Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Союзники СССР во время второй мировой войны

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание

 

Введение

Начало войны с Германией не только резко активизировало международную активность СССР, но и значительно повысило его авторитет, поставив нашу страну в ранг жертвы неспровоцированной агрессии. В этот период были сформулированы основные направления деятельности дипломатических ведомств нашего государства. Среди них:
1. Взаимосвязь с главами государств, ведущих войну с Германией  - прежде всего с Англией и  США. 
2. Поддерживание традиционных дружественных  отношений с другими государствами  мира, не втянутыми в агрессию, по линии Наркомата иностранных дел.
3. Создание по военной линии  на уровне Ставки Верховного  Главнокомандования и Генерального  штаба военных миссий, а также  представительств при Генштабах  вооруженных сил союзных воюющих  государств.
4. Установление и упрочнение  связей с союзными и нейтральными государствами по линии наркомата внешней торговли в СССР и соответствующих ведомств в других странах.
Изучение вопроса взаимоотношений  СССР и союзников является актуальным и по сей день. Через него можно  понять, почему в настоящее время сложены те или иные отношения этих стран.
Для написания работы были использованы материалы исторической литературы, также использованы различные документы договоров и материалы интернет - ресурсов.
Целью данной работы является рассмотрение взаимодействия СССР и союзников на разных этапах II Мировой войны.
Для этого были определены следующие  задачи:
- анализ литературы по данному  вопросу;
- анализ отношений союзников и разбиение их на этапы.

1. Реакция в США и Англии на агрессию фашистских государств против Советского Союза

 
Пакт Молотова-Риббентропа  оттянул вступление СССР во вторую мировую войну, изменил расстановку  сил в Европе и мире, подорвал доверие Японии к Германии как  к своему союзнику и позволил СССР избежать войны на два фронта. Пакт с СССР страховал Гитлера на Востоке и развязывал ему руки на Западе. Германия обеспечила себе возможность начать войну против англо-французского блока. Эта возможность была реализована 1 сентября 1939 г. Началась вторая мировая война.
Под фашистским игом к  лету 1941 г. оказались Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, значительная часть Франции, Греция и Югославия.
В правящих кругах США  и Англии существовали различные  мнения относительно того, какую позицию  следует занять в связи с войной Германии против Советского Союза: присоединиться ли к походу Гитлера против Советского Союза, занять ли позицию стороннего наблюдателя или объединиться с СССР для борьбы против блока агрессоров.
Вступление Советского Союза в войну с Германией  означало начало заката европейских держав «оси». В самом начале войны Советский Союз в отличие от своих союзников ясно сформулировал цели освободительной борьбы. Они были указаны в директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня, которая по поручению Центрального Комитета была изложена и развита в выступлении И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. «Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей, - говорил И. В. Сталин, - является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма... Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера». 1
22 июня в 8 часов  утра премьер-министр Англии получил  сообщение о нападении Германии  на СССР. В 9 часов вечера того  же дня Черчилль выступил по  радио и заявил, что Англия  окажет Советскому Союзу «любую экономическую и техническую помощь, которая в наших возможностях и которая может быть ему полезна». Считая поражение СССР неизбежным, английское правительство преследовало свои личные цели, максимально продлить сопротивление Советского Союза нашествию фашистской Германии, они пытались выиграть время для подготовки собственных вооруженных сил, дотянуть до того момента, когда США смогут более активно включиться в войну на стороне Англии.
Американское правительство  в интересах собственной безопасности не могло не занять позицию поддержки Советского Союза, который стал играть решающую роль в общей борьбе против Германии и ее союзников. Учитывалось и то, что угроза Соединенным Штатам заключалась не только в успехах фашистских держав в Европе, но и в нараставшей агрессивности Японии на Дальнем Востоке. Разгром Франции, Голландии, угрожаемое положение Англии означали, что на Дальнем Востоке в борьбе против Японии США не могли опереться на их помощь. Поэтому Соединенные Штаты были заинтересованы в СССР как союзнике не только в войне против Германии, но и в случае военного столкновения с Японией. Таким образом, обстановка как в Европе, так и на Дальнем Востоке вынуждала правящие круги США заявить о поддержке Советского Союза.
Становление сотрудничества между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки проходило в трудных и сложных условиях. Это объясняется тем, что в политике США, антисоветские тенденции продолжали преобладать, но правительство США также понимало, сколь велика для Америки угроза со стороны фашистского блока. Они сознавали, что только в сотрудничестве с СССР Соединенные Штаты Америки смогут противостоять агрессорам.
24 июня 1941 г. американское  правительство объявило о том,  что советские фонды в США  разморожены. Примерно через месяц, 26 июля, было объявлено о неприменении закона «о нейтралитете» к Советскому Союзу. Это означало, что СССР мог приобретать в США за наличный расчет военные материалы, а американским торговым судам не запрещалось заходить в советские порты. 
Каждая из сторон преследовала свои собственные политические цели. Это обусловливало сложный и противоречивый характер их сотрудничества. Советский Союз стремился выйти из международной изоляции и был готов принять помощь западных стран для отражения гитлеровской агрессии. В советских исторических исследованиях делается обоснованный вывод, что Англия и США хотели за счет СССР сохранить собственные силы и использовать их на завершающем этапе войны для проведения политики послевоенного диктата. Запад намеревался максимально использовать людской потенциал Советского Союза для достижения победы. Поэтому вопрос об открытии второго фронта, т. е. непосредственного участия Великобритании и США в широкомасштабных боевых операциях против Германии на центральном европейском направлении (во Франции и Бельгии) стал главным предметом переговоров между союзниками.
 
