Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Экономические учения в России 1985-2005 гг

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 08.05.13. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Оглавление.

 

  

  Введение.

  В период с 1985 по 2005 года  Россия переживала один из труднейших периодов своей  истории. Ушел в прошлое коммунистический режим. Величайшая из когда-либо созданных империй Советский Союз распался на 15 независимых государств. Сошла с исторической арены Коммунистическая партия Советского Союза, объединявшая в себе все функции управления во имя поддержания власти невиданного доселе партийного, хозяйственного и идеологического аппарата во главе с горсткой людей, обладавших огромной, все проникающей и бесконтрольной властью над народом.
  Именно  в этот период в стране началась реальная подготовка реформирования экономической системы как главной гарантии отхода от коммунистического прошлого, переходу к демократии, к реальной рыночной и денежной системе.
  Эти исторические изменения подтолкнули  экономическую науку на  возникновение  и развитие качественно новых идей в сфере социально-экономического развития страны и управления государством. 
 

  

  Обзор развития отечественной экономической мысли.

     Есть  две теории, на которые обычно опираются реформаторы во всех пост социалистических странах: кейнсианство и монетаризм. В соответствии именно с ними и складывается практика эволюционного или радикального проведения экономических реформ.
     Эволюционисты (или “постепенники”), выступают  за длительный и осторожный путь к рынку с сохранением многих старых структур и механизмов, присущих тоталитарному обществу, социалистической системе. Опираясь на кейнсианскую концепцию, они требуют серьезного государственного вмешательства в экономику (в наших условиях — административного и прямого), возврата к отраслевым министерствам, к системе государственных заказов и закупок, субсидий и льготных кредитов для внеэкономической поддержки неэффективных предприятий и целых секторов в экономике, к государственному установлению цен и заработных плат на фиксированном уровне, всячески тормозя начавшийся процесс приватизации. Отсюда исходят и предложения о возврате к “рыночному социализму”, о создании двухсекторной экономики — рыночной и государственной, о протекционизме, об использовании китайского   опыта и т. д.
     Радикалы, опираясь на монетаризм, не отрицают необходимости серьезного государственного вмешательства в экономику. Но они имеют в виду экономическое регулирование, т. е. такое вмешательство государства в экономику, которое должно проходить не напрямую, а через интересы экономических субъектов, через экономические рычаги и стимулы в целях достижения высокой эффективности производства и жизненного уровня населения. А главное, это вмешательство должно быть направлено, прежде всего, на поощрение предпринимательства, частного самоокупаемого сектора, многоукладности экономики и конкуренции.
     Радикалы (монетаристы и либералы) выступают  за быстрые и решительные не только рыночные, но и системные, институциональные преобразования, как экономики, так и всего общества России, за ломку многих государственных структур отжившей командно-распределительной системы и замену их структурами рыночной, а точнее, капиталистической системы.
     В последние полтора десятилетия  позиции монетаристов серьезно укрепились в мире после известных провалов кейнсианских методов регулирования на практике. Все западные демократии проповедуют свободу конкуренции и разных форм собственности с упором на частную и избегают прежних прямых методов государственного регулирования экономики. Коренной тезис либералов-монетаристов — освобождение, либерализация цен, т. е. создание в экономике своего рода естественной сигнальной системы, дающей производителю и потребителю сигналы на то, что производить и что покупать, куда направлять ресурсы по критерию эффективности производства и потребления. Рынок же может создать такую сигнальную систему только в условиях свободы ценообразования. Экономическая стабилизация и рациональное поведение людей, по мнению родоначальника этой школы М. Фридмана, невозможно без господствующей роли свободных рыночных цен в экономике.
