На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Виды стратегии управления кадровым потенциалом предприятия. Формирование кадрового потенциала предприятия и процесс подбора персонала. Необходимость и стратегическое планирование развития кадрового потенциала. Этапы и цели профессионального обучения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 23.11.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА экономической теории и предпринимательства

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Стратегия формирования и развития кадрового потенциала на малых инновационных предприятиях
по дисциплине: Экономическая теория
Работу выполнил
Студент гр. 8961
А.Д. Крахмалева
Руководитель
проф.,д.э.н. Е.М. Ильинская
Санкт-Петербург 2010
Оглавление

    Введение
    1 Понятие кадрового потенциала организации и персонал организации как его основа
    1.1 Кадровый потенциал: сущность и ключевые факторы развития
    1.2 Виды стратегии управления кадровым потенциалом предприятия
    1.3 Стратегическое управление кадровым потенциалом предприятия
    2 Стратегия формирования кадрового потенциала малого инновационного предприятия
    2.1 Этапы формирования кадрового потенциала предприятия
    2.2 Определение потребности в кадровом потенциале
    2.3 Набор, отбор и наем персонала на малое инновационное предприятие
    3 Стратегия развития кадрового потенциала малого инновационного предприятия
    3.1 Стратегическое планирование развития кадрового потенциала на предприятии
    3.2 Необходимость развития кадрового потенциала
    3.3 Процесс профессионального обучения
    Заключение
    Список литературы
    Введение

    Важнейшим условием ускорения социально-экономического развития экономики России является рациональное формирование и эффективное использование кадрового потенциала предприятием, что позволит обеспечить его кадрами, способными решать поставленными производственные и организационные задачи, а также принимать верные решения в крайних сложных, нестабильных и быстро меняющихся экономических ситуациях.
    В современных условиях службам управления персоналом предприятий необходимо особое внимание уделять изучению рынка трудовых ресурсов; предотвращение различных конфликтов в трудовых коллективах; трудовой мотивации; оценке кадрового потенциала, разработке и реализации стратегии его развития; формированию реального кадрового резерва и служебно-профессиональному продвижению работников.
    Кадровый потенциал в значительной мере предопределяет уровень конкурентоспособности предприятия, а, следовательно, его экономическую эффективность и перспективы его долговременного и надежного присутствия на целевом рынке.
    Кадровая политика и управление трудовыми ресурсами является одной из важнейших социально-экономических характеристик любого предприятия, и особую значимость данный аспект приобретает в условиях нынешней рыночной экономики, находящейся в стадии кризиса, то актуальность вопроса крайне высока. Для экономики нашей страны, да и для каждой отдельно взятой компании время сейчас очень не простое, ведь многое приходится решать буквально в цейтноте, оставаясь на высокопрофессиональном уровне, особенно в сфере управления человеческими ресурсами. От того как руководство проводит кадровую политику зависит благосостояние персонала, а следовательно производительность труда и прибыль предприятия, вне зависимости от экономической ситуации в стране.
    Известно, что в кризисных ситуациях, характеризующихся жесткой конкурентной борьбой побеждает тот, у кого наиболее квалифицированный коллектив профессионалов. Именно по этому тщательный отбор, оценка и аттестация персонала приобрел в настоящее время первостепенное значение.
    По результатам проведенного опроса японских менеджеров было установлено, что фактору человеческого капитала отдается наибольший приоритет(85,3%) по сравнению с другими факторами: развитие рынка сбыта, создание нового продукта, укрепление финансовой структуры.
    Это обуславливает актуальность избранной темы и определяет основные направления, исследуемые в данной курсовой работе.
    Цель курсовой работы заключается в исследовании стратегий формирования и развития кадрового потенциала, в частности малых инновационных предприятий.
    Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие кадрового потенциала организации и персонал организации, как его основу;
- рассмотреть методы и закономерности развития кадрового потенциала малого инновационного предприятия;
- рассмотреть проблемы формирования кадрового потенциала организации;
- рассмотреть способы развития кадрового потенциала;
- составить рекомендации по подбору персонала.
Предметом исследования являются система организационно-экономических методов формирования кадрового потенциала малых инновационных предприятий. В качестве объекта исследования выступает малые инновационные предприятия как основа современной экономики России.

