уложению 1649 года
    Соборное  уложение не предусматривало определений  понятия преступления, т. е. противоправность деяния не была четко определена. Однако под преступлением понималось нарушение царской воли и закона.
    Наиболее  полное изложение  получили: преступления против собственности (татьба простая и квалифицированная, разбой и грабеж обыкновенный или квалифицированный, мошенничество, поджог, насильственное завладение чужим имуществом, порча чужого имущества); должностные преступления и преступления против порядка управления (взятка, вынесение ложных приговоров, подделка документов, лжеприсяга, нарушение порядка судопроизводства и т. д.).
    В качестве субъектов преступлений признавались представители всех сословий. Преступники делились на главных и второстепенных. Среди физических и интеллектуальных соучастников выделялись пособники, попустители, недоносители, укрыватели. За случайные деяния наказание не устанавливалось. Закон не всегда достаточно четко определял случайное ненаказуемое действие и формы вины. Он не знает четких определений этих понятий. Уложение знало и институт необходимой обороны, но без определенных пределов. То же самое относится к крайней необходимости. Значительно подробнее, чем ранее, были определены соучастие, укрывательство, одинаковое наказание.
    По  субъективной стороне преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные, т. е. действовал инквизиционный принцип объективного вменения. В объективной стороне выделялись преступления смягчающие (состояние опьянения, неконтролируемость (аффективность) преступных действий) и отягчающие обстоятельства (повторность, большой вред, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и др.).
    В качестве объектов преступлений признавались государство, церковь, семья, личность, имущество, нравственность.
    Для системы наказаний  были характерны такие  признаки, как: индивидуализация наказания (жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние); сословный характер наказания (за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность); неопределенность в установлении наказания (до последнего оставался неясным способ исполнения наказания).
    Законодательство  данного периода считает преступлениями деяния, опасные для феодального  общества, именуя их “лихим делом”, хотя общего термина для обозначения  преступления пока еще не существует.
    В Соборном Уложении 1649 г. нашла более  четкое отражение классовая сущность преступления. Это проявлялось прежде всего в том, что за ряд деяний назначались различные наказания в зависимости от классовой принадлежности их совершивших.
    Соборное  Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы особенной части уголовного права. На первом месте законодатель поставил преступления против религии. Впервые в истории российского  законодательства им посвящалась специальная  глава. На втором месте стояли государственные  преступления (государственная измена, посягательства на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким деяниям относились особо опасные  преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском  дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей и др.). В законе имелись подробные описания различных  составов преступлений — воинских, имущественных, против личности.
    Хотя  уголовное право в целом в  Соборном Уложении 1649 г. было разработано  на более высоком уровне, чем в  предшествующих документах российского  законодательства, все же в нем  специально не выделялась общая часть  уголовного права, а основное внимание сосредоточивалось на описании конкретных составов преступлений. Нормы общей  части уголовного права имелись  в Соборном Уложении 1649 г., но в виде разрозненных статей.
    Уголовное законодательство середины XVII в. уделяло  большое внимание системе наказаний. По мере развития государства все  разнообразнее становились меры наказания, одновременно они все  более ужесточались. Ярко выраженной целью наказания в Соборном Уложении 1649 г. являлось устрашение. Предусматривалось  широкое применение смертной казни. Простыми видами смертной казни считались  отрубание головы, повешение, утопление. Значительное место в системе  наказаний занимала квалифицированная  смертная казнь. Одной из самых тяжких мер наказания являлось закапывание  живьем в землю. Применялось оно  к жене, совершившей умышленное убийство мужа. К квалифицированным видам  смертной казни относились также  сожжение, залитие горла расплавленным оловом или свинцом, четвертование, колесование. Широко применялись членовредительные и болезненные наказания — отрезали нос, ухо, руку; били кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка. Штраф, который ранее применялся часто, занимал уже незначительное место среди мер наказания.
    Возникновение Древнерусского государства
Образ жизни славян – оседлый. Быт – соседская община. Главное занятие – земледелие.
    Признаки  образования Киевской Руси как государства:
1) переход от родовой общины к территориальной и соседской;
2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;
3) введение налогов на поддержание государственного механизма.
