Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Регулирование деятельности коммерческих банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
на тему: «Регулирование деятельности коммерческих банков»
 
 
 
Выполнил:
студент  курса
заочной формы обучения
направления
группы № 
Проверил:
 
 
 
 
 
 
Заводоуковск, 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РФ…………………………..
 
1.1. Порядок создания коммерческих  банков в РФ……………………………
1.2. Основные направления и принципы деятельности коммерческих
банков в РФ……………………………………………………………………………
1.3. Виды регулирования деятельности коммерческих банков Банком России…………………………………………………………………………………
 
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ В ПЕРИОД 2010-2011г.г. И НА НАЧАЛО 2012г……………………………..
2.1. Функционирование банковской системы РФ в 2009-2011г…………………
2.1. Анализ функционирования  банковской системы на начало 2012 года….
 
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ БАНКА РОССИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ ИНА ПЕРИОД  2012-2014г.г………….............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Банки — одно из центральных  звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Коммерческие банки  относятся  к особой категории деловых предприятий, получивших  название  финансовых  посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и   другие  денежные средства, высвобождающиеся в процессе  хозяйственной  деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают  новые требования и обязательства,  которые становятся товаром на денежном рынке.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков.
Цель курсовой работы – исследовать как происходит регулирование деятельности коммерческих банков в современных условиях. 
Банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни.
В связи с той важной ролью, которую играют банки в  экономике страны, понятие ликвидности  коммерческих банков становится ключевым моментом их деятельности.
Понятие ликвидность  коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.
Таким образом, объектом курсовой работы является регулирование  ликвидности коммерческих банков.
Задачей данной  курсовой работы является рассмотрение таких вопросов как: сущность деятельности коммерческих банков; правовое и экономическое регулирование деятельности банков; лицензирование и отзыв лицензий; оценка структуры коммерческих банков и проблемы и пути совершенствования банковского регулирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В  РФ.
1.1. Порядок создания коммерческих банков в РФ.
Коммерческий банк –  вид банка, кредитная организация, специализирующаяся на предоставлении банковских услуг. Как правило, коммерческие банки универсальные, обслуживают как юридических, так и физических лиц[2;5].
Порядок создания кредитных организаций регулируется Законом о банках, Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И (далее - Инструкция N 109-И), Положением ЦБ РФ от 9 июня 2005 г.
Порядок создания коммерческих банков включает в себя пять стадий:
1. Стадия согласования  фирменного наименования кредитной  организации с Банком России.
До заключения учредительного договора учредители кредитной организации обязаны согласовать возможность использования фирменного наименования будущей кредитной организации с Банком России в порядке, установленном ст. 7 Закона о банках и п. п. 6.1 - 6.3 Инструкции ЦБ РФ N 109-И. Для этого они обязаны направить в Банк России соответствующий запрос. В течение пяти рабочих дней с момента его получения Банк России должен принять решение и направить учредителям и территориальному учреждению Банка России сообщение о возможности или невозможности использования заявленного фирменного наименования[5;4].
2. Стадия представления документов о создании кредитной организации в Банк России.
Для государственной  регистрации кредитной организации  и получения лицензии на осуществление банковских операций в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации должны быть представлены следующие документы[10;136].
1. Заявление о государственной  регистрации кредитной организации  на имя руководителя Банка России, составленное по утвержденной форме, с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. В заявлении должны быть также указаны сведения о предполагаемом местонахождении (адресе) будущего постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому должна осуществляется связь с кредитной организацией. Заявление о государственной регистрации кредитной организации должно быть подписано лицом, уполномоченным общим собранием учредителей кредитной организации[12;49].
2. Устав кредитной  организации, утвержденный общим  собранием учредителей, должен  содержать:
- полное фирменное  и сокращенное фирменное наименования  кредитной организации на русском  языке;
- полное фирменное и сокращенное фирменное наименования кредитной организации на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (в случае наличия таких наименований);
- сведения о местонахождении  (адресе) органов управления кредитной  организации и ее обособленных подразделений;
- перечень осуществляемых кредитной  организацией банковских операций  и сделок, определенный в соответствии  со ст. 5 Закона о банках;
- сведения о размере уставного  капитала, о порядке его формирования, а также (для кредитной организации  в форме акционерного общества) сведения о размере резервного  фонда (в процентах к уставному  капиталу) и размере ежегодных  отчислений для его формирования;
- сведения о системе органов  управления кредитной организации,  в том числе ее исполнительных  органов, и органов внутреннего  контроля кредитной организации,  о порядке их образования и  их полномочиях;
- положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации;
- положения, определяющие порядок  реорганизации и ликвидации кредитной  организации;
- иные положения, предусмотренные  федеральными законами, а также  положения, не противоречащие  федеральным законам (в том  числе положения о размере  резервного фонда кредитной организации  в форме общества с ограниченной  ответственностью или общества с дополнительной ответственностью) )[8;123-124].