1 Понятие кадрового потенциала организации и персонал организации как его основа

1.1 Кадровый потенциал: сущность и ключевые факторы развития

Понятие кадровый потенциал в последние годы находит все большее распространение.

Кадры - это основной состав подготовленных, квалифицированны работников предприятий, учреждений, профсоюзных и общественных организации той или иной отрасли деятельности. В широком смысле - вообще все постоянные работники.
Организация работы с кадрами предполагает следующие относительно самостоятельные направления:
- подбор и расстановка;
- оценка;
- формирование резерва на выдвижение (и работа с ним);
-подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стабилизация;
- воспитание.
Если под кадрами понимается определенное количество конкретных работников, занятых в тои или иной сфере деятельности и выполняющих определенный функции, то кадровый потенциал - более широкое понятие. Кадровый потенциал в ряде научных публикаций рассматривается как имеющийся, в том числе и скрытый, еще пока не реализованные возможности и не востребованные способности работников, своего рода скрытый резерв. Другие авторы определяют данный термин как возможность карьерного роста персонала. Если говорить о кадровом потенциале определенной сферы деятельности, например, малых инновационных предприятий, то следует иметь в виду и те лих, которые имеют желание, обладают суммой личностных качеств, определенным опытом и знаниями для организации собственного дела, определения и закрепления собственных позиций на соответствующем рынке, а также стремящийся к борьбе и продвижение вперед, эффективному использованию всей совокупности ресурсов будущего предприятия, фирмы и т.д.[10]
Поскольку под кадровым потенциалом следует понимать как имеющиеся способности к трудовой деятельности, так и возможности по их реализации и дальнейшему развитию, то исследование закономерностей его развития должно базироваться на системно-комплексном подходе. Данный подход предполагает исследование, с одной стороны, частных закономерностей развития способностей к труду, с другой стороны, общие закономерностей социально-экономического и технологического развития, определяющих возможностей реализации данных способностей.
Согласно общей теории систем и теории развития, рассматривающих с единых позиций общие закономерности общества, для кадрового потенциала как социально-экономической системы характерны закономерности многовариантности, неравномерности, усложнения структуры, устойчивость и цикличность развития.
Многовариантность реализуется в разнообразных моделях кадрового потенциала и управления через многочисленные комбинации его условий и факторов. В результат система управления развития кадрового потенциала усложняется в связи с закономерной модификацией и диверсификацией параметров внешней и внутренней среды. Многовариантность кадрового потенциала обуславливается, в свою очередь, различием таких его основных параметров, как трудоемкость, фондовооруженность труда, его производительность и т.д.
Закономерность неравномерности развития кадрового потенциала, выраженная количественно и качественно, связана с многообразием внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы характеризуются психофизиологическими, образовательными и другими способностями, внешние определяются возможностями кадрового потенциала, такими так как материально-техническое обеспечение рабочего места, научная организация труда и т.д. следует учитывать определяющее влияние на неравномерность развития кадрового потенциала неравномерности технико-технологического развития, обусловленной периодическим процессом последовательно замещения целостных комплексов сопряженных производств - технологических укладов и макрогенерации.
Закономерность усложнения структуры кадрового потенциала находит свое отражение в многообразии его структур(профессионально-квалификационной, образовательной, социальной) и постоянном непрерывном их усложнении.
Закономерность устойчивого развития кадрового потенциала. Согласно теории разнообразия наибольшей устойчивостью обладают такие системы, в которых существует баланс между разнообразием и однообразием. Наиболее часто встречающейся системой повышения устойчивости относятся к ядру, а крайние, менее устойчивые - к периферии. Системы кадрового потенциала, относящиеся к ядру, более всего инерционны и предсказуемы. Ядро выполняет особую роль в процессах развития, поскольку являются наиболее сбалансированным, гармоничным состоянием, к которому стремятся системы в ходе естественной эволюции.
Закономерность цикличности развития кадрового потенциала. Смена этапов в развитии кадрового потенциала и переход его в новое качественное состояние обусловлены периодическим нарастанием неустойчивости системы кадрового потенциала. В его эволюции, как и любой другой системы, важным этапом является кризис. Использование свойств «ядер кристаллизации» в точках кризиса, способствующих быстрому и лавинообразному прохождению процессов развития, позволяет задавать необходимую дальнейшую направленность развития кадрового потенциала.
Закономерность цикличности развития кадрового потенциала необходимо рассматривать в следующих аспектах: жизненного цикла работника, динамики жизненного потенциала, возрастной динамики творчества, восприимчивость к новым идеям.
Данная закономерность связанна с единым глобальным циклом воспроизводственного развития человеческого общества, охватывающим этнический, технико-технологический, ресурсно-энергетический, социально-экономический, информационный и системные циклы, имеющие свои особенности и отличную от других особую фазовую динамику.
Определяющее влияние на развитие кадрового потенциала оказывает цикличность технологического развития, связанная со сменой технологического способа производства, сменой технологических укладов, сменой макрогенерации. Технико-технологические циклы обеспечивают перераспределение трудовых ресурсов из менее эффективных сфер экономической деятельности в более эффективные, когда при общем повышении уровня безработицы наблюдается спрос на квалифицированную рабочую силу для производства товаров-нововведений, относящихся к молодой макрогенерации или новому технологическому укладу[1].
Кадровый потенциал можно подразделить на достигнутый, соответствующий определенному уровню развития организации, и перспективный, который можно существенно увеличит улучшением условий деятельности, техническим оснащением рабочих мест, повышение квалификации, переподготовки и т.д. Разность между перспективным кадровым потенциалом и достигнутым можно обозначить как неиспользованные резервы. Таким образом, кадровый потенциал характеризуется не только абсолютными размерами на данный момент времени, но и раскрывает неиспользованные, скрытые возможности работников, но которые могут быть приведены в действие[14].
1.2 Виды стратегии управления кадровым потенциалом предприятия

