Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Становление рыночной экономики в России: анализ методов и результатов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 08.05.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
государственного  образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: «Общая экономическая теория»
Тема: «Становление рыночной экономики в России: анализ методов и  результатов» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                       Выполнила: 
                                                                                                                       студентка 1УФФ со
                                                                                                                       Задорожная Н.А.
                                                                                                                       Проверила:
                                                                                                                       Зарубина Е.М. 
 
 

Ростов-на-Дону
2009 г
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    1.1 Определение рынка……………………………………………………...5
    1.2. Функции и механизм рыночной  экономики…………………………..8
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
    2.1 Россия в условиях перехода  к рыночному хозяйству………………..16
    2.2. Анализ результатов…………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
    Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
    Рынок  - это вся система многообразных  экономических отношений между  людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.
    Рыночное хозяйство - это хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления.
    Для рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу регулирования и управления экономикой.
    На  протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.
    В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Именно эту проблему я сочла наиболее актуальной и достойной рассмотрения как всеобщей, потому что становление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность.
   В связи с этим целью моей курсовой работы является на основе изучения литературы и дополнительных материалов по выбранной теме, осветить экономические реформы, предшествующие переходу к рынку, рассмотреть причины необходимости перехода России к рыночным отношениям, проведение анализа результатов рыночных реформ.
      Цель работы - выявить особенности  перехода к рыночным отношениям  в России. Объектом исследования  является Россия, как страна, проводящая  рыночные преобразования. Предметом  исследования являются рыночные  реформы, проводимые в нашей стране, и их особенности.
      В первой главе работы рассмотрена сущность самой рыночной экономики, понятие рынка, рассмотрены функции и механизм рыночной экономики.         
    Вторая  глава посвящена выбору пути осуществления  перехода к рынку, анализу экономического состояния страны на этот момент, подготовке рыночных реформ, проведению анализа особенностей перехода к рыночным отношениям.
    Заключение  посвящено написанию выводов и рассмотрению результатов.
    К данной работе приложен список литературы, который был использован при написании курсовой работы. 
 
 
 
 

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Определение рынка.
    Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Самое упрощенное определение рынка - это  место, где люди в качестве продавцов  и покупателей находят друг друга.
    При выявлении сущности рыночных отношений  нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
    Рассмотрим  понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики  относятся продавцы и покупатели.
Экономические связи обеспечивают движение продуктов  от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой.
    Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной  стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю- продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.
    Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты (участники экономического процесса).
    К хозяйствующим субъектам, или, как  их чаще называют в экономической  науке, экономическим агентам, принято  относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и  реализует в сфере экономической 
(хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

   Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Такого рода решения принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары, либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения принимают предприятия- производители товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать.
    Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами  производства он владеет. Одни располагают  капиталом и обладают экономической властью, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности ограничены.
    К объектам рынка относятся товары и деньги.
    Что же такое товар? Товар – продукт  труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
    Деньги  же известны с далекой древности. Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного отношения, где связи производителей между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег. Такой обмен сейчас называют ''бартер''. В результате очень длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром.
    Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей. Таким образом, сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях. Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.
    1.2. Функции и механизм рыночной экономики
    Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях:
    Первая  и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.
    Стимулирование  предпринимательства, экономия применяемых  ресурсов, объём производства и ассортиментная структура выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и  услуг – всё это определяют рыночные цены.
    Механизм  формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.
    Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой.
    Другой  функцией рынка выступает конкуренция. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства.
    Также к важнейшим функциям относятся:
    1. Функция саморегулирования товарного  производства. Она проявляется в  том, что при росте спроса  на товар производители расширяют  масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться.
    2. Стимулирующая функция. При понижении  цен производители сокращают  производство, одновременно изыскивают  возможности снижения издержек  путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.
    3. Функция установления общественной  значимости произведенного продукта  и затрат труда. Однако эта  функция может действовать в  условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор)
    4. Регулирующая функция. С помощью  рынка устанавливаются основные  микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене.
    5. Функция демократизации хозяйственной  жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов  воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов.
    Фактически  речь идёт о целой системе, совокупности принципов, исполнение которых с  учётом их взаимной связи и взаимодействия и является механизмом действия рыночной экономики.
    Принципы  функционирования рынка:
      1. Свобода выбора видов и форм  деятельности.
      Это принцип свободы хозяйственной  деятельности. Естественная экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта выбирать желаемый, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.
    2. Всеобщность рынка.
    Принцип всеобщности заслуживает самостоятельного выделения, хотя он – следствие принципа свободы выбора и осуществления разных видов и форм хозяйственной деятельности. Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе даже не правомерно называть экономику рыночной.
    Конечно, какие-то элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономике. Так что экономику можно считать рыночной только в том случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики.
    3. Равноправие рыночных субъектов  с разными формами собственности.
    В любой экономике её активными субъектами становятся личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство. Это весьма разномасштабные и разноправные субъекты и было бы неправомерно предоставлять им одни и те же права. Ведь индивидуальные и общегосударственные интересы не уравновешиваются. Естественно, что равноправие предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство. Речь идет о другом. О том, чтобы не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное другую. В сущности, эта предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона этого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, право быть представленными в экономике.
    4. Саморегулирование деятельности.
    Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, распространяются на создание предприятий. Этим стимулируются зарождение очагов развития экономики.
    Самосоздание  и самозакрытие предприятий способствует повышению, структурной динамичности производства, обновлению, но одновременно может порождать серьезные социальные напряжения.
      Свобода прекращения деятельности предприятий  в большинстве случаев оказывается  вынужденной. Но, с одной стороны, закрытие предприятий больно бьёт по коллективу, а с другой – очищает экономику от неэффективных звеньев.
    5.Принцип  договорных отношений.
    Рыночную  экономику часто определяют как  экономику развитых товарно- денежных отношений. С тем же основанием её можно назвать экономикой договорных отношений.
    Преимущества  договоров между экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными связями в том, что  он повышает экономическую самостоятельность  предприятий, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики.
    Принцип договорности весьма универсален. Он действует  во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма  регулирования трудовых отношений  могут выступать и трудовые контракты  между нанимателями и работниками.
    6. Свобода ценообразования.
    При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями.
    Она никем не назначается, формируется  в результате торга, на основе взаимного  соглашения между продавцом и  покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.
    На  практике одновременно могут быть государственные, договорные и рыночные цены. В рыночной экономике ведущее место занимают свободные рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный вес составляют государственные цены.
    Вместе  с тем неправомерно отождествлять  рыночную экономику с экономикой полностью раскрепощенных цен. Фактически и рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между  покупателями и продавцами, а под  влиянием рыночной конъюнктуры в целом, осуществления определенной ценовой политики производителей и торговцев. Принцип рыночного ценообразования означает одновременно минимизацию государственного вмешательства в процесс формирования цен.
   7. Самофинансирование.
   Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственного кармана. Поэтому хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект, представляющий юридическое лицо и имеющий собственный счёт в банке, обязан осуществлять финансовое самообеспечение, то есть самофинансирование.
    Вообще  говоря, принцип самофинансирования носит универсальный характер и  должен быть свойствен экономике  как рыночного, так и нерыночного типа. В рыночной экономике принцип самофинансирования не соблюдается как абсолютный, встречаются отклонения и отступления от него, но в целом он соблюдается гораздо более жестко и последовательно.
    8. Децентрализация управления и  самостоятельность.
    Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным  от других принципов. Децентрализация рыночной экономики проявляется в отсутствии устанавливаемого центра государственного плана, подлежащего обязательному выполнению и замене его рекомендательным планом-прогнозом. Кроме того, в условиях децентрализованной экономики права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью производственных и иных экономических ячеек.
Формулируя  принцип децентрализации управления рыночной экономикой, следует прибавить к нему два существенных замечания. Во-первых, рыночная экономика не может и не должна быть децентрализована полностью, ибо в этом случае будут потеряны организующие начала. Чтобы избежать кризисов и развала, рыночная экономика призвана быть высоко организованной, контролируемой и в определенном смысле направляемой.
Во-вторых, чтобы рыночная экономика была самоорганизующаяся, необходима разработка схемы правил экономического поведения имеющих общий характер для всех участников экономического процесса.
    9. Экономическая ответственность.
    Рыночная  экономика опирается на экономические  способы возбуждения ответственности  используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями которые  в нём повинны.
    Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми  экономическими гарантиями. При этом во главу угла ставиться соблюдение договорных условий нарушение которых  обязательно карается реальными  штрафами и санкциями.
    В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами.
    Есть  и вторая, не менее важная сторона  экономической ответственности. 
Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса полноценного, надежного партнера.

