Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы реформирования ЖКК города

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Государственный университет управления»
Институт государственного управления и права
Кафедра государственного и муниципального управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа по дисциплине
«Основы муниципального хозяйства»
На тему: Проблемы реформирования ЖКК города
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
Студентка ГиМУ 3-1, Князева Д. С.
Под руководством:
Стадолин М. Е.
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва - 2009
 
 
 
Содержание
Введение             
Цели и задачи реформы ЖКХ.             
Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно - коммунальных услуг             
Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства             
Развитие экономических отношений в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения             
Приватизация и концессия в жилищно - коммунальном комплексе             
Государственная поддержка модернизации жилищно - коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу             
Изменения системы управления жилищным фондом             
Единый информационно-расчетный центр             
Выбор способа управления многоквартирными домами.             
Единый реестр управления многоквартирными домами             
Акционирование государственных унитарных предприятий «Дирекций единого заказчика»             
Развитие самоуправления в жилищной сфере             
Социальные аспекты реформы ЖКХ             
Социальная защита населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг             
Страхование в жилищной сфере
Капитальный ремонт жилищного фонда             
Создание и внедрение системы пообъектного учета потребляемых ресурсов             
Заключение             
Список использованной литературы             

 

 

 

 

 
 
 

Введение

Жилищно-комунальное хозяйство – это сложный многоотраслевой промышленно-технологический комплекс. Оно объединяет жилищное хозяйство, водоснабжение, водоотведение, коммунальную энергетику, внешнее благоустройство, дорожное хозяйство, санитарную очистку и прочее. Производственная структура предприятий жилищно-коммунальной сферы включает более 30 видов деятельности.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из элементов перевода экономики на работу в рыночных условиях, ее результаты имеют ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности населения, комфортных условий проживания.
Сформированный рынок жилья и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на местах механизмы улучшения жилищных условий граждан.
Согласно Концепции реформирования ЖКХ центральным звеном в структуре управления жилищно-коммунальным хозяйством должны стать организации, управляющие жилищным фондом с использованием современных рыночных технологий и менеджмента в своей деятельности.
Очевидно, что вся система функционирования ЖКХ требовала кардинальных изменений.
Cохранение бюджетного финансирования жилищно - коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в регионах - получателях финансовой помощи.
Передача жилищного фонда в муниципалитеты позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.
Эффективное управление собственностью являлось одним из главных условий проводимых преобразований, поэтому был взят курс на организационное разделение функций управлениям хозяйствования, создание служб заказчика, управляющих компаний, введение и развитие частного управления многоквартирными жилыми домами с целью постепенного перевода на режим безубыточного функционирования предприятий путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей.
 

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами.

