Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность земельных отношений в Крепостной России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГБОУ ВПО «Омский Государственный Аграрный университет им. П.А. Столыпина».
Землеустроительный факультет.
Кафедра земельного кадастра и права
Умертасова М. А.
Студент 16 группы, очная форма обучения, по направлению подготовки 120 700.62 – Землеустройство и кадастры.
 
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРЕПОСТНОЙ РОССИИ.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История земельно –  имущественных отношений и землеустройства».
Руководитель:
ст. преп. Цыпленкова И. В.
 
 
 
Омск 2012
ФГБОУ ВПО «Омский Государственный Аграрный университет им. П.А. Столыпина».
Землеустроительный факультет.
Кафедра земельного кадастра и права
Умертасова М. А.
Студент 16 группы, очная форма обучения, по направлению подготовки 120 700.62 – Землеустройство и кадастры.
 
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРЕПОСТНОЙ РОССИИ.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История земельно –  имущественных отношений и землеустройства».
Руководитель:
 ст. преп. Цыпленкова И. В.
 
 
 
Омск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………
       1. Понятие и сущность земельных  отношений…………………………………………………..
       2. История земельных отношений в России …….………………………………
       3. Рациональное использование земель………………………………………………
       4. Становление и развитие земельных  отношений в России в IХ-ХIХ веках
       5. Земельно – правовой режим в России до 1861 года…………………………………….
       6. Проблемы формирования и регулирования земельных отношений……….
       7. Особенности крепостного права…………………………………………………………
       8. Реформа 1861 года и ее результаты…………………………………………………………..
          Заключение……………………………………………………………………………………………
          Список использованной литературы…………………………………………………….
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Предметом отрасли земельного права  является особый круг общественных отношений  по поводу земли (земельных отношений).
Земельные отношения – отношения  между органами государственной  власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования  и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного регулирования земельных отношений. Их специфика отражает уникальность предмета, по поводу которого они возникают. Предметом земельного права являются земельные отношения, имеющие некоторое экономическое содержание, специфика этих отношений обусловлена уникальными, незаменимыми и другими природными свойствами земли как объекта общественных отношений. Земельные отношения возникают между органами государственной власти, местного самоуправления и юридическими лицами, а также физическими лицами по поводу владения, пользования, распоряжения землей. Это является сферой действия земельно-правовых норм и лишь отчасти гражданских.
Регулирование земельных отношений  основывается на сочетании регулирования  использования земли в качестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средства производства: многообразии форм собственности на землю и другие природные ресурсы: широких правомочиях субъектов  РФ и органов местного самоуправления на регулирование земельных отношений  на своих территориях; признания  равенства участников земельных  отношений в защите своих прав на землю; недопустимости противоречащего  закону вмешательства государства  в деятельность граждан и юридических  лиц по владению, пользованию и  распоряжению землей; государственном  управлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.Основную роль в земельных отношениях играет сама земля, которая является одним  из важнейших и особенных факторов производства. В связи с этим вопрос о земельных отношениях в России является актуальным на сегодняшний день.Земельные отношения немыслимы без государственного их регулирования, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле, без создания эффективного земельного законодательства.
Проблема  совершенствования государственного регулирования земельных отношений  в целом и в отдельных отраслях народного хозяйства имеет важное значение в связи со все расширяющейся  практикой деятельности органов  государственного регулирования.Основными  функциями государственного регулирования  земельных отношений являются: учетная, плановая, распределительно-перераспределительная, функция обеспечения надлежащего  использования земель, контрольная  и охранительная.
Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав, структуру, соподчинение и  механизм  совокупного воздействия. Важное значение при этом имеют  историческая  преемственность, соответствие земельных отношений социально-экономическим основам  общества, необходимость обеспечить финансовую устойчивость экономики,  инвестиционную активность отраслей и регионов и т. д. Существенную роль играют также политические  и  социально-психологические факторы. К первым из них относятся политические решения  и  правовые  нормы, способы их осуществления и контроля за реализацией, состояние и  способность к функционированию пирамиды исполнительной власти, активность  и  социальная направленность  деятельности  партий  и  общественно-политических  движений. 
Вторые включают механизмы мотивации, психологические установки и  ориентации конкретных лиц в соответствии с их  социальными  характеристиками,  семейным положением, уровнем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п. В  результате   исторического   развития   любого   общества   постепенно 
складывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к  которым относятся физические лица (индивидуумы),  их  сообщества  (общины),  деловые организации   (юридические   лица)   и   государство,    их    объединяющее, представляющее   и   защищающее   их   интересы,   многообразные   и   часто противоречивые. Субъектами   земельных   правоотношений   называются   лица,   наделенные земельными  правами  и  несущие   обязанности,   предусмотренные   земельным законодательством.
Цель  реферата – изучение особенностей трансформации земельных отношений в Крепостной России выявление факторов, влияющих на этот процесс и выработка направлений по их совершенствованию.
 