Слово «стратегия» пришло в менеджмент из военного дела. В переводе с греческого оно означает «искусство полководца». Под управленческой стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.
На практике стратегия представляет собой систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию миссии, целей и задач фирмы.
Любая стратегия должна быть:
· реальной, внутренне целостной;
· совместимой со средой;
· сбалансированной по ресурсам;
· в меру рискованной;
· органически сочетать долгосрочные и краткосрочные цели.
Она включает несколько элементов.
Прежде всего к ним относится система целей, в которую входят миссия, общеорганизационные и специфические цели.
Другой элемент стратегии -- приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов. Их можно в первую очередь направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; можно выделять пропорционально потребностям, а в идеале -- в полном соответствии с ними; можно предоставлять всем подразделениям поровну, если те близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности.
Наконец, элементом стратегии являются правила осуществления управленческих действий, в том числе работы с кадрами.
Для создания стратегии необходима совместная работа многих людей, поэтому в крупных фирмах для этой цели часто создают специальные группы. В них входят 10--15 человек -- руководители основных подразделений и специалисты высшей квалификации, представители коллектива, внешние консультанты. Их усилиями разрабатываются ключевые направления стратегии, ее альтернативные модели и сценарии возможного развития событий. В ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все. В любой момент внутри организации и вне ее возможно появление -- новых обстоятельств, которые в стратегическую концепцию не укладываются.
Чтобы не менять в связи с этим стратегию как таковую, руководство ставит и реализует стратегические задачи, при необходимости ее дополняющие и совершенствующие.
Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. 1лавная из них -- генеральная стратегия, отражающая осуществление миссии организации. Для особых случаев разрабатываются специальные стратегии (например, стратегия банкротства). Однако основными рабочими стратегиями являются так называемые функциональные, которые отражают достижение специфических целей организации, стоящих перед ее подразделениями и службами.
Стратегия управления человеческими ресурсами (кадровая стратегия, персонал-стратегия) относится к разряду функциональных, подчиненных генеральной стратегии, вытекает из нее, развивает и детализирует.
Рассмотрим некоторые виды кадровых стратегий (см.Таблица 1 Соотношение стратегии фирмы и стратегии управлении кадровым потенциалом), связанные с соответствующими предпринимательскими стратегиями. Начнем с так называемых конкурентных стратегий, с помощью которых фирма ведет борьбу за покупателя.
По мнению американского исследователя М. Портера, можно выделить три варианта стратегий: лидерство в низких издержках, дифференциацию и фокусирование.
Стратегия лидерства в низких издержках сегодня встречается чаще всего. Она ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах. Такая экономия образуется в результате максимизации объемов продаж стандартных товаров массового спроса, что позволяет снижать цены и завоевывать на основе этого новые рынки. Соответствующая ей кадровая стратегия -- привлечение и закрепление работников массовых профессий средней квалификации. В данном случае обычно нет необходимости использовать высоко- квалифицированных работников, обладающих творческим потенциалом. Что же касается управленческих кадров, здесь, видимо, предпочтительнее менеджеры административного склада.
Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации фирмой своих усилий "на нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими. Поскольку эти направления могут быть разнообразными, то вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. Соответствующая кадровая стратегия должна, в отличие от предыдущего случая, ориентировать на персонал узкой специализации и максимально высокой квалификации, в том числе научных работников, исследователей, разработчиков. От менеджеров: здесь требуются лидерские задатки и предпринимательская жилка.
Рыночная стратегия фокусирования предполагает выбор фирмой одного сегмента рынка и реализацию на нем одной из предыдущих стратегий. Соответствующая ей функциональная кадровая стратегия будет одной из описанных выше.
