Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Внешеэкономическая деятельнось

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.05.13. Год: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

Введение 3
1. Развитие  международного технологического  обмена 
2. Формы и методы обмена технологией
3. Основные понятия лицензионной деятельности
4. Защита интеллектуальной собственности
Заключение 
Список  использованной литературы  

 
 


Введение
     Научно-техническая  революция и развитие производительных сил ведут к все большему углублению международного разделения труда. В  этих условиях торгово-экономические  отношения между странами характеризуются  быстрым расширением научно-технического и технологического обмена, значение которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях.
     Именно  посредством технологического обмена можно решить вопросы повышения  технологического уровня тех или иных отраслей и народного хозяйства в целом, задачи ускоренного технологического перевооружения экономики, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития технико-экономических связей между странами на основе специализации и кооперации при производстве различных видов продукции.
     В сферу технологического обмена вовлечены  все важнейшие формы человеческой деятельности (наука, техника, производство, управление), начиная с теоретических  закономерностей познания природы (наука), опыта ее преобразования (техника) и до создания материальных средств и благ (производство) с совершенствованием способов рациональных действий при решении производственных и других задач (управление). При этом в обмен могут быть включены как одновременно все четыре формы человеческой деятельности, так и их любые сочетания.
       Если выделить из области торгово-экономических отношений обмен сырьевыми и продовольственными товарами, которые так или иначе связаны с географическими, климатическими условиями и наличием полезных ископаемых, то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном развитии различных видов технологии, уровень которой определяет конкурентоспособность товаров на рынке
1. Развитие  международного технологического  обмена
     Развитие  международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных  стран. С другой стороны, знания и  техника в отсталых странах должны развиваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах. Однако чаще технически отсталые страны развиваются в результате получения новых знаний и технологий извне. Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине XX в. привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли характерно вовлечение в товарооборот особого товара - научно-технических достижений, т.е. происходит активный технологический обмен. Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразумевается проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком - передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.
Технологии  передаются как коммерческим, так  и некоммерческим путем.
Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:
    научно-технические публикации;
    проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
    обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
    миграция специалистов;
    обучение студентов и аспирантов;
    деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.
      Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:
    передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;
    поставка машин и различного промышленного оборудования;
    оказание технической помощи;
    инжиниринговые услуги;
    экспорт комплектного оборудования;
    подготовка и стажировка специалистов;
    управленческие контракты;
    научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.
   Передача  технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим  товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и / или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.
   Повышенная  конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.
   В то же время технология как товар  обладает обычно весьма высокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже произведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает собственника новой технологии к ее возможно большей утилизации как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров.
Технологии  передаются двум основным группам покупателей:
    зарубежным филиалам или дочерним фирмам МНК;
    независимым фирмам.
Новые технологии преимущественно предоставляются  МНК своим филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е гг. на эту группу покупателей приходилось около 4 / 5 от суммы продаж технологий американских МНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологии филиалам:
    в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения; .
    сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы МНК;
    увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию освобождаются от налогообложения.
   Принимающие страны часто ограничивают в различных  формах импорт товаров и прямые иностранные  инвестиции. При продаже технологии предоставляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и услуги.
     Продажа технологии независимым компаниям  означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи. Чаще всего независимым фирмам продаются технологии тех отраслей, в которых низкий удельный вес расходов на НИОКР (металлургия, металлообработка, текстильная и швейная промышленность и др.). В этих отраслях монополия на техническое усовершенствование не может удерживаться долго, так как нововведения легко воспроизводимы. Собственник новой технологии, не дожидаясь пока усовершенствования будут скопированы зарубежными конкурентами, форсирует ее продажу не только подконтрольным компаниям, но и независимым фирмам.
     Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой. Этапам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды:
1-й этап - уникальная;
2-й этап - прогрессивная; 
3-й этап - традиционная;
4-й этап - морально устаревшая.
     К уникальным технологиям относятся  изобретения и другие научно-технические  разработки, защищенные патентами или  содержащие ноу-хау, что делает невозможным  их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.
     К прогрессивным технологиям принадлежат  разработки, обладающие новизной и  технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях ее применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и изобретательской деятельности ученых и инженеров, но и "эволюции" уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну.
     Уникальные  и прогрессивные технологии могут  приносить их покупателям дополнительную прибыль, поэтому они продаются  по ценам, превышающим средний уровень  цен на технологии-аналоги в соответствующей отрасли.
     Традиционная (обычная) технология представляет собой  разработки, отражающие средний уровень  производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не обеспечивает ее покупателю значительных технико-экономических преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих производителей, и рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится. Ее преимуществами для покупателя являются сравнительно невысокая стоимость и возможность приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология создается, как правило, в результате устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.
     Морально  устаревшая технология относится к  разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с  технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.  

 

2. Формы и методы обмена технологией
Технологический обмен классифицируется по:
- объектам обмена (патенты, ноу-хау, услуги, связанные с инженерно-технической и управленческой деятельностью, техническая документация, техническая помощь);
- способам получения информации (выставки, симпозиумы, конференции, обмен учёными и специалистами, технологические сведения, сопутствующие приобретению или аренде оборудования и машин, научно-техническая и промышленная кооперация);
- характеру взаимосвязи (совместное производство, совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, совместные предприятия);
- каналам получения информации (коммерческие и некоммерческие, межгосударственные соглашения, межфирменные связи, внутренние связи многонациональных и транснациональных корпораций).
     Наиболее  распространённой формой передачи технологий является лицензионная торговля. По лицензиям передаются объекты промышленной собственности (патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания), совершаются сделки об оказании технической помощи, услуг типа инжиниринг, обучению, передачу ноу-хау, компьютерных программ и программных продуктов.
     Торговля  лицензиями обеспечивает передачу прав и необходимого объёма научно-технических  знаний для использования изобретений, ноу-хау, полезных моделей, промышленных образцов и других научно-технических достижений как на территории одной, так и нескольких стран. При торговле "чистыми" лицензиями главная цель коммерческой сделки - заключение самостоятельного лицензионного договора на право пользования объектом промышленной собственности. При передаче в лицензионной форме прав на использование изобретений, ноу-хау, промышленных образцов и товарных знаков в составе других внешнеэкономических сделок лицензии выступают как их составные части и являются сопутствующими.  

     3. Основные понятия лицензионной деятельности
     Лицензиар (англ. lisenser) - юридическое лицо, собственник  изобретения, патента, технологических  знаний и пр., выдающий своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование  своих прав в определенных пределах.
     Лицензиат (англ. lisensee) - юридическое лицо, приобретающее у собственника изобретений, патентов, производственных и коммерческих знаний и пр. (лицензиара) лицензию на право их использования в определенных пределах.
     Лицензия - разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (на изобретение, промышленный образец, товарный знак, "ноу-хау"), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на определенных условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного соглашения.
     По  характеру и объему прав на использование  технологии, предоставляемой соглашением  лицензиату, различают неисключительные (простые), исключительные и полные лицензии. Неисключительная лицензия дает лицензиару право самостоятельного использования лицензии и выдачи аналогичных лицензий любым заинтересованным лицам. Исключительная лицензия предусматривает монопольное право лицензиата использовать изобретение или секрет производства на данной территории, при этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования лицензии и ее продажи. Полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение всего срока действия лицензионного соглашения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.