Задачи реферата:
      Уточнить понятие и определить сущность новых земельных отношений
      Изучить особенности регулирования земельных отношений в Крепостной России
      Исследовать процесс становления и развития земельных отношений.
 
 
 
 
В первом разделе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие и сущность земельных отношений
Одна из составляющих правовой системы государства - земельное право, призванное регулировать земельные общественные отношения с целью обеспечения наиболее рационального пользования и охраны земель, а также защищать разнообразные права и интересы собственников земли и землепользователей, землевладельцев,арендаторов земельных участков и обладателей сервитутов.
В общем виде земельные  отношения можно охарактеризовать как систему социально-экономических  связей по владению, пользованию и  распоряжению землей,включая ее куплю-продажу, сдачу в аренду, организацию использования  и т. д.
Выделение земельных отношений  в отдельную сферу является объективным  историческим процессом, обусловленным  особым значением земли, ее функциональным многообразием и ограниченностью  как природного ресурса.
Земельные отношения связаны  со множеством социальных, экономических, экологических,историко-культурных, психологических  и других факторов, которые имеют  сложную структуру, различные циклы  развития, достаточно развитый механизм воздействия на процесс распределения, использования и охраны земельных  ресурсов.
В результате исторического  развития складывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которым относятся физические лица (индивидуумы), их отдельные сообщества (например, общины), предприятия, организации (юридические лица).
Государство объединяет, представляет и защищает их интересы, многообразные  и часто противоречивые. Субъектами земельных правоотношений являются все участники этих отношений, наделенные земельными правами и обязанностями, предусмотренными земельным законодательством.
Круг субъектов земельных  правоотношений неоднократно изменялся. С ликвидацией монополии государственной  собственности на землю, введением  новых форм землепользования число  этих субъектов значительно возросло.
Так,сама Российская Федерация  как государство, 89 субъектов Федерации, города федерального значения, автономные области и автономные округа также  стали субъектами правоотношений государственной  собственности на землю
Земельные отношения - это  отношения между органами государственной  власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования  и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.
Регулирование земельных  отношений основывается на сочетании  управления использованием земли в  качестве природного ресурса, объекта  недвижимости и основного средства производства; многообразия форм собственности  на землю и другие природные ресурсы; широких правомочий субъектов РФ и органов местного самоуправления в регулировании земельных отношений  на своих территориях; признания  равенства участников земельных  отношений в защите своих прав на землю; недопустимости противоречащего  закону вмешательства государства  в деятельность граждан и юридических  лиц по владению, пользованию и  распоряжению землей; государственном  управлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.
Участниками земельных отношений  являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане Российской Федерации. Иностранные  распространяться юрисдикция органов  данной административно-территориальной  единицы; последствий деятельности предыдущих поколений и др. В этой связи ЗК РФ определяет лишь  цель землеустройства - улучшение (а не создание) природных ландшафтов.
 
