Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа СССР в 1930 годы. Формирования культа личности И.В.Сталина и его влияние на систему государственного управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СССР  в 1930 годы. Формирования культа личности И.В.Сталина и его влияние на систему государственного управления
 


 
 
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Тридцатые годы двадцатого века в  истории нашей страны - один из самых сложных и противоречивых периодов в жизни Советского государства. Руководство поставило цель - в предельно сжатые сроки превратить крестьянскую страну в одну из ведущих индустриальных держав мира. Данная установка потребовала смены политической и социально-экономической линии развития.
Актуальность опыта 1930-х гг. состоит  в том, что расширение, модернизация, обновление производственного аппарата всех основных отраслей, укрепление обороноспособности было достигнуто за счет внутренних ресурсов. Изменения в экономике, высокий темп развития обусловили и особую роль партийной элиты, которая стала использовать жесткие методы борьбы за власть, а затем репрессивные акции.
Многие проблемы современной России имеют свою предысторию, в том числе уходящую в 1930-е годы. Всестороннее, глубокое изучение процессов политического и социально-экономического развития страны, взаимообусловленности трансформаций этого периода предостерегает от повторения ошибок. Историография позволяет проанализировать смену методологических подходов, концептуальные поиски ученых.
Адекватное понимание переломных времен в истории СССР (к ним относятся и 1930-е гг.) является одним из решающих факторов в выработке верного курса при осуществлении сложнейших преобразований политической и социально-экономической модели развития. В тоже время, игнорирование опыта предыдущих поколений - как успешного, так и негативного - чревато социальными потрясениями, а в худшем случае -выбором тупикового пути развития.
К середине 30-х годов ХХ века в СССР сложились все необходимые предпосылки для проведения конституционной реформы. В принятии же решения о проведении конституционной реформы путем разработки новой общесоюзной Конституции ведущую роль сыграли политико-идеологические предпосылки, к которым следует отнести:
– тенденцию к централизации управления и унификации законодательства в общесоюзном масштабе;
– изменение основных ориентиров внешней политики и предпочтение национальных интересов идее мировой революции;
– трансформацию коммунистической идеологии в государственную и необходимость для окончательной победы социализма.
Цель курсовой работы – изучить систему государственного управления  СССР в 1930 годы и влияние на неё культа личности И.В.Сталина.
Задачи курсовой работы:
    изучить систему госуправления  СССР в 1930 годы;
    рассмотреть процесс формирования культа личности И.В.Сталина и его влияние на систему  государственного управления  СССР;
    дать характеристику Конституции 1936 года.
Объект исследования – система  государственного управления ССС Р в 1930 годы.
Предмет исследования – культ личности И.В.Сталина  и его влияние на систему  государственного управления  СССР.
 


I. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СССР В 1930 ГОДЫ

1.1. Общая характеристика  СССР в 1930-е годы

 
Процесс становления  и утверждения советской системы происходил в сложных, постоянно меняющихся условиях, которые существенно влияли на его формы, методы и темпы.
Восстановление  в период новой экономической  политики российского экономического потенциала позволяло стране вернуться  к прерванной Мировой войной политике модернизации. Стратегия модернизации, как в прошлом, так и теперь, базировалась на необходимости перехода России от общества традиционного типа к индустриальному обществу, а так же соблюдения стратегического паритета с внешним миром. Решить эти взаимообусловленные задачи не позволяла прежде всего структурная отсталость российского народного хозяйства, диспропорции, накопившиеся в нём. Советскому руководству предстояло не просто увеличить мощности имевшихся в стране сырьевых и промышленных центров, резко поднять товарность сельского хозяйства, а серьёзно преобразовать сам тип экономического развития.
Для успеха реформ подобного размаха требовалось  постепенно сместить центр тяжести  экономической политики из традиционно  ведущего в России сельскохозяйственного сектора экономики в промышленный. Внутри самой индустрии предполагалось сконцентрировать первостепенное внимание на тяжёлой промышленности — в первую очередь горнодобывающей, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслях. Без этого, без создания собственных станков, тракторов, электротурбин дальнейшее развитие представлялось в те годы невозможным.