3. Бизнес-план кредитной организации,  утвержденный общим собранием  учредителей кредитной организации.  При создании расчетной небанковской  кредитной организации приложением  к бизнес-плану должно являться  положение, регламентирующее порядок проведения расчетов[6;146].
4. Протокол общего собрания учредителей  кредитной организации, содержащий  следующие решения:
- о создании кредитной организации;
- об утверждении ее наименования;
- об утверждении устава кредитной организации;
- об утверждении кандидатур  для назначения на должности  единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального  исполнительного органа кредитной  организации (далее - руководители  кредитной организации), главного  бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации;
- об утверждении бизнес-плана  кредитной организации;
- об избрании членов совета  директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
- об утверждении денежной оценки  вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в неденежной форме;
- о назначении лица, уполномоченного  подписывать документы, представляемые  в Банк России для государственной  регистрации кредитной организации[15;7].
В дополнение к протоколу  общего собрания учредителей кредитной организации представляется протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации[8;115].
5. Документы, подтверждающие  уплату государственной пошлины  за государственную регистрацию  кредитной организации и за  предоставление лицензии на осуществление  банковских операций.
6. Надлежащим образом  заверенные копии документов, подтверждающих  государственную регистрацию учредителей кредитной организации, либо содержащие аналогичные сведения выписки из соответствующего единого государственного реестра:
7. Анкеты кандидатов  на должности руководителей кредитной  организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации должны быть составлены по форме, утвержденной Банком России[4;12].
8. Надлежащим образом  удостоверенные копии правоустанавливающих  документов на здание, в котором  будет располагаться кредитная  организации.
9. Документы, подтверждающие соблюдение требований к помещениям кредитных организаций, используемых для совершения операций с ценностями[7;15].
10. Заключение федерального  антимонопольного органа в случаях,  установленных федеральными законами.
11. При наличии ходатайства о выдаче лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов представляется надлежащим образом заверенная копия документа, выдаваемого Министерством финансов Российской Федерации и подтверждающего согласование осуществления кредитной организацией операций с драгоценными металлами, а также справка кредитной организации о наличии весоизмерительных приборов и разновесов в случаях, установленных нормативными актами Банка России[9;42].
12. При наличии ходатайства  о государственной регистрации кредитной организации в форме акционерного общества представляются документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации.
13. Полный список учредителей  кредитной организации на бумажном  носителе по форме, установленной Банком России.
3. Стадия государственной  регистрации кредитной организации.
 
Разрешительный порядок  создания кредитной организации  на указанной стадии включает три  этапа. В течение первых двух этапов вопрос регистрации кредитной организации  решается по существу. На первом из них производится рассмотрение вопросов, отнесенных к компетенции территориального учреждения Банка России, а на втором - к компетенции центрального аппарата Банка России. Третий этап формальный. Он включает совершение регистрационных записей о кредитной организации и уведомление всех заинтересованных лиц[13;98].
4. Стадия формирования  уставного капитала кредитной  организации.
 
Для последующего формирования уставного капитала вновь зарегистрированной кредитной организации должен быть открыт корреспондентский счет (накопительный счет) в территориальном учреждении Банка России по месту ее нахождения. Его номер и соответствующее предложение учредителям о внесении денежных средств в уставный капитал кредитной организации содержатся в уведомлении территориального учреждения Банка России. Учредители кредитной организации должны оплатить все 100% объявленного уставного капитала, указанного в уставе кредитной организации, в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации[10;321].
5. Стадия получения  первичной лицензии на совершение  банковских операций.
При создании кредитной  организации путем ее учреждения основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций являются:
- наличие решения Банка России о государственной регистрации кредитной организации;
- своевременная (в  течение одного месяца) и правомерная  оплата 100% уставного капитала кредитной  организации, а для кредитной  организации, созданной в форме  акционерного общества, - также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации;
- предъявление в Банк  России документов, подтверждающих  своевременность и правомерность  оплаты 100% уставного капитала.
