Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному кодексу

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 08.05.2013. Год: 2012. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,ПРАВА  И ЕСТЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
 
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 
 
 
ТЕМА
УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ  ПО НОВОМУ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ  КОДЕКСУ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работу выполнила
студентка 5 курса      ОДО
Лампель Е.А.
 
 
Научный руководитель Дементьев С.И.
 
 
КРАСНОДАР
2000
 
 

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………....3-6 стр.

 
    Эволюция мест лишения свободы
      Тюрьмы самодержавной России…………………………………7-11 стр.
      Места лишения свободы в первые годы Советской власти…..12-16 стр.
      Виды исправительных учреждений в период коллективизации и индустриализации…………………………………………….…17-23 стр.
      Виды исправительных учреждений в послевоенный период...24-27 стр.
      Виды учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы после 1956 г…………………………………………………...….28-31 стр.
 
    Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. и Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1997 г. Эволюция законодательства
      Общие положения современного законодательства, регламентирующего порядок лишения свободы……………...32-43 стр.
      Режим в местах лишения свободы……………………………..44-49 стр.
      Права и обязанности осужденных к лишению свободы……..50-56 стр.
      Труд осужденных к лишению свободы. Социальные гарантии заключенных…………………………………………………….57-60 стр.
      Меры воспитательного характера, применяемые к осужденным………………………………………………...……61-62 стр.
      Меры поощрения и взыскания применяемые к осужденным……………………………………………………...63-65 стр.
      Жилищно-бытовые и медико-санитарные условия содержания заключенных……………………………………………………..66-69 стр.
 
    Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
      Исправительные колонии……………………………………….70-76 стр.
      Колонии-поселения…………………………..…………………77-78 стр.
      Тюрьмы………………………………………….……………….79-81 стр.
      Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях…………………………...………… 82-86 стр.
Заключение……………………………………………..………………….87-88 стр.
Список источников……………………………….………….……………89-90 стр.
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
В соответствии со ст. 22 Конституции  Российской Федерации каждый имеет  право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право является одним из основных прав человека в любом демократическом  государстве современного мирового сообщества. Соблюдение данного права является важной гарантией недопущения произвола как в отношении отдельной личности, так и в отношении достаточно больших общностей людей.
Нужно отметить, что та же статья 22 Конституции РФ предусматривает  возможность временного лишения свободы личности в виде ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, причем необходимым условием законности и обоснованности таких мер должно быть судебное решение (которое, как предполагается должно также быть законным и обоснованным). Данная мера является мерой воздействия на лицо, совершившее преступление со стороны государства, так как именно государство уполномочено осуществлять охранительные функции, направленные на обеспечение законности и правопорядка.1
Лишение свободы занимает значительное место в системе уголовных наказаний. Это подтверждает то, что в последнее время происходит значительный рост преступности (в 1998 году судами окончено свыше 1137 тыс. уголовных дел, что почти вдвое больше, чем в 1991 году, осуждено 1135 тыс. человек (в 1991 году - 593,8 тыс.), из них 32,2% - к лишению свободы (в 1991 - 35%).2
Лишение свободы заключается в  изоляции осужденного от общества путем  направления его в колонию - поселение  или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого  режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст. 56 УК РФ).
Хотелось  бы особо остановиться на целях лишения свободы. Лишение свободы как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч.2 ст. 43 УК РФ). Таким образом лишение свободы направлено еще и на выполнение превентивных функций.3
Восстановление  социальной справедливости путем наказания  осужденного осуществляется применительно  к обществу в целом, так и к  потерпевшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ исполняемых осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то есть учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание (речь идет о лишении свободы) должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. При том нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным.4
Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений. По ст. 43 УК РФ цель исправления осужденного  не направлена на достижение таких результатов, как перевоспитание осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам человеческого общежития, хотя и предполагает использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного.
Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать  на осужденного наряду с иными  правовыми и не правовыми средствами. Эффективность достижения данной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива.5
Существуют  и другие понятия эффективности  наказания, и в частности лишения  свободы. Так А.М. Яковлев считал, что эффективность наказания  – это степень реального обеспечения  безопасности общества.6
Кроме того, как указывал М.Д. Шаргородский на эффективность уголовного наказания  влияют:
    соответствие уголовного запрета объективным закономерностям, существующим в обществе;
    соблюдение принципов уголовного права;
    неотвратимость наказания, что определяется степенью раскрываемости преступления, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступления до наказания за него;
    стабильностью уголовной политики;
законностью и обоснованностью судебных приговоров.7
Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. То есть неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых индивидов от попыток совершения преступлений.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что достижение целей лишения свободы не всегда способствует достижению целей всей системы уголовного наказания. На такие мысли наталкивает следующее. 20 мая 1999 г. под председательством Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который обсудил вопрос о практике назначения судами уголовного наказания.
Однако  обобщение судебной практики показало, что наиболее распространенным наказанием за преступления против собственности  является лишение свободы без штрафа. Установленные в законе значительные размеры штрафных санкций затрудняют их применение в связи с низким материальным положением лиц, осужденных за такие преступления.
В результате, как подчеркнул П.Ф. Стародубов, самым  распространенным при всей разновидности уголовных наказаний остается лишение свободы. Такое положение, в целом, не способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в ст. ст. 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В своей дипломной работе я попыталась рассмотреть сущность и содержание такого вида ответственности за уголовные преступления, как лишение свободы, эволюцию мест лишения свободы цели лишения свободы, виды исправительных учреждений для отбывания наказаний в виде лишения свободы, режимы и условия отбывания лишения свободы. Для более полного рассмотрения темы я попыталась провести сравнение ИТК РСФСР и УИК РФ 1997 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ЭВОЛЮЦИЯ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