Требовалась и  серьёзная модернизация самого сельского  хозяйства. Хотя материальная база рывка  в этой области была явно недостаточной (не хватало машин, тракторов, неоткуда было брать крупные материальные ресурсы для кредитования крестьянских хозяйств), кризис мелкотоварного хозяйства и его неспособность удовлетворить нужды форсированной индустриализации делали реформирование российской деревни насущной и необходимой.
Наконец, предстояло решить ещё одну непростую задачу. Как известно, до революции и в  годы НЭПа основной промышленный потенциал  концентрировался в Европейской  части страны: Южной промышленной зоне, Северной промышленной зоне, Баку, на Урале. Крупнейшей промышленной базой оставался Московский промышленный район. Занимая всего 3% территории республики, район давал 25% национального дохода, сосредоточив 30% капиталов, промышленных предприятий и около 40% рабочей силы, причём значительная её часть состояла из кадровых рабочих с дореволюционным стажем. Такое положение ни в коей мере не устраивало действующее партийное руководство. Уже в июне 1925 г. И. Сталин доказывал, что строительство новых заводов в приграничных районах не соответствует геополитическим ("географически-стратегическим", по определению самого Сталина) потребностям СССР. Экономическая модернизация ориентировалась на освоение новых, "тыловых" областей России, Сибири и Средней Азии. Тем самым решались не только вопросы создания резервных экономических баз на случай войны, но и задачи освоения слабозаселённых территорий.
1929-й год  был объявлен годом «великого  перелома». Реальностью становилась  политика «большого скачка» в  социализм, характеризующаяся в  экономической сфере понятиями «индустриализация» и «сплошная коллективизация».
В реализации этих задач можно выделить три  глобальных этапа:
    начальный форсированный рывок (ориентировочно по 1932 – 1933 гг.);
    вынужденное отступление в середине 1930-х гг. («неонэп»);
    завершение форсированного рывка во второй половине 1930-х гг.1
Однако в учебной литературе ситуацию нередко рассматривают  не в соответствии с отмеченными  этапами, а по пятилеткам.2 Как следствие из сферы внимания выпадает ряд особенностей и противоречий, имевших место в социально-экономическом развитии страны. Затрудняется понимание тесно связанных с ними тенденций в культурной и политической жизни советского общества.
Более того, акцент часто смещен на ситуацию именно начала 1930-х годов (особенно это присуще рассмотрению политики коллективизации). А экономический маневр середины десятилетия, как и завершающая стадия «построения социализма» остаются вне пределов изучения.
Еще согласно директивам XV съезда ВКП(б) развернулась работа по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства. Было подготовлено два варианта – отправной и оптимальный.3 Последний на 20% был объемнее отправного .
В мае 1929 г. под  давлением сталинской группы к исполнению приняли оптимальный вариант  пятилетнего плана. Но и этот сверхнапряженный вариант уже не устраивал сталинское руководство. В июле – августе последовал ряд постановлений, требовавших более форсированного развития отраслей тяжелой промышленности. Проведенные в соответствии с этими постановлениями корректировки устанавливали увеличение темпов развития крупной промышленности в 1929/30 хозяйственном году еще на 32% выше, нежели предусматривали задания пятилетнего плана.4
Таким образом, изначально стала вырисовываться первая характерная черта сталинской индустриализации. Ей придавался до предела форсированный характер.
Подобный волюнтаризм  не мог не настораживать ученых-специалистов и реалистично мыслящих хозяйственников. Но он вполне соответствовал настрою  широкой рабочей массы, на который  в данном случае как раз вполне успешно и опиралось сталинское руководство.
В реализации планов индустриального развития акцент был сделан не на реконструкцию уже  существующего промышленного потенциала, а на создание новых мощностей. Тем самым изначально был выбран не интенсивный, а экстенсивный вариант развития промышленности.
Страну охватила строительная лихорадка. 50-60 строек были выделены в группу «ударных», из них 14 получили статус «наиважнейших».
