Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути реализации личностно-ориентированного подхода на примере изучения темы «География ислама в России»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ        ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Благовещенский  педагогический университет»
Естественно – географический факультет
Кафедра географии
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Теория и методика преподавания географии
Тема: Пути реализации личностно-ориентированного подхода на примере изучения темы «География ислама в России»
 
 
Выполнила: студентка 4 курса 
                                                           Естественно-географического факультета
                                             специальность «география с доп.  специальностью»
                                                               Максименко О.А.
                                         Проверила: к.п.н
                                                               Репринцева Ю.С.
                                           
 
 
 
Благовещенск 2012
 
СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение
    Глава I. Понятие личностно – ориентированного обучения
      Принципы построения личностно – ориентированной системы обучения
       3.  Глава II. Ислам в России
               2.1 История ислама в России
       4.  Глава  III. Разработка внеклассного мероприятия: №История ислама в России».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Цель: Раскрыть пути реализации личностно – ориентированного подхода на уроках географии
Задачи: 1. Рассмотреть понятие личностно – ориентированного подхода.
2. Проследить историю  ислама в России.
3. Разработать урок по  данной теме.
Введение
     Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. В проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 декабря 2010 года) говорится, что: "Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства". То есть ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход. Суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики - личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя к нему, уважение. Одной из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, является не только давать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни.
     Но в курсе  школьной географии изучаются  темы, которые, по моему мнению, требуют особого внимания учителя  в подготовке к урокам. Одной  из таких тем является тема  «География религий». В современном  мире известны три мировых  религии: христианство, буддизм и  ислам. Последняя  из религий имеет ряд особенностей, которые необходимо учесть в преподавании данной темы. Поэтому в данной курсовой работе я хочу отразить пути реализации личностно – ориентированного подхода на примере изучения темы «География ислама в России» по учебнику А. А. Алексеева 9 класс.
      Понятие личностно – ориентированного обучения.
     Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально- педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно- ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно- ориентированная педагогика. При проектировании образовательного процесса мы исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности. Традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий.
     Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.
Изучением личностно –  ориентированного подхода в обучении занималась Ирина Сергеевна Якиманская.
     По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия:
1) Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
2) Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
3) Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
4) Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
1.2 Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения.
     Проблема в том, как понимать личность, где искать источники её развития? Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности. Нельзя сказать, что школа не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности.
Существовали социально-педагогические модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задавалось идеологией, господствующей в обществе.
     Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли (детерминации) внешних воздействий, (роли педагога,коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности. Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие дидактические модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом (программированное, проблемное обучение).
В рамках такого индивидуального  подхода проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась, только одним социальным институтом — вузами. Во всех же остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии).
     Психологические модели личностно-ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались, прежде всего, как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которою строится как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре.
Индивидуальные способности  «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к  усвоению знаний.
Чем лучше были организованы знания в системы (по теоретическому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая  от содержания, специального конструирования  учебного материала, обучаемость тем самым рассматривалась не столько как индивидуальная, сколько как типовая особенность личности (теоретики, эмпирики, обладатели наглядно-образного словесно-логического мышления и т.п.). При всем видимом различии эти модели объединяет следующее:
    признание за обучением определяющего основного источника (детерминанты) развития личности;
    формирование личности с заранее заданными (планируемыми) качествами, свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);
    понимание развития (возрастного, индивидуального) как наращивание знаний, умений, навыков (увеличение их объема, усложнение содержания) и овладение социально-значимыми эталонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения;
    выделение и отработка типовых характеристик личности как продукта социокультурной среды («коллективный субъект»);
    определение механизма усвоения (интериоризации) обучающих воздействий в качестве основного источника развития личности. 
    В настоящее время нами разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.
     Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.
     Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты
обучения — не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика — основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
     Несколько соображений о проектировании личностно-ориентированной системы обучения. Исходя из ее специфики, невозможно построить идеальную модель, как это принято, т.е. наметить общие цели и конечные результаты без учета «сопротивления материала», каким является ученик как носитель субъектного опыта. В этом смысле мы различаем термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание чего-либо) и проектирование (как создание и практическое воплощение проекта). Эффект создания и управления личностно- ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным. 
     Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:
    признание ученика основным субъектом процесса обучения;
    определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика;
    определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения. 
    Реализация личностно-ориентированного обучения требует раз
    работки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы познания.
     Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим).
     Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?
Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В- третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.
Глава 2. Ислам в России
2.1 История ислама в России
     Ислам является, по большинству оценок, второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Подавляющее большинство, как мусульман, так и мусульманского духовенства в России составляют татары.
     Также, как и православие, ислам насчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю, включающую торговые и военные противостояния с православием, вассальные зависимости (как православных стран от мусульманских, так и наоборот), периоды торговли и мирного сосуществования.
     Со времени появления на территории нынешней России ислам прошел ряд этапов своего развития:
а) в собственно мусульманском государстве (Х-ХVI вв);
б) в православном Российском государстве (ХVI-ХХ вв);
в) в Советском государстве (начало ХХ в. - конец 80-х гг. ХХ в);
г) в постсоветской России.
     На территории  современной России первые мусульмане - купцы из Халифата - появляются  уже в VIII-IX веках благодаря  интенсивной торговле с Востоком; в этот период на Руси ходят  арабские монеты. По свидетельству  председателя Совета муфтиев  Равиля Гайнутдина "Ислам пришел  на нашу землю раньше, чем крещение  Руси - на территории Дербента (Дагестан) уже в VIII в. была построена мечеть."
     Независимые мусульманские государства на территории России существовали тысячу лет - с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны; весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств - русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи.
     В исламский период Золотой Орды (1312-1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством. С этого времени ислам становится религией большого числа подданных российского монарха.
     В 980-е годы, по "Повести временных лет", послы Владимира Святославича и сам князь вели переговоры о принятии ислама, однако в итоге остановились на христианстве, пришедшем из Византии. Знаменита фраза, якобы сказанная Владимиром по поводу исламского запрета на спиртное: "Веселие Руси есть пити, не можем без того жити", в летописи также есть достаточно резкий в подробностях рассказ о якобы "нечистоплотности" булгар-мусульман, переданный Владимиру послами. Очевидный легендарный и тенденциозный колорит этих подробностей заставлял новых историков вообще ставить эпизод "выбора вер" под сомнение, но данные восточных источников о посольстве в Хорезм с просьбой о принятии ислама правителя по имени Буладмир свидетельствует, что сам факт этих контактов достоверен.
Волжская Булгария (922-1241 гг.)
     Государство Волжская Булгария располагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке. Торговало с Арабским халифатом и Византией, имело военное и торговое соперничество с Киевской Русью. В 919 правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам; Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии. В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды.
Исламский период Золотой  Орды (1312-1430-е)
     В 1312 году ислам как государственную религию приняла Золотая Орда (Улус Джучи) - одно из государств-преемников империи Чингисхана, расположенное на значительной части территории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь). Кроме того, с 1240-х годов (то есть со времени, когда Орда ещё была не исламским, а веротерпимым государством при традиционной монгольской религии элиты) вассалами Орды (монголо-татарское иго) были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховный сюзерен княжеств Северо-Западной Руси (великий князь Владимирский) до рубежа XIV и XV веков назначался ханом Орды,   выдававшим ему ярлык на княжение.
     Похожие исламские страны-улусы, преемники империи Чингисхана, в которых впоследствии был принят ислам, существовали и на территории других стран СНГ (и бывшего СССР):
    Узбекский улус (XIII-XV века) - современные Казахстан, Узбекистан и Западная Сибирь (Россия)
    Чагатайский улус (1224-1370 гг.) - современные Узбекистан, Таджикистан, а также Семиречье в Казахстане
    Мусульманские страны после распада Золотой Орды (1430-1783 гг.)