После прохождения всех пяти стадий создания, коммерческий банк может полноправно начать свою деятельность[16;11].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Основные направления и принципы деятельности коммерческих банков в РФ.
В Федеральном Законе "О банках и банковской деятельности", принятом Государственной думой 07.07.1995 г. (ст. 1), говорится:
"Банк  - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц"[2;10].
По форме собственности в России банки образуются на основе любой из форм собственности: государственной, частной, коллективной, акционерной, смешанной, совместной (с учетом иностранного капитала). Исключается возможность создания банка одним лицом (юридическим или физическим), так как уставный капитал коммерческого банка должен быть сформирован средствами трех или более участников[11;5].
По форме создания и способам формирования уставного капитала банки бывают: паевые, созданные в форме товариществ с ограниченной ответственностью, и акционерные, созданные в форме акционерных обществ закрытого и открытого типов[17;85].
Паевые коммерческие банки не являются собственниками своего капитала, так как участники такого типа банков (пайщики) не передают ему  право собственности на свою долю капитала, а сохраняют ее за собой.
Акционерные коммерческие банки (закрытого и открытого типов) выступают собственниками капитала основателей банка (акционеров) [18;36].
В соответствии с указаниями Центрального Банка России со второго  квартала 1995 г. устанавливаются минимальная  величина уставного капитала для  вновь создаваемых банков и размер собственных средств (капитала) для предоставления банкам лицензии на осуществление операций в иностранной валюте с правом открытия счетов в иностранных банках в размере 6 млрд. руб.; для банков с ограниченным кругом операций (кредитных учреждений)  - 1,5 млрд. руб.1
Каждый коммерческий банк обязан постоянно увеличивать свой уставный капитал[1;14].
Банки сами заинтересованы в увеличении своих капиталов, его  повышает их устойчивость и престиж, возможности маневрировать ресурсами и рентабельность, снижает зависимость от Центрального Банка, сокращает потребность в межбанковских ссудах и депозитных вкладах. За счет собственного капитала формируются средства для улучшения материально-технической базы банка[19;37].
Расширение уставного  фонда осуществляется, как правило, за счет внесения участниками дополнительных взносов и вступления в банк: новых участников. Первые банки практически не имеют права выпуска акций. Акционерные банки открытого типа имеют право на выпуск акций, которые могут распространяться среди участников без согласия других акционеров в форме открытой подписки. Акционерные банки закрытого типа также выпускают акции, но их перемещение возможно среди учредителей лишь с согласия большинства акционеров[16;12].
По территориальному характеру действия коммерческие банки делятся на: региональные (деятельность ограничена рамками одной территории, это местные банки) и экстерриториальные (деятельность не ограничена определенной территорией, они обслуживают потребности ряда регионов, страны в целом, в том числе и за рубежом). На практике трудно встретить тот или иной банк в чистом виде, скорее существует комбинация выполняемых банком операций при сохранении главного направления деятельности[5;7].
Банки различаются и по размеру, хотя четкого критерия разделения нет, но учитываются величина активов банка, его капитал,   величина   оплаченного  уставного   капитала,   наличие филиалов и т.д. По этому признаку банки делятся на крупные, средние и мелкие. По объему и разнообразию операций выделяются: универсальные коммерческие банки (осуществляют разнообразные виды операций) и специализированные банки (ипотечные, инвестиционные, инновационные операции и т.д.) [8;123].
По наличию филиальной сети: банки, имеющие филиалы, и не имеющие их. По сфере деятельности: специальные банки (банки развития), финансирующие отдельные целевые, региональные программы, и банки, не ограниченные деятельностью в определенных отраслях и программах.
По срокам выдаваемых кредитов могут  быть банки, которые предоставляют краткосрочные и долгосрочные ссуды[17;90].
Коммерческий банк  - это кредитное учреждение, реализующее экономические интересы. Банковское дело  - как правило, весьма выгодный бизнес, руководствующийся определенными принципами. Один из них  - прибыльность. Прибыль банка образуется из разности процентов, взимаемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги. Показатель прибыли официально считается основным показателем деятельности банка. Значение данного принципа в том, что без доходности, прибыльности банк не может существовать[18;68].
