Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Культурная жизнь Германии

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.05.13. Год: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      УО  «Витебский государственный университет  им. П.М.Машерова»
                              Кафедра немецкого языка 
 
 
 
 
 

      КУЛЬТУРНАЯ  ЖИЗНЬ                                                  
                     ГЕРМАНИИ 
 
 
 

                              
                                

                               
                                                                Курсовая работа
                                                                студентки 503-й группы
                                                      филологического факультета 
                                                             Якубцовой Анастасии Николаевны
                                           Научный руководитель
                                                          преподаватель немецкого языка
                                                    Скакун Наталья Леонидовна 
 
 
 
 

Допущена к  защите
«____»_______2007 г.
Руководитель__________/Скакун Н.Л./
Работа защищена «_____»_______2007 г.
с оценкой________________                                         
Члены комиссии
____________________
____________________ 

                                            
                                         Витебск 2007
                                               СОДЕРЖАНИЕ  

Введение………………………………………………………………..3
I.Литература……………………………………………………………5
II.Изобразительное искусство………………………………………..15
III.Архитектура………………………………………………………..21
IV.Кино………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Введение 

      Германия - это страна, которая подарила миру величайших писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых.… Все эти люди оставили глубокий след не только в немецкой, но и в мировой культуре.
      Они жили и творили  в разные периоды: эпоха «Бури и натиска», Возрождение, Реформация. Когда мы говорим о немецкой культуре, сразу же вспоминаются такие великие имена, как Гете, Шиллер, Бах, Бетховен, Лессинг и многие другие.
      Наша  курсовая работа посвящена теме: «Культурная  жизнь Германии». Основными целями нашей работы является анализ литературы по следующим темам: 1) разнообразие культурной жизни Германии; 2) жизнь и творчество наиболее ярких представителей разных направлений в культуре; 3) исторические события в контексте культуры.
      Для подробного изучения данной темы мы рассмотрели такие аспекты как «Литература», «Изобразительное искусство», «Архитектура» и «Кино».
      Исследуемая нами тема, на наш взгляд, актуальна! Ведь очень важно знать не только то, как развивается культура нашей  страны, но необходимо интересоваться  и культурой других стран. Тем более что сейчас многие учат немецкий язык.
          В нашей работе мы исследуем развитие немецкой литературы в разные века (XVII-XX). Следует отметить, что для каждого периода развития характерно свое направление, которое имеет свои особенности и неповторимость. Основными великими литературными деятелями являются Готхольд Эфраим Лессинг, Вольфганг фон Гете, Фридрих Шиллер, Бертольд Брехт, Иоганн Готфрид Гердер.
      В ходе работы мы попытаемся определить, какую роль в развитии немецкой литературы сыграла французская революция 1789 года, как поэты и писатели «работали» во время национал-социалистической диктатуры, как развивалась литература после 1945 года, какой город в Германии является ведущим в области немецкого издательства, какое место в мире занимает книжное производство ФРГ, какие библиотеки действуют на данной территории.
      В таком разделе нашей работы как  «Изобразительное искусство» мы попытаемся изучить работы различных известных (и не очень) художников, определить их значение для развития искусства других стран.
      В Германии в широком разнообразии представлено архитектурное творчество. Мы исследуем, в каких  направлениях в разных столетиях оно развивалось, какие архитекторы внесли вклад  в развитие данного вида искусства.
      Перед нами стоит еще одна задача: определить, на какое время приходится расцвет  немецкого кинематографа, как развивается  этот вид искусства в настоящее  время.
      Таким образом, целью нашей работы является анализ литературы, посвященной различным  аспектам культурной жизни Германии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Литература 
 

