Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления инновационной политики в России и механизмы их реализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
 
Курсовая работа
Основные направления  инновационной политики в России и механизмы их реализации
 
 
Выполнил: 
студент 1 курса 
заочного отделения 
 
 
 
Проверил:
преподователь 


 
Пермь 2008
 


Содержание

 

Введение

В современных  условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как на уровне ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.
На сегодняшний  день экономическая система РФ имеет  ярко выраженную экспортно-сырьевую направленность. В первую очередь это обусловлено  отсутствием современной технологической  базы, что порождает массу проблем: сырьевая зависимость от технологически развитых стран, снижение экономической и национальной безопасности страны, неустойчивость экономической системы, основанной на экспорте сырья и пр. Преодоление данных проблем в первую очередь зависит от формирования прогрессивных структурных сдвигов. В основе этого процесса лежит разработка механизма инвестирования необходимых структурных преобразований.
Актуальность  поставленной проблемы обусловлена  рядом факторов:
    Поступательное структурное развитие российской экономики и промышленности должно быть адекватно отраслевой структуре развитых стран. Для обеспечения конкурентоспособности российской экономики на международной арене необходимы технологическая модернизация производства, кардинальные структурные изменения в промышленности.
    Инвестирование в инновационные проекты и модернизация технологических процессов необходима на стадии переходных процессов в экономике, которые имеют место быть в российской действительности.
    Структурная трансформация экономики представляет собой сложный социально-экономический процесс, охватывающий широкий круг экономических субъектов. В связи с этим предполагается создание комплексных механизмов, которые затрагивают различные уровни экономической системы, следовательно, они должны учитывать не только экономические и технологические результаты структурных сдвигов, но и социальные последствия таких преобразований.
В свою очередь, среди основных факторов, непосредственно  влияющих на темпы, направления и  глубину структурных сдвигов, важное место занимают полнота и комплексность их финансово-инвестиционного обеспечения. Однако в условиях российского структурного кризиса большинство отраслей отечественной промышленности (за исключением ТЭК и экспортно-ориентированных отраслей) еще в начале 90-х гг. ХХ в. исчерпали технологические и финансовые возможности роста, а потеря к ним интереса со стороны внешних инвесторов остро ставит вопрос о поиске возможных источников обеспечения необходимого уровня производства и инвестиций, в том числе и в рамках этих отраслей. Вот почему проблема стимулирования и развития российской экономики, следовательно, оживления инвестиционной и инновационной деятельности чрезвычайно актуальна.
Научно-технический  прогресс во всем мире признается ведущим  фактором как развития экономики  в целом, так и экономического развития предприятия и отдельного человека. И в западной, и в отечественной литературе это связывается с понятием инновационного процесса и с активным процессом инвестирования.
В основе качественных сдвигов, происходящих в современной  экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности управления ими.
Рынок обычно воспринимается как среда, охваченная постоянным движением. Высокая сложность и динамичность окружающего мира вызывают у того, кто занимается нововведениями, острое чувство неуверенности в завтрашнем дне. Именно она обуславливает необходимость новой инновационной политики государства и предприятий.
Первая причина этой неуверенности состоит в нарастающей интернационализации, глобализации рынков. Деятельность предприятий распространяется на весь мир. Они не только осваивают рынки, но и заново размещают свои производственные и исследовательские подразделения. Государства же идут им на встречу, создавая большие пространства хозяйственной свободы, будь то европейский общий рынок, североамериканский или другие.
Второй причиной является процесс насыщения новыми технологиями, который также требует  новой инновационной политики предприятия и государства. Предприниматель оказался вовлеченным в новую для него технологическую конкуренцию. Для удержания своих позиций на рынке он обязан поспевать за быстрой заменой старой техники на новую, и замена эта все ускоряется. Воздействие новшеств ощущает и государство, ответственное за образование и фундаментальные исследования. Оно должно каким-то образом на них реагировать.
Третья причина  заключается в смене ценностей, сказавшейся, прежде всего на поведении  потребителей. Спрос переориентируется на новые товары — безопасные для окружающей среды и здоровья, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Предприятия пытаются опередить конкурентов, быстро меняя предложение, — жизненный цикл продукции сокращается. Государство как защитник благосостояния и безопасности граждан и здесь не может оставаться  стороне, оно должно действовать, создавая для развития этого процесса соответствующие условия.
Так как важной политической задачей государства  является поддержание экономического роста, то государство обязано создавать благоприятные условия для такого роста, чтобы инвестиции частных предприятий нашли приложение именно в нашей стране, а не где-то за ее пределами.
Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое  развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается, прежде всего, наличием развитой инновационной системы. Формирование и эффективное взаимодействие всех элементов национальной инновационной системы является главной целью государственной инновационной политики.
    Для решения инновационных проблем на уровне государства должна существовать жесткая система управления и регулирования инновационной деятельности и инновационных процессов. Инновационная политика и инвестиционный процесс неразрывно связаны с товарно-денежными отношениями, существующими на всех стадиях этого процесса.
В настоящее  время государством предприняты  отдельные шаги в области развития инновационной и инвестиционной политики, делается упор на внедрение частного капитала в инновационную деятельность. С другой стороны, оказываемая государственная поддержка явно недостаточна. По сегодняшний день наблюдается разрушительный процесс в экономике, науке, технике. Контроль со стороны государства за развитием инновационного процесса ослаблен, что приводит к заниженной цене экспорта новых технологий и завышенной цене их импорта.
Инновационная деятельность со стороны государства  носит чисто декларативный характер, и все отдано на самосознание только предпринимательского класса. Как следствие, наблюдается низкий соответствующий эффект экономики, так как в большинстве случаев предприниматели заинтересованы в образовании первоначального капитала и отнюдь не заинтересованы во вложениях в инновационную деятельность.
Целью данной курсовой работы является изучение и  анализ основных направлений инновационной  политики на уровне Российской Федерации  и на уровне Пермского края.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно  решить ряд задач:
    исследовать и обобщить теоретические основы инноваций и инновационной политики;
    изучить опыт зарубежных стран в реализации инновационной политики государства;
    провести аналитический обзор инновационной деятельности в России и Пермской крае;
    определить основные направления инновационной политики России и Пермского края;
    сформулировать рекомендации по усовершенствованию инновационной политики на федеральном и региональном уровне.
Изучению  вопроса инноваций и инновационной  деятельности большинство авторов уделяют достаточно большое внимание. В работе, в основном, были использованы следующие научные труды.
В учебном  пособии Янковского К.П. «Введение  в инновационное предпринимательство» сделана попытка обобщить имеющийся  материал, раскрыть проблемы инновационной деятельности, показать механизм функционирования государственной поддержки инноваций, дать практические рекомендации прикладного характера в области инноваций, а также сделать анализ развития инновационной деятельности в России и раскрыть зарубежный опыт государственного управления и регулирования инновационной деятельности.
В книге «Инновационный менеджмент», под авторством Ильдеменова  С.В., Ильдеменова А.С. и Воробьева  В.П., изучаются современные актуальные аспекты инновационного менеджмента  в компаниях, а также рассматриваются теоретические и злободневные практические вопросы управления инновациями. Авторами книги использованы опыт и наработки консалтинга многих российских и зарубежных предприятий: ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Автоваз» и др.
В учебном  пособии под редакцией  профессора Оголевой Л.Н. «Инвестиционный менеджмент»  рассматриваются теоретические  закономерности и практические основы инновационного менеджмента, описывается  вся цепочка инновационного управления – от возникновения идеи до ее реализации.  Центральное место занимает инновационный проект, финансово-инвестиционный комплекс направлений развития инновационной деятельности. Обсуждаются вопросы организации инновационного проекта и управления им, методы его анализа и оценки.
Курсовая  работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цели и задачи работы, содержится библиографический обзор использованной литературы.
В первой главе «Теоретические аспекты механизмов реализации инновационной политики» дается определение инноваций. При этом рассматриваются точки зрения нескольких авторов. Приводится понятие и необходимость государственного регулирования инновационной деятельности.
Также в данной главе изучается инновационная политика зарубежных стран, в частности США, Японии, Китая и стран ЕС.
Во второй главе «Аналитический обзор развития инновационной деятельности в России и Пермском крае» приводятся статистические данные развития данного сектора экономики, а также обзор нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность.
В третьей  главе «Основные направления  инновационной политики в России и Пермском крае» на базе нормативных  документов Федерации и Пермского  края определены приоритеты, цели и задачи инновационной политики. Приведены механизмы реализации данной политики государства.
Также даются рекомендации по совершенствованию  инновационной политики на федеральном  и инновационном уровне.
В Заключении подводится итог проделанной работы, приводятся основные выводы и рекомендации.
 

