Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджет пенсионного фонда РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
I. История
II. Сущность пенсионного обеспечения
    Пенсионная система как финансовый инструмент.
Понятие пенсионного обеспечения
2. Схемы пенсионных выплат
3. Проблема психологического риска
III. Пенсионные фонды
1. Не государственные пенсионные  фонды
2. Государственное пенсионное обеспечение
2.1. Виды государственных пенсий  и условия их назначения
2.2. Льготное пенсионное обеспечение
2.3. Причины применения льготных  пенсий в России
3. Пенсионный фонд Российской  Федерации
3.1. Причины создания ПФР
3.2. Источники формирования средств  ПФР
3.3 Уплата страховых взносов  в ПФР
3.4. Деятельность ПФР
3.5. Направление расходования средств  ПФР
4. Государственный или частный?
5. Какую схему выбрать?
IV. Новые подходы в государственном  пенсионном обеспечении
1. Персонифицированный учет страховых  взносов в ПФР
2. Индивидуальный коэффициент пенсионера
Заключение
Введение
Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и  пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств  к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят  себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный). На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники – пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель – накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Сейчас, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы минимальные потребности человека, к тому же существует проблема невыплаты пенсий. Действующая в данный момент  пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит ни какого отражения при исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует о глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости ее коренного реформирования.
Чтобы найти недостатки необходимо обратиться к истории возникновения и развития пенсионного обеспечения, об этом рассказывается в первой главе.
Во второй главе обосновывается необходимость пенсионного обеспечения  и раскрывается его сущность в  экономическом, юридическом и социальном смысле; определяется ведущая роль государства в процессе материального обеспечения нетрудоспособных граждан.
В третьей и четвёртой главе  рассказывается о Государственых и  не государственных фондах  Российской Федерации. Здесь рассматриваются виды государственных и внегосдарственных  пенсий и условия их назначения, а так же причины применения льготных пенсий в России, проблемы повышение уровня социальной защиты работников, занятых на производствах с вредными условиями труда и основные направления реформирования льготного пенсионного обеспечения. Особое внимание уделяется вопросу о Пенсионном фонде Российской Федерации: рассказывается о причинах его создания, источниках формирования и направлениях расходования средств Пенсионного фонда, порядке уплаты страховых взносов, описывается процесс управления Пенсионным фондом и его средствами.
1. Немного истории
С помощью короткого исторического  экскурса можно понять эволюцию отношения  общества к людям, не способным зарабатывать себе на жизнь, точнее, к их материальному  обеспечению на различных ступенях развития человеческой цивилизации. Особенно долго человечество осознавало необходимость  оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине преклонного  возраста. Государственно-организационная  система помощи старикам появилась  намного позже, чем аналогичные формы общественной заботы о детях.
Уровню и масштабам заботы о  стариках в античном мире трудно дать однозначную оценку. С одной стороны, и в Древней Греции, и в Древнем Риме сохранялось привилегированное положение старых людей, сложившееся еще при первобытнообщинном строе. Но с другой стороны, власть стариков и уважение к ним еще отнюдь не означают проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Старые рабы умирали от голода, и даже свободные граждане могли рассчитывать на весьма малую помощь со стороны общества. Так, в Афинах существовало подобие пенсионной системы, обеспечивавшей граждан, «которые вследствие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе хлеба», небольшим ежедневным пособием.
В 1891 году в Дании был принят закон, фактически предопределивший переход от страхования на случай старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера. Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший  60-летнего возраста, имел право на получение пожизненной пенсии, выплачивавшейся за счет средств государственного казначейства и доходов местных общин. Впервые в истории старость была признана законным основанием для гарантированной помощи со стороны государства в виде пенсии. [22]. . Слово «пенсия» латинского происхождения. «Pensio» означает платеж. [3]
Наиболее значимое событие произошло 6 декабря 1827 г.: именно в этот день император  Николай I утвердил "Устав о пенсиях  и единовременных пособиях государственным   (военным и гражданским) служащим и подписал указ Правительствующему Сенату "к приведению его в действие" с 1 января 1828 г. Пенсии и пособия государственным служащим в России выплачивались и ранее, но правила, по которым эти выплаты производились, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности.[2]
Общие положения
Указом и Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства.
