Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиции в РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




РЕФЕРАТ
 
Курсовая работа: 34 с., 3 рис.,  19 источников, 1 приложение.
 
ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, МУЛЬТИПЛИКАТОР, АКСЕЛЕРАТОР, ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ПАССИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, АКТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ.
 
Объект исследования - инвестиционная политика.
Предмет исследования - инвестиционная политика Республики Беларусь.
Цель работы – изучение сущности, видов инвестиций, составных элементов, целей инвестиционной политики государства, направлений и особенностей современной инвестиционной политики Республики Беларусь, а также выявление направлений и перспектив  её развития на современном этапе экономического развития.
Для достижения поставленной цели, в работе решены следующие задачи: раскрыта сущность инвестиций и инвестиционной деятельности; рассмотрены виды инвестиций; дана характеристика основным компонентам инвестиционной политики государства; выявлены направления и перспективы развития инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.
 
Автор работы подтверждает, что приведённый  в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
                                                                                     ______________
                                                                       (подпись студента)
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение….…………………………………………………………………………..4
1 Сущность инвестиций  и инвестиционной деятельности………………………..6
1.1 Сущность  инвестиций и инвестиционной  деятельности………………….......6
1.2 Виды инвестиций…………………………………………………………….......7
2 Инвестиционная политика Республики Беларусь………...……………………11
2.1 Инвестиционная  политика государства и её цели………...………………….11
2.2 Составные элементы инвестиционной политики государства………….......13
3 Проблемы и перспективы развития инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………….......20
3.1 Основные  проблемы и направления государственной  инвестиционной политики………………………………………………….........................................20
3.2 Перспективы развития инвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………...………………………32
Приложение А Инвестиции в основной капитал в 1995-2010 гг. в Республике Беларусь …………………………………………………………34
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 
 
Определение путей  и способов обеспечения устойчивого  повышения благосостояния, уровня и  качества жизни белорусского народа, укрепление национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе - важнейшие и первоочередные задачи национальной экономики, требующие адекватной оценки происходящих процессов и выработки эффективной экономической политики.
Механизм государственного экономического регулирования в  Республике Беларусь нацелен на достижение основных параметров социально-экономического развития, которые являются общепринятыми  в мировой практике. Это - обеспечение  устойчивого долгосрочного экономического роста, стабильность цен, стабильность платежного баланса и максимальная занятость населения.
Достижение  этих целей требует выработки  механизмов, форм и методов её наиболее эффективного осуществления, которые были бы соразмерны природному, научно-техническому, человеческому и интеллектуальному потенциалу страны. Поэтому, современное государство обязано проводить эффективную инвестиционную политику - компонент экономической политики государства и один из важнейших элементов современной модели государственного регулирования национальной экономики. Поэтому тема курсовой работы является особенно актуальной и интересной для исследования.
Предметом исследования выступает инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Цель работы – изучение сущности, видов инвестиций, составных элементов, целей инвестиционной политики государства, направлений и особенностей современной инвестиционной политики Республики Беларусь, а также выявление путей её развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
      раскрыть сущность инвестиций и инвестиционной деятельности;
      рассмотреть виды инвестиций;
    охарактеризовать основные компоненты инвестиционной политики государства;
    выявить направления и перспективы инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе экономического развития;
      сформулировать выводы по результатам исследования.
Методологическими   основами   проведенного   исследования   являются   теоретический  анализ,  сравнение  и  обобщение  данных  научной  литературы  по изучаемой проблеме, а  также  комплексный  подход,  дающий  возможность  исследовать  ситуацию  как  объект  для  изучения  с  большим  диапазоном  внутренних   и  внешних  причинно – следственных  связей.
Основой написания  курсовой работы послужили теоретические разработки отечественных и зарубежных авторов в области макроэкономики государственного регулирования и финансов, таких как: Плотницкий М.И., Лутохина Э.А., Базылев Н.И., Гурко С.П., М.В. Ромаш, В.И. Шевчук и др.
При написании работы использовались учебная литература, сборники научных трудов, статьи периодической печати, нормативно-правовые акты и статистический материал, в которых широко изложены вопросы по выбранной теме исследования.
 
