На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Эволюция теории управления. Современные концепции управления и системы менеджмента (американская, европейская, японская). Классификация функций менеджмента. Формирование российской системы менеджмента и влияние на ее специфику менталитета нации.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 14.06.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1. Сущность, предмет принципы менеджмента

Менеджмент - теория управления производством трансформированная в теорию управления деятельностным поведением людей.
К основным понятиям менеджмента относят:
Система - совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая иными свойствами, чем каждый элемент в отдельности. Основная задача системы - изменять и преломлять внешнюю среду под себя.
Управление - целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства.
Социально-экономическая система - такая система, основным элементом которой являются коллективы людей, основными связями между элементами являются экономические связи и отношения, труд - основа их функционирования. Они создаются искусственно.
Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.
К основным категориям менеджмента относят:
- объекты и субъекты менеджмента. Объекты менеджмента разделяются по функциональным областям, т.е. финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др. По виду объекта - операция, процесс, система. По уровню иерархии - организация в целом, цех, участок, рабочее место. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило можно выделить 3 основных уровня: высший, средний и низший. Субъекты менеджмента - руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и профцентров, руководителей определенных видов работ, администраторов.
- виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности связанные с решением определенных задач. По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий (генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, профцентров. Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений (финансы, персонал, инновации, производство, экология, снабжение, маркетинг). По содержанию различают:
(1) Нормативный менеджмент - предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации на рынке, формирование общих стратегических намерений.
(2) Стратегический менеджмент - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирования потенциала успеха организации, обеспечение стратегического контроля за реализацией плана.
(3) Оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития фирмы.
Функции менеджмента - определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий и объектов их приложения. Различают - общие (формирование целей, направление, организация, контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
- методы менеджмента - система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. К методам относятся: экономические, организационно-распределительные, социально-психологические).
- принципы менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы:
- целостности (системное свойство);
- иерархической упорядоченности;
- целевой направленности развития;
- научной обоснованности и оптимальности;
- сочетание централизации и децентрализации;
- демократизации.
2. Эволюция теории управления

Организации, как группы людей, объединившихся для достижения определений цели, существуют столько же, сколько существуют люди. Однако управление организацией было признано самостоятельной сферой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства.
В первой половине XX века получили развитие четыре четко различающиеся школы управленческой мысли.
Школу научного управления связывают с именем Ф.У. Тейлора. Условный временной период: 1905-1920 гг. Характерные черты: массовое машинное производство; разделение труда.
Вклад этой школы в теорию и практику менеджмента трудно переоценить: были выделены функции управления - нормирование, контроль, оценка, стимулирование и тем самым заложены основы систем управления, введены понятия "норма", "допуск", "годное изделие", "дефектное изделие", что позволило установить критерий качества изделия; введена новая специальность - технический контролер; была обоснована целесообразность разделения управленческих и производственных функций.
Возникновение административной (классической) школы (1920-1950 гг.)управления связывают с именем А.Файоля. Характерные черты: развитие массового машинного производства; усложнение технологий изготовления изделий; увеличение интенсивности труда: преимущественное изготовление бытовых изделий; насыщение товарного рынка; развитие конкуренции.
Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:
Разделение труда -- специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
Полномочия и ответственность -- каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.
Дисциплина -- рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.
Единоначалие -- работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
Единство действий -- все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
Подчиненность интересов -- интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.
Вознаграждение персонала -- получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
Централизация -- естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
Скалярная цепь -- неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
Порядок -- рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
Справедливость -- установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
Стабильность персонала -- установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
Инициатива -- поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
Корпоративный дух -- гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве -- сила).
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
Школы человеческих отношений (1930-1950 гг. - по настоящее время) связывают с М.П. Фоллетт, Т.Э. Мэйо, А. Маслоу и др. Характерные черты: качественное усложнение производственных технологий; рост монотонности труда; рост среднего уровня образованности рабочих; проявляется конфликт между рабочими и менеджерами (противоречие между физическим и умственным трудом).
Представители школы человеческих отношений рассматривали человека на производстве как личность. Школа разработала методы управления межличностными отношениями. Изучались различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций, лидерства и в организации. Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.
"Количественная" школы (школы количественных методов)
( 1950 г. - по настоящее время) - связано с развитием математики, статистики и других точных наук. Характерные черты: развитие прикладных направлений в точных науках; появление вычислительной техники. Представители этой школы ввели в практику менеджмента моделирование.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.
3. Современные концепции управления, и системы менеджмента (американская, европейская, японская)

Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом: (Дуглас Макгрегор)
Теория «Х»
Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.
Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.
Теория «У»
1. Работа для человека так же естественна, как игра.
2. Внешний контроль - не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.
3. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации
Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения:
1. Применение системного подхода в управлении
2. Применение ситуационного подхода в управлении.
3. Кибернетический подход.
4. Новая роль управления - нововведения (инновации), интеграция, рационализация.
5.Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом.
Европейская модель управления: основана на идее подготовке квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность (инженерную, экономическую, юридическую или инженерно-экономическую), которая имеет прямое отношение к технической, экономической или управленческой деятельности предприятий; во-вторых, повышение квалификации руководителей, которое осуществляется уже в процессе практической работы, как правило, на краткосрочной основе. Сюда же примыкает и профессиональная переподготовка как более основательная форма развития знаний и умений вплоть до получения новой специальности в области бизнеса, менеджмента или предпринимательства.
Американская модель: основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако, как правило, в рамках американской модели, прежде чем получить высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый практический опыт работы, дабы изнутри понять, что такое бизнес и менеджмент в реальной жизни. Лишь после этого он выбирает «карьерный путь» менеджера и снова возвращается в систему высшего профессионального образования для приобретения серьезных знаний именно в области бизнеса и менеджмента, которые становятся для него главной профессией.
Японская модель: Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом. Основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимилизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
6 признаков японского менеджмента:
1) Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
2) Гласность и ценности корпорации.
3) Управление, основанное на информации.
4) Управление, ориентированное на качество.
5) Постоянное присутствие руководства на производстве.
Поддержание чистоты и порядка.
Поход
Тип «А»
Американские организации
Тип «Z»
Японские организации
Человеческий
капитал
Малые вложения в обучение.
Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка.
Крупные вложения в обучение.
Общее обучение
Неформализованная оценка.
Трудовой
рынок
На первом месте внешние факторы. Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения.
На первом месте - внутренние факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения.
Преданность
организации
Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальное рабочие задания
Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе.

4. Сущность и классификация функций менеджмента

Любое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
В дальнейшем состав этих функций был дополнен.
Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Применяются различные классификации функций управления.
Дадим определение основным функциям менеджмента.
Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.
Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Этот цикл управления является универсальным по. отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н.
Например, функция организации деятельности, например, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т. е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.
Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и принятия решений. В последнее время в состав связующих процессов все чаще ученые относят и процесс целепологания, т. к. установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.
Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.
Процесс принятия решений - это выбор альтернативы.
В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений:
при планировании: постановка целей, определение необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач;
при осуществлении функции организовывания: структура производства, структура управления, организация производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих и специалистов.
Процесс мотивации включает установление и оценку неудовлетворенных потребностей, формирование целей удовлетворения потребностей, определение стимулирующих воздействий (мер).
Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи и т. п.
Функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.
Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.
Цель - это предвосхищение результата деятельности.
Динамизм функций выражается в необходимости их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби, который гласит: только разнообразие может уничтожить разнообразие, можно утверждать, что только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым, т. е. можно утверждать, что для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.
Динамизм функций можно проиллюстрировать с помощью эволюции принципов менеджмента. Например, перенос доминанты при реализации функции мотивации с "кнута" (теория X) на "пряник", "вкус" которого меняется, в соответствии с теорией Маслоу, от материального вознаграждения до развития творческого потенциала личности.
В постоянном, гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается искусство менеджера, которое может быть реализовано только благодаря применению научных методов управления.
5. Формирование российской системы менеджмента

