Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2013. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание
 
 

Введение
Земельное право, особенности  его предмета, метода необходимо изучать, учитывая специфику отрасли. Правильно  определить предмет правового регулирования важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.
Земельное право как отрасль  представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, направленную на регулирование общественных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства, это и определяет актуальность темы работы.
Изучение земельного права должно начинаться с изучения в первую очередь особенностей его - предмета. Раскрыть предмет отрасли земельного права — значит раскрыть содержание и характер всех тех земельных отношений, которые определяются формами собственности на землю. В предмет земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений из-за специфики объекта правового регулирования земельного права — земли.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие с постоянным (бессрочным) пользованием земельными участками.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.
Целью работы является изучение постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1.Рассмотреть  сущность постоянного бессрочного  пользования земельным участком;
2.Изучить  практическое использование права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Глава 1. Сущность постоянного бессрочного пользования земельным участком
1.1. Право собственности на землю как одно из вещных прав
Вещное право - подотрасль гражданского права, источником которой  являются различные нормативно-правовые акты. Составляя сферу регулирования гражданского права, вещные отношения испытывают воздействие норм других отраслей права - охранительных, управленческих. Это воздействие может выражаться, например, в форме защиты субъективных вещных прав, превентивного влияния на поведение субъектов права (уголовное, административное право), в регулировании возможных распорядительных действий органов публично-правовых образований в отношении объектов вещных прав иных лиц. Исследуя проблемы соотношения системы и отраслей права, с одной стороны, и системы и отраслей законодательства - с другой, авторы работ в области общей теории права и отраслевых правовых наук приходят, как правило, к выводу о них как однопорядковых, но не тождественных системах, выражающих соответственно структуру содержания и формы позитивного права. Формой выражения гражданско-правовых норм является гражданское законодательство. Входящие в гражданское законодательство нормативно-правовые акты имеют комплексную межотраслевую природу, поскольку содержат не только гражданско-правовые нормы. Это относится и к Гражданскому кодексу РФ, содержащему процессуальные (например, в п.1 ст.162), административные нормы (в ст.242, 243 ГК РФ).
Данный вывод подтверждается также содержанием п.2 ст.3 ГК РФ, в  соответствии с которым даже Гражданский  кодекс не относится в полной мере к гражданскому законодательству. Так же следует относиться и к другим федеральным законам, учитывая правоположение, содержащееся в ч.2 п.2 ст.3 ГК РФ: нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.
Статья 71 Конституции  РФ относит гражданское законодательство к предмету ведения исключительно  Российской Федерации. При этом в  качестве самостоятельного предмета правового регулирования эта статья называет интеллектуальную собственность таким образом, будто ее правовое регулирование никак не связано с гражданским правом и гражданским законодательством. Одновременно статьей 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, хотя одна часть его - гражданское законодательство и гражданское право, а другая содержит нормы административного права, в отношении которого есть специальные указания в той же статье. К предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ относит ст.72 Конституции РФ "вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами" и "земельное законодательство".
Вещные права на землю - объект регулирования подотрасли гражданского права, нормы которой содержатся в ГК РФ и Земельном кодексе РФ. В предмет регулирования гражданского права входят отношения, возникающие в результате совершения сделок с землей. Другие отношения, связанные с отнесением земель к категориям, переводом их из одной категории в другую, охраной земель, ограничением оборотоспособности земельных участков, предоставлением из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель иным субъектам для различных целей, ведением их мониторинга, землеустройством и государственным земельным кадастром, земельным контролем, входят в предмет регулирования административного права. Либо они и есть собственно земельные отношения. Но в любом случае это отношения, основанные на властном подчинении граждан и юридических лиц государственным органам и органам местного самоуправления.
В литературе высказываются  различные, порой диаметрально противоположные точки зрения по вопросу о соотношении норм гражданского и земельного права - от полного отрицания земельного права как отрасли права до утверждения о том, что отношения по поводу земли регулируются исключительно его нормами. Для сторонников этих взглядов не существует проблемы соотношения гражданского и земельного права. В то же время многие ученые признают существование такой проблемы, высказывая различные точки зрения, отдавая предпочтение нормам, закрепленным в Гражданском кодексе, либо, наоборот, в Земельном кодексе.