    Основной  причиной возникновения  Киевского государства ученые называют сброс ига норманов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате. Волнения по поводу постоянных внешних вторжений продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских. Таким образом, в Новгороде стали княжить Рюрики, впервые официально оформилась государственность на территории современной России.
Единственным  правителем в Новгороде стал один из трех братьев Рюриков, который после своей смерти оставил малолетнего наследника – Игоря. Вместо малолетнего наследника (в те годы не существовало обязательного перехода власти по кровному наследию) правителем стал Олег по прозвищу Вещий.
    Вещий Олег в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» – образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседских земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья – «великими киевскими».
Окончательно  оформилось Русское государство  – Киевская Русь.
Норманизм и антинорманизм – это две теории образования Киевского государства. Автором первой версии является Байрон, который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автором второй версии является Ломоносов.
    Обе теории сходятся во мнениях, что Киевская Русь образовалась с момента правления  Рюриков, но их точки зрения расходятся в определении национальной принадлежности Рюриков:
1) норманизм отстаивает точку зрения, что Рюрик по происхождению норманн;
2) антинорманизм придерживается мнения, что Рюрики не нормандцы.
    В Древнерусское Киевское государство  вошли кроме славян и некоторые  соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным.
    Государственный строй Древней Руси.
Киевская  Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
    Признаки  раннефеодальной  монархии:
1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;
2) отсутствует юридическая ответственность правителя;
3) не сформированы институты власти;
4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;
5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;
6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.
    Органы  власти не имели постоянных полномочий.
    Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение  «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.
    Во  главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.
    Со  временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.
    Население в Киевской Руси делилось на:
1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;
2служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;
3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;
4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.
    Особая  категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.
    Политический  режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.
    Основу  военной организации составляла великокняжеская дружина.
    В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или  иными представителями администрации
    Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин.
    Военные реформы второй половины 19 века.
    Новые веяния обусловили необходимость реорганизации  и вооруженных сил. Эта реформа  в большой мере связана с именем Д. А. Милютина, ставшего военным министром  в 1861 г.
    Прежде  всего Милютин ввел систему военных округов. В 1864 г. было создано 15 округов, охвативших всю территорию страны, что позволило улучшить призыв и обучение военнослужащих.
    В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, в которой нашли отражение  некоторые положения судебных уставов 1864 г. Сложилась трехзвенная система  военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд.
    Военные училища не могли обеспечить армию  достаточным количеством офицеров. В связи с этим создаются юнкерские  училища, в которые имелся широкий  доступ всем слоям населения, так  как туда могли поступать со значительно  меньшей общеобразовательной подготовкой.
    Но  главная реформа этого времени  — переход от рекрутчины ко всеобщей воинской обязанности.
    По  военной реформе 1874 г. предусматривалась  отмена рекрутских наборов, устанавливалась  обязательная военная служба для  всех лиц мужского пола независимо от сословия, достигших 20 лет, в сухопутных войсках — 6 лет, на флоте — 7 лет. От действительной службы освобождались  многие нерусские народы, особенно восточные. Устанавливались сокращенные  сроки службы для лиц, имевших  образование (высшее — шесть месяцев, среднее — полтора года, начальное  — четыре года). Льготными сроками  службы пользовались главным образом  представители имущих классов.
    Государственный механизм в первой половине 19 века.
    В развитии Российского государства  выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица — императора всероссийского.
    Спокойно  обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время  обойтись без совершенствования  государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени.
    Развитие  государственного механизма в целом  характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью.
    Получив от императора поручение разработать проект преобразования государственного механизма, М. М. Сперанский предложил создать Государственную думу — представительный орган, избираемый собственниками недвижимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одновременно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на который возлагались бы также законосовещательные и вместе с тем административные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810г. был создан.
    Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Вместе с тем в «Образовании Государственного совета» подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.
    Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может поручить функцию председательствования одному из членов Совета. Практически в течение рассматриваемого периода царь сам ни разу не председательствовал в Совете.
    В самом начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого управления — министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. «Общим учреждением министерств». Создавались министерства иностранных дел, военное, финансовое, юстиции и др. Круг министерств на протяжении периода менялся.
    Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. Он был как бы самодержцем в своей сфере деятельности. Тем не менее при министре предусматривался также коллегиальный орган — совет министра. Он не был даже совещательным, а скорее лишь подготовительным органом, куда стекались все материалы из департаментов министерства, идущие на подпись министру.
    Учреждением, в котором наиболее ярко отразился  абсолютистский порядок устройства высших органов управления, явилась Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае I она фактически стояла над всем аппаратом управления. Судьбы государства вершила небольшая кучка людей, находившихся в непосредственном подчинении царя. При Николае I в этой канцелярии было создано 6 отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно пресловутое III отделение, ведшее борьбу с революционными и вообще с прогрессивными настроениями в обществе.
    Ему был придан корпус жандармов, шефом  которого считался главный начальник III отделения. Вся страна была разбита  на жандармские округа.
    Тайная  полиция существовала и до Николая. При восшествии на престол Александр I упразднил тайную экспедицию, существовавшую с XVIII в.
    Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах группы губерний возглавлялись генерал-губернаторами.
    Не  подверглась существенным изменениям и судебная система. Тем не менее, судебная система оставалась сложной  и громоздкой, зараженной волокитой и взяточничеством.
    Низкий  образовательный уровень чиновничества  характеризовал не только судебные органы, но и весь государственный аппарат. В 1809 г. по инициативе М. М. Сперанского  было выдвинуто требование наличия определенного образования для продвижения по службе. При Александре I была развернута сеть учебных заведений, в том числе и университетов. Однако больших результатов это мероприятие не дало, даже к концу периода.
    Если  в системе государственного механизма  не произошло принципиальных изменений, то продолжалось его разбухание, количественный рост чиновничества, бюрократии. Это разбухание, а также активная внешняя политика требовали громадных денег. Государство искало их старым испытанным способом — повышением налогов. В 1810 — 1812 гг. они были увеличены в два с лишним раза.
    Не  претерпела принципиальных изменений  и организация вооруженных сил. Наиболее заметным событием в истории вооруженных сил этого периода было создание военных поселений. Были построены специальные поселки с хорошими каменными домами и хозяйственными помещениями. Солдаты жили с семьями, занимаясь привычным крестьянским трудом. Но сверх того они должны были нести военную службу, т. е. заниматься строевой и всякой иной боевой подготовкой.
    Идея  военных поселений себя не оправдала. Военные поселения в конце концов трансформировались как бы в подсобные хозяйства. Работая в них, солдаты, освобожденные от строя, обеспечивали производимой продукцией определенные воинские части. В конце данного периода, в свете надвигающихся реформ, эти поселения были вообще упразднены.
    Таким образом, политическая надстройка России в дореформенный период оставалась феодальной, приспособленной к защите устоев феодального общества, охраняющей и отстаивающей интересы господствующего класса феодалов от всякой угрозы его существованию и господству. Вместе с тем на государственном механизме не могли не отразиться те серьезные изменения, которые происходили в базисе, — неуклонное развитие капиталистического уклада. Сопротивляясь действию новых сил, самодержавие не могло не идти на некоторые, хотя и не очень значительные, уступки. Так, в 1802 г. было учреждено Министерство коммерции, в 1819 г. — Государственный коммерческий банк, в 1828 — 1829 гг.— Мануфактурный и Коммерческий советы при Министерстве финансов. 

    Уголовное право по Псковской  судной грамоте
    Уголовное право по Псковской Судной Грамоте  впервые рассматривало преступление как уголовно наказуемое деяние, совершенное  не только в отношении частного лица, но и государства. Появлялось понятие  преступления как общественно опасного деяния.
    Субъектами  преступления по Судной Грамоте могли  быть все, кроме холопов. Ответственность  за совершение преступления соучастниками  устанавливалась для всех соучастников одинаковая.
    Не  были закреплены формы вины, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, покушение и т. д.
    Штрафы  по Псковской Судной Грамоте назначались  за:
1) воровство;
2) разбой;
3) драку;
4) убийство;
5) грабеж.
    Псковская Судная Грамота упоминает высшее денежное наказание – плата в казну князя за «наезд, наводку, грабеж» 50 рублей боярином, 20 рублей житьим человеком, 10 рублей молодшим человеком.