      Древнейшим  свидетельством немецкой литературы считается  песнь Гильдебранда. В ней рассказывается история Гильдербанда, который в поединке убивает своего сына Гадуброида, как того требует честь. Песнь Гильдебранда исполнялась странствующими певцами при дворах. Известны имена авторов, начиная с 12 столетия, стихи, эпосы, следуя французским примерам, писали Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон Фогельвайде, Готфрид фон Штрассбург [20, с. 358 ].
        Немецкая литература всегда пользовалась  стимулами извне, брала взаем,  например, гуманисты Ренессанса  открыли греческую и римскую  литературу. Мартин Лютер перевёл  библию на народный язык и  таким образом сделал её доступной  для всех, кто говорил на немецком языке. Благодаря этому он стал основоположником общенемецкого литературного языка. Лишь в XVII веке поэты, как Мартин Опиц, стремятся создать немецкий национальный литературный язык. Но и потом немецкая литература не укладывается в узкие рамки национальных литератур. Для её средства, немецкого языка никогда не существовало государственных границ. Читателя не так уж затрагивает вопрос, является ли немецкоязычный автор австрийцем, швейцарцем или немцем. Поэты Райнер Мария Рильке, родившейся в Праге, и Гуго фон Гофманстраль, родившийся в Вене, принадлежат к немецкой литературе также, как и новеллисты Роберт Музиль из Клагенфурта, Томас Манн из Любена и Франц Кафка из Праги. Что вообще представляла бы немецкая литература без швейцарцев Готфрида Келлера или Макса Фриша, без австрийцев Адальберта, Штифтера или Томаса Бернгарда, без родившегося в Румынии лирика Пауля Целана? Произведения всех этих авторов – вклад в немецкую литературу!
        В XVIII столетии, в век Просвещения, течения «Бури и натиска» и классики, писатели и философы вели борьбу, прежде всего за идеи. Позже, на фоне освободительных войн, встал вопрос, быть ли литературе немецкой или космополитической.
        Готходьд Эфраим Лесинг впервые показал в драме бюргерство и воспел идеалы гуманности. Иоганн Готфрид Гердер развил в Риге идеи новой национально немецкой литературы. Несколько позднее вокруг Иоганна Вольфганга фон Гёте  собрались представители течения « Бури и натиска».
      Гёте  и Фридрих Шиллер считаются немецкими  классиками, истинно немецкими поэтами. Их идеал искусства – упрощенная строгой формой гармония «я» с миром, чувства и разума – более полувека определял литературное творчество в Германии.
      Самым выдающимся писателем «Бури и натиска» был Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832). Он вырос в семье богатого бюргера. В 16 лет Гёте уехал учиться в Лейпциг. Здесь он овладел разносторонними знаниями и писал стихи. Написал комедию « Сановники» (1768).
         В апреле 1770 года Гёте приезжает  в Страсбург, чтобы завершить  юридическое образование. Там  он собирал народные песни, которые       «подхватывал на лету из уст древней старушки». Эти песни оставили разнообразные следы в творчестве Гетте, прежде всего в стихотворениях страсбургского периода, положивших начало поэзии «Бури и натиска».
         Свой роман «Страдание юного Вертера» он написал в 1774-м году. Гёте указывал, что роман повествует о « молодом человеке, … наделённом глубоким и чистым чувством и истинной восприимчивостью, который предаётся восторженным грёзам, изнуряет себя размышлениями и, наконец, истерзанный беспредельной любовью, пускает себе пулю в лоб». «Вертера» читал весь мир.
         Роман Гёте был первым произведением  немецкой литературы, привлекшим  к себе внимание за рубежом,  которое не ослабевало длительное  время. Наиболее сильный интерес  оно вызвало у французских, итальянских и английских романтиков. Роман часто, вплоть до наших дней, воспринимался как модель художественного отображения жизненных проблем молодых людей.
        Гёте написал ещё много великолепных произведений [6, с. 283-305].
 Но  если как драматург и прозаик Гёте в Веймаре должен был искать новые идеи, то  как поэт он не испытывал недостатка в темах. Он не считал для себя зазорным на придворных празднествах выступать в роли крестьянина с чтением стихов – паузников,(Knittelverse), которые должны были воспитывать князя. Другая разновидность стихотворений представляли собой торжественные гимны из тематического круга «Ифигения в Тавриде», «Границ человечества» (1781) и «Божественного» (1783), содержания не субъективные переживания, а размышления о возможности и границах человеческого поведения. И всё же для подавляющей части стихотворений этого периода характерно выражение собственных переживаний поэта.
         «Морское плавание», «Ночная песнь  охотника», «На озере» и мн.др.- прекрасные творения великого Гёте [6, с. 306].
        «In Tyrannos» («На тиранов») стояло на титульном листе «Разбойников» - под этим лозунгом Фридрих Шиллер (1759 – 1805) вступил в жизнь. Его ненависть к тиранам не была расплывчатой, как у поэтов «Союза рощи». Шиллер целился в атмосферу абсолютизма. Он проявлял живой интерес к судьбе политически оппозиционной публицистики. Дух вольности в нём поддерживался чтением античных и просветительских сочинений, особенно произведений писателей «Бури и натиска». Шиллер рано почувствовал «склонность к поэзии», решил сам написать бунтарскую драму. В «Разбойниках» Шиллер использовал «преимущества драматургического приёма – возможность подсмотреть самые сокровенные движения души».
         Шиллер написал много великолепных  произведений. В том числе это трагедия «Заговор Фиеско в Генце» (1783), драматическая поэма «Дон Карлос. Инфант Испанский» (1787) и др. Шиллер обращал внимание на проблемы теории искусства. Его произведения – это великолепный вклад в немецкую литературу [6, с.316-328].
      Французская революция внесла цензуру в этот очень плодотворный литературный период.
         Гёте и Шиллер, отойдя от бунтарских  крайностей «Бури и натиска», не порвали с эпохой Просвещения, сохранив за искусством одну из важнейших общественных функций, а именно – воспитательную. Отказавшись видеть в искусстве средство политической борьбы (и в этом прежде всего отразилось осмысление уроков якобинской диктатуры во Франции), они в период «Веймарского классицизма» разработали теорию искусства как важнейшего средства воспитания народа, нации. При этом речь шла не о любом искусстве, но об искусстве, ориентированном на лучшие античные образы, на высокие гражданские идеалы.
         Йенские романтики – братья  Шлегели, Тик, Новалис – во многом изменили шкалу ценностей. На место античности они поставили национальное средневековье, на место личности, ищущей точку опоры в интересах служения обществу, они поместили личность, убегающую или отгораживающуюся от чужого общества. Своими творческой фантазии художника они считали важнее строго соблюдения чистоты литературных жанров (на чём делали акцент Гёте и Шиллер). Сознательно смещение жанров, родов и видов литературы было возведено йенскими романтиками в основополагающий принцип. Их важнейшим литературным жанром стала сказка – ведь именно здесь свободный полёт фантазии  мог осуществиться во всей полноте. И, наконец, они осуществляли важнейший шаг, означавший полную литературную революцию, - освободили художника от всех литературных функций, кроме одной – служения самому искусству, которое по их понятиям, было высшим проявлением творческих возможностей человеческого духа. Отсюда столь обычное у Новалиса утверждение, что художник – чародей и маг среди людей. До такой крайней точки теория и практика искусства никогда не доходили. И этим, в том числе объясняется постоянно возрождающийся, неугасающий интерес к наследию ранних немецких романтиков [5, с. 15].
         Л.Тик находился у самых истоков  этой литературной революции,  создав художественно яркие романтические  произведения почти во всех жанрах: три тома «Народных сказок, изданных Петром Леберехтом» (1797), роман «Странствия Франца Штерибальда» (1798), драматическую «Трилогию», «Кот в сапогах» (1798), «Принц Цербино» (1799) и «Мир наизнанку» (1799), а также относящиеся к этому периоду стихотворения – образцы тончайшей словесной живописи [5, с.15-16].
         Немецкие писатели – романтики преследовали различные идеалы. Многие были преисполнены патриотических устремлений. Романтики Йены и Гейдельберга отреклись от идеалов Просвещения – они хотели не изменить мир, а одухотворить, поэтизировать его [9, c. 235].
         Душевность, прославление средневековья  и романтическая тоска по народности  состязались с устремлениями  освоить новые миры, раздвинуть границы. Таким образом возникли у Клеменса Брентано, Ахима фон Арнима и братьев Гримм коллекции местного фольклора: песен, сказок и сказаний. Значительным и долгодействующим был их отзвук: ещё Георг Бюхнер включит сказки в свои иронично-романтичные драмы, а Генрих Гейне в стихотворении «Лорелея», больше всего цитируемого в Германии.
        Творчество Генриха Гейне (1797- 1856) давно уже входит неотъемлемой  частью в сокровищницу мировой  художественной культуры. Ему посвящены  сотни книг и тысячи статей на многих языках мира. Лучшие поэты и переводчики снова и снова испытывают возможности своих родных языков в поисках адекватного выражения той «осознанной свободы духа»
( « die selbstbewusste Freiheit des Geistes»), которая, по словам Гейне, является высшим в искусстве. Гейне говорил, что художник должен стоять на уровне прогрессивных философских и социальных идей своего времени. Ещё он должен обладать безукоризненным умением обладать безупречным умением овладеть литературным материалом, обработать и преподнести его.
        Сформулированный Гейне принцип  «высшего в искусстве» как  «осознанной свободы духа» был близок к Байрону, и Гюго, и Пушкину, и Лермонтову.
         В поэзии Гёйне отразились  все противоречия его многогранной  личности. Он может быть робким, нежным влюбленным и откровенным циником, и разочарованным больным человеком…
         Великий русский поэт Жуковский, так много переводивший Шиллера, Гёте, Уланда и Гебеля, считал, что Гейне обладает «чародейным могуществом слова, которого, может быть, ни один из писателей Германии не имел в такой силе» [5, с. 145].
         Знаменитыми стали переводы Людвига Тика и братьев Шлегелей произведений Шекспира и Сервантеса. Они породили многочисленные другие переложения крупных произведений, с романских и древнескандинавских языков, позднее – восточной и индийской литературы.
         Крупные немецкие новеллисты XIX столетия популярны у читателей и по сей день: Альберт Штифтер, Теодор Шторм, Вильгельм Рабе, Теодор Фонтане. К великим нашего столетия принадлежат Томас и Генрих Манн. В любом книжном магазине всегда найдутся произведения Райнера Марии Рильке, Готфрида Бена, Германа Гессе и Бертольда Брехта.
         В течение двенадцати лет национал-социалистической  диктатуры многие немецкие авторы  были в изгнании: в Марсель  Анна Зегерс описала, как жертвы  режима в отчаянии пытаются  выехать из Европы, где господствуют  нацисты («Транзит»), в Дании Бертольд Брехт анализировал и бичевал «мрачные времена», в США Томас Манн создал «Доктора Фауста». Лишь немногие из писателей (в том числе Готфрид Бенн, Ганс Каросса, Эрнст и Фридрих Георг Юнгеры, Эрик Кестнер, Эрнст Вихерт) замкнулись во
« внутренней эмиграции», большинству из них было запрещено заниматься писательской деятельностью.
      Новое начало после 1945 года. Немецкая литература попыталась сделать новое начало после Второй мировой войны. Литературный вакуум немецкие авторы сперва хотели заполнить широким заимствованием тенденций в иностранной литературе, некоторые пробовали себя в неореализме американца Эрнста Хэмингуэя, равно как и в экзистенциализме Жана-Поля Сартра. Речь шла о «литературе развалин» и литературе «часа ноль». Наиболее радикальным примером подобного рода литературы является сам автор пьесы «За дверью»  Вольфганг Борхер. Здесь, как и в других произведениях современности отражается большая политическая активность. Такие писатели, как Гюнкер Эйх, Перер Хухель или Ганс Эрих Носсак, считали своей задачей активно воздействовать на политику, пользуясь литературными свойствами [20, с.360]. Задача, которую в 1945 году поставила перед литературой сама история, заключалась в том, чтобы не только подвести критические итоги прошлого, но и указать пути в будущее.
         Возникновение литературы социалистического  общества знаменует собой литературно-исторический  поворот нового рода: в едином, подчас противоречивом, многосложном и динамически революционном процессе претерпевали изменения не только историческое содержание литературы и его художественное выражение, но и её действительность и функция. [11, с.  201]
         В то время как в ГДР литература  использовала представившуюся ей  в 1945 году возможность осуществить  демократическое и социалистическое обновление, развитие в западных оккупационных зонах, позднее – в ФРГ, протекало по другому пути [10 , с. 536 ].
         Процесс реставрации, происходивший  в этих зонах и выводивший  немецкий империализм на прежние  высоты власти, привёл  к расколу  Германии, к созданию на территории бывшей Германии двух немецких государств с противоположным общественным строем и как следствие – к возникновению и развитию двух немецких литератур.