В ЗК РФ установлены принципиальные гражданско-правовые положения:
·        об ограничении свободы осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения землей, если оно наносит ущерб окружающей среде (в п.3 ст.209 ГК РФ шире: если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц);
·        о разграничении действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
Как же осуществляется разграничение  сфер гражданского и земельного законодательства? Ответ на этот вопрос содержится в п.3 ст.3 ЗК РФ: "Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами".
Данное правило ограничивает действие гражданского законодательства в части регулирования вещных отношений по поводу земли и сделок с земельными участками, придавая им (нормам ГК РФ) статус субсидиарно применяемых институтов. Нормы ЗК РФ о вещных правах на землю и сделках с земельными участками являются гражданско-правовыми. Их приоритет над гражданско-правовыми нормами ГК РФ не установлен в самом Гражданском кодексе, хотя мы находим в нем варианты, когда указывается конкретный специальный закон и лишь в случае соответствия ему применяются нормы ГК РФ (ст.815, п.3 ст.968, ст.970 ГК РФ).
Анализ главы 17 ГК РФ, введенной в действие Федеральным  законом от 16 апреля 2001 года "О  внесении изменений в Гражданский  кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" позволяет выделить нормы, отсылающие:
·        к собственно земельно-правовым нормам ЗК РФ (п.3 ст.129; п.3 ст.209; п.2 ст.214; п.1 и 2 ст.260; п.1 ст.261; п.2 ст.279; ст.285, 286, 287 ГК РФ);
·        к гражданско-правовым нормам, установленным иными законами, в том числе и к гражданско-правовым нормам ЗК РФ (ст.258, п.2 ст.263; п.2 ст.264; ст.265; п.1 ст.269; ч.2 п.1, п.3 ст.271; п.5 ст.274, ст.287 ГК РФ);
·        к водному и лесному законодательству, законодательству о недрах (п.2 и 3 ст.261; п.1 ст.262 ГК РФ);
·        к градостроительным и строительным нормам и правилам (п.1 ст.263 ГК РФ).
Глава III ЗК РФ содержит нормы, конкретизирующие правила, установленные п.3 ст.129, п.3 ст.209, ст.214 ГК РФ. Ограничения в предоставлении земельных участков российским гражданам и юридическим лицам (п.2 ст.15 ЗК РФ), а также иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (п.3 ст.15 ЗК РФ), равно как характеристики земельных участков, находящихся в собственности различных субъектов гражданского права, соответствуют общим правилам, установленным в п.3 ст.129, п.3 ст.209 ГК РФ, а также Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".1
Статья 20 ЗК РФ ограничивает круг субъектов иного вещного  права - постоянного (бессрочного) пользования  земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, закрепив его лишь за государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями, а также органами государственной власти и местного самоуправления. В выделении органов государственной власти и местного самоуправления в качестве особых субъектов права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не было необходимости, так как в качестве юридических лиц они могут быть только учреждениями. Если законодатель имел цель наделить указанным правом государственные органы и органы местного самоуправления, не являющиеся юридическими лицами, то это невозможно в силу того, что субъектами вещных прав могут быть только субъекты гражданского права, что нашло, в частности, отражение в п.1 ст.5 ЗК РФ.
Пункт 2 ст.20 ЗК РФ особо  подчеркивает, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. В соответствии с п.1 этой статьи из состава возможных субъектов права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками исключаются граждане и большинство юридических лиц. Одновременно такое пользование находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. При разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими им на праве постоянного (бессрочного) пользования при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, вправе продлить этот срок (п.1 ст.39 ЗК РФ). При этом они не вправе распоряжаться этими земельными участками (п.4 ст.20 ЗК РФ). В то же время граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается (п.5 ст.20 ЗК РФ).
За пределы Земельного кодекса - в ст.3 Федерального закона  от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 7 июля 2003 г.), (далее - Вводный закон) вынесена норма, предписывающая юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных учреждений и федеральных казенных предприятий, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность "по своему желанию" до 1 января 2004 года.