    Система штрафов:
1) продажа (этот штраф поступал в казну князя);
2) возмещение ущерба потерпевшему или его родственникам (в случае убийства);
3) судебные пошлины в пользу владык, посадников, тысяцкого и иного судьи.
    Штрафы  были достаточно большими, разоряли бедноту  и городские низы, тем самым  вынуждая их обращаться к ростовщикам, боярам, купцам и в последующем  попадать к ним в кабалу.
    Псковская Судная Грамота упоминает только о денежных наказаниях, т. е. уголовное право этого периода имеет компенсационный, а не карательный характер, но в других источниках права имеются сведения о смертной казни.
    В самой Судной Грамоте впервые  упоминаются государственные преступления и преступления против государственной власти (государственная измена, тайный посул судье, насильственное вторжение в помещение судебного учреждения, оскорбление судебного должностного лица, оскорбление или клевета на посадника, тысяцкого или их судей), за которые назначалась смертная казнь.
    Телесные  виды наказаний Псковская Судная Грамота не предусматривала, но на практике они широко применялись.
    Преступления  против личности:
1) убийство (среди них выделялись отцеубийство и братоубийство);
2) нанесение побоев;
3) оскорбление действием (например, вырывание бороды, толкание и т. п.).
    Виды  имущественных преступлений по грамоте:
1) татьба (воровство) – простая и квалифицированная: конокрадство или кража, совершенная в третий раз;
2) разбой;
3) грабеж;
4) поджог;
5) наход (разбой в составе шайки).
    Судебный  процесс по Псковской Судной Грамоте  носил обвинительно-состязательный характер, для уголовного разбирательства – обвинительный.
    Дело  возбуждалось по исковому заявлению. Далее  суд проводил расследование («обыск»). Устанавливались оперативно-розыскные меры, например обыск в современном понятии или выемка, т. е. изъятие вещей, которые сдавались на хранение в суд до разрешения дела. Эти действия исполнялись судебными приставами. Они же вызывали на суд ответчика и осуществляли привод в случае сопротивления.
Было  понятие судебного представительства, но только для защиты интересов женщин, монахов, увечных, стариков и малолетних.
    Псковская Судная Грамота устанавливала формальное судопроизводство.
    Судебные  документы:
1) «правая» грамота (она выдавалась стороне, выигравшей судебный спор);
2) судная грамота (решение суда).
В основе уголовного законодательства псковской  Судной Грамоты лежат начала уголовного права Русской Правды и уставных грамот. 

    Система договоров по Русской  правде
    Русская Правда знает определенную систему  договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа. Это явилось следствием восстания киевских низов в 1113 г. против ростовщиков. Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению процентов по долгам, несколько ограничив аппетиты ростовщиков. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами, с упрощенными формальностями, заем с самозакладом — закупничество. Предусматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа.
    В Русской Правде упоминается и  договор купли-продажи Закон больше всего интересуют случаи купли-продажи  холопов, а также краденого имущества
    Русская Правда упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась  как дружеская услуга, была безвозмездной  и не требовала формальностей  при заключении договора.
    Феодализму  не свойствен наемный труд. Тем  не менее Русская Правда упоминает об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники. Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом. В законе упоминается также о наймите, однако некоторые исследователи отождествляют его с закупом.
    Можно, очевидно, говорить о существовании  в Древнерусском государстве  договоров перевозки, а также  комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог  пропить, проиграть или испортить  чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо виден договор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскому продать на местном торге свои товары.
    Уже краткая редакция Русской Правды содержит «Урок мостникам», где регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Исследователи полагают, что закон имеет в виду не только мосты, но и городские мостовые. Археологи нашли, например, в Новгороде многочисленные деревянные мостовые. Интересно, что этот элемент городского благоустройства возник в Новгороде раньше, чем в Париже.
    Надо  полагать, что на Руси существовал  такой древний договор, как мена, хотя в законодательстве он и не отражен. То же можно сказать и об имущественном найме.
    Порядок заключения договоров был преимущественно  простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых  символических действий, рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовались свидетели. Имеются определенные сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.
    Общественный строй России в период становления абсолютной монархии
    Общественное  устройство в данный период характеризуется  существенными сдвигами. Сословное деление, свойственное и более ранним стадиям развития феодализма, теперь приобретает наиболее четко выраженную форму. Главной чертой общественного строя этого времени является консолидация основных классов в классы-сословия.