Другим важным принципом деятельности коммерческих банков является "подешевле  купить  - подороже продать", то есть стратегия банка заключается в наиболее дешевом приобретении капитала и продаже его по наиболее высокой ставке, причем необходимо учитывать факторы снижения риска потерь (путем отбора надежных клиентов, получения гарантии, диверсификации капитала и освоения различных рынков ссудного капитала) [4;16].
Следующий принцип деятельности основан на том, что коммерческий банк  - рисковое предприятие, но рисковать он может только величиной своего капитала, т.е. должно действовать неуклонное правило: все для клиента, для его безопасности на основе партнерских отношений, на принципе взаимной заинтересованности[8;13].
Современный коммерческий банк  - это универсальное предприятие, стремящееся развивать как можно больше видов операций и услуг. При разнообразии проводимых банками операций их можно разделить на отдельные группы: кредитные, расчетные, кассовые, межбанковские расчетные операции, вексельные, операции с ценными бумагами, операции в иностранной валюте, посреднические, финансовые, учредительские[13;453].
Кредитные операции  - это операции кредитора по размещению свободных ресурсов заемщику на условиях платности, срочночсти и возвратности, причем банки могут выступать в этих операциях как в роли кредиторов, так и в роли заемщиков (получая кредиты в Центральном банке и других коммерческих банках) [22].
Расчетные операции  - хранение средств клиентов, движение, перемещение их с помощью обращения платежных инструментов (по распоряжению держателей денежных средств). Для осуществления этих операций клиент открывает в банке счет (расчетный, депозитный, ссудный, контокоррентный и т.д.)[3;45].
Кассовые операции  - операции банка по приему и выдаче денег и ценностей клиентам банка через операционную кассу банка.
Межбанковские операции в соответствии с действующим законодательством предполагают расчеты между банками и другими кредитными учреждениями. Расчеты между банками могут производиться через расчетно-кассовые центры, клиринговые учреждения и корреспондентские счета банков[17;89].
Вексельные операции коммерческий банк совершает как с собственными векселями, так и с векселями других  предприятий: производит учет векселей, выдачу ссуд до востребования по специальному ссудному счету под обеспечение векселей, принятие векселей на инкассо для получения платежей и для оплаты их в срок[12;50].
Операции коммерческого банка с ценными бумагами различны. Банк может выпускать собственные ценные бумаги (акции, облигации), финансовые инструменты (сертификаты, векселя) для увеличения уставного фонда акционерного банка, для привлечения заемных средств и совершать акты купли-продажи с ценными бумагами других предприятий и банков. Такой тип операций называют курсовыми операциями. Другими словами, банки могут выпускать, покупать, продавать, хранить платежные документы и ценные бумаги: чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и др[12;51].
Операции с иностранной валютой заключаются в покупке у российских и иностранных юридических и физических лиц и продаже им наличной валюты, находящейся на счетах и вкладах[19;40].
Комиссионные (посреднические) операции весьма разнообразны и относятся к различного рода операциям по купле и продаже, производству и принятию платежей. Банки выступают в роли посредников и консультантов по различным сделкам (перевод денег, оформление ценных бумаг, управление имуществом и т. д.).
Финансовые операции банк осуществляет при реализации государственных, коммунальных, акционерных облигационных займов, т.е. банк берет на себя обязательство выплачивать капитал держателям облигаций.
Коммерческие банки  могут осуществлять учредительские операции по основанию новых предприятий[9;45].
Все перечисленные операции банки могут проводить как в российских рублях, так и в иностранной валюте. Законодательством запрещено банкам осуществлять операции по производству материальных ценностей и торговле ими, а также страхование всех видов (кроме страхования валютных и кредитных рисков)[11;3].
Деятельность любого коммерческого банка определяется уставом, который принимается самим банком, и лицензией, выдаваемой Центральным Банком. Устав коммерческого банка принимается в соответствии с законодательством России, подготавливается при помощи рекомендаций Центрального Банка и включает в себя все необходимые положения и данные, не противоречащие требованиям законодательных нормативов и связанные с особенностями деятельности конкретного банка. Лицензия дает право коммерческому банку осуществлять свою деятельность согласно уставу. В ней содержится перечень всех операций, которые банк имеет право выполнять. Лицензии бывают временные (до года) и основные (генеральные). Коммерческий банк приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБ РФ и получения лицензии[5;8].