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение.
Менталитет - “совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации”
1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...” Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность.
2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей.
В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции - стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.
В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.
3.Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.
Россия всегда стояла между Европой и Азией. Ее географическое и расово-этническое многообразие впитало в себя эту геополитическую реальность. Население, проживающее на территории России, творило и создавало “ синтезированную” культуру.От Азии Россия впитала форму группового мышления - группизм, а от Европы - индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм - два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета.
Поэтому особенность русского менеджмента в его гибкости, приспособляемости, маневренности.
Система должна учитывать
1) устоявшийся дуализм менталитета;
2) его различия в разных регионах;
3) огромные просторы страны.
Для ее реализации необходимо налаживание общероссийской психологической службы, имеющей свои отделения в каждом регионе, на каждом крупном предприятии. В задачи этой службы на макроуровне будет входить создание общероссийской и региональной карт ментальности. Это поможет социально-психологическим службам предприятий выявить соотношение психологических качеств работников, на основе которых и будут моделироваться конкретные системы управления, учитывающие двойственность и соотношение противоречивых сторон российской ментальности.
В крупных городах с развитой психологией индивидуализма все чаще отношения строятся на практицизме, все больше проявляется стремление к обогащению. Система формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность. Таким людям лучше всего поручать индивидуальные участки работы, где они могли бы проявить все свои способности и получать зарплату в соответствии с ними.
Работников с коллективистской психологией целесообразно использовать на участках, где применяются специфические, адекватные им методы управления, с акцентом на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль, использование бригадной формы организации труда и его оплаты и т.д.
Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.
Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, - важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе.
6. Эффективность менеджмента: критерии оценки, показатели

Эффективность управления -- это:
· характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения;
· степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.
Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы:
· группа показателей, характеризующих эффективность системы управления;
· группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления;
· группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень.
Показатели:
· объем производства;
· прибыль;
· рентабельность;
· производительность труда;
· фондоотдача.
Критерии:
1.Количественные критерии (характеризуют экономический эффект):
· трудовые показатели (экономия живого труда в сфере управления -- численность аппарата управления, трудозатраты на управление и др.);
· финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и др.);
· показатели экономии времени путем внедрения прогрессивных управленческих технологий.
2.Качественные критерии (характеризуют социальную эффективность):
· уровень квалификации менеджмента;
· обоснованность принимаемых решений;
· организационная культура;
· управляемость организации;
· удовлетворенность трудом;
· морально-психологический климат;
· сплоченность трудового коллектива;
· авторитет менеджмента организации;
· другие.
7. Менеджеры в организации, их организационно-функциональные отличия от других работников и клиентов

Менеджер - это член организации, осущ. управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Не все м играют одинаковую роль, т.к. существуют различные виды управленческой деятельности.
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
· организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
· руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
· руководителю по отношению к подчиненным;
· администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
Менеджер-управляющий. От него в частности требуется:
· наличие общих знаний в области управления предприятием;
· компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
· владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
· принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом - значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.
Среди основных функций менеджера выделяют:
* Планирование - определение целей организации и действий по их достижению;
* Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;
* Распорядительство - это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;
* Координация - согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;
* Мотивация - создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;
* Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.
Управление же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:
* Передача прав и ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам - только право распоряжаться ресурсами.
* Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.
* Подготовка и осуществление корректирующих управленческих действий.
8. Типология власти, концепции лидерства. Менеджер как лидер

Лидepcтвo - этo cпocoбнocть фopмиpoвaть кoллeктив и вecти eгo к нaмeчeнным цeлям нa ocнoвe личнoгo aвтopитeтa.
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие - обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.
Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы. Лидер должен быть оптимистом. Лидер должен быть смелым. Лидер обладает широтой взглядов. Руководитель должен быть решительным. Лидер тактичен и внимателен. Справедливость - тоже важная черта лидера. Лидер всегда честен. Лидер честолюбив. Лидер последователен и скромен. Лидер должен быть наставником. Лидер уверен в себе.
Типология власти:
1.Власть принуждения основана на том, что руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей. Они, в свою очередь, это сознают и вынуждены, вследствие этого, подчиняться.
2.Власть вознаграждения основана на том, что руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов работы. Основное преимущество этого вида власти -- в его силе; недостаток -- в том, что очень часто руководитель имеет весьма ограниченные возможности для позитивного подкрепления результатов работы исполнителей по сравнению с их ожиданиями.
3.Экспертная власть как власть через разумную веру в руководителя. Исполнители часто считают, что руководитель обладает наибольшей степенью профессиональной компетентности, способной реализовать цели организации и значит -- их собственные.
4.Харизматическая власть, или власть примера, построена не на логике и не на разумной вере, а на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера. Харизматическое влияние -- это личностное, а не должностное влияние.
5.Законная, или традиционная, власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях
6.Власть информации. Суть этого вида власти можно проиллюстрировать известным выражением «кто владеет информацией, тот владеет и ситуацией».
Концепции лидерства:
Концепция лидерского поведения предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них соответствующих качеств.
Ситуационная концепция лидерства(Френком Фидлером).В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив. (как лидер обнаруживает свои лидерские качества в разных ситуациях).
Новые концепции лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются: концепция атрибутивного лидерства (аналитик), харизматического лидерства и преобразующего лидерства (реформатор).
9. Организационная структура управления: понятие, виды, типы, направления совершенствования (предпринимательские, сетевые, виртуальные структуры)