     В 1430 году Золотая Орда распалась на Большую (1433-1502 гг.) и Ногайскую (XIV-XVIII века) Орду, а также ряд независимых ханств. На современной территории России существовали следующие исламские страны:
    Казанское ханство (1438-1552 гг.) - Среднее Поволжье (Россия)
    Астраханское ханство (1459-1556 гг.) - Нижнее Поволжье (Россия)
    Сибирское ханство (XV-XVI века) - Западная Сибирь (Россия)
    Крымское ханство (1443-1783 гг.) - современные Крым, юг Украины, Краснодарский край (Россия).
     Большая Орда, считавшая себя правопреемником Золотой Орды, претендовала на сюзиренитет над Московским государством. Традиционно концом последних следов вассальной зависимости считается Стояние на Угре - 1480 год, вскоре после которого Большая Орда была разгромлена Крымским ханством и утратила самостоятельность.
     С конца XV века начинаются попытки московских великих князей установить контроль над Казанью. В 1552 году Иван IV Грозный покорил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно и другие исламские государства были присоединены к православной царской Руси и России военным путём.
Ислам в Поволжье и Сибири
     Расцвет ислама и государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVI вв) приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
     Начало распространения ислама на территории Восточной Европы относится к VIII-Х вв. Оно связано с формированием после распада Западно-Тюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммад, разгромив хазарское войско на берегах Волги, в качестве условия заключения мира потребовал принятия Хазарией ислама. Для утверждения новой религии из Халифата были присланы два факиха-законоучителя. К этому времени ислам, распространяемый бухарскими купцами, торговавшими в низовьях Волги, уже широко бытовал в Хазарии.
     Уже в конце VIII в. в столице Хазарии г. Итиле действовали Большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и 30 квартальных мечетей. Однако в качестве государственной религии ислам в Хазарии не утвердился. Хазарские правители рассматривали ислам как религию своих врагов-арабов и в противовес ему пытались опереться на иудаизм, который официально был принят при кагане Обадии на рубеже VIII-IХ вв.
     Волжско-Камская Булгария в Х-ХIII вв. занимала территорию от Волжско-Камского междуречья на севере до Самарской луки на юге (ныне - территория Татарстана, Чувашии, Ульяновской и Самарской областей). Булгары придерживались древнетюркской религии небесного божества Тенгри, изображаемого в виде солнца, коня, орла на голубом фоне. Ее исповедовал, в частности, объединитель булгарских племен итильбер (царь) Шилки (IХ-Х вв). Однако к тому времени булгары были знакомы и с суннитским исламом ханифитского мазхаба, который получил распространение в Среднем Поволжье благодаря транзитной торговле со Средней Азией.
     Персидский географ Ибн Русте, побывавший в Булгарии в 903-907 гг., в своем труде “Книга драгоценных сокровищ” отмечал наличие у булгар мечетей, медресе, мусульманских кладбищ. Сын Шилки царь Алмуш (Алмас) был хорошо знаком с исламом и понимал пользу его распространения среди булгар. Стремясь освободиться от хазарской зависимости, он вступил в союз с Багдадским халифатом: в 921 г. ко двору аббасидского халифа Джаффара ал-Муктадира прибыл посол царя Алмуша Абдаллах, передавший просьбу булгарского царя “о присылке к нему кого-либо, кто наставил бы его в вере, преподал бы ему законы ислама, построил бы для него мечеть”.
