Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Роль экономических наук в современном мире

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.05.13. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Уральский Финансово-Юридический  институт. 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: « Введение в специальность»
тема: «Роль  экономических наук в современном  мире» 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка группы ФК-0110
                     Гришанова Ольга Олеговна 

                      Проверила: к.э.н., доцент
                      Окунева Любовь Александровна 

Екатеринбург                                                                                                                                                                             2010
 

Экономическая теория в современном мире. 

Экономическая теория не есть набор уже
                                            готовых рекомендаций, применимых
                               непосредственно в хозяйственной  политике.  Она
                                       является скорее методом, чем  учением,
                                     интеллектуальным инструментом, техникой
                                     мышления, помогая тому, кто владеет  ею,
                                         приходить к правильным заключениям.
                                                          Джон Мейнард Кейнс 

      Общее представление о значении и состоянии  экономической теории в современном  мире.
Экономика (от греч. oikonomike, буквально— искусство ведения домашнего  хозяйства),
1) совокупность производственных  отношений, экономический базис  общества;
2) народное хозяйство  данной страны или его часть,  включающая соответствующие отрасли  и виды производства;
3) отрасль науки,  изучающая производственные отношения  или их специфические стороны  в определённой сфере обществ.  производства и обмена.
Э. — совокупность производственных отношений. Научное  определение Э. и её места в  развитии общества впервые дано К. Марксом: "Совокупность... производственных отношений  составляет экономическую структуру  общества, реальный базис, на котором  возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют  определенные формы общественного  сознания" (Маркс К. и Энгельс  Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6— 7). Э. образует основу всех других общественных отношений  и играет решающую роль в развитии общества. При любом способе производства Э. представляет систему производственных отношений. Главное и определяющие в ней — отношения собственности на средства производства, характер и социальный способ соединения непосредственного производителей со средствами производства. Совокупность производственных отношений того или иного способа производства выражается в соответствующей системе экономических законов и категорий политической экономии. Каждому способу производства присуща своя Э., отличающаяся характером собственности, целями, формами и методами хозяйствования. Э. непосредственно взаимодействует с политикой, составной частью которой является экономическая политика.
Э. как народное хозяйство  страны отражает не только характерные  черты данного способа производства, но и отличительные особенности  отдельно взятой страны, обусловленные  её географическим положением, участием в международном разделении труда, историческими традициями, достигнутым  уровнем развития производительных сил и др. конкретно-историческими  условиями. Э. включает отрасли материального  производства — промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговлю и др. и непроизводственную сферу — просвещение, здравоохранение, культуру и др. Общественное производство представлено производством средств производства (I подразделение) и производством предметов потребления (II подразделение), соотношение между которыми обусловливается многообразными факторами при определяющей роли I подразделения, образующего основу технического прогресса.
Э. СССР — единый народно-хозяйственный  комплекс, охватывающий все звенья обществ. производства, распределения  и обмена на территории страны. Она  базируется на крупном машинном производстве во всех отраслях народного хозяйства  и развивается планомерно в интересах  роста народного благосостояния. В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе социализм  развивается уже на своей собственной  основе, всё полнее раскрываются созидательные  силы нового строя. Углубление разделения труда, усиление пропорциональности в  развитии отраслей и регионов создают  необходимые условия для последовательного  роста эффективности всего общественного  производства, для более полного  использования природных и трудовых ресурсов.
С выходом социализма на мировую арену складывается Э. мировой системы социализма, главные тенденции развития которой — углубление процесса интеграции социалистической экономической, сближение национальных хозяйств стран социализма и формирование глубоких и устойчивых связей в основных отраслях Э., науки и техники.
Э. — отрасль науки. Область человеческих знаний, занимающаяся изучением объективных закономерностей  экономического строя общества в  рамках последовательно сменяющих  друг друга общественно-экономических  формаций; теоретическим анализом процессов, явлений в различных сферах и  отраслях народного хозяйства; выработкой практических рекомендаций в области  производства и распределения жизненных  благ. Э. — составная часть группы общественных наук. Формирование экономических  наук — продукт длительного исторического  развития. Непосредственный переход  к созданию системы экономических  знаний произошёл с появлением политической экономии как науки.
В трудах представителей классической буржуазной политической экономии был заложен научный  фундамент развития экономических  наук, исследованы многие важные социально-экономические  процессы, протекающие в капиталистической  Э. Утверждение капиталистический  способа производства, углубление антагонистических  противоречий между наёмным трудом и капиталом, превращение буржуазии  из передового в реакционный класс  содействовали возникновению вульгарной буржуазной политической экономии, которая  подменила анализ внутренних закономерностей  экономического строя капитализма  описанием и систематизацией  внешне воспринимаемых хозяйственных  процессов и явлений.