Строящиеся  предприятия относились к категории  промышленного производства группы «А», т. е. производству средств производства. И здесь четко проявилась очередная характерная черта сталинской индустриализации – превалирующее развитие тяжелой промышленности.
Летом 1930 г. в своем выступлении на XVI съезде ВКП(б) Сталин подчеркнул, что  основным показателем роста индустрии следует считать именно увеличение удельного веса производства орудий и средств производства в общей продукции промышленности. При этом разъяснил, что нам необходима «не всякая индустриализация», но индустриализация, «которая обеспечивает растущий перевес социалистических форм промышленности над формами мелкотоварными и тем более капиталистическими».5
Поскольку в  понимании сути социализма превалировало  левокоммунистическое восприятие, придающее  исключительное значение государственному началу, то в реализации задач индустриализации акцент был смещен на государственные формы собственности.
Экономика страны все более приобретала военнокоммунистические очертания.
Устранялись элементы материального стимулирования труда. Стали реализовываться псевдокоммунистические формы его организации. Начало 1930 г. охарактеризовалось кампанией массового административного насаждения производственных коммун и коллективов с уравнительным распределением заработной платы.
Таким образом, проявляется еще одна черта сталинской индустриализации – отсутствие механизмов экономической заинтересованности. Они все более подменялись административно-репрессивным воздействием.
Свертываются  товарно-денежные отношения. На смену  приходит государственная распределительная система. В 1930 – 1932 гг. провели кредитную реформу, направленную на установление государственной монополии на распоряжение финансами. Были ликвидированы рыночные механизмы, замененные распределением из центра. Наблюдался нарастающий процесс натурализации экономики.
Еще ранее, чем  в производстве, система натурализации  и прямого продуктораспределения  стала воплощаться в сфере  личного потребления.6
Подобная форсированная  индустриализация с акцентом на тяжелую  промышленность требовала огромных финансовых затрат. Особенно если учесть, что даже по официальным данным расходы на промышленное развитие за период с 1 октября 1928 г. по 1 января 1933 г. примерно на 45% превысили намеченные.7
Вопрос средств  являлся серьезнейшей проблемой. Тем  более, что были отвергнуты предложения «троцкистских оппозиций» о более масштабном привлечении в экономику страны иностранных капиталов. И хозяйство СССР превращалось в «закрытую систему».
За период с 1929 по 1931 г. практически полностью  были ликвидированы все виды смешанных  предприятий и концессионных договоров (осталось лишь несколько рыболовных концессий).
В финансировании промышленного строительства акцент неизбежно смещался на использование внутренних источников.
Для перекачки средств из «второстепенных» (иными словами, социально ориентированных) отраслей экономики было максимально урезано фондовое обеспечение. Основательно по ним ударила и осуществленная в 1930 г. налоговая реформа, когда 63 вида различных налогов и платежей, с помощью которых ранее регулировалась экономика и обеспечивались бюджетные расходы, были заменены двумя основными платежами предприятий – налог с оборота и отчислениями от прибыли. Ясно, что наиболее велики они были в легкой промышленности.
Широкое применение получила практика принудительных займов индустриализации, размещаемых среди населения.
Крупнейшим  источником получения средств являлась сознательно стимулируемая сталинским руководством государственная торговля спиртным.8
Среди всех источников финансирования индустриализации данный видится, пожалуй, одним из самых сомнительных и деструктивных. Его оборотной стороной было распространение пьянства. А отсюда – прогулы, брак, аварии и т. п. Все это, понятно, негативно отражалось на хозяйственной жизнедеятельности.
Возрастающая  потребность в средствах покрывалась и за счет продажи за границу художественных ценностей.
Еще одним важным источником индустриализации являлась элементарная денежная эмиссия.
С 1 января 1929 г. по 1 января 1933 г. объем  денег в обороте вырос в  четыре раза.9 Причем находившаяся в обращении денежная масса увеличивалась быстрее, нежели продукция, производимая легкой промышленностью. Следствием было обесценивание рубля, усиление товарного дефицита, отнюдь не покрываемого карточным распределением. Неизбежно росли цены свободного рынка.