    Формирование  классово-сословного строя идет в  основном по двум взаимосвязанным линиям. С одной стороны, интересы однородных в социальном отношении групп сближаются, с другой — по мере поляризации классовых различий сословные различия становятся более четкими, сословная принадлежность более прочной, сословные грани все более труднопреодолимыми.
    Социально-экономическая  консолидация класса феодалов имела своим следствием изменение и развитие правового режима феодального землевладения. Идущий на протяжении XVII в. процесс постепенного сближения правового статуса поместий и статуса вотчин завершился в начале XVIII в. полным слиянием этих институтов и даже заменой прежних терминов одним общим. При Петре I исчезло прежнее деление господствующего класса на многочисленные внутриклассовые сословные группы — бояр, дворян, детей боярских и т.д. Еще отмена местничества в конце XVII в. была шагом на сути приравнивания «худородных дворянишек» к старинной феодальной аристократии. Табель о рангах, изданная Петром I, полностью устранила прежние сословные группировки внутри класса феодалов и ввела новое единое название для обозначения господствующего класса-сословия — шляхетства. Заимствованный термин исключал претензии дворян на боярский титул, равно как и возражения бояр против переименования их в дворянство. Табель о рангах позволяла получить дворянство за выслугу на военной или штатской службе. Позже можно было приобрести дворянство лицам, имеющим образование, а также большие капиталы, вложенные в промышленное или сельскохозяйственное производство. Возможность перехода в дворянство то расширялась, то уменьшалась, но существовала во все времена, вплоть до Октябрьской революции.
    Дворянство  было верной опорой самодержавия. Это  не означает, однако, что дворяне  всегда слепо шли за монархом.
    Вступление  России в стадию абсолютизма сопровождалось и консолидацией класса эксплуатируемых. Закончилась многовековая история холопства. В начале XVIII в. оно окончательно слилось с крестьянством. Исчезли и другие, более мелкие группы эксплуатируемых, вроде захребетников или монастырских детенышей. Теперь классу-сословию эксплуататоров противостоял класс-сословие эксплуатируемых — зависимые крестьяне. Закрепощение крестьянства завершилось в XVII в.
    Крестьянство  стало по-своему также замкнутым  сословием, выход из которого крайне затруднялся. Наиболее простым способом выхода из крестьянства была рекрутчина. Замкнутым сословием стало и городское население, которое, подобно крестьянству, состояло из нескольких групп. Внутрисословное деление городских жителей было еще более социально контрастным.
    Духовенство также имело тенденции к замкнутости. Так называемое белое духовенство, т. е. священники, было по преимуществу наследственным, доступ же в «черное», т. е. монашество, всячески ограничивался. Еще Петр I, старавшийся мобилизовать все людские силы страны, всячески препятствовал поступлению в монашество. В результате количество «черного» духовенства уменьшилось в несколько раз.
    Развитие  сословного строя в XVIII в. характеризовалось исчезновением промежуточных слоев, которые постепенно включались в то или иное сословие.
    Дворяне подразделялись на потомственных и личных.
    Эксплуатация  крестьян была главным источником благополучия помещика, главным источником его  доходов. Однако в начале XVIII в. получает распространение такой законный источник, как жалованье за службу, военную и гражданскую. В соответствии с Табелью о рангах были установлены и надлежащие должностные оклады.
    Переход на денежное вознаграждение служилых людей был многозначительным фактом. Прежде государство расплачивалось со служилыми людьми преимущественно поместьями. От владельца зависело, какой доход он сумеет с него получить. Теперь ему гарантировался определенный доход, если, конечно, не считать, что денежное жалованье не всегда выплачивалось аккуратно и регулярно.
    Главной обязанностью дворянства считалась  государственная служба, от которой  оно всячески добивалось освобождения.
    Освобождение  дворян от обязанности служить не лишало их привилегии на преимущественное занятие государственных постов. Государство принимало меры к тому, чтобы высокие посты в государственных учреждениях, командные должности в армии замещались дворянами. Однако нежелание дворян служить приводило к тому, что государственный аппарат пополнялся из разночинцев, которые могли получить за службу личное дворянство. К концу XVIII в. чиновничество в России насчитывало 15 — 16 тыс. человек.
