Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Формы организованного протеста

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.05.13. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание
Вступление  
- формирование  конфликтологии как научной дисциплины;   
- причины возникновения  международных конфликтов;  
- роль этнонациональных и международных факторов в мире за последнее десятилетие.
Основная часть   
- место социологии  конфликтов в структуре социологического  знания;  
- основные направления  в изучении конфликтов;  
- основные источники  конфликтов в обществе;  
- два подхода  к изучению социологических проблем;    
- критерии, необходимые  для изучения конфликтов;   
- различия в  социальном развитии и культуре  конфликтующих сторон;  
- проблема равенства  в человеческом обществе;  
- феномен «массового  сознания» и его роль в возникновении  конфликтов;  
- типология  конфликтов;  
- динамика социальных  конфликтов;
Окончание
Литература

 

Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 50-60-х гг. ХХ в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.
До определенного  времени практика обходилась без  специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной  властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло  выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с  отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.
Возникновение международных конфликтов неизбежно, в случае, когда одно государство  или группа государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя при этом или вообще не принимая во внимание иные интересы. Сфера возможных видов противоположных интересов, являющихся объектом конфликта, весьма широка: от непосредственно политических (безопасность, границы государств и т.д.) до общих экономических, национальных, информационных, идеологических и даже религиозных.
Конфликты всегда были неотъемлемой частью человеческого  существования. Начиная с древнейших времен и по сегодняшний день человек ежедневно сталкивался с конфликтами в семье, с властью, во взаимодействии с другими людьми. Одно племя конфликтовало с другим, рабы восставали против рабовладельцев, один народ устраивал геноцид другого из чисто шовинистических соображений. Но самое большое распространение получили этнополитические и религиозные конфликты.
Роль этнонационального фактора на земле в последнее десятилетие выросла и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Распались федеративные государства Югославия, Чехословакия, СССР. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой в Канаде (Квебек), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы). Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других проблем. 
Вопросы о дифференциации религиозных представлений и  традиций в человеческом обществе уводят в глубокое доисторическое прошлое, и пока что остаются без ответов.
Но каковы бы небыли причины возникновения различных  религиозных групп, проблема религиозных  конфликтов всегда остро стояла перед  человечеством и наиболее актуальна стала в наши дни. Последние события, террористические акты в Америке, подталкивают мировое сообщество к объединению, к началу войны цивилизованного мира с терроризмом. Но если вглядеться в эту проблеме глубже, то становится ясно что, к сожалению, война с международным терроризмом, это еще и религиозное противостояние. Известная формула о том, что у бандитов нет веры и национальности, в сознании людей срабатывает, увы, не всегда. Вот и сейчас мир охватывает антиисламская истерия. А многие мусульмане уже сейчас ропщут, видя, как американцы поджигают мечети. А что будет, когда американцы начнут уничтожать, не разбирая, афганцев?…
Из истории  человеческого общества видно, что  различные религиозные группы могут  мирно сосуществовать и не доводить мелкие конфликты до конфликтов мирового масштаба. Возможно все-таки дело не в  религии?…
«АДМИНИСТРАЦИЯ  США ведет себя так, будто террор входит в гены арабов, передаваемые по наследству. Или в США думают, что в мире есть такие религиозные  или политические течения, которые  осуществляют террористические акты  просто ради забавы или удовлетворения установок Всевышнего Аллаха? Игнорирование причин террора приведет к тому, что он станет еще более жестоким и примет более изощренные формы». («Ахбар аль-Араб», Абу-Даби – ОАЭ).    
Социология –  отрасль науки о человеческом поведении. Она также исследует  базисные характеристики человеческого  общества в локальном и мировом  масштабе и различные процессы, которые  сохраняют статус-кво и вызывают изменения.
Рассмотрим с  точки зрения социологии, какие причинно-следственные связи могли привести к возникновению  конфликта, ставящего под сомнение существование человечества вообще.
Социология исследует  общество на двух уровнях: микро и  макроуровне.
Микросоциология изучает поведение людей в  их непосредственном межличностном  взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые  люди придают данным явлениям при  взаимодействии друг с другом. Главный  предмет их исследований – поведение  индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие  взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества.
В развитии социологии можно выделить два основных направления: фундаментальное и прикладное. Первое направление занимается социально - философским  осмыслением наиболее общих проблем развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности.