Тем временем в деревне, где в  это время развертывалась насильственная коллективизация, положение было еще  более сложным. В области сельского  хозяйства сталинское руководство  совершило столь же “решительный”  скачок к социализму, как и в  области промышленности. Начав индустриализацию и форсировав ее темпы, но не имея для этого достаточно средств, оно решило выкачать их из крестьянского хозяйства. Это казалось тем более возможным, что уже с 1927 г. власти боролись против крестьянского “саботажа” хлебозаготовок, вызванного низкими закупочными ценами на хлеб, применяя при этом чрезвычайные меры вплоть до реквизиций и уголовного преследования особенно упорных “саботажников”. Одновременно резко повышались налоги на зажиточных крестьян, без разбора относимых к категории кулачества.
Объявленная политика коллективизации  исходила из принципа усиления классовой  борьбы в деревне и сочетала насильственное создание колхозов с ликвидацией  кулачества как класса.
Результатом коллективизации и  жестокой политики партии по изъятию в колхозах всего произведенного зерна стал страшный голод 1932–1933 гг. на Украине и других регионах, унесший от 4 до 5 млн. жизней крестьян. К началу 1939 г. единолично крестьянское хозяйство в СССР было фактически ликвидировано. В советской деревне восторжествовал колхозный строй. Одновременно был осуществлен процесс раскрестьянивания деревни и загублено сельское хозяйство.10
К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм стал не только партийной, но и официальной  государственной идеологией. На практике это означало усиление борьбы с инакомыслием. Если до середины 20-х гг. иногда еще издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков, то с середины 30-х гг. вся эта литература была изъята из библиотек.
Особую роль играл партийный  контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. При помощи железного занавеса была решена проблема проникновения иных идеологических взглядов извне.
Изменениям подверглась и система  образования. В основу обучения теперь была положена марксистско-ленинская теория не только в общественных науках, но порой и в естественных. Партия взяла под свой контроль воспитание детей как в школе, так и в семье. Все средства массовой информации, литература, кино и другие виды искусства внушали, что интересы коллектива, государства выше интересов семьи и личности, что человек без колебаний должен разоблачать членов своей семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии.
Под партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция, идеологический контроль за деятельностью которой наряду с партийными органами осуществляли специально созданные творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было решено «объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей... Провести аналогичные изменения но линии других видов искусства». В августе 1934 к состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. Съезд принял устав и избрал правление Союза во главе с М. Горьким.
Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографистов, архитекторов, которые должны были объединить всех профессионально работавших и этих областях в целях установления над ними партийного контроля. За «духовную» поддержку со стороны творческой интеллигенции власть предоставляла членам союзов различные материальные блага и привилегии (пользование домами творчества, мастерскими, получение авансов во время длительной творческой работы, обеспечение жильем, пенсией и пр.). 11
Помимо творческих работников, массовыми  организациями были охвачены и другие категории населения. Все работники предприятий и учреждений состояли в профессиональных союзах, которые полностью находились под партийным контролем. Молодежь с 14 лет состояла в единой организации — Всесоюзном ленинском коммунистическом союзе молодежи (ВЛКСМ), объявленном резервом и помощником партии. Массовые организации были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников и прочих категорий населения. Дети являлись членами Всесоюзной пионерской организации.
В 30-е гг. усилился нажим на церковь. По всей стране прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов и отправка их на переплавку для нужд индустриализации. В сельской местности, как правило, после создания колхоза церковь закрывали и превращали в склад или клуб, а священника арестовывали или отправляли в ссылку вместе с кулаками.
Ядром политического режима была большевистская партия. Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжении всех сил. Они привели к формированию особою политического режима, при котором государственная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии, уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции.
 

1.2. Система управления СССР в  1930-е годы

 
В 30-е годы окончательно оформилась та административно- командная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране.
Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную  партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призванными после Октября 1917 года осуществлять власть в центре и на местах стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно осваивать технику государственного управления и заменить Советы.