Во-первых, выплата пенсий и единовременных пособий должна была производиться из Государственного казначейства, которому для этих целей перечислялись все "пенсионные капиталы" и суммы, накопившиеся по разным местам "на производство пенсий и пособий". Таким образом, в России был создан бюджетный централизованный государственный пенсионный фонд. Вместе с тем, незначительная часть пенсий выплачивалась и из других источников: земских и городских сборов, войсковых средств.[2]
Во-вторых, размер пенсий определялся не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. К "Уставу" (1827 г.) прилагалось "Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям", которым устанавливались девять разрядов пенсий.
В-третьих, вдовам и сиротам гражданских служащих гарантировалось пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались вычеты за повышение в чине, отчисления с пенсий, вычеты со всех окладов. При недостатке этих сумм указ предписывал дополнять их из средств Государственного Казначейства. "Устав о пенсиях и единовременных пособиях" состоял из трех частей: "Правил для назначения пенсий и пособий", "О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников" и "О производстве пенсий и пособий". Назначение и выплата пенсий. По "Уставу о пенсиях..." (1827 г.) как классные чиновники, так и не имеющие классов канцелярские служители получали полный оклад пенсии согласно своему разряду после 35-летней службы, которая начиналась с 16 лет. Таким образом, гражданский служащий мог рассчитывать на полную пенсию в возрасте 51 год. Но в отставку можно было выйти и раньше. Пенсия чиновнику назначалась по разряду последней должности, если он занимал ее не менее 5 лет, в противном случае - по разрядам предшествующих должностей. Различие между наименьшей суммой пенсии и наибольшей было более чем в 50 раз. Сумма пенсионного содержания вдов и детей классных чиновников устанавливалась исходя из пенсии, получаемой главой семейства в отставке, или какая следовала бы ему в последние дни службы; право на пенсию у вдовы было пожизненным, у сыновей - до 18 лет, а у дочерей - до 21 года. Неизлечимо больные дети получали пенсию пожизненно. Право на вознаграждение пенсией исключалось при следующих обстоятельствах:
- если чиновник по суду приговорен  к наказанию с внесением этого  факта в послужной список;
- если он перешел на иноземную  службу без согласия правительства.  Устав запрещал получать пенсию  в отставке и жалование при  вступлении вновь на службу. Поступающий  вновь на службу получал либо  жалование, либо пенсию, смотря  по тому, что было выше. Все  права на получение пенсий  должны были подтверждаться законными  свидетельствами: послужным списком  чиновника, составленным по общим  правилам и форме и свидетельством  о болезни, если она являлась  причиной увольнения по Службе.
Особенные уставы
Кроме общего Устава действовали "особенные  уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам". Эти уставы учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п.
Эмеритальные кассы
Особое место в пенсионном обеспечении  гражданских служащих занимали так  называемые эмеритальные кассы. Цель создания кассы - обеспечить дополнительными  суммами пенсий вышедших в отставку членов кассы независимо от того, какие пенсии им будут назначены на основании общих законов, особенных уставов. Денежные средства касс (эмеритальный капитал) складывались из взносов членов касс в размере 4-6% от оклада содержания по штату, начисленных на эти суммы процентов по вкладам, дохода от ценных бумаг, добровольных пожертвований и других возможных поступлений. Средства кассы составляли собственность всех ее участников и ни в каком случае, и ни под каким предлогом не могли быть использованы иначе, как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства ведомства.
Эмеритальные пенсии разделялись:
- на степени - по должностным  окладам содержания участника  кассы в последние три года;
- на классы - по продолжительности  выслуги;
- на разряды - по числу лет  участия в кассе. Эмеритальные  пенсии в сравнении с пенсиями, назначаемыми по общему и особенным  уставам, составляли значительные  суммы.