Рассматривая пункт 4 ст.20 ЗК РФ, следует учитывать содержание ч.1 п.1 ст.35 Земельного кодекса: "При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник". Коллизию норм в п.4 ст.20 и ч.1 п.1 ст.35 ЗК РФ следует толковать в пользу ч.1 п.1 ст.35, так как в соответствии с нею не осуществляется распоряжение земельным участком - право его постоянного (бессрочного) пользования приобретается новым собственником автоматически. Приобретение данного права в порядке ч.1 п.1 ст.35 ЗК РФ нельзя рассматривать как частный случай предоставления земельного участка, запрет на которое содержится в п.2 ст.20 ЗК РФ, так как по смыслу оно означает акт субъекта права собственности. С другой стороны, лишь государственные и муниципальные учреждения и казенные предприятия ЗК РФ называет субъектами постоянного (бессрочного) пользования. Эти субъекты ни при каких условиях не могли быть и не могут стать субъектами права собственности на недвижимое имущество, находящееся на чужом земельном участке. Следовательно, согласно ч.1 п.1 ст.35 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования не может перейти к надлежащему его субъекту.
Вывод о приоритете ч.1 п.2 ст.35 ЗК РФ, однако, преждевремен в  отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридических лиц. Его дезавуирует норма, содержащаяся в ч.3 п.2 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой при продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ юридических лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками у покупателя возникает, но подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса по выбору покупателя зданий, строений, сооружений. Кроме того, в силу п.6 ст.3 указанного закона не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций.
Иное решение вопросов регулирования этого права находим  в ГК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и любым юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Названное право может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных п.1 ст.271 ЗК РФ.
Если из закона, решения  о предоставлении земли, находящейся  в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (ст.268-270), на котором расположено это недвижимое имущество.
В случае реорганизации  юридического лица принадлежащее ему  право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Лицо, которому земельный  участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка. Содержание приведенных норм гл.17 ГК РФ следует, очевидно, излагать в прошедшем времени, сравнивая их с названными выше нормами ЗК РФ в соответствии с п.3 ст.3 Земельного кодекса.
Земельный кодекс РФ содержит нормы, регулирующие еще один вид  таких прав - безвозмездное срочное пользование земельным участком. Именно на этом праве предоставляются земельные участки лицам, имеющим право на служебные земельные наделы. Основанием его возникновения являются решения органов государственной власти или местного самоуправления. ЗК РФ содержит некоторые ограничения в отношении круга субъектов, которым могут быть предоставлены земельные участки на этом праве, и сроков их предоставления. Так, земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование только государственным и муниципальным учреждениям, включая органы государственной власти и местного самоуправления, а также федеральным казенным предприятиям (по аналогии с правом постоянного бессрочного пользования), на срок не более одного года. Иным юридическим лицам и гражданам в этом случае могут быть предоставлены только земли, находящиеся в частной собственности (физических и юридических лиц) по договору.
Служебные наделы могут  представляться из земель, принадлежащих на различных вещных правах организациям отдельных отраслей экономики, в том числе организациям транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков, их работникам. 1
Анализ норм ЗК РФ дает основание для вывода об их соответствии ст.265 и 266 ГК РФ: земельным участком, принадлежащим на праве пожизненного наследуемого владения, можно распоряжаться лишь на случай смерти.
Субъекты частных вещных прав на земельные участки могут быть лишены их в связи с возмездным изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Частным случаем такого изъятия является ситуация, когда  земельный участок предоставляется  для строительства по заявлению  гражданина или юридического лица (п.1 ст.31 ЗК РФ). В силу подпункта 2 п.1 ст.49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного их размещения. Разумеется, объект строительства должен иметь важное государственное или муниципальное значение.
В соответствии с п.4 ст.31 ЗК орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением их для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов РФ.
Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с их изъятием у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды согласно ст.57 ЗК РФ за счет лиц, в пользу которых изымаются земельные участки, а также возмещение в соответствии с правилами, предусмотренными ст.58 ЗК РФ, потерь сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства.
