Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Принципиальное методологическое значение для развития гендерной социологии в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


6
 
Принципиальное методологическое значение для развития гендерной  социологии в России
имеет теоретическая интерпретация  самого понятия "гендер" и его  соотношения с традиционным для  отечественной социологии понятием "пол". Изначально в российской социологии категория "пол" идентифицировалась с принадлежностью индивида к  одной из двух половых
групп, отличающихся не только биологически и анатомически, но и социально. Более  того, социальное содержание понятия "пол" имманентно присуще российской социологической  науке.
Не случайно во всех социологических  исследованиях (независимо от их масштабности) замеряется "пол" как социально-демографический  показатель, а структура общества по признаку пола является неотъемлемым элементом его социальной структуры. Поэтому неудивительно,
что многочисленные зарубежные дебаты 1960-1970-х гг. по поводу места "секса" в жизни муж-чин и женщин, "сексуальной власти" мужчин над женщинами и т.п. в нашем обществе и социологической науке воспринимались с определенной иронией и снисходительностью. Методологический принцип социального детерминизма как ведущий в социологическом анализе всегда рассматривал особенности положения мужчин и женщин как двух социально-демографических групп в конкретных исторических, социально-экономических, политических и духовных условиях развития общества. В западных же концепциях эти две категории анализировались автономно при явно преимущественном внимании к категории "секс", проблемам сексуальности разных полов как основы биологического и анатомического различия мужчин и женщин. Если у нас "сексуальная составляющая" двух половых групп при анализе их социального положения и интегрированности в жизнь общества никогда не абсолютизировалась (хотя, возможно, и недооценивалась), то в зарубежной философии, психологии и социологии, напротив, приобрела гипертрофированные формы. Не удивительно, что на этой волне в западном феминизме (в целом, бесспорно, прогрессивном движении женщин за свои социальные права) возникло течение "радикального феминизма" (или как часто его называют "агрессивного", "воинственного" феминизма), противопоставляющего мужчин и женщин, поддерживающего их взаимообвинения и конфронтацию. Как свидетельствует наша история, подобный подход не находит массовой поддержки среди россиян, так как противоречит национальным традициям и менталитету.
До начала 1990-х гг. в российской социологической науке не было жесткого водораздела между категориями "секс" - как инструмент половой жизни  мужчин и женщин - и "пол" - как  социальная характеристика двух групп, обладающих не только анатомическими (физиологическими) особенностями, но и разностью социальных ролей, различиями в психике и поведении, в возможностях самореализации и социализации в обществе.
На этой основе в советской социологии до конца 1980-х гг. развивалось частное  социологическое направление - "социология пола". Хотя надо признать, что рассматривать  женщин как субъект социальной практики, самостоятельную крупную социально-демографическую общность со своим особенным общественным мнением, моделями поведения и социальными ориентациями социологи явно не стремились. Попытки унифицировать особенности позиций женщин как социальной общности в структуре населения, исходить из того, что общественное мнение по своим оценкам "общесреднее" для всех и что изучать его надо только в контексте "общероссийских данных", привели к тому, что в начале 1990-х гг. в российской социологической науке стало формироваться новое направление исследований - гендерные. Их цель состояла в изучении социогендерных отношений как социального взаимодействия двух крупных социальных общностей - мужчин и женщин - в процессе начинавшихся глубинных реформ общества.
Понятие "гендер" (от английского "gender" - "пол", "род"; греческого - "происхождение", "род", "рождающийся") пришло в современную отечественную социологию из англоязычных стран в начале 1990-х гг. вместе с началом рыночных преобразований. Однако в
Великобритании, Франции, многих восточноевропейских  странах термин "гендер" не заменил активного применения традиционного понятия "women's studies". Отмечу, что одна из первых попыток западных исследователей развести понятия "пол" и "гендер" принадлежит американскому психологу Роберту Столлеру. В качестве компонентов "гендера" западные психологи (Р. Унгер, Г. Рабин, А. Рич) выделяют гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерную идентичность. При этом акцент делается на биологических, психологических, культурологических различиях полов при явной недооценке влияния социально детерминирующих их факторов. Надо сказать, что различие понятий "пол" и "гендер" в западной философии, психологии и социологии долгое время является предметом дискуссий.
