Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Демографическая политика Казахстана

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 08.05.13. Год: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение. 

     Вся национально-демографическая  политика Советской власти в  Казахстане была направлена на  все более тесное привязывание  республики к Россиии и по  сути дела являлась продолжением  колониальной политики царских  времен. Сразу же после окончания гражданской войны было возобновлено переселенческое движение, узаконенное в 1924 г. Только в 1925 г. было зарегистрированно более 17,4 тыс. переселенцев. Плановое переселение крестьян из западных регионов началось в 1929 г., совпав с коллективизацией и притоком в республику сотен тысяч раскулаченных.
     Усилился приток населения в  Казахстан во время индустриализации. Прирост численности рабочих  шел в 1931-1940 гг. в основном за  счет трудовых ресурсов других  республик, вербуемых на предприятия  Казахстана по т.н. "оргнабору". Всего за этот период прибыло 504 тыс. человек. В 1940 г. в Казахстан прибыли еще 24 241 колхозник из Украины и России.
     К 1939 г. казахи в республике  превратились в меньшинст-во.Так,  если в 1926 г. они составляли 57,6% населения, то в 1939г. - 38%. Причиной этому было целенаправленное "размывание" этнической однородности республики и сближение ее в этнокультурном отношений с России.
     Эти тенденции сохранились и  в послевоенное время. Следующий  этап переселенческой политики  Москвы был связан с освоением целинных земель в Казахстане. Советом Министров СССР и ЦК КПСС был разработан проект переселения в республику 50 тыс. семей, однако эти планы в короткий срок были перевыполнены. Только из Москвы и Подмосковья в Казахстан прибыло 54 тыс. человек, с Украины - 93 тыс., из Белоруссии - более 100 тыс. человек. С 1954 по 1962 года из западных республик прибыло более 119,5 тыс. семей. Большая часть переселенцев прибывала в северные области, механический прирост населения в которых составил с 1939 по 1959 год 83%. Население Целиноградской области с 1953 по 1955 год увеличилось в 96 раз, Кустанайской - 26 раз. Всего в 1954-62 годы на целину прибыло около 2 млн. человек. Одновременно продолжался оргнабор рабочей силы для промышленных предприятий Казахстана. За 1954-1960 гг. из-за пределов республики прибыло свыше 300 тыс. человек, а в 1961-1965 гг. "оргнабор" вырос до 500 тыс. человек, большую часть которых составляли выходцы из Украины, Белоруссии, Литвы. В 1965-1975 гг. в Казахстан прибыло на промышленные объекты еще 115 тыс. человек.
     Только в середине 70-х годов  приток населения в Казахстан  начинает ослабевать. Это было  связано с обшей демографической  ситуацией в СССР, где резко  начала падать доля трудоспособного  населения, снизилась рождаемость и увеличилась смертность, что в первую очередь сказалось на западных и центральных регионах страны. В то же время высокая рождаемость у казахов привела к постепенному росту их удельного веса в республике. Так, в 1959г. они составляли 30% населения, в 1970 г. - 32,6%, а в 1979 г. -36%. В то же время начал снижаться удельный вес других национальностей. Так, русские в 1959 г. составляли 42,7% населения республики, в 1970 г. - 42,5%, а в 1979 - 40,8%, украинцы - 8,2%, 7,3% и 6,1% соответственно.
     Одновременно с притоком населения в Казахстан в 70-х годах начинает набирать темпы и обратная миграция в РСФСР и западные республики, что также сказалось на уменьшении доли европейского населения в Казахстане. Так, в 1970 г. республику покинуло 35 тыс. человек, притом численность уезжающих постоянно росла, достигнув в 1988 г. 95 тыс. человек.
          В 1959-1963 гг. в Казахстан вернулось  около 200 тыс. человек из Китая.  Это были люди, покинувшие родину  в годы гражданской войны и  коллективизации. Большую часть  из них составляли казахи, уйгуры и дунгане, хотя среди репатриантов были и русские, татары, узбеки и киргизы. Осложнение отношений с КНР в начале 60-х годов прекратило этот процесс и более 1 млн. казахов осталось жить на территории соседнего  