 
 
 
 

2. Антигитлеровская коалиция

2.1 Основные этапы формирования

 
В первые месяцы  Великой  Отечественной войны начала активно  складываться антигитлеровская коалиция. Коалиция была основана на общей идее борьбы против фашизма, сохранении суверенитета и независимости своих государств.        
Можно выделить основные этапы формирования коалиции:
Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне  против Германии 12 июля 1941 г. Москва
Атлантическая хартия США  и Великобритании 14 августа 1941 г., к  которой 24 сентября 1941 г. присоединился  СССР
Московская конференция  министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г.
Начало поставок в  СССР по ленд-лизу из США
Подписание Вашингтонской  декларации 26 государств о целях  войны против фашизма 1 января 1942 г.
Советско-английский договор  о союзе в войне против Германии 26 мая 1942 г. Лондон
Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в  ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон
Советско-французский  договор о союзе и взаимной помощи 10 декабря 1944 г. Москва

2.2 Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва

 
Первым шагом на пути создания антифашистской коалиции было заключение соглашения между Советским Союзом и Великобританией о совместных действиях в войне против фашизма. Вопрос о необходимости такого соглашения поставило Советское правительство. 8 июля И. В. Сталин принял посла Великобритании Ст. Криппса. Послу было дано разъяснение относительно характера предполагаемого соглашения. Правительство СССР считало, что его основными положениями должны быть обязательства СССР и Англии оказывать друг другу вооруженную помощь в войне с Германией.
В результате последующих  переговоров обе стороны договорились о подписании правительствами СССР и Англии не декларации, а соглашения о совместных действиях в войне  против Германии. Этот документ был  подписан в Москве 12 июля 1941 г.  По уполномочию Советского правительства его подписал заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров и народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов, по уполномочию английского правительства – посол Великобритании в СССР Ст. Криппс
Правительство Союза  ССР и правительство Его Величества в Соединенном Королевстве заключили настоящее Соглашение и декларируют о следующем:
1. Оба Правительства  взаимно обязуются оказывать  друг другу помощь и поддержку  всякого рода в настоящей   войне   против  гитлеровской  Германии.
2. Они, далее, обязуются,  что в продолжение этой войны  они не будут ни вести переговоров,  ни заключать перемирия или  мирного договора, кроме как с  обоюдного согласия.2

2.3 Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г., к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР

 
Атлантическая хартия  один из основных программных документов антигитлеровской коалиции. Обсуждалась  и была принята на Атлантической  конференции «Riviera» британским премьером  У. Черчиллем и Президентом США  Ф.Д. Рузвельтом, на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде, о чём было заявлено 14 августа 1941. Позже, 24 сентября 1941 г., к хартии присоединился и СССР.
24 сентября 1941 г. Советский  Союз присоединился к Атлантической  хартии.
Президент Соединенных  Штатов Америки Рузвельт и премьер-министр Черчилль, представляющий правительство Его Величества в Соединенном Королевстве, после совместного обсуждения сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран - принципы, на которых они основывают свои надежды на лучшее будущее для мира.
1) США и Великобритания  не стремятся к территориальным  или другим приобретениям. 
2) Они не согласятся  ни на какие территориальные  изменения, не находящиеся в  согласии со свободно выраженным  желанием заинтересованных народов.
3) Они уважают право  всех народов избирать себе  форму правления, при которой  они хотят жить; они стремятся  к восстановлению суверенных  прав и самоуправления тех  народов, которые были лишены  этого насильственным путем. 
4) Соблюдая должным образом свои существующие обязательства, они будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все страны - великие или малые, победители или побежденные - имели бы доступ на равных основаниях к торговле и к мировым сырьевым источникам, необходимым для экономического процветания этих стран.
5) Они стремятся добиться  полного сотрудничества между  всеми странами в экономической  области с целью обеспечить  для всех более высокий уровень  жизни, экономическое развитие  и социальное обеспечение. 
6) После окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира, который даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды.
7) Такой мир должен  предоставить всем возможность  свободно, без всяких препятствий  плавать по морям и океанам. 
8) Они считают, что  все государства мира должны  по соображениям реалистического  и духовного порядка отказаться от применения силы, поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями. Черчилль и Рузвельт считают, что впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности такие страны должны быть разоружены. Англия и США будут также помогать и поощрять все другие осуществимые мероприятия, которые облегчат миролюбивым народам избавление от бремени вооружения.

2.3 Московская конференция министров  иностранных дел СССР, Англии, США  29 сентября - 1 октября 1941 г.

 
Конференция представителей СССР, Великобритании и США по вопросу о военных поставках Советскому Союзу проходила в Москве с 29 сентября по 1 октября 1941 г. Советскую делегацию возглавлял нарком иностранных дел В. М. Молотов, английскую — министр снабжения лорд У. Бивербрук, американскую - личный представитель президента США А. Гарриман. В работе конференции принял участие И. В. Сталин.
Результаты конференции  были зафиксированы в протоколе, подписанном 1 октября. Союзники взяли  на себя обязательства с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. ежемесячно поставлять в СССР вооружение и военные материалы, нехватка которых в условиях отступления советских войск и эвакуации предприятий из прифронтовой зоны могла привести к тяжёлым последствиям для всех стран антигитлировской коалиции. Поставки предусматривались Соединёнными Штатами на основе закона о ленд-лизе, а Англией - на основе соглашения о взаимных поставках, кредите и порядке платежей от 16 августа 1941 г.
За определённый протоколом период США обязались поставить  в СССР 85 тыс. грузовых автомашин. Также  Советский Союз должен был получить от союзников 3,5 тыс. танков, 4,5 тыс.  самолетов, 2 тыс. тонн алюминия, 1 тыс. тонн броневых листов и т. д. Со своей стороны СССР выразил готовность снабжать Англию и США сырьем для военного производства, в котором они испытывали нужду.
Подписание Московского  протокола было поддержано народами США и Великобритании, стремившимися к скорейшему достижению победы над фашистским блоком. В США, Англии, Канаде и других странах прошли массовые митинги в поддержку СССР, начали создаваться общественные организации, объединившие антифашистов разных государств. В Советский Союз стали поступать тысячи тонн медикаментов, теплых вещей, продовольствия, подарков от простых граждан этих стран.
Московская конференция 1941 г. явилась крупным успехом  на пути укрепления антифашистской коалиции. Она сыграла важную роль в мобилизации ресурсов СССР, США и Великобритании для разгрома агрессивного блока и ускорила принятие американским правительством решения о распространении на СССР закона о ленд-лизе (7 ноября 1941 г.).3 4