Так, чиновник юридического ведомства  с окладом жалования 600-800 руб. в  год, чей стаж и участие в кассе  составляли 35 лет, мог рассчитывать на эмеритальную пенсию в размере 280 руб. По общему же уставу его пенсия составляла 185 руб.[2] 
Принципиальные положения пенсионного  законодательства оставались неизменными в течение 90 лет. Пенсионная система была проста. Ее разрабатывали отечественные администраторы и экономисты применительно к российскому государственному устройству. После Октябрьской революции в 1918 г. было принято «Положении о социальном обеспечении трудящихся», в котором предусматривалось оказание государственной помощи лицам в случае постоянной утраты трудоспособности, вызванной различными причинами, в том числе и старостью. [22]
Но с начала 20-х годов социальное обеспечение престарелых стало  строиться не на основе учета возраста, а в зависимости от степени утраты трудоспособности и наступления в связи с этим инвалидности по старости. Возраст в качестве критерия получения помощи как бы отошел на второй план, пропустив на первый невозможность пожилым человеком продолжать трудовую деятельность.
Первым шагом в направлении  перехода к пенсионному обеспечению, основанному, прежде всего на достижении человеком определенного возраста явилось установление в 1924 г. пенсий преподавателям вузов и рабочим факультетов, достигшим 65-летнего возраста. В 1932 г. пенсионное обеспечение по старости охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства и приняло форму, дошедшую почти без принципиальных изменений до конца 80-х гг. После принятия Конституции СССР 1986 г., в которой старость выделялась как самостоятельное основание для социального обеспечения трудящихся, не связанное с установлением степени индивидуальной потери трудоспособности, пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих.
Реформа Пенсионного обеспечения  по инвалидности и по случаю потери кормильца, осуществленная в 1973-74 гг., позволила  улучшить материальное положение инвалидов I и П групп и семей, лишившихся кормильцев. Пенсии по инвалидности были приближены по размерам к пенсии по старости.[3]
Одним из существенных элементов организации  пенсионного обеспечения является его финансирование. В СССР трудящиеся своими доходами не участвовали в образовании фондов социального обеспечения, расходуемых на выплату пенсий. Расходы на пенсионное обеспечение граждан покрывались за счет бюджета государственного социального страхования, который входил в государственный бюджет СССР.
В настоящее время управление финансами  пенсионного обеспечения в государственном масштабе осуществляет Пенсионный фонд России, образованный в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года.[4] Важнейший принцип ПФР - солидарная ответственность поколений, когда трудоспособное население за счет взносов в ПФР содержит нетрудоспособное. Кроме ПФР на территории РФ действуют негосударственные пенсионные фонды.
Зарождение пенсионного обеспечения  в каждой стране происходило в  соответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах и престарелых становится нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества.
II. СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ                            
 Деньги                                              Взносы




 


 
 
 
  
 
 
  жми                   
       Ценные                                            Пенсионные                         
 бумаги                                             обязательства
Рис.1. Схема работы пенсионных фондов
Пенсия как финансовый инструмент. Основные понятия
В Большом экономическом словаре [7] пенсия определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.
Пенсионные фонды (в том числе и пенсионные планы) – это финансовые учреждения, которые эмитируют пенсионные обязательства взамен пенсионных взносов от частных и юридических лиц и вкладывают полученные деньги в финансовые инструменты (см. рис.1).
Пенсионные взносы – вклады от населения, фирм, государства, на основе которых формируется необходимый для последующих пенсионных выплат капитал.
Спонсор – плательщик взносов, инвестор. Им может быть:
- частное лицо;
- работодатель (фирма) или организация;
- государство.
Примерно 180 конвенций и такое  же число рекомендаций, принятых на международных конференциях труда  с 1919 г., рассматривают вопросы, связанные с социальным обеспечением. Основные принципы международных норм в области пенсионного обеспечения реализуются в форме различных систем и специальных программ социальной защиты.[5]
Пенсионное обеспечение можно  рассматривать в различных аспектах. В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль  законодательства, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновременно являются частью трудового законодательства, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения, и в первую очередь пенсий, с трудом.
В социальном смысле - это совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой работы.