 
 
 
 
 
История земельных  отношений в России
История земельных отношений  ведет свое начало практически одновременно с появлением государства. Факты  свидетельствуют, что уже к моменту  официального принятия христианства более 1000 лет назад в крупнейших центрах  Древней Руси существовала письменность, велось индивидуальное обучение грамоте  и развивалось землемерие.
Земля и земельные отношения  становятся основой феодальной системы. Великий князь, в последующем  царь, был самым богатым человеком. Ему принадлежала земля, а земля  составляет единственное богатство. Оно  дает возможность правителю утвердить  свое могущество путем раздачи поместий - земель во временное владение за службу. В середине XIX в. обострение классовой  борьбы в деревне, сопровождающееся выступлением крестьян против помещиков, вынудило царское правительство  пойти на отмену крепостного права. В своей речи “Московскому дворянству” 30 марта 1856 г. Александр II сказал: “Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда  оно само собой начнет отменятся  снизу”.
19 февраля 1861 г. был  подписан Манифест об отмене  крепостного права и Положения  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости.
О правах крестьян по имуществу
Каждый крестьянин может  приобретать в собственность  недвижимое и движимое имущество, отчуждать  его, отдавать в залог и вообще распоряжаться ими в полной мере.
Сельское общество может  приобретать в собственность  имущество. Землями, приобретенными в  собственность, общество может распоряжаться  по своему усмотрению: разделять их между хозяевами и предоставлять  каждому участок в собственность  или оставить их в общем владении.
Реформа привела к заметному  сокращению площадей крестьянского  землепользования, так как помещики имели право отрезать от наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, всю площадь, превышающую  норму отвода. Отрезанными оказывались  особенно плодородные, удобные по местоположению земельные угодья.
Отмена крепостного права  положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Втягиваясь в обстановку товарного хозяйства  и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно теряло натуральный характер. Площадь пашни расширилась с 88.8 млн. дес. в 1860 г. до 117. 2 млн. дес. в 1887 г.. Урожайность хлебов возросла с 29 пудов с десятины в 1861 - 1870 гг. до 39 пудов в 1890 - 1891 гг.
Аграрный кризис, вызванный  реформой 1861 г., малоземелье крестьян, и полное их обнищание определили новый поворот в земельной  политике. Правительство перешло  от традиции охраны общины к ее разрушению путем насаждения индивидуальной собственности  на надельных земельных участках, ликвидации практически всех ограничений  размеров крестьянских землевладений, продажи крупным хозяйствам зажиточных крестьян удельных и казенных земель в единоличное владение. Это можно  видеть из следующих данных: с 1908 г. по 1915 г. число хозяев, продавших  надельные земли, составило 1201269, ими  продано 3953532 дес. земли (1 дес.=1.095 га) на сумму 447,7 млн. руб.; покупателей оказалось  значительно меньше - 815309.
Динамично меняющаяся система  земельных отношений в России была радикально реформирована в 1917 году Декретом о земле и Законом  о социализации земли от 27 января 1918 г.
Декрет о земле
Крестьянский наказ о  земле
Право частной собственности  на землю отменяется навсегда; земля  не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким либо другим образом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетная, монастырская, церковная,…, частновладельческая, общественная и  крестьянская отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние  и переходит в пользование  всех трудящихся на ней.
Крестьяне, получив во владение землю, не могли пользоваться результатами своего труда. В 1921 г. военный коммунизм  был отменен как неудавшееся  направление построения социализма. Наступил период Новой экономической  политики. Важнейшим документом при  переходе от военного коммунизма к  НЭПу стал Земельный кодекс РСФСР.
Земельный кодекс РСФСР от 30 октября 1922 г.
О праве на землю трудового  пользования.
Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства  имеют все граждане РСФСР, желающие обрабатывать ее своим трудом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рациональное  использование земель
Рациональное использование земель является главной задачей российского  земельного законодательства.
Определение понятия рационального  использования земель содержится в  государственном стандарте, который  не является законом, да и само определение  чрезвычайно абстрактно, чтобы его  использовать в правоприменительной  практике. В частности, оно закреплено как «обеспечение всеми землепользователями  в процессе производства максимального  эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами».
