Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Реформы С.Ю.Витте

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Санкт-Петербургский Университет Технологии и Дизайна
Северо-Западный Институт Печати
кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
 
 
 
Контрольная работа
По дисциплине: История реформ в России
Тема: Реформы С.Ю.Витте
 
 
 
 
Выполнил: Комарова Е.В.
            Группа: Кз-3
Проверил: Мельцин М.О.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург, 2012 год
Содержание
1)     Реформирование налоговой системы России
2)     Введение монополии
3)     Реформы в железнодорожном хозяйстве
4)     Денежная реформа
5)     Деятельность С.Ю.Витте в аграрном секторе экономики
6)     Реформы в промышленности
7)     Итоги реформ С.Ю.Витте
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С моей точки зрения, Сергей Юльевич Витте - самый яркий, умный, и, к сожалению, недооценённый политик царской России. В своей работе я попытаюсь подробнее рассмотреть реформы С.Ю. Витте, такие как налоговая реформа, введение винной монополии, преобразования в сфере строительства и использования железных дорог, денежную реформу, суть которой мне так и не удалось постичь, но безусловную ценность коей невозможно оспорить, а также реформы в аграрном и промышленном секторах экономики. К сожалению, Первая мировая война и революция 1917 года не дали нам возможности проследить, насколько реформаторская деятельность С.Ю.Витте была эффективной и прозорливой, но мне хочется думать, что если бы не всегдашняя упёртая консервативность российских властей, попробовавших самодержавие на вкус и не желающих отпускать столь лакомый кусок ни на каких условиях, то деятельность С.Ю.Витте была бы оценена по достоинству.
1.       Реформы в налоговой системе.
С.Ю. Витте рассматривал налоги как одну из основных статей дохода государственной казны, вместе с тем полагая, что государство должно разумно и с осторожностью пользоваться правом устанавливать налоги. Налоги должны быть всеобщие, равномерные, взимаемы в удобное для налогоплательщика время. Издержки на взимание налогов должны быть минимальны. Налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, при этом доставляя государству значительные прогрессирующие доходы.
К концу ХIX века в России была довольно сложная система налогообложения, состоявшая из прямых и косвенных налогов. Существовал и следующие налоги:
поземельный налог
налог с недвижимости
налог на денежные капиталы
промысловый налог
Как мы видим, эти налоги в основном – не с дохода или прибыли, а с имеющейся собственности. В зависимости от положения налогоплательщика (чина, звания, гильдии, в которой состоит купец) разнится и налог, снимаемый с него. Таким образом, если у плательщика есть какое-то имущество, независимо от его доходности или убыточности налог платится одинаковый. С.Ю.Витте был сторонником прогрессивного подоходного налога, справедливо полагая, что именно из-за неравномерности распределения налогового бремени возникают т.н. «недоимки», мешающие населению и стране в целом развиваться .
Витте реформировал многие уже имеющиеся к тому времени налоги и ввел новые. Поземельный налог стал измеряться с помощью земельного кадастра, определяющего доходность земли, благодаря чему устанавливается налог, дающий значительный приток казне, не разоряя собственника, позволяя вести хозяйственную деятельность с прибылью.
Промысловый налог – налог с предпринимательской деятельности.  До налоговой реформы промысловый налог отличался большой неравномерностью, относился как к торговым, так и к промышленным предприятиям, почти не учитывая платежеспособности предприятий. В ходе реформы промысловый налог разделили на 2 части: основной и дополнительный. Основной промысловый налог определяется местоположением предприятия (вся территория была разделена  на 4 класса в зависимости от уровня развития торговли и промышленности), от разряда торгово-промышленного предприятия (торговые предприятия имели 5 разрядов, промышленные – 8, личные – 7). Таким образом, ставка основного налога дифференцировалась по классам и разрядам,  исходя из размеров и выгодности предприятия. В сущности, основная часть промыслового налога – это плата за лицензию на торгово-промышленную деятельность. Ставка пересматривалась в соответствии с законом каждые 5 лет.