     Наконец, монетаристы говорят о жестком  регулировании денежной массы, о решительном снижении, а то и ликвидации бюджетного дефицита — важнейшей причине инфляции в стране. Отсюда исходят предложения о первичной роли финансовой стабилизации по отношению к антикризисной политике. И при этом — жесткое государственное регулирование денежной массы, денежной эмиссии, государственных кредитов и субсидий.
     Деление ученых и политиков на кейнсианцев  и монетаристов, на радикалов и  эволюционистов-постепенников имеет место не только в России и других пост коммунистических странах, но и в странах Запада, где в последнее время появилось много специалистов по трансформации социализма в капитализм. Наиболее радикальную позицию на Западе занимают МВФ, американский экономист Д. Сакс и шведский экономист А. Ослунд. Это сторонники шоковой терапии, которая заложена и в “стандартный метод” МВФ, примененный на практике во многих развивающихся странах, попавших в критические ситуации. Суть этого подхода: либерализация цен, ликвидация так называемого денежного навеса и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешней торговли, обеспечение хотя бы частичной конвертируемости валюты; дерегулирование экономики; отмена субсидий, резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика; быстрая приватизация.
     Сегодня западные эволюционисты-постепенники также представлены именитыми учеными. Это К. Ласки (Австрия), А. Ноув (Великобритания), Д. Берлинер (США) и многие другие, критикующие концепции и практику МВФ. Они выступают против либерализации цен и быстрой приватизации. Они считают, что созданные при коммунистическом тоталитарном режиме институты имеют значительную ценность и могут не только сосуществовать с новыми рыночными институтами, но и постепенно врастать в них. Они полагают, что нужно иметь время не только для рождения нового, но и для трансформации старого. К такой точке зрения склоняются многие западные кейнсианцы и социал-демократы, сторонники “рыночного социализма”, институционалисты и эволюционисты.
     Однако  это все больше в теории. Что  же касается практики, то здесь ведущую  роль играет живой опыт восточноевропейских  стран и Китая, раньше нас начавших переход к рынку. Выбор модели реформы реально зависит от экономической и политической ситуации в стране, от степени ее готовности к переходу к рыночной системе.
     Обычно  рекомендации МВФ склонны принять  те страны, где уже существует высокая инфляция, грозит большой экономический кризис или даже развал экономики. Если страна более или менее благополучна, то она выбирает градуалистский путь реформации. Но и в том и в другом случае необходима твердая политическая воля, четкая и сильная политика, широкая общественная поддержка проводимых реформ. Если этого нет, то любая модель реформ обречена на провал.
     Совершенно  четко по двум разным моделям реформирования своей экономики и общества пошли  Польша и Венгрия. Обе страны добились реальных положительных результатов, так как правильно учли свою специфику. Что касается Китая, то он, в отличие от Польши, Венгрии и Чехословакии, сохранил прежний тоталитарный коммунистический режим, Коммунистическую партию и все структуры командно-распределительной системы, но в рамках “рыночного социализма” серьезно расширил рыночные отношения и стимулы, дав простор экономическому росту на базе вовлечения огромного аграрного сектора в товарно-денежные отношения и развития полутора десятков свободных экономических зон с широким участием иностранного капитала.