Глава 1. Теоретические аспекты механизмов реализации инновационной политики

1.1. Понятие инновационной политики и механизмы ее реализации

 
В экономической литературе термин "инновация" интерпретируется как преобразование потенциального научно-технического прогресса в реальный, который воплощается в новых продуктах и технологиях. Инновационный продукт характеризуется высшим технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги сравнительно с предыдущим продуктом.
В литературных источниках есть немало определений инноваций. Например, по смыслу или внутренней структурой различают инновации  технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяют такие  признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла; закономерности процесса внедрения.
Ученые по-разному  трактуют это понятие в зависимости  от предмета и объекта своего исследования. Согласно международным стандартам, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, который достал воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, введенного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, который нашел использование в практической деятельности.
Относительно содержания этого понятия у специалистов существуют два подхода: широкий  и узкий.
Классическим широким  подходом считают изложенное австрийским  экономистом И. Шумпетером еще в 1913 г. в работе "Теория экономического развития" понимание этого процесса как такого, что состоит из пяти основных вариантов [30].
    введение нового товара (товара, с которым не знакомый потребитель, или товара нового вида);
    внедрение нового метода производства продукции (метод, который раньше не использовался в этой области промышленности);
    открытие нового рынка, на котором эту область промышленности этой страны не было представлено;
    завоевание нового источника сырья и полуфабрикатов;
    внедрение новой организационной структуры в любой области.
Похожей точки зрения придерживается и Ла Герре, который определяет инновацию как любое изменение во внутренней структуре хозяйственного организма [17].
К числу авторов, дающим широкую трактовку понятию инновации, относится и Дракер. Дракер различал понятия «научное открытие», «новшество» и «инновация». Под научным открытием он понимал добавление знаний к пониманию явлений природы. Новшество у П. Дракера – это новая техническая возможность, а инновация - результат влияния новшества на жизнь людей. Внося свою лепту в понимание инновационной деятельности, П.Дракер писал, что она не только обладает экономической целесообразностью и ценой, но и имеет социальную ценность, что социальная инновация – это изменение привычного типа мышления и стиля жизни. Внесение динамичности в «устойчивый» экономический порядок, создание более высокого уровня определенности и риска – вот, по мысли П.Дракера, суть инновационной деятельности [15].
Однако большинство  экономистов стоят на позициях узкого подхода. Они ограничивают область  инновации научно-техническими технологическими вопросами. При этом, согласно одной точкой зрения, инновация - это процесс применения новых технологий, изделий, согласно другой, - результат в виде новых методов, продукции, технологических процессов.
Г. Ригс рассматривал новшество как концептуализацию новых идей, а инновацию - как коммерческое освоение новой идеи. В. Хиппель понимал под новшеством новый продукт или процесс, под инновацией - применение нового продукта или процесса на практике. В. Кингстон считал, что научное открытие представляет собой идею, новшество - подтверждение идеи, инновация - преобразование идей в конкретный предмет. С. Мендел, Д. Энис понимали новшество как новый замысел, а инновацию - как новые уникальные продукты, процессы и услуги. П.Н. Завлин рассматривал инновацию как использование результатов научных исследований и разработок. А.И. Пригожин понимал под новшеством какой-либо элемент нововведений, под инновацией – «клеточку» управляемого развития, целенаправленных изменений [37].
Согласно Гамидову Г.С., инновационная деятельность – это системный вид деятельности, направленный на создание и реализацию в общественную практику инноваций – нововведений «под ключ» [18].
По И.Т. Балабанову, инновационная  деятельность – это процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, неиспользуемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [17].
В словарях С.И. Ожегова  и В.И. Даля понятия «инновация»  нет. У С.И. Ожегова есть термин «новация» - нечто новое, новшество, «новшество» - новый порядок, новый обычай, новый метод изобретения, новое явление [24]. В словаре В.И. Даля – «новшество», употребляемое как введенье новизны, новых обычаев, порядков [19]. В «Большой советской энциклопедии» понятие «инновация» также отсутствует. В английских терминологических словарях термин «инновация» является синонимом нововведения или новшества. В ряде изданных в последние годы в России энциклопедических словарях инновация также отождествляется с нововведением, новшеством.
В целом анализ существующей литературы по инновациям позволяет выделить две концептуальные трактовки этого понятия: экономическую и социальную. Экономическая трактовка понятия «инновации» подразумевает создание нового продукта, новой технологии. Для создания нового продукта требуются инвестиции или накопленный собственный капитал. По мнению ведущих экономистов, инвестиции делают инновации эффективнее и благодаря инвестициям инновации быстрее и успешнее осуществляются. Сочетание инноваций с инвестициями повышает конкурентоспособность продукта, услуги, приводит к изменениям хозяйственных связей. Изменения в хозяйственных связях влияют на процессы управления, на протекание экономических коммуникаций.
При социологическом  рассмотрении инноваций внимание уделяется  процессу нововведения в общество, в организацию, коллектив. При социологической трактовке инноваций упор делается на рассмотрение конфликтов, на согласование интересов. Согласно этому пониманию инновация представляет собой превращение знаний в производственные, экономические, социальные технологии. В данном случае инновация – это коммерциализация знаний, извлечение из них прибыли [36].
Попробуем теперь на основе вышесказанного сконструировать некое  определение слова “инновация”:
Инновация – новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги).
При этом инновация –  это не просто объект, внедренный в  производство, а объект, который  успешно внедрен и приносит прибыль  в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Следовательно, инновационный  процесс – это совокупность научно-технических, технологических и организационных  изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, Это динамично  развивающийся процесс научно-производственной и социально-экономической деятельности, который противостоит уже сложившимся традиционным процессам и структурам деятельности и связан с ними определенным образом.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Инновационный процесс - процесс преобразования научных  знаний в инновацию. Главная его  черта - обязательное завершение инноваций, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации.
Для инновационного процесса характерны:
• системность;
• цикличность;
• вероятность;
• социальная значимость.
Системный характер инновационного процесса является следствием его целенаправленности. Поэтому все организационные единицы инновационного процесса строятся на принципе баланса интересов, определяющего общий вектор развития.
Инновационный процесс  характеризуется цикличностью, что  проявляется результатом в многократной обратной связи. Инновация - это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические, организационные и экономические изменения, что оказывает обратное воздействие на деятельность этой сферы. Обратная связь имеет другой характер, если инновация внедряется, но не дает нужного экономического эффекта. В этом случае экономическая ситуация ухудшается, объем ресурсов, за счет которых развивается инновационный процесс, сокращается, и в результате процесс останавливается.
Вероятностный характер инновационного процесса проявляется  в том, что не всякая начатая программа  исследований и разработок имеет  шансы на успех, не гарантирован и  успех на рынке, не определены перспективы  распространения [21].
Инновация в своем  развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного вариант форм организации инновационных процессов определяют три фактора [20]:
    состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);
    состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);
    специфика самого инновационного процесса как объекта управления.
В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени  радикальности, значимости в экономическом  развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).
По направленности результатов  инновации делят на продуктовые  и процессные. Продуктовые инновации  охватывают внедрение новых или  усовершенствованных продуктов. Они  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры.
Достаточно полную классификацию  инноваций предложил А.И. Пригожин (Приложение 1) [25]:
Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имею значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре  жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам  распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения (рис. 1) [25].
Ю.В. Яковец выделяет четыре вида инноваций с точки зрения цикличности развития техники [31].
      крупнейшие (базисные) инновации – реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу эффект, однако происходят они не каждый год;
      крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) – формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности значительно меньше;
      средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;
      мелкие инновации – улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.
Классификация инноваций по различным авторам приведена в Приложении 1 [25].
Инновации внутри предприятия  не реализуются сами собой – для  эффективного управления инновациями  необходима выработка эффективной  инновационной политики, которая  оказывает мощное воздействие на повышение конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
При отсутствии отработанной инновационной политики предприятия  переходят на такой режим осуществления  инновационных процессов, которые  характеризуется разрывом или неэффективностью связей между стадиями инновации, расхождением между целями и интересами участников и целями инноваций, медленным формированием организационных структур, связывающих стадии и участников инноваций. Разорванность, фрагментарность инновационных процессов обусловливает повышенные затраты, потерю конкурентоспособности предприятия.
Инновационная политика – фундамент построения общей  стратегии и базовая основа для  последующей разработки процессной и сетевой стратегии, маркетинговой  политики и финансовой политики [29].
 
