Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Региональная экономика на современном этапе

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.05.13. Год: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Развитие  рыночной экономики во второй половине 20 века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов  деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общеизвестно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Роль и задачи государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать необходимые условия его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.
           Таким образом, из вышесказанного следует, что  государственное регулирование экономики  - неотъемлемая часть существующего в настоящее время рыночного механизма в развитых странах, что и обуславливает актуальность выбранной для написания работы темы. В контексте данной работы нами рассматривается один из уровней государственного управления экономикой, а именно, региональный уровень
      Степень разработанности проблемы. Теоретическим  и прикладным аспектам региональной экономики и региональной политики посвящены работы многих ученых. Среди них: Л.И. Абалкин, С.С. Артаболевский, В.М.  
Белоусов, В.М. Бильчак, А.Г. Гранберг, В.Г.Введенский, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова, Н.И.Ларина, Д.С. Львов, В.Н. Лексин, П.А. Минакир, Г.М. Мкртычан, В.Н. Овчинников, С.А. Суспицын, А.Д. Некипелов, О.С. Пчелинцев, А.И. Татаркин, С.Г. Тяглов, В.А. Шабашев, А.Н. Швецов, Р.Н. Шнипер, Б.М. Штульберг и др.

    Целью настоящей работы является изучение региональной экономической политики на современном этапе. Задачи исследования:
- определить  сущность, цели, задачи экономической  политики региона;
- охарактеризовать  основные методы  проведения  региональной экономической политики;
- оценить   экономическую политику Забайкальского края, ее проблемы и перспективы.
     Объект  исследования – экономическая политика региона.
     Предмет исследования -  социально-экономическое  развитие региона.
     Объект  наблюдения – Забайкальский край.
     Период  исследования – 2007-2010 гг.
     Нормативно-правовую и информационную базу настоящей работы составляют Законы Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, нормативные документы Забайкальского края (Читинской области), статистические сборники, информация с официальных сайтов правительства Забайкальского края.
     В процессе исследования использованы общенаучные  методы системного, категориального, историко-логического, структурно-функционального анализа, а также частные методы - статистический, группировок, экспертных оценок, сравнения и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ЭКОНОМИКА РЕГИОНА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ  ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие  и сущность региона и экономики  региона. Основы управления экономикой региона 

     В условиях формирования и развития рыночных отношений для научного обоснования экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, социально-экономических процессах в тесной увязке с природно-экономическими условиями на отдельных территориях страны. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики. Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.
     Целью функционирования региональной экономики является обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона.
     Региональная  экономика должна базироваться на использовании  трех основных принципов:
     1) тщательный учет потребностей  населения региона, состояния  и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий;
     2) создание условий для максимального  приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;
     3) активная реализация региональных  интересов.
     функции региональной экономики следующие:
     - в области производства: выпуск продукции и предоставление услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров (авиалинии, железные и автомобильные дороги, очистные установки, зеленые насаждения и т. д.); оказание общественных услуг (туризм, образование, медицина, жилье, культурные мероприятия и др.);
     - в области ценообразования: регулирование  цен и тарифов, разработка всевозможных льгот и штрафных санкций, определение налоговой политики;
     - в области распределения: формирование региональных каналов распределения товаров и услуг;
     - в области обмена: стимулирование  реализации товаров и услуг,  послепродажное сервисное обслуживание, организация рекламы, формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и др.;
     - в области потребления: обеспечение  рационального уровня потребления.
     Успешное  функционирование региональной экономики  во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и действенную региональную экономическую политику.
     В основе региональной политики лежит  учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлении экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.
     Для выполнения этой цели в условиях становления  и развития рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие  основные задачи:
     - сохранение единого внутреннего  рынка страны, единства инфраструктуры  систем энергетики, транспорта, связи, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории страны, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;
     - обеспечение достойного уровня  жизни населения в каждом регионе,  его постепенное выравнивание, исключение  чрезмерных контрастов в социальных  условиях на основе увеличения выпуска продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий, расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;
     - оздоровление экологической обстановки, модернизация инфраструктуры и  улучшение жизненной среды в  сельской местности путем развития  разных форм собственности и  предпринимательства, упорядочение внешнеэкономических связей и др.;
     - обеспечение стабильности в политическом  отношении, недопущение межэтнической напряженности и противоречивости.
     Реализация  этих задач исключает унифицированный  подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсно-го и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.
     Таким образом, региональная политика опирается  на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных  проблем на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.
     Цели  региональной экономической политики государственных властных структур тесно связаны с целями регионального развития. Поэтому прежде чем определить цели политики, дадим определение целей развития экономики региона, имеющих объективный характер и обусловленных нынешним состоянием и перспективами развития региона.
     Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда.
     Цели  региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности. 