Впервые малопонятный и раздражающий многих современных российских социологов
термин "гендер" появился в Западной Европе и США в начале 1960-х гг. и сразу стал претендовать на "новое  слово в науке", новую интерпретацию  понятия "пол", утверждая, что "гендер -это социальный пол". Сама попытка зарубежных исследователей 1960-х гг. ввести его в расширение понятия "пол", сведенного в зарубежных научных школах к изучению преимущественно
биологических, анатомических, психосексуальных особенностей мужчины и женщины вне социального контекста их положения, продемонстрировала научную обреченность такого узко-
го подхода. С другой стороны, она  доказывала научно-методологическую обоснованность российской социологии, для которой  признак "пола" - важнейшая характеристика личности, которая не может сводиться  к сексуальным, психологическим, биологическим  особенностям или
анатомической специфике носителя полового признака. В российской социологии признак пола,
отражающий принадлежность индивида к конкретной половой группе в  структуре общества,
изначально социален, так как личность, независимо от ее пола, рождается и развивается (если, конечно, это не "маугли") в социуме, в многообразной системе социальных связей и отношений.
Поэтому российским социологам нет  необходимости пересматривать свои методологические концепции и принципы социального анализа положения  в обществе различных "гендерных" групп. Скорее следует принять понятие "пол" в его англоязычной транскрипции ("гендер"), позволяющей через  унификацию научной категории ("пол", "гендер") сделать его применимым в любой стране и шире - в мировой  научной и социальной практике, независимо от
национального терминологического аппарата. Широкое внедрение понятия "гендер" в научно-
исследовательскую практику разных стран  отражает влияние глобализации, стремление мирового сообщества к научной унификации категориального аппарата.
В этом отношении понятие "гендер" занимает особое место. Ни одна другая научная категория не нуждалась  в принятии специального международного документа для разъяснения ее
сущности и институализации. На IV Всемирной конференции по положению женщин (самой
крупной за всю мировую историю  развития женского движения) мне пришлось участвовать
в качестве члена Правительственной  делегации Российской Федерации  в дебатах относительно понятия "гендер" (Пекин, 5-14 сентября 1995 г.). В результате на согласительной комиссии
было принято заявление Председателя конференции «Относительно общепринятого  толкования значения термина "гендерный". Именно принятая на форуме Пекинская  декларация и "Платформа действий по положению женщин" стали программными документами для правительств всех стран в деле улучшения социального положения и статуса женщин. Эти документы в полной мере институционализировали использование в научной и общественнполитической лексике термина "гендерный" в его обычном общепринятом значении "как отражения биологической принадлежности к мужскому и женскому полу". При этом подчеркивается,
что термин "относится к лицам  обоего пола - и мужчинам и женщинам» [Одновременно
страны-участники Всемирной конференции  отмежевались от биологической детерминистской
концепции, в соответствии с которой  все функции и отношения между  двумя полами закреплены в рамках жесткой структуры. Доклад IV Всемирной  конференции по положению женщин,
одобренный представителями 190 государств, впервые на общемировом уровне ввел в широкий оборот такие понятия  как "гендерный фактор", "гендерные  исследования", "гендерная политика", "гендерные аспекты", "гендерные различия", "гендерный анализ", "гендерная проблематика", "исследования по гендерным вопросам", "гендерный баланс", "гендерное равенство".
Таким образом, есть все основания  утверждать, что марксистская концепция  социального
детерминизма вновь доказала свою состоятельность: изучение положения  разных гендерных(половых) групп в обществе может быть полноценным только в случае учета социальной обусловленности развития сознания и поведения, ценностей и стереотипов, общественных и
индивидуальных ориентаций личности определенной гендерной принадлежности, ее включенности в процесс взаимодействия с разнообразными социальными институтами 
 