 
 

1 СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 
1.1 Сущность  инвестиций и инвестиционной деятельности
 
 
Инвестиционный  процесс представляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Это - явление сложное и многообразное, поэтому целесообразно начать с рассмотрения сущности самого понятия «инвестиции».
Понятие "инвестиция" (латинское investio - одеваю, обличаю; английское - вкладывать) прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает [3, с. 3].
Так что же следует понимать под инвестициями и соответственно под инвестиционной деятельностью? Среди ученых-экономистов нет единого мнения относительно самого понятия “инвестиции”. Если говорить обобщенно, то инвестициями являются средства, вкладываемые в экономику, в экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства экономическими ресурсами в будущем. Если же давать полное определение, то инвестиции - это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное направление, приносящее выгоду.
Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные  и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской  и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Ели речь идет о реальных инвестициях, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в предприятия различных отраслей экономики.
В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [2, с.9].
Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в  производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Таким образом, в состав инвестиций входят: денежные средства; целевые банковские вклады; акции; паевые взносы и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.); имущественные права, вытекающие из авторского права и других интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих знаний, «ноу-хау»; право пользования природными ресурсами, другие права и ценности.
Совокупность  практических действий юридических  лиц, граждан и государства по реализации инвестиций характеризуется  как инвестиционная деятельность. Объектами  инвестиционной деятельности в соответствии с действующим законодательством являются:
- недвижимое  имущество, в том числе предприятие  как имущественный комплекс;
- ценные бумаги;
- интеллектуальная  собственность.
Законодательными  актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов, однако и устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь [2, с.11].
Инвестиционная  сфера - это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает  в роли инвестиций. В состав инвестиционной сферы входят:
- сфера капитального  строительства;
- инновационная сфера;
- сфера обращения финансового капитала;
- сфера реализации имущественных прав субъектов.
Субъектами  инвестиционной деятельности могут  выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики  товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане государства и зарубежных стран.
 
 
1.2 Виды инвестиций
 
 
В коммерческой практике принято различать следующие  типы инвестиций:
- инвестиции  в физические активы;
- инвестиции  в денежные активы;
- инвестиции  в нематериальные (незримые) активы.
Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т. п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. д.
Инвестиции  в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями. Портфельные  инвестиции,  как  правило, осуществляет  пассивный  инвестор,  приобретая   небольшую долю компании в надежде  на получение пусть и небольших, но стабильных  доходов. Такой инвестор обычно не  стремится  к  управлению  компанией,  ее  финансовое  состояние интересует его только в момент выплаты дивидендов. Портфельное  инвестирование  выражается  в  покупке  ценных  бумаг [6,с.131]
Инвестиции  в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Эти оба типа инвестиций имеют большое значение в экономике. Все разновидности инвестиций в реальные активы можно свести к следующим основным группам.
Инвестиции  в повышение эффективности. Их целью  является прежде всего создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства.
Инвестиции  в расширение производства. Задачей  такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.
Инвестиции  в новые производства. Такие инвестиции обеспечивают создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят, например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки.
Инвестиции  ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.
Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которыми они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и уровнем риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменения результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно, что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск не знакомого рынку продукта, сопряжена с наибольшей степенью неопределенности, тогда как, например, повышение эффективности (снижение затрат) производства уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования.
В условиях рыночной экономики осуществление инвестиций нельзя рассматривать как "произвольную" форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две группы:
- пассивные  инвестиции, т.е. такие, которые  обеспечивают в лучшем случае  неухудшение показателей прибыльности  вложений в операции данной  фирмы за счет замены устаревшего  оборудования, подготовки нового  персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.
- активные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают  повышение конкурентоспособности  фирмы и ее прибыльности по  сравнению с ранее достигнутыми  за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся  спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм.
Инвестиции, осуществляемые при основании или покупке  предприятия, принято называть начальными инвестициями или нетто-инвестициями. В свою очередь брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций, причем последние представляют собой связывание вновь свободных инвестиционных средств посредством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия (инвестиции на замену, рационализацию, диверсификацию и т.д.).
Инвестиции  в объекты предпринимательской  деятельности осуществляются в различных  формах. В связи с этим для анализа  и планирования инвестиций важной представляется классификация инвестиций по следующим признакам.
1) В зависимости  от объектов вложений средств  различают реальные и финансовые  инвестиции.
2) По характеру  участия в инвестировании выделяют  прямые и непрямые инвестиции.
Под прямыми  инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют в  основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования [7, с. 222].
Под непрямыми  инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют достаточную квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего управления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными и другими финансовыми посредниками, которые собранные таким образом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению, выбирая наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуя в управлении ими, распределяя полученные доходы среди своих клиентов.
3) По периоду  инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года.
4) По формам  собственности инвесторов выделяют  частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.
Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.
Государственные инвестиции осуществляют центральные  и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств.
Под иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.
Совместные  инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.
5) По региональному  признаку различают инвестиции  внутри страны и за рубежом.
Под инвестициями внутри страны (внутренними инвестициями) подразумевают вложения средств  в объекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны [7, с. 223].
Под инвестициями за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объекты  инвестирования, размещенные за пределами  территориальных границ данной страны (к этим инвестициям относятся также приобретения различных финансовых инструментов других стран – акций зарубежных компаний, облигаций других государств и т.п.).
Таким образом, под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций характеризуется как инвестиционная деятельность.
 