Возмещение убытков собственникам  земельных участков в связи с их изъятием осуществляется за счет средств граждан и юридических лиц, которым эти земельные участки предоставляются под строительство (ст.57 ЗК РФ).
Порядок выкупа земельного участка  для государственных или муниципальных нужд у его собственника, определения его выкупной цены; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п.3 ст.55 ЗК РФ).
В ГК РФ это нормы ст.279-281. Если собственник  не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п.3 ст.279 ГК РФ. Выкуп земельных участков, подлежащих изъятию, а также объектов недвижимости, расположенных на этих земельных участках, осуществляется Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальным образованием (ст.279 ГК РФ).
Отсутствие полной ясности в  том, что следует понимать под "изъятием земельных участков для государственных  и муниципальных нужд" в ЗК РФ, порождает иные мнения. В частности, является ли таковым изъятие земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, у их землепользователей, землевладельцев, арендаторов, а также выкуп земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, в связи с предоставлением их для строительства (ст.31-32).
Систематическое толкование п.3, 4, 6 ст.31 ЗК РФ, казалось бы, дает основание для вывода, что изъятие, в том числе путем выкупа земельного участка под строительство для заинтересованного в этом гражданина или юридического лица, является частным случаем изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Однако ст.49 ЗК РФ содержит перечень ситуаций, когда такое изъятие допустимо: в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерации и размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения.
Одновременно ст.49 ЗК РФ допускает, что иные основания изъятия, в  том числе путем выкупа земельных  участков, могут быть установлены  федеральными законами либо применительно к земельным участкам, находящимся в государственной собственности субъектов РФ, либо в муниципальной собственности - законами субъектов РФ.
Предоставление земельного участка, являющегося объектом права государственной или муниципальной собственности и находящегося в пользовании, владении либо по договору аренды у другого лица, под строительство гражданину или юридическому лицу не охватывается понятием "изъятие для государственных и муниципальных нужд".
Но тогда "зависает" вопрос о  возмещении убытков при изъятии земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (ст.57 ЗК РФ посвящена возмещению убытков при "изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд"). Пункт 3 этой статьи в качестве субъектов, на которые возлагается обязанность возместить убытки, называет лиц, "в пользу которых изымаются земельные участки", наряду с "соответствующими бюджетами".
Это подтверждает правильность вывода: изъятие земельного участка у  землевладельца, землепользователя, арендатора земельного участка, являющегося объектом государственной или муниципальной собственности, с предоставлением его для строительства по заявлению гражданина или юридического лица (п.1 ст.31 ЗК РФ), является частным случаем изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Вещные права на земельные участки  прекращаются, в частности, в связи  с отказом от них их субъектов (ст.44, п.1 ст.45 ЗК РФ). Отказ от осуществления вещного права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
При отказе от права собственности  на земельный участок он приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством. В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приведенное правило действует  в отношении земельных участков. Если учесть, что в основном отказываются от права собственности на землю граждане, которым земельные участки были предоставлены или которые были приобретены ими для ведения садоводства и огородничества, то данное правило едва ли целесообразно: целый год пустует, зарастает сорняками земельный участок. Право собственности на него сохраняется за отказавшимся лицом до вступления в законную силу судебного решения суда о признании права муниципальной собственности на земельный участок. Это означает, что на отказавшемся от права собственности на земельный участок лице лежит обязанность платить налог и участвовать в мероприятиях, предупреждающих ухудшение качества земельного участка, и др.
Указанное правило действует в  случаях, когда официальный отказ от права собственности на земельный участок не заявляется, однако поведение его субъекта определенно свидетельствует, что он устранился от владения, пользования и распоряжения им и не намерен сохранить какие-либо права на него.
При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) им пользования распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.29 ЗК РФ.
Моментом прекращения названных  выше вещных прав на земельный участок, очевидно, является момент принятия отказа органом государственной власти или местного самоуправления.
Право собственности на землю может  быть императивно ограничено путем  предоставления заинтересованному лицу права ограниченного пользования этим земельным участком или сервитута. Данный правовой институт был очень хорошо разработан и развит в римском частном праве с целью предоставления собственникам земельных участков возможности эффективного пользования своими земельными участками.
