Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Европейский банк реконструкции и развития: направления его деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Федеральное Агентство по образованию  Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
 

Кафедра валютно-кредитных отношений

 
 
 
 
Курсовая работа по дисциплине “Деньги. Кредит. Банки”
 
Европейский банк реконструкции  и развития:
направления его деятельности
 
 
 
 

Выполнил: студент

группы 6070
Фролова О.Е.
 
Проверил:
 
 

Новосибирск 2007

 
 
Содержание 
 
 
 

Введение

 
Международные валютно-кредитные  организации представлены различными международными институтами, обслуживающими международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
В условиях перехода к  рыночной экономике страны Центральной  и Восточной Европы столкнулись с проблемой кредитования сектора малого и среднего бизнеса. С 1991 г. международным финансовым институтом, осуществляющим кредитование различных проектов в постсоциалистических странах, идущих по пути рыночной экономики и демократии, в том числе и России, с целью развития в этих странах частной предпринимательской инициативы, стал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
ЕБРР наряду с МВФ, Группой Всемирного банка, Банком международных  расчетов входит в группу международных  финансовых организаций, деятельность которых на мировых финансовых рынках носит глобальный характер. По сути, данные финансовые институты задают стратегические параметры развития мировых финансовых рынков и осуществляют процесс их регулирования.
ЕБРР тесно сотрудничает со многими другими международными организациями, в частности с международными финансовыми учреждениями, такими как Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и МВФ. Вместе с тем ЕБРР представляет собой уникальное сочетание коммерческого банка и банка развития, что отображается в преимущественном направлении его ресурсов в негосударственный или приватизируемый сектор. Он играет свою уникальную роль, и у него иные (в отличие от других более старых организаций) сильные стороны. Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других банков развития, является поддержка им частного сектора – не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор.
В данной работе рассмотрены основные направления деятельности ЕБРР в  разрезе стран операций. Первая глава посвящена процессу создания ЕБРР, а также описанию его организационной структуры. Во второй главе говорится об отношениях ЕБРР со странами Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Отдельная глава посвящена деятельности ЕБРР в России.
При написании курсовой работы в качестве источника опорного материала были использованы учебное пособие Шмыревой А.И. и Климова А.Ю. “Международные валютно-кредитные институты”, учебник под редакцией Красавиной Л.Н. “Международные валютно-кредитные и финансовые отношения”, а также работы аспиранта Финансовой академии при Правительстве РФ, главного специалиста ОАО “Внешторгбанк” Мигуна И.В.  
  
   
 

Глава 1 Процесс  учреждения ЕБРР, его структура

1.1 Создание ЕБРР

 
Европейский банк реконструкции и  развития (ЕБРР) – международная межправительственная финансовая организация, созданная в соответствии с Соглашением об учреждении ЕБРР, подписанным в Париже 29 мая 1990 г. и вступившим в силу 28 марта 1991 г. Открыт ЕБРР был в апреле 1991г. со штаб-квартирой в Лондоне. Необходимость создания ЕБРР во многом предопределялось теми радикальными политическими и экономическими изменениями, которые произошли на  рубеже 80-х и 90-х г.г. в Центральной и Восточной Европе. Данный временной период международного развития характеризуется системным кризисом, а затем и распадом коммунистического блока. На территории бывших 8 восточноевропейских социалистических стран и 15 союзных республик Советского Союза образовались 26 новых независимых демократических государств, ориентирующихся в своем развитии на принципы многопартийной демократии и рыночной экономики.   
Указанное Соглашение ратифицировано Постановлением Верховного Совета СССР от 26.03.1991 г.  № 2048-1. Впоследствии акции  СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. 29 марта 1993 г. между Правительством РФ и ЕБРР подписано Соглашение о постоянном представительстве ЕБРР в Российской Федерации.
В момент создания в 1990 г. ЕБРР насчитывал 41 участника. В числе  основных учредителей банка выступили представители группы семи ведущих индустриальных стран мира (“Большой семерки”): США, Япония, Германия, Канада, Великобритания, Франция и Италия. Данный состав участников свидетельствует о той значимости, которая изначально придавалась международным сообществом Европейскому банку в решении глобальных экономических задач. В создании ЕБРР также участвовали все европейские страны (кроме Албании),  Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС (ныне ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Договаривающиеся стороны  в составе большинства ведущих  стран Европы, Америки, Азии, Европейского Сообщества учредили Европейский банк реконструкции и развития, принимая во внимание признание основополагающие принципов рыночной экономики; намерение стран Центральной и Восточной Европы способствовать осуществлению на практике многопартийной демократии, укреплению демократических институтов, правового государства и уважению прав человека, а также их готовность осуществлять реформы с целью перехода к экономике, ориентированной на рынок; важность тесного и скоординированного сотрудничества в деле содействия экономическому прогрессу стран Европы, оказания помощи их экономике в повышении конкурентоспособности на международных рынках, в реконструкции и развитии и, тем самым, при необходимости, в снижении рисков, связанных с финансированием их экономики; убежденность, что учреждаемый многосторонний финансовый институт, европейский в своей основе и широко международный по своему членскому составу, поможет достижению указанных целей и будет представлять собой новую и уникальную структуру сотрудничества в Европе.    
Членами ЕБРР могут быть, помимо европейских государств, все  члены МВФ. На 1 января 2004 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран, а также ЕЭС и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.
В начале и середине 90-х г.г. к  первоначальным и основным учредителям  ЕБРР присоединились новые независимые  государства из бывшей социалистической системы Центральной и Восточной  Европы. В настоящее время процесс формирования количественного состава стран-участниц ЕБРР окончательно не завершен, он продолжается, хотя и не так интенсивно, как ранее.
 