1.1.ТЮРЬМЫ САМОДЕРЖАВНОЙ РОССИИ

 
Такой вид наказания  как лишение свободы имеет многовековую историю. Так, например, каторжные работы предусматривались для взяточников еще в Древнем Египте на основании указа фараона Рамзеса I.8 В древности допускалось отбывание лишения свободы не только в государственных учреждениях, но и в домах частных лиц. Так в соответствии с законами XII Таблиц кредитор мог заключить должника в оковы у себя дома и содержать его в течение 60 дней, по истечение которых должника либо продавали в рабство, либо убивали.9
Для боле ясного представления о местах лишения свободы по новому законодательству РФ, считаю необходимым провести хронологическое исследование такого государственного института, как система мест отбывания наказания в виде лишения свободы.
Лишение свободы  на Руси существовало давно. Так по мнению С.В. Юшкова, даже церковь в период древнерусского государства (вв.) применяла наряду с эпитимьями и членовредительными наказаниями еще и тюремное заключение.10
С  XVIII в. законодательство России стало приобретать более четкое содержание, появились Своды и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Особое место отводилось тюремному законодательству. Приоритет следует отдать Екатерине II, которая лично разработала проект об устройстве тюрем и принимала участие в его практическом внедрении.11
Нужно отметить, что в  проекте об устройстве  тюрем  прослеживались прогрессивные идеи того времени. Значительное внимание было уделено классификации преступников и их раздельному содержанию в  местах лишения свободы. Довольно четко  описывались вопросы режима и быта заключенных. Проектом предписывалось отделение уголовных преступников от лишенных свободы за неплатеж долгов, мужчин от женщин, подростков от взрослых и т. д. Предусматривались отдельные тюрьмы для приговоренных к смерти, для приговоренных к вечному заключению и для приговоренных к каторге. В официальных документах екатерининского времени заключенные классифицировались не только по тяжести совершенного деяния, но и по сословному положению:
    чиновники,
    дворяне,
    купцы и мещане,
    дворовые и крестьяне.
Сословное положение  отражалось на содержании узников. Об этом свидетельствует и исследование проведенное М.Н. Гернетом.12
К концу XVIII в. в России появляются тюремные учреждения в виде смирительных и работных домов. В первые направлялись «лица непотребного и невоздержанного жития». К такой категории относились:
    сыновья и дочери, кои родителям своим непослушны, или пребывают злого жития, или ни к чему доброму не склонны,
    люди, которые впадут в непотребное житие, начнут расточать имение, долг накоплять вдвое против имения, дом разорять и чинить непотребности, противные чести,
    люди, которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение, добронравию и благочинию противное,
    рабы непотребные, которых никто в службу не принимает,
    рабы ленивые и гуляки, кои все пропивают и проматывают,
    люди, которые не хотят трудиться для своего пропитания, едят хлеб вотще, и сим подобные,
    непотребного, неистового и соблазнительного жития женского пола.

Ссылка в смирительный дом производилась  на основании приговоров судов, постановлений так называемых приказов общественных презрений, по просьбе родителей или трех родственников, по требованию помещиков и хозяев.

Работные дома предназначались  для неимущих в целях предоставления им работы, одежды и пищи.
Наряду со смирительными и работными домами предусматривались дома «для исправления злонравных и для призрения безумных». В домах «для исправления злонравных» должны были содержаться:
    приговоренные к смертной казни, замененной заключением,
    обвиняемые в преступлениях влекущих за собой смертную казнь,
    приговоренные за воровство и другие преступления на разные сроки,
    домашние воры, присланные их господами,
    люди «развращенного жития» и пьяницы,
    «дети, родителям своим непослушные и им досаждающие»,
    банкроты,
    расточители своего имения.
Следует отметить, сто наказание  в виде лишения свободы в те времена не было главенствующим, наиболее распространенным были телесные наказания  и смертная казнь.
Из всех тюремных учреждений царской России особо  выделялись тюрьмы и крепости для  содержания наиболее важных государственных преступников, врагов православной церкви, а также уголовных преступников из числа привилегированных классов. К их числу относят:
      Петропавловску крепость с ее бастионами, куртинами и равелинами (она просуществовала с 1703 г. по 1917 г.),
      Шлиссельбургскую крепость,
      Динамюндскую, Кексгольмскую и Ревельскую крепости,
      тюрьмы Соловецкого (Соловецкий лагерь особого назначения –СЛОН- включал в себя тюрьмы Спасо-Евфимьевского, Кирило-Белозерского и прочих монастырей. Тюремные камеры Соловецкого монастыря стали использоваться по назанчению еще с 1548 г.), Суздальского монастырей,
      Орловский каторжный централ,
      Кирийскую политическую каторжную тюрьму.13
Своды и Уставы о содержащихся под стражей 1832 г. и 1842 г. предусматривали три группы мест лишения свободы. В первую включались помещения на съезжих дворах, при управе благочиния, при присутственных местах полиции, при правлении городничего. Во вторую входили тюремные замки и остроги в городах. В третью – смирительные и рабочие дома. В этот перечень не вошли тюрьмы подчиненные духовному ведомству, крепости, ратхаузы, гауптвахты, морские арестные роты и др. места заключения, подчиненные военному ведомству.
Тюремные  замки и остроги предназначались  для боле серьезных обвиняемых и  осужденных, но, вместе с тем, и для несостоятельных должников. Смирительные и рабочие дома предназначались для содержания нарушителей разного рода полицейских и административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичьей воли и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство.
Своды предусматривали  разделение арестантов при их размещении по полу, сословию и тяжести преступления, а также важных от маловажных и  задержанных за бродяжничество. Циркуляр Министерства внутренних дел от 11 октября 1832 г. к важным арестантам относил убийц, разбойников, святотатцев, поджигателей и т. п., а к мало важным – обвиняемых в воровстве, буйстве, пьянстве, драках, побегах и т. п.14
Особо следует  остановиться в нашем исследования на периоде царствования Николая II. По имеющимся данным на 1 января 1914 г. Главное тюремное управление располагало: 654 тюрьмами общего устройства с 95027 местами в общих камерах и 8016 – в одиночных; 30 исправительно-арестанскими отделениями с 15010 мест в одних камерах и 297 – одиночными; 22 каторжными тюрьмами с 17086 местами в общих камерах и 1293 – одиночными; 8 пересыльными тюрьмами с 2901 общими местами и 67 – одиночными. Кроме того, было 61 исправительное заведение для несовершеннолетних вместимостью 2705 человек. Были еще этапы и полуэтапы (не менее 500), а также особые тюрьмы тюремного ведомства.
Арестные  помещения имелись при каждом полицейском приставе, число которых  достигало 2410. В крупных городах  их было по несколько. Так, например, в  Москве – 48, в Петербурге – 47, в Ростове-наДону –7.15
Всего в начале двадцатого века в России было 19513 тюремных учреждений, через которые ежегодно проходило 185-9314 заключенных. Как известно, основная масса государственных преступников осуждалась к каторжным работам. Статистические данные того времени говорят о том, что их число после революции 1905 г. стало неуклонно расти. Так, если в 1903 г. каторжных заключенных было 6000, то в 1910 г. их количество выросло до 32000. Следует отметить, что в эти годы наряду с лишением свободы широко применялось наказание в виде смертной казни. Особое место в этом деле отводилось военно-полевой юстиции. Для борьбы с революционным движением были созданы военно-полевые суды., которые приводили приговор в исполнение в течение 48 часов с момента совершения преступления.
В целом в  системе мест заключения самодержавной  России преимущественное место занимали тюрьмы. Численность заключенных  в тюрьмах России составляла: в 1898 г. – 83209 человек, в 1909 г. – 180206 человек, в 1913 г. – 124418 человек, а на 1 января 1917 г. – 152052 человека.16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В  ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
 