Стратегии развития в качестве объекта имеют прежде всего потенциал и конкурентные преимущества фирмы. В настоящее время принято говорить о четырех видах: стратегий роста, умеренного роста, сокращения и комбинированной.
Стратегия роста присуща прежде всего молодым компаниям независимо от сферы деятельности, стремящимся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции, либо тем, кто находится на острие НТП. Им свойственны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности. Эта стратегия обеспечивает наращивание конкурентных преимуществ фирмы, активное внедрение на новые рынки, диверсификацию производства, постоянные нововведения. В качестве примера здесь можно привести фирму Microsoft, занимающуюся разработкой и производством компьютерных программ.
Стратегия подобных фирм в отношении человеческих ресурсов должна быть ориентирована прежде всего на привлечение лиц высочайшей квалификации; с творческими и предпринимательскими задатками. Вопрос закрепления кадров первый план выходит далеко не всегда, ибо персонал часто еще находится в процессе формирования.
Важнейшими задачами такой стратегии должны быть:
· создание надлежащей системы оплаты труда и поощрения работников;
· формирование благоприятного морально-психологического климата, способствующего творчеству;
· постоянное повышение квалификации;
· обеспечение возможностей служебного и научного роста.
Стратегия умеренного роста присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных сферах, например в автомобилестроении. Здесь также имеет место продвижение вперед по большинству направлений, но замедленными темпами -- несколько процентов в год. Быстрый рост в данном случае уже не нужен и даже опасен, поскольку в случае наступления неожиданных сложных ситуаций значительная инерционность может затруднить преодоление кризиса.
Ориентация персонал - стратегий в данном случае должна быть несколько иной по сравнению с предыдущей -- не только привлечение, но и закрепление кадров, стабилизация персонала. Структура потребности в нем несколько иная -- относительно меньше нужно лиц высшей квалификации, научных работников.
Стратегия сокращения масштабов деятельности предполагает санацию фирмы, избавление от всего устаревшего. Основные направления кадровой стратегии в этом случае будут заключаться:
· в организации массовых увольнений и помощи в трудоустройстве;
· стимулировании досрочного выхода на пенсию при сохранении наиболее ценной части персонала, отвечающей будущим условиям работы;
· переквалификации работников.
Вопросы набора персонала, повышения его квалификации и т. п. здесь практически не рассматриваются.
Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста, наступательно - оборонительный -- комбинированная стратегия; чисто оборонительный -- стратегия сокращения деятельности.
Характер стратегии отражается на требованиях к управленческому персоналу. Для реализации первого типа стратегии требуются менеджеры предпринимательского типа, ищущие нетрадиционные пути работы. Для реализации стратегии второго типа предпочтительнее осмотрительные менеджеры-администраторы. Третий тип стратегии требует уникального сочетания предпринимательских и административных задатков, жесткости, позволяющих спасти фирму от краха.
Таблица 1 Соотношение стратегии фирмы и стратегии управлении кадровым потенциалом
Бизнес-стратегия
Наем
Вознаграждение
Оценка
Рост
Участие в управлении
Предпринимательская
Молодых специалистов, новаторов с большим потенциалом на основе субъективных критериев
Участие в управлении
Субъективная на основе личных наблюдений руководителя
Индивидуальное развитие и повышение квалификации
Постоянно
Роста
Высококвалифицированных специалистов
По результатам работы
За преданность организации и индивидуальные результаты на основе формальных критериев
Повышение квалификации
Допускается для некоторых
прибыли
Узконаправленный отбор на основе стандартных процедур
По стандартным критериям с учетом прибыли
Функционально ориентированная, количественная
По плану
Не приветствуется, в соответствии с должностью
ликвидации
Не производится, переход на неполную рабочую неделю
Функциональное, ограниченное
В соответствии с критериями для поддержания производства
На вновь создаваемых предприятиях
-
Резкое изменение курса
Внутренне перераспределение кадров, лизинг
-
Количественная на основе окупаемости инвестиций в новых направлениях
Широкие возможности
Активное привлечение
Сами стратегии управления кадровым потенциалом предприятия образуют единую сбалансированную систему, но сейчас необходим переход к стратегическому управлению кадровым потенциалом предприятия[15].
1.3 Стратегическое управление кадровым потенциалом предприятия