     Несмотря  на постепенную трансформацию своей экономики, Китай скрупулезно следует рекомендациям МВФ, проводя политику макроэкономической стабилизации, сбалансирования бюджета и недопущения инфляционных процессов.
     В 1978 г., когда в Китае начались экономические  реформы, основная часть населения работала в коммунах, т. е. в коллективном и не получавшем дотаций сельском хозяйстве, а на госпредприятиях работало менее 20% населения. Кроме того, экономика Китая не была столь сверхцентрализована и монополизирована, как экономика бывшего СССР, там не было и такого количества крупных промышленных предприятий. Поэтому китайские опыт и модель реформирования для России вряд ли подходят.
     Как оценить экономические реформы  в России, и какая модель этих реформ лучше соответствует ее экономической, политической и социальной сути?
     На  практике Россия проводит свои экономические  реформы не строго в соответствии с какой-либо одной точкой зрения или школой, а по-разному, сочетая радикализм и эволюционизм и платя при этом огромную цену.
     Ход российских экономических реформ не умещается в узкие рамки той или иной теории. Он объясняется не одной, а многими теориями, да и то лишь частично. Поэтому заранее, исходить из какой-либо одной теории, как это делали раньше при подходе к той или иной реформе, это неплодотворный подход. Теория— это обобщение практики, а практика должна быть прагматичной и ориентироваться исключительно на здравый смысл, экономический и социальный интерес. Таким образом теория в свою очередь, должна претерпевать изменения под воздействием последующей практики. И если теория не меняется, она отрывается от жизни и исторически отвергается как несостоятельная для изменившихся условий. Примеров тому много, и марксизм-ленинизм является одним из них.
     Конкретный  выбор окончательного варианта реформы в решающей степени зависит от социально-экономического положения страны, исторических и национальных предпосылок. В России к тому же этот выбор происходил на фоне распада Советского Союза, развала СЭВ, растущей дезинтеграции самой России, падения КПСС. Не будь путча в августе 1991 г., давшего толчок к развалу СССР и КПСС, вряд ли гайдаровский вариант был бы возможен. Процесс реформ резко интенсифицировался именно под влиянием неудавшегося путча и ухода со сцены консервативного правительства В. Павлова при президентстве М. Горбачева. Однако радикализм экономической реформы Е. Гайдара просуществовал недолго, менее чем через полгода он сменился эволюционизмом под влиянием мощных консервативных сил и настроений в обществе.
     Экономическая  теория включает в себя изучение устойчивости  системы. На это специально  обращает внимание Н. Кондратьев. Характеризуя учение физиократов,  классическую школу, в том числе школу Маркса, и др. он относит их к статическим теориям в том смысле, что они исходят из концепции равновесия рассматриваемой ими системы. Что касается маржиналистского направления, то оно изучало проблему равновесия в центр анализа.     Переходная   экономика   характерна   изменениями   иного порядка. Они не просто  временно нарушают  устойчивость системы с тем, чтобы через другие  изменения   система вернулась в равновесное  устойчивое состояние.  Изменения развития в переходной экономике,  можно сказать,  носят “безвозвратный”  характер.  Они призваны  усиливать неустойчивость существующей системы с  тем, чтобы  в итоге  она постепенно  уступила свое место другой экономической системе.
     Очень четкое определение экономической  мысли переходного периода дает Д. Валовой: "… мысли постоянно вертелись вокруг иллюстрации к басне Крылова "Лебедь, рак и щука". Лебедь намерен взлететь к социалистическому идеалу, рак пятится к капитализму, а щука ищет, где бы поглубже нырнуть. "  