 
 
 

2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
 
2.1 Инвестиционная политика государства и её цели
 
 
Рыночная экономика, прежде всего, регулируется со стороны частной системы - этой невидимой направляющей рыночного механизма. Основа такой системы - регулирование через спрос и предложение, систему маркетинга. Однако рыночный механизм регулирования представляет собой "слепую силу" и не может решить жизненно важные проблемы: инфляцию, безработицу, имущественное неравенство, национальную безопасность, инвестиционную активность. Следовательно, саморегулирующейся экономики нет в природе, поэтому одного рыночного регулирования недостаточно. Необходимо государственное регулирование.
Государственное регулирование - это поддержание управляемой подсистемы в режиме, обеспечивающем выполнение поставленных задач. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях:
- стимулирования инвесторов;
- привлечения в республику иностранных инвестиций;
- защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь [3, с. 16].
Главной задачей  государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной  среды, способствующей привлечению  и повышению эффективности использования  инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:
- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
- выбор приоритетов;
- повышение эффективности инвестиций.
 Данное определение  обрисовывает все составляющие  инвестиционной политики, но можно  дать  и более широкое определение.
Инвестиционная  политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.
Проще говоря, инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Цель инвестиционной политики государства заключается  в:
- обеспечении структурной перестройки экономики;
- стимулировании предпринимательства  и частных инвестиций;
- создании дополнительных рабочих мест;
- привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
- стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
- создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
- развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
- поддержке малого и среднего предпринимательства;
- совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
- создании условий для становления и развития венчурного инвестирования [4, с. 147].
 Следует  отметить, что государственное регулирование  инвестиций и инвестиционная  политика  - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.
Государство регулирует инвестиционную активность посредством  законодательства, через государственное  планирование, программирование, через  государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.
Содержание  государственного регулирования инвестиционной деятельности  определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.  Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
Инвестиционная  политика зависит от внутренней и  внешней конъюнктуры - состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия.  Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же - на год или несколько месяцев.
В настоящее время в Республике Беларусь используются многообразные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности: государство создает благоприятные условия для инвестиционной деятельности, поддержки и защиты инвесторов; оказывает содействие в создании свободных экономических зон; определяет условия и требования по владению, пользованию и распоряжению землей, недрами, водами и лесами; принимает антимонопольные меры и пресекает деятельность недобросовестных конкурентов; определяет условия приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; содействует развитию рынка ценных бумаг; проводит эффективную бюджетно-финансовую, налоговую, денежно-кредитную и валютную политику.
Основой государственного регулирования экономического развития и инвестиционной деятельности является законодательная регламентация, формирование правовой основы государства. Государство гарантирует через законы и судебную власть соблюдение правовых рамок хозяйственной жизни. Посредством законов разрабатываются методы макроэкономической стабилизации, главными из которых являются сглаживание экономических циклов, предупреждение хронической безработицы.
 