Инновационная политика дает ответ на вопросы, как управлять  инновациями, каким образом сочетать коммерческую выгоду с производством  фундаментального научного знания, как  распределять ресурсы между различными направлениями деятельности, как сокращать циклы разработки продуктов.
Государство способно оказывать  самое активное влияние на инновационный  процесс, для этих целей на государственном  уровне разрабатывается государственная  инновационная политика.
К инновационной политике относится направление государственной деятельности, связанное с формированием научно-технической политики и осуществлением мер по ее реализации в интересах государства, национального капитала и научного сообщества в сфере создания, освоения в производстве и продвижении на рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств. В системном понимании инновационная политика есть средство реализации функции науки, а в политическом плане - средство достижения стратегических национальных целей (лидерство в той или иной области, вхождение в группу высокоразвитых стран и т.п.). При этом государственная инновационная политика может проявляться не только в прямом воздействии на инновационный процесс, но и в создании благоприятного экономического климата для осуществления инноваций вкупе со всевозможными финансовыми, законодательными, налоговыми, социальными и другими методами косвенной государственной поддержки инноваций.
Меры воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их  определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего  предпочтение игре рыночных сил [22].
В настоящее время  экономисты по степени активности вмешательства  государства в экономику выделяют три группы стран [28].
    в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и  Франция);
    вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
    третья придерживается «промежуточного» варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой  степенью  централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
Государственное регулирование  инноваций базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития.
Целью инновационного процесса на уровне государства является создание производств по выпуску новых  товаров (работ и услуг).
Основными задачами инновационной  политики государства являются:
    определение экономического и социального потенциала общества;
    выделение основных направлений на долгосрочную перспективу развития государства;
    разработка стратегии деятельности государства;
    обеспечение роста валового внутреннего продукта страны;
    увеличение рынка реализации (сбыта) отечественных товаров (работ и услуг);
    повышение эффективности использования имеющихся ресурсов;
    повышение жизненного уровня населения;
    комплексная реализация социально-экономических проблем общества;
    обеспечение финансовой стабильности и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов;
    сокращение циклов оборота финансовых, производственных ресурсов.
Принципиально важным при  формировании инновационной политики является выбор главного вектора  ее движения, что позволяет выделить две основные модели инновационной политики [28]:
    модель инновационной политики, ориентированной на выполнение научно-технических программ и проектов общенационального значения. Главной целью является поощрение развития положительных возможностей в областях, имеющих приоритетное значение для страны;
    модель инновационной политики, ориентированной на распространение научно-технических знаний. Главная цель такой политики – повышение способности осваивать новые технологии, расширять технологические возможности отраслей и сфер экономики. Чаще всего это касается совершенствования инновационной инфраструктуры, системы образования и профессиональной подготовки.
Смысл реализации инновационной  политики заключается не только в  усилении трансфера новых знаний в сферу предпринимательства, что  позволяет получать конкурентные преимущества на мировом рынке, но и в получении экономического роста, который практический недостижим при отсутствии  сочетания предпринимательской деятельности с инновационной.
Механизм формирования и реализации научно-технической  и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.
К особенностям реализации научной и инновационной политики в разных странах относятся различные  доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте.
Главными методами реализации инновационной политики является формирование институциональных и законодательных  условий для позитивных изменений в инновационной сфере [29].
Масштабы внедрения  прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики.
Перечисленные методы будут  применяться с учетом изменения рыночной конъюнктуры и конкретного содержания инновационных проектов и программ.
 