В экономическом смысле пенсионное обеспечение - часть национального  дохода, используемого на потребление  в целях содержания нетрудоспособных. Пенсионное обеспечение является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии. Пенсия прочно вошла в наш быт как форма, вид или способ материального обеспечения в случае нетрудоспособности. Сегодня с пенсией связаны судьбы миллионов людей во всем мире. Только в России пенсии выплачиваются 37 миллионам человек. [6]
Естественно, что, занимая важное место  в жизни современного общества, пенсионное обеспечение привлекает большое  внимание как в чисто потребительском плане, так и в точке зрения его экономических, социальных, правовых, научных и организационных основ. Нередко возникают дискуссии и в отношении терминологических аспектов пенсионного обеспечения. Слово «пенсия» латинского происхождения. «Pensio» означает платеж. В процессе исторического развития это понятие наполнялось все новым содержанием. Первоначально оно имело значение жалования за верную службу властям. В современном мире это источник средств существования широких слоев трудящихся в старости и в других случаях нетрудоспособности. В Большом экономическом словаре пенсия определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством. Для реализации целей пенсионного обеспечения в государственном масштабе необходимо создание пенсионной системы, которая представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Порядок исчисления, выплаты, перерасчета, индексации трудовых и социальных пенсий регулируется различными нормативными актами, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Пенсионная система любой страны является одним из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. Организационно-правовая форма пенсионной системы определяется состоянием экономики и рынка труда, проводимыми налоговой политикой и политикой в области доходов, демографической ситуацией, развитостью финансовых, в том числе и страховых институтов, принятием обществом конкретной модели пенсионного обеспечения.
По своей природе пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Для материального обеспечения пенсионной системы резервируется часть необходимого продукта, предназначенная для покрытия издержек на воспроизводство рабочей силы, которая обеспечивает жизнедеятельность тех, кто не в состоянии работать в силу указанных причин. Доля средств, идущих на эти цели, в структуре ВВП - макроэкономический показатель уровня цивилизованности общества.
В настоящее время на цели пенсионного  страхования в России направляется 6% валового внутреннего продукта (ВВП), что соответствует мировым стандартам. Но в расчете на одного работающего размер ВВП в России примерно в 8 раз ниже по сравнению со странами, имеющими развитую рыночную экономику, входящими в ОЭСР, что и обуславливает относительно низкий уровень пенсий в РФ.[8]
Соотношение средних пенсии и заработной платы, покупательная способность минимальной и средней пенсии, средняя продолжительность периода нахождения на пенсии (в том числе мужчин и женщин) отражают уровень социальной защищенности пенсионеров. Формирование моделей национальных пенсионных систем - результат общественного согласия по поводу принципов построения, способов осуществления социальной политики. Такое согласие складывается под влиянием экономических, культурных и национальных традиций той или иной страны. Общим и неизменным условием организации любой пенсионной системы является создание государством правовой, организационной и экономической базы, обеспечивающей сохранение приобретенных работниками прав на пенсию. Уровень эффективности пенсионной системы обусловлен характером:
- "внешних условий", связанных  с ситуацией в экономике., деятельностью  финансовых и страховых институтов;
- "внутренних условий", определяемых  спецификой конкретной пенсионной  системы (структура, виды и подвиды системы, природа ее финансовых механизмов);
- сопряженности (адекватности) "внешних"  и "внутренних" условий функционирования пенсионной системы, их непротиворечивостью.[9]
2.2. Схемы пенсионных  выплат
Существует несколько широко принятых схем начисления пенсий.
Пенсия по выбытии – пенсия выплачивается из имеющегося в настоящий момент в наличии капитала, который собирается независимо от долгосрочных инвестиций (планов) плательщика пенсионных взносов. В случае государственной пенсии, пенсия выплачивается за счет «сегодняшних» налогоплательщиков. Существует опасность, что из-за низкого, а в последние семь лет вообще отрицательного прироста населения в Эстонии, будущие поколения пенсионеров будет, грубо говоря, «некому кормить», и население еще сильнее «постареет». Такой вариант для системы, предусматривающей частные пенсионные фонды, не подходит. 