Дополнительный же промысловый налог взимался с акционерных предприятий в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Остальные предприятия, в случае, если не были освобождены от уплаты налогов законом, платили налог в виде раскладочного сбора с прибыли.
Таким образом, промысловый налог увеличил доходность казны (за первый же год налоговые поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть на 27%).
К косвенным налогам относятся акцизные сборы на такие товары, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно их увеличение принесло в государственный бюджет основной налоговый доход.
От личного подоходного налога пришлось отказаться ввиду сложности получения информации о доходах физических лиц, так что был установлен его суррогат - государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов. Сбор налога начался с 1894 года, сумма налогового сбора зависела опять же от класса региона, в котором находилось помещение и суммы квартирной платы. Составляла сумма сбора от 1.6% квартирной платы до 10%. В 1894 году всю предполагаемую сумму собрать не удалось, но с 1897 года сумма сбора стала постепенно увеличиваться с каждым годом.
Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Суть её заключалась в ограждении рынка от излишков сахара с помощью обложения этих самых излишков дополнительным акцизным сбором. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов.
2. Введение винной монополии
По инициативе Витте с 1893 года начала вводиться государственная монополия на торговлю водкой. Остальные спиртные напитки могли производиться чатными предприятиями, но на них устанавливались акцизы.
Основная суть питейной монополии заключается в том, что только государство может продавать водку, производство спирта ограничено теми размерами, в каких его закупает государство, а следовательно и теми условиями, которые нужны государству.
Торговля водкой теперь  производилась только в казенных винных лавках, очисткой спирта и приготовлением водки крепостью не менее 40 градусов также занималось государство. Частными заводчиками осуществлялось только производство первичного спирта, и то лишь в том количестве, какое предписано государством.
Реформа имела положительный результат. К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а в 1913 году выручка от государственной винной монополии составила 26% всех доходов государства[6,c55].
Эта реформа преследовала 3 цели:
1)     Увеличение доходов казны
2)     Улучшение качества спиртных напитков (по причине отсутствия государственных стандартов производимых напитков широко были распространены плохое качество алкоголя и фальсификации).
3)     Повышение культуры пития.
С.Ю. Витте написал в докладе императору: «Прекращение продажи виназа счет урожая, под заклад или в промен платья, посуды и других вещей возбуждает в крестьянах неподдельное чувство радости, и, осеняя себя крестным знамением, они выражали благодарность батюшке-царю, избавившему народ от пагубного влияния дореформенного кабака, разорявшего население». Благостная картина, ничего не скажешь, правда почему-то сложно в неё поверить. Несмотря на то, что реформа замышлялась императором Александром III как оградительная мера от спаивания русского народа, удешевление государственной водки привело к прямо противоположному эффекту.
3.Реформы в железнодорожном хозяйстве
В конце XIX века, когда темпы индустриализации экономики были очень высоки и только набирали ход, железнодорожное сообщение играло очень важную роль в развитии экономики государства. Как бывший министр путей сообщения, С.Ю. Витте не мог не понимать необходимость объединения железных дорог, принадлежащих разным собственникам, в единую слаженную сеть. До начала реформ бОльшая часть железнодорожного полотна принадлежала частным акционерным обществам, меньшая – государству. Нужно ли говорить, что частные АО в полной мере пользовались свободой в установлении тарифов, из-за чего часть из железных дорог была убыточна, а влияние такой вседозволенности на экономику страны было негативным. Жёсткая конкуренция между собственниками железных дорог стала причиной нестабильности тарифной сетки.
В 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах, таким образом государство взяло под свой контроль тарифное дело. Позднее С.Ю.Витте печатал новые редакции положения, изменяя тарифные ставки, менял направления грузопотоков, покровительствовал различным статьям экспорта и ограждая некоторые отрасли российской промышленности от возможной иностранной конкуренции, тем самым поддерживал отечественные товары.