Организационная структура управления - единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления организацией, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность. Основными элементами организационной структуры управления являются цели, стратегические системы, иерархические звенья управления, менеджеры и руководители, управленческие работники, субъекты внешних связей (потребители, поставщики, партнеры, конкуренты) и связи (отношения, коммуникации, информация). Назначением организационной структуры управления является обеспечение устойчивости развития социально-экономической системы по средствам формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннее взаимодействие элементов системы.
В линейных структурах четко проявляется иерархия: в каждом звене сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление подразделением. "-" высокие требования к квалификации руководителя, "+" простота, экономичность, единоначалие.
В функциональных структурах создаются функциональные звенья наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей деятельности, т.е. принятие решений и контроль за их исполнением. "-" нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация.
В линейно-функциональных структурах иерархичность ступенчатая, при такой структуре руководитель организации является единоначальником, а функциональны руководители оказывают ему помощь. Линейные руководители низших звеньев административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Инода такую структуру называют "штабной", т.к. функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейных руководителей.
Дивизиональная структура - выделение управленческих звеньев специализирующихся по области деятельности. выделяется департаментизация по продукту, по потребителю и по рынку. Принцип схожести как и в предыдущем функциональном варианте остался, но теперь он стал относиться не к работе с ресурсом, а к работе над получением результата. Особенностью данного подхода является создание относительно автономных частей в организации, ориентированных на продукт, программу или проект, потребителя или рынок. Другим важным преимуществом департаментизации по продукту является то, что она приводит к значительному повышению внимания в процессе работы к конечному результату (продукту, потребителю, рынку). Перенос центра внимания в оперативном управлении на продукт облегчает интеграцию внутри ответственного за его производство подразделения и сплачивает людей.
Матричная структура - характеризуется тем, что исполнитель может иметь двух и более непосредственных руководителей. Матричная департаментизация явилась отражением попыток одновременно максимизировать преимущества и минимизировать слабые стороны как функционального, так и продуктового подходов. Она представляет собой сбалансированный компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата. Департаментизация на основе матричного подхода из всех имеющихся в практике является наиболее сложной для практической реализации. Однако при определенных обстоятельствах она может быть очень эффективной. Так, например, к матричной департаментизации обращаются тогда, когда требуется сложная система реакций на воздействие факторов внешней среды. Отличительной чертой матричного подхода к департаментизации является формальное наличие у работника одновременно двух начальников, обладающих равными правами. Эта система двойного подчинения базируется на комбинации двух начал - функционального и продуктового.
Сетевая организационная структура - поток команд со стороны руководства заменяется потоком заказов, координацией связей с другими организациями. Большое значение приобрела в последнее время, т. к. обладает высоким инновационным потенциалом. Представляют собой совокупность сотрудничающих многофункциональных групп (команд), объединенных единым бизнесом. Сетевые структуры строятся как неформальные, мобильные и дискретные системы с высокой степенью самостоятельности «подразделений». Сетевые структуры еще четче, чем проектные и матричные, ориентированы на конкретную задачу, в них максимально разделена ответственность и риски. В сетевой структуре нет или почти нет института (управленческого аппарата), который выступает в качестве ограничивающего начала. Есть некие узлы, функции которых ситуационны: в какой-то момент они выполняют роль ресурсного центра, в какой-то -- информационного, координационного или распределительного.
Сетевые структуры могут создаваться на основе аутсорсинга -- переноса части организационной деятельности за пределы организации. наиболее близки к сетевому построению торговые сети, франчайзинговые системы
Разновидность сетевой структуры -- виртуальная структура. Это временная сеть организаций или групп, оперативно объединяющихся для решения определенных проблем или использования появляющихся возможностей (для завоевания определенной доли рынка, например). Виртуальные организации представляют собой сеть делового сотрудничества, включающую основной бизнес данной организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Именно последние вместе с сетевыми структурами во многом обеспечили формирование виртуальных организаций, поскольку они делают принципиально не обязательным физическое наличие менеджеров на рабочих местах. "Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения необходимости в создании определенной стоимости для удовлетворения специфических потребностей. При этом не возникает физического коллектива как организации, а происходит лишь объединение особых отличительных способностей в систему, которая оказывается способной произвести требуемую стоимость.
10. Системные свойства организации