    10. Государственное регулирование.
    Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования.
    Как правило, в государственном регулировании  рыночной экономики проявляется  два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого рынка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства через государственное планирование.
    С другой стороны, государственное воздействие  на рынок проявляется посредством  изъятия части прибыли через  действие системы налогообложение, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственные нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
    11. Конкуренция и механизмы социальной защиты.
    Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы  рыночного типа, служит конкуренция  между предприятиями, организациями.
   В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе  хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы в отличие от искусственного соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентно присущим такой системе.
    Для современной рыночной экономики  характерны и средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий.
    Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования или хозяйственными субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций.
    Рыночный  механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции  рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако у рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки.
    Во-первых, функционирование рыночной системы  основано на стихийном действии экономических  регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
    Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды  неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу  конкуренции со всеми ее позитивными функциями.
    В-третьих, стихийно действующий механизм рынка  не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
    В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость  трудоспособного населения и  гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о  своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.
   Вместе  с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
2.1 Россия в условиях перехода к рыночному хозяйству
    Для того, чтобы лучше понять особенности перехода России к рынку, необходимо подробно рассмотреть период, непосредственно предшествующий рыночным реформам.
    Итак, в начале 80-х годов неэффективность  советской экономической системы  становилась все более очевидна. Распыление средств, незавершенное строительство, казнокрадство требовали наведения элементарного порядка. Но, главным пороком советской экономической модели было отсутствие материальных стимулов к труду.
    В 1985 году начался новый и последний  этап в истории СССР, получивший название «перестройка». Руководство  страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис успел охватить основные звенья системы. В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 % , что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть продолжающейся гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода ресурсов у страны не было. Было предпринято искусственное нагнетание инвестиций в эту отрасль за счет других секторов экономики. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. Для обеспечения более высокого качества была введена система Госприемки. Однако это привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве. Все эти шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 года можно объяснить энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Но очередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой и соответствующей квалификацией рабочих привела не к «ускорению», а к росту аварий на производстве.
    Необходима  была смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась осенью 1985 г. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты. К лету 1987 года проект был завершен. Реформа исходила из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее, предполагалось внесение серьезных изменений в существующую экономическую модель. В общих чертах они предусматривали: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора (на начальном этапе - через развитие производственной кооперации); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равноправного существования на пяти основных формах хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств; признания возможности закрытия убыточных предприятий; создание банковской сети). Экономическая перестройка началась с июня 1987 года, когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены широкие полномочия, в частности, право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами т.д. На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать заработную плату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в перспективе научно-технического потенциала. К тому же со свободой не появлялась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные предприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся спросом, прекращать. Советское правительство боялось вводить такую дисциплину из-за угрозы безработицы и социальных взрывов. Был выбран путь «мягкой» бюджетной политики, когда предприятия в любом случае могли получать государственные средства на покрытие убытков и при этом не прилагать усилий для повышения эффективности производства с учетом рыночного спроса. В результате такой политики средний уровень заработной платы в стране возрастал быстрее, чем цены, но купить на эти деньги в магазинах было нечего, так как чем выше были заработки, тем острее ощущался товарный дефицит.
    В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать  частные предприятия в более  чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор теневой экономики, где, по самым скромным подсчетам, «прокручивалось» до 90 млрд. руб. (в масштабах цен того времени), доставшихся владельцам самыми разными путями, включая уголовно наказуемые.
    Характерным явлением позднесоветского периода было развитие арендных отношений, на которые возлагались большие надежды. В соответствии с Законом об аренде, принятом в апреле 1989 года, трудовой коллектив мог взять в аренду у государства, свое предприятие, чтобы в дальнейшем приватизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам (этот процесс был приостановлен в 1992 г.).
    Продовольственная проблема в стране обострялась. В  этих условиях одним из способов решения  продовольственной проблемы могла  бы стать аренда земли. В 1989 году были приняты законы, допускавшие аренду земли и других природных ресурсов юридическими и физическими лицами, в результате чего повсюду стали возникать семейные фермы, как один из видов арендного хозяйства. Но к аренде не допускались крестьянские хозяйства. В декабре 1990 г. в Конституцию РФ была внесена поправка, которая признавала возможность закрепления земли крестьянскими хозяйствами в частную собственность, но продажа этих участков запрещалась в течение десяти лет после приобретения их в собственность. Такая отсрочка затягивала решение аграрного вопроса на долгие годы. А полки магазинов пустели.
    В то же время, согласно Закона о земельной  реформе (1990 г.) крестьянам наконец-то разрешалось  выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли, скота, машин и другого имущества.
    Стало ясно, что дела в экономике не улучшаются, заметно растет цена реформ. Ни одно из предложенных властями экономических  нововведений не работало. Стремительное  падение уровня жизни населения  с лета 1989 года привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей. За шесть лет золотой запас государства сократился в десять раз. Вместо привлечения инвестиций, началась практика крупных займов за границей. Впервые прозвучал тезис о неизбежности болезненного характера реформ, о невозможности провести реформы так, чтобы от них все только выиграли.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.