Вторая часть реформы состояла в постепенном выкупе железных дорог у частных предприятий государством. К 1902 году 65% железнодорожного полотна было выкуплено казной, и лишь 1/3 (более-менее доходные дороги) находилась в собственности у негосударственных организаций.
В результате эффективных экономических мер к 1898 году железные дороги принесли казне государства почти 20 млн.руб. чистого дохода. Теперь это была разветвленная сеть, связывающая регионы страны друг с другом. Большую часть железных дорог строило государство. Акционерным обществам так же позволялось строить железные дороги, но уже без государственных гарантий и поддержки. Министерство финансов скупало пакеты акций ж/д  компаний и влияло на их политику. За 1890-е годы были построены Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская, и конечно Транссибирская магистрали. К середине 1902 г. общая протяженность железнодорожного полотна составляла 61,7 тысяч вёрст, что примерно равняется 66000 километров. Таким образом Сибирь и Дальний Восток влились в активную экономическую жизнь страны со своими богатейшими ресурсами.
Трудно переоценить важность развития железных дорог для государства. Железнодорожное сообщение не только связывает воедино далеко расположенные части огромной империи, но также даёт толчок к развитию тяжёлой промышленности, обработки металла, добычи угля, огромный рынок сбыта за границей и, что тоже немаловажно, большое количество рабочих мест.
4.Денежная реформа.
Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из самых стабильных валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. были составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народному хозяйству выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства изменить многие финансовые структуры, в том числе сам рубль. Она способствовала интеграции России в систему мирового финансового рынка.
Это был прорыв в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов С.Ю. Витте. Однако эффективность его реформаторских усилий во многом была следствием двух важных обстоятельств.
Во-первых, огромной подготовительной работы его предшественников в финансовом ведомстве. А во-вторых, в большой степени успех небывалого в истории России начинания обеспечивала безусловная и однозначная поддержка, которую получали конкретные предложения и проекты Витте на самом верху иерархической пирамиды. Без покровительства же императора Николая II некоторые принципиальные предложения Витте не могли быть воплощены в жизнь.
Сама идея укрепления рубля переходом на золотой паритет отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов. Аграрному же сектору подобная перемена  не сулила в обозримом будущем никаких особых выгод и даже наоборот: стабилизация отечественной денежной единицы, повышение ее курса неизбежно должно было привести к удорожанию экспорта. Главными же продуктами российского вывоза исстари служили продукты сельского хозяйства, и намечаемая реформа ущемляла интересы крупных дворян-землевладельцев, давно “правивших бал” в имперских коридорах власти, оказывая существенное влияние на курс государственной политики.
Весьма влиятельные силы, в первую очередь из кругов Государственного совета, неоднократно пытались блокировать их, умышленно тормозя обсуждение намеченных мер, и по старой бюрократической традиции старались если и не отвергнуть сразу же нежелательное предложение, то похоронить его в бесконечных обсуждениях и согласованиях. Реализация узловых пунктов виттевской программы, превращение идей в законоположения происходило в большинстве случаев вопреки мнению “государственных старцев”, прямыми царскими указами, что и гарантировало успех.
Ко времени занятия должности министра финансов С.Ю. Витте уже не сомневался в целесообразности и необходимости ускоренного промышленного развития России, в чем видел залог государственной стабильности. Для осуществления этой стратегической цели необходимо было решить важнейшие задачи: увеличить инвестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле индустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако добиться сколько-нибудь благоприятных результатов было невозможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной.  
Рубль кредитный, ставший основой денежного обращения еще с середины ХIХ века, служил объектом беззастенчивых спекулятивных манипуляций за границей, а в Берлине даже существовала специальная “рублевая биржа”. Здесь в 1888-1890 гг. (благоприятные годы) курс был довольно высоким и составлял 81,8% номинала (за 100 рублей давали 265,2 марки), но уже в 1891 г. , вследствие сильного неурожая, упал до 59,3% (за 100 рублей давали уже менее 200 марок). Положение бумажных денег не было прочным и внутри страны.