1.2. Методы государственного регулирования регионального развития 

     В условиях переходного периода государственное  регулирование региональной экономики преследует несколько иные целевые установки:
    в качестве высшей цели выступает обеспечение условий повышения уровня жизни населения регионов путем достижения устойчивого экономического роста;
    построение совместно с регионами собственного российского варианта общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики;
    проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем экономического реформирования;
    обеспечение экономической безопасности региона. При этом под экономической безопасностью региона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость поступательного развития экономики территории.
     Региональная  политика федерального правительства  осуществляется во имя достижения общих национальных целей развития страны. При этом в период экономического кризиса преобладают экономические цели, в периоды экономического роста — социальные.
     Без четкого определения цели, объекта, инструментов и форм государственной политики невозможно определить ее направления, что ведет к неуправляемому процессу чрезмерной дифференциации региональных различий.
     Цели регионального развития в глазах региональной администрации связаны в первую очередь с рационализацией использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обеспечением системного подхода к развитию регионального хозяйственного, социального и природно-экологического комплекса.
     Цели  государственной региональной политики достаточно многообразны. Среди них  выделяются следующие:
    укрепление социально-экономических основ российского государства и сохранение его целостности, обеспечение военной и экономической безопасности и экологической устойчивости;
    повышение уровня жизни населения регионов России;
    создание условий для полноценного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации;
    обеспечение социального равновесия по жизненному уровню отдельных регионов и социальных групп, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой государства;
    формирование в регионах социально ориентированной рыночной экономики, механизмов обеспечения социальной защиты населения.
    К числу направлений деятельности государственных органов власти региона по реализации целей регионального  развития относятся:
    ориентация регулирования территориального развития на формирование структуры экономики, соответствующей как комплексу имеющихся условий развития, так и целям осуществляемых социально-экономических преобразований;
    учет специфических особенностей регионов страны, обусловливающих их место и роль в территориальной организации экономики;
    формирование механизмов согласования интересов субъектов регулирования территориального развития. Создание и реализация этих механизмов представляются возможными только при условии учета региональной специфики, поскольку именно последняя выступает фактором, формирующим региональный интерес в государственном регулировании территориального развития;
    обоснование задач регионального регулирования экономики исходя прежде всего из социальной направленности развития, а также производственно-ресурсного потенциала региона.
     Региональная  экономическая политика призвана способствовать экономическому развитию в регионах, укреплять государственное устройство посредством выравнивания социально-экономических условий в регионах, обеспечивая однородность страны, более эффективно использовать наличный потенциал регионов.
     Главная цель регулирования регионального  развития состоит в создании благоприятных  условий для формирования обоснованных внутренних территориальных пропорций на базе стимулирования развития отраслей специализации и использования сравнительных преимуществ территорий.
     Объекты государственного регулирования экономики  в регионе многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.
     В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления (табл. 1.1).
Таблица 1.1
  Отличительные особенности административных и экономических методов регулирования регионального воспроизводственного процесса
Административные  методы
    Экономические методы
Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений Базируются  на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии
Выражают  прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления Оказывают косвенное  воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности
Основная  доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены Предполагают  полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия
Административные  распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений Побуждают хозяйствующие  субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска
      
Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.
 