Если говорить о типах мест лишения свободы  в годы Советской власти, то следует  отметить, что советское государство  с первых дней своего существования придавало важное значение работе тюремных учреждений по воспитанию осужденных и соблюдению законности. Поэтому уже в январе 1918 г. при НКЮ была учреждена тюремная коллегия. В ее задачи входило: общее наблюдение за тюремным бытом, вопросами трудового воспитания и просветительной работой среди заключенных. Тюремной коллегии была поручена выработка основных начал реформы тюремных учреждений.
Придавая  исключительное значение трудовому  воспитанию заключенных, В.И. Ленин 28 ноября 1921 г. подписал Декрет СНК «Об использовании труда осужденных в местах лишения свободы». 17
В.И. Ленину принадлежит  тезис о возможности исправления  и перевоспитания преступников. Впервые  эта мысль нашла свое место  в знаменитой ленинской работе «Как организовать соревнование ?».18 В другом ленинском документе «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» от 21 марта 1921 г. содержится положение о предоставлении всем заключенным возможности «исправления и приспособления к трудовой жизни». 
Первым документом, наиболее подробно определяющим задачи мест лишения свободы и порядок  содержания в них заключенных, является временная инструкция «О лишении  свободы как мере наказания и  о порядке отбывания такового», объявленная постановлением НКЮ  от 23 июля 1918 г. Согласно Инструкции места лишения свободы делились на мужские и женские, а по их назначению на :
    Общие места лишения свободы (тюрьмы).
    Реформатории и земледельческие колонии – как учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников.
    Испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послабления режима или для досрочного освобождения.
    Карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т. п.
    Тюремные больницы.
Кроме того, существовали арестные дома для краткосрочного содержания задержанных  милицией и для числящихся за народными  судами, а также для арестованных, подлежащих пересылке.
В 1919 г. В РСФСР  насчитывалось уже десять колоний, а в 1920 г. – пятнадцать. При этом колонии создавались не только в РСФСР, но и в других республиках. На территории РСФСР из 550 царских тюрем под исправительно-трудовые учреждения использовались только 236 зданий, а в УССР из 104 тюрем – 33 здания. Остальные были разрушены, или переоборудованы для других целей.19
В связи с ожесточенной борьбой по ликвидации контрреволюции советское правительство было вынужденно увеличить число мест лишения  свободы для преступников из числа  классово враждебных молодому советскому государству. 15 апреля 1919 г. декретом ВЦИК при Народном комиссариате внутренних дел были организованы лагеря принудительных работ. Заключению в них подлежали лиц по постановлениям чрезвычайных трибуналов и народных судов.20
15 ноября 1920 г. НКЮ было утверждено «Положение об общих местах заключения РСФСР».
В Положении  впервые подробно говорится о  режиме содержания и распределения  осужденных по местам лишения свободы  в зависимости от характера совершенных  преступлений по трем категориям, а именно:
    Осужденные за преступления, не имеющие корыстного характера. К ним относились убийцы, хулиганы, погромщики, насильники, истязатели, развратники, поджигатели на почве мести, дезертиры и им подобные лица.
    Осужденные за преступления корыстного характера. К ним относились воры различного вида, грабители, разбойники и бандиты, совершающие нападения на государственные и общественные организации, а также на граждан с целью за владения государственным, общественным или личным имуществом. Растратчики, спекулянты, мошенники, взяточники, злостные неплательщики налогов, фальшивомонетчики и другие.
    К третьей категории относились рецидивисты первой и второй групп.
В местах заключения предусматривалась  прогрессивная система отбывания  наказания. С этой целью было установлено четыре вида режима, которые в тот период назывались разрядами: испытуемый, исправляющийся, образцовый и штрафной.
Каждый разряд предусматривал разные условия режима содержания. Заключенные  разряда испытуемых содержались  в общих или одиночных камерах. Они пользовались правом свидания через решетку и покупки продуктов не чаще одного раза в неделю, могли получать передачу и посылать письма не более одного раза в неделю и имели право распоряжаться не свыше одной второй зарплаты, остающейся за вычетом стоимости их содержания.
Заключенные разряда исправляющихся содержались  с общих камерах. Свидания без  решетки, приобретение продуктов и  передач разрешалось им два раза в неделю, они имели право отправлять два письма в неделю и распоряжаться  тремя четвертями заработной платы. Заключенным этого разряда в виде награды за особо хорошее поведение могли предоставляться один раз в год отпуска на срок не свыше семи дней. В виде особой льготы Губернская распределительная комиссия могла предоставить им непосредственные свидания. Осужденные на срок менее трех лет после отбытия не менее одной четверти срока наказания могли быть представлены администрацией к досрочному освобождению.
Заключенные образцового разряда содержались  в более просторных помещениях, пользовались в течение дня свободой передвижения в пределах места лишения свободы. Свидания без решетки, приобретение продуктов, передачи и посылка писем разрешались им не менее трех раз в неделю. Заработной платой, за вычетом стоимости их содержания, заключенные этого разряда пользовались без ограничений. Они могли за хорошее поведение получить два раза в год отпуск, сроком до семи дней каждый. В виде особой льготы коллегия места лишения заключения могла разрешить им непосредственные свидания с близкими родственниками. В порядке поощрения, через месяц после перевода в образцовый разряд, заключенные могли быть предоставлены к досрочному освобождению.
Заключенные штрафного разряда содержались  в одиночном заключении или в  особо для них предназначенных  камерах. Они могли получить свидания через решетку, приобретать продукты и отправлять одно письмо не чаще одного раза в месяц. Могли получать две передачи в месяц. Имели право распоряжаться не свыше одной четвертью заработной платы, остающейся за вычетом стоимости их содержания.
21 марта 1921 г. В.И. Ленин подписал Декрет  СНК «О лишении свободы и  о порядке условно-досрочного  освобождения заключенных».21
В этом декрете были определены основные задачи мест лишения свободы  и принципы исправительно-трудовой политики советского государства. «Лишая свободы лиц, - говорилось в декрете, - признанных для советского строя опасными, судебные и административные органы Советской Республики должны преследовать цель:
    поставить таковых лиц в фактическую невозможность причинять вред,
    предоставить им возможность исправления и приспособления к трудовой жизни.»
Декретом предусматривалась прогрессивная  система отбывания меры наказания  в виде лишения свободы, а именно: возможность перевода от более строгих  форм изоляции к менее строгим, вплоть до досрочного освобождения от наказания. Все судебные учреждения обязывались декретом указывать в приговорах о лишении свободы, о том подлежит ли осужденный более строгой или менее строгой изоляции. Условно-досрочное освобождение выражалось либо в полном освобождении от наказания, либо в сохранении принудительных работ без содержания под стражей на весь оставшийся срок или часть его.
Условно-досрочное освобождение могло  иметь место не ранее, как после  отбытия половины срока наказания  по ходатайству осужденного, его родственников, организаций и должностных лиц, решением народного суда или революционного трибунала по месту отбывания наказания. В исключительных случаях Губернская распределительная комиссия могла обратиться в судебный орган с ходатайством об освобождении особо отличившегося заключенного ранее половины отбывания им срока наказания. Если досрочно освобожденный совершал в течение не отбытого срока наказания такого же рода преступление, то он немедленно до вынесения нового приговора лишался свободы по постановлению судебного или следственного органа.
Подводя итог анализу нормативных  актов, изданных в первые годы Советской  власти, о порядке исполнения наказания  в виде лишения свободы, необходимо сказать, что, несмотря на тяжелое экономическое  положение России правительство предавало исключительно важное значение делу трудового воспитания преступников. Уже тогда с целью недопущения вредного влияния различных категорий преступников друг на друга были предусмотрены различные виды мест лишения свободы исправительно-трудового характера. С целью дифференцированного подхода к воспитанию заключенные классифицировались по признакам:
    возраста – взрослые и несовершеннолетние,
    пола – мужчины и женщины,
    степени общественной опасности – осужденные за корыстные преступления, осужденные за преступления, не содержащие корысти, рецидивисты той и другой группы,
    по классовому признаку – преступники из числа трудящихся, преступники из числа враждебного класса,
    по образованию – неграмотные, малограмотные, грамотные,
    по виду содержания – следственные, пересыльные и срочные,
    по режиму содержания – испытуемые, исправляющиеся, образцовые, штрафные,
    по состоянию здоровья – здоровые, обычные больные, больные с заметно выраженными психическими дефектами, слабоумные и другие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3.ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ  И ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
 