 
1
 
 
Очевидно, что возникновение  и становление всех форм семейно-брачных  отношений обусловлено как биологическими, так и социокультурными причинами  и определено всем ходом движения истории. Это нашло отражение  в существующих в социологической  науке теориях возникновения  брака и становления семьи  как социального института.
Одна из первых попыток  определить характер брачно-семейных отношений принадлежит известным  древнегреческим мыслителям Платону  и Геродоту. Геродот отмечал общность женщин как положительную отличительную  черту у ряда племен. А Платон считал семью неизменной исходной общественной ячейкой, но предлагал в своем сочинении «Идеальное государство» вводить общность жен, детей и имущества в целях достижения сплоченности общества [6. С. 9].
Платон первый попытался  дать философское толкование возникновению  любви, психологической близости мужчины  и женщины. В его теории, представленной в мифе об андрогинах (два существа с единым телом, которые после приказа Зевса рассечь их пополам не могли достичь духовного покоя, пока не находили свою половину и не сливались в одно целое), под сексуальным влечением понимается стремление человека к своей целостности, что легче всего достичь путем образования семьи. Аристотель, критикуя проекты идеального государства, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют селения, а соединение селений -государство.
Наибольший вклад в  становление исторического подхода  к исследованию института семьи  принадлежит швейцарскому историку И. Я. Бахофену - автору «Материнского  права» (1861 г.), а также шотландскому юристу Мак-Леннану, написавшему книгу  «Первобытный брак» (1865 г.).
И. Я. Бахофен разработал концепцию гетеризма как состояния, через которое прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на высоком положении женщин в обществе (материнское право). В продолжение данной теории Мак-Леннан ввел понятие «экзогамия».
Значительный вклад в  развитие взглядов на семейно-брачные  отношения внесли ученые-социологи, философы, демографы разных стран: Льюис  Морган, Фридрих Энгельс, Эмиль Дюркгейм, Максим Ковалевский, Фредерик Ле Пле, Бронислав  Малиновский.
Главная идея ученых состоит  в том, что в ходе истории формы  брака и семьи изменялись от матриархата  к патриархату.
Л. Морган, американский юрист  и этнолог, занимался изучением  проблемы семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. В  своих основных трудах - «Древнее общество»  и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» - он разработал идею прогрессивного развития человечества. Как утверждает ученый, первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Род - это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом (животное, от которого, считалось, произошел данный род) и связанных узами крови. Роду свойственна коллективная собственность на землю, средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.
Л. Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами  которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог  состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский  род, основанный на коллективном хозяйстве  и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Также Л. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования.
Известный труд, посвященный  развитию института семьи, принадлежит  Ф. Энгельсу - автору «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Ф. Энгельс считает, что периоду  дикости соответствовал групповой  брак. Это значит, что происходило  непрерывное сужение лиц, имевших  право на сексуальные контакты. Таким  образом, варварству - парный брак; цивилизации - моногамия.
Моногамия отличается от парного  брака большей прочностью брачных  уз, поскольку они не могут быть расторгнуты по желанию одной  из сторон. Теперь право расторгнуть  союз имеет только мужчина.