*Рациональное использование и  охрана земель регулируются нормами  земельного, гражданского, экологического  и др. отраслей права. Прежде  всего это ЗК РФ от 25 апреля 1991 г. (ВВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768); Закон  РФ or 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (ВВС РСФСР. 1992. № 10. Ст. 457); Закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650);
Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при Проведении земельной реформы» (САПП РФ. 1993. № 91. Ст. 4935); «О регулировании  земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. (САПП РФ, 1993. № 44. On 4191); постановление Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 3 февраля 1994 г. (САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 779); Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ от 23 декабря 1993 г (в ред. от 12 марта 1996 г. № 279); Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России от 25 мая 1994, г. № 160 (БНА РФ. 1994. № 9); Инструкция о порядке работы госэеминспекторов по привлечению физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства от 18 февраля 1994 г., утв. Приказом № 18 Роскомзема (БНА РФ. 1994. № 7); Разъяснение о порядке привлечения к ответственности за нарушение земельного законодательства от 29 сентября 1992 г., утвержденное Роскомземом, Минприроды РФ, Госкомсанэпиднадзором и Минархитектуры РФ (сб. нормативных актов. Ч. 1. — М., 1993. С. 159), а также акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Бесхозяйственное использование  земель означает такое ведение хозяйства, при котором не соблюдаются общепринятые требования к рациональному использованию  земель либо не выполняются задачи нормативного регулирования хозяйственной  деятельности.
Это определение позволяет лишь уловить дух рациональности, но этого  мало для правовой сферы, нуждающейся  в точных и недвусмысленных определениях.
Определенное уточнение внесло гражданское законодательство, закрепив в ст. 285 ГК (не действует до принятия нового ЗК) параметры оснований лишения  прав на земельный участок вследствие нерационального его использования  и отнеся к ним три критерия: нецелевое использование; использование, приведшее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, и использование, приведшее к  значительному ухудшению экологической  обстановки.
В результате этого конкретизируются три параметра, составляющие понятие  рационального использования земель: соблюдение цели использования, неухудшенйе  плодородия и экологической обстановки.
Однако этих критериев явно недостаточно для формулирования понятия рационального  использования земель, которое должно учитывать не только плодородие и  экологическую обстановку, но и другие параметры земли. Например, соблюдение норм отвода земель под линейные сооружения, которые установлены специальными нормативными актами.
В теории земельного права  вопросы рационального использования  и охраны земель в течение продолжительного времени являются предметов научной  дискуссии. Однако единого подходы  в определении содержания понятий  рационального использования не выработано.
Существенным недостатком  земельного законодательств, является отсутствие легального определения  рационального использования земель. Действующее земельное законодательство закрепляет в качестве одной из задач  правового регулирования земельных  отношений обеспечение рационального  использования и охраны земель (ст. 1 ЗК РСФСР 1991 г) В части установления содержания требования рационального  использования земельного участка, что квалифицировалось таковым  при снижении уровня фактической  урожайности за последние пять лет  более чем на 20% ниже нормативного, устанавливаемого по кадастровой оценки земель, а также в случаях изменения  состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные земельные  угодья. Тем самым в определенной мере законодатель ставит знак равенства  между понятиями рационального  и эффективного использования земли. Указанных выводу подтверждается и  содержанием ст. 24 ЗК, которая под  особо ценными земельными угольями понимает, прежде всего продуктивным земли (опытные поля и т. д.)
Земельный кодекс не содержит указаний на содержание требования рационального  использования земель иного (на сельскохозяйственного) назначения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Становление и  развитие земельных  отношений в  России в IХ-ХIХ веках