16 октября 1924 г. был принят  Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.  С принятием первого Исправительно-трудового  кодекса в развитии исправительно-трудовых  учреждений начинается новый этап. Исправительно-трудовые учреждения создавались:
      для приспособления преступника к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, соединенного с лишение свободы;
      для предотвращения возможности совершения дальнейших преступлений. 22
Отбытие наказания в  виде лишения свободы предусматривалось  по прогрессивной системе, согласно которой заключенные подвергались различному режиму содержания. Для  этого они распределялись по исправительно-трудовым учреждениям разных типов и разделялись в них на разряды с переводом из низших в высшие и обратно, в зависимости от особенностей их личности, социального положения, мотивов и причин преступления, поведения и успехов в работе и на занятиях. Кодексом  1924 г. предусматривалось принятие всех мер к тому, чтобы устранить вредное влияние наиболее опасных заключенных на остальных, а также к развитию самодеятельности лиц, лишенных свободы, направленной к приобретению свойств и профессиональных навыков, необходимых для трудовой жизни в обществе.
К домам заключения по Исправительно-трудовому кодексу 1924 г. относились:
    учреждения для применения мер социальной защиты исправительно-трудового характера:
    дома заключения;
    исправительно-трудовые дома;
    трудовые колонии – сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные;
    изоляторы специального назначения;
    переходные исправительно-трудовые дома;
    учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера:
    трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей;
    трудовые дома для правонарушителей их рабоче-крестьянской молодежи;
    учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера:
    колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и др. больных заключенных;
    институты психиатрической экспертизы, больницы и т. п.
Дома заключения были предназначены для всех состоящих под следствием, для приговоренных к лишению свободы, пока приговор о них не вошел в законную силу, а также для лишенных свободы на срок до шести месяцев.
В исправительно-трудовые дома направлялись осужденные к лишению свободы на срок свыше шести месяцев.
В трудовые сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные колонии  направлялись заключенные, приговоренные  к лишению свободы без строгой  изоляции на срок не свыше пяти лет, если приговором суда было установлено, что, принадлежа к трудящимся, они по несознательности совершили преступление в первый раз, случайно или вследствие тяжелых материальных условий, и если они не внушают опасений в смысле побега. В трудовые колонии переводились и те заключенные из числа трудящихся, которые были приговорены и на большие сроки, если до отбытия срока лишения свободы оставалось не свыше пяти лет.
Условия содержания в трудовых колониях были приближены к условиям работы и распорядку в  соответствующих хозяйственных  организациях для свободных граждан. В течение всего дня заключенные пользовались свободой передвижения по территории колонии. Заключенные этих колоний могли посылаться на работы за пределы колонии без надзора. Разрешались непосредственные (личные) свидания.
Изоляторы специального назначения предназначались для лиц, приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершали преступления в силу классовых привычек, взглядов или интересов, а равно лица, хотя и принадлежавшие к классу трудящихся, но признаваемые особо опасными для государства, а также переводимые в порядке дисциплинарного взыскания из других мест лишения свободы. Изоляторы специального назначения имели целью создание обстановки и условий, наиболее способствовавших изоляции социально опасных преступников.
В переходные исправительно-трудовые дома направлялись осужденные, которые по отбытии части  срока лишения свободы в других местах заключения признавались вставшими  на путь исправления, а потому могли  содержаться в обстановке полусвободного режима.
Трудовые  дома предназначались для содержания несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет, приговоренных  судами к лишению свободы, а также  для правонарушителей из лиц рабоче-крестьянского  происхождения в возрасте от шестнадцати до двадцати лет.
Несовершеннолетние  в трудовых домах делились на две  категории:
    несовершеннолетние с признаками правонарушителей-рецидивистов;
    остальные несовершеннолетние правонарушители.
Каждая из этих категорий обособлялась одна от другой как на работах и во время школьных занятий, так и в остальное время. Каких-либо различий в режиме содержания для этих категорий не было, за исключением того, что заключенным второй категории могли предоставляться на две недели отпуска после отбытия не менее шести месяцев срока наказания.
Управление трудовым домом осуществлял  директор. Под его председательством  состоял педагогический совет. В  целях воспитания общественных навыков  в трудовых домах организовывались самоуправления из числа несовершеннолетних правонарушителей.
В учреждениях для применения мер  социальной защиты медицинского характера  направлялись заключенные, которые  в судебном порядке, а заболевшие в местах лишения свободы –  в административном порядке, признавались подлежащими направлению в такие учреждения.
Первый советский Исправительно-трудовой кодекс боле глубоко и конкретно  классифицировал заключенных. Все  лица, находящиеся в местах лишения  свободы, подразделялись:
    по возрасту: взрослые, несовершеннолетние правонарушители в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, правонарушители от шестнадцати до двадцати лет из рабочих и крестьян;
    по полу;
    по виду содержания: следственные, срочные, пересыльные;
    по степени общественной опасности: лишенные свободы со строгой изоляцией, профессиональные преступники, все остальные;
    по сроку наказания: лишенные свободы на срок свыше шести месяцев, лишенные свободы на срок свыше шести месяцев со строгой изоляцией, лишенные свободы до пяти лет без строгой изоляции;
    по социальному положению: преступники из класса трудящихся, преступники из враждебного класса;
    по образованию: неграмотные, малограмотные и грамотные;
    по режиму содержания: подлежащие содержанию в начальном, среднем и высшем разрядах:
    по наличию специальности: имеющие и не имеющие ее;