Схема с назначенным  взносом назначает плательщику взносов (спонсору) точную сумму, которую тот должен регулярно вносить в пенсионный фонд. Таким образом, взносы примут формы процентов от заработной платы или дохода. Сумма выплат обычно не гарантируется, зависит от продолжительности выбранной схемы (иными словами от фактора времени) и от доходности сделанных пенсионным фондом инвестиций. Причем согласно закону, инвестиции могут быть произведены в акции на фондовом рынке, в инвестиционные фонды, а также в акции самого предприятия, что, в общем-то, не лишено смысла, так как прослеживается определенная логическая цепочка: чем успешнее действует предприятие, тем лучше его показатели прибыли, рентабельности и проч., тем выше котируются его акции на рынке ценных бумаг, тем больше доходность пенсионного фонда, и тем выше, наконец, пенсии, полученные из этого фонда. Такой вариант называется ESOP, employee stock ownership program.[i] Он довольно органиченно вписывается в концепцию частных пенсионных фондов.
Схема с назначенным  размером выплат берет за основу заданный размер пенсионных выплат после выхода на пенсию. Причем размер пенсионных выплат зависит в первую очередь от стажа и от размера заработной платы в период занятости, а размеры взносов напрямую зависят от желаемого результата. Выплаты, производимые из пенсионных фондов выплаты зависят, от суммы, которая накопилась на момент выхода на пенсию. За эти деньги можно «купить» пенсию: до конца жизни как аннуитет или на определенный период.  Три последние схемы хорошо подходят для частных пенсионных фондов.
2.3.Проблема психологического  риска и пути ее разрешения
В государстве в результате общественного  согласия, сложившегося под воздействием экономических и социальных факторов, формируется пенсионная система определенной модели. Правительство осуществляет различные пенсионные программы. Однако люди могут обеспечить свою старость и с помощью частных сбережений. Почему же в таком случае правительство всегда принимает участие в программах для пенсионеров? Величина частных сбережений многих людей не достаточна для обеспечения социально приемлемого уровня жизни. Общество не может допустить, чтобы люди, по недостатку предусмотрительности или по другим причинам не скопившие в прошлом достаточно средств, умирали от голода, расплачиваясь за собственные ошибки. Но раз люди знают, что они будут обеспечены даже в том случае, если не будут делать сбережений, то возникает проблема, которую экономисты называют проблемой психологического риска.[10] Ущерб в этом случае заключается в том, что, обеспечивая людей, не делающих сбережений, общество снижает стимулы к сбережениям. Для разрешения этой проблемы используются два подхода:
1. Общество может осуществлять  программы помощи беднякам, но  для ее получения должны существовать  достаточные ограничения, налагаемые  таким образом, чтобы люди предпочитали  не пользоваться этими программами,  за исключением тех случаев, когда они вынуждены делать это.
2. Сделать сбережения принудительными.  Программы с ограничениями существуют  в форме частных пожертвований,  а также доходов из вспомогательной  системы социального обеспечения.  Однако, учитывая то, что для пожилых  людей, не сделавших сбережений, все же должны быть, обеспечены  достаточно крупные суммы, все  страны полагаются главным образом  на принудительные сбережения.
Программа обязательных сбережений может  осуществляться правительством, как это делается почти во всех странах, или правительство может просто потребовать от людей каждый год представлять свидетельства того, что они отложили требуемую сумму. Осуществляемая правительством программа принудительных сбережений имеет то преимущество, что нет необходимости проверять каждого человека, отложил ли он в этом году требуемую сумму сбережений. В этом случае не существует также необходимости проверять состояние банка, взаимного фонда или другого института, на счета которого производятся вложения. Однако эта программа имеет тот недостаток, что она находится полностью в руках правительства и, следовательно, является объектом различного рода политических манипуляций. Кроме того, правительственный проект принудительных сбережений не испытывает конкурентного давления, способствующего предложению новых, более удобных методов сбережений.
При частной программе сбережений люди могут осуществлять свои платежи, одновременно аккумулируя проценты, и затем, в старости, получить то, что они выплатили, вместе с процентами, накопившимися за это время. Однозначный вывод из этого анализа сделать невозможно: решения, принимаемые на федеральном уровне и на уровне местных органов власти, оказывают глубокое и разнообразное влияние на экономику и общество. Роль правительства в экономике разнообразна и широкомасштабна. Наша экономика действительно является «смешанной»: нашу экономическую жизнь формируют как общественные, так и частные решения, опирающиеся на рыночные рычаги, и на политические процессы.