Становление древнерусского государства в IХ  веке ознаменовалось распадом родоплеменных  связей и переходом к феодальным отношениям. Отсутствие на Руси рабовладения оказало влияние на специфику  образования феодальной земельной  собственности. Первичной формой экономической  реализации феодальной собственности  на землю явилось полюдье, ставшее  формой внеэкономического принуждения  населения и первой фазой превращения  земли в феодальную собственность.
Уже в "Русской  правде" простолюдин противопоставлен "княжу мужу", а все частные  землевладения подлежали усиленной  защите.
В IХ веке на Руси шел быстрый рост феодального  землевладения, "окняжения" и "обояривания" земель. Принадлежавшие смердам общинные земли захватывались, передавались дружинникам либо путем прямого  насилия, либо на основе княжеских пожалований.
Начало  земельной реформы было положено в ХVI веке проведением писцовых межеваний. При проведении таких работ составлялись межевые книги, в которых делались кадастровые описания, давались сведения о землевладениях, устанавливались  площади земельных участков.
Вотчины, которыми владели князья, бояре, дружинники, высшее духовенство, можно было передать по наследству, поменять, продать. Законодательное  оформление крепостного права произошло  в 1649 году принятием Соборного уложения.
Эпохальным  в истории земельных отношений  в России следует считать 1861 год, когда 19 февраля царь Александр II утвердил Закон "Общее положение о крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости" и выпустил Манифест о крестьянской реформе. В этих документах была зафиксирована  отмена крепостного права, что означало освобождение крестьян от личной от помещиков  зависимости, но без земли. Вся земля, находившаяся в постоянном пользовании  крестьян, была признана собственностью помещиков. Они обязывались предоставить крестьянам за определенные повинности в пользование усадьбу и полевой  надел.
Итак, лишь в ХVII веке в России утвердилось  крепостное право, в то время как  в Западной Европе это произошло  в эпоху раннего средневековья, а отменено в России во второй половине ХIХ века, на Западе же в первой половине ХVII века. Отставание России от стран Европы в реформировании экономических отношений, включая земельные, налицо.
Бывшие  крепостные крестьяне получили землю  в пользование за барщину и  оброк. Однако крестьянин с согласия помещика мог выкупить надел. Этим правом смогли воспользоваться лишь немногие крестьяне, имевшие средства на выкуп  земли.
Таким образом, реформа 1861 года утвердила две основные формы землепользования: общинное и  подворное. К началу ХХ века в личной собственности находилось земли: у  дворян - 61,9%, крестьян – 15,3%, купцов – 15%, мещан - 4,4%, духовенства - 0,3%.
Реформа укрепила и общинное землевладение. Община могла выкупить часть помещичьей земли и обратить ее в "мирскую" землю. Последняя служила гарантией  против обезземеливания и пролетаризации крестьян и обеспечивала "мягкое" вхождение России в систему капиталистических  производственных отношений. Определенную роль в этот период сыграли Крестьянский и Дворянский земельные банки, которые  давали денежные ссуды на покупку  земли либо под залог недвижимости.
Правительство стимулировало переселенцев, решивших самостоятельно вести хозяйство. Первоначально  переселенцу, который должен был  помимо ведения своего личного хозяйства  отрабатывать государственные повинности в виде государевой десятинной пашни  и государственных изделий, предоставлялись  земля, временная льгота, подмога (безвозвратная  помощь деньгами или натурой) и ссуда (возвратная помощь в денежной или  натуральной форме).
Основным  местом сосредоточения крестьянских дворов была слобода, которая, как правило, представляла острог, где также размещались  церковь, двор приказчика и государственные  амбары. Около слобод располагались  государственные десятины. В начале ХVII века переселенцы дошли до устья  реки Енисей, где были заложены Кетский, Енисейский и Маковский остроги. Если в ХVII-ХVIII веках переселение  в Сибирь было преимущественно вольное, то позднее началась правительственная  колонизация (ссылка и поселение).
В губерниях  Сибири существовали различные формы  землепользования, но основным считался индивидуальный подворно-наследственный способ пользования пашней. В некоторых  волостях периодически проводились  переделы.
Своеобразную  форму владения и пользования  землей представляли так называемые "заимки". Как правило, основывали заимки зажиточные крестьяне, которые  захватывали плодородные земли. Заимки были двух типов: временные, используемые для проведения полевых работ, и  постоянные, со строениями, в которых  жили летом и зимой.