    по мотивам совершенных преступлений: совершившие преступление в силу классовых привычек, взглядов или интересов; совершившие преступления по несознательности, в первый раз, совершившие преступления вследствие тяжелых материальных условий.
По мере укрепления Советского государства все более углублялся процесс перехода от тюрем к воспитательным учреждениям. И проявлялся он, прежде всего, в развитии исправительно-трудовых колоний с промышленным и сельскохозяйственным производством. Если в 1919г. на территории РСФСР насчитывалось только десять колоний, то в следующие годы их число заметно возрастает. В 1920 г. их уже 15, а в 1921 г. – 26, 1922 г.– 32, в 1923 г. – 33, в 1930 г. – 57 и в 1931 – 76 колоний разного типа.23
Одной из первых промышленных колоний можно назвать Лианозово-Крюковскую колонию в Московской области, созданную на базе четырех кирпичных заводов в 1923 г. Заключенные в этой колонии были заняты производством кирпича и довели его выпуск с 3 млн. штук в 1923 г. до 20 млн. в 1926 г.24
Большое значение для развития исправительно-трудовых учреждений имело постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения».25 Данное постановление закрепило существовавшие виды мест лишения свободы и классифицировало преступников на две основные группы: преступники из числа классовых врагов и деклассированных преступников –рецидивистов, с одной стороны, и преступников из числа рабоче-крестьянской молодежи, а также взрослых преступников, совершивших преступления случайно, с другой стороны.
30 октября  1929 г. постановлением ВЦИК И  СНК были упразднены распределительные  комиссии, которые несмотря на  их большую роль в работе  исправительно-трудовых учреждений  по борьбе с преступностью  имели ряд недостатков, главным  их которых можно назвать формализм в принятии решений. Этим же постановлением были расширены права наблюдательных комиссий.
6 ноября 1929 г.  постановлением ЦИК и СНК СССР  было отменено наказание в  виде лишения свободы со строгой  изоляцией. Одновременно был предусмотрен новый вид лишения свободы – исправительно-трудовой лагерь в отдаленных местностях СССР, куда подлежали направлению осужденные на срок свыше трех лет.
В 1930-1932 гг. в  различных районах страны был  организован ряд исправительно-трудовых лагерей, наиболее известные из них – Беломоро-Балтийский, Казахстанский, Сибирский, Дмитровский, Печерский, Воркутинский и Ухтинский. 8 апреля 1930 г. в районе Колымы был организован Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь. На исправительно-трудовые лагеря была возложена задача охраны общества от особо социально опасных правонарушителей через их изоляцию, соединенную с общественно полезным трудом, и содержания этих правонарушителей в условиях трудового общежития.
Управление  лагерями осуществлялось объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ).
В лагерях  применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный.
Осужденные, содержащиеся на первоначальном виде режима, использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в  специальных помещениях, не имели права свободного выхода из этих помещений и направлялись на работу по общему списку.
Осужденные  облегченного режима имели право  свободного передвижения. Содержащиеся на льготном виде режима имели право  на выход за пределы лагеря и на занятие административных должностей в управлении лагеря и производством.
Новый этап в  развитии системы исправительно-трудовых учреждений начинается с принятием 1 августа 1933 г. второго ИТК РСФСР.26
Согласно этому Кодексу  местами лишения свободы являлись:
    изоляторы для подследственных;
    пересыльные пункты;
    исправительно-трудовые колонии фабрично-заводского и сельскохозяйственного типа;
    исправительно-трудовые колонии массовых работ;
    штрафные исправительно-трудовые колонии.
Для несовершеннолетних правонарушителей ИТК были предусмотрены школы фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых являлась подготовка из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства. В эти школы направлялись несовершеннолетние правонарушители в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет на основании приговоров судов и постановлений комиссий по делам несовершеннолетних.
Для больных были предусмотрены  медико-санитарные учреждения.
В 1934 г., в связи  с образованием общесоюзного НКВД, произошла новая реорганизация мест лишения свободы. Находящиеся в ведении НКЮ исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР и его местных органов.
Для руководства  исправительно-трудовыми учреждениями в составе НКВД было создано Главное управление исправительно-трудовыми лагерями (ГУЛАГ).27
Постановлением  ЦИК от 10 июля 1934 г. при НКВД СССР было организовано особое совещание, которому было предоставлено право применять  в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.
В 1936 г. органам  НКВД СССР постановлением ВЦИК и СНК  от 8 августа было предоставлено  право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и лагерях, систематически нарушающих режим содержания, совершающих побеги и т. п. Перевод этих лиц в тюрьму мог иметь место по постановлению начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД на срок до одного года с санкции прокурора лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГа на срок до двух лет с санкции прокурора СССР.
Необходимо отметить, что  в связи с усилением деятельности Берия Л.П. и его окружения, а  также теорий Вышинского нормативные  положения ИТК 1933 г., как и сам кодекс, вскоре были забыты ( в качестве примера нарушения законности можно привести следующий случай: в 1939 г. приказом НКВД СССР были отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение, хотя отменить эти положения был уполномочен лишь Верховный Совет). Исправительно-рудовые учреждения в своей работе стали руководствоваться, главным образом, инструкциями и приказами НКВД СССР. Нормативные акты этого периода главное внимание в деятельности мест заключения обращали не на исправление и перевоспитание заключенных, а на строгую изоляцию от общества и наиболее эффективное использование их труда. НКВД превратился в крупнейшее промышленно-строительное ведомство. За 1941-1944 гг. эта подсистема выдала: золота – 315 т., концентрата олова 14398 т., никеля – 6511 т., угля – 8924 тыс. т., нефти – 407 тыс. т., мин – 30,2 млн. штук.
Количество  заключенных было огромно: на начало войны – 2 млн. 300 тыс., на 21 декабря 1941 г. – 1 млн. 450 тыс.28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.4.ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
 