1.2. Сравнительная характеристика инновационной политики зарубежных стран

 
Успешное формирование механизмов инновационного и научно-технологического развития является следствием прежде всего политических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих проблем определяющая и заключается в первую очередь в формировании эффективной научно-промышленной политики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня
Государственная инновационная  политика той или иной страны, как  правило, не является «чистым» выражением теоретической модели, а представляет собой композицию мер различной направленности, при этом можно отметить существенную специфичность национальных инновационных политик.
Рассмотрим механизм инновационной деятельности в зарубежных государствах на примере инновационной деятельности в США, Южной Кореи, Японии и странах ЕС [32].
США. Инновационная система в Соединенных Штатах Америки начала формироваться после первой мировой войны. В настоящее время инновационная деятельность осуществляется за счет государственного и негосударственного секторов. Научные и опытно-конструкторские работы осуществляются на либеральной основе. До 35% всех разработок и нововведений финансируются общенациональным бюджетом, и объемы финансирования составляют около 200 млрд. долларов. Шестьдесят процентов всех исследований финансируются за счет собственных источников производственных фирм.
Другими источниками  финансирования научно-технических  разработок являются:
    правительства штатов;
    органы местного самоуправления;
    колледжи;
    университеты;
    частные фонды, для которых не существует централизованной системы планирования.
Данные источники финансирования составляют 5% от общего объема инвестиций в инновационную деятельность США.
Исполнительная власть в США является проводником национальной политики в сфере инновационной деятельности. При этом федеральное правительство не имеет своего централизованного органа управления научными разработками и данную деятельность осуществляет через небольшое число агентств (фирм), компаний.
В США научные исследования и опытно-конструкторские разработки осуществляются преимущественно через систему контрактов и грантов.
Фундаментальные исследования производятся университетами, их государственный  вес в общих разработках составляет до 5%. Преимущественная часть данных разработок финансируется федеральным правительством через гранты, обеспечивая ведущих ученых источниками финансирования, при этом ставятся конкретные задачи разработок.
Немаловажным направлением в развитии инновационной деятельности является поддержка малого инновационного предпринимательства. На указанные цели в США ежегодно затрачивается свыше 5 млрд. долларов, а поддержка частным  сектором составляет свыше 900 млн. долларов.
К основным формам поддержки  относят:
    наличие специальной программы поддержки малого инновационного предпринимательства;
    займы по линии поддержки;
    государственные вложения;
    разветвленную сеть венчурных фондов;
    наличие частного сегмента финансирования;
    установленный законодательный процент на поддержку малых инновационных предприятий. В настоящее время данные процент колеблется на уровне 2,5% от объема федеральных инвестиций на НИОКР.
НИОКР в США финансируется  преимущественно частным предпринимательским  сектором. Одновременно через систему  трансфертов финансирование НИОКР  осуществляется через университеты и федеральные научные центры.
При этом разработана  и хорошо зарекомендовала себя система  коммерциализации университетских  НИОКР и федеральных научных  центров, что позволяет сделать  вывод о существовании четкой системы капитализации бюджетных средств.
Коммерциализация НИОКР  регулируется более чем 20 нормативными актами США. К основным из них можно  отнести:
    Закон о развитии инноваций в малом бизнесе 1982г. Он установил нормы, формы и процедуры взаимоотношения между государственным и частным сектором, утвердил программу Small Business Innovation Research (SBIR);
    Закон о процедурах патентования в университетах и малом бизнесе 1980г. Данный закон расширил права университетам и малым предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью за счет бюджетного финансирования в области лицензирования и патентоведения, одновременно проведя реформирование государственной инновационной политики;
    Закон Бай-Доуэла 1980г. Этим законом расширены права университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям в области права на разработанную и вновь созданную новую продукцию, а также в области патентоведения. При этом если подрядчик (разработчик) находится за пределами США и финансируется правительством США, то последний по своему усмотрению решает вопрос патентообладания, особенно в области оборонных НИОКР и разработок, обеспечивающих экономическую и оборонную безопасность. Также расширены права коммерциализации инноваций частному сектору.
    Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера 1980г. Данный закон направлен на улучшение государственной политики и создание благоприятного механизма между частным и государственными секторами. Цель данного Закона – эффективное использование частным сектором результатов НИОКР, финансируемых из национального бюджета и носящих конкретный целевой характер разработок.
    Закон о торговых марках 1984г. направлен на охрану и передачу интеллектуальной собственности, созданной в государственных предприятиях.
    Закон о национальных корпоративных исследованиях 1984г. упростил систему совместных федеральных и корпоративных промышленных исследований, способствовал массовому созданию консорциумов, ведущих НИОКР. Однако он не решил главной проблемы взаимодействия национальных лабораторий и частного сектора с университетской наукой, то есть управленческие решения федеральных структур мешали совместным исследованиям в области разработок инновационной продукции.
    Закон о трансферте федеральных технологий 1986г. направлен на заключение корпоративных соглашений между университетами, федеральными лабораториями и частными фирмами, таким образом появилась возможность использования заинтересованными лицами федеральных ресурсов. Одновременно на протяжении 5 лет не разрешается раскрывать информацию НИОКР лицам, не связанным с разработкой, что позволяет соблюсти принцип национальной безопасности и коммерческой тайны среди конкурентов всех уровней.
    Всеобъемлющий Закон по торговле и конкуренции 1988г. укрепил взаимоотношения центров трансферта новых промышленных технологий с государственным и частным сектором экономики с целью полностью использовать результаты НИОКР.
В 2005 г. глобальная доля расходов на НИОКР США  составила 24%. Интенсивность  НИОКР предприятий снизилась  в 2006 г. до 1,84% ВВП по сравнению с 2,05% в 2000 г. (Приложение 2). Кроме того, в период с 1995 по 2005 гг. в США наблюдается снижение удельного веса научных публикаций, что свидетельствует о некотором замедлении научной активности (Приложение 3). В последние годы отмечается переход от прямого государственного финансирования НИОКР предприятий к непрямому финансированию, которое выражается в предоставлении некоторыми государствами налоговых льгот. Что касается США, то можно отметить невысокий уровень предоставления налоговых льгот по сравнению с другими развитыми странами, такими как Япония, Англия, Канада и Франция (Приложение 4) [16].
Можно сделать вывод, что инновационной системе США  присущи следующие характеристики:
    огромные, по сравнению с другими странами, расходы на НИОКР;
    государственное финансирование значительной части расходов на НИОКР;
    направленность государственной инновационной политики на защиту интеллектуальной собственности (стимулирование активного патентования);
    большая доля венчурного капитала в общем финансировании НИОКР;
    тесные взаимосвязи между компаниями и университетами.
Основными субъектами системы  являются университеты (создают знания), государство (финансирует и создает  знания) и компании (финансируют, создают  и коммерциализируют знания) [40].
Китай. С точки зрения совокупных затрат, которые несет общество на развитие национальной инновационной системы особый интерес представляют программы  научно-технологического развития Китая. При сравнительно небольших абсолютных масштабах государственных ассигнований на науку и технологии, государственное участие в процессе ускорения научно-технического прогресса год от года становится в КНР все более методичным и комплексным. Хотя доля госсредств в инвестициях на науку в последнее время снижается, усилия  правительства по ускорению инновационного развития страны нарастают.
«Догоняющее»  инновационное  развитие КНР осуществляется по двухэтапному сценарию. Первоначально привлекаются новые для страны технологии из-за рубежа в восточные провинции, а  затем этот инновационный импульс  транслируется в центральные  и западные регионы страны. Однако масштабы осуществленных в рамках программ фундаментальных исследований научных разработок позволяет выдвинуть альтернативную гипотезу о наличии у Китая багажа собственных фундаментальных инноваций и механизма эффективного их распространения в регионах по отраслям.