     I. Демографическая политика. 

     Демографическая политика — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования  процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности  и структуру.
     В широком смысле демографическая  политика — это политика в области  народонаселения. Объектом может выступать  население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической  политики государства достижение демографического оптимума.История демографической политики
     История управления народонаселением восходит к временам глубокой древности. Демографическая  политика нашла своё отражение во многих законодательных и правовых актах, особенно в случаях перенаселения или больших людских потерь, хотя всё же большее значение имели религиозно-этические доктрины. В Средние века из-за больших потерь населения демполитика была направлена на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время первой страной, где отчётливо оформилось политическое стимулирование рождаемости стала Франция. Потом в Европе преобладала политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения из-за влияний теории Мальтуса.
     А. Я. Кваша считал демографическую  политику довольно слабым инструментом, который не может влиять на воспроизводство населения. Наибольшее развитие демполитика получила во второй половине XX века: с одной стороны из-за демографического взрыва, с другой из-за мощного кризиса. ООН уделяла этому много внимания, проводились международные конференции. В 1967 году был создан Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). Проблемы также обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи.
государства.
    1.Политика развивающихся стран
   Наиболее  четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах Проблема эффективного управления демографическими процессами, и, прежде всего ростом населения, ставится там, в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
   Подход  многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы в связи с переориентацией на рыночный путь развития. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения Третьего мира, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в начале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Они исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства. Наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности. 
 

     II. Демографическая политика в Казахстане. 

     Демографическая политика составляет основу внутренней политики любого подлинного независимого государства. Для одних является актуальной угроза перенаселения (Китай, Индия, Египет и др.), для других - недонаселенность (Австралия, Канада, Бразилия и др.), для третьих же явна угрозадепопуляции из-за низкой деторождаемости (Франция, Германия, Англия и др.)
     Для независимого Казахстана внутренняя демографическая ситуация осложняется еще и тем, что факторы перенаселенности в одних районах несут отпечаток прошлого колониального периода и имеют яркий этнический аспект, и это осложняет проблему народонаселения в республике выдвигая вопрос территориальной целостности молодого унитарного государства.
     Республика  Казахстан имеет численность  населения 15,8 млн. человек, при удельном весе с мировой площади в 2% занимает лишь 0,33% населения мира. В достаточно плотном заселенном Азиатском континенте ее доля в численности населения составляет 0,4%, что в 31 раз ниже, чем площадь (6,1%).
     Численность населения в Казахстане увеличилась  в 2008 году на 1,3% в связи с увеличением  рождаемости и сокращением смертности в стране, сообщает Агентство РК по статистике. Численность населения республики на 1 января 2009 года по текущим данным составила 15 миллионов 778 тысяч человек, в том числе городского – 8 миллионов 423 тысяч (53,4%), сельского – 7 миллионов 354 тысячи человек (46,6%). «По сравнению с январем прошлого года она увеличилась на 206,7 тысяч человека, или на 1,3%, что обусловлено увеличением числа родившихся и снижением смертности населения», - констатирует агентство. Рост численности населения за этот период произошел во всех регионах страны, за исключением Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей. При этом, естественный прирост населения увеличился по сравнению с 2007 годом на 46,4 тысяч и составил 204,2 тысяч человек. Общий коэффициент естественного прироста на 1000 человек составил 13,0 промилле.
     Территория республики заселена неравномерно. Наблюдается довольно значительное колебание коэффициента плотности населения при среднем уровне его 5,8 человека на 1 кв. км, наименьшая плотность - 2,1 человека в Мангыстауской области, что почти в 8 раз ниже самой густонаселенной Южно-Казахстанской области.
     Население Казахстана сравнительное молодое - 46,3% моложе 30 лет. Дети в возрасте до 15 лет составляют 10,5%, в развивающих странах- 40 и в развитых - 21.
     Также в Казахстане значительно возросла средняя продолжительность жизни и за последние годы составляет 64,2 года, в том числе мужчин - 59 лет, женщин - 70 лет. Дифференциация в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами за эти годы составила 11 лет. Средняя продолжительность трудовой деятельности мужчин на 6 и женщин на 8 лет короче, чем продолжительность трудоспособного возраста. Это связано с учебой, рождением ребенка, службой в армии и т.д. Данный показатель имеет немаловажное значение в формирование количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов в разрезе пола. 
 