После войны советское  государство приступило к восстановлению и дальнейшему развитию народного  хозяйства. В этих условия исправительно-трудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей силы.
В послевоенное время была усилена ответственность  за хищение государственного и общественного  имущества: в июне 1947 г. за эти преступления были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению свободы  приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям.29
Структура исправительно-трудовых учреждений МВД на начало 1952 года выглядела  следующим образом. Руководство  всеми исправительно-трудовыми учреждениями осуществляло Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР.
Помимо лагерей, находившихся в ведении ГУЛАГа, имелись  еще лагеря в ведении Главпромстроя, Дальстроя МВД, специального Главного управления и Управления слюдяной промышленности МВД и др. В своей практической деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР. Вместе с тем на ГУЛАГ МВД возлагался контроль а деятельность  главных лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного трудового использования заключенных.
При министерствах  внутренних дел республик и управления внутренних дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых лагерей. В связи с этим на МВД  республик, УМВД краев и областей было возложено непосредственное руководство и ответственность за работу исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик, краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных.30
Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через управления исправительно-трудовых лагерей и  управления исправительно-трудовых лагерей  и колоний.
На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей, находившихся в подчинении различных центральных органов.
В исправительно-трудовых лагерях того времени было два  вида режима: общий и усиленный.
Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.31
Условия содержания на общем  и усиленном режимах мало чем  отличались друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 % из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении. Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных переводов на неограниченную сумму.
Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно-трудового  учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и рецидивисты.
Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После  отбытия одной трети срока  наказания по постановлению, утвержденному  начальником лагеря, заключенные  с усиленного режима могли быть переведены на общий режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право досрочного перевода с усиленного на общий режим.
Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов  подлежали переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев.
В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в  лагере за бандитизм, разбой и грабежи  на срок до одного года, а осужденные за прочие преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный пункт являлся приказ начальника лагеря.
За систематические  отказы от работы заключенные могли  привлекаться как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г.
10 июля 1954 г. Совет Министров  ССР утвердил «Положение об  исправительно-трудовых лагерях  и колониях МВД СССР», которое закрепило основные принципы советской исполнительно-трудовой политики.
На ИТУ были возложены  задачи обеспечения отбытия осужденными  наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения новых преступлений, исправления  их на основе приобщения к общественно полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.
Положение ввело более  отчетливую классификацию осужденных, согласно которой в ИТК должны были содержаться :
    лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;
    лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные преступления,
    лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания наказания.
В исправительно-трудовых колониях –  все остальные осужденные.
Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий.
В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые, так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных подразделениях.
В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины.
При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть переведены на общий режим.
В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины.
В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не особо  опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания.
Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ  являлась существовавшая в то время  система зачетов рабочих дней, которая подрывала стабильность приговора и отрицательно сказывалась  на задачах специального и общего предупреждения преступлений.32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.5.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ  НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ  ПОСЛЕ 1956 Г.
 
