Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Сущность политических элит

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.05.13. Год: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Сущность политических  элит
Термин «элита»  происходит от французского слова elite- что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди». В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию «элита» - «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги».
Теория элит стала активно разрабатываться  на рубеже XIX-ХХ вв. такими крупными представителями  европейской политической мысли, как  Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др. Они исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, которое В. Парето называл «элитой», а Г. Моска «политическим классом», осуществляет руководство «некомпетентными» массами.
Подходы западных политологов к понятию «элита» весьма различны. Но тем не менее можно выделить два основных подхода к данной проблеме: ценностный и структурно-функционaльный.
Сторонники первого  объясняют существование элиты  неким «превосходством» (интеллектуальными, моральным, психологическим и др.) одних людей над другими.
Приверженцы второго  направления подчеркивают исключительную важность функций управления, которые  определяют исключительность роли людей, выполняющих эти функции.
Структурно-функциональный подход игнорирует классовый характер правящей элиты, грешит абсолютизацией формального механизма власти, а  сторонники ценностной концепции сводят все к тому, что элита - это смелые, мудрые, дальновидные люди. Однако исследования неизменно опровергают такое  утверждение. В реальной жизни - это  зачастую циничные, корыстолюбивые, коррумпированные, не брезгующие никакими средствами лица.
Политическая  элита - это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического  влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров дли институтов власти того или иного государства  или сообщества.
Из вышесказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки  экономически и политически господствующего  класса. Это люди, которые сосредоточили  в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это  профессиональные служащие, политики и идеологи и т. д. Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены  концентрируют в своих руках  власть путем монополизации права  на принятие решений, на определение  целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т. д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к, ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена.
2. Происхождение, виды и функции политических элит
Элиты присущи  всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием  следующих факторов:
1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
2) законом разделении труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
4) широкими возможностями использовании управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;
5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
6) политической пассивностью широких масс населении, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.
Все эти и  другие факторы обусловливают элитарность  общества. Сама политическая элита  внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т. е. - это политическая элита власти, оппозиционную (т. е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5 % населения), административную - это служащие-управленцы (бюрократия), а также различают политические элиты в партиях, классах и т. д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимовлияют и не взаимодействуют друг с другом.
В состав политических элит входят: высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы  представители артистического мира, духовенства), суждения и мнения которых  пользуются огромным авторитетом.
Но в состав элит входят не только лица и группы, непосредственно участвующие в  управлении, но и наиболее влиятельные  экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, а также члены семей  влиятельных лиц, хотя они вроде  бы непосредственно не участвуют  в принятии решений и в реализации политики. В состав политической элиты  входят также те представители правящего  класса, которые формально не связаны  с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических решений, они играют роль так называемых «серых кардиналов». Они не могут оказывать  прямую (материальную и моральную) помощь, ограничивать ее или вообще не оказывать  ее, но в определенное время они  могут становиться главными действующими лицами политического процесса. Так  или иначе элита занимает важное место среди субъектов политики. По существу, политика - это продукт элиты, ее функция, причем функция социально необходимая, которая выражает интересы всего общества. Роль элиты в обществе, в управлении, экономике и т. д. отражают ее функции:
1) элиты играют  важнейшую роль в определении  политической воли социальной  группы, всего класса и в разработке  механизмов реализации этой воли;
2) элиты призваны  формировать политические цели  своей группы, класса, их программные  документы;
3) элиты регулируют  деятельность по политическому  представительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или  ограничивая ее;
4) элиты являются  основным резервом руководящих  кадров, центром набора и расстановки  руководителей на различные участки  политического и государственного  управления.
3. Политическое лидерство: природа, функции и типология
Деятельность  различных партий, общественных организаций  персонифицируются в конкретных личностях - лидерах. Лидерство как  социальное явление внутренне присуще  природе человека. Уже на первых этапах развития человека его существование  было немыслимо без формирования и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения. А  это обусловило выбор такого порядка  общественной жизни, где ведущую  роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников. От лидерства в личностном виде общество переходило к более сложным формам: к институтам лидерства, к групповому лидерству.
В условиях демократизации возрастает роль научного управления жизнью общества, значение изучения проблемы политического лидерства и политических элит.
Лидерство рассматривается  в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.
Современные западные политологи определяют лидерство как  многогранное понятие. При его понятии  выделяются:
а) характер самого лидера;
б) свойства его  приверженцев, избирателей;
в) взаимосвязь  его с избирателями (конституантами);
г) конкретные ситуации: в которых лидерство
Таким образом, у лидерства много аспектов и  сводить все только к личностным факторам нельзя.
Политический  лидер одновременно является субъектом  и объектом политического процесса. Субъектом его делает то, что он по своим незаурядным качества становится во главе социально-политических движений с целью реализации интересов общностей, его выдвигающих. Ради этого лидер наделяется властными полномочиями, т. е. правом направлять усилия, волю, интеллект людей, а также оперировать материальными, финансовыми ценностями.