  Учение  В. Г. Венжера о  кооперации.

     Во-первых, стоит отметить, что же такое кооперация. Кооперация -  первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, осуществляющее посреднические функции (сбыт продукции, ее транспортировка и т. д.)
     В 1965 вышла монография В. Г. Венжера  «Использование закона стоимости в колхозном производстве», в которой доказывалось, что колхозам присущи именно товарно-денежные отношения и категории. Причем эти категории должны пронизывать всю колхозную экономику, определять экономические связи и перспективы развития. Этим В. Г. Венжер восстанавливал подлинную природу кооперативных предприятий и условий для эффективного ведения хозяйства. При этом он не ограничивался только сугубо экономической стороной. Постоянно в поле его зрения оставались вопросы колхозной демократии, самоуправления, которые, хотя официально и прокламировались, но в реальной жизни постоянно нарушались, отражая общее положение в стране.
     В своем письме Горбачеву он писал, что решающим условием развития сельскохозяйственного  производства является «общественная  форма земледельческого труда, т. е. вопросы производственных отношений, аграрных проблем, интересы самого землевладельца».
     Наилучшей экономической формой Венжер обоснованно  считал кооперативную форму, потому что именно она при условии  восстановления  ее подлинного содержания – полной независимости, самоуправления – не отделяет производителя от собственности, процесса распределения.
     Он  предлагал преобразовать существовавшие тогда районные аграрно-промышленные объединения (РАПО) в новую форму: колхозно-кооперативные аграрно-промышленные объединения, т. е. создать как бы единый в масштабе целого района кооператив, объединяющий в одно целое колхозы, районный кооператив по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, районные кооперативы по сбыту, по торговле и строительный кооператив. В итоге был создан «единый кооператив целого района на основе подлинного самоуправления». Таким образом, Венжер предлагал превратить государственную систему (РАПО) в районные кооперативные объединения – план конца 80-х годов ХХ века.
     Венжер  в своей работе «Как было, как  могло быть, как стало, как должно стать. Вопросы истории нашего строя» (Москва «Наука», 1990) Венжер развернул  и представил свою кооперативную  концепцию на фоне анализа формирования социалистического строя в нашей  стране и дал свое оригинальное толкование – впервые в науке – кооперации как формы организации социалистических производственных и общественных отношений.
     Вокруг  идей, выдвинутых Венжером, сформировалось научное направление в исследовании кооперативных проблем, в рамках которого развивались новые трактовки сущности кооперативных производственных отношений и объективных форм их реализации, место кооперативо-колхозной экономики в народнохозяйственной системе.
     В этом направлении работали Л. В. Никифоров, Т. Е. Кузнецова. В их научных исследованиях подчеркивалось, что подлинные сущность, цели и роль кооперации «не были поняты и кооперация фактически не была развернута как движение всего населения, а, по существу, ликвидирована», что «нанесло урон производству не только земледельческой и другой продукции и использованию ресурсов, но поступательному движению общества как социально-культурной, социально-демократичной общности…» (Никифоров Л. В. Социально-экономическая интеграция города и села. Москва. 1988, с. 148).
     В исследованиях была поставлена задача возрождения кооперации как формы самодеятельности, самоорганизации трудящихся, широкого развития кооперативного движения в стране, использования кооперативных принципов и форм в государственном хозяйстве и во всем народном хозяйстве страны. В качестве центральной в системе этих задач была поставлена проблема воссоздания кооперативных основ колхозов, формировании колхозов как полноценных кооперативов. Постановке этих задач содействовала провозглашенная перестройка, принятие Закона о кооперации (1988 г), начало быстрого возрождения кооперации во второй половине 80-х годов.
     В работах экономистов, исследовавших  кооперативные проблемы, подчеркивается, что «для преодоления тяжелой  экономической и социальной ситуации в России, так же как и для развития страны в перспективе, глобальное значение может иметь возрождение и расширение кооперации» (Никифоров, Кузнецова. Проблемы кооперации в современной России// Кооперация. Страницы истории. 1990)
     Кооперативные структуры и кооперативный уклад рассматриваются в качестве обязательных составляющих исторически перспективного для России общества смешанного (интеграционного) типа. 

  Программа «500 дней»

     500 дней — программа преодоления  экономического кризиса в Советском  Союзе в 1990 году, путем перехода на рыночную экономику. Она наиболее четко и полно дает представления об экономических взглядах России переходного периода. 

     Эта программа была разработана несколькими  прогрессивными или как тогда  говорили 'прозападно' настроенными экономистами, ратовавшими за скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее в общемировое хозяйство. 

     Программа была предложена Григорием Явлинским  и доработана рабочей группой  под руководством Станислава Шаталина: Петраков, Вавилов, Григорьев, Задорнов, Мартынов, Мащиц, Михайлов, Фёдоров, Ярыгина, Ясин. 

     В Программе главным образом рассматривается  рыночный механизм, как единственный механизм, позволяющий соединять  различные государства и их экономические  системы. Поэтому переход к нему позволит создать основу для добровольного объединения суверенных республик в рамках обновленного Союза.
      
     Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в  течении переходного периода. Они  образуют каркас, принципы функционирования новой экономической системы.  

     1) Максимальная свобода экономического  субъекта (предприятия, предпринимателя). Признание важной социальной  роли наиболее активных, квалифицированных  и талантливых людей - рабочих,  крестьян, предпринимателей и организаторов производства, всемерное поощрение предпринимательства.  