Ограничения демократии, вызванные  обстоятельствами военного времени, впоследствии привели к обвальному принуждению, насилию. Большевики вытесняют с политической арены России почти все партии и в 20-е годы остаются и единственной партией. К концу 20-х годов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 году 1200 тысяч человек. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось подчиняться партийной дисциплине. Коммунисты массовых призывов, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия.12
Следующим важным шагом на пути превращения в государственную партию и утверждения административно-командной системы управления в стране явился XVII съезд ВКП(б). Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии.
Съездом была введена новая структура  партийных комитетов, политическая роль которых становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партия в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью всего советского периода.
Следующим существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенного еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б). Руководитель комиссии назначался из числа секретарей ЦК.
Исторический опыт показал, что  даже ЦКК-РКП не смог подняться над  ЦК партии и оказался орудием в борьбе Сталина за единоличную власть, деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека.
Выстраиваемую съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное  место занимал Сталин как Генеральный  Секретарь ЦК ВКП(б), дополнило еще одно решение съезда. В Уставе, принятом на съезде, принцип демократического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным: выборностью, отчетностью, подчинением большинству и обязательностью для всех коммунистов, принимаемых решений.
Если первые два пункта можно  назвать декларативными, то два последних  действительно строго и неукоснительно выполнялись. Все коммунисты соблюдали партийную дисциплину, которая в первую очередь выражалась в подчинении любого меньшинства любому большинству, а также были обязаны выполнять решения всех, вышестоящих партийных органов.
Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического, централизма была возведена съездом в закон, распространивший свое действие не только на партийную, но и на все другие сферы управления в условиях советской действительности. Такая система работала в едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла сама по себе быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов.
Утверждение власти административно-командной  системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов.
Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры.
Усилению репрессивных действий во многом способствовали события, произошедшие на XVII съезде партии, вошедшем в ее историю официально как «съезд расстрелянных».
Действительно, факты свидетельствуют  о том, что из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, - 98. Главной причиной этих репрессий, которые были организованы Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном Секретаре ЦК ВКП(б) определенной части партийных работников и коммунистов.
Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, вызвавшие многочисленные жертвы. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия «вождю всех времен и народов ». Более того, они предложили С.М. Кирову пост Генерального Секретаря, который, понимая всю тщетность и опасность их усилий, предложения не принял. Однако это Кирову не помогло: 1 декабря 1934г. он был убит. И тогда многим, особенно в Ленинграде, было понятно, кто истинный убийца Кирова.
По настоянию Сталина была организована проверка партийных билетов, которая превратилась в «чистку»: было «разоблачено свыше 100 вражеских организации и групп».обширная «чистка» партии и репрессии преследовали две цели: они укрепляли власть вождя и вводили в партийное руководство новых людей, лично преданных Сталину.13
В конце 20-х–30-е гг. партия окончательно становится правящей группой в государстве, аппарат управления которого приобрел следующие характерные черты:
- замкнутость (путь в высшее  руководство страны шел только  через партийные организации);
- иерархичность (в сложившейся  иерархии партийных и советских  должностей занятие каждой ступени зависело не от выбора снизу, а от назначения и рекомендации сверху);
- жесткая централизация: власть  была сконцентрирована в «верхах»  партии, причем механизм осуществления на местах принятых в центре решений действовал благодаря не только суровой дисциплине, но и потому, что партия располагала разветвленным карательным органом в лице НКВД и ГПУ.
- тенденцию к слиянию партийного аппарата с государственным (через партийные ячейки во всех государственных организациях, в профсоюзах, Советах партия имела возможность обеспечить принятие любого решения).
В 30-е гг. в стране сложилось положение, когда было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и  где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела  официальный статус — красное  знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными.
Таким образом, к середине 30-х гг. ХХ в. в СССР было в основном создано  тоталитарное государство, характеризующееся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией политических свобод, применением массовых репрессий внутри политических задач, активной внешней политикой, направленной на расширение и увеличение сферы своего влияния.