В 1980-х гг. Китаем были запущены программы фундаментальных исследований «Ключевые технологии» (1982) и «863» (1986), определившие отраслевые приоритеты производства нового знания. Кроме того, ввиду отсталости или полного отсутствия материально-технической базы были запущены программы, обеспечивающих условия для этих исследований: «Ключевые лаборатории» (1984), «Инженерно-исследовательский центры» (1991), «Научно-технические фундаментальные работы» (1999). В 1986-1988гг. Китаем были начаты первые программы научно-технической индустриализации, или инновационный программы, ориентированного на перенос нового знания из научной в практическую сферу: «Искра» (1986), «Факел», «Новые отечественные продукты» (1988). Их принципиальными отличиями, помимо целевых установок, стали уровень вмешательства (перенос центров ответственности и затрат в основном на места), механизм вмешательства (отход от прямых крупномасштабных субсидий в пользу предоставления налоговых и иных преференций), принцип вмешательства (концентрация внимания на количестве и структуре экономических агентов определенного класса), масштаб вмешательства (развитие дополнительных элементов государственной инновационной структуры) [38].
В Китае один из самых  высоких уровней предоставления налоговых льгот в мире предусмотренный механизмом вмешательства государства (Приложение 4). Однако так же, как и в США, это вмешательство не является прямым.
Кроме того, в Китае  наблюдается стремительное увеличение объемов финансирования НИОКР. В результате роста объемов финансирования НИОКР в 19%  с 2001-2006 гг. сумма вложений в 2006 г. составила порядка 86,8 млрд долл. (Приложение 2). Стремительное развитие инновационной политики в Китае привело к огромному росту патентов на продукцию (Приложение 3) [16].
Страны ЕС. Инновационная деятельность в странах ЕС вызывает интерес в силу территориальной близости территорий с Россией.
Западная Европа стала  уделять внимание проблемам инноваций  в начале 90-х годов ХХ века. Это  было обусловлено большей интеграцией инновационных процессов в мировом масштабе, то есть элементов глобализации инновационной деятельности.
Инновационные программы  стран Западной Европы преимущественно  направлены на:
    стимулирование инновационных процессов;
    поощрение сотрудничества университетов, центров и межфирменных корпораций;
    совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности;
    совершенствование (интегрирование) информационных услуг;
    разработку мер по антимонопольному регулированию.
Преобладает косвенное  финансирование разработки внедрения нововведений. К косвенным источникам финансирования относят сферу образования, подготовку профессиональных кадров, формирование управленческих консультационных фирм, подготовку рабочих кадров в области их мобильности, создание научно-технических информационных центров и разработку иммиграционного законодательства. Примером иммиграционного законодательства может служить Германия, в которой предусматривается привлечение из стран Европейского союза 20 000 выпускников технических вузов с предоставлением вида на жительство.
К прямым источникам финансирования относится снижение стоимости капитала (выделение субсидий и применение льготного налогообложения), развитие венчурного капитала, фондовых рынков, институциональных (пенсионных) фондов и частных инвестиций.
Широкое развитие в последние  годы получила кластерная философия  – концентрация усилий со стороны  государства по поддержке существующей инновационной деятельности и созданию новых сетей, ранее не находящихся  во взаимодействии друг с другом как в направлении научных исследований, так и в территориальных аспектах отобранных стратегических НИОКР.
Кластеры помогают предприятиям быть конкурентоспособными, так как  в одном или нескольких интегрированных  кластерах производится разработка нового продукта и оборудования по его производству. Цель кластеров – разработать новый вид продукта, сырья, материалов и оборудования по их изготовлению и найти потенциальных партнеров по синхронному востребованию НИОКР [32].
В странах Западной Европы большое внимание уделяется патентоведению. Первое место в мире по количеству зарегистрированных патентов на 1 млн. человек занимает Швейцария (более 600 ед.), последнее место – США. Вместе с тем, для Западной Европы характерна незначительная активность патентования в области информационных технологий, но при этом она занимает лидирующее место в области химии и фармацевтики. При этом в ряде стран Западной Европы разрабатываются стимулирующие программы по патентованию национальных разработок (Приложение 3).
В настоящее время западноевропейские страны работают над созданием единого механизма, регулирующего инновационную деятельность, закрепляя позиции на мировом рынке в части инновационной коммерциализации. К основным аспектам относится, например, организация западноевропейского научно-технического пространства. Эта политика направлена на конкуренцию в части инновационной деятельности с Японией и США.
Япония. При изучении инновационной деятельности в Японии необходимо обратить внимание на роль государственного подхода в сфере НИОКР.
В Японии в структуре  финансирования НИОКР доля государственного финансирования составляет 25%, в то время как в других развитых странах  – около 50%. Данный разрыв в удельном весе финансирования объясняется тем, что в других странах государственные средства направлены на военные цели, а в Японии преимущественно на гражданские исследования.
Государственные субсидии в Японии в основном направляются в университеты и государственные  научные организации, занимающиеся исследованиями. Незначительная часть средств направляется в частный научно-исследовательский сектор. При этом следует отметить, что частный сектор работает более эффективно в области инновационных разработок. С другой стороны, частный предпринимательский сектор в Японии участвует в разработках нововведений и поэтому осуществляет финансирование НИОКР, имеющих прикладной характер, а фундаментальные исследования финансирует государство.
В настоящее время  структура инновационной деятельности Японии выглядит следующим образом:
    фундаментальные исследования – 13%;
    прикладные исследования – 25%;
    опытно-конструкторские разработки – 62%.
Основными направлениями  комплексного подхода со стороны  государства в Японии в области  инноваций и научно-инновационной  деятельности являются:
    финансирование частных компаний, занимающихся разработками НИОКР, с последующей или одновременной выдачей госзаказа;
    направление средств на финансирование НИОКР из различных фондов;
    льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;
    государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий и ноу-хау;
    предоставление льготного кредита на разработку НИОКР для перспективных отраслей промышленности;
    национализация, а затем приватизация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей в частный сектор, по достижению их прибыльности, финансовой устойчивости (все расходы относятся за счет государства);
    внешнеэкономическая защита японского производителя от конкуренции (при этом создаются условия для получения новых технологий из других стран);
    создание механизма импорта капитала, направленного на внедрение в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;
    привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;
    разработка государственной инвестиционной программы, увязанной с промышленности интересами и ее структуризацией.
Государственная инвестиционная программа называется ПГЗИ – программа  государственных займов и инвестиций, где средства выделяются на принципах возвратности, срочности и платности. Следует отметить, что программа разрабатывается одновременно с проектом бюджета, а Японский инвестиционный бюджет ежегодно и параллельно утверждается Парламентом.
Для реализации ПГЗИ ведущая  роль отводится Бюро трастовых фондов, входящего в Министерство финансов, и Японскому банку развития, который собранные средства направляет на инвестирование государственных программ.
Государственная инвестиционная программа очень гибкая, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.
Следует отметить наметившиеся позитивные тенденции по развитию инновационной  деятельности в странах Западной Европы и Японии. А именно:
    повышение эффективности производительности;
    роль международной экспертизы;
    количественная оценка результатов и влияний;
    конкурсные отборы на получение субсидий из ограниченных государственных бюджетов;
    разработка наукоемких технологий;
    комплексное решение социально-экономических проблем [32].
Итак, подведем итоги  проведенному обзору применения механизмов инновационной политики в зарубежных странах. В зависимости от проводимой инновационной политики страны мира можно разделить на три группы:
    ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии инновационного цикла, как правило, со значительно долей научно-инновационного потенциала в военной сфере (США, Великобритания, Франция);
    ориентированные на создание благоприятной инновационной среды, оптимизацию всей экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
    стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Можно выделить следующие  важнейшие направления инновационной  политики различных стран [28]:
 