2.4 Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США

 
Ленд-лиз (от англ. lend —  «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная  программа, по которой Соединённые  Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.
Концепция этой программы  давала президенту Соединённых Штатов власть помогать любой стране, чья  оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе5 (англ. «Lend Lease Act»), полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States»), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:
поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате;
переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после  окончания войны и пригодное  для гражданских целей, будет  оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).
Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные  и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.
Всего поставки по ленд-лизу составили около $50,1 млрд. (эквивалентно примерно $610 млрд. в ценах 2008 года), из которых $31,4 млрд. было поставлено в Великобританию, $11,3 млрд. - в СССР, $3,2 млрд. - во Францию и $1,6 млрд. - в Китай. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил $7,8 млрд., из которых $6,8 млрд. пришёлся на Великобританию и страны Содружества.
Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов США. Согласно закону о ленд-лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн., однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн., включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн., после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г., и сумма — $674 млн.
После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й  год Россия должна примерно 100 млн. американских долларов. 6
В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза.
В СССР чаще преуменьшалась значимость поставок, в то время  как за рубежом утверждалось, что  победа над Германией была определена западным оружием и что без  ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.
В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал - всего около 4 % средств7, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение в странах бывшего СССР к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.

2.5 Подписание Вашингтонской декларации 26 государств о целях войны против фашизма 1 января 1942 г.

 
1 января 1942 года 26 государств  мира подписали Декларацию объединенных  наций. Это означало создание коалиции во главе с СССР, Великобританией и США против германского блока. Однако вопрос об открытии второго фронта в 1941-1942 гг., несмотря на дипломатические усилия СССР, не был решен. Союзники Советского Союза предпочитали действовать на периферийных направлениях второй мировой войны, укрепляя свои позиции на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Тихоокеанском регионе. Высадка англо-американских войск в Северной Франции по-прежнему откладывалась.

2.6 Советско-английский договор о союзе в войне против Германии 26 мая 1942 г. Лондон