Кризисное состояние жилищно - коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно - коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно - коммунальной сферы, однако социально - экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 года население оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно - коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40 процентов.
В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно - коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в регионах - получателях финансовой помощи.
В 2000 году недофинансирование жилищно - коммунального хозяйства составило более 20 процентов объема необходимых средств. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно - коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно - коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.
Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно - коммунальная сфера Российской Федерации превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Планово - предупредительный ремонт уступил место аварийно - восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше.
Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения России питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно - энергетических ресурсов.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно - коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально - технических ресурсов.
Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций. По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно - коммунальных услуг, проводимый органами государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации.
Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско - правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.
Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно - коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно - коммунального комплекса необходимо использование программно - целевого метода.
С внедрением рыночных отношений произошли существенные изменения. Начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной.
Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:
-                     дефицит жилья – количественный аспект;
-                     несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей – структурный аспект;
-                     несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья – качественный аспект;
-                     несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда – эксплуатационный аспект.
Состав квартирного фонда во многих городах страны не соответствует демографической структуре населения, что существенно ухудшает жилищные условия горожан. О недостаточных темпах решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных программ в сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие, вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальных квартирах и общежитиях.
Важным аспектом данной проблемы является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточный уровень производства, влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилых помещений.
Невыполнение требований по содержанию и современному ремонту жилищного фонда приводит к ухудшению технического состояния жилья и нарастанию его «недоремонта».
Следует также отметить, что качество жилой среды во многом зависит от уровня содержания и технического обслуживания жилых домов и придомовых территорий. В этой сфере также имеется целый ряд нерешенных вопросов: несвоевременное проведение капитальных и текущих ремонтов, низкий уровень обслуживания инженерного и санитарно-технического оборудования жилых зданий, неудовлетворительное санитарное содержание лестничных клеток и придомовых территорий и т.д.
Вступление в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) коренным образом изменило систему правоотношений между основными субъектами данной сферы: органами власти, населением – потребителем жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и предприятиями - поставщиками этих услуг.
Существует самая тесная взаимосвязь между результатами реформы ЖКХ и реформой экономики страны в целом, а с учетом того, что реформа ЖКХ затрагивает все группы населения, мероприятия по ее реализации должны находиться в поле социально и политически ответственных решений органов власти.
Применяемый в течение длительного времени административный механизм управления жилищной сферой, отсутствие экономической заинтересованности строительных, ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей деятельности и отчуждение жителей от собственности привели к серьезным негативным последствиям и деформациям в жилищной сфере. Произошло снижение качества жилищного фонда и ухудшение условий его эксплуатации.
Основными причинами обострения жилищной проблемы является отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью.
Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению. Основные пути решения жилищной проблемы:
-                     поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного и массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах);
-                     повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);
-                     совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);
-                     совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);
-                     повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).
В результате кардинальных изменений, произошедших в структуре экономических отношений, характеризующихся активным развитием рыночных отношений и формированием новых собственников, значительно изменились место и роль государства во всех отраслях экономики от всеобъемлющей до координационной, обеспечивающей безопасность и социальную защищенность населения. Основной задачей государства остается формирование организационных и правовых основ экономических отношений. Эти тенденции наиболее показательны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, в результате экономических преобразований изменилась структура жилищного фонда по формам собственности, основой отношений стал являться договор.
Сегодня активно ведется последовательная, системная работа по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства. Главная цель реформы ЖКХ – это качественно новый уровень оказания жителям услуг по содержанию, ремонту и благоустройству жилых домов и дворовых территорий, предоставлению коммунальных услуг, создание в городе более комфортных условий для жизни людей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-                     модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда;
-                     перевод ЖКХ на рыночные механизмы работы (упразднение государственной монополии, привлечение частного бизнеса и создание конкуренции);
-                     достижение высокого уровня качества предоставления жилищных и коммунальных услуг и соблюдение социальных гарантий.
Реализация реформы ЖКХ в Москве осуществляется в тесном взаимодействии всех уровней государственной власти, предприятий и организаций и населения.
 

Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно - коммунальных услуг

Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства

 
Один из основных этапов реализации реформирования ЖКХ - создание конкурентной среды в жилищной сфере.
Для этого осуществляется разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями.
Частными собственниками могут являться физические или юридические лица, имеющие в собственности жилищный фонд, собственниками муниципального жилья - специализированные структуры или подразделения органов местного самоуправления.
Указанное разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функций по управлению жилищным фондом.
Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:
-  соблюдение нормативно - технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
-  обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
-  заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;
-  заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов (энергосервиса);
-  обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно - коммунальных услуг.
Управляющая компания должна обеспечить:
-  поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно - коммунальных услуг;
-  выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищно - коммунальных услуг (или выполнение этих функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление жилищном фонде;
-  заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;
-  осуществление системы контроля за выполнением договоров;
-  организацию сбора платежей за жилищно - коммунальные услуги.
Основным требованием при формировании или выборе управляющей компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно - коммунальных услуг.
Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно - коммунальных услуг. В связи с этим были разработаны методические рекомендации по развитию системы договорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядными и ресурсоснабжающими предприятиями.
Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечивает улучшение состояния жилищного фонда, а также уменьшение стоимости жилищно - коммунальных услуг.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
При демонополизации жилищной сферы целесообразно проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).
Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно - коммунальных услуг создало предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стало акционирование.
Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом оказало существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это способствует развитию конкуренции в сфере энергоснабжения.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве привела к развитию конкуренции в двух направлениях:
-  конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
-  конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно - коммунальных услуг от управляющей компании.
Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.
Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
 