Пункт 1  статьи 274 ГК устанавливает сервитут как  самостоятельный вид вещного права на земельный участок - право ограниченного пользования земельным участком. Основным признаком сервитута является связь двух земельных участков, дающая право собственнику одного из них - господствующего земельного участка - требовать от собственника другого - подчиненного земельного участка - предоставления себе права ограниченного пользования подчиненным участком в связи с наличием при использовании своего земельного участка нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Примерный перечень таких нужд содержится в абз.2 п.1 статьи 274 ГК. Характер использования субъектом сервитута чужого земельного участка определяется характером нужд, в целях удовлетворения которых он установлен.
Сервитут может быть установлен только в интересах собственника земельного участка или иной недвижимости, а также субъекта права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. 1
1.2. Сервитуты
Нормативно-правовое регулирование  этого вещного права осуществляется нормами Гражданского и Земельного кодексов. При противоречии необходимо руководствоваться нормами Земельного кодекса как специальными. 
Так, в ст. 20 ЗК указано, что с момента введения в действие Земельного Кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. (в ГК такое предоставление допускается).
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК, сохраняется. 
В содержание права бессрочного пользования земельным участком входит право владеть и пользоваться этим участком в пределах, установленных законом. Так пользователь вправе:
использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и  другие мелиоративные работы, строить  пруды и иные закрытые водоемы  в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право  приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается:
в добровольном порядке (при отказе землепользователя от принадлежащего ему права и при приобретении участка в собственность), в принудительном порядке (при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки и т.д.).
Сервитут – право ограниченного  пользования чужим недвижимым имуществом. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Субъектами сервитутных прав могут  выступать как граждане, так и  юридические лица. Сервитуты могут быть установлены также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.
Выделяют земельные сервитуты (право  ограниченного пользования чужим земельным участком), водные сервитуты ( право ограниченного пользования водными объектами), лесные сервитуты (Право ограниченного пользования участками лесного фонда).
Существует также деление сервитутов на публичные (устанавливаются государством в интересах всех лиц) и частные (устанавливается по соглашению между лицом, чьи интересы не могут быть обеспечены без установления сервитута, и собственником соседнего участка, здания. Примером публичного сервитута может послужить сервитут для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (статья 23 ЗК).
ГК регламентирует частные сервитуты. 1
1.3. Нормы Земельного  Кодекса РФ о переоформлении  права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками предприятий и граждан
 
Земельный Кодекс не предусматривает автоматического прекращения права постоянного (бессрочного) пользования - оно сохраняется за организациями и гражданами, получившими это право до 30 октября 2001 г. Однако, начиная со дня вступления в силу Земельного Кодекса, организации и граждане утратили право распоряжаться этими земельными участками. Для того, чтобы иметь возможность продать, обменять, отдать в залог (ипотеку), внести в качестве вклада или взноса или иным образом распорядиться земельным участком, его необходимо приобрести в собственность. Вторым способом переоформления прав на участок является заключение договора аренды с государством – собственником земли. Арендатор земельного участка - с согласия арендодателя – сможет совершать с землей определенные действия: сдавать в субаренду, отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал.
Условия переоформления гражданами земельных  участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, достаточно щадящие. Так, каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. При этом предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается.
Для предприятий установлены  более жесткие условия переоформления. До конца текущего года все организации (за исключением государственных и религиозных организаций, а в ближайшем будущем - и общероссийских организаций инвалидов) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Земельные участки, принадлежащие  владельцам на праве пользования, не могут быть ни изъяты государством, ни переданы другим лицам, на что прямо указал Конституционный суд в Определении № 512-О от 25 декабря 2003 г.
Известны случаи, когда региональные администрации угрожают предприятиям грядущей административной ответственностью в случае непринятия мер по переоформлению участков. Следует учитывать, что Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Право постоянного (бессрочного) пользования, удостоверенное документами государственной регистрации (или даже при отсутствии государственной регистрации, если право возникло у предприятия до января 1998 г.), является юридически действительным.