Моногамия, по мнению Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические  факторы. Господство мужа в семье, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства - такова единственная цель пожизненного единобрачия. Моногамия - это порабощение одного пола другим, провозглашение противоречия между  мужчиной и женщиной.
Французский социолог Ф. Ле Пле, используя собственную методику, сконструировал три базовых типа семьи. В основу классификации был  положен принцип передачи имущества  по наследству молодому поколению:
патриархальный: живут расширенной  семьей, включая детей, имеющих собственные  семьи, вся власть безраздельно принадлежит  отцу, которая после его смерти переходит к сыну согласно завещанию;
неустойчивый: дети обосновываются вне родительского дома, при этом каждый получает равную долю наследства; по мнению исследователей, такой порядок  приводил к социальной неустойчивости;
устойчивый, или коренной: наследство переходит к одному из сыновей, который наследует профессию  отца ;
Основав традицию изучения семьи как малой первичной  группы, имеющей свою особую историю  возникновения, функционирования и  распада, Ле Пле испытал влияние  О. Конта о семьях как о «мельчайших  обществах», устойчивых при смене  поколений, благодаря склонности к  солидарности.
Суть теории Ле Пле заключена  в следующем: «чтобы понять общество, необходимо понять семью». Внешняя  среда определяет экономическую  жизнь людей, а значит, и формирует  тип семьи, который в свою очередь  влияет на общественные процессы.
Немецкий ученый-философ  А. Шопенгауэр обосновал теорию о  том, что «мировая воля» использует семью для производства потомства. Интересы рода преобладают в нашей  жизни. Влечение, которое испытывает мужчина по отношению к женщине, объясняется стремлением сохранить  свой родовой тип. Таким образом, выбор женщиной определенного мужчины  осуществляется подсознательно. Индивиду в процессе выбора отводится второстепенная роль: он только выполняет заказ  рода. А. Шопенгауэр предложил собственную теорию жизни с женщиной, названную им самим тетрогамией, согласно которой мужчинам следует объединяться в пары и жить с одной лишь женщиной. Такой тройственный брак, по мнению философа, должен продолжаться лишь до тех пор, пока женщина способна производить на свет потомство.
Большой вклад в социологию семьи внес Э. Дюркгейм - родоначальник  «функционализма». Он рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни и обратил внимание на то, что семья под влиянием урбанизации  теряет ряд своих важных функций (добровольность брака, уменьшение хозяйственных  дел, малодетность и т. д.).
По мнению английского  социолога и антрополога Б. Малиновского, промискуитетных отношений в  человеческом обществе быть не могло. Он отрицал любые формы группового брака, сравнивая два мира - природное  и социальное. Культура, подчеркивал  Б. Малиновский, сформировала новый  тип человеческих связей - семью, институт, которому нет аналогов у животных. И культура же предопределила и серьезную  опасность его разрушения - тенденцию  к инцесту (половая связь между  ближайшими родственниками) и восстанию  против авторитета.
Русский философ XIX в. Вл. Соловьев не отрицал определенного влияния на выбор супруга, партнера по сексуальным контактам, но считал, что не мировая воля, не род влияют на эти процессы, а «Промысел Божий», который соединяет в подходящие пары мужчин и женщин.
Еще одна теория - «теория  изначального бытования парной»  семьи - ближе всего к сущности человека, его природе, в большей  степени отвечает требованиям культуры. Речь идет о том, что каждый индивид  имеет право на выбор брачного партнера в зависимости от своих  возможностей и индивидуальных предпочтений.
В XIX в. возникает направление эмпирического изучения семьи - акцент делается на эмоциональную близость членов семьи, на их потребности и влечения.
Итак, из попытки изучения семьи были приложены ещё в  древнем мире. В дальнейшем социологи  разных стран внесли вклад в становление  научных исследований семьи.
 