         В этих условиях литература  ФРГ осталась литературой, разрываемо классовыми противоречиями, литературой, в которой защитники империалистических интересов противостоят гуманистически и демократически настроенным писателям, выступающим с критикой капиталистической системы. Предметом их художественного рассмотрения являются жизненные проблемы в условиях империализма, либо идеализируются, либо изображаются в критико-реалистическом свете.
         Именно различный подход к  выбору литературной традиции  довольно рано выявил факт  возникновения двух немецких  литератур. В то время как  писатели  ФРГ в большинстве своём придерживались в плане содержания и художественной формы принципов, в которых в своё время отразилось позднее буржуазное апокалипсическое сознание, для писателей в ГДР образцом стали социалистическая литература и литература боевого гуманизма и антифашизма.
         Вклад литературы ГДР в прогрессивную  мировую литературу выражается, прежде всего в национальной специфичности и её критического анализа немецкого фашизма, осуществлявшего с социалистических позиций, а также в изображении немца – гражданина социалистического общества как противопоставления стереотипному образцу немца, впитавшего в себя националистическую и империалистическую идеологию. Такие писатели ГДР, как Бертольт Брехт, Иоганнес Роберт Бехер, Анна Зегерс, Арнольд Цвейг, Бруно Апиц, Иоганнес Бобровский и Эрвин Штритматтер, получили мировое признание. Одновременно литература ГДР находила мощные творческие импульсы в литературе Советского Союза и литературах других социалистических стран: источником этих импульсов были родственнее интересы и опыт народов в социалистическом обществе [2, с. 192-194].
         В пятидесятых годах структурно  оформились литературные отношения  в системе основанной на получении  прибыли. Литературное дело строилось  по американскому образу.
         Экономически важную роль стала играть бульварная литература.
         Возникла широко разветвленная система федералистских и частных литературных премий и стипендий, которые могли способствовать развитию культуры.
         Романы Генриха Бёлля первой  половины 50-х годов достигли высшей  точки в освещении второй мировой войны с позиции критического реализма.
         Генрих Бёлль (1917 – 1985) родился  в кёльне, вырос в доме родителей  – католиков-антифашистов. В своём  первом рассказе «Поезд пришёл  вовремя» (1949) он на примере солдата  фашистского вермахта показал бессмысленность и бесчеловечность войны и национализма. Эту проблематику Бёлль продолжил в романе «Где ты тыл, Адам?» (1951), в которой он высказывает две основные точки зрения на фашистскую войну.
         После 1950 года Бёлль обратился  к социальной действительности ФРГ. Роман «И не сказал ни единого слова» (1953) был началом его попыток литературного отображения господствующих в ФРГ сил. Бёлль подвергает критике аморальную практику господствующего класса и продажное христианство.
         Ещё один его роман – «Дом без хозяина». Этим романом Бёлль достиг вершины критического реализма в прозе 50-х годов. В начале 60-х годов у художника возникла неуверенность, появились тенденции разочарования. Итог, который Бёлль подводит социалистическому развитию в ФРГ, оказался негативным.
      Эти искания нашли отражение в  романе «Глазами клоуна» (1963).
        Эстетические и этические точки зрения, которые Бёлль раскрывает в 50-е года, достигают кульминации в появившемся в 1959 году романе «Бильярд в половине десятого». Рассказ о семейной жизни одного архитектора раскрывает историческое развитие с его разрушительными силами. Бёлль ставит перед современниками вопрос об эстетическом и политическом преодолении исторической несостоятельности буржуазии [8, с. 21].
         Ещё одним известным литературным деятелем того времени в Германии является Вольфганг Кёппен. В начале 50-х годов он написал «Голуби в траве», «Теплица» и «Смерть в Реме». В этих книгах он обличал ремилитаризацию и реставрацию империалистических порядков в ФРГ. Действие романа «Голуби в траве» (1951) переносит нас в то время, когда, «первые новые кинотеатры, первые дворцы страховых компаний стали возвышаться над руинами и лавочниками, когда новые богачи ещё чувствовали себя неуверенно, когда фавориты «чёрного рынка» искали, куда бы вложить капитал, а вкладчики сберегательных касс оплачивали войну». Чтобы эстетически адекватно изобразить глубоко тревожное состояние общества, отмеченное чертами хаоса, Кёппен использует и монтирует ассоциации, газетные заголовки, лозунги, отрывки слов.
         В романе «Теплица» (1953) преобладает  политическая тематика: роль буржуазного  парламентаризма в процессе социальной  реставрации.
         Между 1958-1962 годами Кёппен написал  путевые очерки («В Россию и куда-нибудь ещё», «Путешествие в Америку», «Поездки во Францию», «Наследники Саламина» и др.). В 1977 году вышла его книга «Юность» [8, с.218-219].
         Изучение темы национал-социалистов  является в 50-е и 60-е годы  одной из центральных тем немецкой  литературы, так, «Занзибар, или  Последняя причина» Альфреда Андерша или «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса. Многие писатели вернулись со временем к художественной основе литературы ( Уве Йонсон, Петер Херлинг). Темой стал сам язык. Зашла речь о реприватизации литературы. Наиболее видными драматургами тех лет были швейцарец Фридрих Дюрренматт («Визит старой дамы», «Физики») и Макс Фриш («Андорра»).
         В 60-е годы произошли перемены  в литературной жизни. Внешне это выглядело как лихорадочное и крайнее непостоянство. Повышенная ориентация издательского дела на прибыльность благоприятствовала в первую очередь засилью аполитичной литературы для массового читателя. Литературное производство связывалось с реальными и вместе с тем искусственно создаваемыми потребностями. Все жанры и все формы публикаций открылись для таких модных течений, как «сексуальная волна» или «волна Иисуса». Эти модные волны отличались от тех, которые были  обращены преимущественно к интеллектуальной публике, как, например, конкретная поэзия, культ новой чувствительности и т.н. Однако обе эти волны стремились вызвать к себе интерес, когда часть интеллигенции начала открыто политизироваться [ 8, с. 240-241].
         Коренное изменение произошло  в конце шестидесятых годов.  Центральной темой литературы  в Федеративной Республике Германии стала ей общественная функция. Толчком к этому послужило студенческое движение поколения 68- го года: литература как средство политической борьбы. В лирике (например, Ф.К. Делиус, Эрих Фрид, Яаак Карсунке) и драматургии (Рольф Хоххут: «Заместитель, Хейнар Кипхард: «Дело Й.Роберта Оппенгеймера») тематизируется современный материал или на сцене отражается повседневная реальность (Мартин Шкер: «Сцены охоты из Нижней Баварии», Франц Ксавер Крётц: «Звериная тропа»). Многие романсы шестидесятых годов причисляли себя к политическим авторам, прежде всего Генрих Бёлль, Мартин Вользер, все члены «Группы 47». Индустриальный мир труда изображали члены «Группы 61», творческого кружка «Литература трудового мира».
         В семидесятых годах многие  немецкоязычные авторы предметом своих публикаций сделали свою личную жизнь. В середине семидесятых годов появилась собственно женская литература (Капин Штрук, Верена Штефан, Бригитта Швайгер), которая  пытается утвердить себя и по сей день. В документальной литературе перекликается политическая претенциозность с собственным бытием. Сильнее, нежели роман, к быту были обращены лирика и драматургия тех лет. Вместе с тем, всегда заметно «бегство в поэзию». В конце восьмидесятых годов произведение «старых мастеров» показали что можно приятным образом выделиться из массовой продукции в литературной жизни этих лет, для которой характерным было привлечение авторов к выпуску журнальных статей, рецензий к тому подобным «хлебным заработкам».
   Йоганнес Мария Зиммель и Вилли Генрих, Гейц Консалин и Утта Данелла: авторов развлекательной литературы Германии – легион. В равной степени это относится и к авторам « душеполезных» сценариев, журналов и брошюр, рассчитанных на определённые круги читателей. Известен и проблематичен критик Марсель Райх-Раницкий «папа римский в литературе», который «сделал», многих авторов современности и чьи «раздиры» сами являются кусочками литературы. Ведь в сфере сбыта сегодняшней литературы обсуждения книг – зачастую инициированное писателями для своих коллег – считается всё ещё движителем литературного успеха, хотя это всё в большей мере ограничивается в большей финансовой мощью крупных издательских монополий, что появляется в назойливой рекламе книг в средствах массовой информации [10, с.  362].
         Книжная торговля. Первая книга, напечатанная литераторами, появилась в 1455 году в Майнце. Иоганн Гуттенберг, изобретатель книгопечатания, был одновременно издателем. Так, с возникновением новой техники начинается и история издательской книжной торговли. Ведущим городом в области издательства долгое время был Франкфурт-на-Майне. В 18-ом веке его сменил Лейпциг, за которым эта роль сохранилась до второй мировой войны. Сегодня ведущую поэзию делят между собой несколько городов, а именно: Мюнхен, Берлин, Гамбург, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Кёльн и, с 1989 года, вновь Лейпциг.
        Книжное производство Федеральной  Республики Германия занимает  второе место в мире после  США. В 1990 году в Германии  вышло свыше 70000 наименований (первый  тираж и переиздания). В немецкой  книготорговле можно было выбирать почти из 600000 наименований [12, с. 193].
         В ФРГ имеется свыше 2000 издательств,  в том числе около 75 с оборотом  более десяти и миллионов немецких  марок. Ни одного издательств  не преобладает на рынке. Наряду  с крупными фирмами, существует  много мелких издательств, которые вносят свой вклад в многообразие литературной жизни. В послевоенное время читательские кругу приобщились к книжным объединениям, в основе которых заложена идея народного образования. «Книжная гильдия им. Гуттенберга», например, основана профсоюзами. Сегодня  имеется десять книжных обществ, которые насчитывают около шести миллионов членов. Они получают книги по подписке, что значительно дешевле.
         В 1990 году оборот, связанный с  реализацией книг и специальных  журналов, составил около 12,7 миллиардов немецких марок. Это рекорд, который можно отнести на счёт повышенного спроса в новых федеральных землях. Статистически книга стоила в 1990 году в среднем
      36,60 немецких марок, причём книги  нормального формата гораздо  дешевле. Книжная торговля – единственная отрасль немецкой экономики, где ещё есть «твёрдая розничная цена». Она устанавливается издательством и должна способствовать сокращению уровня цен, которая позволит существовать и мелким книжным лавкам. Такой порядок считается спорным.
         Концентрация происходит и в книжной торговле. В семидесятых годах ещё господствовали мелкие книжные магазины с торговой площадью до 500 кв.м.. Сегодня крупные книжные дома с обширной торговой площадью расположены прежде всего в центральных районах больших городов. Широкое распространение получили крупные французские и английские торговые сети. Тем временем приватизирована большая часть 577 книжных магазинов бывшей ГДР, которые считались народными предприятиями. Две трети перешло к владельцам из бывшей ГДР, остальное – к западногерманским покупателям. Многие авторитетные издательства, которые после разделения Германии заново обосновались на западе, вновь объединились с их головными предприятиями на востоке, как, например, издательство «Реклам».
        Библиотеки. В противоположность другим странам у Германии нет большой, многовековой национальной библиотеки. Лишь с 1913 года вновь основанная немецкая библиотека  в Лейпциге стала коллекционировать общую немецкоязычную письменность. Сегодня в ней хранится свыше 6,8 миллионов томов. Распад Германии привёл в 1947 году к основанию Немецкой библиотеки во Франкфурте-на-Майне, которая выполняла на Западе те же задачи, что и Лейпцигская библиотека. Там же, как и Лейпцигская библиотека, она была основана книжной торговлей и с 1969 года стала государственной.
         Наиболее важными библиотеками  считается Баварская государственная  библиотека в Мюнхене, насчитывающая  5,5 миллионов томов, и Государственная библиотека «Пройссишер Культурбезитц» («Культурное наследие Пруссии») в Берлине с 3,7 млн.томов. Библиотеки с большими фондами большей частью библиотеки государства, земель или университетов. Наряду с этими общенаучными библиотеками имеются специальные библиотеки, например, Центральная медицинская библиотека в Кёльне. Особым авторитетом пользуются и старые библиотеки, как, например, «Библиотека Герцога Августа» в Вольфенбюттеле. В ней собрано свыше 660000 томов, в том числе 12000 ценных средневековых рукописей [12, с. 201].
           В старых федеративных землях  к услугам читателей имеется примерно 15000 публичных библиотек, где хранится свыше 30 миллионов томов. Библиотеки  финансируются главным образом общинами и церквями. В бывшей ГДР имелось около 9500 библиотек  и библиотек профсоюзов. С 1990 года они распущены или превращены в публичные библиотеки [20, с. 370 ]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II.  Изобразительное искусство в Германии
(с ХIX века до наших дней) 
 