1.3. Формирование единого экономического общероссийского рынка 

     Региональное  экономическое пространство представляет собой систему экономических  связей, постоянно развивающихся  и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.
     Общее экономическое пространство формируется  как сочетание различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы собственности, технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.
     Региональное  экономическое пространство имеет  внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.
     Важным  условием жизнеспособности и эффективности  экономики страны служит наличие  единого экономического пространства. Для его формирования, поддержания  и развития центральные и региональные органы власти призваны проводить комплекс мер, обеспечивающих сохранение внутреннего рынка, общей денежно-кредитной системы страны, единых ключевых инфраструктурных сетей. К ним относятся системы энергетики, транспорта, связи. В целях нормального функционирования экономики необходимо удерживать критический уровень контроля над обеспечением продовольствием в регионах, налоговой и кредитной системами, экспортом и импортом продукции. Для реализации отмеченных целей нельзя допускать одноканальной системы налогообложения, полной децентрализации механизмов природопользования. Регионы не должны уклоняться от участия в общереспубликанских экономических программах, а также отказываться от поставок по договорам продукции другим регионам страны.
     Важными проблемами формирования единого экономического пространства России являются преодоление финансового кризиса экономики, стабилизация денежно-кредитной системы, обеспечение устойчивости национальной валюты. Особое значение также приобретают формирование и развитие рынка труда и межрегиональное регулирование занятости. Решение данной задачи требует преодоления влияния таких факторов риска, которые связаны с особенностями воспроизводства и структуры населения в регионах, узкой специализацией производства, высокой долей оборонной промышленности в структуре экономики, разреженностью сети поселений, низкой транспортной доступностью, и других.
     Формирование  единого пространства общероссийского  рынка должно реализовать следующие принципы:
     - должна обеспечиваться свобода  экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями;
     - необходимо свободное движение  товаров, капиталов, труда между  регионами России; снятие ограничений прав человека на выбор места жительства, вида деятельности;
    -товарно-денежная форма обмена должна быть приоритетной в сравнении с натуральной (бартерной);
    -следует  отказаться  от  приоритета  двусторонней  сбалансированности в международном обмене;
    - на всем экономическом пространстве  России необходимы единые принципы налогообложения товаров независимо от места их производства и реализации;
    - должна обеспечиваться гарантия  свободы транзитных перевозок  товаров и перемещения транспортных  средств в пределах Российской  Федерации;
    - необходимо обеспечение ускоренной  демонополизации производства во всех без исключения регионах, налаживание добросовестной конкуренции производителей товаров независимо от формы собственности на средства производства.
    Важным  средством формирования и развития единого экономического пространства России призваны служить региональные программы развития. Каждый регион нуждается в разработке концепции интенсификации предпринимательской активности, комплексных программ регионального развития. Такие программы требуют:
    - определения объемов разведанных  и подготовленных к эксплуатации ресурсов;
    - обеспечения эффективного использования  региональных ресурсов путем  достижения устойчивой конкурентоспособности  производимой продукции;
    - наличия надежных гарантий государственной  поддержки программ на региональном и федеральном уровнях.
    - В ходе реализации региональных  программ развития должно быть  приоритетным решение следующих задач:
    - быстрое освоение вновь сооруженных  производственных мощностей;
    - увеличение отдачи от инвестиций  в различных формах (прибыли, объемах  выпускаемой продукции, увеличении производимых социальных благ);
    - реализация принципа оптимизации  в использовании ресурсов региона,  а также осуществление дифференцированного  подхода в использовании воспроизводимых и не воспроизводимых ресурсов.
    Осуществление отмеченных и других мероприятий по формированию, поддержанию и развитию  единого экономического  пространства России  призвано  обеспечить формирование новой высокоэффективной структуры рыночной экономики, существенно сблизить уровни социального развития регионов страны, улучшить условия на экологически загрязненных территориях. 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО  КРАЯ
2.1. Социально-экономическая  характеристика Забайкальского  края 

     Забайкальский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа.
     Административный  центр — г. Чита.
     Граничит  с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия, имеет внешнюю границу с Китаем и Монголией.
     Образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО.
     Предварительная работа по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа была начата на уровне властей регионов в апреле 2006 года. Губернатор Читинской области Равиль Гениатулин, глава администрации Агинского Бурятского АО Баир Жамсуев, главы региональных парламентов Анатолий Романов и Даши Дугаров обратились с письмом к Президенту России Владимиру Путину, и 17 ноября 2006 года он поддержал эту инициативу.
     Референдум  об объединении состоялся 11 марта 2007 года. В Читинской области за объединение высказались 90,29% (535 045 избирателей), против — 8,89% (52 698 избирателей), в референдуме приняли участие 72,82% избирателей области. В Агинском Бурятском автономном округе за объединение высказались 94% (38 814 избирателей), против — 5,16% (2 129 избирателей), в референдуме приняли участие 82,95% избирателей округа.
     23 июля 2007 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа», принятый Государственной думой 5 июля 2007 г. и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 г.
    Развитие  экономики и социальной сферы  Забайкальского края за период с 2000 по 2009 гг. определялось достаточно благоприятными макроэкономическими условиями, сложившимися в Российской Федерации под воздействием эффекта девальвации рубля после финансового кризиса 1988 года и обусловившими переход к устойчивому подъему российской экономики, а также достигнутым уровнем экономического развития края, спецификой хозяйственной структуры, текущей конкурентоспособностью профильных видов экономической деятельности и регионального хозяйственного комплекса в целом.
    В течении указанного периода социально-экономическое  развитие края характеризовалось устойчивым ростом его важнейших параметров. При этом динамика ряда ключевых индикаторов оказалась ниже аналогичных показателей по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу (таблица 2.1).
Таблица 2.1
 Динамика  основных показателей развития  Забайкальского края  
за период с 2000 по 2009 гг.