Создание подлинно научной системы экономических  знаний стало возможным с возникновением марксистского экономического учения, вобравшего в себя лучшие достижения предшествующей экономической мысли  и творчески переработавшего  их в соответствии с принципами материалистического  понимания истории. Огромный вклад  в экономическую теорию К. Маркса сделали Ф. Энгельс и В. И. Ленин. В последующем марксистско-ленинская  экономическая теория получила развитие и конкретизацию в теоретической  деятельности КПСС и братских марксистско-ленинских  партий, работах сов. и зарубежных учёных марксистов-экономистов. Марксистская классификация в системе экономических  наук выделяет фундаментальные и  прикладные исследования. Задача первых — познание объективных экономических  законов и обоснование путей  их эффективного использования. К таким  наукам относятся политическая экономия, история народного хозяйства, история  экономической мысли, планирование народного хозяйства, теория управления экономикой, статистика, бухгалтерский  учёт, анализ хозяйственной деятельности. Прикладные науки используют результаты фундаментальных разработок для  решения частных и конкретных практических проблем. Эти экономические  науки разграничиваются по функциональному (финансы и кредит, денежное обращение, ценообразование, демография, экономика  труда, материально-техническое снабжение), региональному, страноведческому (экономика  отдельных стран) и отраслевому  признаку (экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и т.п.).
В системе экономических  наук главенствующую роль играет политическая экономия: она служит теоретической  и методологической основой всего  комплекса этих наук. Отличительная  черта современного этапа развития экономических наук — усиление роли математики в экономических исследованиях. Особенно интенсивно развивается моделирование  экономических процессов. В социалистических странах практическое использование  положений, выводов и рекомендаций экономических наук осуществляется в процессе разработки и проведения экономической политики.
      Сегодня интерес образованных людей к  экономической теории все более  возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые  происходят во всем мире.
      П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение. Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом. В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.  Этот курс должен быть небольшим по объему.
      Все мы, подчеркивает американский профессор  Пол Хейне ("Экономический образ  мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто  учит студентов, грешим в том, что  рассказываем гораздо больше, чем  им хочется, или нужно знать. Желательно, чтобы студенты овладели некоторым  набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить  более ясно и последовательно  в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа  позволяют нам улавливать смысл  в окружающей нас разноголосице. Экономика сложна, многолика и  подвижна. Этим объясняется и подвижность  науки, изучающей ее. В разных странах  экономическая наука называется по-разному.
      В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это  название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая  наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или  как Основы экономической теории.
      Одни  авторы отождествляют эти две  науки, другие - разграничивают. Коренного  различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами. "Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист  первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в  хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург  у плавильной печи, астроном, изучающий  солнечную активность, могут безболезненно  обойтись без знания экономической  теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить  свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха. В то же время  мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются  практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить  и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным  заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и  налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.Управленцы предприятия любого уровня обязаны  глубоко и систематически изучать  рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния  дел на предприятии. Экономическая  политика государства, если она не опирается  на экономическую теорию, неизбежно  заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному  взрыву. Практическое значение науки  состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами  игры. В экономическом поведении  обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая  теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и  позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей. Возникновение и развитие экономической  теории. Экономическая теория в своем  развитии прошла ряд этапов.
1. Истоки  экономической науки следует  искать в учениях мыслителей  стран Востока, Древней Греции  и Древнего Рима. Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.) впервые вводят  в научный оборот термин"экономия", что означает искусство ведения  хозяйства. Аристотель подразделял  два термина: "экономика" (естественная  хозяйственная деятельность, связанная  с производством продуктов) и  "хремантистика" (искусство наживать богатство, делать деньги).
2. Экономическая  теория как наука сложилась  в период становления капитализма,  зарождения первоначального капитала  и прежде всего в сфере торговли. На требования развития торговли  экономическая наука откликается  появлением меркантилизма - первого  направления политической экономии.
3. Учение  меркантилистов сводится к определению  источника происхождения богатства.  Источник богатства они выводили  только из торговли и сферы  обращения. Само богатство отождествляли  с деньгами. Отсюда и название"меркантильный" - денежный.
4. Учение  Вильяма Петти (1623-1686) является  переходным мостиком от меркантилистов  к классической политической  экономии. Его заслуга в том,  что он впервые объявил источником  богатства труд и землю.
5. Новое направление  в развитии политической экономии  представлено физиократами, которые  явились выразителями интересов  землевладельцев. Главным представителем  этого направления был Франсуа  Кенэ (1694-1774).Ограниченность его учения  в том, что источником богатства  считался труд только в земледелии.
6. Дальнейшее  развитие экономическая наука  получила в трудах Адама Смита(1729-1790) и Давида Рикардо (1772-1783). А.  Смит в книге "Исследование  о природе и причинах богатства  народов" (1777 г.) систематизировал  всю сумму накопленных к тому  времени экономических знаний, создал  учение об общественном разделении  труда, раскрыл механизм свободного  рынка, который назвал "невидимой  рукой". Давид Рикардо продолжил  разработку теории А.Смита в  работе "Начала политической экономии  и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным  источником стоимости является  труд рабочего, который и лежит  в основе доходов различных  классов (заработной платы, прибыли,  процента, ренты).
7. Опираясь  на высшие достижения классической  политической экономии, К.Маркс (1818-1883) раскрыл законы развития капитализма,  его внутренний источник самодвижения - противоречия; создал учение о  двойственном характере труда,  воплощенного в товаре; учение  о прибавочной стоимости; показал  исторически приходящий характер  капитализма как формации. Современные  направления и школы экономической  теории. Современная  экономическая   теория   характеризуется   не
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.