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней.
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, единство.
Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Системное мышление значительно облегчило принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.Любое предприятие -- система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов -- затрат (сырье, машины, люди) -- в товары и услуги.
Она функционирует внутри более крупной системы -- внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она в конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.
Свойства системы:
1) Целостность. Любую организацию можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждый элемент занимает строго определенное место.
Целостность - принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыносимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функции и т.д. внутри целого. Функционирование целого должно приносить интегральный, суммированный эффект. Все элементы должны быть взаимосвязаны в рамках цели данной системы.
2) Иерархичность. Каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы.
3) Упорядоченность (элементов) - означает повышение их организованности. В процессе упорядочения системы должны быть определены:
1. Границы системы (сколько единиц она включает);
2. Состав - характеристики (переменные) частей системы;
3. Структура;
4. Схемы их взаимодействия, гармоничное сочетание.
Только тогда организация становится системой. В результате повышения организованности системы можно говорить об эффективности управления (менеджмента) и управленческих решений.
4) Множественность описания каждой системы. В силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Любую систему можно сравнить с бриллиантом, имеющим множество граней. При повороте под разным углом он дает разное преломление лучей света, различный блеск.
5) Взаимосвязь структуры и среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия. Система, с одной стороны находясь под влиянием внешней среды, ее же и формирует.
6) Эмерджентность - это наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Если объединить все элементы в единое целое, то у такой организации появляются новые качества. Свойства целого не равны сумме свойств элементов. В то же время элементы при объединении могут терять присущие им свойства.
7)Гомеостазис. Организация стремится к устойчивости, восстановлению нарушенного равновесия. Такое явление называется гомеостазис.

11. Характеристика внутренней и внешней среды организации, их основные элементы. Клиенты организации

Внутренняя среда:
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Основные переменные в организации, которые требуют внимания руководства - это цели, структура, задачи, технология и люди. Цели:
Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.
Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли.(+ удовлетворение потребителя или пользователя услуг; занять лидерскую позицию на рынке; создание условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала; имидж организации; техническая эффективность, высокий уровень производительности труда; минимизация издержек производства и т.д.)
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы.
Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области.
Внешняя среда:
Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения.
1)Поставщики (Обеспечивают ввод ресурсов в организацию. Разделяются: поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.)
2) Законы и государственные органы (высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской деятельности. Так, с помощью налогов государство может осуществлять управление развития нужных направлений в экономике.)
3)Потребители (Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками)
4) Конкуренты (Если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.)
5)Политические факторы
6)Экономическое состояние страны
12. Коммуникации в менеджменте: понятие, виды, эффективность