     1. Численность населения  в РК. 

     Численность населения страны на 1 января 2008г. по уточненным данным составила 15571,5 тыс. человек, в том числе городского - 8265,9 тыс. (53,1%), сельского - 7305,6 тыс. человек (46,9%). По сравнению с 1 январем 2007г. она увеличилась на 174,6 тыс. человек, или на 1,1%. За этот период в регионах, кроме Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей, наблюдался рост численности населения. Максимальный прирост общей численности приходится на Южно-Казахстанскую область 49,0 тыс. человек, а ее максимальная убыль - на Восточно-Казахстанскую область - минус 7,1 тыс. человек.
     Естественный  прирост населения республики в 2007г. составил 163666 человек (144546 человек - здесь и далее в скобках приведены показатели за 2006г.). Общий коэффициент естественного прироста на 1000 жителей в 2007г. составил 10,6 (9,4) человека.
     За 2007г. органами ЗАГС зарегистрировано 321963 (301756) рождения, что на 6,7% больше, чем  в 2006г. За этот период родилось 165543 мальчика и 156420 девочек, или 106 мальчиков на 100 девочек. Общий коэффициент рождаемости на 1000 жителей составил 20,8 (19,7) родившихся.
     Число умерших в 2007г. в стране составило 158297 (157210) человек, в том числе 92385 (100526) - в городских поселениях и 65912 (56684) - в сельской местности. За этот период умерло 90416 мужчин и 67881 женщина, или 133 мужчины на 100 женщин. Общий коэффициент смертности на 1000 жителей составил 10,2 (10,3) умерших.
     Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения, доля которых в 2007г. составила 51,7% (51,9%), несчастные случаи, отравления и травмы - 14,2% (14,6%), новообразования - 11,5% (11,6%) от всех зарегистрированных смертных случаев.
     За 2007г. в стране зарегистрировано 4646 (4154) умерших детей в возрасте до 1 года, в том числе мальчиков - 2744 (2397) и девочек - 1902 (1757). Коэффициент младенческой смертности составил 14,6 (13,9) умерших на 1000 родившихся. Основной причиной смерти среди младенцев являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, от которых в 2007г. умерло 2187 (2060) младенцев, или 47,1% (49,6%), от всех младенческих смертей.
     Число браков и разводов в 2007г. по сравнению  с 2006г. возросло на 6,7% и 0,8% соответственно, и составило 146379 (137204) браков и 36107 (35834) разводов. Общий коэффициент брачности на 1000 жителей составил 9,5 (9,0) брака, а разводимости остался на уровне 2006г. и составил 2,3 развода.
     Положительное сальдо миграции населения в 2007г. составило 10962 (33041) человека, из них со странами СНГ - 2846 (26364). Число прибывших в республику составило 53397 (66731) человек, а выбывших за ее пределы - 42435 (33690) человек.
     Среди прибывших в Казахстан удельный вес казахов составил 78,2% (73,0%), русских - 12,5% (14,0%), немцев - 1,0% (0,9%). Из числа выбывших за пределы Казахстана на долю русских приходится 69,5% (67,4%), немцев - 7,1% (7,3%), казахов - 5,3% (6,8%). 
 

2. Анализ прироста  населения. 