Кадровый потенциал - это совокупность качественных и количественных характеристик персонала предприятия, которые включают численность, состав и структуру, физические и психологические возможности работников, их интеллектуальные и креативные способности, профессиональные знания и квалификации, дислокационные навыки, коммуникабельность и способность к сотрудничеству, отношение к труду и другие качественные характеристики.
Управление кадровым потенциалом предприятия должно осуществляться на основе стратегического подхода. Это означает использование в практике управления квалифицированными специалистами современных подходов, характерных для стратегического управления персоналом, концепций «этического предпринимательства», «обучающейся организации», «управление знаниями», современного инструментария управления персоналом. Формирование стратегических целей управления персоналом определяет выбор конкретных мероприятий кадровой политики, направленных на их достижение. Важнейшим направлением кадровой политики предприятия является формирование и эффективное использование кадрового потенциала предприятия (в соответствии с Рисунок 1.3.1)[23].
Рисунок 1.3.1 Формирование кадрового потенциала предприятия, как результат стратегического управления персоналом предприятия
Формирование кадрового потенциала предприятия базируется на оценке имеющегося кадрового потенциала предприятия, а также прогнозировании потребности предприятия в персонале, что позволяет определить качественные и количественные параметры кадрового потенциала предприятия, формы и источники его формирования (в соответствии с рис.1.3.2). Анализ ожиданий работников позволит определить возможность привлечения персонала из различных источников, оценить качество рабочих мест на предприятии. Дальнейшее развитие кадрового потенциала определяет возможности формирования и использования персонала предприятия путем реализации различных мер кадровой политики.
Рисунок 1.3.2 Этапы формирования кадрового потенциала предприятия