Виды:
· Организационные (на основе общения, с использованием информации о самой организации, ее целях и задачах.) · Внешние (это коммуникации между организацией и средой);
· Внутренние (это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями);
· Формальные (это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов)
· Вертикальные (Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций):
· по восходящей (Передача инф. с низших уровней на высшие может влиять на производительность. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел);
· по нисходящей (с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных задания);
· горизонтальные коммуникации (между различными
отделами организации);
· неформальные (Распространение слухов);
· межличностные (фактор психологического климата группы).
Восходящие коммуникации - это процесс передачи информации от исполнителей (подчиненных) к руководителю. Данный вид передачи информации чаще всего реализуется в виде отчетов о деятельности и рационализаторских предложений.
Нисходящие коммуникации - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным (передача сотрудникам указаний).
Горизонтальные коммуникации - это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня (линейными руководителями, которые не подчиняются друг другу). Горизонтальные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией.
Внешние коммуникации - обмен информацией, который происходит между предприятием и внешней средой, позволяет ему быть в курсе потребностей потенциальных покупателей, работы поставщиков, посредников и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии).
Вербальные коммуникации - это процесс общения при помощи слов, которые могут быть письменными и устными. При работе предприятия особое значение имеет письменная форма (документооборот) , так как при судебных разбирательствах во внимание берутся не устные договоренности, а письменные доказательства.
Невербальные коммуникации - это общение с помощью мимики, жестов, взглядов (недаром встречается выражение "говорящий взгляд"). В процессе общения вербальные и невербальные символы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Это связано с тем, что невербальное общение идет на подсознательном уровне и человек редко может контролировать свои поступки. В настоящее время невербальному общению уделяется особое внимание, так как оно более достоверно характеризует человека как личность и выявляет его истинные намерения.
Коммуникационный процесс -- это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса -- обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
13. Классификация систем: открытые и закрытые; жесткие и мягкие; гибкие, адаптивные

Система- это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, единство.
Согласно кибернетическому взгляду современной теории систем, все системы имеют вход, трансформированный процесс и выход.
С позиции этого подхода, все системы можно разделить на открытые и закрытые.
Открытая система динамически взаимодействует с окружающим миром, обменивается с внешней средой информацией, энергией, продуктом. Примером - коммерческая фирма, которая взаимодействует с финансовыми органами, государством, поставщиками и потребителями, изменяет свою структуру в зависимости от потребностей клиентов, схем налогообложения, цен на выпускаемую продукцию и материалы и т.д.
В отличие от открытых систем, в закрытых системах не происходит получения ресурсов и обмена информацией с внешней средой. Закрытая система черпает энергию внутри себя. Для таких организаций характерно сокращение размеров со временем. Примером может служить бюрократическая организация, которая потеряла связь с внешней средой, не воспринимает поступающую извне информацию и ресурсы, в итоге работает сама на себя, не удовлетворяя потребностей клиентов во внешней среде. Конечный результат деятельности таких систем хорошо иллюстрирует пример командно-административной формы управления экономикой в СССР, приведшей к его развалу. Хотя нельзя оценивать все так однозначно.
Жесткие системы - как правило, авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации (религиозные организации, диктатуры).
Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям и слабой устойчивостью (финансовые котировки, слабообученный персонал).
Особенности современной административной реформы в России: направления, проблемы, результаты, перспективы.
Административная реформа - комплекс мер по оптимизации основных функций органов исполнительной власти, а также структуры и системы органов исполнительной власти.
Результатом административной реформы является создание системы эффективного осуществления государственных функций, которые обеспечивали бы высокие темпы экономического и социального развития страны и повышение качества жизни населения. Административная реформа включает две основных стороны: а) избавление от избыточных и дублирующих функций и построение новой, адекватной этим функциям структуры системы органов государственной власти; б) создание действенного механизма реализации этих функций, обеспечение информационной открытости и улучшение качества оказания государственных услуг.
Нормативной основой административной реформы РФ является Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, а организационной основой - Правительственная комиссия по административной реформе. Итогом административной реформы должно стать повышение удовлетворенности граждан качеством государственных услуг с 14% в 2005 году до 50% в 2008 году и снижение затрат бизнеса на преодоление административных барьеров с 10% выручки в 2005 г. до 5% в 2008 г и 3% в 2010 г.
Первый этап реализации административной реформы (2003 - 2005 гг.)
Начало практических действий - Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Где были сформулиров. 5 главн. задач:
1. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
2. Исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.
3. Развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.
4. Организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.
5. Завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В результате проведения реформы были упорядочены функции государственного управления => кардинальное обновление структуры федеральной исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию были сосредоточены в федеральных министерствах, функции контроля и надзора - в федеральных службах, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом - в федеральных агентствах.
Число федеральных органов исполнительной власти в результате реформы возросло. Если до реформ 58, то в марте 2004 г. их стало 76, после корректировки в мае 2004 года - 80, а к настоящему моменту - 84.
Основным результатом первого этапа проведения административной реформы - и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.