Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Государственное управление: сущность и функции

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.05.13. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

Введение…………………………………………………………………...…3 стр.
Глава 1. Управление, как социальное явление………………………...…...4 стр.
Глава 2. Специфика государственного управления……………………......8 стр.
Глава 3. Цель, функции и принципы государственного управления……10 стр.
Глава 4. Особенности государственного управления в современной России………………………………………………………………….…....18 стр.
Заключение………………………………………………………………….26 стр.
Список  использованной литературы……………………………………....27 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Одной из важнейших примет современной  эпохи  является ориентация государственного управления на социально-экономическую  эффективность и демократическое  взаимодействие с обществом. Поэтому  не случайно, что на рубеже веков  проблема административного реформирования стала приоритетной для многих стран, включая Россию. Начиная с 1997 г., тезис  об административной реформе как  важном условии экономического роста  и социального развития включался  практически во все  президентские  послания. Первый проект Концепции  административной реформы в России был рассмотрен в правительстве  РФ еще в марте 1998 г.
       Десять  лет спустя  острота  проблемы не стала меньше. В  первом  послании Президента Д. А. Медведева к Федеральному Собранию РФ   вновь настойчиво говорилось  о «мнимой мудрости» административного аппарата», его традиционном недоверии к свободному человеку,  об  абсолютно неэффективной бюрократической системе, которая создает коррупцию, тормозит развитие  инновационной экономики и демократии1.
       Актуальность  исследования заявленной темы объясняется, таким образом,  не только недостаточно развитой способностью российских органов  власти отвечать на вызовы современности. Система исполнительной власти все так же закрыта для общества.  Вовлечение населения и общественных структур в процесс разработки, принятия и осуществления  политических решений реализуется органами власти далеко не в полной мере. По свидетельству международных экспертов эффективность государственного управления и качество публичных услуг в РФ находятся на одном уровне со странами, намного уступающими ей по уровню экономического развития и качеству человеческого потенциала.
       Справедливости  ради, следует сказать, что  проблема  эффективности государственного управления  остро стоит не только у нас. Во многих   странах, опередивших  Россию  по темпам и масштабам  административного реформирования, сегодня  говорят о  серьезных, носящих концептуальный характер, просчетах  реформаторов.
       В этой связи весьма своевременным  является обращение к существующим положительным практикам государственного управления и функционирования государственной  службы. Это даст возможность определить,  какие из имеющихся вариантов  реформирования, и в какой мере могут быть использованы в российских условиях, а также, по возможности, учесть допущенные в этих странах ошибки и просчеты и избежать их. Сравнение  отечественных реалий с зарубежным опытом позволит лучше понять логику эволюции российской модели административной реформы и определить пути ее обновления и эффективизации.
       Необходимость существования государственной  службы и ее правового регулирования  обусловлена самим существованием государства с его задачами и  функциями. Весь мировой опыт и состояние  общественных отношений, даже в странах  с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать  и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация стала  демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.
       Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные  процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте  политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В  этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.
       Теоретическая значимость исследования определяется наличием таких теоретических подходов (менеджериального, сетевого и др.) к осмыслению политико-административного процесса реформирования государственного управления и государственной службы, которые позволяют не только анализировать выделенные модели реформирования, но и совершенствовать их, разрабатывать новые теоретические конструкции с учетом реально складывающихся взаимоотношений государства с гражданским обществом.
       Целью данной работы является анализ государственного управленческого воздействия, его сущности, содержания, целей, функций и принципов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Управление, как социальное явление 

       Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
       В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или  кем-либо). В подобном понимании оно  трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно.  Возникает потребность раскрытия  содержания этого руководства, его  функционального значения. Общетеоретические  позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для  следующих выводов:
    Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
    Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
    Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
    Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что  предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
    Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное  упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
    Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.
       Таковы  основные черты, характеризующие общее  понятие управления. Они полностью  приемлемы, и для понимания управления в  социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные  объединения (например, государство, общество, территориальное образование,  общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты,  семья и т.п.).
       Конечно, при этом учитываются особенности  социальной сферы, важнейшей из которых  является то, что управленческие связи  реализуются через отношения  людей. Общество представляет собой  целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными  проявлениями, равно как и с  функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей  связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального  управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.
       Социальное  управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также  особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них:
       1. Социальное управление есть только там, где  проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность  (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить  необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности и определенные коллективы и организационно их оформляет.
       2. Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее действие  на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).
       3. Социальное управление имеет  в качестве главного объекта  воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это –  критерии сознательно-волевого характера,  в которых опосредствуется руководство  поведением людей.
       4. Социальное управление, выступая  в роли регулятора поведения  людей, достигает этой цели  в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими  отношениями. Возникают они,  прежде  всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.
       5. Социальное управление базируется  на определенной соподчиненности  воль людей – участников управленческих  отношений, т.к. их отношения  имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна  по отношению к воле управляемых.  Отсюда – властность социального  управления, означающая, что субъект   управления формирует и реализует  «господствующую волю», а объект  подчиняется ей. Так выражается  властно-волевой момент социального  управления. Следовательно, власть  есть специфическое средство, обеспечивающее  следование воли управляемых  воле управляющих. Так происходит  волевое регулирование поведения  людей, а в условиях государственной  организации общественной жизни  обеспечивается необходимое «вмешательство»  государственной власти в социальные  отношения.
       7. Социальное управление нуждается  в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты  управления. В роли таковых выступает  определенная группа людей,  организационно  оформленная в виде соответствующих  органов управления (общественных  либо государственных), или же  отдельные, уполномоченные на  это лица. Их деятельность, имеющая  специфическое назначение и особые  формы выражения, является управленческой.
       Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В  самом широком смысле оно  может пониматься в качестве механизма  организации общественных связей. В  подобном смысле можно говорить о  том, что его задачи и функции  практически выполняют все государственные  органы, независимо от их конкретного  назначения, а также общественные объединения. Элементом системы  социального управления является также  и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает  все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.
       Социальное  управление имеет и специальный  смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное  управление, под которым понимается специфический вид государственной  деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также  от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных  формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Специфика государственного управления 

       Многие  авторы основанием видов управления признают природу и субстанциональную  специфику субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник). Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:
       1. Государство, выступая в качестве  субъекта управления, придает государственному  управлению важное свойство, без  которого оно не могло бы  состояться. Это свойство системности.  Как иначе, могло бы быть  осуществлено управление огромными  массами как человеческих, так  и материальных ресурсов. Данное  свойство принципиально ведь  только при его наличии может  осуществляться согласованность,  координация, целеустремленность  и эффективность. 
       2.   Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратись к современной "Краткой философской энциклопедии" государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
       3. Это, безусловно, границы распространения  государственного управления. Такие  границы могут быть определены, как  проходящие не в рамках  всего общества, а выходящие за  его рамки и проявляющиеся  во внешней политике данного  государства. Нормальный вариант  взаимосвязи государства и общества  характеризуется тем, что общественная  жизнь людей обладает большим  объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии  определяются как общественными  институтами, так и государством. То есть, государство посредством  законодательства устанавливает  основные типы и нормы поведения  людей во всех сферах жизни  и обеспечивает их соблюдение  своей властной силой. В данном  контексте проблемой является  "распространенность государственного  управления на общество", так  как здесь уже пойдет речь  не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого  общества, от способности его  к саморегуляции и адаптации  к чему-то новому. Данная сентенция  приводит нас к выводу, что  государственное управление будет  сохранять свое влияние на  общество, но является вопросом  глубина этого влияния. Важно  отметить то, что это влияние  будет призвано отражать и  воспроизводить в себе состояние  общества. Тем самым управление  должно находиться в коррелятивной  связи с тем процессом и  явлениями, на которые оно направляет  свои целеполагающие, организующие  и регулирующие воздействия.   
       Итак, государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. 
       Термин  «государственное управление» широко используется в отечественной и  зарубежной научной литературе, а  также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым  конституционные основания для  выделения данного вида государственной  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Цель, функции и принципы государственного управления 