 
Таблица 1. Основные направления  государственной инновационной  политики стран мира
 
Направление инновационной  политики
Специфика
Страны
Оптимизация структуры национальной инновационной системы
оптимизация государственной  системы управления и планирования в сфере инноваций
Япония, Норвегия, Индия, Чили
оптимизация государственного финансирования науки и инновационной  сферы
США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия
развитие фундаментальных  исследований
Великобритания, Швеция, Словения
Стимулирование инновационной  кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны
стимулирование симметричного  сближения университетов и корпораций
США, Финляндия
крупные государственные  вложения в науку и инновационную  сферу, привлечение национального  частного капитала
Израиль, Финляндия
стимулирование инновационной  активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу
Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль
стимулирование инновационной  инициативы научного сектора
Германия, Япония, Новая  Зеландия, Дания
Интеграция в международные  инновационные сети
комплексная интеграция
Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай
технологическая специализация
Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия
Налаживание внутренних инновационных сетей
создание особых условий  для образования связей в инновационной  сфере
США, Норвегия, Ирландия
стимулирование инициативы национальных регионов
Франция, Германия, Финляндия
Формирование национальной инновационной системы
реструктуризация государственного сектора науки
Болгария, Польша, Литва
инициирование интеграции науки и образования
Латвия, Эстония, Чехия
вовлечение малого и  среднего бизнеса в инновационную  сферу
Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили
определение приоритетных экспортных направлений в области  высоких технологий
Чехия, Румыния, Чили, Турция

 

Глава 2. Аналитический обзор развития инновационной деятельности в России и Пермском крае