 
 
 
4
 
 
Современные направления  изучения семьи
 
 
Особенностью развития современного этапа социологии является социологический  плюрализм, т. е. множественность направлений, из которых нам представляются наиболее значительными следующие: неопозитивистский  функционализм, теория конфликта, феминизм и символический интеракционизм. В рамках этих направлений проведен анализ состояния современной социологии семьи[21. С. 35].
Структурно-функциональный тип социологической теории занимает доминирующее положение в мировой  социологии. Это направление является восприемником классического позитивизма  Конта, Дюркгейма и Вебера. Выдающиеся представители функционализма - П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс. Сторонники функционализма анализируют семью с точки  зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. Особое значение в функционалистских  теориях семьи придается изменению  функций семьи, которые происходили  в течение последних двухсот  лет. За этот период семья в связи  с развитием промышленного производства перестала быть совместным кооперативным  трудовым объединением. Члены семьи  стали трудиться вне дома. В промышленном обществе исчезло строгое сословное закрепление семейного статуса. Введение системы массового образования изменило важнейшую функцию семьи - социализацию детей. Резко увеличилось число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.
С точки зрения функционализма, семья - стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями  с обществом как целым.
Т. Парсонс считал, что  все социальные системы, включая  семью, обладают набором из четырех  основных функций. Первая - адаптационная. Любая социальная система приспосабливается  или адаптируется к изменениям как  внутреннего, так и внешнего порядка. Вторая универсальная функция связана  с целедостижением. Система определяет и достигает поставленные цели. Эта  функция обеспечивает саморазвитие системы, ее дееспособность. Третья функция  интеграционная, она связывает все  свои компоненты и функции между  собой в систему. Последняя функция - удержание образца. При всей изменчивости социального явления для его  самосохранения и устойчивости необходима способность удерживать и передавать образцы поведения, культурные принципы и ценности. Эта функция делает семью агентом передачи культурной традиции, обычаев от поколения к  поколению, обеспечивая их преемственность. Семья как социальная система  должна быть так организована, чтобы  совмещаться с другими системами. В классификационной схеме Т. Парсонса одно из первых мест занимают система родства, контроль сексуальных  отношений и социализация.
Феномен родства - это универсальное  социальное явление, которое характеризуется  биологическими кровными отношениями, полом, возрастом и т. д. Родственная  единица имеет универсальные, устойчивые связи, связанные с упорядочением  сексуальных отношений, заботой  о детях.
Критики функциональной теории обращали внимание на ее однобокость, абсолютизацию солидарности внутрисемейных отношений. Сторонники теории конфликта  придают главное значение изучению возникающих конфликтов между членами  семейного союза с одной стороны  и семьей и обществом - с другой: семья рассматривается как микрокосмос, отражающий общественные конфликты. Семья  -это место борьбы. При распределении материальных благ внутри семьи происходит столкновение интересов между ее членами. Согласно теории конфликта, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей.
По мнению представителей конфликтологических теорий, конфликт есть обратная, неизбежная сторона  интеграции. Избежать конфликта невозможно. Необходимо так разрешить конфликт, чтобы не разрушить систему. Умение правильно решать семейные конфликты - показатель жизнеспособности семейного  союза. В противном случае конфликты  дестабилизируют семью и приводят супругов к разводу.
Семья воспроизводит себя через баланс конфликтов. Теория конфликта  ввела в социологию проблему власти в семье, придавая особое значение механизму  принятия решений. Изучение природы  семейных конфликтов вывело социологию семьи на тендерные исследования. Гендерное направление занимается изучением половых ролей.
Гендерная идентичность связана  с нашим представлением о своем  поле. Гендерные идеалы воплощают  культурные представления о мужском  и женском поведении. Важным компонентом  половой идентичности являются сексуальные  роли, связанные с разделением  труда, правами и обязанностями  мужчин и женщин. В прошлом социальные роли были четко определены: мужчины  работали, чтобы обеспечивать свои семьи; женщины занимались домашней работой, растили детей. В последние  десятилетия социальные роли и гендерные  идеалы изменились в связи с массовой занятостью женщин в общественном производстве.
Гендерная социология занимается социальными взаимоотношениями  полов. Появилось множество феминистических  теорий пола. Феминистическая парадигма - равные возможности для мужчин и женщин.
 
Феминистки различают  биологический и социальный пол.
Биологический пол означает биологические различия между мужчинами  и женщинами. Функции организма  у мужчин и женщин в основном совпадают. Резко различаются репродуктивные функции. Биологические различия не могут служить основанием для  социокультурного неравенства.
Социальный пол определяется совокупностью норм поведения для  мужчин и женщин, связанных с социальными  ролями и социальным статусом.
 