С принятием  закона 1896 года в Сибири начинается процесс планомерного регулирования  земельных отношений. Были также  приняты "Главные основания поземельного устройства государственных крестьян и инородцев, водворившихся в  губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской на казенных землях". В 1898 году утверждены "Правила о  порядке определения земельных  наделов и о производстве поземельно-устроительных  работ и об отводе лесных наделов".
На основании  этих документов на каждую душу мужского пола отводилось 15 десятин удобной  земли и 3 десятины лесной площади.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Земельно –  правовой режим в России до 1861 года
Исторические исследования не дают оснований для предположения  о наличии рабовладельческого землевладения  на территории России.
Письменные источники  свидетельствуют о том, что, начиная  с XI века, на территории современной  России стала складываться феодальная земельная собственность – экономическая  основа господства класса феодалов. Эти  факты подтверждаются и археологическими данными.
Первичной формой экономической реализации феодальной земельной собственности явилось  полюдье, представлявшее собой институт прямого внеэкономического принуждения  населения, в котором в обнаженной форме выступали отношения господства и подчинения, равно как и начальная  фаза превращения земли в феодальную собственность.
Феодальный строй России вырос из первобытнообщинного, а  также из элементов патриархального  рабства – начальной формы  рабовладения, при которой рабы входили  во владевшую ими семью как  бесправные ее члены, выполнявшие наиболее тяжелую работу. Это обстоятельство наложило отпечаток на процесс формирования феодального строя и его дальнейшее развитие. Первоначально подлежали усиленной защите все частные землевладения. Затем выделяются «лучшие мужи» – владельцы феодальных вотчин. Поскольку крупное землевладение, позволявшее применять более эффективное землевладение, становится лидирующим, под его покровительство идут разорившиеся и обнищавшие крестьяне. Они попадали в зависимость от крупных землевладельцев.
Древнерусское государство  обеспечивало правовой статус представителей класса феодалов, поскольку они были более надежной опорой, нежели общинники  и свободные люди. Одновременно развивались  и совершенствовались отношения  феодальной части населения с  нефеодальной при усилении феодального  господства. Например, лица, попавшие в  долговую кабалу к феодалу, становились  закупами, т.е. обязанными своей работой  в хозяйстве феодала вернуть  полученную у него «купу» (долг), для  чего им предоставлялись земельные  угодья и средства производства. Если закуп совершал побег, то он превращался  в полного («обельного») холопа. Установление феодальной зависимости сельского населения было длительным процессом, но и после своего становления феодализм претерпевал определенные, характерные для России изменения. Возникновение, формирование и укрепление феодальных отношений в Древнерусском государстве имело прогрессивное значение на определенном этапе его развития, поскольку помогло сформировать и укрепить региональные (княжеские) образования, централизованное объединение которых позволило создать могучее Российское государство.
Вместе с тем феодальная раздробленность являлась тормозом экономического развития регионов, поскольку  сдерживала обмен между ними (товарный, информационный и т.п.). Это отрицательно сказывалось на развитии земледелия, сельского хозяйства, ремесел, культуры и других сфер общественной жизни.
Поскольку высшие слои феодалов представляли собой главную оппозицию  власти государя, к концу XV в. появилась  ярко выраженная тенденция к ограничению  их привилегий и формированию нового класса –помещиков-дворян.
Помещикам-дворянам давалась земля под условие службы государю, и первая крупная массовая передача земель московским служилым людям произошла  в конце XV в. после присоединения  Новгорода к Москве (1478 г.) – Иван III пожаловал им конфискованные новгородские земли, а в XVI в. помещичье землевладение стало важной формой хозяйствования.
Раздача земель дворянскому  войску усиливала эксплуатацию крестьянства, что побуждало крестьян отправляться на поиски мест, где феодальный гнет не был так тяжел. Подъем миграционной волны вызвал потребность в ограничении  таких перемещений. Ограничительные  мероприятия осуществлялись вначале  путем заключения междукняжеских договоров, а затем было применено правовое вмешательство: установлен запрет на перевод  крестьян с княжеских земель на частные  земли; право перехода крестьянина  только один раз в году – в  Юрьев день (26 ноября) и в течение  недели после него; обязанность уплатить высокую пл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.