      В ХIХ столетии  Германия выдвинула лишь двух художников мирового масштаба – К.Д.Фридрих и Ф.О.Рунге. И всё же история искусства – это не только история великих имён. Именно ХIХ век показал, что многие из великх его мастеров при жизни не были признаны, прозябали в нищете, а их художественное огткрытия были продолжены уже следующим поколением.
      Не  один, а множество центров -  в  этом особенность немецкой культуры. Художники перемещаются из одного города в другой. Ведущими центрами с наиболее известными академиками были  ещё с ХVIII века Берлие, Дрезден, Вена, а с конца 1820 –х  годов к ним добавились новые – Дюссельдорф и Мюнхен, в которых сформировались влиятельные художественные школы. Важным культурным центром был Веймар: благодаря авторитету Гёте этот город в крошечном герцогстве стал всеевропейской столицей классики. Дрезден же был оплотом романтического движения. В 30-е годы наряду с Дюссельдорфом и Мюнхеном выдвинулись Франкфурт-на-Майне и Штутгарт.
         Художник, особенно в первой треть  века, не мог существовать вне  академической системы. Единственную  возможность быть признанным, а  значит иметь заказы и продавать  свои произведения, давало участие в академических выставках, которые проходили обычно дважды в год. Всё, что там происходило, обсуждалось  в многочисленных художественно-критических статьях и рецензиях в специальных журналах, формировавших общественное мнение и отношение к художнику.
         Когда говорят об основных  направлениях в искусстве конца  XVIII – первой трети XIX века, обычно имеют ввиду классицизм и романтизм. Классицизм этого времени, по-видимому, продолжает линию, непрерывно существовавшую в европейском искусстве; в Германии он находи прочную опору в эстетике Винкельмана, а романтизм, как кажется,- это нечто новое, пришедшее ему на смену. Но всё же при ближайшем рассмотрении это оказывается не совсем так. Классицизм рубежа XVIII-XIX веков – нечто качественно отличное от классицизма XVII столетия, так и от классических установок эпохи Просвящения. И романтизм не только резко порывает с предшествующей культурной традицией, но и многое у неё заимствует: и классицизм, и романтизм в Германии существовали параллельно, не сменяя друг друга.
         Художник – романтик обречён  на непонимание публикой, но тем  ближе ему узкий круг людей,  родственных по духу.
          К художникам этого направления  относятся: Филипп Отто Рунге, Каскар Давид Фридрих, Рамдор.
        Следует сказать ещё об одном явлении в немецком искусстве. Это бидермайер, который как направление  существовал параллельно с классицизмом и романтизмом.
         Один из центров искусства  бидермайера – Берлин ( Гёте обвинял  берлинских художников в излишнем  прозаизме, чем вызвал возмущённый  и резкий ответ Готфрида Шадова). Именно берлинский бидермайер  прородил выдающегося немецкого  реалиста Адальфа Менцеля.
         Карл Блехен является одним из наиболее занчительных пейзанистов этого времени.  Его живописные искания были продолжены художниками следующих поколений, а сам Блехен был забыт и заново откры, как и К.Д.Фридрих, лишь в начале XX столетия.
        Ведущим направлением  в искусстве второй трети XIX века был поздний романтизм в его трансформационном варианте, превратившемся из гонимого и оппозиционного в официально признанное и очень популярное напрвлением.
         К известным художникам этого  направления относятся: Адриан Людвиг Рихтер, Мориц Швинд, Карл Шпицберг, К.В.Хюбнер.
         Несмотря на некоторую отсталость  по сравнению с Францией, Германия  для других стран Европы –  для России, Голландии, Скандинавии  – и для США была одним  из главных центров художественного  образования. Начиная  с 30-х годов  международную известность приобрела  Академия в Дюссельдорфе, особенно  прославившаяся  во второй трети века своей жанровой живописью и пейзажем ( в Дюссельдорфе учились  Шишкин, Боголюбов), а с 80-х годов европейскую известность приорели Академия и частные школы Мюнхена ( из русских живописцев там учились Грабарь, Кардовский, Кандинский, Добужинский и др.), отличавшиеся большей живописной свободой и некоторым размахом; не случайно именно в Мюнхене, ставшим одним из главных центров югендштиля, из соединения живописной свободы и линейной стилизации модерна выросло одно из ведущих направлений живописи XX века – абстактный экспрессионизм.
         Можно по-разному расценивать  немецкое искусство XIX столетия. Для одних это время одиночек и дилетантов, для других  - эпоха,  порывающая, наконец, с привычными нормами, установленными ренесансным искусством; можно рассматривать его  и как время постоянного противостояния  классических и антиклассических тенденций в искусстве.  
      « Длинный XIX век», как его иногда называют, (начало многих тенденций восходит к концу XVIII столетия, а завершается он эпохой модерна, расцвет которого приходится на начало XIX века) – это эпоха больших противоречий.
          Во всяком случае, ясно одно: искусство XIX века нельзя сводить к одному направлению или одной тенденции. Именно в многообразии, в отсутствии целостности и состоит его отличительная особенность по сравнению с прошлыми эпохами в истории искусства [ 19, с. 65].
         Когда в 1947 году в Аугсбурге  открылась одна из первых  послевоенных художественных выставок под названием « Экстремизм в живописи», большого восторга не наблюдалось. Публика не  привыкла к абстрактному искусству. В период национал-социализма большинство современных направления в искусстве порицалось как «вырождающиеся». Это слово служило дубинкой в истребительной кампании против всего, что казалось в искусстве слишком критическим или недостаточно предметным. Немецкий экспрессионизм страдал от этого так же, как и абстрактная живопись. Считались «предосудительными» такие великие мастера современного искусства, как Оскар Кокошка ( 1886-1980), Макс Бекман (1884-1950) или Василий Кандинский (1866-1944). Лишь в 1937 году из немецких музеев было зафиксировано 1052 произведения. После такого удара немецкое искусство стало отставать от мирового уровня.
         Послевоенная живопись продолжила  прежние пути и особенно отталкивалась  от Пауля Клея (1879 -1940) и Василия  Кандинского, перешедших в абстрактному  искусству ещё до Первой мировой  войны. Оскар Кокошка, Макс  Бекман, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде, Эрих Хеккель и Карл Шмидт – Ротлуфф хотели сделать вновь зримым вставший почти исторический модернизм. Впоследствии во Франции под влиянием немцев Вольса ( Вольфганг Шульц, 1913-1951) и Ханса Хартунга ( 1904-1967). Его важнейшими представителями были Вилли Баумейстер ( 1889-1955), Эрнст Вильгельм Най ( 1902-1968) и Фриц Винтер ( 1905 -1976).
         В начале шестидесятых годов  своим названием « Зеро» о  новом начале возвестило дюссельдорфская группа. Оно находилось под знаком искусства    «поп-арт», корни которого уходили, в частности, в экспериментальную традицию « баухауза». Самые известные из эти художников: Отто Пине ( г.р. 1928), Гюнтер Уеккер ( г.р. 1930) и Хайнц Мак (г.р. 1931) они уже не рассматривали  искусство как платформу патетического гуманизма и обратились к феноменам природы: свету – движению – пространству. Их работы должны были заострить внимание на восприятии данного ( пусть измененного техникой) мира и его значении для людей, как это визуально представлено в картинах огня и дыма Пине, в картинах из гвоздей Уеккера и световых стелах и световых динамо Мако.
         Искусство « поп-арт» в Германии не получило того всплеска, что в США и Англии. Напротив, проросли и пышно расцвели американское сигнальное искусство и живопись  «Hard - Edge» (направление предпочитающее геометрические формы и контрастные краски) Гюнтера Фрутрунка ( 1923-1982), Карла Георга Фалера ( г.р. 1926) и Винфрида Гауля ( г.р. 1928).
          Итак, художники в Федеративной  Республике Германии продолжали  существование традиции и творчески использовали новые течения в западноевропейском и американском искусстве, а их коллегам в ГДР был предписан единственно правильный способ изображения – «социалистический реализм». Художники должны были отображать положительную картину социалистического общества и облик человека ему присущего. До конца шестидесятых годов доминирующим было изображение социалистического труда, творчества, поощряемое функционерами режима СЕПГ.
         Новые тенденции в живописи  социалистического реализма  зарождались  главным образом в Лейпцигском  высшем художественном училище.  К наиболее известным его представителям  принадлежат Вернер Тюбке (г.р. 1929) и Бернхарт Хайзиг (г.р. 1925), чьи монументальные картины хотя и не свободны от исторической или общественной тематики, но зато избавились от стерильного стиля пятидесятых или шестидесятых годов. Вольфганг Маттхайер (г.р. 1927), тоже член Лейпцигской Академии, пошёл гораздо дальше в своих стремлениях плодотворно использовать реалистический метод живописи. Его произведения, как, например, Снегурочка в виде статуи Свободы, скорее синтез постэкспрессионистской Новой объективности и Магического реализма, нежели заклинания социалистической действительности. А.Р.Пенк (г.р. 1939) развил тему идолов каменного века. Произведения этих художников были желанными объектами западных галерей в конце семидесятых годов.
         Направление «неформалов» в абстрактном искусстве, новое в пятидесятых годах, не устарело и по сей день. У художников этого направления изобразительное искусство превращается в действо с использованием новых, необычайных материалов. Краска наносится толстым слоем, да и привычный четырёхугольник картины иногда не удовлетворяет художников. Как следствие « хэппеннинги»  (открытые акты создания картин несколькими художниками с привлечением публики), критичный реализм,      « новые дикари», которые всю свою страсть вкладывали  в неоэкспрессионизм. Это сочеталось со световыми балетами, вращающимися структурами, сюда добавлялись коллажи, плакаты и, главное, искусство, выражающее в действиях, большей частью проводимая вне ателье.
         Здесь решающие акценты привнесены  Йозефом Бойсом ( 1921-1986). «Нетленность» у него второстепенна, главное инсценировка искусства как действия. Например, одна из его акций: переправа в однодеревке через Рейн. Чтобы ввести  « искусство в общество»,  он не щадил ни сил, ни средств. Х.А.Шульт, художник – акционист из Кёльна, тоже любит играть на публику. Такие акции ценит и американец Джонатан Борофский, он в Германии охотно украшает «Город – место искусства» движущимися объектами. К ним относится «Hammering Man», чёрный великан у ярмарки во Франкфурте-на-Майне, который бьет молотом, делая медленные круговые движения.
         Сегодня при всём многообразии  направлений заметен уклон в  сторону сверхпропорционального. Анзельм  Кифер ( г.р. 1945) в своих ателье, которые схожи с заводскими  цехами, создаёт огромные творения, главным образом из свинца, в том числе и самолёты в масштабе оригиналов. «Страна двух потоков», так называется его 32 – тонная конструкция из восьмиметровых полок с 200 свинцовых книг. Свои произведения, часто на мифологической основе, он именует « корпусами изображения», потому что к ним он прикрепляет различные материалы, например, пыль, цветочные лепестки, пепел или корни [9, с.305].
         Но и кроме акционизма, огромных  силуэтов в картине города  и свинцовых произведений Кифера, в Германии множество разновидностей художественного экспериментирования, где не пренебрегают ни формой, ни материалом. Направления « arte povera» имеется в таком же многообразии, что и реалистические, сюрреалистические или экспрессионистские элементы. Ребекка Хорн (г.р. 1944) предлагает скульптуры в виде « Performances» (как спектакли) и используют их в своих фильмах. Герхард Рихтер как посредник между предметным и непредметным искусством мастер многосмысловой нагрузки. Георг Базелиц, которого ценят в мире, он лауреат многих премий, в своих картинах, поставленных с ног на голову, выражает убогость человеческой литературы. Зигмар Польне – представитель оккультного направления, но любит и пошутить: « сейчас пройдёт Дюрер»,  так называется один из его объектов. Ульрих Рюкрим известен своими огромными доломитовыми глыбами и памятником Генриху Гейне в Бонне. Гюнрех Уеккер прославляет сегодня « поэзию деструкции». Йорг Иммендорф своего рода живописатель современной истории. На его картине « Кафе Германии» буря истории сметает Берлинскую стену.
          Галереи и выставки. Важнейшая арена искусства – выставки в музеях и выставочных залах крупных городов. Как и прежде, тысячи посетителей  привлекает Макс Эрнст, Отто Дикс, Марк Шагал, Пикассо и другие « классики». Авангардисты устанавливают свои выставки особенно в Кёльне  и Дюссельдорфе, где подобрались художники, наиболее склонные к экспериментам. В скоре аукционный дом «Гризебах» в Берлине , видимо , будет пользоваться такой же известностью, что и «Sotheby’s» в Лондоне. Больше всего ажиотажа вызывает проводимая каждые пять лет выставка «documenta» в Касселе. На этой «Международной выставке мирового современного искусства» в течение 100 дней около полумиллиона посетителей дивится  произведениям авангардистов, шокирующих, провоцирующих и развлекающих публику.
        Немногие из художников в состоянии  прожить ныне только на  средства  от продажи  своих картин. Им  оказывается помощь государством, понимающими искусства предпринимателями,  предоставляются стипендии. Учрежденный  в 1980г. Фонд искусств помогает признанным художникам  в реализации честолюбивых замыслов, он ежегодно ассигнует 1,7 миллионов немецких марок. Правительство федерации выделяет 1,3 миллиона немецких марок, а 400000 немецких марок поступают за счёт издательских публикаций о современном искусстве [20, с. 377 ].
         Оазисы искусства: колония художников  Ворпсведе на севере Германии, вилла Массимо и вилла Романа в Италии. Стипендиаты работают тут спокойно и без финансовых забот. И экономика не безучастна к искусству. Например, вот уже более 40 лет Общество культуры при Федеральном союзе германской промышленности помогает художникам и скульпторам, присуждая премии.
         Поощряется и «Искусство в  строительстве». Давно уже стало  обычным, что объектам нового строительства фирмы и учреждения один процент строительной стоимости выделяют на художественное оформление. Так, художники украшают этажи высотных домов крупных банков, а художники-акционисты ставят свои сигналы перед правительственными зданиями или на территориях фирм [9, с.338 ].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III. Архитектура 
 