Исследование сущности и направлений формирования и использования кадрового потенциала, как объекта стратегического управления персоналом позволили разработать общую модель управления кадровым потенциалом предприятия, который определяет результаты стратегического управления персоналом, путем воздействия на основные подсистемы в структуре управления персоналом предприятия - подсистемы набора персонала, адаптации персонала, расстановки персонала, оценки персонала, стимулирования персонала.
Одной из основных задач стратегического управления персоналом является оценка потребности предприятия в кадровом потенциале (в соответствии с Рисунок 1.3.3) Определение потребности предприятия в кадровом потенциале проводится по каждому из компонентов кадрового потенциала предприятия. Результатом анализа качества рабочих мест должна стать разработка конкретных параметров кадрового потенциала, необходимого предприятию для реализации общей стратегии экономического развития. Одновременно с расчетом качественной потребности предприятия в кадровом потенциал по отдельным профессиям, специальностям и т.п., производится расчет количественной потребности в персонале, т.е. объем рабочей силы, необходимый для достижения стратегических целей предприятия.
Рисунок 1.3.3 Общая схема покрытия потребности в кадровом потенциале

Осуществление стратегического управления кадровым потенциалом предприятия предусматривает применение современных концепций теории и практики управления персоналом. Одной из таких концепций является маркетинг персонала. Основной задачей маркетинга персонала как специфические вида управленческой деятельности в сфере управления персоналом является определение и покрытия потребности предприятия в персонале.
Маркетинговая деятельность в системе управления персоналом заключается в оценке состояния рынка труда и тенденций его изменения с целью принятия обоснованных решений в сфере найма (трудоустройства), содействия занятости и эффективного использования персонала. Результатом маркетинговых исследований рынка труда должна стали стабилизация положения субъектов рынка труда и улучшения условий занятости персонала. Маркетинг персонала является совокупность принципов, форм и методов осуществления маркетинговых исследований рынка труда, которые направлены на долгосрочное обеспечение предприятия персоналом. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала могут быть представлены следующим образом:
- маркетинг персонала является инструментом стратегического и оперативного планирования персонала;
-создает информационную базу для работы с персоналом путем использования методов исследование внешнего и внутреннего рынка труда;
- маркетинг персонала направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка).
Эти характеристики определяют значение маркетинга персонала в системе стратегического управления персоналом предприятия. Особое значение маркетинг персонала приобретает в процессе стратегического управления кадровым потенциалом предприятия. Маркетинг исследования рынка труда позволяют определить возможности формирования персонала предприятия за счет различных источников, оценить условия трудоустройства на предприятии, а также их соответствие требованиям персонала к работодателям, которые сложились на рынке труда. На этой основе формируется план персонал - маркетинга, который реализуется при посредством взаимодействия предприятия с различными субъектами рынка труда, такими, как кадровые и консалтинговые компании, государственные службы занятости, образовательные учреждения. Результатом реализации плана персонал - маркетинга является обеспечение предприятия кадровым потенциалом необходимого качественного и количественного состава.
Маркетинговые исследования рынка труда позволяют получить информацию, используются в процессе принятия стратегических решений в сфере управления персоналом. Так, например, маркетинговые исследования рынка труда предоставляют возможность установить требования к персоналу, предъявляемых работодателями, а также запросы к работодателям, выдвигают соискатели. В целом требования к работникам сводятся к образовательно-профессиональных и личностных характеристик соискателей вакансий (в соответствии с рис. 1.3.4). Они отличаются в зависимости от типа персонала (управленческие или линейные работники).
Рисунок 1.3.4 Требования к соискателям административных должностей

Определение требований к персоналу приобретает информативность в результате сопоставления с требованиями - гаммы работников к потенциальному работодателю, что позволяет определить конкурентные преимущества работодателя (в соответствии с рис. 1.3.5) на рынке труда и влияет на возможности привлечения персонала необходимой категории.
Рисунок 1.3.5 Конкурентные преимущества работодателя на рынке труда

Исследование подходов к стратегическому управлению персоналом позволяет сделать вывод о том, что стратегическое управление персоналом отечественных предприятий еще находится на стадии своего развития. Это обусловлено тем, что руководители и владельцы отечественных предприятий не вполне усвоили определяющую роль персонала в достижении стратегических целей и эффективности развития предприятий. Работа с персоналом, ориентированной на перспективу, является высшим уровнем управления развития персоналом, к которому отечественные предприятия только предстоит прийти[
23].

2 Стратегия формирования кадрового потенциала малого инновационного предприятия

2.1 Этапы формирования кадрового потенциала предприятия

Процесс подбора персонала нецелесообразно рассматривать изолированно в отрыве от процессов кадрового планирования, документационного обеспечения управления и трудовой адаптации персонала, поэтому перечисленные процессы образуют более широким понятием «формирование кадрового потенциала».

Этапами формирования кадрового потенциала можно считать:

1. кадровое планирование, определение потребности в персонале;
2. формулирование критериев и определение методов отбора персонала;
3. анализ работы и деятельности работника, описание должности;
4. определение источника набора, каналов привлечения кандидатов;
5. рекламирование должности, маркетинг персонала (обеспечение спроса на рабочие места в организации, внешний PR организации);
6. создание базы данных претендентов, управление потоком резюме;
7. оценка кандидатов, отбор, определение финалистов конкурса;
8. документальное оформление приема на работу;
9. введение в должность, адаптация работников;
10. анализ испытательного срока нового работника, итоговое решение.
Формально процесс подбора персонала завершается документальным оформлением на работу, но в действительности существует вероятность увольнения работника в период испытательного срока. Это крайне невыгодно для организации, так как ведет к удорожанию процедур подбора и адаптации. Следовательно, реально подбор завершается только при успешном прохождении испытательного срока новым работником.
На первом этапе определения потребности в персонале необходимо решить вопрос: возможно ли оптимизировать деятельность имеющегося персонала и вообще обойтись без подбора? При положительном ответе на этот вопрос следует решить, как лучше использовать и развить персонал организации. Если нельзя обойтись без подбора новых работников, то необходимо учитывать влияние на планирование этого процесса двух факторов - внешних и внутренних по отношения к организации.
В число внешних факторов, влияющих на оценку потребности организации в персонале, входят:
· законодательная деятельность государства, внутренняя и внешняя экономическая политика, налоговые льготы;
· общее состояние и изменение структуры рынка продукции и услуг, экономические кризисы;
· ситуация и наличие конкуренции на рынке труда, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы;
· деятельности и нормативные ограничения профобъединений;
· научные исследования и разработки.
К внутренним факторам, влияющим на планирование потребности в персонале, относят:
· состояние самого бизнеса, стратегия организации;
· организационную структуру, штатное расписание, изменения в структуре персонала;
· планы и перспективы развития организации, новые проекты, изменение технологии, уровня оснащенности и автоматизации производства.
· текучесть кадров, естественную убыль персонала;
· условия труда, его сложность и трудоемкость, режим работы организации;
· систему управления и организации руда, стиль руководства;
· оценку загруженности работников.
Планирование потребности в кадрах предполагает определение числа необходимых работников по каждому подразделению, основных требований к кандидатам (профессионального и психологического характера), сроков подбора (оптимального и допустимого) и затрат на подбор персонала[19].