     2) Полная ответственность экономического  субъекта за результаты хозяйственной  деятельности, опирающаяся на юридическое  равноправие всех видов собственности,  включая частную. Смысл собственности в том и состоит, чтобы ясно определить кто несет имущественную ответственность за результаты хозяйствования, найти в ходе развития экономики для каждой из форм собственности сферу наиболее эффективного применения, избавить государство от несвойственных ему функций.  

     Только  на основе новых отношений собственности  может быть решена проблема долгосрочной заинтересованности предприятий и  граждан в обеспечении оптимальных  пропорций потребления и накопления, в обновлении и наращивании производственного потенциала, в повышении эффективности капитальных вложений. Доходы от собственности признаются законной категорией доходов.  

     3) Конкуренция производителей как  важнейший фактор стимулирования  хозяйственной активности, увеличения  разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с запросами потребителей, снижение издержек и стабилизации цен. Развитие здоровой конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной поддержки конкуренции и предупреждения монополистической практики.  

     4) Свободное ценообразование. Рыночные  механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, балансируя спрос и предложения. Государственный контроль за ценами допустим только в ограниченной сфере и без грубого нарушения законов рыночного ценообразования, которое неизбежно ведет к дефициту.  

     5) Распространение рыночных отношений  на те сферы, где они показывают  более высокую эффективность  в сравнении с государственными  и иными формами регулирования.  Отсюда следует необходимость дополнения товарного рынка рынком рабочей силы и финансовым рынком, которые обеспечивают высокую мобильность общественных ресурсов и их быстрые перемещения в сферы более рационального применения, стимулируют накопление и научно-технический прогресс.  

     Вместе с тем в экономике сохраняется значительный нерыночный сектор, включающие те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, образования, науки, культуры).  

     6) Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.  

     7) Важнейшей задачей государственной  власти на всех уровнях и,  в первую очередь, на республиканском  и местном является обеспечение высокой степени социальной защищенности граждан, понимаемой с одной стороны, как предоставление всем гражданам разных возможностей в том, чтобы своим трудом обеспечить себе достойную жизнь, а с другой стороны, как государственная поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.  

     8) Все органы государственной власти  отказываются от прямого участия  в хозяйственной деятельности (за  исключением некоторых специфических  областей). Однако рынок обеспечивая  высокую экономическую эффективность  производства, нуждается в государственном и общественном регулировании в точки зрения упреждения тех негативных последствий, которые могут порождаться его неконтролируемым функционированием, таких, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующим общественным интересам. 

     Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в  течении переходного периода. Они  образуют каркас, принципы функционирования новой экономической системы.  

     1) Максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя). Признание важной социальной роли наиболее активных, квалифицированных и талантливых людей - рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов производства, всемерное поощрение предпринимательства.  

     2) Полная ответственность экономического  субъекта за результаты хозяйственной  деятельности, опирающаяся на юридическое  равноправие всех видов собственности,  включая частную. Смысл собственности  в том и состоит, чтобы ясно  определить кто несет имущественную ответственность за результаты хозяйствования, найти в ходе развития экономики для каждой из форм собственности сферу наиболее эффективного применения, избавить государство от несвойственных ему функций.  

     Только  на основе новых отношений собственности  может быть решена проблема долгосрочной заинтересованности предприятий и граждан в обеспечении оптимальных пропорций потребления и накопления, в обновлении и наращивании производственного потенциала, в повышении эффективности капитальных вложений. Доходы от собственности признаются законной категорией доходов.  

     3) Конкуренция производителей как  важнейший фактор стимулирования  хозяйственной активности, увеличения  разнообразия и повышения качества  продукции в соответствии с  запросами потребителей, снижение  издержек и стабилизации цен. Развитие здоровой конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной поддержки конкуренции и предупреждения монополистической практики.  

