Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Общая характеристика конституции Британии: история и современность (состав и общая характеристика)

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 08.05.13. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Общая характеристика конституции Британии: история и  современность (состав и общая характеристика). 
 

ПЛАН  РАБОТЫ 

Введение
    Историческое становление конституции Британии.
    Источники Британской Конституции.
    Содержание конституции Британии.
    Особенности статуса монарха.
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада Британской империи эта роль значительно снизилась. Великобритания — развитое индустриально-аграрное капиталистическое государство. По размерам территории она в 40 раз меньше США, по населению — почти в 5 раз меньше (58 млн. человеке 1997 г.). Она занимает восьмое место в мире по объему ВВП, но 16-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией).
     Великобританию принято считать родиной конституционализма: именно здесь возникли идеи о конституционном строе как о системе ограниченного правления, а также появились первые правовые акты и институты, ограничивающие власть монарха. Тем не менее, до настоящего времени в стране нет конституции в общепринятом на сегодняшний день смысле: здесь не существует единого документа наивысшей юридической силы.
     Английские  правоведы характеризуют Конституцию  Соединенного Королевства как  неписаную, подчеркивая ее главную особенность — наличие в ней устных источников права (конституционных обычаев). При этом общее количество источников британской Конституции огромно. Оно не поддается точному исчислению. Все они обладают одинаковой юридической силой, принимаются и изменяются в том же порядке, что и источники других отраслей права.
Последнее обстоятельство означает, что по способу изменения английская Конституция является гибкой. Тем не менее, гибкость не означает ее нестабильности. Эффективной гарантией стабильности Британской Конституции выступает знаменитый британский консерватизм. Вместе с тем возможность создания, изменения и отмены правовых норм судами обеспечивает оперативное приспособление конституционных положений к изменяющимся условиям жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ 
     КОНСТИТУЦИИ БРИТАНИИ 

     Конституция Великобритании относится к числу так называемых "неписаных" конституций и поэтому более точным применительно к ней является термин "конституционные акты". Историческое развитие государства привело к тому, что в Великобритании нет единого акта, регулирующего важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан.
     К статусам, имеющим конституционное  значение, британские государствоведы  относят Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте 1911 г. и др.
     К конституционным документам относится также Великая хартия вольностей 1215 г. В начале XIII века бароны нередко оказывали открытое неповиновение тогдашнему королю Иоанну Безземельному, рассматривавшего страну как свою вотчину, из которой он был вправе извлекать доходы, не будучи ограниченным никакими нормами. Бароны, однако, не платили требуемых денег, не являлись по призыву короля для участия в походах и т.д. В 1213 г. бароны, собрав армию, стали захватывать королевские крепости. Столица поддержала их, и бароны без боя вступили в Лондон. Королю пришлось капитулировать и, подчиняясь силе, 15 июня 1215 г. он был вынужден издать подготовленный баронами документ — Великую хартию вольностей.
     Большинство параграфов хартии трактуют вопросы  неприкосновенности баронских и церковных владений. Король обещает не взимать незаконных податей, не захватывать земли, не накладывать произвольных штрафов, а также вернуть все захваченные им замки и земли. Специальный параграф хартии устанавливал: “Все те вышеназванные обычаи и вольности, какие только мы соблаговолили признать подлежащими соблюдению в нашем королевстве, насколько это касается нас в отношении к нашим вассалам, все в нашем королевстве, как миряне, так и клирики, обязаны соблюдать, поскольку это касается их в отношении к их вассалам.” Иначе говоря, известным ограничениям подвергался не только королевский произвол по отношению к баронам, но и баронский — по отношению к рыцарям. Хартия утверждала введение единых мер веса по всей стране, что укрепляло позиции купцов. Против беззакония со стороны короля и его чиновников был направлен и 39-й параграф хартии, провозгласивший, что ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен власти, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен иначе, как по законному приговору его пэров и по закону его страны.
     Другой  закон, ставший впоследствии важным элементом буржуазно-демократического права, был принятый в 1679 г. Habeas Corpus Act. Его принятие было связано с тем, что в 1679 г. король Карл II распустил старый парламент и объявил новые выборы. К тому времени уже полностью сформировались две партии — тори и виги. Виги, получившие большинство в новом парламенте, приняли этот акт, опасаясь репрессий, так как они находились в оппозиции к королю. Согласно Habeas Corpus Act в случае ареста задержанному в 24 часа должно быть предъявлено обвинение. Под действие закона не попадали лица, посаженные за долги.
     После принятия этого акта Карл II несколько  раз распускал парламент и  назначал новые выборы, в которых неизменно побеждали виги. Тогда король окончательно распустил парламент и в оставшиеся четыре года своего правления не собирал его. Начались гонения на вигов. Затем наследник Яков II Стюарт, проводивший очень жесткую политику, отменил Habeas Corpus Act (позже он был восстановлен).
     Принятию  третьего важного документа —  Билля о правах — предшествовал государственный переворот 1688 г. под предводительством вигов, который поддержали многие социальные круги и армия. Королем стал Вильгельм III, и в 1689 был принят Билль о правах, закрепивший режим конституционной монархии. Вся законодательная власть была теперь закреплена за парламентом. Любой изданный им закон направлялся на подпись королю, но король не имел права отказаться поставить свою подпись. Было подтверждено исключительное право парламента вводить налоги. Только парламент мог разрешить королю создать постоянную армию. Таким образом, ограничивалась и исполнительная власть короля.
     Новой вехой в становлении парламентской  системы стал принятый в 1701 г. парламентом Акт о престолонаследии и статут об устройстве королевства. Он гласил: “Законы Англии являются прирожденными правами ее народа, и все короли и королевы, которые вступают на престол английского королевства, обязаны производить управление английским народом в соответствии с указанными выше законами, и все их подчиненные и министры должны нести службу, соблюдая те же законы”. Королевская власть объявлялась, таким образом, ограниченной законами, которые вправе издавать только парламент.
     Описанные законодательные акты составляют т.н. Библию британской конституции. Ограничение  королевской власти, зависимость  правительства от парламента, правовые гарантии, записанные в Habeas Corpus Act и ряде законов, принятых в начале XVIII в., независимость судей от короля и правительства — все эти черты английской конституции стали предметом гордости английских государстововедов.
     Среди важных законодательных актов конституционной  важности нового времени можно отметить принятый в 1911 г. билль, определяющий пятилетний срок полномочий палаты общин вместо прежних семи лет и принятый в 1969 г. билль о предоставлении права голоса с 18 лет. 
 