Развитие экономических отношений в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения

Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, несмотря на их разнородность, характеризуются следующими общими признаками:
-  использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, относящейся к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т.д.);
-  неразрывность или строгая последовательность процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
-  невозможность для потребителя услуг отказаться от получения этих видов услуг на длительный срок;
-  невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет более интенсивного их предоставления в другой период;
-  необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;
-  тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.
Предприятия жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами. Их деятельность подлежит регулированию.
Существующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства.
Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры - одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования.
Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.
Система регулирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования тарифов, устанавливаемых на федеральном (газ) и региональном (электроэнергия) уровнях.
Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность системы должна обеспечить необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга деятельности предприятий жилищно - коммунального хозяйства, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу.
Введение раздельного учета производства тепловой энергии и услуг по ее передаче позволит создать предпосылки для формирования локальных рынков тепловой энергии путем разделения монопольной транспортировки тепловой энергии и конкурентного производства, что предполагает юридическое выделение и передачу в управление различным хозяйствующим субъектам муниципальных теплосетей и источников тепла. Эта задача имеет большое практическое значение, поскольку в большинстве крупных муниципальных образований есть достаточно большой избыток мощности по тепловой энергии, и в этой ситуации существует объективная экономическая возможность покупать тепловую энергию у более дешевого производителя.
Решение данной проблемы способствует формированию в большинстве крупных городов России локальных рынков тепловой энергии, стоимость которой будет определяться с учетом стоимости ее транспортировки по муниципальным теплосетям. Локальные источники тепловой энергии могут использоваться на территориях с малой плотностью застройки, при сложном рельефе местности, в местах, удаленных от крупных источников тепловой энергии, когда стоимость услуг по передаче этой энергии сопоставима со стоимостью ее производства.
 

Приватизация и концессия в жилищно - коммунальном комплексе

 
В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно - коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях необходимо было провести поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно - эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организационно - правовых форм равных конкурентных условий в борьбе за рынок управления коммунальной инфраструктурой и жилищным фондом. Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечивает равные юридические права для всех участников рынка, а также способствует созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.
В состав акционерного капитала ресурсоснабжающих организаций включаются производственные сооружения, системы диспетчерского управления, устройства, оборудование и приборы, складские помещения.
Для развития концессионных схем привлечения инвестиций была создана нормативно - правовой базы для урегулирования вопросов концессии в жилищно - коммунальном хозяйстве.
Переход на использование новых норм хозяйственных отношений между муниципалитетами и управляющими компаниями, предусмотренных действующим законодательством и учитывающих особенности рыночных взаимоотношений, способствует снижению рисков деятельности управляющих компаний и повышает гибкость муниципалитетов в отношениях с концессионерами.

Государственная поддержка модернизации жилищно - коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу

 
Государственная поддержка модернизации жилищно - коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется по двум направлениям.
Первое направление предусматривает срочное привлечение бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно - коммунальном комплексе.
Второе направление - стратегическое – предусматривающее создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно - коммунальный комплекс, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, создание системы рефинансирования кредитов за счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии средств вторичных инвесторов и других механизмов.
Меры, предусмотренные в рамках второго направления, имеют долгосрочный характер и направлены на создание устойчивого рыночного механизма привлечения капитала в жилищно - коммунальный комплекс.
Средства федерального бюджета должны направляются на реализацию межрегиональных проектов, а также на модернизацию и завершение строительства крупных объектов, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности регионов.
Эти проекты направлены на:
-  ликвидацию кризисного состояния систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации, если существует угроза нарушения функционирования систем жизнеобеспечения, которая может иметь отрицательные последствия для жизни и здоровья населения;
-  модернизацию или завершение строительства крупных объектов, обеспечивающих решение задачи снабжения коммунальными услугами и имеющих определяющее значение для жизнедеятельности региона, если их финансирование невозможно без участия федерального бюджета;
-  решение проблемы ресурсного обеспечения предоставления коммунальных услуг, имеющей значение для нескольких регионов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и предприятиям жилищно - коммунального комплекса, реализующим программы реформирования жилищно - коммунального комплекса и обеспечивающим софинансирование проектов по модернизации жилищно - коммунального комплекса за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средств предприятий и заемных средств, в различной форме оказываться поддержка из федерального бюджета.
Структура финансирования мероприятий подпрограммы по модернизации жилищно - коммунального комплекса состоит из двух частей:
-  средства федерального бюджета, предоставляемые в различной форме субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления, предприятиям жилищно - коммунального хозяйства, осуществляющим проекты по модернизации жилищно - коммунального комплекса;
-  средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средства предприятий жилищно - коммунального хозяйства, дополнительно привлеченные средства частных кредиторов, в том числе под гарантии субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Возможность привлечения в жилищно - коммунальный комплекс долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени тем огромным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно - коммунальный комплекс.
Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости предоставления и потребления коммунальных услуг. Модернизация коммунальной инфраструктуры приведет к существенному сокращению себестоимости коммунальных услуг, а модернизация жилищного фонда - к сокращению потребления энергетических и материальных ресурсов и, следовательно, к получению значительного экономического эффекта от инвестиций.
В общем виде система финансирования проектов по модернизации и развитию жилищно - коммунальной инфраструктуры предусматривает два варианта получения средств.
Первый из них предусматривает получение на возвратной основе средств из бюджета или от частного кредитора путем выявления приемлемого уровня долговой нагрузки, которую может нести заявитель конкретного проекта. В первую очередь должна быть обеспечена возможность получения кредитных ресурсов на необходимый срок.
Второй вариант предусматривает предоставление на безвозвратной основе бюджетных средств на реализацию конкретных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или (и) местных бюджетов, в исключительных случаях - федерального бюджета.
Разделение механизмов по предоставлению средств на возвратной основе и по предоставлению бюджетных финансовых средств на безвозвратной основе имеет своей целью повышение прозрачности системы финансирования инвестиционных проектов предприятий жилищно - коммунального комплекса и ее устойчивости в силу возможности независимого функционирования.