В организационном отношении  существуют различные формы организации коммерческого банка. Это зависит от таких факторов, как размер и мощность банка, виды операций и их масштабность, зарубежная деятельность, формы собственности. В целом, однако, существуют типичные формы организационной структуры, которые могут корректироваться в зависимости от изменения деятельности банка. Рассмотрим несколько схем организационной структуры на примере зарубежного и российского коммерческих банков[10;467].
Выбор оптимальной организационной  структуры  - залог правильной организации труда в целом, успешной деятельности банка. Организационную структуру банка составляют управления (подразделения) и службы, имеющие определенные права и обязанности. Деятельность коммерческого банка во многом зависит от банковских кадров, от профессионального уровня специалистов, как руководящего состава, так и работников служб. Чтобы обеспечить высокое качество работы, в банке должна быть сформирована сильная команда, способная создать и поддерживать авторитет коммерческого банка[6;114].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3. Виды регулирования  деятельности коммерческих банков  центральным банком РФ.
В соответствии с Законом  Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" регулирование банковской деятельности и надзор за ней возложено на Банк России. Регулирование и надзор Банк России осуществляет от лица государства с целью создания условий для устойчивого функционирования банков и кредитных учреждений и на этой основе обеспечения доверия общества к банковской системе[6;178].
Проводимые Банком России регулирование  и надзор не касаются оперативной  деятельности банков, а определяют исходные требования к созданию и  функционированию банков и кредитных  учреждений.
Основными сферами регулирования Банка России являются: лицензирование и регистрация банков и кредитных учреждений; регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; установление экономических нормативов, которых должны придерживаться коммерческие банки в своей деятельности[16;12].
Введение порядка лицензирования банковской деятельности Банком России означает, что банковская деятельность признается законной лишь при наличии  специальной лицензии, выдаваемой Банком России. Такое требование целиком  обусловлено защитой интересов  вкладчиков средств, аккумулированных в банках и составляющих основной ресурс для их активных операций[20;25].
Субъектами банковского надзора являются Банк России и его учреждения. Объектами банковского надзора являются кредитные организации.
Банк России с самого начального этапа - этапа создания коммерческих банков - предъявляет к ним определенные требования, которые служат целям государства и общества в целом. В случае соответствия кредитных организаций указанным требованиям они проходят регистрацию и лицензирование. При этом коммерческие банки обязаны соблюдать как общие правила, установленные для всех юридических лиц, - противопожарные, санитарные и др., так и специальные банковские[13;238].
Банковский надзор является одним из главных направлений  деятельности любого центрального банка в ходе осуществления им функции защиты гражданского оборота. Однако не только Банк России следит за деятельностью кредитных организаций. Государственный надзор за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства вправе осуществлять разные органы, например Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, правоохранительные, таможенные, налоговые и другие органы. В полномочия Банка России по надзору входят: наблюдение за экономическими результатами деятельности субъектов банковской системы, на основе представляемой ими отчетности; организация и осуществление проверок операций, финансовых результатов и отчетности[18;98].
Основными формами отчетности, представляемой всеми банками (кредитными учреждениями)  в Банк России, являются ежемесячные балансы и расчеты установленных экономических нормативов. В результате Банк России имеет систематическую информацию о выполнении каждым банком нормативов достаточности капитала, ликвидности баланса и максимального риска на одного заемщика[7;15].
Наличие баланса банка, сопровождаемого  необходимыми расшифровками по отдельным  статьям активов и пассивов, позволяет  сотрудникам Банка России проверять  правильность проведенных расчетов экономических нормативов. Несвоевременное представление Банку России установленной отчетности, невыполнение обязательных нормативов служит основанием для принятия санкций[10;128].
Однако надзорная деятельность ЦБ РФ имеет особое значение. Банк России является единственным органом, который осуществляет надзор за основной деятельностью кредитных организаций, т.е. занимается банковским надзором в широком смысле. Остальные органы контролируют кредитные организации только по отдельным узким вопросам, не относящимся, как правило, непосредственно к их основной деятельности. То есть их надзор носит функционально ограниченный характер. Так, налоговые органы имеют право проверять кредитные организации с точки зрения полноты и своевременности уплаты ими собственных налогов, а также сроков перечисления налоговых платежей клиентуры. Таможенные органы, например, проверяют соблюдение банками законодательства о ввозе и вывозе валютных ценностей с территории Российской Федерации и т.п[18;78].