       Оценка  и анализ состояния государственного управления РФ и поиски решений по повышению производительности государственного управления в сложившейся в Российской Федерации ситуации затруднены непроясненностью ряда общественно-политических и особенно обострившихся экономических проблем, которые выступают объективными основаниями для самого государственного управления. В данный момент мы должны ответить на принципиальные вопросы, без  ясного понимания ответов на которые  государственное управление как  технология их реализации не имеет  большого значения. Нужно определиться в следующих моментах:
       1.  В каком направление мы движемся?
       В данном контексте следует ответить на вопросы, являющиеся концептуальными, системообразующими: Определиться, какое  общество мы желаем построить и действительно  можем. Определить адекватность ресурсов, которыми мы располагаем, и охарактеризовать ту политическую волю, которой мы обладаем. Да, безусловно,  на данном этапе  идет реструктуризация  общественно-экономической  формации, произошел переход к  частной собственности, мы находимся  в плоскости рыночных отношений  и живем в демократической  стране со всеми недостатками этой модели в рамках нашего, специфического общества. Но данные ценности и завоевания являются общим выбором и весьма неопределенным. На основе выбора в  пользу данных ценностей нельзя построить  и сформулировать новую концепцию  государственного управления. Надо определиться в специфике нашего общества и  выделить общее и частное в  рамках мирового опыта. Здесь следует  принять во внимание огромный спектр факторов: от исторической специфики  до особенностей менталитета.
           