1.2 Организационная структура ЕБРР

 
Руководство деятельностью  ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих – высший распорядительный орган ЕБРР – включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его управляющий или его заместитель может быть отозван в любой момент. Заместитель может принимать участие в голосовании только в отсутствие управляющего. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя. Все полномочия ЕБРР в принципе являются прерогативой Совета управляющих, который решает принципиальные вопросы деятельности Банка. Часть полномочий в интересах повышения эффективности работы ЕБРР может при необходимости делегировать Совету директоров. Однако Совет управляющих сохраняет полноту полномочий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. При этом исключительной компетенцией Совета управляющих является решение следующих вопросов:
    прием новых членов ЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в банке;
    избрание директоров и президента ЕБРР, установление размера вознаграждения директоров и заместителей директоров, а также других условий договора с президентом;
    увеличение или уменьшение разрешенного к выпуску уставного капитала ЕБРР;
    предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;
    утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) общего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекращении деятельности ЕБРР и о распределении его активов;
    внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляциям, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Советом директоров;
    принятие решения о прекращении деятельности;
Совет управляющих проводит ежегодное заседание, а также  другие заседания по своему усмотрению или просьбе Совета директоров. Заседание Совета управляющих созывается Советом директоров по требованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее одной четверти от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР. Две трети управляющих составляют кворум на любом заседании Совета при условии, что такое большинство представляет не менее 2/3 общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР.
Совет директоров — главный  исполнительный орган, в компетенции  которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих. В их числе: 1) подготовка работы Совета управляющих;
2) в рамках указаний Совета  управляющих определение политики  и принятие решений в отношении  предоставляемых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказания технической помощи и прочих операций ЕБРР;
3) предоставление проверенной  аудиторами отчетности за финансовый  год на утверждение Совета  управляющих на ежегодном заседании;
4) утверждение и реализация  бюджета ЕБРР.
Совет директоров состоит  из 23 членов: 11 директоров избираются управляющими от стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора от стран Центральной  и Восточной Европы, имеющих право  на получение помощи от ЕБРР; 4 директора — от остальных европейских стран; 4 директора — от неевропейских стран. Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не менее 2/3 общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался. Заместители директоров имеют право голоса, когда они замещают своих директоров. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство (более половины от общего числа) голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85%, голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании). Структура акционерного капитала Банка определена таким образом, что страны «семерки» либо страны — члены ЕС обладают большинством акций Банка и соответственно могут влиять на принятие любых решений.
Квота Российской Федерации  в уставном капитале ЕБРР составляет 4% (на долю СССР приходилось 6%). По договоренности с соответствующими странами Директорат Российской Федерации с октября 1992 г. представляет в ЕБРР интересы Республики Беларусь (квота в капитале 0,2%), а с апреля 1993 г. также и Таджикистана (квота 0,1%).
Президент ЕБРР избирается на 4 года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет текущей деятельностью ЕБРР под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голосованиях, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета управляющих и председательствует на Совете директоров.
 