И Витте решается на смелый и дерзкий шаг. В самом начале 1895г. министерство финансов России закупает на Берлинской фондовой бирже на огромные по тем временам суммы предлагавшиеся на срок российские рубли (по курсу 219 марок за 100 рублей). Тут же правительство запрещает вывоз бумажных денег за границу, указав российским банкам, что вывоз кредитных билетов из России будет рассматриваться как участие в спекуляции против национальной валюты.
Банки выполнили это требование. Встревоженные европейские биржевики поняли, что раздобыть рубль к сроку стало невозможно, и что они явно промахнулись с продажей. Многие из них вынуждены были обратиться к министерству финансов России с просьбой разрешить им приобретение потребного количества рублей. Витте «милостиво» разрешил, но «заломил» новую цену 234 марки за 100 рублей. Покупатели вынуждены были согласиться. Русская казна существенно пополнилась в результате этой операции. Серьезных попыток сыграть на понижение рубля уже можно было не опасаться.
В 70 80-е годы курс в среднем составил 64,3 копейки золотом. Для ликвидации шаткости финансовой системы требовалось изыскать надежный металлический эквивалент, которым уже давно служило серебро. Однако начиная с 70-х годов цена “второго благородного металла” в силу ряда причин неуклонно падала и было мало надежд на изменение этой устойчивой тенденции. Государство стремилось всеми силами поддержать рубль и с этой целью искусственно ограничивало эмиссию бумажных денег: в 1881 г. их количество составляло 1180 млн. руб., а к 1896 г. даже несколько уменьшилось 1175 млн. руб. Между тем за эти 15 лет население увеличилось на 29 млн. человек, производство зерновых поднялось с 248 до 335 млн. пудов, добыча нефти возросла с 40 до 344 млн. пудов, производство чугуна поднялось с 29,9 до 80 млн. пудов, стали с 14,2 до 38,5 млн. пудов, протяженность железных дорог увеличилась с 21 195 до 345 000 верст и т. д. Налицо был несомненный экономический прогресс. Однако количество дензнаков было недостаточным для потребностей населения и государства. Нужны были решительные действия, чтобы изменить подобное аномальное положение. 
Первоначально Сергей Юльевич был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного контроля. Ему казалось, что ужесточение надзора за обращением денег и усиление ответственности отечественных финансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволят укрепить рубль. В начале 1893 г. был предпринят ряд шагов, показавших, что финансовое ведомство настроено весьма решительно. Были установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курса стали уменьшаться. Так, если в 1891 г. в Лондоне они составляли 28,4%, то в 1892 г. 8,8%, а в 1893 г. 5,3%. Но довольно быстро министр финансов понял, что эти меры малоэффективны и что необходима качественная перестройка всей финансовой системы.  (см. приложение 1.)
Но прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Но привязка кредитного рубля к биметаллическому эквиваленту таила в себе и большую опасность: при высокой конъюнктуре одного из паритетов неуклонное снижение стоимости другого могло не только не привести к стабильности денежной единицы, но даже усилить ее неустойчивость. Введение золотого обращения в этом отношении представлялось предпочтительней, но здесь были скрыты неведомые до того “финансовые рифы”. Не произойдет ли массовый отток благородного металла из обращения в “кубышки” внутри страны и не уйдет ли он за границу? Хватит ли резервов золота для его свободного обмена? Не приведет ли удорожание денежной единицы к падению жизненного уровня? Убедительные ответы на эти вопросы могла дать лишь жизнь. Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.
Введению монометаллического паритета рубля, устойчивой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное экономическое положение. Международная обстановка оставалась спокойной, успехи торговой деятельности очевидными, и уже многие годы Россия имела положительное торговое сальдо. Формировались и внушительные золотые авуары.  
Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.