  Темпы роста, 2009 г. в % к 2000г.
Забайкальский край Сибирский федеральный  округ РФ
1. Валовой региональный продукт  148,7 155,0 163,1
2. Продукция промышленности 122,6 142,0 148,2
  - Добыча полезных  ископаемых 122,5 163,4 139,2
  - Обрабатывающие  производства  181,9 143,3 160,4
  - Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 112,7 114,5 117,2
3. Продукция сельского  хозяйства 99,2 116,7 124,9
4. Объем строительных работ 218,8 230,7 222,9
5. Инвестиции  в основной капитал 223,8 294,3 226,7
6. Оборот розничной  торговли 269,4 250,7 223,5
7. Реальные денежные доходы населения 248 219,5 223,9
8. Уровень безработицы, в % к экономически активному населению      
  -2009 г. 10,1 7,9 6,1
  -2000 г. 14,4 12,8 10,6
9. Доля прибыльных организаций в экономике, в %      
  -2009 г. 62,6 74,8 74,5
  -2000 г. 34,9 53,4 60,2
 
    В 2009 г. объем произведенного валового регионального продукта края в сопоставимых ценах составил почти 149% по отношению к уровню 2000 г., что более, чем на 6 процентных пунктов меньше среднего показателя по федеральному округу и более, чем на 14 процентных пунктов ниже соответствующего среднероссийского значения.
    Наблюдаемый в регионе экономический рост сопровождается устойчивой тенденцией сокращения численности постоянного населения, причем опережающими темпами по сравнению с общероссийской динамикой. На начало 2008 г. из-за естественной убыли и миграционного оттока численность населения Забайкальского края сократилась по отношению к 2001 г. на 5,1%.
    Темпы роста промышленного производства в крае в течение указанного периода, составив немногим более 122%, значительно уступали соответствующим темпам по РФ (148%) и Сибирскому федеральному округу (142%). При этом преобладающая в этом секторе экономики добывающая промышленность имела прирост выпуска продукции за весь наблюдаемый период на уровне около 23% при 39% по России и 63% по СФО. Достаточно быстро в этот период развивалась обрабатывающая промышленность, темпы роста которой в крае составили почти 182%, что на 22 процентных пункта превышает её среднероссийскую динамику и на 38 процентных пунктов выше темпов ее роста по СФО.
    Объем сельскохозяйственного производства к концу отчетного периода  практически остался на уровне 2000 года, в то время как по Сибирскому федеральному округу он возрос на 17%, а по Российской Федерации – на 25%. На состояние сельского хозяйства в регионе существенное влияние оказали имевшие место в последние годы неблагоприятные погодные условия, прежде всего, засухи, что привело к ослаблению производственного потенциала отрасли.
    Наиболее  быстро среди товаропроизводящих видов  экономической деятельности в крае развивалось строительство, опережающими темпами – строительство жилья, объектов социальной, а также транспортной инфраструктуры. Темп роста объема строительных работ составил  почти 219 %, что также ниже аналогичных показателей  по России и Сибирскому федеральному округу (соответственно 223 и 231%).
    Наряду  с этим более динамично, по сравнению  с товаропроизводящими секторами экономики, развивалась на территории Забайкальского края сфера услуг. В частности, оборот розничной торговли увеличился в 2,69 раза, что в итоге превышает как среднероссийский показатель (2,24 раза), так и показатель по округу (2,51 раза).
    Ускоренное  развитие регионального потребительского рынка в значительной мере было обусловлено опережающими темпами роста реальных денежных доходов населения, что явилось важным положительным результатом, достигнутым в крае за последние годы. В течение указанного периода они увеличились в 2,48 раза, в итоге превысив соответствующие темпы как по России, так и по Сибирскому федеральному округу (в 2,24 и 2,2 раза).
    В то же время в последние годы под  влиянием, прежде всего, позитивных макроэкономических процессов произошло существенное улучшение финансового положения большинства предприятий края. Если в 2000 г. удельный вес прибыльных организаций в экономике составлял лишь около 35%, то к 2009 г. он достиг почти 63%. Тем не менее, по данному показателю Забайкальский край пока еще отстает как от России в целом, так и от Сибирского федерального округа (соответственно 74,8 и 74,5%).
    Наряду  с этим за прошедший период в существенной степени нормализовалась ситуация на региональном рынке труда. По сравнению с 2000 г. уровень безработицы экономически активного населения в крае (рассчитанный по методологии МОТ) снизился с 14,4 до 10,1%, что на 4 процентных пункта превышает средний показатель по Российской Федерации.
    Вместе  с тем к настоящему времени  пока не сформированы необходимые предпосылки  к снижению масштабов отставания региона от большинства субъектов РФ по общему уровню экономического развития. В частности, среднедушевой объем валового регионального продукта (рассчитанный с учетом уровня покупательной способности) составил по Забайкальскому краю в 2009 г. только 54% по отношению к среднему показателю по Российской Федерации. При этом сравнительный его уровень по совокупности регионов Сибирского федерального округа составил 82%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.