Изменения системы управления жилищным фондом

Единый информационно-расчетный центр

Важным направлением реформирования отрасли стало совершенствование системы начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В связи с тем, что жилищно-коммунальные услуги достаточно серьезно дотируются из бюджета, вопрос прозрачности финансовых потоков особенно актуален. При этом, существовавшая ранее система не обеспечивала должного качества обслуживания населения и основывалась на ведении бумажного документооборота. Собираемость платежей составляла порядка 75%.
Организации, управляющие жилищным фондом, и поставщики жилищно-коммунальных услуг несли колоссальные убытки вследствие систематической неполной и несвоевременной оплаты населением начисленных платежей за жилье, коммунальные и прочие услуги.
Одновременно с задачами учета объемов услуг и прозрачности, актуальной стояла еще одна задача – организация массовой и квалифицированной работы с населением по единым общегородским правилам и процедурам, в том числе ведение претензионно-исковой работы с должниками.
В целях совершенствования системы начислении и платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе для повышения качества обслуживания населения в жилищно-коммунальной сфере, организации информирования о предоставленных жилищно-коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них, отработки механизмов эффективного управления жилищным фондом и обеспечения благоприятных экономических предпосылок, необходимых для проведения всего комплекса мероприятий жилищно-коммунальной реформы, включая адресную социальную поддержку, информатизацию жилищного комплекса в составе ГУП ДЕЗ были созданы единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ).
На ЕИРЦ было возложено выполнение следующих функций:
- формирование и организация доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем - адресных субсидий;
- организация приема населения, позволяющего жителям получать информацию о всех предоставленных жилищно-коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них (одно  окно);
- оформление запрашиваемых населением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакета документов для предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Для сокращения количества платежных документов и приведения их к единообразию был внедрен единый платежный документ (ЕПД).
Внедрение ЕПД позволило объединить все основные виды жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в одном платежном документе, предусматривающем возможность оплаты потребленных ресурсов по приборам учета и позволяющем гражданам проверить правильность начислений.
Формирование платежа осуществлялось с учетом льгот и субсидий, информация о которых в электронном виде поступала из государственного учреждения города Москвы городского центра жилищных субсидий по каждой предоставляемой услуге.
Обработка платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги  и их распределение в адрес поставщиков ресурсов и услуг на основании данных ЕИРЦ и информации о принятых платежах, поступающих в электронном виде из уполномоченных банков обеспечивалась «Банком Москвы». Таким образом, «Банк Москвы» обеспечивал сбор большинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитные счета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуя посредников, что в свою очередь повышало степень прозрачности расчетов за ЖКУ и создавало предпосылки для обслуживания населения по принципу «одного окна». Для этого особое внимание было уделено координации действий всех участников процесса функционирования ЕИРЦ, созданию условий доступности для граждан информации о проводимых операциях по начислению платежей за предоставленные им жилищно-коммунальные и прочие услуги, об установленных ставках и тарифах, льготах и субсидиях, организации консультаций по всему спектру вопросов и проблем в этой области.
Внедрение системы ЕИРЦ позволило повысить уровень собираемости платежей с 75 до 90%. Таким образом, инвестиции в становление системы ЕИРЦ окупились в течение первого же года ее работы.
В работе ЕИРЦ был реализован принцип обслуживания населения через службу «одного окна», который существенно упрощал порядок получения информации, а также способствовал ускорению процесса выдачи документов.
При создании «одного окна» исчезла необходимость посещения нескольких организаций расположенных в разных местах. Все вопросы начисления теперь решались при обращении всего лишь в «одно окно» ЕИРЦ.