В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнение важнейшей государственной задачи – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые колонии. В 1961 г. было принято новое Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР. В исправительно-трудовых колониях было установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый.
В колониях общего режима могли содержаться:
    лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за менее тяжкое преступление;
    лица, осужденные за тяжкие преступления на срок до 3 лет;
    лица, ранее судимые к лишению свободы условно и вновь осужденные за менее опасные преступления к отбытию лишения свободы реально;
    лица, ранее судимые к другим видам наказания и вновь осужденные за менее опасные преступления к реальному отбыванию лишения свободы;
    лица, ранее судимые и реально отбывавшие лишение свободы, но в колониях для несовершеннолетних и вновь осужденные за менее опасные преступления к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
    лица, ранее судимые и отбывавшие реальное лишение свободы, которое им впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно;
    лица, ранее судимые к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы, которым судом в порядке исключения определили общий режим за совершенные вновь менее опасные преступления.
В колониях усиленного режима содержались:
    лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию лишения свободы сроком свыше трех лет;
    лица, ранее судимые и отбывавшие срок лишения свободы условно и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
    лица, ранее судимые и отбывавшие наказание, не связанное с лишением свободы, и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
    лица, ранее судимые к отбыванию лишения свободы, но в колониях для несовершеннолетних и осужденные вновь, за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
    лица, ране судимые и реально отбывавшие лишение свободы, которое им впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно, и вновь осужденные за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
    лица, ранее судимые к реальному отбытию лишения свободы, которым суды в порядке исключения определили усиленный режим за совершенные вновь тяжкие преступления.
В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержаться:
    лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
    особо опасные рецидивисты, переведенные после отбытия половины срока наказания из колоний особого режима;
    лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена лишением свободы, переведенные после отбывания половины срока наказания из колонии особого режима;
    лица, осужденные впервые к реальному отбытию срока наказания в виде лишения свободы, которым суд в порядке исключения назначил строгий режим;
    осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками;
    мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные преступления.
В ИТК особого  режима отбывали наказания как неоднократно судимые, так и осужденные впервые, но за особо тяжкие преступления. Если рассматривать состав заключенных  с точки зрения тяжести совершенных преступлений, то нетрудно заметить, что в этих колониях могли находиться заключенные, осужденные как за тяжкие преступления, так и за менее опасные.33
Нужно отметить, что одним из важнейших мероприятий  по искоренению преступности явилась организация в ИТК отрядной структуры. В конце 1957 г. во всех колониях осужденные были разбиты на отряды по 85-120 человек. Начальником отряда назначался офицер-воспитатель, имевший специальную юридическую или педагогическую подготовку. Структура ИТК стала выглядеть следующим образом: колония – отряд – бригада – звено. Колонию возглавлял начальник колонии, у которого было два заместителя: по режиму и оперативной работе и  по политико-воспитательной работе среди заключенных. Соответственно у первого заместителя в подчинении были: оперативная часть, специальная часть, медицинская часть, дежурные помощники начальника колонии, надзирательская служба и цензор; у второго – инспектора по общеобразовательной и профилактической подготовке заключенных, начальники отрядов, советы воспитателей, бригадиры и звеньевые. Непосредственно начальнику колонии подчинялись: методический совет, канцелярия, бухгалтерия, часть интендантского снабжения и коммунально-эксплуатационная часть.34
Помимо ИТК действовали еще  и тюрьмы и ВТК.
Тюрьмы были предназначены для содержания осужденных к лишению свободы в виде тюремного  заключения: особо опасных рецидивистов; лиц, совершивших особо опасные  государственные преступления по достижении восемнадцатилетнего возраста; лиц, по достижению восемнадцатилетнего возраста совершивших тяжкие преступления и осужденных за них к лишению свободы на срок свыше пяти лет, а также для злостных нарушителей, переводимых из ИТК на срок до трех лет.
Что же касается воспитательно-трудовых колоний, то они делились на ВТК общего и усиленного режимов.
В воспитательно-трудовых колониях общего режима содержались:
    несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы за менее тяжкие преступления;
    несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы за тяжкие преступления на срок до трех лет включительно;
    осужденные к лишению свободы несовершеннолетние женского пола.
В воспитательно-трудовых колониях усиленного режима содержались:
    несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, а также ранее отбывавшие срок наказания в виде лишения свободы;
    несовершеннолетние мужского пола, осужденные за умышленные преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы;
    систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания и переведенные за это из ВТК общего режима.
В структуре мест лишения свободы  появились новые виды, а именно:
    колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденных за них впервые к лишению свободы на срок не более 5 лет (как исключение – до 10 лет);
    колонии-поселения для лиц, переводимых в порядке поощрения из колоний общего, усиленного и строгого режимов.
18 декабря 1970 г. был принят  новый ИТК РСФСР, вступивший в действие с 1 июля 1971 г. Считаю более целесообразным провести сравнительную характеристику положений ИТК РСФСР 1970 г. и действующего в настоящее время УИК РФ 1997 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ  КОДЕКС РСФСР 1970 Г. И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ 1997 Г. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО  ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
 