     Президент Н.А. Назарбаев в целях укрепления независимости и безопасности страны поставил задачу до 2015 года довести численность населения до 20 миллионов человек. Для достижения этой цели осуществлен ряд масштабных мер, направленных на улучшение социально-бытовых условий жизни граждан, увеличение рождаемости, укрепление здоровья матери и ребенка.
     Так, в 2002 году введена адресная социальная помощь малообеспеченным семьям. В 2003-м  стали предоставлять единовременное пособие на рождение ребенка в  размере 15 минимальных расчетных  показателей. В прошлом году создана  целостная система поддержки семей, имеющих детей.
     Предпринятые  шаги позволили достичь стабильного  роста численности населения. К  примеру, если в 2000 году родилось 220 тысяч  детей, то в 2005 году - 278 тысяч, а в 2006-м - 290 тысяч. Общий прирост населения  в 2005 году составил 145 тысяч человек, или 0,95 процента. В течение того периода наибольший показатель достигнут в Астане - 3,98 процента. В Алматы он составил 3,17, Мангистауской области - 3,5, Атырауской - 1,92, Южно-Казахстанской области - 1,82 процента.
     Кстати, в столице и южном мегаполисе, а также в Атырауской области общий прирост населения достигнут в основном за счет переселенцев, в том числе и оралманов.
     В то же время в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской  и Павлодарской областях число жителей, напротив, сократилось. В этих регионах число эмигрантов значительно превысило число иммигрантов, а показатель рождаемости так и остался на низком уровне.
     Что касается естественного прироста населения, то здесь в лидерах Мангистауская  область - 1,96 процента. В Южно-Казахстанской и Атырауской областях он достиг 1,92 процента, Кызылординской области - 1,51. Во всех перечисленных регионах большинство населения составляют представители коренной национальности. В Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областях естественный прирост населения составил лишь 0,05-0,5 процента. В Костанайской и Северо-Казахстанской областях этот показатель вообще "ушел в минус".
     Представленный анализ показывает, что, несмотря на динамичное социально-экономическое развитие республики, вопросам миграции и демографии пока не уделяется достаточного внимания. Главный механизм увеличения численности населения в нашей стране - повышение рождаемости. Каждый год в Казахстане должны появляться на свет порядка 530-540 тысяч детей - в два раза больше, чем сегодня. Для обеспечения естественного прироста населения в каждой семье, как минимум, должно быть трое или четверо детей. Если первые двое малышей замещают своих родителей, то третий восполняет естественные потери и только четвертый ребенок "работает" на прирост. 
 

III. Цели демографической политики 

     Поддержание уровня рождаемости, снижение смертности населения и увеличение продолжительности  здоровой жизни - цель демографической политики и укрепления семьи на 2010-2020 годы. Об этом 14 августа в Алматы в ходе специального «круглого стола», посвященного обсуждению проекта Концепции демографической политики и укрепления семьи, сказала министр труда и социальной защиты населения РК Гульшара Абдыкаликова.
     Организаторы - Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, фонд ООН в  области народонаселения, учреждение «Центр гражданских инициатив». В  заседании приняли участие депутат, председатель социального совета при фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК Айткуль Самакова, депутат Мажилиса Парламента, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко, ученые, представители Администрации Главы государства, заинтересованных госорганов, международных и отечественных НПО.
     Как было отмечено, современная демографическая  ситуация в Казахстане характеризуется  «старением» рожениц, стареющим  населением, высокой смертностью населения, низкой продолжительностью жизни и рядом других проблем. Все эти вопросы обозначены в проекте Концепции и предложены пути их решения. В целом Концепция демографической политики и укрепления семьи РК на 2010-2020 годы определяет основные принципы, цели, задачи, механизмы реализации и направления действий по улучшению демографической ситуации в стране. Она разработана в соответствие с Конституцией РК; Стратегией гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы; общепризнанными принципами и нормами международного права в области политики народонаселения и т.д.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.