Выбор способа управления многоквартирными домами.

Вступление в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации положило начало формированию новой системы управления многоквартирным домом, в котором значительное место отводится собственникам помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ для эффективного управления многоквартирным домом собственники помещений должны самостоятельно выбрать наиболее удобный для них способ управления своим домом.
 
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в очной форме либо путем заочного голосования.
Результаты выбора способа управления, проведенные в городах, показали, что к настоящему времени собственники не в полной мере готовы взять на себя обязательства по управлению своим многоквартирным домом. В основном, выбранным способом управления стало управление управляющими организациями.
Кроме того, в связи с принятием Программы поддержки и развития ТСЖ, ЖК и ЖСК в текущем году активизировалась работа по созданию ТСЖ. В то же время вновь созданные ТСЖ, как правило, заключают договоры управления с управляющими организациями.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ выбранный собственниками способ управления многоквартирным домом должен быть реализован (заключены договоры управления с управляющей организацией, ТСЖ должно быть зарегистрировано, при непосредственном управлении должны быть заключены договоры с ресурсоснабжающими и подрядными организациями).
В случае если собственники помещений не выбрали или не реализовали выбранный способ управления, проводятся открытые конкурсы по отбору управляющей организации.

Единый реестр управления многоквартирными домами

В настоящее время проводятся активные преобразования в жилищно-коммунальной сфере – собственники помещений самостоятельно выбирают способ управления домом, префектуры и управы районов организовывают открытые конкурсы управляющих организаций в домах, где собственники этот выбор не сделали. Активизирована работа по созданию условий для организации деятельности товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Ко всем этим процессам приковано постоянное внимание городских органов власти. В период становления рынка управляющих организаций возможно появление таких бизнес-структур, которые ориентированы исключительно на получение прибыли. Опасны те из них, которые ориентированы только на решение собственных задач любой ценой, без учета интересов проживающих в этих домах граждан. Город стоит на защите прав и интересов собственников жилья, предлагая комплекс мер по защите и поддержке населения: это работа надзорных органов, разработка нормативно-правовой базы проводимых преобразований, информационное сопровождение реформы ЖКХ, комплексная система страхования в жилищной сфере, развитие добровольной системы сертификации продукции, услуг и персонала в жилищно-коммунальной сфере, опыт внедрения инновационных технологий в системе управления объектами ЖКХ, создание конкурентных отношений в управлении жилищным фондом, подготовка кадров для ЖКХ в новых экономических и правовых условиях и др.
В целях защиты граждан от недобросовестных управляющих организаций целесообразно создание Единого реестра управления многоквартирными домами (ЕРУ), в котором должны содержаться достоверные сведения об организациях, управляющих многоквартирными домами.
Основными целями создания ЕРУ являются:
- информационное обеспечение процесса выбора способа управления многоквартирными домами, а также проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций;
- защита прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах и их объединений
- использование информационного ресурса ЕРУ потенциальными участниками рынка в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг для поиска партнеров по бизнесу: управляющими организациями – для подбора подрядчиков, ТСЖ, ЖСК – для выбора подходящей управляющей организации с учетом ее расположения, опыта работы, показателей деятельности.
Собственники и их объединения получают возможность ознакомиться с деятельностью управляющих организаций, опытом работы в ЖКХ, перечнем и стоимостью предоставляемых услуг, качеством обслуживания жителей.
В состав ЕРУ входят:
- Реестр управляющих организаций (РУО);
- Реестр договоров управления многоквартирными домами (РДУ);
- Реестр договоров взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций с управляющими организациями (РДВ);
- Реестр организаций, изъявивших желание осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами (РОИУ).
В РОИУ входят организации, которые в настоящее время осуществляют деятельность по текущему ремонту и эксплуатации жилых домов и готовые предложить свои услуги по управлению многоквартирными домами. Формирование РОИУ осуществляется на основании решений, принимаемых Комиссией по внесению сведений о результатах деятельности управляющих организаций в ЕРУ.
Решение о включении организации в РОИУ принимается Комиссией с учетом опыта работы организации в сфере эксплуатации жилых домов, а также рекомендаций и отзывов территориальных и отраслевых органов исполнительной власти о качестве предоставляемых ею работ и услуг.

Акционирование государственных унитарных предприятий «Дирекций единого заказчика»

Становление рыночной экономики в Российской Федерации тесно связано с реформированием государственного сектора экономики, в том числе с формированием форм и способов эффективного управления государственной собственностью.
Одним из элементов рыночных отношений в ЖКХ является привлечение на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг на конкурсной основе. Практика показывает, что проведение конкурсов не только ориентирует подрядчиков на качественное выполнение ЖКУ, но и дает положительные практические результаты по снижению их стоимости.
В сфере управления государственной собственностью городов приватизация государственного имущества, в том числе ГУП ДЕЗ, нацелена на решение следующих задач:
- повышение эффективности использования городского имущества и бюджетных средств;
- развитие конкуренции на рынке товаров (услуг), производимых (оказываемых) государственными унитарными предприятиями города Москвы;
- повышение эффективности управления государственными унитарными предприятиями города Москвы и приведения их структуры в соответствие с потребностью города в решении социальных задач.
В сфере управления жилищным фондом реорганизация ГУП ДЕЗ нацелена на следующее:
-              обеспечение плавного перехода от государственной, централизованной системы управления многоквартирными домами к рыночной, конкурентной;
-              возможность для ГУП ДЕЗ предлагать услуги и работы на всей территории города (т.е. без территориальной «привязки»);
- развитие конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- повышение эффективности деятельности предприятия;
-              поиск путей и способов снижения необоснованных затрат на предоставление услуг, оптимальное расходование бюджетные средств и платежей населения;
-              расширение спектра и улучшение качества предоставляемых услуг, что позволит повысить уровень комфортности и безопасности проживания в многоквартирных домах.
Для достижения заявленных целей на ГУП ДЕЗ возлагались следующие функции:
-              обеспечение содержания, а также текущего и капитального ремонта жилищного фонда и нежилых помещений, инженерных сооружений и оборудования, внутриквартальных и внутридомовых территорий, объектов внешнего благоустройства и озеленения;
- создание необходимых условий для проживания граждан и функционирования, расположенных в нежилых помещениях организаций;
-              заключение договоров найма и аренды жилых помещений в соответствии с действующим законодательством;
- заключение соглашений с владельцами и собственниками жилых и нежилых помещений о порядке управления домом и о порядке возмещения расходов по его эксплуатации и ремонту;
- заключение договоров с владельцами, арендаторами и собственниками строений на оказание услуг по техническому обслуживанию и (или) управлению;
- обеспечение арендаторов, нанимателей, владельцев и собственников помещений и строений в соответствии с условиями соглашений и договоров коммун
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.