    Антиподом дворянства выступал класс крестьян, также сформировавшийся в сословие.
    Самой многочисленной и самой бесправной группой были частновладельческие крестьяне. Их положение резко ухудшилось во второй половине XVII — XVIII в. Крепостное право в России достигло своего апогея, превратившись в нечто похожее на рабство.
    От  частновладельческих крестьян заметно  отличались государственные, обладавшие известной личной свободой: никто их не продавал и не закладывал, как это делалось с владельческими крестьянами, они могли арендовать и покупать земли, содержать промыслы.
    Допускались смена места жительства и даже переход государственных крестьян в другие сословия. Не случайно одним из лозунгов крестьянской войны 1773 — 1775 гг. было превращение крестьян помещичьих в государственные.
    Вместе  с тем государственных крестьян можно было насильственно переселять, приписывать к заводам и другими путями распоряжаться их судьбой. Государственные крестьяне составляли большую группу, причем в XVIII в. их число выросло, составив более 40% всего крестьянства России.
    Четкая  структура классов-сословий, достигнув  апогея, уже со второй половины XVIII в. начинает размываться. Зародившийся и развивающийся капиталистический уклад постепенно вносит коррективы в социальную структуру общества.
    Дворянство, хотя и в небольшой своей части, вступает на путь обуржуазивания. Все больше тянется к буржуазным формам эксплуатации городская верхушка. Широко развивается крестьянское предпринимательство. Все это подготавливает формирование класса буржуазии в рамках прежнего сословного строя. В то же время крестьяне-бедняки, городские низы закладывают основу будущего пролетариата.
    Оформление  классов в сословия привело и  к созданию сословных организаций: дворянских собраний, купеческих гильдий, ремесленных цехов.
    XVIII век был для России уникальным  в разных отношениях. Одна из  таких особенностей, не имевшая  ни прецедента, ни продолжения, — женщины на престоле российского монарха. По времени феминократия занимает даже большую часть этого века. Такое положение, однако, мало отразилось на правовом статусе основной массы российских женщин. Они, как и прежде, оставались в положении неравноправия с мужчинами.
    Правда, женщины могли занимать придворные должности, но специально женские. О гражданской службе они в принципе не могли и помышлять. Единственным исключением, только подтверждающим общее правило, явилось выдвижение княгини Е. Р. Дашковой на пост руководителя Академии наук при Екатерине II. Бесправие женщин-крестьянок подчеркивалось тем, что счет податного населения велся только по мужским душам. В наследственном и семейном праве интересы женщин были также ущемлены.
    Таков был в общих чертах статус российского  населения.
    Феодальные республики на Руси.
    Феодальный  способ производства характеризовался господством натурального хозяйства и слабым развитием экономических связей между отдельными княжествами и землями. В этих условиях не было факторов, укреплявших экономическое единство страны. Развитие феодального способа производства в условиях господства натурального хозяйства приводило к экономической раздробленности.
    Неизбежным  следствием этого явилась и политическая раздробленность Руси: без экономических  связей невозможно было в течение  какого-либо длительного времени сохранять политическое единство государства. Во второй половине XII в. Древнерусское государство распалось на множество самостоятельных феодальных княжеств, уделов, земель. Вскоре на территории Руси образовалось 12наиболее значительных княжеств:
Ростово-Суздальское, Муромское, Рязанское, Смоленское, Киевское, Переяславское, Галицко-Волынское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Новгородская земля. Процесс экономического обособления и политического дробления развивался и внутри этих земель.
    Артикул Воинский 1715 года
    Этот  нормативный документ подготовлен  при непосредственном участии Петра I. Это первая попытка систематизации уголовно-правовых норм России.  
Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи "Соборного уложения" о мести преступнику и устрашения населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения, появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний. Теперь уже более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифицированной (сожжение, колесование, четвертование и др.). К последнему виду казни приговаривались за наиболее опасные преступления. К ним относились нарушения христианской заповеди "не сотвори себе кумира", выразившееся в идолопоклонничестве, чародействе (чернокнижничестве). За это назначалась смертная казнь в виде сожжения (артикул 1). А за поношение имени божьего и божьей службы надлежало преступнику сначала язык раскаленным железом прожечь, а затем голову отсечь. За измену России следовало четвертование - поочередное отсечение рук, ног и головы, если изменой был причинен "великий вред", то вдобавок предписывалось еще и "рвание конечностей клещами". За убийство и отравление близких родственников предназначалось колесование - дробление тела окованным колесом.