 
В начале 1942 г., после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, английское правительство стало  склоняться к тому, чтобы пойти  на признание западной границы СССР. В Англии все более отчетливо  понимали, что укрепление сотрудничества с Советским Союзом означает упрочение всей антифашистской коалиции.
В то же время готовность английского  правительства изменить свою позицию  являлась маневром, вызванным стремлением  сгладить недовольство Советского Союза  невыполнением согласованных поставок оружия и боевой техники. В одной из бесед с помощником государственного секретаря С. Уэллесом английский посол в США Галифакс прямо заявил, что его страна должна заключить с СССР договор, который явился бы «политической компенсацией материальной и военной помощи». 1 марта Черчилль обратился к правительству США с просьбой предоставить ему свободу действий для ведения переговоров с Советским правительством.
Что касается позиции Соединенных  Штатов Америки в отношении советских  западных границ, то 12 марта Рузвельт сообщил советскому послу в Вашингтоне, что «по существу у него нет никаких расхождений» с Советским правительством по вопросу о границах и он «не предвидит никаких затруднений в связи с желательными Советскому  Союзу границами после войны, однако сейчас считает постановку этого вопроса преждевременной». 8
8 апреля А. Идеи сообщил советскому  послу в  Лондоне  И. М.  Майскому об окончательном принятии  английским правительством решения  подписать договор с Советским  Союзом. Переговоры Идена и Майского начались в  Лондоне  13 апреля 1942  г. Представленные Иденом новые тексты документов содержали пункт о том, что СССР и Великобритания «будут учитывать интересы безопасности обеих сторон и проявят полное внимание к желанию СССР восстановить свои границы, нарушенные гитлеровской агрессией». Это положение, однако, не распространялось на границу СССР с Польшей. Идеи разъяснил, что позиция его правительства в отношении советско-польской границы определяется обязательствами перед польским эмигрантским правительством.
22 апреля правительство СССР  сообщило Черчиллю о своем  решении направить в  Лондон  народного комиссара иностранных  дел для урегулирования путем  личных переговоров всех вопросов, тормозящих подписание  договора.
Нарком В. М. Молотов прибыл в  Лондон  20  мая. На следующий день во время встречи с Иденом он заявил о готовности продолжить переговоры. Правительство Великобритании, хотя в принципе и соглашалось признать советские довоенные границы, однако продолжало выдвигать оговорки относительно урегулирования вопроса о границе с Польшей. 22  мая  английский министр иностранных дел предложил новый проект  договора, в котором основное внимание сосредоточивалось на уже согласованных вопросах; вопрос же о западных границах СССР оставался открытым.  Договор, кроме прочего, предусматривал взаимопомощь двух стран, как во время войны, так и в течение 20-летнего послевоенного периода.
Стремясь к упрочению отношений  с Великобританией и США в  интересах укрепления антифашистской коалиции, Советское правительство не стало настаивать на включении в  договор  положений о западных границах СССР и ограничилось тем, что приняло к сведению официальные заявления британского правительства о признании им этих границ.
26  мая  1942  г. был подписан  советско-английский   договор   о   союзе   в   войне   против  гитлеровской  Германии  и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Первая его часть предусматривала обязательство сторон оказывать друг другу всевозможную помощь в борьбе с агрессором. Стороны обязались не вступать без взаимного согласия в переговоры с гитлеровским или каким-либо другим правительством  Германии, которое не откажется от агрессивных намерений, а также не заключать перемирия или мирного договора  с ней или любым другим государством, выступающим на ее стороне.
Вторая часть  договора  устанавливала основные принципы дружественного сотрудничества СССР и Англии после  войны  в целях предотвращения агрессии и организации безопасности в Европе. Стороны согласились, что если одна из них в послевоенный период окажется вовлеченной в военные действия с Германией или ее сообщниками в Европе, то другая сторона будет обязана прийти ей на помощь. В договоре  подчеркивалось, что ни одна из сторон не будет заключать никаких  союзов  и не примет участия ни в каких коалициях, направленных друг  против  друга. Первая его часть должна была оставаться в силе до восстановления мира между СССР и Англией, с одной стороны, и  Германией  и ее сообщниками - с другой. Срок действия второй части  договора  устанавливался в 20 лет.
 Договор  сыграл  важную роль не только в  истории  советско-английских  отношений, но и в становлении  всей антифашистской коалиции.
После переговоров в  Лондоне  В. М. Молотов 29  мая 1942  г. прибыл в Вашингтон. В беседах с Рузвельтом он затронул некоторые вопросы послевоенного устройства мира. Президент США высказал мысль о необходимости разоружения  Германии  и Японии и установления контроля над их военной промышленностью в целях предотвращения тайного перевооружения этих стран. По мнению Рузвельта, для поддержания мира между народами после  войны  необходимо было создать международные вооруженные силы главных участников антифашистской коалиции (США, СССР, Великобритании) и, возможно, Китая.
Позиция Рузвельта получила полную поддержку Советского правительства.9