1.3. Влияние культа личности И.В.Сталина на систему государственного управления

 
 
 
Культ личности – слепое преклонение  перед авторитетом какого-либо деятеля, возвеличивание роли одного человека (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды в произведениях  культуры, государственных документах, законах, наделение его сверхъестественными качествами, приписывание ему определяющего влияния на общественное развитие.
Цель культа личности – создание образа вождя – отца народов, самого умного и мудрого из всех людей, для  утверждения в общественном сознании двух основных идей: 1) при таком руководителе народ не может жить плохо, так как он заботится о народе, как отец заботится о своих детях; 2) ни одно его решение и действие не может быть подвергнуто критике, так как они единственно правильные и верные.14
Выражение «культ личности» (в его политическом смысле) вошло в русский язык, когда Н. С. Хрущев в ночь с 24 на 25 февраля 1956 г. сделал свой доклад на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях». В этом докладе он осудил нарушения «социалистической законности» и «норм партийной жизни» со стороны И. В. Сталина, практику его восхваления и превращения едва ли не в «живого бога», каждое слово которого немедленно приобретало силу закона и принималось к немедленному исполнению.
Одним из элементов политического режима СССР в 30-е гг. стало формирование культа личности Сталина.
Как и В. И. Ленин, И. В. Сталин постоянно  напоминал, что партия "не есть и  не может быть отождествлена с  государственной властью", партаппарат  действительно не сливался с чиновничеством, предпочитая стоять над ним. Но несмотря на известное разделение функций, это были две части одного механизма. Аппаратчики легко переходили из одной части в другую, чаще всего ничего не теряя ни в престиже, ни в привилегиях. Диктат партии постоянно нарастал, создавал удушающую атмосферу запрета свободной мысли и действий людей.
21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось  50 лет. До этого все члены  Политбюро назывались «вождями  партии» и перечислялись в  алфавитном порядке. С этого  дня «институт вождей» был  ликвидирован, а Сталин был публично объявлен «первым учеником Ленина» и единственным «вождем партии». Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной армии и выдающимся полководцем — победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. Его стали именовать «мудрым», «великим», «гениальным». В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей». Академики, артисты, рабочие и партийные работники оспаривали друг у друга пальму первенства по восхвалению Сталина. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в «Правде» писал, что «Сталин — глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он — учитель Вселенной».
Советская пропаганда создала вокруг Сталина ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем И.В. Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с основоположниками марксизма и В. И. Лениным. 15
К следующему юбилею – 60-летию Сталина (1939) эта “теория” вылилась в формулу: “Сталин – это Ленин сегодня”. Сталин был провозглашен “великим вождем и учителем” советского народа, “гениальным корифеем” всех наук, включен в синклит основоположников марксизма, который стал именоваться “учением Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина”. Дети заучивали лозунг “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!”, молодежь клялась умереть “За Родину, за Сталина!”, он был объявлен другом летчиков - “сталинских соколов”, полярников, пограничников, ученых, шахтеров, писателей и т.д. Для укрепления культа личности Сталина в огромном количестве создавались произведения живописи и скульптуры, которые воспевали его революционные заслуги, его решающую роль в строительстве социализма, его надчеловеческое величие. Бесконечное тиражирование портретов и скульптур Сталина было едва ли не главным назначением целой отрасли художественной индустрии.
В его личную заслугу ставились  победы в первых пятилетках, в демократических  завоеваниях, провозглашенных в новой Конституции СССР, в успехах строительства социализма.
Образ И.В. Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде  писали также зарубежные писатели-коммунисты. Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись в песнях, стихах (см. в хрестоматии статью «Стихи о Сталине») и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.  
Тема И.В. Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники И.В. Сталину, как и памятники В.И. Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 г. и Восточной Европы).
Как величайшие образцы творческого  развития марксизма расценивались  книги Сталина "Об основах ленинизма", "Краткий курс истории ВКП(б)" в котором были пересмотрены многие события, связанные с победой большевиков.