III.  Пенсионные фонды
3.1. Не государственное  пенсионное обеспечение
Фонд нельзя просто так организовать на пустом месте, для этого необходимы некоторые предпосылки. На первый взгляд, сегодня в самом предпочтительном положении находятся страховые  компании. У них самая подходящая база для того, чтобы занять пустующую  нишу на финансовом рынке и начать предоставлять услуги частного пенсионного  страхования. Они имеют необходимый  капитал, а также опыт ведения  подобных расчетов. Ведь пенсии – это  тоже своего рода страхование, учитывающее  фактор времени как один из основных. Поскольку в Эстонии самыми успешно  развивающимися финансовыми посредниками являются коммерческие банки, то возможна ситуация при которой банки тоже предпримут все усилия, чтобы предложить свои услуги в этой области. Существует несколько способов контролирования  и управления пенсионными фондами (а значит, и возможность получения  прибыли) для коммерческих банков:
1). Трастовая деятельность, то есть  банк является поверенным в  делах пенсионного фонда. Например, это может быть маклерская  деятельность при купле-продаже  финансовых инструментов на бирже  ценных бумаг. Поверенный банк  покупает от лица фонда, уполномочившего  его на эту сделку.
2). Инвестиционное управление, то  есть коммерческий банк может  управлять инвестиционным портфелем,  принадлежащим пенсионному фонду,  причем фонд вправе сам назначить  портфельного управляющего или  за него это сделает банк.
3). Продажа персональных пенсий  или как их еще можно назвать  персональных программ. Коммерческий  банк может выдавать от своего  имени обязательства на выплату  пенсии на определенных условиях, которые, однако, не должны котироваться  на вторичном рынке, то есть  их нельзя перепродавать. Человек  покупает облигацию, по которой  банк начинает выплачивать проценты  после выхода этого человека  на пенсию, а также может погасить  на оговоренных ранее условиях.
4). Пенсионные советы. Банк может  оказывать консультации по помещению  средств в различные пенсионные  фонды и финансовые инструменты  на длительные сроки, составлять  приблизительные графики выплат, оказывать юридические консультации.[ii]
Насколько явствует из приведенных  выше примеров, у коммерческих банков существует много возможностей, и  появление частных пенсионных фондов открывает для них широкое  поле деятельности.
3.2. Государственные пенсионные  фонды
В РФ единая система государственных  пенсий устанавливается Законом  РСФСР «О государственных пенсиях  в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями к нему.  [12] В соответствии с этим Законом основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть; основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся служит длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
«...Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом...»
Так в Конституции РФ [11] вместе с другими правами и свободами  человека закреплено право на социальное обеспечение, включая пенсионное обеспечение.
3.3.Виды государственных  пенсий и условия их назначения
Настоящим Законом устанавливаются  трудовые и социальные пенсии. В  связи с трудовой и иной общественно  полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж назначаются следующие пенсии:
Пенсия по старости (по возрасту)
Пенсия устанавливается рабочим, служащим, колхозникам по достижении ими определенного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и при наличии соответствующего трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин).
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи  с трудовой и иной общественно  полезной деятельностью, устанавливается  социальная пенсия. Такая пенсия может  назначаться в соответствующих  случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).
Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора пенсии. Так, гражданам, имеющим одновременное право на различные государственные пенсии, может назначаться и выплачиваться одна из них, по их выбору. Исключение устанавливается только для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Им предоставлено право получать одновременно две пенсии: пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.
Нормативными актами установлено, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.