    В соответствии с Артикулом расширилось  применение телесных нака заний (пробитие рук гвоздями, отсечение пальцев или руки, отрезание носа и ушей, разрыв ноздрей и т.д.).
    К избиванию кнутом и батогами добавились шпицрутены, заковывали в железо и  др. Кроме того, в ряде случаев  преступник подлежал клеймению каленым  железом.  
Довольно значительное распространение получила ссылка на каторжные работы или на галеры на определенный срок или бессрочно. На каторгу могли послать за прелюбодействия, а на вечную ссылку на галеры - за мужеложство и изнасилование.  
Однако в период правления Петра I государственных структур по управлению исполнением всех видов наказаний, а также специализированного законодательства учреждено не было.

    Правовое положение зависимого населения по Псковской Судной грамоте
    Крестьяне-общинники - упоминаются под именем сябров (ст. 106). Эта статья свидетельствует о проникновении имущественных отношений в среду общины (появление грамотчика)
    Половник (исполовники) - люди, отдающие своему господину  половину урожая (ст. 43). По профессиональному  признаку делились на изорников (пахарей), кочетников (рыболовов) и огородников (ст. 42). Все они занимали одинаковое положение относительно феодала. Государь имел право отпускать их только в Филипов день (14 ноября). В случае отказа государь лишался части продукта (ст. 42).
    Изорник - скорее всего, безземельный крестьянин, работающий на земле феодала и получающий от него подмогу. От аренадатора изорника отличает покрута, которая делает его зависимым от господина (сильно затрудняет уход). Закуп в Русской Правде работает только на феодала, а изорник - и на себя (отдает лишь часть урожая). Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник - только имуществом.
    Изорник зависел от господина, поскольку получал от него подмогу (покруту), которую феодал мог потребовал вернуть. Для взыскания покруты государь не должен был представлять письменный договор, а прибегал к закличу (ст. 44). Если изорник отрицал покруту, господин должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51).
    Претензии же изорника к господину, основанные на доске - письменном документе - без специального оформления были недействительны (ст. 75). Господин не мог распоряжаться личностью и имуществом изорника.
    Государь  мог получить покруту, обратив взыскание на имущество изорника, (ст. 76). То же происходило в случае смерти изорника и отсутствии наследников (ст. 84). К жене и детям переходили долговые обязательства умершего изорника, даже если это специально не оговаривается в письменном документе (ст. 85). Однако за изорником оставалось право ухода от господина (ст. 63) - за половину урожая. Нельзя назвать изорника нищим - он имеет свое имущество, о чем свидетельствует ст. 86.
    Изорничество - это новый этап закрепощения крестьян (но нельзя однозначно говорить об ухудшении или улучшении положения). Впервые была ограничена свобода передвижения - закуп может уйти в любой момент, отдав купу, а изорник - только в Филипов день.
    Наймиты (ст. 39-41) - свободный человек, пользующийся гражданскими и политическими правами члена городской общины, но находящийся в социально-экономической зависимости от государя. Договор заключался устно на время или для выполнения определенной работы (ст. 39). Наймит мог расторгнуть договор, однако в то же время наймит-дворной годами живет у хозяина. Договор с наймитом плотником должен был быть оформлен путем записи.
    В ПСГ отсутствуют положения о  смердах, закупах или холопах.
В ст. 103 упоминается подсуседник, имеющий долговое обязательство, обеспеченное залогом, по отношению к государю. Мог предъявлять иск на основе досок. 

    Развитие  формы государственного единства в первой половине 19 века
    Внутреннее  развитие России проходило в сложной  и противоречивой международной обстановке, в которой успехи Российской империи сменялись неудачами. Тем не менее, общим итогом внешнеполитических усилий России явилось заметное расширение ее территории не только по размерам, но и по характеру присоединенных районов. В общем территория Российской империи увеличилась примерно на 20%, а население достигло 70 млн. человек. В первой половине XIX в. изменились западная, южная и юго-восточная границы России.