Наряду с идеологией сталинский режим имел и другую опору —  систему карательных органов  для преследования инакомыслящих.
В начале 30-х гг. прошли последние  политические процессы над прежними оппонентами большевиков — бывшими  меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря.
В конце 20-х гг. Шахтинское дело послужило  толчком для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-технической  интеллигенции во всех отраслях народного  хозяйства.
С начала 30-х гг. развернулись массовые репрессии против кулаков и «подкулачников». 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался длительный срок заключения или расстрел.
С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел было образовано Особое совещание, которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет. Особому совещанию предоставлялось право рассматривать дела в отсутствии обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката.
Появились и другие законы, ужесточающие наказания и расширяющие круг лиц, подвергающихся репрессиям. Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. предписывало «несовершеннолетних начиная с 12-летнею возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь. 16
В 1936 г. состоялся первый из крупных  судебных процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых оказались ближайшие соратники Ленина — Г. Зиновьев, Л. Каменев и др. Их обвиняли не только в убийстве Кирова, но и в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть. Прокурор Л. Вышинский в заключительном слове заявил: «Взбесившихся собак я требую расстрелять — всех до одного!» Суд удовлетворил это требование.17
В 1937 г. состоялся второй процесс, в  ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». В том же году по решению закрытого  суда была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом М. Н. Тухачевским.
В марте 1938 г. прошел третий судебный процесс. Были расстреляны бывший глава  правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин. Каждый из таких  процессов вызывал волну репрессий по отношению к десяткам тысяч людей, прежде всего к родственникам и знакомым, сослуживцам и соседям по дому репрессированных. Только в высшем руководстве армии были уничтожены:
    из 5 маршалов — 3;
    из 5 командармов I ранга — 3;
    из 10 командармов II ранга — 10;
    из 57 командиров корпусов — 50;
    из 186 комдивов — 154;
    из 16 армейских комиссаров I и II ранга — 16;
    из 26 корпусных комиссаров — 25;
    из 64 дивизионных комиссаров — 58;
    из 456 командиров полков — 401.
Всего было репрессировано около 40 тыс. офицеров Красной армии.
Тогда же был создан Секретный отдел  в НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся  за рубежом. В августе 1940 г. в Мексике  был убит Л. Троцкий. Жертвами сталинского  режима стали многие деятели Коминтерна и даже белого движения за рубежом.
В тюрьмах не хватало свободных  мест. Начала формироваться широкая  сеть концентрационных лагерей.
По официальным данным, в 1930 — 1953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано 3,8 млн. человек, из них 786 тыс. расстреляно.
Таким образом, командно-административная система, бюрократический аппарат создавался Сталиным и был необходим ему для захвата и осуществления абсолютной власти в стране. Но и аппарату нужен был Сталин: он был гарантом стабильности его власти, обеспечивал многие привилегии для его работников; Сталин наконец являлся идеологическим воплощением аппарата. Идея “непогрешимого вождя”, волю которого претворяла в жизнь партийно-государственная номенклатура на всех ступенях властной лестницы, являлась обоснованием и оправданием всей его деятельности.18
Культ Сталина вырастал на почве  отсутствия в стране демократических  традиций, царистских иллюзий крестьянства и мещанства, низкой правовой и общей  культуры населения. Культ сильной личности как замена религиозного культа был нужен не только самому Сталину, но и партии коммунистов, и большинству народа, который верил в вождя потому, что во все времена привык в кого-то верить.
Несмотря па массовые репрессии, официальная советская пропаганда продолжала называть СССР самым демократическим государством в мире. Огромное значение имело принятие 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР.
 
 


II. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 ГОДА

2.1. Характеристика Конституции  1936 года

 
Исходной директивой в осуществлении  конституционной реформы стало письмо И.В. Сталина членам и кандидатам в члены Политбюро от 25 января 1935 года, в котором был определен механизм реализации правотворческой инициативы, осуществленный впоследствии на практике, а не постановление VI Съезда Советов СССР от 6 февраля 1935 года «О внесении некоторых изменений в Конституцию Союза ССР», как считается в существующей исторической и историко-правовой литературе.