 
 

Глава 2 Региональная направленность деятельности ЕБРР

2.1 ЕБРР и  страны Центральной  Европы

 
В условиях перехода к рыночной экономике страны Центральной и Восточной Европы столкнулись с проблемой кредитования малого и среднего бизнеса. ЕБРР является международным финансовым институтом, осуществляющим кредитно-инвестиционную политику в постсоциалистических странах, в том числе в России, идущих по пути рыночной экономики и демократии, с целью развития в этих странах частной и предпринимательской инициативы. За десятилетие рыночных преобразований экономика реформируемых стран претерпела значительные изменения. Причем первые десять лет рыночных реформ показали, что процесс преобразований осуществляется в разных странах неравномерно, с разной степенью результативности. В то время как определенная группа стран добилась впечатляющих показателей экономического развития, общую положительную динамику которых не смог изменить даже мировой финансовый кризис 1998 г., другая группа стран менее продвинулась на пути рыночных преобразований, а отдельные страны серьезно пострадали от финансового кризиса. В связи с этим, по критерию эффективности рыночных реформ в странах с переходной экономикой, а также в соответствии с принятой классификацией Европейского банка, все страны операций могут быть разделены на три группы:
      Так называемые страны продвинутого этапа реформ, главным образом, страны Центральной Европы;
      Страны начального (промежуточного) этапа реформ – страны СНГ и Юго-Восточной Европы;
      Отдельную и самостоятельную позицию в региональной классификации ЕБРР стран с переходной экономикой занимает Россия;
Подробнее отношения России с  ЕБРР будут рассмотрены в главе 3. В данной главе остановимся на странах Центральной и Восточной Европы и СНГ.
Первая группа объединяет 9 стран: Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словацкая республика, Словения, Хорватия, Чешская республика и Эстония. Для  данной группы стран характерны следующие параметры. Темпы инфляции составляют менее 12% в год. Проведена углубленная приватизация, благодаря которой доля частной собственности приближается  к западным уровням. Высок объем прямых иностранных инвестиций. Только за период с 1993 по 2000 г. их объем увеличился примерно в 4 раза: с 4 до 17 млрд долл. В целом, в 1999 г. ЕБРР вложил в данную группу стран 39% инвестируемого капитала.1
Главная задача ЕБРР – содействовать  переходу стран данного региона  к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Исходя из этого, можно выделить основные функции, которые реализует ЕБРР в рамках своей деятельности в странах   Центральной Европы:
      содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства;
      мобилизация иностранного и  местного капитала для выполнения вышеуказанной деятельности;
      осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;
      оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов;
      стимулирование развития национальных рынков капиталов;
      оказание поддержки экономически выгодным проектам, в которых участвует несколько стран-бенефициаров;
      активное проведение операций в области экологии и устойчивого развития;
Группа стран операций ЕБРР в  Центральной Европе занимает лидирующие позиции в портфеле Европейского банка как по общему количеству подписанных проектов, так и по объему финансирования. На начало 2000 г. ЕБРР подписал в Центральной Европе 293 проекта на общую сумму 5,4 млрд евро. Наибольшие объемы ассигнований приходятся на Польшу – 1,4 млрд евро, а также Венгрию – 1,2 млрд евро (см. график 1).  
График 1