       2. В чем  истоки преобразуемого  нами общества?
       Как мы видим, этот вопрос органически перекликается  с предыдущим, так как выбор  пути включает в себя отбор и сохранение элементов накопленных знаний, и  их целевое использование. Ведь нельзя полностью отторгать идеи социализма и считать, что они не востребованы. Немало от идей и принципов социализма взято и практически реализовано  во многих странах. Как пример можно  взять идеи "нового" курса Ф.Д  Рузвельта. Значит, нам нужен более  глубокий и критический анализ, необходимо вычленить то, что является функциональным для развития будущего общества, а  что выявило свою несостоятельность. Нам необходимо ранжировать общественные элементы, произвести селекцию элементов, которые могут быть адаптированы. Уже более 10 лет мы живем в переходном обществе и систему государственного управления необходимо адаптировать к  интересам всего социального  состава общества и ни в коем случае не допускать социального антагонизма. 
       3.  Какие действия нужно совершать  в переходный   период?
       Этот  вопрос является вполне логичным, так  как достижение любых целей всегда связано с использованием соответствующих  средств, ресурсов, форм и методов  и в определенной мере они накладывают  свой отпечаток на конечный результат. Можно говорить о большом количестве подобного рода опыта в современном  обществе и рассматривать историю  совершения действий по выходу из кризисного, переходного общества через призму аналогий, но данное рассмотрение теряет свою проблематику, так как потеряна специфика нашей страны, на материале  которой происходит рассмотрение.   
       Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и  регулирующие функции. Цели государственного управления  возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.
       Цели  государственного управления в современной  России:
    Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
    Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
    Конституционная защита прав и свобод  граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.
    Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.
    Поддержание позитивной экологической обстановки.
    Поддержание рыночных механизмов.
    Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.
       Функции государственного управления - объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий  государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие  государства, причем важно отметить, что оно является целостным. На набор  функций государственного управления влияют, по крайней мере, 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых  объектов и, безусловно, место и роль государства в обществе. Таким  образом, можно сделать умозаключение, что государство и  государственное  управление как его производная, является с одной стороны тем  элементом, который осуществляет насилие, т. е так называемым "легитимным насилием", а с другой стороны  оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного  развития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону  ограничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации данной функции (я имею в виду " насилие"). Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть  хаос, произвол.
       Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке тех общественных институтов, которые способны взять  на себя функции государственного управления и обеспечить их должную реализацию. Оптимальным вариантом было бы нахождение некоего баланса, так как в  современном обществе мы являемся свидетелями  уменьшения государственного сектора (приватизация в данный момент рассматривается  одним из основных способов повышения  эффективности в государственном  секторе), но с другой стороны, повышения  роли государственного регулирования  в организации и разработке политики в сфере организации рыночных отношений.
       Функции государственного управления:
    Функция планирования. При этом нужно ответить на вопрос чем, как, где, когда достигается цель. Стратегически важная функция.
    Функция организации. Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.
    Функция регулирования. Функция, направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности.
    Функция работы с персоналом. В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.
    Функция контроля. Так называемая обратная связь для всех перечисленных функций.
       Важно определить специфические функции  государства, чтобы данные функции  не ушли на откуп рыночным механизмам, а сделать так, чтобы государство определило объем данных функций на федеральном уровне и на уровне рыночных механизмов. Результативность в данном случае должна осуществляться на уровне налогов, льгот, инвестиций - это и есть контроль в сфере рыночной экономики. К специфическим функциям я отношу: научно-техническое развитие, контроль и регулирование за сферой трудовых отношений и, естественно, финансовая система. Данные функции требуют строжайшего контроля со стороны государства, так как в противном случае можно говорить об угрозе безопасности страны. То есть при их реализации необходимо учитывать все особенности развития страны, ее специфику. 
       Принципы  государственного управления:
      Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития).
        Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно - управляющих воздействий).
      Организационно-структурные (отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно - управляющих воздействий).
    Государственно-управленческой деятельности (раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций).
       Вопрос  о распределении управленческих полномочий между органами государственной  власти является для России на всех этапах ее развития концептуальным, центральным, так как он аккумулирует в себе несколько особенно актуальных проблем:
    Обеспечение демократизма и рациональности государственного управления в масштабах всей страны.
    Федеративное построение государственного управления.
    Целостность, рациональность, эффективность государственного управления.
    Единство законодательного регулирования и дифференциации применения правовых норм в зависимости от конкретных условий, факторов и обстоятельств.
    Прочность государственно-правовых устоев.
       Важно сформулировать стратегическую и оперативную  концепцию системного государственного управления, так как, к сожалению, сейчас мы наблюдаем картину, когда  властные полномочия являются элементом  торга и их перераспределение  в масштабе государства носит  конъюнктурный характер, характер носящий  политический оттенок, когда предоставление тех или иных полномочий является моментом некоего политического  шантажа. В данном контексте можно  выделить два фактора этой, так  называемой, игры: это федеральный  центр и региональные власти. Как  мы видим, в поставленной проблеме четко  прослеживаются исторические аналогии, что подтверждает тезис о плохой исторической памяти тех, кто еще  недавно видел панацеей от всех бед  ликвидацию союзного центра.
       Поскольку проблемы построения работоспособной  по большей части системы, способной  к саморегуляции и адаптации, не решаются на федеральном уровне, тем самым это проецируется на региональный, а дальше на местный  уровень.    
       Таким образом, вопрос о целях, функциях и  принципах государственного управления является важнейшим при попытке  создать систему эффективного государственного управления. 
 
 