В 1936 году была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было приведение Конституции в соответствие с новой социально-экономической реальностью и закрепление принципа равных политических прав всех граждан. С ликвидацией многоукладности в экономике в стране исчезла эксплуатация человека человеком. Изменился классовый состав населения: значительно вырос рабочий класс, новым, существенно иным, классом стало колхозное крестьянство.
Сформировалась многочисленная интеллигенция, почти на 90% состоявшая из рабочих и крестьян. По объему промышленной продукции СССР вышел на второе место в мире после США, а по структуре промышленного производства – на уровень развитых стран мира.19
Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал конституционную  комиссию под председательством  И.В.Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях – от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, Комиссия получила 154 тыс. предложений, поправок и дополнений. 25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал рассмотрение проекта. Редакционная комиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза).
5 декабря 1936 г. постатейным голосованием, а затем в целом проект Конституции  СССР был единогласно утвержден съездом. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей.
Конституция переименовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.
Глава I утверждала основы общественного  строя.20 Социальную основу общества. СССР составлял союз двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности – государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия, а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью, т.е. народным достоянием. Собственность колхозов и кооперативных организаций составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая ими продукция, общественные постройки. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное, бессрочное пользование, т.е. навечно. Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании приусадебный участок земли и в личной собственности – подсобное хозяйство на этом участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь.
Конституция допускала мелкое частное  хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде, исключающее эксплуатацию чужого труда. Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода личного потребления, а также право наследования личной собственности.
Конституция утвердила положение  о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народнохозяйственным планом. Конституция закрепила принцип труда и распределения: «от каждого – по способности, каждому – по труду». В идеологических дебатах последнего десятилетия основной упор делался на распределение («каждому – по труду»). Между тем, первая часть единого принципа имеет более фундаментальный характер. Конституционный принцип «от каждого – по способности» означает обязательство государства организовывать хозяйство таким образом, чтобы всем трудоспособным было обеспечено рабочее место. Очевидно, что это несовместимо с принципами рынка рабочей силы. Безработица в СССР официально была ликвидирована в начале 30-х гг., реально к моменту выработки Конституции.
В главе II Конституции «Государственное устройство» закреплялись принципы федерализма – добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик.21 Ведению СССР подлежали: международные отношения и внешняя торговля; вопросы войны и мира; принятие в СССР новых республик; контроль за исполнением Конституции СССР; утверждение образования новых краев, областей и автономных республик в составе союзных республик; организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР; утверждение единого госбюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование всех бюджетов; управление банками, денежной и кредитной системой, учреждениями и предприятиями общесоюзного значения, транспортом и связью; установление основных начал землепользования; просвещение, здравоохранение; законодательство о труде, судоустройстве и судопроизводстве, союзном гражданстве, браке и семье, уголовный и гражданский кодексы; издание общесоюзных актов об амнистии. Явно просматривалось усиление тенденции на расширение прав Союза.
Каждая союзная республика имела  свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила приоритет союзных законов над законами союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.
Конституция СССР 1936г. внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему.
Конституция СССР 1936г. – весьма противоречивый документ. С одной стороны, она закрепила отказ от многоступенчатых выборов, установила всеобщее избирательное право, прямые и равные выборы при тайном голосовании. С другой стороны, формально подтвердив федеративную природу государства, она фактически закрепила его унитарный характер, предоставив почти беспредельно широкие полномочия общефедеральному «центру». В известном смысле она была демократичнее Конституции 1918года и вместе с тем, стала прикрытием бескомпромиссной реакции и режима личной власти.
С принятием Конституции СССР 1936г. прекратили свое существование съезды Советов. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР. Он состоял из двух палат – Совета Союза и Совета национальностей. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).
Существенно расширилась компетенция  общесоюзных органов. Так, ст.14 поручала высшим органам власти СССР «…контроль за исполнением Конституции и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР».22
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.