     Архитектура во все времена тесно связана  с историей развития общества, которая  отражается в произведениях зодчества. В пределах одного периода в них  появляются устойчивые признаки (композиционные, пластические, колористические и др.), которые и определяют стиль.
             В разные исторические эпохи  в обществе меняются художественные  идеалы, представления о красоте,  что находит отражение в смене  стилистических предпочтений.
         Архитектура ХХ века характеризуется множественностью путей развития,  единый стиль эпохи не был создан, хотя многие стили претендовали на роль интернационального. Конкретные исторические условия развития той или иной страны приводили к неповторимости, характерным лишь для данной страны сочетаниям различных факторов, что придавало свои специфические черты  архитектуре отдельной страны.
        ХХ век был веком активных  творческих поисков. Техника в  это время стала источником  метафор архитектурной формы,  она стала диктовать новые  ценности.
        Немецкая архитектура ХХ века задавала направление. Мощные импульсы рождались в Веймаре и Дессау, где в 20-х годах был основан «баухауз» и впоследствии сформировалось направление в архитектуре под тем же названием [13,с.5-9].
          Вальтер Гропиус построил новое здание Баухауза в Дессау (1925-1926гг), которое считается манифестом функционализма в Германии, т.к. оно воплотило все принципы этого авангардного направления (функционализм). Здание имело ассиметричную структуру из отдельных простых объемов, связанных между собой переходами. Композиция состояла из двух корпусов: в одном располагались учебные помещения, в других- производственные мастерские. Корпус мастерских имел сплошное остекление стен, а учебный- отдельные окна. Переход выявлен горизонтальными лентами окон, лестничные клетки- вертикальным остеклением. Крыши плоские. В здании нет ничего декоративного. Облик отличает простота и новизна.
          Функционализм отказался от выделения  главного фасада. Основным стал  принцип всефасадности, предложенный еще модерном.
           В 1921-1926 годах В.Гропиус работает  в области жилищного строительства,  разрабатывая проекты массового  дешевого жилища. Простота объемов,  плоская кровля, отсутствие декоративных  украшений стали особенностью  жилых домов нового типа. Требования  экономик в жилищном строительстве выходило на передний план [13, с. 50.].
            Другим  крупным представителем германского функционализма является Л.Мис ван дер Роэ. Его проекты и сооружения этого периода предвосхитили развитие современной архитектуры и стали программными сооружениями функционализма. Творчество Л.Мис ван дэр Роэ формировалось под влиянием идей П.Беренса, Ф. Райта, Х.Берлаге.
        К числу самых известных произведений Л.Мис ван дэр Роэ относится павильон Германии на Международной выставке в Барселоне(1929 г) где он создал новую организацию внутреннего пространства. Плоская горизонтальная плита кровли опирается на отдельно стоящие стены, которые ассиметрично членят павильон на отсеки, а также на два ряда стальных, крестообразных в сечении хромированных стоек. Стоики были установлены по квадратной сетке осей. Интерьер дополняли перегородки из прозрачного, дымчато-серого и бутылочного цвета стекла. Плита перекрытия, выступая вперед, как бы захватывает наружное пространство.
     Павильон  спроектирован по принципу свободной планировки. Свободный план позволял зрителю воспринимать все сооружение в целом. Здание предельно лаконично, оно воплощает новые архитектурные идеи, новые эстетические идеалы.
        Исследователи творчества Л.Мис  ван дэр Роэ узнавали в свободном плане графическую манеру группы «Де Стиль», в горизонтальности объема- отзвуки «домов прерий» Ф. Райта. Архитектура павильона демонстрировала новые революционные идеи. Барселонский павильон стал вершиной творчества Л.Мис ван дэр Роэ и шедевром архитектуры ХХ века [13,c.51].
        Немецкая современная архитектура  долго не могла оправиться  после трудной ситуации 1945 года. Необходимо было быстро восстановить  разрушенные города, миллионы людей  нуждались в недорогом жилье.  Архитектурное качество играло  второстепенную роль. Позднее  стали слышны многочисленные сетования по поводу монотонных городов – спутников и бездумной застройки городских центров, что заметно по невыразительным фасадам торговых домов и административных зданий. В бывшей ГДР особенно резко бросаются в глаза огрехи в архитектуре и градостроении. Ценный старый строительный фонд был разрушен. Малочисленные средства на жилищное строительство использовались для создания крупных поселений с однообразным панельным домостроем.
        Сегодня в Германии всё больше примеров современной, отваживающейся на эксперимент и, тем не менее, гуманной архитектуры. Некоторые удачные сооружения обязаны своим возникновением всё ещё стилю и идеологии искусства «баухауз» [ 20, с. 453].
        Но можно встретить здесь и  архитектурные сооружения, построенные в других стилях, одним из которых является экспрессионизм. Наиболее яркими деятелями архитектуры этого направления были: Э.Мендельсон, Г.Пельциг, Ф.Хегер, Г.Шарун.
         Э.Мендельсон – германский архитектор  в 1920-е годы приобрёл широкую известность, создав эскизы промышленных зданий, которые поражали остротой и неожиданностью  архитектурных форм. Они восходили к образам мощи и динамики промышленности.
         В 1921 году он построил астрофизическую  лабораторию близ Постдама для  учёного А.Эйнштейна. Э.Мендельсоном  был создан необычный образ сооружения, отличающийся от « земных» сооружений. Его пластичные, скульптурные формы были задуманы в железобетоне, но из-за отсутствия этого нового строительного материала  его пришлось заменить на кирпич и отштукатурить. Здание отличается отсутствием прямых углов, большой толщиной стен, странной формы окнами. Форма продиктована образными ассоциациями. После этой необычной постройки зодчий получил много заказов.
        Германский экспрессионист  Г.Пельциг построил ряд крупных производственных зданий в которых также созданы необычные архитектурные образы. Затем в 1919 году он реконструирует Большой драматический театр в Берлине. Зрительный зал театра на пять тысяч мест перекрыт полукупольным перекрытием, которое опирается на ряд железобетонных опор, которым архитектор придаёт вид сталактитов, за которыми скрыты источники освещения.
        Автору удалось создать образ  гигантской фантастической пещеры.
        Архитектор Ф.Хегер возводит многоэтажное  конторское здание Чили-хаус в Гамбурге (1922 – 1924гг.), которое отличается частым ритмом вертикальных членений фасадов и резкой формой повышенной угловой части. Здание выполнено из традиционного красного кирпича. Его острый профиль подчеркнут углом, напоминающим нос корабля,  что отражает функцию сооружения как делового здания пароходства [13, с.54-61].
        Ганс Шарун (1893-1972) – немецкий архитектор, представитель экспрессионизма. Родился в Бремене. Окончил Высшую техническую школу в Берлине ( 1912 – 1914). В 1915 -1918 гг. был директором Архитектурного совета по реконструкции городов. Восточной Пруссии. После военной службы работал в качестве архитектора в Инстербурге,  Восточная Пруссия. Работы 1920-х годов близки по своему направлению к экспрессионизму. В 1926 году стал членом группы « Кольцо», в которую входили Л.Мис ван дэр Роэ, Э.Мендельсон, Г.Пельциг, Б.Таут и другие. В 1915 – 1932 гг. преподавал в Государственной Академии искусств в Бреслау. Работал в области проектирования жилища. В его работах наблюдаются некоторые черты интернационального стиля. В 1929 – 1930 гг. разрабатывал генеральный план огромного массив Берлина – Симесштадт. В 1930-е годы проектировал частные виллы из стекла и стали, занимался живописными композициями, а после Первой мировой войны, планировкой и реконструкцией. В Берлине по его проекту было построено  здание  филармонии (  1956 – 1963 гг.) [13, с.243].
        Ряд критиков подчёркивает значимую  роль этого произведения в  архитектуре 1960-х годов, сравнивая его с ролью капеллы в Роншане в архитектуре 1950-х гг. Пространство зала на 2200 мест окружает площадку для оркестра, расположенную в центре. Форма аудитории подсказана архитектору идеей ландшафта (оркестр размещен в долине, окруженной террасами  с виноградниками). Форма потолка продиктована требованиями акустики. Фойе имеет наклонное ступенчатое перекрытие, которое следует террасированию зрительного зала. Вход в здание, решённый через холл старого здания гимназии. Низким навесом контрастирует с огромным внутренним пространством, раскрывающимся за входом.
        Г.Шаруну удалось добиться необычного  эффекта: зритель чувствует себя  участником, находящимся внутри оркестра  [13, с.61].
        В 1946 году Шарун подготовил  план реконструкции Берлина, возглавил  градостроительное отделение в  Техническом университете в Берлине. До 1958 года преподавал и в Высшей технической школе в Берлине, возглавлял Институт  строительного образования при Академии наук Германии. Расцвет его творчества приходится на  1950 - 1970-е годы. Г.Шарун, в творчестве, которого органично сочетаются принципы модернизма и экспрессионизма, внёс большой вклад в архитектуру ХХ века  [13, с.243].
        Новейшие тенденции в архитектуре,  как, например, постмодернизм оставили  в архитектуре примечательные  сооружения. Своими смелыми проектами  некоторые немецкие архитектору известны и за рубежом. Особенно это относится к Хельмуту Яну, который трудится в Чикаго, центре современных высотных зданий. Во Франкфурте-на-Майне Ян построил башню ярмарки высотой 256 метров. В Германии имеются выдающиеся примеры представительных сооружений. Застройщики выдают свои подряды не только немецким архитекторам, но и организациям с мировой известностью. Образцом высотного здания каркасной конструкции со сплошным остеклением является Сигрем – билдинг Миса ван дэр Роэ в Нью – Йорке. Интересное видоизменение этого типа  представлено расчленённым трёхдисковым высотным  зданием (здание Тиссена) в Дюссельдорфе (Хельмут Хайнрих, 1960 г.). Этот ряд продолжает и административное здание Гамбургских электрических заводов (Арне Якобсен и Отто Вайлинг, 1969 г.). Примером необычного, динамичного строительства служит здание главной администрации автомобильной фирмы БМВ в Мюнхене с его броской цилиндрической формой (Карл Шванцер, 1972 г.). То же относится и к зданию фирмы «Бальзен» в  Ганновере с его кубическими конструкциями, как бы вставленными вдруг в друга (Дитер Бало, Йорк Кёнке, Клаус Штосберг, 1974г.).
        Особый градостроительный акцент  вносит в Штутгарте телебашня  с рестораном и смотровой платформой (Фриц Леонхардт, 1956г.). Всемирно известны сооружения для Олимпийских игр в 1972 году в Мюнхене с шатровой крышей. Сооружения вписываются в парк, в котором они расположены  и который как место отдыха не утратил своего значения и после игр.
        Признаются архитектурными шедеврами  и учреждения культуры: филармония Ганса Шаруна в Берлине, здание городского театра в Мюнстере, певческий зал Штутгарта и многоцелевой зал в Мангейм-Герцогенридпарке. Всё это примеры успешно решённых помещений для собраний выдающиеся новые здания музеев, удачно вписывающихся в окружение, создали Ханс Холяйн в Мёнхенгладбахе (1982 г.) и Годфрид Хаберер в Кёльне, последний -  автор проекта музея Вальрафа – Рихартца/ музея Людвига (1986 г.). Большим признанием пользуется и Новая государственная галерея Джеймса Стирлинга в Штутгарте (1983 г.). Блестящим достижением считается, наконец, новый музей художественных ремёсел во Франкфурте-на-Майне, созданный по проекту Рихарда Майера (1985 г.). В процессе расширения вузов построены многочисленные здания, ценные с точки зрения архитектуры. Здесь следует выделить, например, университет в Констанце, архитектурный объём которого размещён на территории ассиметрично. Образцом  органично вписавшегося  в ландшафт сооружения может служить клиника
« Фильдерклиник» в Фильдерштадте близ Штутгарта.
     После 1945 года в Германии построено много  церквей. При этом архитекторам представилась широкая свобода экспериментирования. Из этого изобилия выделяется берлинская церковь-памятник кайзеру Вильгельму, разрушенная во время войны. Эгон Айеман создал здесь монтаж из руин и новой стальной  конструкции с крупными витражами (1963г.). Примечательной является и громадная паломническая церковь Готфрида Бёма в Невигесе (1967 г.).
          Современная архитектура должна решать  и проблемы планировки городов. При восстановлении городов многим историческим зданиям пришлось уступить место новым строениям. Долгое время считалось, что не стоит сохранять старые жилые дома, например, времён грюндерства. Но взгляды меняются. Историческое вновь в цене. Новые постройки по возможности интегрируются в старое окружение. Невыразительный функционализм торговых домов пятидесятых или шестидесятых годов уже не нравится. Органически сложившиеся  городские центры, например, нашли должное понимание в решениях торгового центра « Шнайдер» во Фрайбурге (Хайнц Моль, 1976 г.) или торгового дома  Александра фон Бранка в Вюрцбурге. « Старая опера» во Франкфурте-на-Майне  - великолепное строение периода царствования Вильгельма 11. Её фасад полностью реконструирован  (1981 г.), внутри создан сверхсовременный зал для проведения концертов и конференций.
          Под охрану берутся всё больше отдельные дома старые или исторические  ансамбли и целые уличные кварталы. То же относится и к сооружениям технического характера, как, например, литейный цех в Бендорфе / Рейн или башенный копер в Немецком горном музее в Бохуме. Началась санация  жилых квартир в центральных городских районах. Благодаря ей будет получена дополнительная жилая площадь, что встречает понимание у многих людей, которые с недавних пор желают переселиться в городские центры из пригородов или близлежащих окрестностей. Санация – задача долговременная, на столетия, особенно в центрах городов бывшей ГДР. Как раз здесь очень много ещё старых городов, достойных сохранения, в которых десятилетиями ничего для их сохранности не делалось, и они были переданы разрухе [13, с. 124]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV.   Кино 
 