2. Льготное пенсионное  обеспечение
Одна из особенностей отечественной  пенсионной системы - предоставление досрочных (на 5, 10 и более лет) пенсий за работу в особых условиях труда. Этими "привилегиями" пользуются работники предприятий и производств с вредными условиями труда. Льготные пенсии - отечественный феномен, подобной практики нет ни в одной стране мира. У нас же право на них распространяется более чем на 1,7 тыс. наименований профессий и должностей или на каждого пятого работника промышленности, а в металлургии, электроэнергетике, химии, угольной промышленности - по меньшей мере, на половину производственного персонала.[13]
Экспертные оценки свидетельствуют, что общая сумма расходов на финансирование льготных пенсий, а также издержек по индивидуальному возмещению ущерба уже сегодня составляет в среднем 6-8% ФОТ, а по отдельным отраслям и регионам 20-40% и более.[14]
3. Пенсия по инвалидности
Пенсия устанавливается в связи  с длительной или постоянной фактической  утратой трудоспособности (при наступлении  инвалидности). Условия и нормы  пенсионного обеспечения зависят  от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профессионального заболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа; если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсии требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.
4. Пенсия по случаю  потери кормильца
Пенсия назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении. Родители и вдовы (вдовцы) граждан, погибших вследствие военной травмы, а также один из родителей или супругов, другой член семьи, занятый уходом за родственниками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и неработающий, получают пенсию независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего. Условия пенсионного обеспечения зависят от причины смерти кормильца: если его смерть наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, то пенсия назначается независимо от длительности стажа работы кормильца; если кормилец умер вследствие общего заболевания, то пенсия назначается при наличии у него ко дню смерти общего трудового стажа, необходимого для получения пенсии по инвалидности.
5. Пенсия за выслугу  лет
Пенсия устанавливается в связи  с длительной подземной или другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.
3.4. Причины применения  льготных пенсий в РФ
Широкое распространение льготных пенсий обусловлено, прежде всего, наличием большого количества производств, где условия труда вредны для здоровья работающих, а их кардинальное улучшение благодаря внедрению современных безопасных технологий и оборудования, высокоэффективных и надежно работающих средств защиты - дело крайне дорогое. У работодателей возникает труднопреодолимый соблазн сэкономить на этих мероприятиях за счет трудящихся. Работников же на "добровольную" продажу своего здоровья толкает нужда. Для властей предержащих такая форма эксплуатации людей выгодна - не надо вкладывать средства в создание безопасных условий труда, не надо разрабатывать и внедрять сложные механизмы социальной защиты в виде обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, получается, что льготные пенсии устраивают всех. Но, если разобраться, для работников "выгода" выходит  боком.
Кто оплачивает это "социальное благо"? Сколько бы на предприятии ни было работников, претендующих на льготную пенсию, работодатель не несет никаких затрат. Расходы на выплату долгосрочных пенсий ложатся на плечи самих трудящихся. В итоге наемные работники получают низкую зарплату, потерю здоровья и оплату "льгот" из их же кармана.
Льготная пенсия позволяет скрывать истинные масштабы профессиональной заболеваемости в стране, блокировать улучшение условий труда, развитие инфраструктуры медицинской и профессиональной реабилитации. Льготная пенсия - это знак беды и тоталитаризма, вопиющее нарушение конституционных прав человека.
Трансформация российской экономики  определяет необходимость создания мер адекватных новым условиям механизмов социальной защиты работников от профессиональных рисков - рисков утраты трудоспособности на производстве. В целях реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. утвержден "План разработки критериев профессиональных рисков для совершенствования порядка назначения пенсий в связи с особыми условиями труда”.
Главная цель преобразований - кардинальное повышение уровня социальной защиты работников, занятых на производствах с вредными условиями труда. Мировой опыт свидетельствует, что сложные задачи защиты от профессиональных рисков нельзя решить, проводя отдельные, пусть и важные мероприятия: требуется комплексный подход, основанный на методах охраны труда и социальном страховании от несчастных случаев на производстве. К основополагающим позициям, определяющим сущность реформы льготного пенсионного обеспечения можно отнести:
- плавную, без ущемления прав  работников на их получение,  трансформацию действующей системы льготных пенсий в систему досрочных профессиональных пенсий (ДПП);
3.1. Причины создания  ПФР
Пенсии гражданам России выплачивались  и раньше, но фонд выплаты пенсий формировался за счет государственного бюджета. Взносы на социальное страхование, в том числе пенсионное, вносились предприятиями и были очень небольшими. С работников же взносы совсем не брались. Но зато значительная доля прибыли отчислялась в государственный бюджет Таким образом, средства социального страхования практически сливались с государственным бюджетом, что давало возможность государству перераспределять их для решения тех или иных первоочередных задач, а на социальные нужды средства выделялись по остаточному принципу. Все это искажало реальную стоимость рабочей силы. Занижало реальные затраты на нее, что существенно сказывалось и на назначаемой пенсии.