2.1. Инновационная  деятельность в России

Советский Союз оставил  России неоднозначное наследие в  виде сектора науки и технологии - сектора, который один из исследователей определил как “передовой рубеж и отсталость одновременно”.
То, что сектор науки  и технологии Советского Союза был  передовым рубежом в сфере  фундаментальных исследований и  конструкторских работ, не вызывает никаких сомнений. Советская система  науки и технологии могла гордиться первоклассными исследованиями мирового уровня в ряде высоко конкурентных областей науки и технологии, включая физику и исследование космического пространства, химию и создание новых материалов, науку о жизни, науку о земле, математику и информатику, новые технологии, такие как гидравлические и газовые турбины, применение лазеров, создание высокочастотной плазмы. Кроме того, уровень государственных расходов на НИОКР был высоким, население страны было высокообразованным, и существовал значительный по размеру корпус элитных ученых и инженеров, бoльшая часть которых работала области фундаментальных исследований. В 1990 г. число научных и научно-технических сотрудников на постсоветском пространстве превышало 2,8 миллиона человек, из которых чуть меньше двух миллионов приходилось собственно на Россию. В том же году в России насчитывалось свыше 4600 научно-исследовательских институтов, а доля расходов на НИОКР от ВВП составляла 2,03%, что сопоставимо с соответствующими показателями по странам ОЭСР [23].
Однако эти неоспоримые научные достижения мало способствовали всеобщему оздоровлению экономики и даже, может быть, внесли свою лепту в экономический застой, который начал проявляться в конце 70-х – начале      80-х годов. Советская система НИОКР была четко рассчитана на функционирование в рамках командной экономики, что позволяло мобилизовывать ресурсы для укрепления национальной обороноспособности, и направлена на обеспечение ускоренной индустриализации в условиях плановой системы. Несмотря на повторявшиеся попытки реформирования, система науки и технологии в период спада советской экономики не могла реагировать в плане повышения своей гибкости и инновационной активности на требования современной высокотехнологичной экономики [23]. На сколько организационная структура, оставшаяся в наследство России от Советского Союза, не была реформирована и обновлена, на столько неэффективность и негибкость советской системы будет продолжать тормозить развитие российской экономики.
Советская система науки  и технологии была жесткой, в высшей степени стратифицированной и иерархичной административной системой. Визуально ее можно представить себе как ряд параллельных пластов, между которыми имеются лишь несколько соединений или каналов прямой и обратной связи (если таковые вообще имеются). Советская система науки и технологии была явно направлена на стимулирование развития специализации и на снижение до минимума связей и взаимодействия между различными уровнями этой системы, поскольку командные и контрольные функции были исключительной прерогативой аппарата системы центрального планирования.
Советская система научных  исследований и разработок подразделялась на четыре отдельные сектора или  пласта:
- сектор академических  институтов;
- сектор высших учебных  заведений;
- сектор отраслевых  исследований и разработок;
- промышленный сектор.
Кроме бюрократического разделения советская система научных  исследований и разработок характеризовалась  и высокой степенью разделения по географическому признаку. В советский  период было создано свыше 50 закрытых научных центров, так называемых “научных городков”. По соображениям безопасности многие из них специально были расположены в изолированных районах или на огороженных и охраняемых территориях, примыкающих к настоящим городам, где проживало гражданское население. Как правило, в таких городах имелись одно или два специализированных предприятия и связанные с ними исследовательские институты. И опять же, все было организовано так, чтобы практически отсутствовала связь между производимой этими “научными городками” продукцией и потребностями промышленных предприятий близлежащих городов в научных исследованиях и разработках. Финансирование этих “научных городков” почти полностью осуществлялось из государственного бюджета, а не из коммерческих источников. В конечном итоге, их работа практически не имела коммерческой ориентации. Когда же бюджетное финансирование стало сокращаться, многие из этих городов и их наукоемкие градообразующие предприятия оказались нежизнеспособными. Тем не менее, в этих городах до сих пор наблюдается высокая концентрация одних из лучших научных и технологических ресурсов России.
Советская/российская система  науки и технологии претерпела существенные изменения после распада СССР. Но, несмотря на глубину произошедших изменений, успешный переход к системе науки и технологии, основанной на принципах рыночной экономики, так и не был достигнут. Эти изменения также не привели и к созданию продуктивных партнерских отношений между наукой и промышленностью, которые могли бы служить источником развития динамичной инновационной экономики [23].
Первое нормативно-правовое закрепление в российском законодательстве термин «Инновации» получило в Постановлении Правительства РФ  «О концепции инновационной политике РФ на 1998-2000 гг.» [33].
Основными нормативными актами, регулирующими инновационную  деятельность в России, сегодня являются:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №198-ФЗ (ред от 08.11.2008 г.) «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», в котором прописано распределение сумм субсидий на финансирование отдельных инновационных программ [1].
2. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и личного имущества для осуществления предпринимательской деятельности, а также иной деятельности, не запрещенной законом. Закон предусматривает создание Фонда поддержки малого предпринимательства, который не должен быть коммерческим. Основным его направлением является поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений  [2].
3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» направлен на стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот, на создание государственных научных центров и других структур. В Законе определены основные принципы государственной научно-технической политики [3].
    Федеральным законом от 19.07.2007 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» предоставляет налогоплательщикам, осуществляющим финансирование инновационной деятельности, дополнительные преференции и льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения [5].
В частности, освобождаются от обложения налогом  на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы и базы данных, а также определяется перечень освобождаемых от обложения указанным налогом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Правительству РФ предоставляется полномочие по утверждению дополнительного перечня фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, средства которых, получаемые организациями в рамках целевого финансирования, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Вводится коэффициент ускоренной амортизации в отношении имущества, используемого для осуществления научно-технической деятельности, а также увеличивается норматив расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В интересах  налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрена  возможность отнесения к расходам затрат на патентование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки [5].
    Федеральным законом от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» регламентируется деятельность организаций, и определяются пути и формы расходования средств. Выделены несколько приоритетных позиций, по которым будет проведена основная работа, а именно: техническая инфраструктура, кадры, имитационное моделирование. Первая подразумевает модернизацию существующего и приобретение нового оборудования для проведения фундаментальных научно-исследовательских работ. Работа по второй позиции нацелена на улучшение вузовских программ подготовки специалистов в области нанотехнологий. Третья – создание центров для разработки и проверки физических моделей и вычислительных методов, обеспечивающих проведение экспериментов в основных областях применения нанотехнологий [4].
    другие нормативно правовые акты Правительства России, Министерств и ведомств.
Инновационный процесс представляет собой часть  экономической деятельности. Он характеризует  процессы обновления традиционного производства, замещения обычной потребительской продукции и методов производства прежней продукции их новыми прогрессивными видами. На скорость этого обновления и замещения при соответствующем уровне эффективности оказывает значительное влияние интенсивность инновационной деятельности. О распространенности, экстенсивности, масштабности процессов обновления позволяют судить относительные масштабы этой деятельности.
Оценку интенсивности  инновационной деятельности, как  показателя насыщенности экономической деятельности инновационной, можно проводить по доле затрат на НИОКР. По данным Госкомстата удельный вес затрат на НИОКР в период с 2005-2007 гг. составлял лишь 0,3% от общей суммы инвестиций в нефинансовые активы (Приложение 5) [26].
Низкий уровень  инновационности продукции является прямым следствием невысокой плотности инновационной деятельности в России. Усредненный показатель этой плотности (OECD, 2006) в 2002-2004 гг. для обрабатывающей промышленности оказался равным 34,8%. По данному индикатору наша страна занимает позицию, близкую к наименее активным в инновационном плане странам, таким, как Турция (33.3%) и Испания (34.8%). Для сравнения – по странам ОЭСР удельный вес инновационно-активных организаций, составленный с учетом их численности, в обрабатывающей промышленности имеет диапазон изменения от 25% до 80% и в среднем ближе к 50%.
Усредненная за три года с 2002 г. по 2004 г. доля инновационной продукции, известной рынку, составляет примерно 82% и, соответственно, доля продукции новой для рынка  равна 18%. Эти значения чистой диффузии и новой для рынка продукции оказываются весьма близкими к средним для Западной Европы, где они равны 80% и 20% соответственно. В то же время, нельзя не отметить, что для постсоциалистических стран показатели чистой диффузии значительно ниже, а показатели новой для рынка продукции, соответственно, гораздо выше. Так, для Румынии масштаб новой для рынка продукции составляет 86%, а для Эстонии – 46%, а доли производства известной рынку инновационной продукции соответственно равны 14% и 54% [27].
Можно отметить, что в  России имеет место следующий  парадокс. С одной стороны, российские относительные масштабы производства новой для рынка инновационной продукции и масштабы чистой диффузии, являются типичными для промышленно развитых стран Европы. С другой стороны, во многих случаях российскую инновационную продукцию новую для рынка нельзя считать новой для внешнего рынка. Имеются виды производств обрабатывающей промышленности, в которых значительная часть российской инновационной продукции новой для рынка оказывается новой и для внешнего рынка, но доля этих производств невелика. Данный парадокс объясняется нацеленностью российских предпринимателей на внутренний рынок. Последнее можно объяснить как их ориентацией на достаточно низкую требовательность российского потребителя к качеству производимого продукта, так и значительной емкостью внутреннего рынка. Западноевропейскую масштабность  российских процессов чистой диффузии инновационного продукта, на порядок превышающую  масштабы диффузии в восточноевропейских странах, можно связать с тем обстоятельством, что наш национальный рынок весьма значителен по размерам.
Надежду на разворот российской инновационной деятельности в сторону креативных, радикальных инноваций дает тот факт, что в последние годы вклад высоко- и средне- высокотехнологических видов экономической деятельности в объем новой для рынка российской инновационной продукции составляет примерно 70% [34].
Несмотря на утверждение  Правительства РФ о следовании политике инновационного пути развития страны, цифры статистики не утешают. К примеру, наблюдается уменьшение числа организаций, выполняющих исследования и разработки, и, соответственно, числа персонала, занятых на этих предприятиях. Если в 1992 число таких организаций составляло 4 555 шт., то в 2006 г. эта цифра упала до 3 622 шт. (относительное снижение – на 21%) (приложение 6) [26].
В России имеется популяция  малых и средних инновационно активных предприятий, которые можно  отнести к технологическим. Об этом свидетельствует хотя бы те факты, что в 2003-2005 г.г. для класса инновационно активных средних предприятий доля затрат на исследования и разработки выше средней по стране в 1,5 раза, близка к средней по стране доля расходов на исследования и разработки для  группы малых предприятий (меньше 50 чел.). Но, к сожалению, следует отметить, что популяция этих технологических фирм в России не велика. Это подтверждает и тот факт, что по численности занятых малые и средние предприятия составляет менее 7% от числа всех инновационно активных предприятий, а по затратам на технологические инновации их доля оказывается чуть выше 20% [33].
Доля финансирования научной деятельности в России по-прежнему очень мала – она составляет 0,36% от ВВП (Приложение 7), в то время как в Японии этот показатель равен 3,3%, в странах ЕС – 1,7%, в США – 2,6% (Приложение 8). 
Основная часть расходов на исследования и разработки производится из средств бюджета (60,2%), на втором месте  средства организаций предпринимательского сектора (19,7%), а на третьем – средства иностранных источников (9,4%) (Приложение 9).
Основная проблема, с  которой сегодня сталкивается Россия при переходе на инновационный путь развития, это отсутствие первичной институциональной базы для возникновения достаточно значимой мотивации экономических агентов в производстве – к инновациям, а в научно-исследовательской сфере – к прикладной деятельности, ориентированной на создание инновационного потенциала для производства.  Нужно ввести стандартные, апробированные практикой стран, добившихся значительных успехов на этом пути, системы институтов, адаптировав их для российских условий [39].
Задачей государственной  политики также является организация  гибкого, быстро перепрофилирующегося рынка труда, формирование рабочей силы, способной к созданию инновационных продуктов и новых методов производства и распространению технологий в наиболее важных областях технологического развития страны. Образование является основой, обеспечивающей эту способность рабочей силы. Большое влияние на развитие абсорбционных свойств предпринимательской среды оказывает ее открытость для знаний и идей, генерируемых во внешнем мире.
Необходимы разработка и принятие в качестве юридической  нормы таких полновесных институциональных инструментов, как государственный грант и контракт на выполнение исследований и разработок, порядок бюджетного финансирования государственных исследовательских организаций на основе оценки качества проводимых исследований; стандарты независимой научной экспертизы проектов.