          Немецкий фильм был некогда знаменитым и пользовался мировой славой. В двадцатые годы и в начале тридцатых годом созданы замечательные фильмы Фринца Ланга, Эрнста Любича и Фридриха Вильгельма Мурнау. Полмира увлекалось тогда Марленой Дитрих и «Голубым ангелом». С нацистским господством пришёл конец этому блестящему развитию. Большинство крупных режиссёров и многие артисты эмигрировали, легендарная кинокомпания «Уфа» творчески иссякла и превратилась в фабрику пропагандистских фильмов национал-социализма. После войны немецкой кинематографии потребовалось много усилий, чтобы подняться до мирового уровня. А сегодня ей приходится выдерживать борьбу с мощной конкуренцией: телевидение изгоняет не только зрителей из кинотеатров, но и режиссеров и артистов из кинематографии. Фильмы из Голливуда с дорогостоящими съёмками доминируют в репертуаров. Зарубежная продукция выигрывает и оттого, что в Германии синхронизируются почти все без исключения иностранные фильмы [20, с. 398 ].
          В таких условиях немецкой кинематографии приходится трудно. Кассовые фильмы, как комедия «Мужчины» Дорис Дёрри или фильм о войне «Подлодка» Вольфганга Петерсена, являются исключениями. И все же в Германии вновь и вновь создаются ценные в художественном отношении фильмы. Это обуславливается тем, что кинематография пользуется широкой финансовой поддержкой со стороны государства и телевидения, которое иногда участвует в финансировании кинофильмов.
          Кинотеатры и публика. Экономический расцвет немецких кинотеатров приходится на пятидесятые годы, когда телевидение находилось еще на заре своего развития. Тогда в год в кино ходило свыше 800 миллионов человек всех возрастов. Сегодня за год с трудом насчитывается 100 миллионов зрителей. 70 % из них в возрасте от 15 до 30-и лет. Больше всего зрителям нравятся яркие фильмы Голливуда, которые в 1990 году на рынке немецких кинотеатров составили почти 84%. Немецкий фильм, напротив, довольствовался лишь девятью процентами.
В условиях жесткой конкурентной борьбы 3754 кинотеатра в Германии в 1990 году добились оборота  в размере более 351 миллиарда немецких марок. Только во второй половине 80-х годов 450 владельцев кинотеатров вынуждены были закрыть свои заведения. Конкуренция телевидения постоянно растет: все больше кинофильмов транслируется по телевидению, причем широко развернули наступление частные  компании. Невозможно предсказать ,как скажется на кинотеатрах огромное расширение предложения за счет кабельного и спутникового телевидения , видео и телевидения с монетной оплатой. Государство, финансируя кинематографию, стремиться обеспечить кинотеатрам достойное место в этой конкурентной борьбе.
          С некоторого времени  на  передний план выдвигаются международные  группы кинотеатров, которые стремятся  содействовать «Ренессансу кинотеатров» в Германии. От небольших, студийного типа кинотеатров они переходят к крупным кинодворцам прошлых лет. Новых поклонников фильма должны завоевать суперкинотеатры будущего, где под одной крышей собраны десятки кинотеатров, рестораны, бюро и магазины. Такие проекты предусмотрены, в частности, для Берлина, Франкфурта-на-Майне, Дрездена и Лейпцига. Только голливудская фирма «United Cinemas Internayional», самая крупная сеть кинотеатров в мире, предполагает построить в Германии 40 таких «Синедромов».
         Молодой немецкий фильм. Шестидесятые и семидесятые годы были периодом нового расцвета немецкого на западе Германии. Режиссерам бывшей ГДР под надзором государства приходилось прославлять социалистический быт, при чем им удались некоторые интересные фильмы. Молодым киносценаристам в ФРГ было легче. Поднабивши оскомину на комедиях и слащавых фильмах о родной стране, они создали «молодой немецкий фильм». При финансовой поддержке федерального министра внутренних дел выпущен ряд замечательных фильмов. Так, Александр Клуге в фильме «прощание с прошлым» умело сочетает фиктивные и документальные элементы. Прочувствованно отснял «каждый за себя, Бог против всех» Вернер Герцог, фильм о жизни и страданиях овеянного тайнами найденыша Каспара Хаузера. Бернхард Зинкель и Адольф Брустеллин создали фильм «Лина Брааке», быть может лучшую комедию новой немецкой кинематографии. В своих фильмах «Макаронники», «Брак Марии Браун» и в эпосе большого города «Берлин, Александерплац» Райнер Вернер Фасбиндер впечатляюще описал панорамные картины немецкого общества. Лишь за 13 лет своего творчества, скончавшийся в 1982 году Фасбиндер, создал 41 телесериал и фильмы, в том числе и «Тоска Вероники Фос». За этот фильм в 1982 году ему присужден приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. Не в последнюю очередь благодаря фильмам Фасбиндера стала ценимой в мире  звездой мюнхенская актриса Хана Шигулла [14, с. 340 ].
        С первыми коммерческими успехами  молодого немецкого фильма появилась  смелость и к выпуску необычных  фильмов. Вим  Вендерс (г.р.1945) обрисовал скупых на слова  героев в фильмах «Париж, Техас»  или «Положение вещей», за который 1982 году он получил в Канне приз «Золотую пальмовую ветвь», а в 1983 году - кинопремию Германии. В 1988 году он ошеломил произведением «Берлинское небо». Этот фильм пользовался успехом в Японии.
        Экранизация литературы. Особенно честолюбивы и зачастую удачливы немецкие режиссеры, когда речь заходит об экранизации видных литературных произведений. Лучший в этой области Фолькер Флёндорф (г.р.1939). Он отснял фильмы по произведениям Раберта Музиля «Молодой Терлесс» и Генриха Бёлля «Утраченная честь Катарины Блюм».
          «Золотую киноленту» получил  в том же году другой фильм  на основе литературного первоисточника: «Малина» Вернера Шрётера. В  этом фильме, в котором главную  роль исполняет французская актриса  Изабель Юпер, рассказывается история саморазрушения и восходит к закодированной автобиографии австрийской писательницы Ингеборг Бахман. Ярким примером нового реалистического фильма о родных краях является «Осеннее молоко» Йозефа Фильсмайера. Фильм по одноименному автобиографическому бестселлеру баварской крестьянки Анны Вимшнайдер один из приятнейших сюрпризов в немецкой кинематографии.
          Содействие развитию кинематографии. Новые художественные фильмы также результат деятельности «Кураториума молодого немецкого фильма», который присуждает премии художественно ценным фильмам – первенцам  (у начинателей даже и вторым фильмам). Кроме того, между кинопромышленностью и телевидением заключается так называемое рамочное соглашение, согласно которому телестудии обязаны выделять значительные средства на совместное производство с кинопроизводителями и транслировать совместный фильм по телевидению  не раньше, чем через два года после его производства. Законом о содействии развитию кинематографии с 1968 года поощряются не только производство фильмов, но и кинотеатры, которые как «программные кинотеатры» специализировались на прокате художественно ценных фильмов. Средства на это берутся из отчислений, которые производят все кинотеатры и видеохозяйство.    
      С 1951 года федеральный министр внутренних дел ежегодно присуждает «Приз немецкого кино», которым поощряются выдающиеся работы. К этому следует добавить  «Золотую чашу» с премией в размере одного миллиона немецких марок и «Золотую и Серебряную киноленты» с премиями до 900000 немецких марок. Далее, с целью развития немецкой кинематографии федеральный министр внутренних дел присуждает премии в виде пособий на производство и прокат.
      «Оценочная  комиссия фильмов», созданная в 1951 году на основе соглашения федеральных земель, присуждает игровым и короткометражным фильмам титулы «ценный» и «особенно ценный». Такая оценка освобождает совсем или частично от налогов и дает право на получение дотаций согласно закону о содействии развитию кинематографии. Зрителям эти оценки помогают сориентироваться в выборе фильмов [ 20, с. 404].
                                          