Эмпирическое  направление занимается сбором многочисленных фактов, сведений, информации, а также  обобщением и формулированием этих данных.
Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное  положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации. По мнению Р. Мергона, теории среднего уровня – это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений».
Социология конфликтов является теорией среднего уровня и  относится к теориям специальных  процессов.
Конфликт –  столкновение двух или более разнонаправленных  сил с целью реализации их интересов  в усло-виях противодействия.
Особенностью  конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодоление. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.
В изучении конфликтов можно выделить два основных направления.
1. Концепции  Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости.
2. Теории К.  Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.
По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура. Парсонс формулирует ряд 2функциональных предпосылок» стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностей, избежать социальных конфликтов и потрясений.
Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.
Видный американский специалист по общей теории систем К.Э. Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формали-зованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.
Методологическую  основу конфликтологии составляет комплекс философских, политологических и социоло-гических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии – вопрос о природе конфликта. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем социальной мобильности. Структуралисты увязывают анализ конфликтов, прежде всего с социальной структурой и ее изменением.
Важнейшая проблема методологии теории конфликта –  это проблема объективности. Она  решается на пути сочетания современных  концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества – с другой.
Конфликты любого уровня и вида в обществе – комплексное  явление. В конфликтных ситуациях  и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. Поэтому  и методы их изучения многообразные, комплексные.
Л.Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Согласно другому американскому автору К.Боул-дингу, конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.
Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта  обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта  необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные и другие факторы.
Основными источниками  конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными  силами и производственными отношениями  «задает» противоречия, проявляющиеся:
1) в борьбе  между социальными слоями, группами, классами;
2) в противостоянии  между поколениями; 
3) в борьбе  между этническими группами;
4) в противоречащей  друг другу деятельности различных  религиозных общин; 
5) в борьбе  носителей различных традиционных  ценностей с вновь возникающими  обычаями и т.д.
На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется  такой функцией любой системы, как  устойчивость. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:
- в центре  внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием  и воспроизводством социальной  структуры;
- структура понимается  как всесторонне интегрированная  и гармонизированная система;
- функции социальных  институтов определяются по отношению  к состоянию интеграции или  равновесия социальной структуры;
- динамика социальной  структуры объясняется исходя  из «принципа консенсуса» - принципа  сохранения социального равновесия.
Дополнением и  корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный  метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие  закономерности проявления социального  поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе  разных народов много общего.
При рассмотрении конфликтов целесообразней будет воспользоваться  как структурно-функциональным методом, так и сравнительным.
Для описания того или иного конфликта необходимо знать:
1) характеристики  конфликтующих сторон (их ценности  и мотивации, устремления и  цели, интеллектуальные, психологические  и социальные ресурсы);
2) предысторию  взаимодействий конфликтующих сторон;
3) природу того, что привело к конфликту;
4) социальную  среду, в которой возник конфликт;
5) заинтересованные  стороны;
6) применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику;
7) результаты  конфликта для его участников  и заинтересованных сторон.
Втянутыми в  международный конфликт могут быть многие страны, так или иначе поддерживающие международные террористические организации. Называются Афганистан, северная часть  Пакистана, Ливия, Судан, Палестинская автономия. Противостоит этим странам  так называемый «цивилизованный  мир». Уровень цивилизованности измеряется уровнем социального и культурного  развития.
Культура может  быть определена как поведение, специфическое  для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям. Культура создается людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую  культуру, которая в некоторой  степени совпадает с другими  культурами. Различия между культурами связаны с физическими условиями  и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типу языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития. На отношения, ценности и верования индивида очень  влияет культура, в которой он живет, и, конечно, индивид может жить или  перемещаться в рамках нескольких различных  культур.
Культура рассматривается  в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу  и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных  социальных ситуациях.
Каждое конкретное общество создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед  социологами встает проблема – определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным  языком, существуют ли культурные универсалии.
Культурные универсалии  – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи  всем культурам независимо от географического  расположения, исторического времени  и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают  потому, что все люди, в какой  бы части света они ни жили, физически  устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности  и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством  окружающая среда.     
Следует отметить, что, несмотря на культурные универсалии, культура стран Ближнего Востока (преимущественно  исламских стран) сильно отличается от европейской культуры.
Тщательный анализ различных аспектов человеческой культуры позволил разделить ее на два противоположных, взаимно несовместимых типа: умозрительный  и чувственный. Это идеальные  типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху.
Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:
1) реальность  по своей природе духовна, нематериальна,  скрыта за чувственными проявлениями, она вечна и неизменна;
2) потребности  и цели людей в основном  духовны;
3) для удовлетворения  этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.
Для чувственной  культуры характерны:
1) реальность  по своей природе материальна,  доступна чувствам, она перемещается  и постоянно изменяется;
2) потребности  и цели людей чисто плотские, или чувственные;
3) для удовлетворения  этих целей необходимо использовать  внешнее окружение.
К основным элементам  культуры относится язык. Язык возникает  на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции –  создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого  общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.
Культуры не только выделяют те или иные части  мира с помощью понятий, но также  выявляют, как эти составные части  связаны между собой в пространстве и во времени, по значению. Мы уверены, что земля вращается вокруг солнца, но когда-то люди верили, что дело обстоит  наоборот. Культуры часто по-разному  истолковывают взаимосвязи. Индеец пуэбло в своей беседе с К.-Г. Юнгом  говорил: «Ведь мы – тот народ, который живет на крыше мира, мы – дети солнца, и, совершая свои обряды, мы помогаем нашему отцу проходить  по небу. Если мы перестанем это делать, то через десять лет солнце перестанет вставать. И тогда наступит вечная ночь».
К основным элементам  культуры так же относятся и ценности, - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных ценностей. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что нет.
Большую роль в  изучении социологии конфликтов играет социальная стратификация.
Разнообразие  отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в  каждом конкретном обществе. Например, в большинстве стран феодальной Европы главной характеристикой  была принадлежность к определенному  сословию: господа-феодалы, свободные  горожане или зависимые крестьяне. В эпоху формирования национальных рынков и становления капитализма  этническая принадлежность из горизонтального  деления стала превращаться в  вертикальное. В современном обществе наблюдается сосуществование и переплетение нескольких автономных систем неравенства: власти собственности и престижа. Для описания иерархий в обществе и применяется понятие «социальная стратификация»
Для обозначения  всей гаммы различий между людьми существует особое понятие – «социальная  дифференциация», объемлющая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам, так и по субъективным.
Существует два  подхода к пониманию типов  стратификации. Первый подход заключается  в отождествлении с историческими  типами общественного устройства –  кастовой, рабовладельческой, сословной  и классовой дифференциацией. Другой подход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных  стратификационных систем и множества их переходных форм. Можно выделить девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:
- физико-генетическая;
- социально-профессиональная;
- рабовладельческая;
- классовая;
- кастовая;
- культурно-символическая;
- сословная;
- культурно-нормативная;
- этакратическая.
В теории стратификации  постоянно обсуждается проблема равенства – неравенства. При  этом под равенством понимается:
1) равенство  личностное;
2) равенство  возможностей достигнуть желаемых  целей (равенство шансов);
3) равенство  условий жизни (благосостояние, образование  и т.д.)
4) равенство  результатов.
Неравенство, как  очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным  знаком.
В первобытном  обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти  отсутствовала. В сложных обществах  неравенство очень сильное, оно  поделило людей по уровню доходов, образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних  обществах переход из одного социального  слоя в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью  разрешен. Свобода социальных перемещений  определяет то, каким является общество – закрытым или открытым.
Положение и  место человека в обществе, т.е. совокупный социально-экономический статус,  определяют уровень дохода, власти, престижа и образования.
В демократическом обществе четыре типа взаимоотношений людей имеют положительные характеристики. Каждый человек, независимо от своего происхождения, имеет личностное право, равенство возможностей достигнуть желаемых целей, имеет право на получение образования и других социальных благ. Конечный результат, как правило, зависит  от каждого индивида в отдельности, от его способностей, целеустремленности и ряда других причин. Вследствие этого и происходит социальная дифференциация общества на элиту, средний класс и низшие слои населения. Но, в любом случае, в демократическом обществе достаточно сильно развита социальная защита любых классов.
В большинстве  исламских, фундаменталистских стран не может быть и речи о  каком либо социальном равноправии. В основе социального устройства лежит «гендерный идеал»,власть носит харизматический характер, население сильно подвержено ксенофобии – страху и ненависти ко всему чуждому их образу жизни, в частности, к европейской морали. В этих странах фактически отсутствует средний класс, неразвита общеобразовательная система, население, в большинстве случаев, не умеет читать и писать. Сильно развит религиозный фанатизм.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.