Проводя сравнительную  характеристику действующего ныне пенитенциарного  законодательства и предшествующего ему необходимо в первую очередь остановиться на тех целях которые ставило и ставит перед собой это законодательство.
Исправительно - трудовой кодекс Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики имел своей задачей обеспечение  исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности. Ст.1 ИТК РСФСР 1970 г.
Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление  осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и теории исправительно-трудового права35 оно не ставит (ст.1 УИК РФ 1996 г.).
Ныне  действующий УИК РФ предусматривает  приоритет норм международного права  над национальным, чего естественно  не было в ИТК РСФСР 1970 г. Ст.3 УИК  РФ гласит: «Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора».
Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979 год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 год.
Доктор  юридических наук, заслуженный деятель  науки России А. Михлин подчеркивает, что эти документы содержат нормы  как обязательные, так и рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере), предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку далеко не все государства в силу своего экономического положения могут позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.36
Хотелось  бы подчеркнуть, что принятие прогрессивного международного опыта не означает восторженного  копирования изобретений и традиций западных правотворцев. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (п.4 ст.3 УИК РФ 1996 г.).
Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК  РФ предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.1).
В УИК РФ 1996 г  более совершенно, чем в ИТК  РСФСР 1970 г. определяется основание  отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК РСФСР говорилось о  том, что основанием отбывания уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительно - трудового воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4), то в УИК РФ указывается, что Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7).
Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что  исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2 ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в которой была определена система принципов уголовно-исполнительного законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК) содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального толкования ст. 8 УИК.37
Принципы  уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.
В УИК  РФ законодатель счел необходимым указать на то, что Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст.8).
В УИК  РФ дается (в отличии от ИТК РСФСР)определение  исправления осужденных: исправление  осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (п.1 ст. 9).
Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9 УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось).
В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления  осужденных применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид наказания не являлся  одним из критериев применения средств исправления по ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения ( в ранее действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду - ст.7).
Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации  правового статуса осужденных, значительно  расширив его и углубив. Этому  вопросу посвящена самостоятельная  глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь три статьи).
В указанной  главе закрепляются общие принципы определения правового положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой, устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом положении человека и гражданина также расположена после общих конституционных положений и принципов.38
Говоря о правовом положении осужденных следует сказать, что достаточно новым здесь стало то, что теперь государство призвано уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных (законодательное подтверждение охраны прав осужденных содержится в главе 4 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции Федерального закона от 19.11.99 г.), обеспечивать законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (п.1 ст. 10 УИК РФ).
Как и ранее при исполнении наказаний  осужденным гарантируются права  и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством  Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (п.2 ст.10 УИК РФ).
Как и ранее осужденным гарантируется  свобода совести и вероисповеданий. Они вправе исповедовать любую религию  или не исповедовать никакой (ст. 8.1. ИТК РСФСР). Но здесь следует сказать, что гарантированное обеспечение свободы совести и вероисповеданий, а также право осужденных на личную безопасность были введены после внесения в ИТК РСФСР изменений Законом РФ от 12.06.92г. N 2988-1.
Ныне  действующий УИК РФ более подробно определил права и обязанности  осужденных. Так в соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять  установленные законодательством  Российской Федерации обязанности  граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.
Осужденные  обязаны соблюдать требования федеральных  законов, определяющих порядок и  условия отбывания наказаний, а  также принятых в соответствии с  ними нормативных правовых актов. Они обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Осужденные  обязаны вежливо относиться к  персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также  к другим осужденным. Они обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.
Как гарантия исполнения осужденными своих законных обязанностей установлено, что неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Важной  гарантией законности является установление в законе и перечня прав осужденных. Статья 12 УИК РФ закрепила основные права осужденных. Осужденные имеют  право на получение информации о  своих правах и обязанностях, о  порядке и об условиях отбывания  назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Осужденные  имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Осужденные  независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Осужденные  имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации  учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.
Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также  обращаются с указанными в части  четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.
Осужденные  имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико - санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно - поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Осужденные  имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право  на оказание такой помощи.
Осужденные  к аресту, ограничению свободы  или лишению свободы - иностранные  граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями своих  государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.
Изложение прав осужденных в новом УИК РФ на мой взгляд более совершенно, чем в ранее действовавшем  ИТК РСФСР. При осуществлении  прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания  наказаний, а также ущемляться права  и законные интересы других лиц.
В соответствии с ИТК РСФСР (ст. 12 в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ) исправительными  учреждениями, исполняющими наказания  в виде ограничения свободы и  лишения свободы, являлись: исправительные центры, исправительные колонии, колонии - поселения, тюрьмы и воспитательные колонии.
Совершеннолетние  лица, осужденные к ограничению свободы  и лишению свободы, отбывали наказание  в исправительном центре, колонии - поселении, исправительной колонии  или тюрьме, а несовершеннолетние до восемнадцати лет - в воспитательной колонии.
Теперь  же в соответствии со ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы  выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Особых  изменений в определении места  отбывания лишения свободы не произошло. Ст. 73 УИК РФ (как впрочем  и ст. 6 ИТК РСФСР)предусматривает, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Определение места, где должно отбываться наказание имеет исключительное значение для осужденных, а также для эффективного использования средств его перевоспитания.39
  Новым явилось следующее положение  ст. 73 УИК РФ: в исключительных  случаях по состоянию здоровья  осужденных или для обеспечения  их личной безопасности либо  с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии по месту жительства или  по месту осуждения исправительного  учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно - исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации.
Осужденные  при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.
В соответствии со ст. 75 УИК РФ осужденные к лишению  свободы направляются для отбывания  наказания не позднее 10 дней со дня  получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу (такое же положение содержалось и в ст. 14 ИТК РСФСР). В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется Министерством юстиции Российской Федерации. ( Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ полномочия МВД РФ по управлению пенитенциарной системой были переданы Министерству юстиции РФ).
О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору (ст. 17 и п.2 ст. 75 УИК РФ).
В соответствии со ст. 15 ИТК РСФСР (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ) при необходимости производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии или воспитательной колонии может быть оставлен в следственном изоляторе или в тюрьме с санкции прокурора области, края, автономной республики, военного прокурора военного округа, флота, группы войск и вида Вооруженных Сил СССР на срок до двух месяцев, с санкции Прокурора РСФСР и Главного военного прокурора - до четырех месяцев, а с санкции Генерального прокурора СССР - до шести месяцев.
В соответствии с п. 1 ст. 77.1. УИК РФ при необходимости  производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления прокурора, следователя или органа дознания, санкционированного прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителями либо приравненным к нему прокурором или его заместителями, на срок, не превышающий двух месяцев, а санкционированного Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, на срок до трех месяцев. Т. о. налицо сокращение сроков перевода осужденных.
П.2 ст.77.1 УИК РФ говорит о том, что  при необходимости участия в  судебном разбирательстве по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы (в ИТК РСФСР особо подчеркивалось: «на время суда»).
Ранее действующим ИТК РСФСР (ст.16)предусматривалось, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, которым отбывание наказания назначено в исправительных колониях общего режима, а также лица, впервые осужденные на срок не свыше трех лет за тяжкие преступления, могут быть с их согласия оставлены в тюрьме, следственном изоляторе или лечебном учреждении уголовно - исполнительной системы для работы по хозяйственному обслуживанию (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ).
Оставление  осужденных для выполнения этих работ  производится приказом начальника следственного  изолятора или тюрьмы при наличии  письменного согласия осужденных.
Ст. 77 УИК РФ изменила ранее существовавшие положения и предусматривает, что  в исключительных случаях лица, впервые  осужденные к лишению свободы  на срок не свыше пяти лет, которым  отбывание наказания назначено  в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Здесь нужно учитывать положения Федерального закона РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Осужденные  оставляются для выполнения работ  по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолято
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.