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Бесспорно, культурная жизнь Германии разнообразна.
     Это страна поэтов, мыслителей, художников, архитекторов, композиторов. Все они жили и творили в разные периоды: эпоха  «Бури и натиска», Возрождение, Реформация.
     В нашей работе мы рассмотрели следующие  аспекты культурной жизни Германии: «Литература», «Изобразительное искусство», «Архитектура» и «Кино».
     Мы  проанализировали литературу по  следующим  темам:
     1) разнообразие культурной жизни  Германии; 2)жизнь и творчество  наиболее ярких представителей  разных направлении в культуре;                       3) исторические события в контексте культуры.
     В ходе работы мы выяснили, что самыми известными личностями  в литературе  являются Марин Лютер (перевел библию на народный язык и таким образом сделал ее доступной для всех, кто говорил на немецком языке), Готхольд Эфраим Лессинг (впервые показал в драме бюргерство и воспел идеал гуманности), Гете и Шиллер( немецкие классики, истинно немецкие поэты), И.Г. Гердер (развил в Риге идеи новой национально- немецкой литературы) и др.
     Известны  имена авторов, начиная с XII столетия: стихи и эпосы, следуя французским примерам, писали Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон Фогельвайде, Готфрид фон Штрассбург.
     Следует отметить, что в этом виде искусства  для каждого периода развития характерно свое направление, которое  имеет свои особенности и неповторимость. многие из произведений, написанные в периоды «Бури и натиска», Возрождения, Реформации пользуется популярностью и сейчас. Германия сегодня – это страна книг: ежегодно здесь издаются и переиздаются свыше 80000,благодаря чему она входит в число книжных наций.
     Довольно  интересно развивалось и изобразительное искусство в Германии.
     Именно  XIX век показал, что многие из великих его мастеров при жизни не были признаны, прозябали в нищете, а их художественные открытия были продолжены уже следующим поколением.
     Художник, особенно в первой трети века, не мог существовать вне академической системы. Единственную возможность быть признанным, а значит иметь заказы и продавать свои произведения, давало участие в академических выставках, которые проходили обычно дважды в год.
     В изобразительном искусстве Германии наблюдалось развитие различных направлений: «поп-арт», «социалистический реализм», «неформалы», «критический реализм» и др.
     Мы  выяснили, что искусство Германии нельзя сводить к одному направлению. Здесь много выдающихся деятелей: К.Д. Фридрих, Ф.О. Рунге, Б.Хайзиг, А. Р. Пенк и др. Все эти великие люди внесли свой вклад в развитие данного направления в культурной жизни Германии.
     В нашей работе мы определили, что  архитектура Германии XX века характеризуется множественностью путей развития. Единый стиль эпохи не был создан, хотя многие стили претендовали на роль интернационального. Этот век был веком активных творческих поисков. Техника стала источником метафор архитектурной формы, она стала диктовать новые ценности. «Баухауз» способствовал распространению в мире функционализма.
     Мы  рассмотрели в нашей работе творчество таких выдающихся деятелей, как Вальтер  Гропиус, Л.Мис Ван дэр Роэ, Э.Мендельсон, Г.Пельциг, Ф.Хегер, Г.Шарун. Великолепные архитектурные произведения этого времени доказывают, насколько талантливы их авторы!
     Изучив  такой вид искусства как кино, мы пришли к выводу: в Германии вновь  и вновь создаются ценные в  художественном отношении фильмы. Это обуславливается тем, что кинематография пользуется широкой финансовой поддержкой со стороны государства и телевидения, которое иногда участвует в финансировании кинофильмов. Здесь много великих людей, творчество которых заслуживает внимания (Ф. Ланг, Э. Любич, Ф. Мурнау, Ф. Шлёндорф и др.).
     Таким образом, можно с уверенностью сказать, что культурная жизнь Германии разнообразна. И каждый человек непременно должен познакомиться с этим богатством! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Литература 