     4) Свободное ценообразование. Рыночные  механизмы могут эффективно функционировать  только в том случае, если подавляющее  большинство цен устанавливается на рынке свободно, балансируя спрос и предложения. Государственный контроль за ценами допустим только в ограниченной сфере и без грубого нарушения законов рыночного ценообразования, которое неизбежно ведет к дефициту.  

     5) Распространение рыночных отношений на те сферы, где они показывают более высокую эффективность в сравнении с государственными и иными формами регулирования. Отсюда следует необходимость дополнения товарного рынка рынком рабочей силы и финансовым рынком, которые обеспечивают высокую мобильность общественных ресурсов и их быстрые перемещения в сферы более рационального применения, стимулируют накопление и научно-технический прогресс.  

     Вместе  с тем в экономике сохраняется  значительный нерыночный сектор, включающие те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, образования, науки, культуры).  

     6) Открытость экономики, ее последовательная  интеграция в систему мирохозяйственных  связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.  

     7) Важнейшей задачей государственной  власти на всех уровнях и,  в первую очередь, на республиканском  и местном является обеспечение  высокой степени социальной защищенности  граждан, понимаемой с одной  стороны, как предоставление всем гражданам разных возможностей в том, чтобы своим трудом обеспечить себе достойную жизнь, а с другой стороны, как государственная поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.  

     8) Все органы государственной власти  отказываются от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением некоторых специфических областей). Однако рынок обеспечивая высокую экономическую эффективность производства, нуждается в государственном и общественном регулировании в точки зрения упреждения тех негативных последствий, которые могут порождаться его неконтролируемым функционированием, таких, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующим общественным интересам. 

     Проводя экономическую политику, государство  использует: 
      законодательную регламентацию экономической деятельности, в том числе с целью предупреждения монополистической политики поощряя здоровой конкуренции, защиты потребителей и окружающей природной среды.
      единую денежную и банковскую систему, методы регулирования денежной массы;
      систему налогов, налоговых льгот и финансовых санкций;
      систему регулирования цен;
      бюджетные ассигнования и проводит операции с принадлежащими государству активами;
      целевые социально-экономические, научно-технические и инвестиционные программы.
 
     Программа поддерживала предпринимателей, как  ключевую фигуру в развитии рыночных отношений. Она признала, что единственный ресурс, на который можно делать ставку при переходе к рынку - это  потенциал человеческой активности, основывающийся на стремлении людей самим обеспечить себе нормальные условия жизни. 

     Политика  ценообразования. Установление государством цен на товары оправдано лишь при  условии доступности этих товаров  для всех желающих. Если государство  не может обеспечить нужное количество товаров по установленной им цене, оно обязано доверить определение цен самому продавцу и покупателю. Дотация, направляемая сегодня государством на поддержание низких цен на продукты питания, фактически достается производителям и переработчикам, а основная масса населения вынуждена покупать продукты либо на рынке, либо в кооперативной торговле, либо только низкокачественные продукты, попадающие на прилавок госторговли. 

     Попытка изменений и реформ в денежно-кредитной, финансовой сфере и ценообразовании, показанной в Программе «500 дней», доказывает, что российские экономисты начали придерживаться теории монетаризма. По сути экономисты России признали исключительную важность денег в экономике и приоритет особого типа кредитно-денежной политики – прямого регулирования темпов роста денежной массы.

  Программа Гайдара.

     Прямо противоположной программе «500 дней»  была программа Егора Тимуровича Гайдара. Она исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация.
     В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.
     В январе 1992 г., наряду с освобождением  цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу).  Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.
     Продолжался спад промышленного производства, достигший  в первом году реформ 35%. Не удалось  добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная  политика первых месяцев 1992 г. сменилась  под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции. (3-стр.205)
     Не  оправдались и расчеты Гайдара  на значительную финансовую поддержку  Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный  валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.
     Нестабильность  обстановки вела и к тому, что  российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вклады- вали в  западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.
     В результате главная задача первого  года реформ – макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам.
     В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста и. о. премьер-министра.

  Шоковая терапия

     После распада СССР в России начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство России проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.