    Начатая в 1808 г. война с давним соперником России Швецией завершилась в 1809 г. подписанием мира в Фридрихсгаме, по которому к России отошла Финляндия. Это существенно укрепило позиции России на Балтийском море, прикрыло ее столицу, на протяжении столетия стоявшую по существу на границе империи.
    Война с другим давним противником России, Турцией, закончилась в мае 1812г., как раз накануне нападения на Россию Наполеона, Бухарестским договором, по которому к России отходили Бессарабия и участок Черноморского побережья Кавказа с городом Сухуми. Присоединение Бессарабии к Российской империи не означало воссоединение в ее пределах всего молдавского народа: часть его осталась за Прутом.
    По  решению Венского конгресса, завершившего победу над Наполеоном, большая часть Герцогства Варшавского была передана России. Еще раньше, по Тильзитскому договору Александра I с Наполеоном, к России отошла от Пруссии польская Белосток-ская область.
Расширились пределы Российской империи и  на Кавказе.
    В первой половине XIX в. в состав Российской империи вошел весь Казахстан.
    Прибалтика  была инкорпорирована еще в предыдущем веке. В данный период она делилась на три губернии — Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую, объединенные одним генерал-губернаторством. Управление Остзейским краем строилось на общеимперских началах, однако, здесь были и свои особенности, преимущественно в организации сословного управления и суда. Для Прибалтики был издан даже свод местных узаконении, гарантирующий древние привилегии дворянству, мещанству, духовенству.
    Таким образом, в развитии формы государственного единства в данный период можно отметить две взаимосвязанные тенденции: тенденцию к усложнению, вызванную расширением территории империи, и тенденцию к упрощению, обусловленную политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной мере русификации национальных окраин. При этом архаичные, чисто феодальные формы государственного единства (сюзеренитет-вассалитет, личная уния) сменяются свойственными буржуазному государству отношениями административной инкорпорации, унитаризма, хотя процесс этот не будет доведен до конца.
    Гражданское право по Псковской судной грамоте
    Гражданское право занимает важное место в  нормах Псковской Судной Грамоты.
    В гражданском праве получили закрепление  институты вещного права, т. е. права  на вещи, центральным из которых  являлось право собственности. В  законе впервые появляется термин, обозначающий движимое имущество —  живот. Есть в ПСГ и термин, определяющий недвижимость — отчина. Большое  внимание уделяется земле как  объекту права собственности. Часто упоминается в ПСГ и движимое имущество, из которого особо выделяется скот.
    Среди способов приобретения права собственности  ПСГ упоминает давность владения. Этот древнейший способ был закреплен в ней в отношении пахотной земли и рыболовного участка водоема. При этом закон перечисляет ряд условий, без соблюдения которых невозможно приобретение права собственности по давности. Основным же способом приобретения права собственности являлись договоры и наследование. ПСГ известны также находка и приплод.
    Право на чужие вещи представлено в ПСГ  кормлей, т. е. пожизненным правом пользования недвижимостью. Имущество переходило в кормлю, как правило, после смерти собственника. Ю. Г. Алексеев говорит и о возможности продажи в кормлю. Супруг мог завещать пережившему супругу свою землю в пожизненную кормлю; при отсутствии завещания земля также переходила в кормлю пережившему супругу. Продажа кормли запрещалась.
    Развитие  товарно-денежных отношений обусловило достаточно высокий уровень обязательственного права. Усложнение хозяйственной жизни общества вело к совершенствованию способов заключения договоров. Вместо громоздких, сопряженных с обрядностью, привлечением свидетелей способов заключения договоров появляются удобные письменные способы оформления различных сделок. Рост числа купеческих операций, увеличение количества их участников приводили к необходимости более серьезного оформления договоров.
    Систематизация российского законодательства в первой половине 19 века
    Консерватизм  и реакционность политической надстройки России первой половины XIX в. предопределили такие же особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производятся только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.
Стремление  удержать и подкрепить устои шатающегося  феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он демагогически связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?» Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.
   Если  содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства, составившая целую эпоху в его истории.
    Последним универсальным систематизированным  сборником, охватывающим почти все  отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. Как уже отмечалось, в XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.