Вот почему еще в недрах СССР был  создан Пенсионный фонд России, как  самостоятельный финансово-кредитный  орган, денежные средства которого не входят в государственный бюджет и никакие другие бюджеты и  изъятию не подлежат. Главная его идея состоит в том, чтобы пена рабочей силы формировалась на основе реальных доходов, обеспечивающих достойную жизнь пенсионеров, и она отражает идею социального страхования, в том числе и пенсионного, которое осуществляется за счет солидарности трудовых поколений. Независимость Пенсионного фонда от государственного бюджета дает возможность проводить своевременную индексацию пенсий и решать многие социальные программы.
3.2. Источники формирования  средств ПФР
Средства Пенсионного фонда  формируются за счет:
- обязательных пенсионных взносов  работодателей и работающих граждан.  Страховые взносы являются основным  источником поступлений в ПФР,  их доля в структуре доходной  части его бюджета составляет  свыше 80%.
-  ассигнований из федерального бюджета:
- средства, возмещаемые Государственным  фондом занятости населения в  связи с досрочным назначением  пенсий безработным гражданам;
- займы, привлекаемые для покрытия  временных затруднений.
- добровольные взносы физических  и юридических лиц;
В соответствии с федеральным законом  в IV кв. 1995 г. временно свободные средства Фонда социального страхования  и Государственного фонда занятости  населения в размере 1,5 трлн руб : были мобилизованы на возвратной основе для пополнения ПФР- в котором в связи с индексацией пенсий и выплат компенсаций собственных средств оказалось недостаточно. Кроме того, при эффективной организации финансового менеджмента Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в ценные государственные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банки, может иметь определенный доход. Но с 1995 года ПФР запрещается проводить финансово-кредитные операции.
3.3. Уплата страховых  взносов в ПФР
Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями в Пенсионный фонд РФ, определяется ежегодно по представлению  правления фонда. Федеральным законом  от 8.01.1998 г, на 1998 г. установлены следующие  тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд [15]:
- для работодателей - организаций  - 28%;
- для работодателей-организаций,  занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, - 20,6% выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения, а также по авторским договорам;
- для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан,  частных детективов, нотариусов, занимающихся  частной практикой, адвокатов. частных аудиторов — 28% дохода, полученного от их деятельности, для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. -20,6%. Указанные категории плательщиков, использующих в своей деятельности труд наемных работников, уплачивают страховые взносы в размере 28°/о начисленных выплат.
- для граждан, использующих труд  наемных работников в личном  хозяйстве, - 2,5% начисленных выплат;
- для работающих граждан - 1% начисленных  выплат.
Начисление страховых взносов  производится работодателем, но отношению v выплатам: начисленным работнику; независимо от источников их финансирования, Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, определяются федеральным правительством. Общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, принадлежащие инвалидам и пенсионерам полностью освобождаются, от уплаты страховых взносов в ПФР.
Работодатели уплачиваю страховые  взносы один раз в месяц - в срок, установленный для оплаты труда за истекший месяц, не позднее 15 числа месяца, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц,  Крестьянские и фермерские хозяйства уплачивают взносы 1 раз в год до 1 апреля. За просроченные дни уплаты страховых взносов с плательщиков взимаются пенни.
3.4. Деятельность Пенсионного  фонда России
В обязанности Пенсионного фонда  России входит:
1. Целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов,
2.Организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда  здоровью работников и других  граждан, сумм государственных пенсий,
3. Привлечение в Фонд добровольных  взносов физических и юридических  лиц;
4. Контроль, в том числе и с  участием налоговых органов, за  своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
5. Организация банка данных по  всем категориям плательщиков  страховых взносов в Пенсионный  фонд;
6. Межгосударственное и международное  сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда;
7. Изучение и обобщение практики  применения нормативных актов  по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенств
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.