 В финансовом секторе  стран Центральной Европы ЕБРР  оказывает поддержку в приватизации  крупных местных банков, а также  активно работает с такими  небанковскими организациями, как  страховые и лизинговые компании. Так, в рамках механизма ЕС и ЕБРР по кредитованию малого и среднего бизнеса предполагалось открытие кредитных линий банкам, лизинговым компаниям в 10 станах – Болгария, Чешская республика, Эстония, Латвия, Литва и ряд других для дальнейшего кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. На конец 2003 г. объем ассигнований ЕБРР на подписанные проекты достиг 645 млн евро, в результате во всех странах региона было предоставлено более 25 тыс. кредитов и лизинговых средств на общую сумму 590 млн евро2. При этом возвратность кредитов составляла 99%. При этом, по мере вступления стран в ЕС ЕБРР намеревается и дальше вкладывать в них капитал с учетом их конкретных потребностей.  
Кроме того, ЕБРР оказывает  поддержку местным компаниям, предлагая  им новаторские формы заимствования на фондовом рынке и осуществляя прямые вложения в их акционерные капиталы. В сфере инфраструктуры капиталовложения ЕБРР направлены на повышение качества водоснабжения в регионе, а также на развитие транспортных систем, в особенности железнодорожной.
ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и  промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При  этом предоставление государственных  гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.
Банк принимает к  рассмотрению проекты, поступающие из любых источников. Важнейшим условием при рассмотрении поступающего обращения, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, является качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного финансирования. Основными объектами кредитования ЕБРР в странах Центральной Европы являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями.
Таким образом, ЕБРР играет важную роль в становлении рыночной экономики  в странах Центральной Европы, активно поддерживая процесс  укрепления финансовых организаций, инфраструктуры и развития корпоративного сектора.

2.2 Деятельность Банка в  странах Юго-Восточной Европы и СНГ

 
Вторая группа стран в соответствии с критерием эффективности рыночных реформ – это страны начального (промежуточного) этапа реформ. Данная группа объединяет в основном страны СНГ и Юго-Восточной Европы: Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, Македония, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Всего данная группа насчитывает 16 евроазиатских государств. На нее приходится 37% инвестируемого капитала ЕБРР. Для данной группы стран характерны более высокие темпы инфляции, как правило, значительно превышающие нормативный уровень в 12% годовых, на который уже вышли страны продвинутого этапа реформ. В странах начального этапа реформ макроэкономические показатели имеют общую положительную динамику, хотя и не такую значительную и устойчивую, как в странах первой группы. Страны СНГ и Юго-Восточной Европы в большей степени подвержены рискам как внутреннего, так и внешнего порядка, что в конечном итоге, сказывается на эффективности рыночных преобразований в данной группе стран. Эти страны еще недостаточно интегрированы в мировую экономику, что проявляется в страновых ограничениях в таможенной, валютной и торговых сферах их деятельности. В то же время, за последние годы объем прямых иностранных инвестиций в эту группу стран значительно возрос. С 1994 по 2000 г.г. сумма инвестиций возросла с 1,6 до 4,1 млрд долл., т.е. увеличилась практически в 3 раза.
В целом, по состоянию на начало 2000 г., ЕБРР подписал в данном регионе 174 проекта на общую сумму 3,8 млрд евро. Наибольшие объемы финансирования пришлись на Румынию – 1,5 млрд евро и Украину – 832 млн евро (см. график 2).
График 2

В рамках программы содействия развитию торговли в странах с переходной экономикой ЕБРР выдает гарантии западным банкам по обязательствам банков-эмитентов в странах операций. Данный механизм способствует укреплению репутации местных кредитных организаций на международном финансовом рынке, а также содействует развитию потенциала финансирования торговли. К числу такого рода финансовых операций можно отнести экспорт хлопка из Узбекистана, закупки зерна Казахстаном, лекарств Македонией и Россией, а также ряд других проектов.
Основная цель банка  состоит в поощрении инвестиций в данном регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
Среди задач, которые  определяет для себя ЕБРР в отношении стран Юго-Восточной Европы и СНГ, наиболее важной является содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).
Осуществляя кредитную  деятельность в данном регионе, ЕБРР:
      использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела;
      гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операции по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
      сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
      сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;
      осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями;
      гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
      стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.
Многие государства испытывают трудности в политической, организационной и экономической областях, обусловленные социально-экономической нестабильностью, отсутствием разработанной законодательной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. К тому же, с политической и экономической точки зрения данная группа стран является самой сложной для деятельности ЕБРР (особенно, регион Юго-Восточной Европы и Кавказа). Обусловлено это тем, что в данном регионе существуют разного уровня локальные военно-политические конфликты. Именно поэтому во всех нестабильных точках региона Банку отводится значительная роль в стимулировании процесса привлечения инвестиций, восстановлении и развитии экономик стран. 
В своей деятельности в странах  Восточной Европы и СНГ ЕБРР натолкнулся  на сохраняющуюся сдержанность международных  инвесторов и коммерческих банков в  отношении расширения финансирования проектов в частном секторе. Это  выявило значение ЕБРР как катализатора инвестиций. Нежелание некоторых правительств предоставлять гарантии для проектов в области инфраструктуры в своих странах также сдерживает операции ЕБРР.
    