     В мае следующего, 922 г. ответное посольство багдадского халифа во главе с Сусаном ал-Расси прибыло на Волгу в летнюю резиденцию царя Алмуша. По прибытии посольства Алмуш созвал съезд булгарских князей и представителей племен, на котором ислам был всенародно принят в качестве государственной религии. Сам Алмуш принял мусульманское имя Джаффар ибн Абдаллах, объявив себя наместником багдадского халифа в делах веры. Об обстоятельствах принятия ислама булгарами известно из записок секретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана. Май 922 г. признан официальной датой принятия ислама тюркскими народами России. Именно с Х в. Волжско-Камская Булгария обособляется от сопредельных государств как “страна ислама”.
С утверждением ислама начинается культурный расцвет Булгарского  государства, о чем можно судить по быстрому развитию городской жизни. Обязательной принадлежностью булгарских городов становятся многочисленные мечети.
     Значение Волжско-Камской Булгарии как центра мусульманской культуры сохраняется и после ее разгрома татаро-монголами в 1236-1238 гг. Хотя столица - г. Биляр - была разрушена и не восстанавливалась, другие культурные и религиозные центры Булгарии сохранились, интегрировавшись в состав нового государства - Золотой Орды. Это произошло, в частности, с первой столицей Булгарии городом Булгар, который стал политическим центром булгарских земель в составе Золотой Орды и сохранял свое значение вплоть до разрушения его в 1431 г. войском московского воеводы Федора Пестрого.
     Золотоордынские ханы обязали булгарских князей платить дань, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь покоренной области. В то же время они обеспечивали ее защиту от военной экспансии соседей.
     К середине ХII в. на территории Евразии в результате татаро-монгольских завоеваний и последующего распада империи Чингисхана складывается новое государство - Улус джучи, названное впоследствии Золотой Ордой, где утвердилась династия потомков сына Чингисхана - хана джучи. Наряду с землями Волжско-Камской Булгарии Золотая Орда объединила обширный Степной Крым, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южный Урал, Западную Сибирь, Северный Казахстан, население которого составляли тюркоязычные кычаки (половцы).
     Этническая близость булгар и кычаков содействовала выходу ислама за пределы Среднего Поволжья и распространению его по всей территории Золотой Орды. Этому во многом способствовала веротерпимость монгольских правителей, покровительствовавших священнослужителям всех конфессий на завоеванных ими землях. Согласно “Великой Ясе” - устному своду законов, составленному при Чингисхане, - за оскорбление веры (в том числе непочтение к священнослужителю любой религии) полагалась смерть. Христианские, мусульманские, буддийские священнослужители находились под ханским покровительством и были освобождены от уплаты дани.
     В ХIV в. крупными центрами (помимо Булгара) становятся золотоордынские города Нижнего Поволжья, Крыма, Причерноморья.
     При ханах Узбеке и Джанибеке (правил в 1342-1357 гг.) в золотоордынских городах начинается строительство большого количества мечетей и медресе. При этом в г. Сарай-Берке работают мастера из Ургенча (Хорезм), а в г. Солхат - египетские строители, что свидетельствует о постоянных связях с мусульманским миром.
     Именно в золотоордынский период ислам становится одним из факторов формирования единого татарского этноса на базе тюркских (булгарских и кылчакских) и (в меньшей мере) монгольских элементов. Об этом свидетельствует широкое распространение в ХIV в. по всей территории Золотой Орды мусульманских погребений с тюркскими надписями.
     Несмотря на распространение ислама в Золотой Орде, вплоть до конца ХIV в. конфессионального антагонизма между православием (и вообще христианством) и исламом не наблюдалось. Лишь после Куликовской битвы (1380 г) и последовавших за ней ожесточенных столкновений растущего Московского государства со слабеющей Золотой Ордой борьба двух этносоциальных единств за гегемонию на Восточно-Европейской равнине привела к утверждению конфессионально-культурной оппозиции “мусульман-татар” и “христиан - русских”. Это породило впоследствии идеологему “татарского ига” над православной Русью.
     После распада Золотой Орды центром ислама со второй половины ХV в. стала территория Волжско-Камского междуречья (северная часть Волжско-Камской Булгарии). Казань становится столицей самостоятельного Казанского ханства.