 
2.2 Составные  элементы инвестиционной политики  государства
 
 
Инвестиционным  кодексом Республики Беларусь определены следующие формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности:
1. Прямое участие  государства в инвестиционной  деятельности путем:
1.1. принятия  государственных инвестиционных  программ и финансирования их  за счет средств республиканского бюджета;
1.2. предоставления  централизованных инвестиционных  ресурсов из средств республиканского  бюджета для финансирования инвестиционных  проектов на основе платности,  срочности и возвратности;
1.3. предоставления  гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
1.4. проведения  государственной комплексной экспертизы  инвестиционных проектов;
1.5. предоставления  концессий национальным и иностранным  инвесторам.
2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
2.1. оказания  инвесторам государственной поддержки;
2.2. защиты интересов  инвесторов;
2.3. создания  на территории Республики Беларусь  свободных экономических зон;
2.4. определения  условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
2.5. принятия  антимонопольных мер и пресечения  недобросовестной конкуренции;
2.6. определения  условий приватизации объектов, находящихся в государственной  собственности;
2.7. содействия  развитию рынка ценных бумаг;
2.8. проведения  эффективной бюджетно-финансовой, налоговой,  денежно-кредитной и валютной  политики;
2.9. использования  других форм и методов государственного  регулирования в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь.
В связи с  этим, охарактеризуем составные элементы инвестиционной политики государства.
Стимулирование  инвестиционной деятельности - воздействие финансово-кредитными методами на людей для повышения их заинтересованности во вложении капиталов в ту или иную отрасль народного хозяйства. Главным стимулом для инвестора, безусловно, выступает большая прибыль при минимальном риске. Однако прибыльность работы субъектов хозяйствования зависит от многих составляющих: уровня цен, системы налогообложения, ёмкости рынка, стабильности валюты и др. [5, с. 21].
Особое значение имеет государственная поддержка  инвестиционной деятельности, оказываемая с целью ее стимулирования. Государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в виде льгот по налоговым и таможенным платежам; гарантий Правительства Республики Беларусь; централизованных инвестиционных ресурсов, а также установления дополнительных гарантий инвесторам.
Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется из средств республиканского, местных бюджетов и других источников. Размер средств для государственной поддержки определяется в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Органы местного управления в своих бюджетах могут определять иные виды поддержки инвестиционной деятельности.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности через налоговые льготы осуществляется путем освобождения от налогообложения той части балансовой прибыли, которая была использована для проведения научно-исследовательских работ, финансирования капитальных вложений, жилищного строительства. Прибыль, полученная от производства продуктов детского питания и лекарственных препаратов, не облагается налогом на прибыль. Освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль доходы от реализации сельскохозяйственной продукции. Частично освобождаются от уплаты налогов резиденты свободных экономических зон и иностранные инвесторы. Предусмотрены и другие налоговые льготы.
Стимулирование  инвестиционной деятельности может осуществляться через систему поощрений и санкций. Финансовые поощрения применяются к хорошо работающим предприятиям. Например, на стройках - за выполнение и перевыполнение договорных обязательств по вводу объектов в эксплуатацию, за соблюдение графика работ и др. Распространенным видом поощрения является выдача кредита в счет предстоящих взносов собственных средств, если они являются источником финансирования строительства. Важной формой поощрения может выступать досрочное открытие бюджетного финансирования. Право на такое поощрение может наступить при условии, что ввод в действие мощностей и основных фондов, план капитальных вложений, в том числе строительно-монтажных работ, выполнен с начала года по текущий квартал включительно, а также, если не превышена сметная стоимость работ.
Проблема стимулирования инвестиционной активности очень сложная. Решение ее во многом зависит от формирования "правил игры", создания надежной законодательной базы. В  Республике Беларусь сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, развитие рыночных отношений способствует расширению объектов инвестирования, так как наряду с вложениями средств в основные фонды увеличиваются ассигнования в ценные бумаги, интеллектуальную деятельность, освоение природных ресурсов. С другой стороны, значительной активизации инвестиционной деятельности не произошло. Наоборот, более ускоренными темпами увеличиваются ассигнования на потребительские цели. Это ведет к росту цен, снижению деловой активности и в конечном итоге усугубляет кризисную ситуацию в экономике и сфере обращения.
На мой взгляд, главной причиной сложившегося положения является отсутствие заинтересованности инвесторов (в первую очередь граждан) во вложении своих средств в хозяйственную деятельность.
Для Беларуси, с ее ограниченными природными ресурсами, малоплодородной землей, в связи с последствиями Чернобыльский катастрофы естественными объектами инвестирования, как государственного, так и частного, должны быть природные ресурсы и, в первую очередь - земли.
Однако жители республики не проявляют заинтересованности во вложении своих средств в природные ресурсы. Обычно одной из причин такого явления считают отсутствие необходимой техники для обработки почвы и других материальных ресурсов. Представляется, что это не основная причина. Главным является отсутствие правовых и экономических гарантий. В Кодексе о земле нечетко сформулирован порядок выделения земли. В то же время вопрос о прекращении права пользования и владения землей решается довольно просто. Такое прекращение может быть осуществлено в случае нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке), а также при снижении плодородия почв, их загрязнении и не использовании земельного участка в течение года. Следует отметить, что снижение плодородия почв и получение низкой урожайности может быть следствием не только халатности и бесхозяйственности, но и неудовлетворительного материально-технического снабжения, высоких цен, плохих погодных условий [5, с. 24].
Положения кодекса  дают возможность государственным  служащим лишать права пользования и владения землей практически любого землевладельца. По нашему мнению, решить данную проблему можно путем узаконивания частной собственности на землю с правом продажи при нежелании ее обработки владельцем. Правда, несколько позже Верховный Совет Республики Беларусь узаконил частную собственность на мелкие участки граждан.
Недостаточность правовых и экономических гарантий на право владения землей может затормозить процесс приватизации государственного имущества как главного направления инвестирования. Поэтому необходимо разработать законодательство, способствующее активизации вложений средств населения не только в недвижимость потребительского свойства, но и в ценные бумаги, землю, основные фонды и др.
В настоящее время возникла потребность устанавливать реально  осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их структуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозных расчетов.  Прогнозирование инвестиций - сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем.
Прогнозирование инвестиций предполагает:
- осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений;
- альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала;
- оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики.
Разрабатываются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы инвестиционной деятельности.
Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в  краткосрочные финансовые инструменты.  Он  разрабатывается с учетом влияния кратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний на рынке инвестиций.
Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии  инвестиционной деятельности и обоснования  вложений в относительно небольшие  по капиталоемкости объекты реального  инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты.
Долгосрочный прогноз  связан, прежде всего, с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в крупные  капиталоемкие объекты реального  инвестирования.
 С точки зрения достоверности  инвестиционное прогнозирование следует осуществлять на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и подотрослей, регионов (мезоуровень), отдельных  предприятий (микроуровень).  Процесс прогнозирования инвестиций можно условно подразделить на три этапа:
- прогнозирование возможных инвестиционных потоков;
- прогнозирование потребности в инвестициях;
- оценка экономической эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска.
 Анализируя международный  опыт в области планирования  инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя  группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций.  Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного  рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности;  торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги,  порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).
Контроль представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения, периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и организации экономических систем. Объектами финансового контроля за инвестиционной деятельностью выступают вложения денежных средств, материальных, нематериальных активов, их использование по сравнению с заданными направлениями и результатами.
Контроль, как функция  управления, позволяет своевременно выявлять и устранять те условия  и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность любого управляемого объекта, дает возможность установить, какие службы предприятия или направления его деятельности тормозят эффективное вложение капитала. Следовательно, контроль, являясь функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом и субъектом управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении инвестиционного решения. Как функция управления, контроль, в зависимости от времени проведения, подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий [5, с. 26].
Предварительный контроль осуществляется до принятия инвестиционного решения путем технико-экономического обоснования проектов, изучения проектно-сметной документации, степени риска вложения капитала и т. д. Цель предварительного контроля - предупредить возможную убыточность осуществления инвестиционного проекта, предполагаемый риск из-за незаконных действий и проведения запрещенных законодательством операций. Предварительный контроль должен использоваться на всех уровнях управления, так как есть вероятность предотвращения непроизводительных расходов, незаконною расходования средств.
При текущем (оперативном) контроле выявляются нежелательные отклонения от намеченных направлений инвестиционной деятельности по бизнес-плану, которые в ходе предварительного анализа не были учтены. На данной стадии контроля анализируются показатели оперативной отчетности, изучаются результаты.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций и на основе изучения финансово-хозяйственных операций но первичным документам, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Цель такого контроля - проверка целесообразности и законности проведения хозяйственных операций за определенный период, выявление недостатков в работе. Последующий контроль помогает выявить резервы для дальнейшего улучшения экономических показателей.
В зависимости от источников информации, используемой при проведении контроля, хозяйственный контроль подразделяется на документальный и фактический. Документальный контроль заключается в установлении достоверности и законности хозяйственных операций по данным первичной документации, бухгалтерских регистров и отчетности.
Фактический контроль ведется путем об следования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и др. Объектами контроля выступают наличные деньги, материальные ценности, выполненные строительные работы, готовая продукция. Два названных вида контроля тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Контроль за инвестиционной деятельностью осуществляют субъекты инвестиционной деятельности или по их поручению специально созданные для этих целей службы. Государственные инвестиции контролируют государственные органы: Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь. Определенные контрольные функции выполняют и государственные правоохранительные органы.
В рамках отдельных  министерств и ведомств (Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь и др.) осуществляется внутриведомственный контроль. Он проводится специалистами министерств и ведомств согласно утвержденному плану. Кроме того, может проводиться межведомственный контроль путем объединения усилий заинтересованных министерств и ведомств.
При условии  участия в инвестиционных проектах иностранных инвесторов может осуществляться межгосударственный контроль. Так, по заключенным межгосударственным соглашениям (договорам) контролируется своевременное и полное их выполнение. Силами международных валютно-финансовых организаций (Международный валютный фонд и др.) контролируется использование выделенных заемщиком-государством финансовых средств, а также выполнение уставов этих организаций. Контроль может осуществляться не только за макроэкономическими показателями страны-заемщика, но и за развитием экономической ситуации на отдельных предприятиях, являющихся потребителями финансовых ресурсов, выделенных международными финансовыми организациями.
В условиях рыночной экономики повышается роль объективной информации о деятельности субъектов хозяйствования для потенциальных инвесторов, владельцев предприятий, акционеров, поставщиков продукции. Исходя из данной потребности, в настоящее время активно развивается аудиторская деятельность - независимая проверка (аудиторами и аудиторскими организациями) бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия проведенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на оборону интересов собственников.
Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций, защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
Главной задачей  государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной  среды, способствующей привлечению  и повышению эффективности использования  инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Инвестиционная  политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.
Составными  элементами инвестиционной политики государства  можно выделить: инвестиционное стимулирование, государственную поддержку инвестиций, прогнозирование и планирование инвестиций, контроль за инвестиционной деятельностью.
Стимулирование  инвестиционной деятельности - воздействие финансово-кредитными методами на людей для повышения их заинтересованности во вложении капиталов в ту или иную отрасль народного хозяйства.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в виде льгот по налоговым и таможенным платежам; гарантий Правительства Республики Беларусь; централизованных инвестиционных ресурсов, а также установления дополнительных гарантий инвесторам.
Прогнозирование инвестиций предполагает: осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений; альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала; оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики.
Контроль за инвестиционной деятельностью осуществляют субъекты инвестиционной деятельности или по их поручению специально созданные для этих целей службы. Государственные инвестиции контролируют государственные органы: Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь. Определенные контрольные функции выполняют и государственные правоохранительные органы.
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ИВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 
 