Декларируемые намерения  ряда местных администраций обращаться в суд с требованием о понуждении предприятий к заключению договоров  аренды или купли-продажи земельных участков также незаконны. Понуждение владельца права постоянного (бессрочного) пользования к отказу от принадлежащего ему вещного права можно трактовать как противоречащее Конституции РФ. Именно к такому выводу пришел Конституционный суд РФ, указав в Постановлении № 16-П от 13 декабря 2001 г., что в отношении права постоянного (бессрочного) пользования действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки. 1
Предприятия, заинтересованные в свободном распоряжении земельными участками, вынуждены выбирать между  оформлением права собственности  на землю и правом аренды земельного участка.
Считается, что заключение договора аренды является наименее желательным для предприятия способом переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В настоящее время отсутствуют законодательные нормы, устанавливающие обязательные требования к договорам аренды земельных участков, в частности, механизм расчёта и ограничения предельной величины арендной платы (например, путем привязки ставки арендной платы к цене выкупа или кадастровой стоимости земельного участка).
 

Арендатор полностью зависит от местного органа власти, устанавливающего размер арендной платы, сроки аренды и условия распоряжения участком (возможность субаренды, внесения права аренды в залог, гарантии для нового собственника при продаже здания, расположенного на земельном участке, и т.п.), что дает основания сравнивать договор аренды земельного участка под строением с кабальным договором. Выбрав при переоформлении права пользования договор аренды земельного участка, предприятие, в соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11, тем самым реализует свое исключительное право и утратит в дальнейшем право приватизации (выкупа) земельного участка. И, наконец, арендная плата не предполагает льгот (даже тех немногих и постепенно отменяемых), распространяющихся на собственников – плательщиков земельного налога. Очевидно, право аренды земельного участка в меньшей степени защищает предпринимателя, чем право собственности, делая, фактически «неполноценным» право собственности на предприятие как имущественный комплекс.
Предприятия, решившие выкупить земельный участок в собственность, справедливо рассчитывают на получение ликвидного актива, однако стоят перед необходимостью единовременного существенного изъятия собственных средств, что может привести к снижению финансовой устойчивости и замедлению инвестиционной активности. В настоящее время законодателем не рассматривается возможность отнесения стоимости приобретаемых земельных участков на себестоимость продукции (земля не подлежит амортизации), а предусмотренная законодательством о приватизации норма о возможности оплаты приобретаемого имущества с годовой рассрочкой на практике не применяется.
Согласно закону, цена выкупа земельного участка («цена земли») должна быть установлена субъектами РФ в диапазоне от трех- до тридцатикратного размера ставки земельного налога, в зависимости от численности населения населенного пункта. До установления субъектом Российской Федерации цены земли применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога. Отметим, что вплоть до последнего времени, несмотря на то, что прошло почти четыре года после принятия законов о приватизации и о введении в действие Земельного Кодекса, установивших эти нормы, в ряде субъектов федерации до сих пор не определена цена земли (например, в Республике Тува). Нормативные правовые акты о ставках земельного налога также еще приняты не во всех субъектах РФ (например, на территории Удмуртской Республики, где еще не завершена кадастровая оценка земельных участков). Не установлены и единые правила дифференциации ставок земельного налога, что позволило бы ограничить произвол органов местного самоуправления и государственной власти при отнесении земель к зонам различной степени градостроительной ценности. Установленные в ряде регионов максимально возможные выкупные ставки делают приобретение земли в собственность возможным только для промышленных гигантов (так, например, Новолипецкий металлургический комбинат уплатил за 2755 га своих земель 1,254 млрд руб.). В настоящее время Минэкономразвития в очередной раз подготовило проект предложений по изменению действующего механизма определения цены земли, в соответствии с которыми цена выкупа земли будет ограничена порогом в 20% от кадастровой стоимости земельного участка для городов с населением свыше трех миллионов человек, и в 5% - для других населенных пунктов.