2.2 Определение потребности в кадровом потенциале

Кадровое планирование в организации предполагает не только качественное планирование, но и количественное, на основании которого проводится расчет численности персонала. Количественное планирование потребности в кадрах предполагает расчет текущей и долговременной потребности в персонале.
Текущая (оперативная) потребность в персонале Пт может быть рассчитана по формуле:
Пт=БП+ДП, где
БП, ДП - потребность в персонале соответственно базовая (фактическая) и дополнительная.
Базовая (фактическая) потребность в персонале в свою очередь может быть выражена формулой:
БП=Опр/В, где
Опр - объем производства;
В - выработка, т.е. производительность труда одного работника.
Дополнительную потребность в персонале можно определить по формуле:
ДП=Ср+Св, где
Ср - прирост численности персонала в связи с развитием и расширением организации;
Св - возмещение работников, уволившихся по различным причинам.
Долговременная (персептивная) потребность в персонале можно рассчитана на основе коэффициента укомплектованности кадров Кук в организации:
Кук=БПср/Пд, где
Пд - долговременная потребность в персонале, т.е. плпновое число рабочих мет в компании;
БПср - базовая среднесписочная численность работников во всех сменах. При этом Кук1 при нехватке персонала, т.е. превышение планового числа рабочих мест над фактической численностью персонала, Кук 1 при наличии эффекта «раздутых штатов» в организации, т.е. превышение фактической численность работников над плановой.
Среднесписочный состав определяется путем деления суммы списочного состава за все дни месяца (включая выходные и праздничные дни) на число календарных дней в месяце. Списочный состав - число работников организации согласно штатному расписанию на определенный момент времени[9].
Рекомендации по обеспечению организации персоналом:
1) массовый наем на предприятие можно приурочить к определенной дате, например к концу текущего года (ноябрь-декабрь) с тем, чтобы новый календарный год начать с обновленным контингентом. Часть нанятых работников сразу приступает к выполнению своих профессиональных должностных обязанностей, часть - принятая, но еще обучающаяся молодежь, - спустя полгода, после получения аттестата о среднем образовании;
2) начальное общение с кандидатами на наем целесообразно осуществлять преимущественно бесконтактно, путем пересылки необходимой корреспонденции; промежуточные и окончательные письма, макеты которых предварительно разрабатываются профильными специалистами совместно с юристами, психологами и филологами, закладываются в компьютерной базе данных. Пересылка осуществляется службой управления персоналом в соответствии со стандартами исполнения;
3) эффективность отбора и найма в значительной степени определяется уровнем специальной подготовки, опытом и профессионализмом всех участников этой компании: работников службы управления персоналом и функциональных отделов, разработчиков текстов, интервьюеров, вербовщиков и другого персонала.

2.3 Набор, отбор и наем персонала на малое инновационное предприятие

Кадровое планирование дает информацию о потребности организации (предприятия) в рабочей силе и о наличии вакантных рабочих мест. После этого начинается процесс приема на работу, который подразделяется на четыре стадии:

1) детализация требований к рабочему месту и кандидату на его замещение;

2) набор кандидатов, желающих занять вакантное рабочее мест

3) отбор необходимого персонала;

4) прием на ра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.