Социальный пол исторически  изменчив и различается в связи  с культурной средой. Основная идея феминизма заключается в необходимости  модификации социального статуса  женщин. Должно исчезнуть общество узаконенного неравенства, которое  выражается в монополии мужчин на власть.
Социал-феминистское направление  критически относится к основному  тезису радикального феминизма об универсальности  патриархальной власти мужчин как основы угнетения женского пола. Марксистские и социал-феминистские концепции  прибегают для объяснения дискриминации  женщин к идее классовых антагонизмов внутри общества. Особо выражен экономический  подход, связанный с половым разделением  труда. Женщины являются дешевой  и доступной рабочей силой, "резервной  армией" труда. Мужчины и женщины  в одинаковой степени являются объектами  капиталистической эксплуатации, поэтому  должны быть классово солидарными в  борьбе против общества "неоплачиваемого  труда".
Неравенство полов связано прежде всего с общественным разделением труда. Женский труд в домашнем хозяйстве является бесплатным. Между тем неоплаченные домашние услуги помогают воспроизводству рабочей силы. Это существенный источник эксплуатации женского пола со стороны общества. Необходимы действенные общественные инициативы по модификации общественного устройства в направлении повышения социального статуса женщин, установлению политики "равных возможностей"
Феминистские концепции "равных возможностей" по существу основаны на идее маскулинизации, следования мужскому образцу. Эта основная феминистская парадигма получила критическую  оценку в теории полового различия. Маскулинизация социальных ролей в конечном счете ведет к ликвидации особенностей половой жизнедеятельности, к тотальному половому безразличию. Женская идентичность прежде всего выражается в материнстве. Радикальный феминизм стремится освободить женщин от биологического пола. Такая позиция носит антисемейную направленность. Подобному вульгарному радикализму противопоставлена основанная на жизненной логике идея социобиологической дихотомии. Стратегия равенства должна быть нацелена не на маскулинизацию, а на признание особенности тендерной жизнедеятельности.
Четвертое направление социологии семьи связано с символическим интеракционизмом, изучающим поведение личности. Интеракция - взаимодействие. Это важнейшая категория социологии. Основатель интеракционистской теории Герберт Мид считал, что общество и его компоненты можно изучать только через поведение людей. Любое действие личности происходит в соответствии с принятыми в обществе символами, знаками, которые возникают во взаимодействиях людей. Человек постоянно смотрит в "зеркало" символов. Конкретные символы - оценки, ориентиры, нравственные ценности - определяют акт поведения.
В русле интеракционистской идеи развивается современная социологическая  теория обмена. Согласно этой теории взаимодействие людей есть обмен ценностями, имеющими социальную значимость. Тот, кто обладает более высоким статусом социальной привлекательности, принимает "плату" со стороны партнеров, обладающих меньшими ценностями. В сфере межличностных отношений высокую цену имеют богатство, красота, интеллект, удачная карьера и т. д. Рассматриваемое направление представляет собой синтез функционалистических и психоаналитических подходов изучения семьи. Особенно значительных научных результатов добился американский социолог Эрнст Бэрджесс, один из основателей чикагской школы. Эрнст Бэрджесс предложил идею социального картографирования для получения объективной социологической информации о самых насущных социальных проблемах. Лабораторией социальных обследований стал Чикаго.
Огромный эмпирический материал лег в основу работ Бэрджесса, посвященных семье. Среди них "Предсказание удачного или неудачного брака", "Семья", "Ухаживание и брак". Эти работы дают представление о  семье как о единстве взаимодействующих  личностей. Бэрджесс пришел к выводам  о том, что нестабильность семейных отношений, несоответствие образцов семейного  поведения принятым в обществе нормам и ценностям свидетельствует  о процессе качественных социальных изменений.
Влияние символического интеракционизма на социологию семьи является определяющим. Именно представители этого направления выработали в социологии понятие первичных групп, к которым прежде всего относится семья. Семья как первичная группа универсальна, она представляет собой общий, всему человечеству присущий комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную среду человеческой жизнедеятельности. В отличие от вторичных групп, первичные группы относительно устойчивы и меньше подвержены изменениям, чем крупные объединения.
Принятый в современной  социологии комплексный подход к  изучению семьи основан на синтезе  функционалистских, конфликтологических  и интеракционистских идей. Общей  чертой рассмотренных социологических  теорий является их гуманистический  и либеральный характер.
Итак, семья рассматривается  в рамках многих направлений, освещающих её с разных точек зрения. Для  полного изучения семьи, необходимо анализировать каждое направление, учитывать его подходы, а также  решать возникающие проблемы.
Таким образом, попытки институционализации  семьи были предприняты ещё на заре времен. В настоящее время  социология играет значительную роль в изучении семьи, становлении подходов, анализе и решений семейных конфликтов.



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.