       
 
 
 

Глава 3 Взаимоотношения  ЕБРР и России

 
За последние 10 лет ЕБРР стал крупнейшим иностранным инвестором в частный сектор российской экономики. Основными по объему российскими заемщиками ЕБРР являются предприятия и организации негосударственного сектора, на которые приходится 87% одобренного финансирования из собственных средств Банка и 84% общей по России суммы заключенных кредитных и инвестиционных соглашений.
Общая стоимость одобренных проектов по России с участием ЕБРР на 31 декабря 2002 г. составила 14,4 млрд. евро. Сумма одобренных вложений собственных  средств ЕБРР составила более 4,8 млрд. евро. Помимо инвестиционных проектов ЕБРР заключил 441 соглашение о техническом сотрудничестве с общим объемом финансирования 216 млн. евро.3
В целом доля России в  выделенных Банком средствах составляет 20%, что делает Россию крупнейшим получателем финансирования у ЕБРР.
За прошедшие годы Банк осуществлял инвестиции практически  во всех секторах российской экономики. Большая часть одобренного в 1991 – 1999 гг. Советом директоров финансирования ЕБРР для России была направлена в  реальный сектор экономики (см. табл. 1).

Табл. 1

Сектор экономики

В целом по портфелю ЕБРР,%
Портфель ЕБРР в России, %
Финансовые организации
30
30
Инфраструктура
28
11
Промышленность и торговля
29
45
Прочее
13
13
Всего
100
100