Несмотря на указанные меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием привычки к ней у населения, и очевидным неудобством золотой монеты при крупных платежах и пересылке, так как не было соответствия между нарицательной и рыночной ценами. Полуимпериалы и империалы с обозначением 5 рублей и 10 рублей циркулировали по 7 руб. 50 коп. и 15 руб., что постоянно вызывало недоумение и многочисленные злоупотребления при расчетах. Спрос на золотую монету сдерживали и опасения того, что Государственный банк понизит курс административным путем, что может привести к финансовым потерям (весной и летом 1895 г. об этом было много слухов). Стремясь развеять подобные страхи, Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным рублем и кредитным устанавливался исходя не из нарицательного обозначения, а в соответствии с реальным курсом обращения.
Деятельность Министерства финансов стала мишенью ожесточенных нападок со стороны консервативных кругов общества. Сторонники исторической исключительности и национальной самобытности развернули шумную кампанию по дискредитации и самого С. Ю. Витте, и его финансовых начинаний. Наивысшего накала общественные страсти достигли в 1896 г. Русское общество, совсем еще недавно очень далекое от экономических интересов, вдруг с невиданным жаром погрузилось в оживленные дискуссии о путях и методах финансовой реорганизации.
Конкретных и весомых аргументов у противников золотого рубля практически не было. Нападки базировались почти исключительно на эмоциях. Звучали голоса о “грядущем разбазаривании национальных богатств”, об обнищании страны, о превращении ее во вторую Индию и т. д.
Подобного рода опасения и доводы были хорошо известны министру финансов и его “монометаллической команде”. Однако, во-первых, согласно министерской программе, введение золотого эквивалента рубля не предполагало установления тождества бумажных и металлических денег. Мысль об этом была признана опасной и в планах не фигурировала. В основу реформы был положен принцип существенной девальвации. Во-вторых, весьма расхожие страхи об утечке золота из страны базировались на плохом знании экономического потенциала страны. К тому же, как неоднократно разъяснял С. Ю. Витте, если часть золота действительно уйдет за границу (с такой возможностью министр считался), то оно туда поступит “не просто так”, а как плата за кредиты, товары и услуги, способствовавшие росту промышленности.
Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и в первую очередь на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения оправдались полностью), что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в массе своей оставались вне системы мирового денежного рынка, а “ценовая погода” внутри империи поддавалась контролю со стороны государства.
В представленном в Государственный совет в марте 1896 г. законопроекте “Об исправлении денежного обращения” С. Ю. Витте следующим образом определял главные условия проведения и цели реформы: “Закрепить достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного обращения”. При этом реформа “должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейшего потрясения и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения... Проектируемая реформа, не нарушая народных привычек, не колебля цен, не внося беспорядка во все расчеты, поведет за собой переход нашей родины от неопределенного с юридической стороны, вредного в экономическом и опасного в политическом отношениях бумагоденежного обращения к обращению золотой монеты и разменных на нее знаков”.
Введение размена рубля на драгоценный металл устанавливалось исходя из реально сложившегося и достаточно стабильного курсового соотношения: рубль кредитный 66 2/3 копейки золотом. К первому января 1896 г. в наличии имелось 1121,3 млн. кредитных рублей, а золотой запас оценивался в 659,5 млн. руб., из которых в разменном фонде числилось 75 млн. руб. В течение 1896 г. разменный фонд был доведен до 500 млн. руб. Это был рубеж, представлявшийся достаточным для развертывания обменной операции и введения золотой монеты в широкое обращение, хотя бумажные дензнаки некоторое время и сохраняли свое преобладающее влияние на денежном рынке.
Накопление золотого запаса государства и формирование обменного фонда происходило различными путями, но главными были два: добыча и покупка. По размерам добычи Россия в конце XIX века занимала одно из лидирующих мест в мире. В 1893 году всего в мире было добыто 236,662 кг. золота; из них в России 41,842 кг., или 17,7% (на первом месте находились США 54 кг.). В 1894 году положение было следующим: всего добыто в мире 271,768 кг. золота, в том числе в России 36,313 кг., или 13,4%. В конце 1897 года золотой запас России (авуары государственного банка) оценивался в 1315 млн. рублей, а в обращении находилось 155 млн. золотых рублей, а через год, в конце1898 года, уже соответственно 1146 и 445 млн. рублей.(см. приложение 2.)