Надзор за коммерческими  банками осуществляется в формах дистанционного наблюдения и контактного надзора. В первую очередь объектом надзора является проверка соответствия работы банка законам и нормативным актам, регулирующих данную сферу экономических отношений, и проверка соблюдения экономических нормативов. Тщательной проверке также подлежит порядок ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках. В последнее время со стороны центральных банков усилен контроль качества банковского менеджмента[5;9].
Следует иметь в виду, что Банк России как государственный орган выполняет надзорные функции не только в рамках банковского законодательства. Его деятельность, например, в сфере валютных правоотношений далеко выходит за рамки собственно банковского надзора, так как является частью единого валютно-правового режима государства. Таким образом, банковский надзор является частью надзорных полномочий Банка России. Он распространяется на деятельность кредитных организаций Российской Федерации, их операции как в рублях, так и в иностранной валюте.
Основными направлениями  банковского надзора являются:
- пруденциальный надзор, надзор за соблюдением банковского законодательства, надзор за финансово неустойчивыми кредитными организациями и кредитными организациями после отзыва банковской лицензии[8;129].
В ходе пруденциального надзора Банк России проверяет, соблюдает ли кредитная организация установленные им предельные величины рисков, нормативы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь, иные требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций[9;42].
- Надзор за соблюдением банковского законодательства.
Надзор за соблюдением  банковского законодательства заключается в проверке соблюдения кредитными организациями законодательства о порядке совершения банковских операций и иных сделок, антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей банковских услуг, законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соблюдения кредитными организациями (их филиалами) нормативных актов Банка России по организации наличного денежного обращения и ведения кассовых операций, в том числе осуществления контроля за соблюдением организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, законодательства о страховании банковских вкладов и т.п. В рамках указанного направления банковского надзора необходимо специально выделить валютный надзор, т.е. надзор за соблюдением кредитными организациями (их филиалами) валютного законодательства[23].
Цель надзора за финансово неустойчивыми кредитными организациями заключается в организации Банком России системы мер по предупреждению их банкротства. Надзор за кредитными организациями после отзыва банковской лицензии направлен на предупреждение хищения их имущества. Он реализуется главным образом в деятельности временной администрации Банка России, которая назначается после отзыва банковской лицензии[4;208].
Меры воздействия, применяемые  Банком России к кредитным организациям, предусмотрены в ст. 74 Закона о Банке России, а также в п. 4 ст. 3.5 и ст. ст. 15.25 и 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Эти меры воздействия можно разделить на две группы: формы административной ответственности и иные меры воздействия[1;23].
Так, ст. 74 Закона о Банке России предусмотрено право Банка России направить кредитной организации предписание об устранении нарушений, взыскать с нее штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев в следующих случаях:
- при нарушении кредитной  организацией федеральных законов,  нормативных актов и предписаний  Банка России;
- при выявлении фактов непредставления в Банк России информации либо представления неполной или недостоверной информации.
В случае неисполнения предписаний  Банка России об устранении выявленных нарушений в установленный срок либо в случаях, когда эти нарушения  или совершенные кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной  организации штраф в размере  до 1% размера оплаченного уставного  капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной  организации:
- осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению  кредитной организации, в том  числе изменения структуры ее  активов;
- замены руководителей  кредитной организации: членов  совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа (председателя правления, президента и т.п.) и его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа (правления), главного бухгалтера и его заместителей, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, его заместителей филиала кредитной организации;
- осуществления реорганизации  кредитной организации;
3) изменить на срок  до шести месяцев установленные  для кредитной организации обязательные  нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
6) ввести запрет на  осуществление реорганизации кредитной  организации, если в результате  ее проведения возникнут основания  для применения мер по предупреждению  банкротства кредитной организации, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций;
7) предложить учредителям  (участникам) кредитной организации,  которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;
8) отозвать у кредитной  организации лицензию на осуществление  банковских операций по основаниям, предусмотренным Законом о банках и банковской деятельности[14;8].
Ответственность за нарушение  банковского законодательства в виде штрафа установлена также ст. 15.26 КоАП РФ. Ответственность кредитных организаций и их должностных лиц за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования определяется ст. 15.25 КоАП РФ[19;44].
Указанные нормативные акты зачастую устанавливают разные санкции за одни и те же нарушения, из-за чего возникают различные коллизии. В связи с такой множественностью нормативных актов и неясностью их применения.