 
 
 
 
 

2. ИСТОЧНИКИ БРИТАНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
   В Великобритании не существует акта, который  был бы официально провозглашен Основным законом. Однако существует т.н. неписаная конституция, состоящая их трех категорий:
    статуты;
    конституционные обычаи;
    судебные прецеденты;
    доктринальные источники.
   Статуты как источники конституции — это акты парламента, имеющие конституционно-правовой предмет регулирования. Не все акты парламента считаются частью конституции. К числу статутов, признаваемых источниками конституционного права целиком, относятся акты, регулирующие:
    статус парламента, его палат и парламентариев;
    главные аспекты правового положения человека («Хабеас корпус акт» 1679 г., «Билль о правах» 1689 г., положения которых, правда, сейчас применяются не буквально, а в качестве общих принципов уголовного и уголовно-процессуального права);
    избирательное право;
    статус монарха;
    территориальную организацию государства и местное самоуправление (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.).
   Таких актов в настоящее время насчитывается  более 40. Кроме того, конституционно-правовые нормы содержатся в ряде иных статутов, которые являются источниками конституционного права не целиком, а лишь в той или иной части. Таковы, например, акты о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг., которые, помимо конституционно-правовых норм, содержат административно-правовые.
     Конституционные обычаи играют значительную роль в системе источников английской Конституции: по большей части она и состоит именно из обычаев. Конституционные обычаи — это не зафиксированные письменно правила поведения в сфере конституционно-правовых отношений. Обычаями в конституционном праве Великобритании являются, например, формирование правительства из членов партии парламентского большинства, назначение лидера этой партии премьер-министром, обязательное санкционирование монархом закона, принятого обеими палатами парламента, и т.д.
     Судебные прецеденты как источники конституционного права — это постановления судов по конституционным вопросам, являющиеся обязательными при рассмотрении судами аналогичных дел в будущем. В отличие от обычаев прецеденты в настоящее время составляют лишь небольшую часть источников конституционного права, так как со временем они постепенно заменяются статутами. Значение прецедентов признается в Великобритании не за всеми судебными постановлениями, а лишь за актами высших судов, к числу которых относятся суды, входящие в состав Верховного суда Англии и Уэльса (и аналогичного суда Северной Ирландии), а также Палата лордов и Тайный совет.
     Доктринальные источники Британской Конституции — это опубликованные мнения ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним имеют право обращаться британские суды для обоснования своих постановлений.
     В Великобритании отсутствует деление прав, свобод, и обязанностей на конституционные и отраслевые. Все права признаются одинаково ценными.
Правовое  регулирование прав и свобод в данной стране осуществляется в подавляющем большинстве случаев не законом, а обычаем. Но даже если права закрепляются в статутах, для этого не принято использовать позитивный способ их формулирования, т.е. законы закрепляют лишь их пределы и гарантии их реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ БРИТАНИИ
     Исторические  особенности развития государства  обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта  в качестве конституции. Особенности конституции относятся  к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство кажется не очень четким, определенным. Британскую конституцию часто называют неписаной, имея ввиду то обстоятельство, что она никогда не была “записана” в едином акте, Писанная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.
     Писанная  часть включает в себя статусное  право, т.е. принятые в различные  годы и даже эпохи парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, и судебные решения(прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. выражение “писанный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, непринимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан, а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.
     К собственно неписаной части относятся  конституционные соглашения, нигде  юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы  государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной(монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами. 

     Исторически конституционные соглашения имеют  различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль  и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого нет какого - либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.
     Статусное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по конституционным  вопросам насчитывается около четырех  тысяч, и это число постоянно  увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949  гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности, - например, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного  и  уголовно - процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в акта делегированного законодательства.
     Своеобразная  система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.
     Названные источники конституции, однак
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.