В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. К тому времени она уже несколько лет не производилась ввиду намечаемой финансовой реорганизации. Министерство финансов считало, что выпускать монеты пяти- и десятирублевого номинала, при том, что они стоили на 50% дороже, неэффективно. Подобное несоответствие обозначенного достоинства и реальной стоимости было одним из важнейших препятствий в распространении обращения. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале “15 рублей” и на полуимпериале “7 рублей 50 копеек” (первые золотые империальные монеты достоинством десять рублей и полуимпериальные пять рублей появились в России еще в 1755 году). Стоимость кредитного рубля была определена 1/15 империала, и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения.
Решающий этап реформы денежного обращения наступил в 1898 году, когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. 3 января последовал указ о выпуске в обращение золотой империальной монеты в 15 рублей и полуимпериальной в 7 рублей 50 коппек; 29 августа об установлении твердого основания для эмиссии кредитных билетов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом: не менее чем в половине суммы, пока общий размер эмиссии не достигнет 600 млн. рублей. Сверх этой нормы кредитные билеты должны обеспечиваться в пропорции рубль за рубль (один империал равен 15 рублям кредитным). Затем последовало распоряжение о чеканке и выпуске в обращение пятирублевой золотой монеты, равной одной трети империала. В этот же день появился и еще один указ касавшийся надписи на кредитных билетах: на них теперь обозначалось обязательство государства и государственного банка непременно разменивать кредитные билеты на золото и было установлено определение новой монеты (один рубль 1/15 империала, содержащего 17,424 доли чистого золота).
Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года. Основные положения его сводились к следующему. Государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами. Полноценная золотая монета обязательна к приему во всех платежах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему в платежах до 25 рублей. Серебряная монета в один рубль 50 копеек содержала в себе 900 частей чистого серебра и 100 частей меди, а серебряная монета в 20, 15, 10, и 5 копеек 500 частей меди. Кроме золотой монеты в 15 рублей (империал), десять рублей, 7 рублей 50 копеек и 5 рублей обращались монеты прежнего чекана. Из них империалы (десять рублей) и полуимпериалы (5 рублей), произведенные по закону 17 декабря 1885 года, принимались в правительственные кассы: империалы по 15 рублей и полуимпериалы по 7 рублей 50 копеек, если вес первых был не менее трех золотников и одной доли, а вторых не менее одного золотника и 48 долей. Монеты меньшего веса, а также чекана более ранних лет принимались по стоимости чистого металла. Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.
В общих чертах денежное обращение России в начале XX века выглядело следующим образом. Монетной единицей служил рубль, содержавший 0,7742 гр. (17,424 доли) чистого золота, разделенный на 100 копеек. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки монеты. Она изготавливалась обязательно 900 пробы, а достоинство определялось в 15 рублей (империал, равноценный сорока франкам), в 10 рублей, в 7 рублей 50 копеек и в 5 рублей. Вспомогательной монетой в платежах служили серебряные и медные монеты; первая изготавливалась двоякой пробы: 900-и достоинством в рубль, 50 и 25 копеек и 500-и в 20, 15, 10 и 5 копеек. Медная же монета чеканилась достоинством 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки. Чеканка серебряной монеты за счет частных лиц не допускалась, и выпуск ее был ограничен определенным пределом: количество ее в обращении не должно было превышать суммы в 3 рубля на каждого жителя империи. Закон требовал производить все расчеты на золотую монету и счетную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограниченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ведении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе в Петербурге.
Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком в размере, ограниченном потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Металлическое обеспечение устанавливалось в следующем соотношении: до 600 млн. рублей билеты обеспечивались золотом наполовину, а сверх этого предела в соответствии рубль за рубль. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы. Размен билетов как государственных денежных знаков обеспечивался независимо от металлического покрытия выпусков всем достоянием государства, а кредит
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.