2.7 Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон

 
Серьезного обсуждения потребовал вопрос об американских поставках  Советскому  Союзу  вооружения и материалов на основе закона о ленд-лизе. До этого времени поставки Советскому  Союзу  осуществлялись согласно подписанному в Москве 1 октября 1941  г. протоколу, а расчеты по ним регулировались соглашениями, заключенными в ноябре 1941  г. и феврале 1942  г., путем обмена посланиями между президентом США Ф. Рузвельтом и главой Советского правительства И. В. Сталиным. Срок действия протокола истекал в июне 1942 г.
Во время пребывания Молотова в Вашингтоне ему был  передан проект Второго протокола о поставках на период с 1 июля 1942  г. по 30 июня 1943  г. В этом проекте советская заявка, переданная управлению ленд-лиза в апреле 1942  г., была урезана почти наполовину. Мотивировалось это невозможностью выделить необходимое количество судов для перевозки грузов. В ходе переговоров руководящие деятели США под предлогом ускорения открытия второго фронта предложили сократить поставки Советскому  Союзу  еще в 2 раза якобы с целью высвободить суда для переброски американских войск и вооружения в Англию. Советская сторона выразила готовность принять это предложение при условии, что второй фронт будет открыт в 1942  г. Американская сторона вручила также народному комиссару проект соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны   против  агрессоров. Соглашение было подписано 11 июня 1942 г. в Вашингтоне советским послом в США М. Литвиновым и государственным секретарем США К. Хэллом. США обязались снабжать СССР «оборонными материалами, оборонным обслуживанием и оборонной информацией», а Советский  Союз  - «содействовать обороне Соединенных Штатов Америки и ее укреплению и предоставлять материалы, обслуживание, льготы и информацию...»10. Было оговорено, что это соглашение предварительное и что впоследствии будет заключено окончательное соглашение о порядке погашения задолженности с учетом более широких политических и экономических соображений. Аналогичные соглашения, более известные под названием соглашений о ленд-лизе, были заключены США с Англией (23 февраля 1942  г.) и некоторыми другими странами. В основу этих соглашений был положен принцип взаимовыгодной помощи, оказываемой странами друг другу.
Заключение  советско-английского   договора, а также советско-американского соглашения явилось событием большой исторической важности. Эти акты завершили создание антифашистской коалиции  в   войне  и предусматривали продолжение сотрудничества трех великих держав в послевоенный период. Была создана основа для боевого содружества всех народов, боровшихся  против  фашистской агрессии.11
27 июня 1942  г. народный комиссар внешней торговли А. И. Микоян и английский посол в СССР А. Кларк-Керр подписали советско-английское  соглашение о финансировании военных поставок. Это соглашение, а также предоставление Англией Советскому  Союзу нового кредита в 25 млн. фунтов стерлингов по соглашению от 16 августа 1941 г. создавали финансовую базу для военных поставок Великобритании Советскому Союзу.
31 июля 1942 г. в Вашингтоне  советский посол М. Литвинов  и государственный секретарь  США К. Хэлл обменялись нотами о продлении действовавшего торгового соглашения между СССР и США.

 2.8 Советско-французский договор о союзе и взаимной помощи 10 декабря 1944 г. Москва

 
Советский Союз считал чрезвычайно  важным расширять и укреплять  связи и с другими участниками  антифашистской коалиции, в том числе с находившимся в  Лондоне  Национальным комитетом движения «Свободная Франция» во главе с генералом Ш. де Голлем. Де Голль признавал ведущее положение Советского Союза в борьбе с гитлеровской  Германией  и ту роль, которую СССР мог сыграть в возрождении независимости Франции. Поэтому он стремился к укреплению отношений с Советским государством.
Советское правительство  было готово оказывать комитету «Свободная Франция» всестороннюю помощь в общей  борьбе с агрессорами, в деле борьбы за свободу Франции. Оно считало, что Франция должна активно участвовать в послевоенном устройстве мира. 24 мая во время своего пребывания в Англии Молотов в беседе с де Голлем выразил чувства симпатии к движению «Свободная Франция», заявил о готовности Советского правительства поддержать его и о желании видеть Францию «возрожденной во всем ее прежнем величии и блеске». Де Голль признал, что военная мощь и военные усилия СССР произвели громадное впечатление на французский народ и явились для него стимулом к повышению его собственной активности в борьбе с врагом.
В середине июня 1942 г. де Голль передал правительствам трех союзных держав подготовленные им проекты  документов, определявшие статус «Сражающейся Франции». Английское правительство  внесло в них существенные поправки, а американское предложило новую формулировку параграфов этих документов. Суть изменений сводилась к тому, что роль возглавляемого де Голлем комитета при
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.