2.2. Особенности инновационной деятельности Пермского края

Важное место в современных  условиях развития инновационного потенциала региона занимает правовая компонента. Под законодательством, направленным на создание благоприятного инновационного климата и способствующего развитию инновационного потенциала региона, понимают как специализированные законы, касающиеся инновационной деятельности, так и особые региональные программы по развитию инноваций, а также различные нормативно-правовые акты, которые образуют инновационную инфраструктуру в аспекте законодательства.
Основными региональными  нормативно - правовыми актами, определяющими  и регулирующими инновационную  деятельность в крае, являются следующие:
1. Закон Пермского  края от 11.06.2008 г. №238-ПК «Об инновационной деятельности в Пермском крае». Настоящий Закон регулирует инновационную деятельность в Пермском крае с целью обеспечения устойчивого развития социально-экономического потенциала края [7].
2. Закон Пермской области  от 28.03.1997г. №700-100 (ред. от 26.12.2007) «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области», где на законодательном уровне закрепляется поддержка малого предпринимательства в части передачи результатов НИОКР и инновационных программ [6].
3. Закон Пермской области от 14.05.98 г. № 96-2 «О науке и научно-технической политике Пермской области» [9].
4. Постановление ЗС Пермской области от 16.02.06 г. № 10 «О проекте концепции программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 годах и на период до 2015 года». [10].
5. Постановление ЗС Пермской области от 17.02.05 г. № 2074 «О принятии концепции промышленной политики Пермской области на 2005-2008 годы» [11].
6. Постановление ЗС Пермской области от 26.09.02 г. № 388 «Об основных направлениях стратегического развития Пермской области» [12].
7. Решение ЗС Пермской области от 10.01.2000 г. № 748 «Об основных направлениях научно-технической политики в Пермской области до 2008 г.» [13].
8. Соглашение № 80/93 от 30 июня 2004 г. о сотрудничестве между Российским фондом фундаментальных исследований и администрацией Пермской области о проведении совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований в 2004 - 2006 гг. [14].
Нормативно-правовое регулирование  инновационной деятельности в Пермском крае осуществляется в основном на базе Закона Пермского края от 11.06.2008г. №238-ПК «Об инновационной деятельности в Пермском крае». Закон определяет правовые, экономические, организационные основы регулирования инновационной деятельности в Пермском крае и устанавливает:
    основные цели и задачи инновационной деятельности;
    формы государственной поддержки;
    меры стимулирования инновационной деятельности;
    правовое положение субъектов инновационной деятельности;
    полномочия органов государственной власти и участие органов местного самоуправления в сфере инновационной деятельности;
    основные виды инновационной деятельности.
Основные направления инновационной политики предлагается утверждать Законодательному Собранию Пермского края. Кроме этого к компетенции Законодательного Собрания Пермского края отнесено утверждение объема средств краевого бюджета, направляемых на инновационную деятельность, осуществлять законодательное регулирование, устанавливает налоговые и иные льготы субъектам инновационной деятельности.
Основными приоритетами деятельности Правительства Пермского края в  рамках закона в отношении инновационной  деятельности являются развитие инновационной инфраструктуры и поддержка субъектов инновационной деятельности.
Согласно Закону Пермского  края финансирование научной и научно-технической деятельности из средств бюджета, внебюджетных фондов, собственных средств субъектов инноваций, средств частных инвесторов и средств финансово-кредитных учреждений. При этом из средств краевого бюджета предусмотрено финансирование краевых инновационных программ и проектов, закупки инновационной продукции, осуществляемые по заказам органов гос. власти пермского края, мероприятия по поддержке малого инновационного предпринимательства и соглашения в сфере инновационной деятельности [7].
В Пермском крае необходимая организационная  и инфраструктурная база для активизации инновационной деятельности сформирована на базе Пермского государственного технического университета: создан Университетский инновационный научно-образовательный комплекс, функции и структура которого сформированы при выполнении программ и проектов Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Пермского края, так как инновационные преобразования региональной экономики немыслимы без подготовки соответствующих специалистов высшей квалификации.
Одним из ключевых приоритетов  Пермского края является экономический рост на основе сбалансированного развития экономики, поэтапного замещения сырьевой составляющей в валовом региональном продукте на высокотехнологичную, наукоёмкую продукцию и эффективного использования  научно-технического потенциала Пермского края.
Пермский край является регионом с высоким уровнем развития научной базы и высокими показателями ее работы. Так, по показателю количества поданных заявок на изобретения и выданных патентов Пермский край занимает 11 место в России, в том числе: на полезные модели – 10-е место, на изобретения – 12-е место, на товарные знаки – 12-е место. Кроме того, в Пермском крае высокие показатели использования результатов научной деятельности: по использованию изобретений Пермский край, начиная с 2003 г. занимает 1-е место среди всех регионов РФ; по использованию полезных моделей - 5-е место среди регионов Приволжского федерального округа и 13-е место среди регионов РФ; по использованию промышленных образцов – 8-е место среди регионов Приволжского федерального округа и 13-е место в общем рейтинге регионов РФ. По количеству созданных передовых технологий Пермский край занимает 20 место в России. По количеству использованных передовых технологий – 11 место в России.
По сумме внутренних затрат на исследования и разработки Пермский край занимает 10 место в России, а по показателю удельного веса исследователей в структуре персонала, занятого исследователями и разработками (45% в 2004 г.) - второе место в Приволжском федеральном округе [41].
В Пермском крае в настоящее время  имеются конкурентоспособные научно-технические  разработки по ряду направлений: новые  материалы, биотехнологии, технологии в сфере природопользования и  энергетики, однако спрос на них  со стороны региональных предприятий  недостаточен, эти разработки не реализуются в производстве, показатели экономической и финансовой отдачи от них весьма низкие. Так, удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий Пермского края составляет только 31-33%. Кроме того, сильно отстает от общероссийских и показатель патентной активности на промышленные образцы, по которому Пермский край занимает лишь 35/36 места. Это обусловлено явной недостаточностью организаций и людей, занимающихся защитой прав интеллектуальной собственности (в настоящее время в Пермском крае всего 7 патентных поверенных, в то время как в России их 1027, в Приволжском ФО – 77).
Особенностью организации научно-исследовательских  и инновационных ресурсов в Пермском крае является и то, что в регионе отсутствует инфраструктура инновационной деятельности адекватная современным требованиям развития науки и производства. В результате, несмотря на то, что в целом по уровню инновационной активности Пермский край по данным Госкомстата занимает 1 место в России, по всем другим показателям его позиции намного ниже. Это означает отсутствие взаимосвязи между основными субъектами инновационной экономики и несогласованность научно-технической и исследовательской деятельности (каждый действует сам по себе, нет перетока результатов по цепочке внедрения инноваций) (Инновационный потенциал).
Таким образом, можно выделить:
- хорошую обеспеченность края  научной базой для осуществления  и развития НИОКР, в то же  время низкую ориентированность результатов НИОКР на потребности региональной экономики;
- отсутствие в регионе  инфраструктуры инновационной деятельности, адекватной современным требованиям  развития науки и производства.
В Пермском крае имеется  достаточно большое количество высших учебных заведений, готовящих специалистов для различных отраслей экономики, научно-исследовательских институтов и ведомственных (корпоративных) научно-исследовательских лабораторий, осуществляющих отраслевые исследования, а также имеется единственный на Урале и в Поволжье вуз – Пермский государственный университет, вошедший в число 17 инновационных университетов России.
В Пермском крае осуществляют свою деятельность 3 филиала и 4 института  Уральского отделения Российской академии наук, 14 высших учебных заведений, и около 35 отраслевых институтов и конструкторских бюро научных и промышленных организаций [44].
Управление академическими институтами осуществляется Президиумом  Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук (ПНЦ УрО РАН).
Общее руководство и координацию деятельности высших учебных заведений осуществляет областной совет ректоров высших учебных заведений.
Прикладной сектор науки  не имеет общей руководящей и  координирующей структуры, что обусловлено  достаточно широким спектром решаемых организациями задач и значительной разнородностью отраслевой подчиненности.
С начала 2002 года общую  координацию деятельностью прикладных научных организаций осуществлял  департамент промышленности и науки  Пермской области, в настоящее время  Министерство промышленности и природных ресурсов Пермского края.
Правительство Пермского  края проводило последовательную политику в области инноваций. По его инициативе еще в 2003 году возник первый региональный венчурный фонд в России — Пермский фонд содействия венчурным инвестициям (с 2006 года — агентство).
В Прикамье есть также  Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической  сфере. Это некоммерческая организация, получившая по 95 млн рублей из краевого и федерального бюджетов по программе  региональных венчурных фондов [42].
С целью выработки  общей стратегии развития научных  школ и направлений происходит постоянное взаимодействие Президиума Пермского  научного центра УрО РАН, совета ректоров вузов и исполнительных органов  государственной власти края, в результате которого в регионе существует единая позиция представителей науки как по общим вопросам научного развития края, так и по вопросам развития экономики и общества.
По данным Территориального органа федеральной службы государственной  статистики по Пермской области в 2005 непосредственно научными исследованиями и разработками было занято более 15 тысяч научных сотрудников, из которых около 46% составляют исследователи и около 7% технический персонал.
В государственной научной  сфере Пермского края  активно работают более 10 тыс. учёных, из них более 600 докторов наук, более 2000 кандидатов наук, около 1 тыс. докторантов и аспирантов.
В регионе сформировались и развиваются научные школы  и направления в следующих  областях:
    волоконно-оптические технологии (ПНППК - системы инерциальной навигации; ОАО «Морион» - цифровые каналы проводной связи);
    механика жидкости и газа (Институт механики сплошных сред УрО РАН: МГД - перемешиватели и насосы для жидких металлов - внедрены в ОАО «Ависма» и ОАО «Соликамский магниевый завод»);
    микробиология, биотехнологии (Институт экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН - разработка биокатализатора для синтеза  акриламида и его полимеров - внедрена на «Пермском заводе им С.М. Кирова» для очистки питьевой воды);
    технологии создания авиационных двигателей (создание авиационного двигателя ПС-90А на ОАО «Авиадвигатель», разработки  и внедрение систем газоперекачки и малой энергетики на основе авиационных двигателей - НПО «Искра»;
    органическая химия;
    создание композиционных материалов;
    создание лекарственных препаратов;
    технологии использования недр.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.