     1.Андреев, Л.Г.Зарубежная литература XX века. – Москва: Высшая школа;Академия,2000. – 559 с.
     2.Берковский, Н.Я.Романтизм в Германии. – Ленинград: Издательство «Художественная литература»,1973. – 568 с.
     3.Богословский, В.Н.,Гражданская,З.Т.История зарубежной  литературы XX века,1917 – 1945 . – Москва: Просвещение, 1990. – 431 с.
     4.Гребенникова, Н.С.Зарубежная литература.XX век. – Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос»,1999. – 128 с.
     5.Гугнин, А.А.Немецкая Литература XIX века: от романтизма до бидермайера. – Новополоцк, 2002. – 238 с.
     6.Дмитриева,  А.История немецкой литературы: Пер. с нем. В 3-х томах. – Москва: Радуга, 1985. – Т.1. – 350 с.
     7.Дмитриева, А.История немецкой литературы: Пер. с нем. В 3-х томах. – Москва: Радуга, 1986. – Т.2. – 344 с.
     8.Дмитриева,  А.История немецкой литературы: Пер.  с нем. В 3-х томах. – Москва: Радуга, 1986. – Т.3. – 462 с.
     9.Зарецкая, Д.М., Смирнова, В.В.Хрестоматия по  мировой художественной культуре. – Москва: Издательский и книготорговый  центр АЗ, 1997. – 343 с.
     10.Затонский, Д.В., Павлова, Н.С., Фрадкин, И.М. История литературы ФРГ. Издательство «Наука»,  - Москва. – 1980, 688 с.
     11.Кубарев,  Н.П. Зарубежная литература второй  половины XX века. – Москва: Московский лицей, 2002. – 208 с.
     12.Мотульский, Р.С. Библиотечное дело в странах  Центральной и Западной Европы. – Минск: Бел. гос. университет культуры, 2001. – 205 с.
     13.Орельская,  О.В.Современная зарубежная архитектура.  – Москва: Академия, 2006. – 268 с.
     14.Павлов, Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. – Москва: Высшая школа, 2001. – 367 с.
     15.Пуришев, Б.Очерки немецкой литературы. – Москва: Издательство «Художественная литература», - Москва. – 1955, 358 с.
     16.Соловьёва, Н.А. История зарубежной литературы XIX века. – Москва: Высшая школа; Академия, 1999; 2000. – 559 с.
     17.Толмачев, В.М. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. – Москва: Академия, 2003. – 493 с.
     18.Храповицкая, Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США). – Москва: Академия, 2003. – 286 с.
     19.Шрамкова, Г.И. Искусство Возрождения: Италия. Нидерланды. Германия. Франция. – Москва: Изобразительное искусство, 1977. – 368 с.
     20.Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: Издательство «Социэтетс-Ферлаг», 1993. – 414 с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.