Поскольку до настоящего времени так и не были определены существенные условия выкупа и аренды земельных участков, можно предполагать, что значительное число предприятий в обозримом будущем продолжит пользоваться землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, по крайней мере, до тех пор, пока не будет установлена юридическая и экономическая ответственность за несвоевременное переоформление прав. 1
 
Глава 2. Практическое использование права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
2.1. Круг субъектов  права постоянного (бессрочного)  пользования земельными участками
Земельный кодекс РФ (далее  — ЗК РФ) существенно ограничил  круг субъектов права постоянного (бессрочного) пользования. Согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления, т.е. организациям, созданным государством либо муниципальными образованиями.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2006) прочие юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны были в срок до 1 января 2008 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность (а религиозные организации — на право безвозмездного срочного пользования) по своему желанию в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
Что означает включение  подобной нормы в текст Вводного закона, каким образом она будет  применяться на практике, на каких  условиях, каковы последствия неисполнения требования о переоформлении вещного права до 1 января 2008 г., существует ли механизм принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования землей — вот вопросы, требующие ответа.
Прежде всего следует  отметить юридическую неточность, с которой сформулировано вышеприведенное положение Закона.
Начнем с того, что  термин «переоформить» имеет не юридическое, а бюрократическое значение. Цивилистика не знает такой терминологии применительно к вещным правам. Наука гражданского права, а также действующее гражданское законодательство при описании того или иного вещного права использует такие понятия, как содержание вещного права, его возникновение и прекращение, переход права.
В данном случае процедура  так называемого переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, на наш взгляд, включает в себя как минимум два этапа: 1) отказ правообладателя от принадлежащего ему права; 2) приобретение (возникновение) нового права на землю (аренды либо права собственности). После отказа от права постоянного(бессрочного) пользования, сделанного в письменной форме, между организацией и органом власти должен заключаться договор аренды либо купли-продажи земельного участка.
При этом как прекращение  права постоянного (бессрочного) пользования, так и вновь возникшее право на землю подлежит регистрации в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации).
Поскольку согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают  с момента такой регистрации, моментом исполнения требований ст. 3 Вводного закона следует считать дату внесения записи о новом праве на землю в Единый государственный реестр.
Следует заметить, что  ни Закон о введении в действие Земельного кодекса, ни ЗК РФ не устанавливают саму процедуру переоформления прав на землю, не определяют ее порядок, условия и сроки, а также государственные гарантии для землепользователей.
В частности, отсутствует  ясность в отношении ставок арендной платы и размера выкупной цены за земельные участки. Нет механизма  по возмещению затрат и убытков землепользователей.
Другой важный вопрос, возникающий в связи с появлением данной нормы закона: каковы последствия неисполнения в установленный законом срок требования о переоформлении прав на землю? Прекращаются ли после 1 января 2008 г. права землепользователей, не прошедших процедуру переоформления? 1
Анализ действующего законодательства приводит к выводу о том, что неисполнение данного требования не несет никаких гражданско-правовых последствий для правообладателей. Пропуск срока, установленного ст. 3 Вводного закона, не влечет прекращения вещных прав и не является основанием для их отмены. Более того, п. 3 ст. 20 ЗК РФ говорит о том, что ранее возникшие права постоянного (бессрочного) пользования землей у граждан и юридических лиц сохраняются. Таким образом, Закон не ограничивает существование указанных вещных прав каким-либо сроком.
Необходимо также помнить  о том, что согласно ст. 2 Закона о  госрегистрации зарегистрированное право на недвижимое имущество (в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками) может быть оспорено только в судебном порядке. В данном же случае нет оснований и для судебных исков.
Такой вывод подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 декабря 2003 г. № 512-О, согласно которому п. 2 ст. 3 Вводного закона не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, не допускает внесудебного лишения имущества, а предусматривает лишь возможность изменения титулов на землю.
Таким образом, следует  признать очевидным тот факт, что  на сегодняшний день исполнение требования о переоформлении прав может осуществляться сугубо добровольно, по желанию самих правообладателей. При этом за «не переоформившими» свои права на землю до 1 января 2008 г. право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется. Основания и механизм для принудительной реализации ст. 3 Вводного закона и прекращения данного вещного права отсутствуют.
 

Что это: пробел законодательства или  государственная политика?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к теории гражданского права. Одним из основополагающих положений является принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, защиты и восстановления нарушенных прав.
Здесь необходимо заметить: когда речь идет о вещных правах на землю, их возникновении, осуществлении и прекращении, мы попа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.