Глава 4. Особенности государственного управления в современной России 

       Ранее в работе был выдвинут и доказан  тезис о исторической составляющей государственного управления и ее несомненном  влиянии на всю действительность. Тем самым, перед нами встает новая  проблема исследования - это вопрос о специфике государственного управления в России, и ее выражении. Концепция  государственного управления не может  быть сформирована без учета того особенного и уникального, что объективно присуще ему в силу своеобразия  исторических, географических, производственных, этнических и других оснований. Но уделяя такое большое внимание специфике, нельзя оставлять без внимания, то типичное, универсальное, что должно быть присуще Российскому государству, как составной части мирового сообщества и стране, развивающейся  в русле общечеловеческой культуры. Очень важным является то, что только слияние  этих  свойств  в Российской  государственности открывает путь к широкому использованию мирового опыта, к идентификации определенных государственно-управленческих институтов, и одновременно, к сохранению, воспроизводству и развитию сугубо национального, самобытного, свойственного лишь России. Разумный синтез и его эффективное использование - вот решение проблемы. Но данные намерения легко декларируются и далеко нелегко достигаются. Исходя из этого, попробуем вычленить эти особенности, так как без определения иных анализ проблематики эффективного государственного управления является, вряд ли возможным.
       Итак,  попытаемся выделить несколько плоскостей, в рамках которых возможен анализ специфики, особенностей государственного управления в России:
    Безусловно, данный вопрос нужно рассматривать через призму вековых традиций. Это, конечно же, политическая культура населения и правящей элиты в большей, или меньшей мере определяющая особенности рассматриваемой проблемы. Не обязательно, чтобы эти традиции определяли процесс государственного управления. Несомненно, однако,  что неучет их, возможный на относительно коротком историческом отрезке времени, в конечном счете, создает ситуацию, не дающую право для научного анализа. Государственное  управление России имеет многовековую историю. Россия практически всегда имела жестко централизованное государственное управление.  Соотношение  властно-управленческих  функций (принятие, выработка решений) было смещено в пользу центра, где в свою очередь все или почти все сосредоточивалось  вокруг одного лица и непосредственно работавшего на это лицо аппарата.  В таком контексте практически не вставал вопрос об ином, более рациональном перераспределении власти между центром и местами (провинциями,  административными единицами).  Последним отводилась роль непосредственного исполнителя решений центра; исполнение этих решений было главным критерием оценки эффективности действий  местных управленческих фигур (наместников,  воевод,  губернаторов, первых секретарей).
       Возникает вопрос: «Не является ли эта традиция непреодолимой и оправданной?»  Правомерен вопрос и о том, не есть ли централизация  необходимое  и  естественное состояние для страны.
       Такой же, очевидной чертой российской  традиции  государственного  управления  является  встроенная  в  общество традиция авторитаризма, единоначалия. Концентрация политических властных рычагов  вокруг одного лица в центре,  доминирование, преобладание этого лица при принятии политических решений, создали,  в  частности,  обстановку отсутствия системы  сдержек  и противовесов,  компромиссов и сделок как нормы  политического процесса, тенденцию  ликвидации самостоятельных,  автономных,  авторитетных,  соперничающих  на  политической  сцене  с первыми лицами структур, личностей. Необходимость отказа от авторитарности в политической практике России очевидна.
       Государственное управление России действует в среде,  отличающейся своей политической  культурой,  влияющей  на  действия лиц,  определяющих политический процесс,  поведение, действия народных масс, характер государственных институтов. В этом плане следует, прежде всего, учитывать, что генетически население  России  -  это люди,  исторически вышедшие из сельской среды,  сохраняющие в известной мере отпечатки сельской культуры, преобразованной нынешним индустриальным веком и социалистическим образом жизни.   
       Это отсутствие развитого гражданского общества в России, то есть  самоуправляющихся  социальных единиц, которые находятся  вне государства, как особого  аппарата управления. Формирование такого общества вызывает стремление у властей  интегрировать нарождающиеся социальные структуры в государственные  механизмы, что дезавуирует полностью  изначальный смысл этих социальных образований.
       Историческое  наследие России породило также  определенный тип массового отношения к  загранице, связанный с постоянным противоборством России с окружением, борьбой за выживание, распространением российских владений по территории Евразии, стремлением лидеров страны приобщать  российское государство (в меньшей  мере - общество) к формам и нормам передовых цивилизаций.
       Российская  государственная традиция носит  многонациональный  характер,  отражая  вековые контакты этнических русских  с соседними славянскими и  другими народами, с несколькими  мировыми цивилизациями. Многонациональный характер  российской государственности содержит как привычку взаимод
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.