 
Из таблицы видно, что основной объем средств ЕБРР в России направлен в промышленность и торговлю. Выступавший на Второй всероссийской конференции представителей малого предпринимательства старший советник ЕБРР Б. Нильсен отметил, что из указанных средств непосредственно в торговлю направлены 64%, производство — 27%, сервис — 9%.
География инвестиционных проектов ЕБРР в России весьма обширна — от Калининградской области (улучшение  водоснабжения и водоочистки  в Калининграде, стоимость проекта 16,5 млн. евро) до Камчатки (строительство  геотермальной электростанции – 85,6 млн. евро). Всего проекты ЕБРР осуществляются в сорока субъектах РФ. На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится примерно 1/3 финансирования всех проектов.
Одной из инициатив ЕБРР в России стало создание в 1994 г. Российского  фонда малого бизнеса (Russian Small Business Fund, RSFB). По состоянию на начало 2000 г. при содействии Фонда было предоставлено более 31000 микро- (до 30000 долл.) и малых (до 200000 долл.) кредитов российским заемщикам на общую сумму 380 млн. долларов. На данный момент ежемесячно выдается около 1500 новых кредитов. В среднем кредиты выдаются на срок, не превышающий 3 лет, под 25 – 30% годовых в рублях, или 15—16% годовых в долларах США. Осуществляя программу Российского фонда малого бизнеса, ЕБРР является практически единственным иностранным инвестором, направляющим средства в развитие малых и средних предприятий в различных регионах России.
До 1998 г. ЕБРР наращивал  объем операций в России. Снижение кредитного рейтинга России после финансового  кризиса автоматически привело к превышению объема подписанных обязательств ЕБРР перед российскими заемщиками по сравнению с уровнем, допускаемым правилами Банка для заемщиков с данным кредитным рейтингом. На данный момент объем инвестиций Банка в Россию должен ограничиваться 1,5 млрд. евро, что существенно меньше уже существующих обязательств в З млрд. евро.
Начиная с августа 1998 г. ЕБРР резко сократил новые инвестиции в российскую экономику. Предоставление ЕБРР средств по заключенным кредитам и инвестиционным соглашениям с российскими предприятиями-заемщиками осуществлялось только на основе повторного изучения их финансового состояния и дополнительного анализа финансовой окупаемости проектов в новых условиях.
В ряде случаев финансирование было частично или полностью остановлено в связи с необходимостью пересмотра, по мнению Банка, и реструктуризации ранее подписанных соглашений (например, по проекту кредитования Оскольского металлургического комбината – участие ЕБРР 62,2 млн. евро). В связи с возникшими финансовыми трудностями отмечались случаи отказа от реализации проектов и со стороны российских заемщиков (по инициативе администрации Новосибирска был аннулирован утвержденный под государственную гарантию проект кредитования модернизации аэропорта “Толмачево” – участие ЕБРР 9,6 млн. евро).
Помимо проблем с  возвратом средств, предоставленных  крупнейшим российским банкам — Онэксимбанку (100,6 млн. евро), СБС Агро (31,4 млн. евро), Автобанку (45 млн. евро), и др., — серьезную  озабоченность Банка до последнего времени вызывал ряд крупных промышленных проектов: КамАЗ (104,6 млн. евро), Черногорнефть (22 млн. евро), ГАЗ (66,4 млн. евро), Сахалинское морское пароходство (14,4 млн. евро). Однако в результате переговоров в течение 1999 – 2000 гг. и неоднократного обсуждения проблем по данным проектам на самом высоком политическом уровне удалось добиться значительного прогресса. А именно, достигнута договоренность о реструктуризации задолженности КамАЗа, полностью погашена задолженность по кредиту Черногорнефти, продолжаются переговоры по кредиту Сахалинского морского пароходства, достигнута принципиальная договоренность о реструктуризации задолженности Онэксим-банка, производится частичное погашение кредита ГАЗом при одновременной работе по реструктуризации оставшейся задолженности в сумме 65 млн. евро.
Кризис российской банковской системы, включая банкротство Токобанка, вынудили ЕБРР не только не продолжать ранее одобренные кредитные линии (за исключением Сбербанка, Внешторгбанка  и Международного московского банка), но и в срочном порядке искать пути (в основном через Банк России) сокращения своих инвестиций.
Таким образом, финансовый кризис в августе 1998 г. оказал крайне негативное воздействие на финансовый результат работы Банка. ЕБРР был  вынужден резко увеличить сумму  резервирования по проблемным кредитам. По результатам 1998 года потери Банка составили более 261,2 млн, евро. Из общей суммы кредитного портфеля, не приносящего Банку доходов (473,6 млн. евро), 393,1 млн. евро (т.е. 83%) приходятся на российскую часть портфеля, из них 170,6 млн. евро (43,4%) — на банковский сектор.4
После банковского кризиса 1998 г. ЕБРР вложил средства в создание нового банка, специализирующегося  на предоставлении кредитов малым и  средним предприятиям. Созданный  в 1999 г. Российский банк микрофинансирования (Russia Small Business Credit Bank) уже предоставил более 1250 новых микро- и малых кредитов на общую сумму более 20 млн. долларов.
Несмотря на возникающие  трудности, большинство российских проектов ЕБРР остаются финансово состоятельными, выплаты по ним Банку производятся в срок. Основываясь на материалах, публикуемых ЕБРР, можно с уверенностью сделать вывод, что, несмотря на финансовые потрясения в России и необходимость извлечения из этого определенных уроков, Россия остается основной страной операций Банка.
На данный момент ЕБРР является одним из немногих иностранных  финансовых институтов, который готов  инвестировать средства в реальный сектор российской экономики — как  путем кредитов, так и в виде участия в капитале российских предприятий. Необходимыми условиями для этого являются восстановление доверия инвесторов, реструктуризация банковской системы, совершенствование налогового законодательства и системы корпоративного управления, защита прав и интересов мелких акционеров, прозрачность финансовой отчетности.
ЕБРР активизировал  кредитование лизинговых компаний, работающих в России. Известно как минимум  о четырех крупных проектах, в  которых Банк участвовал в качестве кредитора более чем на 110 млн  долл. Например, был предоставлен кредит компании “Райффайзен-Лизинг” на 150 млн долл. для приобретения промышленного оборудования и транспортных средств с последующей передачей их в лизинг.5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.