Политический  лидер одновременно и объект политики. Различные эпохи, разные классы и  социальные группы требуют лидеров, обладающих различными качествами, в  основе которых постоянно действующий  критерий - эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов  той общности, которая прибегла к  его услугам. Более того, в решении  различных проблем он всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их предложения и требований, к компромиссам.
Всякое лидерство  уже изначально стремится заявить  о себе, иметь как можно больше сторонников, формализоваться, войти в существующую политическую систему. Эволюция политического лидерства - это движение от простого к сложному. На практике оно чаще всего носит стадиальный характер. Сначала возникновение общественных движений и выделение их лидеров, далее образование партий, выработка их программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства и, наконец, борьба за власть; приход к власти партий, участие и управление страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей.
 Политическое лидерство имеет определенные признаки:
1) наличие собственной  политической программы, умение  реализовать ее;
2) популярность, авторитет, ответственность. Только  тот, кто способен взять на  себя ответственность, и может  выступать в роли лидера;
3) постоянно  всей своей практикой доказывать  право на лидерство и оправдывать  кредит доверия.
Раскрывая сущность лидерства в политическом процессе, необходимо остановиться на роли политического  лидера.
Политические  лидеры, выражая интересы определенных классов и партий, оказывают значительное воздействие на ход событий.
Роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы.
Действительно, на определенном этапе может возрасти эффективность деятельности при  жестком, требовательном лидере. Но основная задача лидера 'вызывать активность, устранять  пассивность, вовлекать массу людей  в решение назревших проблем  общественной жизни.
В этой связи  политическая наука считает необходимым  особо выделить следующие черты  лидера:
- умение учитывать,  выражать и отстаивать взгляды  той или иной общественной  группы;
- интересы общества  для него должны быть выше  личных интересов. Именно это  создает ему в значительной  мере авторитет;
- способность  организовать активные действия  людей;
- коммуникабельность  и ораторские способности;
- высокая политическая  культура;
- яркая личность, эрудированность, корректность (т.  е. вежливость), высокие нравственные  качества - честность и порядочность;
- политический  лидер должен иметь собственную  политическую программу и должен  бороться за осуществление этой  программы. Поэтому важны такие  личные качества лидера как:  воля; целеустремленность, настойчивость;
- важной чертой  является популярность, т. е. умение  завоевать массы.
Лидерами не рождаются, а становятся, их создает  авторитет. Поэтому овладеть искусством лидера способен не каждый субъект  политики. Им может быть только личность, которая отличается самостоятельностью мышления, выражает интересы масс. Принимая политические решения - уметь приспособить их к реальным условиям находить правильные управленческие решения.
Чтобы стать  лидером, личности необходимо оправдать  доверие объекта и завоевать  тем самым авторитет. За субъектом-лидером  идут не потому, что приходится идти, а потому что хочется идти.
С научной точки  зрения представляет интерес типология  лидеров. Различается формальная типология, основанная, на функциональном анализе, связанном с масштабами функций  лидера. Ведь лидер оппозиционной  партии - это совсем не то, что лидер  государства, или выразитель региональных политических интересов, или глава  религиозного движения. В основе классификации  лежат и такие критерии, как  содержание, стиль деятельности лидера, его авторитет .
Одна из первых типологий была предложена немецким социологом М. Вебером. В ее основе лежит  классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность  «отдавать приказы и вызвать  повиновение», М. Вебер различал:
1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти сам «законно» (или легитимно) становится монархом;
2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность». В нем лидер - чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы (вспомним годы правления Л.И. Брежнева и К.У. Черненко);
3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности. Подобный лидер обладает в глазах последователей подчас магической силой. Харизматическое лидерство, по М. Веберу, возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы».
Авторитет традиционного  лидера, согласно М. Веберу опирается  на многолетний обычай. Человек обладает «правом на лидерство» благодаря  происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества.
Бюрократическое лидерство присуще индустриальному обществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности (хотя лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетентности), а с помощью законных бюрократических структур. Бюрократическое лидерство обезличено.
Среди отмеченных типов лидерства наиболее большой  интерес вызывает харизматический. Понятие «харизма» означает «божия благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как святотатство. В этом М. Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного.
Порой харизматический  лидер способен не только своими поступками, но и одной лишь силой морального воздействия, самим фактом своего существования  преодолеть разобщенность общества. Но нельзя не видеть и негативных аспектов этого процесса, когда харизматический  лидер с легкостью окружается ореолом незаменимого.
По стилю деятельности типы лидера выделяются как авторитарный и демократический.
Авторитарный - это лидер, требующий монопольной власти.
Связи между  членами группы сведены на нет и проходят под контролем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие «железная требовательность», угроза наказания.
Демократические же лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди членов группы, создают атмосферу сотрудничества.
По характеру  деятельности типы лидерства выделяются как:
1) универсальный,  то есть постоянно проявляющий  качество лидера;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.