3.1 Основные проблемы и направления государственной инвестиционной политики
 
 
После приобретения самостоятельности, экономика Республики Беларусь развивалась в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако, намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала.
В этой связи  привлечение иностранных инвестиций приобретает особую актуальность, а  создание благоприятного инвестиционного  климата становится важнейшей задачей.
В настоящее  время уже реализован комплекс мер  по либерализации экономики. Только за 2009-2010 год в этом направлении принято порядка 56 нормативных правовых актов, что свидетельствует о заинтересованности Правительства в улучшении делового климата.
Преобразования  затронули широкий спектр отношений, среди которых можно выделить следующие:
1. Совершенствование системы налогообложения. С 2006 года в республике проводится комплексное реформирование налоговой системы, главная суть которого состоит в отказе от применения мелких и неэффективных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, введении прогрессивных и отработанных в мировой практике механизмов взимания основных налогов, выравнивании условий налогообложения для всех категорий плательщиков, упрощении налогового администрирования и контроля [11].
Всего за годы реформ отменено 26 налоговых платежей, включая  так называемые «оборотные» налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров и услуг, и оказывающие  наиболее сильное негативное влияние  на экономику. Существенно преобразованы  и приближены к применяемым в мировой практике модели и механизмы взимания почти всех основных налогов и сборов. Введена плоская и одна
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.