     Если другие государства, возникшие после распада Золотой Орды (Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская орда), значительной роли в развитии мусульманской культуры не сыграли, то краткая история Казанского ханства (1438-1552) - время последнего расцвета ислама и мусульманской цивилизации в Поволжье. Из всех городов Восточной Европы того времени Казань уступала по величине и численности населения лишь Москве, Новгороду и Вильно (Вильнюсу).
     В ХVI в. только в ограде Казанского кремля насчитывалось пять больших соборных мечетей, в том числе самая значительная в Казанском ханстве мечеть Нур-Ади (Муралеева мечеть). Здесь же находилось главное медресе, учащиеся которого - шакирды - были среди самых упорных защитников Казани во время ее штурма войском Ивана Грозного. За пределами городских стен находились многочисленные деревянные мечети.
     В казанский период началось распространение ислама среди финских народов Волжско-Уральского региона: черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов). При этом, как отмечает М. Худяков, веротерпимость являлась одной из самых светлых сторон общественной жизни Казанского ханства, а проповедь ислама среди “инородцев-язычников” имела мирный характер. В самой Казани действовал также армянский храм.
     Взятие Казани войсками Ивана IV (Грозного) в 1552 г. нанесло мусульманской культуре Поволжья непоправимый удар. Были не только уничтожены мечети и медресе Казани, но и из города изгонялись жители мусульмане. Новая Казань отстраивалась и заселялась уже как исключительно русский город. По существу, были прерваны традиции, идущие еще от Волжско-Камской Булгарии. По словам М. Худякова, “в деревенской глуши доживало свой век последнее поколение образованных мусульман”.
     Изгнанные из Казани муллы способствовали исламизации населения Западной Сибири. Так, в 1563 г. они были приглашены в Сибирское ханство ханом Кучумом для распространения ислама среди сибирских татар, до этого мало затронутых мусульманским влиянием (ныне сибирские татары проживают в Омской. Тюменской, Томской, Новосибирской областях).
      В ХVII в., несмотря на объявленные ранее запреты, в России происходило строительство новых мечетей. Особенно много мечетей появилось в татарских селах Башкирии, что связано с массовым переселением сюда казанских татар во второй половине ХVI в., после разгрома Казанского ханства.
     Вместе с тем московское правительство в ХVII - начале ХIII в. принимает ряд мер по ограничению прав служилых мусульман: в 1628 г. им было запрещено иметь слуг православного вероисповедания, а в 1713 г., уже в царствование Петра I, особым указом аннулировались права “татарских служилых людей” на владение вотчинами и поместьями в случае их отказа принять крещение. Последующими правительственными указами мусульманам, принявшим крещение, сокращались подати и рекрутские наборы и увеличивались аналогичные повинности сохранившим верность исламу.
     При Петре  I делаются первые попытки изучения ислама: в 1716 г. впервые осуществляется перевод Корана на русский язык, выполненный доктором философии В. Постниковым, - “Алкоран о Магомете, или Закон турецкий”. Однако для “просвещенных” социальных верхов того времени характерно резко негативное восприятие ислама, возможно связанное с военным противостоянием с Турцией.
     В правление Анны Иоанновны Указом от 2 февраля 1736 г. запрещалось строительство новых мечетей в Башкирии, а за пять лет до этого, а 1731 г., в Свияжске (Казанской губернии) была учреждена Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев. В 1740 г., уже в царствование Елизаветы Петровны, она была переведена в Казань и преобразована в Новокрещенскую контору во главе с епископом Лукой Канашевичем.
     В целом вплоть до начала царствования Екатерины II положение мусульман в России было тяжелым.
     Результаты христианизации мусульман в России за два века были весьма незначительными. Хотя в Поволжье и сложилась особая этноконфессиональная группа татар-кряшен, она не составляла большинства среди тюркских подданных Российской империи. К тому же новокрещенные при первой
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.