Для применения указанных  форм ответственности (привлечения к ответственности) за нарушение норм банковского и валютного законодательства необходимы наличие и доказанность состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона)[10;509].
Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов и предписаний Банка России (банковского законодательства), непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков)[6;140].
Применяемые к кредитной  организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания.    
Еще один вид регулирование деятельности коммерческих банков, Банком России является работа с проблемными банками начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем  устанавливается  характер  и  причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия[7;11].      
 Признаками проблемности кредитных организаций можно подразделить на прямые и косвенные.       
 К прямым относятся:     
- нарушение обязательных  экономических нормативов и несоблюдение  
 резервных требований;     
  - резкие колебания    остатков   средств   на   корреспондентских  счетах, особенно  при  условии, что  минимальные  остатки  составляют  критическую   величину   (близко   к   нулю);     
- установление факторов грубых  нарушений  правил  бухгалтерского   учета, предоставление заведомо недостоверной отчетности, проведение   рискованной кредитной и процентной политики;     
- убыточная деятельность,   включая  необеспеченные  собственными  средствами вложения во внутреннюю инфраструктуру;     
- выплата дивидендов    при    неудовлетворительном    финансовом   положении банка;    
-  отсутствие ежегодной  аудиторской  проверки деятельности банка;    
-  резкие  изменения  состава  участников  и  руководства   банка;     
- негативная информация  министерств и ведомств, граждан,  средств  массовой информации,  жалобы клиентов на работу банка.    
 К косвенным признакам проблемности можно отнести:    
  - работу на  высокорисковых  и  ненадежных  рынках, которые  имеют  ограниченные перспективы развития;      
- несбалансированность  сроков привлечения и размещения  средств;     
- высокий удельный   вес   межбанковских   кредитов   в   составе   привлеченных банком ресурсов;      
- агрессивную рекламу   привлечения   средств  на  условиях  выше  рыночных[18;76-77].      
 Среди арсенала  мер воздействия Центрального  банка на проблемные  кредитные организации   можно   было  бы  выделить  следующие  меры   стабилизационного характера:      
 а) совещания и  консультации в надзорных органах,  нацеленные на  выработку путей преодоления финансовых трудностей;      
 б) принятие  кредитной  организацией письменных обязательств об   устранении недостатков,   исправление   которых   не   предполагает   вмешательство органов    надзора   в   обычный   режим   банковской   деятельности;       
 в) соглашение    между    кредитной   организацией   и   банком   России, которое заключается  в  целях  преодоления  более  серьезных   недостатков деятельности   банка, когда  адекватные  шаги  требуется   предпринять немедленно,  однако степень развития возникших  проблем   не угрожает   платежеспособности   банка;       
 г) письменное предупреждение  банка России кредитной  организации   о выявленных недостатках и возможности применения мер воздействия;      
 д) предоставление  банком  России   чрезвычайного   (7 дней),   ломбардного (90 дней) и других видов кредитов.      
 е) введение Временной  администрации  по  управлению  кредитной   организацией  для  оценки  реалистичности  перспектив  стабилизации   деятельности или необходимости отзыва лицензии[9;46].      
 При присоединении   проблемного   банка   к   надежному   банку   Центральный банк  РФ  может  создать  на  определенный  срок  режим   наибольшего благоприятствования объединенной кредитной организации,   включая:      
 а) предоставление  кредита под залог ликвидных  активов;      
 б) снижение норм  отчислений в фонд обязательных  резервов;      
 в) неприменение санкций за  нарушение отдельных нормативов;       
 г) отсрочку  погашения  задолженности  присоединенной кредитной   
 организации перед  Банком России[14;7].
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2
2.1. Функционирование банковской  системы РФ в 2009-2011г.
В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики – процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля[21].
В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса  ситуация в экономике России кардинально  изменилась. Резкое падение мировых  цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль[23].
Начавшийся осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался резким падением цен  на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования[11;4].
В условиях мощного оттока вкладов населения, отсутствия возможности  у российских банков получить кредиты  за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков[5;4].
С целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось  решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009г. 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.
Был создан временный  механизм поддержания межбанковского рынка в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия[23].
Для быстрого и масштабного пополнения рублевой ликвидности банковской системы был разработан механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения ("беззалоговых" кредитов).
Одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств субординированных кредитов. Кроме того был разработан механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа[4;12].
Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву ли
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.